Научная статья на тему 'Организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога'

Организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION / METHODOLOGICAL TRAINING / WORK PRACTICE / TECHNOLOGY TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев Юрий Анатольевич, Жадаева Анна Валерьевна, Селезнев Валерий Анатольевич

Рассмотрены значение, цель, задачи, особенности организации практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Анализируется состояние подготовки будущих учителей технологии в педагогическом вузе. Описываются задания для практики будущих учителей технологии (бакалавров и магистров). Даются рекомендации по организации и проведению производственной практики будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадаев Юрий Анатольевич, Жадаева Анна Валерьевна, Селезнев Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the value, purpose, objectives, features of practical training of future teachers of technology in the context of implementation of the professional standard of a teacher. The authors analyze the current state of training of future teachers of technology in pedagogical higher educational institutions. The tasks for practice of future teachers of technology (bachelors and masters)are described in the article. The recommendations for the organization and conduct of the practical training of future teachers of technology are given.

Текст научной работы на тему «Организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога»

педагогические науки

Increasing academic competence of students by means of educational activities

The article deals with the issue of improving the academic competence of students through their active involvement in academic and extracurricular activities.

Key words: academic freedom in the educational environment, academic competence, identity development in the learning process.

(Статья поступила в редакцию 26.09.2017)

Ю.А. ЖАдАЕв, А.в. ЖАдАЕвА, в.А. Селезнев

(волгоград)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Рассмотрены значение, цель, задачи, особенности организации практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Анализируется состояние подготовки будущих учителей технологии в педагогическом вузе. Описываются задания для практики будущих учителей технологии (бакалавров и магистров). Даются рекомендации по организации и проведению производственной практики будущихучи-телей технологии.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, методическая подготовка, производственная практика, методика обучения технологии.

Совершенствование методической подготовки будущих учителей технологии представляется сегодня одной из важнейших задач современного образования. В условиях пере-

О Жадаев Ю.А., Жадаева A.B., Селезнев В.А., 2017

хода общеобразовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и начала реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» особую значимость приобретают новые подходы в методической подготовке студентов.

Направление «Педагогическое образование» занимает доминирующее место в образовательной деятельности наших вузов, ориентировано на подготовку нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи; готовых к инновационной деятельности, сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, реализации социального заказа общества в условиях перехода на новые стандарты - образовательный и профессиональный [1, с. 23].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г. [5].

Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей влечет за собой поиск инновационных путей профессиональной подготовки студентов [3, с. 140]. От того, как студент педагогического вуза освоит новые образовательные технологии и сможет применить их в своей профессиональной деятельности, во многом зависит эффективность организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимость изменения подходов в организации методической подготовки студентов во многом связана и с вариативностью программно-методического обеспечения школьного курса технологии по фгОС ООО.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. в соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется новыми компетен-

циями, призванными помочь учителю в решении стоящих сегодня перед ним проблем, во многом обусловленных началом реализации ФГОС ООО. В данном документе в четвертом параграфе «Содержание профессионального стандарта педагога» сформулированы требования к должностным обязанностям педагога, реализация которых должна повлечь изменение стандартов высшего педагогического образования и, как следствие, актуализацию учебных программ по дисциплинам профессионального цикла [6].

Остановимся на основополагающих требованиях к должностным обязанностям будущего учителя технологии с точки зрения его специализированной подготовки и обратимся к описанию трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования, входящих в профессиональный стандарт. Педагог должен, по мнению авторов-разработчиков стандарта, осуществлять следующие трудовые функции [5].

Трудовые действия:

- формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира;

- определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития;

- определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-де-фектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся;

- планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и / или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и / или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования;

- применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;

- совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения;

- организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.

Необходимые умения:

- применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

- планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;

- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;

- организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;

- разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности;

- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;

- использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС основного и среднего общего образования;

- владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;

- устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;

- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Необходимые знания:

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;

- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- правила внутреннего распорядка;

- правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.

Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к подготовке школьного учителя, и мы считаем, что в современных условиях важной задачей наших вузов является оперативная актуализация основных образовательных программ подготовки [1, с. 29]. В связи с этим существовавший в методике обучения технологии долгие годы подход, основанный на рассмотрении методических особенностей изучения технологии по отдельным разделам (темам), изучаемым в конкретных классах, требует пересмотра.

Выход из данной ситуации нам видится в ином подходе к построению программ дисциплин и практик, отбор содержания которых должен быть осуществлен на основе выделения ключевых вопросов предметного содержания школьного курса технологии основной школы и технологических аспектов деятельности школьного учителя технологии в условиях реализации фгОС ООО и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Помимо дисциплин методической направленности профессиональному становлению будущего учителя технологии способствует практика, организованная в стенах общеобра-

зовательных организаций. Реализация формируемых компетенций возможна в рамках практики, во время которой студенты приобретают опыт педагогической деятельности. Знания не смогут быть полноценными без возможности быть испытанными в реальных условиях. Большие возможности для самопроверки готовности к педагогической деятельности предоставляются студентам во время практик. Именно в период производственной практики происходит глубокое погружение студента в профессиональное пространство образовательных организаций и учреждений [2, с. 26].

В ходе производственной практики создается возможность формирования у студентов постоянной потребности добывать новые теоретические знания и практический опыт, вводить их в проблемы современной педагогической науки и практики, учить использовать все полученные в вузе теоретические знания и одновременно усваивать передовой практический опыт лучших учителей, овладевать профессиональными компетенциями [3, с. 138].

По мнению исследователей, практика является основной формой методической подготовки студентов (Э.Ф. Матвеева); формой профессиональной подготовки в высшей школе, позволяющей осуществить обучение студентов «от опыта» (И.А. Бочкарева); ведущим звеном подготовки будущих учителей (О.А. Абдуллина); средством подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в процессе профессионально-педагогического образования (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк); видом учебной работы, которая организуется со студентами в условиях изучения предмета (Л.В. Андриянова); формой становления и формирования личности будущего учителя (Л.А. Трепоухова) [7, с. 152-153].

одним из последних актуальных документов, регламентирующих процесс организации практики в высших учебных заведениях, является «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», утвержденное приказом Минобрнауки России № 1383 от 27.11.2015 г. Согласно этому документу, программа практики включает в себя:

- указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

- перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

- указание места практики в структуре образовательной программы;

- указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

- содержание практики;

- указание форм отчетности по практике;

- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

- перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

- описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики [4].

Новые нормативные документы и совершенствование профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров подтолкнули нас к выявлению определенных закономерностей в системе организации практики будущих учителей технологии. Цель проведения практики в системе методической подготовки студентов к преподаванию технологии определяется социальным заказом и заключается в формировании компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Практика призвана решать следующие задачи:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

- формирование у будущих учителей педагогических умений, навыков, опыта педагогической деятельности;

- развитие ценностного отношения к творческой профессиональной деятельности;

- развитие интереса к исследованию актуальных вопросов методики обучения технологии;

- приобщение к опыту состоявшихся учителей технологии;

- осознание своих педагогических возможностей;

- овладение основами построения и осуществления учебно-воспитательного процесса;

- формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

- развитие профессиональной культуры, профессионально значимых качеств личности;

- развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.

Необходимым условием организации практики является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности - учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательскую работу студента и овладение ее методикой. В связи с этим практика носит комплексный характер, и для реализации данных компонентов деятельности студенты во время практики выполняют задания разной предметной направленности (по педагогике, по психологии, по методике преподавания технологии и предпринимательства).

Практика должна способствовать формированию профессиональных умений в результате выполнения заданий по методике обучения технологии и предпринимательства. Например, планировать, разрабатывать и проводить пробные уроки и внеклассные занятия по предмету; разрабатывать и использовать в учебном процессе дидактический материал и наглядные пособия, работать с методической литературой, школьными программами и учебниками; обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения, определять результаты усвоения материала; проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные задания. Перечень заданий вполне традиционный. Тем не менее особенности обучения диктуют свои условия, а именно включение в базовую программу практики специфических заданий (например, заданий по организации элементов предпринимательской деятельности, которые разработаны в контексте изучения дисциплин предпринимательской направленности). Студентам предлагается задание по созданию творческих проектов предпринимательской деятельности в школе. Тематика проектов согласовывается с желаниями и интересами самих студентов. Творческие группы в количестве трех-семи человек берутся за проект организации школьных ярмарок-продаж продукции детского творчества, театра кукол, школьного кафе, школьного ателье по изготовлению детской одежды, мастерской резьбы по дереву, школьного цеха по изготовлению детской мебели и др. При оценке проекта учи-

тываются сложность, качество и оригинальность, полнота обоснования, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите организуемого дела. Разработанные студентами проекты предпринимательской деятельности в школе находят отражение во внеклассной практической деятельности по предмету «Технология». Студенты совместно с учащимися внедряют собственные предпринимательские идеи в учебно-воспитательный процесс. Такое направление деятельности студентов во время практики получило положительные отзывы со стороны администрации школ и учителей. Сами же студенты остаются довольными результатами своей деятельности. В связи с реализацией совместной проектной деятельности студентов и учащихся расширяются возможности практики и проявляется ее творческий характер.

Эффективно организованная практика носит постоянно усложняющийся и творческий характер. этот принцип соблюдается при разработке всех типов заданий. Нами были переработаны программы практик в рамках подготовки будущих учителей технологии (бакалавров и магистров).

Деятельность студентов в период производственной практики предполагает выполнение заданий творческого характера по моделированию, конструированию и проектированию системы средств, методик и технологий обучения. Это позволяет студентам привести имеющиеся знания в систему, конкретизировать свою профессиональную позицию и оформить ее в собственную концепцию педагогической деятельности. В условиях практического взаимодействия осуществляется апробация приобретенных коммуникативных умений, а также накопление педагогического опыта в его предметном и социальном аспектах. Однако, учитывая ограниченность практик по времени, необходимо разработать ряд заданий интегративного характера, выполнить которые студенты смогут в отведенные для практик сроки.

Перечисленные ниже задания, на наш взгляд, способствуют эффективной подготовке будущих учителей технологии и отражают как структуру предметного содержания школьного курса технологии основной школы, так и различные аспекты деятельности учителя технологии в условиях реализации фгОС ООО и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного об-

щего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Задания для производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) - направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология (технология обработки конструкционных материалов)», «Технология (технология обработки тканей и пи-щевыхпродуктов)» (3-й курс 5-й семестр (2 недели, 3 зач. ед.)).

Учебная работа. Изучение и анализ основных нормативных документов, регламентирующих содержание обучения технологии. Анализ организации и оборудования школьных мастерских.

Внеурочная деятельность. Участие во внеурочной деятельности образовательной организации (мероприятиях, выставках, акциях, рейдах, проектах, субботниках и пр.). Проведение занятий с отстающими и с сильными учащимися. участие в разработке дидактического оснащения процесса обучения технологии.

Научно-методическая работа. Выполнение заданий по выпускной квалификационной работе. Сбор материалов, проведение диагностических срезов и педагогического эксперимента по теме научной исследовательской работы студента.

Задания для производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) -направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология (технология обработки конструкционных материалов)», «Технология (технология обработки тканей и пищевых продуктов)» (4-й курс 8-й семестр (4 недели, 6 зач. ед.)).

Учебная работа. Изучение и анализ методической и учебной литературы. Перспективное планирование работы учителя технологии. Текущее планирование занятий. разработка плана-конспекта урока. дидактическое оснащение урока технологии. Открытый урок. Анализ урока. Организация внеурочной деятельности по технологии.

Внеурочная деятельность. участие во внеурочной деятельности образовательной организации (мероприятиях, выставках, акциях, рейдах, проектах, субботниках и пр.). Проведение занятий с отстающими и с сильными учащимися. участие в разработке дидактического оснащения процесса обучения технологии.

известия вгпу

Научно-методическая работа. Выполнение заданий по выпускной квалификационной работе. Сбор материалов, проведение диагностических срезов и педагогического эксперимента по теме научной исследовательской работы студента.

Задания для практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической) - направление 44.03.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Профессионально-технологическое образование» (1-й курс 2-й семестр (2 недели, 3 зач. ед.)).

Учебная и внеурочная деятельность по предмету. Самостоятельная подготовка и проведение всех учебных и внеурочных занятий по технологии в соответствии с расписанием (не менее трех занятий и одного внеурочного занятия по предмету. Выполнение всех видов деятельности, связанной с подготовкой к учебным и внеурочным занятиям по технологии (планирование работы, изучение и отбор основного и дополнительного материала по теме, изготовление наглядных пособий, выбор наиболее эффективных методов обучения, оформление конспектов и др.). Наблюдение и анализ учебных и внеурочных занятий по предмету лучших учителей учебного заведения. Диагностика и оценивание качества образовательного процесса по различным образовательным программам (программам по технологии и внеурочной деятельности) в соответствии с целью и задачами исследования по теме выпускной квалификационной работы. Разработка и реализация элементов авторской методики обучения, апробация инновационных технологий и приемов обучения в соответствии с целью и задачами исследования по теме выпускной квалификационной работы. Проектирование образовательной среды в соответствии с целью и задачами исследования по теме выпускной квалификационной работы. Руководство и оказание помощи учащимся, выполняющим исследовательские и проектные работы.

Научно-методическая работа. Выполнение исследовательской деятельности по заданию научного руководителя. Сбор необходимых материалов для выпускной квалификационной работы. Проведение пилотного исследования в соответствии с целью и задачами исследования по теме выпускной квалификационной работы (констатирующий эксперимент и пр.).

Выполнение рассмотренных выше заданий, по нашему мнению, будет способство-

вать повышению качества подготовки будущих учителей технологии к педагогической деятельности в современной школе.

Производственная практика будущих учителей технологии имеет свою специфику и особенности организации и проведения.

- Производственная практика позволяет синтезировать знания и создает целостное представление о характере решаемых профессионально-педагогических задач, учебно-воспитательном и технологических процессах и в соответствии с этим сделать основной акцент на практической работе студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Производственная практика подразумевает самостоятельное выполнение функций учителя технологии в соответствии с профилем подготовки.

- Производственная практика связана с психолого-педагогическими и методическими дисциплинами через углубление и закрепление теоретических знаний по различным дисциплинам и формирование системы соответствующих умений в период прохождения практики.

- Условием успешного проведения производственной практики является сформиро-ванность первоначальных умений по профилю подготовки, полученных на практических занятиях в вузе.

- Используется научно-исследовательская работа студентов, заключающаяся в сборе, обработке, анализе и систематизации научной информации.

- Студенты сознательно применяют теоретические знания в профессионально-педагогической деятельности. Это служит основой для формирования профессиональных умений и навыков, что предполагает усвоение студентами достаточного объема знаний, которые определены программами учебных дисциплин.

- К моменту выхода на практику у студентов сформированы первоначальные умения, полученные на практических занятиях и в процессе теоретического обучения. Наличие этих первоначальных умений помогает учащимся успешно включиться в профессионально-педагогическую деятельность.

Что касается контролирующего аспекта производственной практики, то традиционно его объектами являются выполнение заданий и составление отчетных документов. Контроль осуществляется преподавателями университетских кафедр и опытными учителями технологии. Основными формами контроля яв-

ляются анализ проводимых студентами пробных уроков, внеклассных занятий по предмету, консультации и анализ выполненных заданий. В качестве отчетного материала выступает дневник практики, в котором отражены все выполненные задания.

Очень серьезным нам видится аспект оценки практики. Все более прочное и широкое место в связи с этим занимает уровневый и рейтинговый подходы к оцениванию результатов практики студентов.

К уровням сформированности педагогических умений можно отнести:

- нулевой (студент не владеет педагогическими умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно);

- репродуктивный (студент сознательно стремится применить знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов);

- продуктивный (студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями);

- творческий (студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями).

рейтинговый подход может служить реальным подтверждением соответствия студента тому или иному уровню развития педагогических умений. Выстроенная с учетом компе-тентностного подхода и реализация разработанной системы педагогических заданий производственная практика обеспечивает эффективное формирование профессиональной компетентности и постепенный переход обучаемого от репродуктивного уровня подготовленности к творческому.

Продумывая организацию педагогической практики студентов, мы ориентируемся не только на выполнение ее программы, но и на непосредственное участие в профессиональной судьбе студента. Ведь очень многое в принятии решения стать учителем после окончания университета зависит от того, как пройдет для студента производственная практика. Студенты должны иметь возможность выска-

зывать свое мнение, получать необходимую консультацию, помощь и разъяснение любой ситуации или принятых в отношении него решений.

Как правило, после прохождения производственной практики у студента появляется новая позиция, характеризующаяся укрепившейся уверенностью в правильности выбора профессии, появлением целей и потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании [3, с. 140]. Система взаимоотношений студентов, организаторов и других участников производственной практики должна носить характер сотрудничества.

Таким образом, современная производственная практика располагает большими возможностями для расширения профессионального кругозора, эрудиции, формирования профессиональных компетенций, становления профессионально-педагогической позиции и практического опыта работы будущих учителей технологии.

Список литературы

1. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. 2015. № 3(25). С. 22-33.

2. Коротков С.Г., Крылов Д.А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2015. № 1(16). С. 2630.

3. Куликов Л.М., Куликова Л.М. Технология формирования профессиональной компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях производственной практики // Сиб. пед. журн. 2012. № 2. С. 136-141.

4. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71288178/ (дата обращения: 03.10.2017).

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/docs/downloads/2/?f=%2

известия вгиу

Fuploadfiles%2Fprofstandart%2F01.001.pdf (дата обращения: 03.10.2017).

6. Смирнова Н.З., Галкина E.A. Инновационные подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров по дисциплинам естественнонаучного цикла // Гуманизация образования. 2014. № 4. С. 27-32.

7. Толетова М.К. Педагогические практики в системе методической подготовки студентов к обучению химии // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 152-162.

* * *

1. Galkina E.A., Marina A.V., Makarova O.B. Aktualizacija uchebnyh programm VPO v sootvetstvii s trebovanijami professional'nogo standarta pedago-ga // Vestn. Novosib. gos. ped. un-ta. 2015. № 3(25). S. 22-33.

2. Korotkov S.G., Krylov D.A. Osobennosti orga-nizacii proizvodstvennoj praktiki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija // Vestn. Marijskogo gos. un-ta. 2015. № 1(16). S. 26-30.

3. Kulikov L.M., Kulikova L.M. Tehnologija formirovanija professional'noj kompetentnosti budu-shhego specialista fizicheskoj kul'tury i sporta v uslovijah proizvodstvennoj praktiki // Sib. ped. zhurn. 2012. № 2. S. 136-141.

4. Ob utverzhdenii Polozhenija o praktike ob-uchajushhihsja, osvaivajushhih osnovnye professio-nal'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obra-zovanija: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 27 nojabrja 2015 g. № 1383 [Jelektronnyj resurs] // Sistema GARANT. URL: http://base.garant. ru/71288178/ (data obrashhenija: 03.10.2017).

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) (zaregistrirovano v Minjuste Rossii 06.12.2013 № 30550) [Jelektronnyj resurs] // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obra-zovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija. URL: http://fgosvo.ru/docs/downloads/2/?f=%2Fuploadfiles %2Fprofstandart%2F01.001.pdf (data obrashhenija: 03.10.2017).

6. Smirnova N.Z., Galkina E.A. Innovacionnye podhody v professional'noj podgotovke pedagogi-cheskih kadrov po disciplinam estestvennonauchnogo cikla // Gumanizacija obrazovanija. 2014. № 4. S. 2732.

7. Toletova M.K. Pedagogicheskie praktiki v sisteme metodicheskoj podgotovki studentov k obuche-niju himii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 68. S. 152-162.

Organization of practical training of future teachers of technology in the context of implementation of the professional standard of a teacher

The article deals with the value, purpose, objectives, features of practical training offuture teachers of technology in the context of implementation of the professional standard of a teacher. The authors analyze the current state of training of future teachers of technology in pedagogical higher educational institutions. The tasks for practice offuture teachers of technology (bachelors and masters)are described in the article. The recommendations for the organization and conduct of the practical training of future teachers of technology are given.

Key words: professional standard of a teacher, Federal state educational standard of basic general education, methodological training, work prac-tice,technology teaching methods.

(Статья поступила в редакцию 05.10.2017)

Т.П. швец (Санкт-Петербург)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПАРАТИВНОГО МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСПАНСКОГО КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Представлен анализ практического опыта преподавания испанского языка как второго иностранного в военном политехническом вузе. Проводится сравнительный анализ грамматического, лексического и фонетического строя английского и испанского языков, приводятся данные анкетирования обучающихся, описывается применение компаративного метода при ведении практических занятий по испанскому языку для специальных целей.

Ключевые слова: методология преподавания иностранного языка, компаративный метод, изучение испанского языка, испанский для специальных целей, обучение иностранным языкам в военном вузе.

Изучение второго иностранного языка в системе высшего военного образования становится все более актуальным и востребованным, что обусловлено современными образо-

О Швец Т.П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.