Научная статья на тему 'Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов'

Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костецкая Галина Анатольевна, Киселева Элеонора Михайловна

В статье показаны роль и место учебно-производственной практики в содержании профессиональной подготовки студентов факультета безопасности жизнедеятельности педагогического университета. Рассмотрены концептуальные подходы к вопросам содержания и организации учебно-производственной практики в связи с поэтапным внедрением новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костецкая Галина Анатольевна, Киселева Элеонора Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the role and place of practical training in the content of professional training of students (for the faculty of safety of life activity of the pedagogical university). Discussed conceptual approaches to the content and organization of practical training in connection with the phased introduction of new educational standards.

Текст научной работы на тему «Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов»

УДК 378.016:355.77

Г.А. Костецкая, Э.М. Киселева

проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности

в условиях многоуровневого образования

и модернизации образовательных стандартов

Новой школе требуется новый учитель — таков сегодня социальный заказ. Современные реалии определяют новые условия профессиональной подготовки будущих специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, важной составляющей которой является учебно-производственная практика. Именно в процессе учебной практики, в реальной педагогической среде, создаются условия для активного становления профессиональных компетенций студентов.

Вопросы содержания и организации учебно-производственной практики студентов, поиска путей повышения ее эффективности представляются чрезвычайно актуальными в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) как в высшей профессиональной, так и в общеобразовательной школе.

Рассмотрим подходы к содержанию и организации учебно-производственной практики студентов, реализуемые на факультете безопасности жизнедеятельности (далее — ФБЖ) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Внедрение новых ФГОС — объективная предпосылка модернизации системы практической подготовки студентов на ФБЖ. Каковы же направления такой модернизации? Чем определяются концептуальные подходы к вопросам содержания и организации учебных практик студентов ФБЖ в современных условиях?

Следует отметить, что модернизационные процессы в образовании отличаются от аналогичных процессов в других сферах деятельности некоторым консерватизмом. Представляется, что именно традиционный консерватизм, определенная инертность, характеризующая образование в целом, является сильной его стороной, поскольку позволяет не допускать фактического разрушения действующих систем. Поэтому но-

вые образовательные концепции должны выстраиваться на основе глубокого анализа имеющегося опыта практической деятельности и бережного отношения к традициям.

В течение многих лет на ФБЖ сформировалась и успешно функционировала система подготовки студентов в период учебных практик применительно к условиям специалитета (5 лет обучения по очной форме). Структура и содержание этой системы выстроены в соответствии с требованиями действовавшего ФГОС и ориентированы на подготовку специалистов с квалификацией «Учитель основ безопасности жизнедеятельности средней школы». В основе этой системы лежат четыре учебно-производственные практики: ознакомительная (продолжительность 2 недели), летняя педагогическая (4 недели), методическая (6 недель) и стажерская (8 недель). Ознакомительная, методическая и стажерская практики студентов ФБЖ организуются на базе общеобразовательных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий), а летняя педагогическая — в детских оздоровительных лагерях или в социально-реабилитационных центрах [1].

В корректировке ГОС ВПО (Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования) второго поколения (2005 г.), начиная с 2006 года, на факультете осуществляется поэтапный переход к уровне-вой профессиональной подготовке студентов в условиях бакалавриата и магистратуры. Уровне-вое образование предполагает подготовку специалистов нового качества, имеющих степень/ квалификацию бакалавра и магистра педагогического образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Это обусловило необходимость формирования новой концепции системы практической подготовки студентов, в соответствии с которой определялись содержание и структура учебных практик [1, 3, 5].

Необходимо подчеркнуть особую актуальность вопросов, связанных с содержанием и организацией учебной практики студентов, в условиях многоуровневой подготовки. Она обусловлена наличием противоречия между квалификационными требованиями, предъявляемыми к бакалаврам и магистрам педагогического образования, обучающимся по программе «Безопасность жизнедеятельности», с одной стороны, и отсутствием опыта работы педагогических вузов в данной области — с другой.

Начиная с 2010 года в системе высшего профессионального образования вводятся ФГОС третьего поколения. Новые ФГОС — стандарты компетентностного формата: формирование профессиональной компетентности выпускника выступает как цель вузовского образования. ФГОС третьего поколения отличаются более жесткой регламентацией системы профессиональных, общенаучных, социально-личностных компетенций как результата обучения студентов. При этом основные требования к компетенциям заключаются в следующем: компетенции должны формулироваться просто и однозначно пониматься всеми заинтересованными лицами (студентами, преподавателями, работодателями и др.); компетенции должны быть диагностичны; набор компетенций должен быть минимизирован по определенным стандартом признакам достаточности достижения целей образования. Важно подразделять компетентности на те, которые должны быть сформированы в процессе обучения, и те, на формирование которых должна быть ориентирована образовательная программа [4, 7].

Следует также отметить, что стандарты третьего поколения предполагают значительную свободу в определении вузом содержательной части образовательных программ — для бакалавриата федеральный компонент составляет 50 %, для магистратуры — 30 %, при этом не регламентируется минимум содержания учебных дисциплин. Отмеченное рассматриваем как условие совершенствования профессиональной подготовки студентов в бакалавриате и магистратуре [7].

Внедрение в высшей школе ФГОС третьего поколения вновь потребовало переосмысления концепции учебно-производственной практики для студентов ФБЖ. Среди основных методологических подходов к построению такой

концепции выделяем компетентностный, системный и комплексный подходы.

Значимость применения компетентностного подхода к вопросам содержания и организации производственной практики в бакалавриате и магистратуре выражается в целеполагании такого вида подготовки студентов: содействие становлению профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Задачи и определенное на их основе содержание каждого вида практики предполагают формирование и развитие у студентов конкретных профессиональных компетенций, заложенных в требованиях федерального стандарта (табл. 1) [2—4].

Применение системного подхода к профессиональной подготовке студентов в реальных педагогических условиях обусловлено необходимостью создания особой образовательной среды для получения желаемого образовательного результата. С учетом системного подхода выделяем следующие компоненты методического обеспечения практики студентов: организационный, содержательный, материально-технический и оценочный.

Организационный компонент представлен инструкциями, приказами по организации и проведению практики, рабочими программами, функциональными обязанностями всех участников практики, перечнем отчетной документации. Содержательный компонент методического обеспечения практики включает задачи практики, перечень формируемых профессиональных компетенций студентов, объем содержания деятельности студентов в период практики, списки методической литературы и рекомендации по проведению различных форм работы с обучаемыми. Материально-технический компонент представлен раздаточными и наглядными материалами, образцами тематического планирования занятий, уроков и внеклассных мероприятий, иллюстрационными и фотоматериалами, необходимыми для успешного проведения занятий, уроков и внеклассных мероприятий. Оценочный компонент методического обеспечения практики включает требования к оценке практики, технологические карты, материалы конференций по итогам практики, отчетную документацию студентов, самоанализы результатов выполненных заданий.

Та блица 1

Профессиональные компетенции, формируемые у студентов в процессе учебно-производственных практик

_Бакалавриат_

1. Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).

2. Готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени (ПК-2).

3. Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-3).

4. Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

5. Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

6. Способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

7. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе

и во внеурочной деятельности (ПК-7)._

_Магистратура_

1. Способность применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных ступенях обучения в различных образовательных учреждениях (ПК-1).

2. Готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2).

3. Способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3).

4. Способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4).

5. Способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).

6. Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях (ПК-8).

7. Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

8. Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

9. Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15).

10. Готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и методики обучения (ПК-16)_

Комплексный подход к вопросам содержания и организации учебно-производственной практики студентов предполагает сочетание взаимодополняющих методов, форм и средств, способствующих повышению эффективности практики. Среди методов практической подготовки студентов выделяем метод проектов, предполагающий разработку и реализацию педагогических и научно-исследовательских проектов в период прохождения практик. Среди форм организации образовательного процесса следует отметить проведение студенческих конферен-

ций — установочной, перед началом практики, и итоговой — по ее окончании. На итоговой конференции студенты публично отчитываются о прохождении практики, представляют результаты своих научно-педагогических проектов.

Следует отметить, что при переходе к уров-невой системе профессиональной подготовки студентов ФБЖ продолжительность и структура производственной практики существенно изменились. Так, общая продолжительность практики при обучении в специалитете составляет 20 недель, в бакалавриате — 14 недель,

магистратуре — 11 недель. Таким образом, суммарная продолжительность производственной практики студентов в условиях уровневой подготовки (25 недель) по сравнению со спе-циалитетом (20 недель) возросла. При этом существенно изменилась структура практики: упразднены методическая и стажерская практики (6 и 8 недель соответственно), введены учебно-исследовательская практика в бакалавриате (4 недели), педагогическая и научно-исследовательская практики в магистратуре (5 и 6 недель соответственно) [5].

В связи с переходом на двухступенчатую систему высшего образования в области безопасности жизнедеятельности (бакалавриат — магистратура) актуален вопрос об определении содержания профессиональной компетентности для выпускников каждой ступени обучения.

Цель учебно-производственной практики бакалавров — овладение основными функциями педагогической деятельности и формирование профессиональных черт личности учителя, интеграция знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении отдельных дисциплин, в целостную профессиональную деятельность учителя безопасности жизнедеятельности. Практика обогащает студентов новыми знаниями, совершенствует и расширяет их педагогический кругозор. Во время практики приобретаются первые навыки культуры педагогического труда, ответственного и творческого отношения к своему делу, складывается характер взаимоотношений с коллегами.

Целью практики магистров является подготовка к эффективной профессиональной педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельности в области образования по безопасности жизнедеятельности.

Диплом бакалавра свидетельствует о получении студентом основных знаний и умений, о наличии у выпускника определенных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций. Диплом магистра означает, что студент прошел углубленную подготовку, включающую не только формирование знаний и умений, но и узкоспециализированное обучение, а также предполагает наличие у выпускника магистратуры разносторонних умений, соответствующих качественной профессиональной

деятельности в различных сферах. Таким образом, выпускник магистратуры обладает существенно более широким перечнем сформированных компетенций [4].

Цель учебно-производственной практики определяется как содействие становлению профессиональной компетентности, которая выражается в способности студента решать различные виды профессиональных задач. В соответствии с ФГОС учебно-производственная практика в системе подготовки бакалавров и магистров естественно-научного образования (программа «Безопасность жизнедеятельности») включает следующие виды практик: ознакомительную, педагогическую, учебно-исследовательскую (бакалавриат) или педагогическую, научно-исследовательскую (магистратура). Структура учебно-производственной практики, принятая на ФБЖ, представлена в табл. 2.

Та б лица 2

Структура учебно-производственной практики студентов ФБЖ

Курс Вид практики Продолжительность практики, неделя Компетенции, формируемые у студентов в ходе практики*

Бакалавриат

II Ознакомительная 2 ПК-5, ПК-6

II Педагогическая (летняя) 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7

III Учебно-исследовательская 4 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6

IV Педагогическая 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6

Магистратура

I (V) Педагогическая 5 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5

II (VI) Научно-исследовательская 6 ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15, ПК-16

* Перечень компетенций приведен в табл. 1.

Остановимся на вопросах содержания и организации учебно-производственной практики студентов при обучении в бакалавриате.

Обучение студентов в реальной педагогической среде начинается с ознакомительной

практики. Цель практики — ознакомить студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, различными видами деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Ознакомительная практика проводится на базе общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий).

Летняя педагогическая практика организуется на базе социально-реабилитационных центров. В процессе практики студенты не только знакомятся с деятельностью таких учреждений, но и получают первоначальные навыки работы с детьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях. Как показывает опыт, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются перспективной базой для проведения летней педагогической практики студентов.

Цель учебно-исследовательской практики определена как изучение особенностей организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в школе, формирование у студентов умений и навыков проведения психолого-педагогического исследования. Такая практика проводится на базе общеобразовательных учреждений. В числе видов деятельности студентов, содействующих приобретению исследовательских умений и профессионального опыта в условиях реальных ситуаций, выделяем: изучение педагогических возможностей образовательного учреждения как среды обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности; проектирование педагогического исследования; применение методов педагогического исследования в рамках проводимой работы с детьми в области безопасности жизнедеятельности; сбор данных и оформление отчетной документации.

Педагогическая практика на завершающем этапе обучения в бакалавриате (продолжительность 6 недель) проводится в общеобразовательных учреждениях. Цель практики — формирование у студентов умений и навыков профессиональной деятельности в ходе выполнения ими функций, определенных должностными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ. В ходе практики студенты не только проводят уроки по основам безопасности жизнедеятельности и организуют внеклассную работу по предмету, но и выполняют другие функции преподавателя-организатора ОБЖ: участвуют в работе по гражданской обороне в учреждении, по допризывной подготовке и др.

Учебный план магистратуры для всех программ подготовки предполагает два вида практики: педагогическую и научно-исследовательскую [3].

Основное отличие педагогической практики магистров заключается в высокой вариативности и индивидуализации программы практики. Базой проведения педагогической практики могут быть:

• общеобразовательные школы (профильные школы — оборонно-спортивного профиля, школы с кадетскими классами, школы-гимназии, лицеи),

• начальные и средние учреждения профессионального образования,

• учреждения дополнительного образования,

• вузы.

Задачи педагогической практики студентов магистратуры:

• выработка творческого исследовательского подхода к психолого-педагогическим и методическим проблемам образования;

• овладение методикой диагностики образовательного процесса;

• конструирование, реализация и анализ результатов процесса использования различных методик и технологий обучения в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях разных типов и уровней в зависимости от специфики магистерской подготовки;

• овладение формами организации преподавательской работы, способами контроля и оценки личных достижений обучаемых в учебных заведениях разных типов и уровней в зависимости от специфики магистерской подготовки.

В зависимости от типа и уровня образовательного учреждения магистранты могут преподавать различные дисциплины в области безопасности жизнедеятельности или предметы специальной подготовки:

• в общеобразовательной средней школе — ОБЖ, факультативы, элективные курсы пред-профильной подготовки;

• в профильной школе — профильный курс «Безопасность жизнедеятельности», элективные курсы, факультативы;

• в средних учебных заведениях — «Безопасность жизнедеятельности», факультативы и кружки;

• в высших учебных заведениях — «Безопасность жизнедеятельности», курсы по выбору;

• в учреждениях дополнительного образования — «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность на дороге», «Безопасность и здоровье», элективные курсы, вести кружки по безопасному поведению в различных чрезвычайных ситуациях.

Ценностный смысл педагогической практики состоит в обеспечении подготовки студентов по соответствующей магистерской программе для работы в различных типах учебных заведений и организаций, способных осуществлять научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность. Педагогическая практика направлена на развитие профессионально значимых качеств личности магистранта, повышение мотивации к педагогической деятельности.

Научно-исследовательская практика является специфической формой обучения в магистратуре и рассматривается как один из важных компонентов подготовки магистров. Целью такой практики является формирование у магистрантов разносторонних умений и навыков осуществления исследовательской деятельности. В ряду задач практики выделяем следующие: овладение современной методологией научного исследования; овладение современными методами сбора, анализа и статистической обработки эмпирических данных; овладение умениями изложения и систематизации полученных результатов в виде научных отчетов, докладов, презентаций и пр. Научно-исследовательская практика реализуется на базе учреждений и организаций, осуществляющих научную и образовательную деятельность. Выбор конкретных базовых учреждений и организаций определяется программой магистерской подготовки. По результатам практики магистрантом подготавливается научная статья с учетом специфики исследования. Научно-исследовательская практика как особая форма практической подготовки выполняет функции адаптации магистрантов к условиям реальной деятельности, формирования у них навыков проведения исследовательской работы.

Анализ результатов проведенных практик со студентами ФБЖ позволяет сделать вывод об обоснованности предлагаемых структуры и содержания учебно-производственной практики в бакалавриате и магистратуре. К числу образовательных результатов практической подготовки студентов относим следующее: ежегодно не менее 10 % студентов III курса начинают работать по профилю подготовки в школах или в учреждениях дополнительного образования.

В текущем учебном году в общеобразовательной школе началось поэтапное внедрение ФГОС второго поколения. Новыми ФГОС определены роль и место образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. Показательно, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включен в федеральный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, т. е. определен как обязательный для изучения [6].

Изучение содержания новых ФГОС показывает существенную значимость образования школьников в области безопасности жизнедеятельности, что отражено в требованиях к результатам освоения образовательной программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Следует отметить, что на уровне предметных результатов освоения курса ОБЖ новыми ФГОС определены весьма высокие требования к уровню знаний и умений учащихся. При этом важно, что акценты расставлены в пользу ценностно-ориентационной составляющей планируемых результатов обучения школьников, в том числе в части требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ [Там же].

Введение новых ФГОС в общеобразовательной школе не может не отразиться на содержании деятельности студентов в период учебно-производственных практик, а значит, потребуется корректировка учебных программ, совершенствование всей системы методической подготовки студентов ФБЖ.

список литературы

1. Костецкая, Г.А. Производственная практика студентов факультета безопасности жизнедеятельности педагогического вуза: состояние и перспективы [Текст] / Г.А. Костецкая, Р. И. Попова // Формирование образовательных программ в свете

стандартов третьего поколения (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»): материалы XIII науч.-практ. конф. (23—27 ноября 2009 года, Санкт-Петербург). — СПб.: Изд-во Рус. христианской гуманит. акад., 2009. — С. 190—197.

2. Киселева, Э.М. Педагогическая практика студентов в реализации готовности к проведению урочной учебно-познавательной деятельности [Текст] / Э.М. Киселева, Р.И. Попова // Материалы конф. «Урок в современной школе». — СПб.: ЛОИРО, 2010.

3. Она же. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность» [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э.М. Киселева, Р.И. Попова, О.В. Силакова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — 39 с.

4. Станкевич, П.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования [Текст] / П.В. Станкевич // Вестн. Помор. гос. ун-та. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. — 2007. — № 1.

5. Соломин, В.П. Становление уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.П. Соломин, П.В. Станкевич // Формирование образоват. программ в свете стандартов третьего поколения (образоват. область «Безопасность жизнедеятельности»): материалы XIII науч.-практ. конф. (23—27 ноября 2009 года, Санкт-Петербург). — СПб.: Изд-во Рус. христианской гуманит. акад., 2009. — С. 5—13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Образование. Новые ФГОС. ФГОС общего образования.

7. www.edu.ru — Российское образование. Федеральный портал. — Государственные образовательные стандарты профессионального образования. ФГОС третьего поколения.

УДК 81 '243:801.1

И.А. Гладких

особенности обучения русскому языку студентов-билингвов

Развитие общества в современных условиях, интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировую систему в рамках Болонской декларации требуют дальнейшего совершенствования учебного процесса по русскому языку как иностранному. В настоящее время расширяются программы академической мобильности, все больше иностранных студентов приезжает в Россию, чтобы учиться по программам включенного обучения.

В последние годы расширяется сотрудничество Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с зарубежными вузами и увеличивается количество студентов из европейских стран, приезжающих по программам академической мобильности. Прибывающие на обучение студенты, как правило, уже определились с выбором специальности и перспективами профессиональной деятельности после окончания обучения. Многие из них уже имеют опыт работы в различных компаниях и так или иначе связывают свое будущее с Россией, планируя работу на различных совместных предприятиях на территории нашей страны или в иностранных компаниях, имеющих российских партнеров. Таким образом, мотивация

к изучению русского языка и совершенствованию навыков владения им в разных сферах общения у таких студентов высока.

Среди иностранных студентов, приезжающих в СПбГПУ по программам академической мобильности, довольно большую часть составляют билингвы (контингент студентов, одинаково владеющих двумя языками). По В.А. Авро-рину, билингвизм, или двуязычие, «начинается тогда, когда степень знания второго языка приближается вплотную к степени знания первого» [1, с. 51].Многие из иностранных студентов-билингвов, приезжающих по программам академической мобильности, родились в России, но, еще будучи детьми, переехали в Европу или в другие страны мира. Некоторые студенты даже успели поучиться в русских школах в России или Казахстане. Однако, живя в Европе, они используют русский язык в основном в устной форме, общаясь с родственниками на бытовые темы. У таких студентов навыки письма на русском языке плохо сформированы, а иногда отсутствуют полностью. Так, некоторые студенты пишут печатными буквами, используя фонетическую запись слов, и не имеют представления о русской орфографии и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.