Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях проектной деятельности'

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPUTER SCIENCE TEACHER / PROJECT ACTIVITY / E-LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фидарова Маргарита Георгиевна

В условиях стремительного развития информационных технологий, всеобщей информатизации современного образования происходит трансформация структуры и качества профессиональной подготовки педагогических кадров. Модифицируются профессиональные требования к будущим педагогам, особенно к учителю информатики. В системе подготовки будущего учителя информатики ключевым ориентиром становится формирование навыков, компетенций и стимулов для преподавательской деятельности в условиях электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фидарова Маргарита Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the transformation of the structure and quality of professional training of teachers in the context of rapid development of information technology and general informatization of modern education. The author modifies the professional requirements for future teachers, especially for the computer science teacher. It is concluded that, in the system of training future computer science teachers for teaching activities in an electronic educational environment, the key guideline is the formation of skills, competencies and incentives.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях проектной деятельности»

М.Г. ФИДАРОВА (Владикавказ)

формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях проектной деятельности

В условиях стремительного развития информационных технологий, всеобщей информатизации современного образования происходит трансформация структуры и качества профессиональной подготовки педагогических кадров. Модифицируются профессиональные требования к будущим педагогам, особенно к учителю информатики. В системе подготовки будущего учителя информатики ключевым ориентиром становится формирование навыков, компетенций и стимулов для преподавательской деятельности в условиях электронной образовательной среды.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель информатики, проектная деятельность, электронная образовательная среда.

Развитие научной отрасли информатики, усиление роли школьного курса информатики, изменение требований к процессу обучения, формирование электронной образовательной среды требуют модификации системы профессиональной подготовки будущего учителя информатики. Возрастание значимости роли учителя информатики в условиях всеобщей информатизации сферы образования и общества в целом обусловило потребность в компетентных педагогических кадрах, способных использовать возможности и преимущества современных информационных технологий с целью достижения новых образовательных результатов.

Современные требования к качеству педагогического образования, определенные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость реформирования организации образовательного процесса в вузе, включая его содержание, используемые технологии, методы и формы обучения студентов.

'КИЕ науки -

Сложившаяся на сегодняшний день система профессиональной подготовки педагогических кадров не отвечает современным нуждам. В данном контексте как преподаватели вузов, так и работодатели выделяют ряд проблем [8, с. 162]:

- несоответствие современной системы преподавания информатики, базирующейся на знаниевой парадигме и целеполагании, ФГОС ВО, утвержденному профессиональному стандарту педагога;

- низкий уровень базовой подготовки будущих учителей информатики;

- недостаточная связь теоретического обучения с практикой;

- несоответствие применяемых технологий, методик обучения и методов оценивания образовательных результатов современным требованиям, предъявляемым к учебному процессу и качеству подготовки студентов;

- низкий уровень мотивации студентов.

Все перечисленное выше оказывает отрицательное влияние на качество профессиональной подготовки будущих учителей информатики, не позволяет обеспечить целостность процесса познания ими информатики как науки и информационных технологий как средства реализации профессиональных компетенций.

Таким образом, налицо актуальность поиска новых решений, позволяющих обновить компоненты профессиональной и предметной подготовки будущего учителя информатики в вузе, подходы к обучению в условиях современной электронной образовательной среды. При этом следует учитывать, что современный образовательный процесс ориентирован на развитие познавательной и творческой активности обучающегося, на его самостоятельность, на формирование умений проблемно-поисковой и исследовательской деятельности, в основе которых лежат новые информационные технологии, методы компьютерного моделирования и проектирования. Такой подход позволяет обеспечить возможность максимального погружения обучающегося в будущую профессиональную деятельность, способствует наиболее быстрой адаптации студентов после окончания обучения к реальной профессиональной среде [2, с. 52].

решение данных проблем возможно путем качественного изменения методики обучения информатике, внедрения компетентностного

О Фидарова М.Г., 2019

подхода иинновационных технологий, средств и методов обучения в традиционный образовательный процесс, позволяющих обеспечить создание необходимых условий для подготовки высококвалифицированного специалиста, владеющего требуемыми компетенциями, готового решать нестандартные задачи в нестандартных ситуациях [4, с. 2003].

По мнению ряда ученых, компетентност-ный подход представляет собой совокупность неких общих принципов, на основе которых определяются цели образования, идет отбор содержания образования, организация образовательного процесса и оценка образовательных результатов [6, с. 175].

Одним из наилучших способов реализации компетентностного подхода является проектная деятельность, позволяющая максимально подготовить будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях всеобщей информатизации [5, с. 208].

проектная технология в историческом плане не является новой. Так, еще в начале XX в. в трудах американского ученого и педагога Дж. Дьюи, затем в работах его учеников и последователей Е. Пархерст и В. Килпатрика были изложены идеи проектного метода обучения, оказавшего большое влияние на систему зарубежного образования.

В 1920-е гг. метод проектов активно применялся и в отечественном образовании -как в школьном, так и вузовском (например, в педагогической практике A.C. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и др.). Затем он был признан неэффективным, не способствующим формированию глубоких теоретических знаний у обучающихся и был исключен из советской системы образования, хотя в зарубежных странах продолжал активно развиваться [7, с. 470].

В настоящее время метод проектов вновь находит активное применение в российском образовательном пространстве, поскольку позволяет эффективно решать практико-ориен-тированные и исследовательские задачи, используя при этом новейшие педагогические технологии. Кроме того, в ФГОС ВО проектная деятельность задекларирована как один из видов профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники педагогических вузов, осваивающие программу бакалавриата, в том числе по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Исходя из анализа научно-методической литературы, проект ориентирован на будущую

профессиональную сферу деятельности обучающегося, на формирование его профессиональных, предметных и значимых личностных качеств. Проектная деятельность обучающихся, как правило, включает комплекс поисковых, исследовательских, расчетно-графи-ческих, творческих и других работ, направленных на теоретическое или практическое решение поставленной задачи.

Проект должен соответствовать определенным требованиям: содержать цели и задачи, должен быть структурирован по этапам и по времени выполнения, включать видимые результаты [10, с. 66].

Основные виды деятельности, осуществляемые обучающимися в ходе реализации проекта:

- поиск значимой проблемы, требующей интегрированных знаний, творческого подхода, исследовательского подхода к ее решению;

- индивидуальная или групповая (самостоятельная, не зависимая от преподавателя) деятельность обучающихся;

- структурирование содержания проекта;

- обобщение результатов, выводы, рефлексия, определение успехов и недоработок.

В методической литературе выделяют следующую типологию проектов:

- по доминирующему виду деятельности: поисково-исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные и др.;

- по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные проекты;

- по количеству участников проекта: индивидуальные, групповые, парные проекты;

- по продолжительности реализации проекта: мини-проекты (одно-два занятия), краткосрочные (несколько занятий), долгосрочные (например, семестр) [1; 3].

Исходя из вышесказанного, наиболее целесообразно выделять следующие основные этапы проекта:

- подготовительный (постановка цели, определение задач, а также формулирование проблемы);

- разработка проекта (выбор методов исследования, актуализация знаний, включая консультативную поддержку преподавателя, составление плана действий);

- выполнение проекта (исследование проблемы (непосредственная реализация проекта), анализ полученных данных и обобщение результатов);

- подведение итогов (презентация и защита проекта, рефлексия, оценка и самостоятельная оценка проекта).

Кроме того, в основу проектной деятельности обучающихся целесообразно закладывать модульный подход, который предполагает выполнение учебных проектов - отдельных, но связанных между собой общей концепцией содержания изучаемых дисциплин, модулей. Каждый такой проект представляет собой либо блок заданий по модулям, либо проекты единичных заданий по конкретным темам дисциплины. при этом модульность позволяет использовать методики построения лич-ностно ориентированных маршрутов в процессе обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза [9, с. 343].

Анализ нашего опыта использования проектных технологий в преподавании дисциплин «Прикладная математика и информатика», «Архитектура компьютера», «Компьютерное моделирование», «Информационные технологии в образовании», «Основы web-программирования» направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) направленности «Математика и информатика» в СевероОсетинском государственном педагогическом институте позволяет определить, что метод проектов целесообразно применять особенно на занятиях по дисциплинам предметного цикла с целью улучшения подготовки обучающихся к решению практико-ориентированных задач. При этом проектная деятельность способствует повышению мотивации обучающихся к обучению в целом, развивает творческие способности, позволяет создать благоприятные условия для развития коммуникативных и личностных качеств.

Наилучшие результаты проектной деятельности обучающихся в условиях модульного выполнения достигаются тогда, когда проекты логически связаны между собой и постепенно усложняются. Так, на первых двух курсах студенты выполняют проекты в рамках определенных дисциплин, модулей (например, проекты «Построение графиков функций в различных средах», «Моделирование ЭВМ в троичной системе счисления»). на старших курсах узкие предметные проекты интегрируются в более широкие, комплексные, междисциплинарные проекты (например, «Использование сети Интернет в информационно-технологической подготовке школьников», «разработка и использование тестовой оболочки», «Использование компьютерных технологий в решении систем линейных уравнений», «Проектирование и конфигурирова-

КИЕ науки -

ние базы данных в 1С: школьная библиотека», «Электронный учебник "Геометрия"»). Комплексные междисциплинарные проекты находят применение во время прохождения педагогической практики, включаются в основу выполнения выпускных квалификационных работ.

Практика использования проектной технологии в вузе показала, что эффективность проектной деятельности обучающихся, получение высоких образовательных результатов зависят от ряда условий:

- формирование методического обеспечения проектной деятельности на всех ее этапах;

- предоставление обучающимся примерных проектов, демонстрирующих, каким должен быть конечный результат;

- проведение научно-исследовательских семинаров по организации проектной работы с участием опытных преподавателей;

- сопровождение участников проекта, консультирование и помощь со стороны преподавателя на всех этапах выполнения проекта;

- поэтапное усложнение тематики, структуры, содержания проектов.

Соблюдение перечисленных условий, а также модульный, комплексный подход к организации проектной работы способствуют более качественному формированию компетенций обучающихся - в ходе работы над проектом студенты приобретают бесценный практический опыт применения своих знаний, умений и навыков при решении конкретных задач. При этом следует отметить, что эффективность проектной деятельности студентов напрямую зависит от профессиональных качеств преподавателя, его умения правильно организовать проектную работу и от готовности обучающихся к разработке качественных проектов.

В качестве реализации проектной технологии в процессе обучения в вузе рассмотрим проект «Проектирование и конфигурирование базы данных в 1С: школьная библиотека», выполненный студентами 3-го курса бакалавриата направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», будущих учителей математики и информатики.

Для разработки проекта были составлены рабочие группы по три человека. Далее были определены сроки выполнения проекта, цели и задачи проекта.

Цель проекта: проектирование и организация электронной системы «Школьная биб-

лиотека». Результатом достижения цели является функционирующая электронная библиотечная система - конечный продукт, который можно проверить и оценить.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- охарактеризовать электронную библиотечную систему, определить функции и назначение;

- изучить принципы автоматизации работы библиотекаря, сокращения затрат времени на обслуживание абонентов и т. д.;

- проанализировать существующие технические и программные средства реализации проекта;

- разработать план проектирования и организации электронной школьной библиотеки;

- поиск решений конкретно поставленных задач;

- спрогнозировать текущий объем работы, распределить функции между участниками;

- рассчитать прогнозируемые результаты внедрения разрабатываемого проекта;

- оценить эффективность проекта.

Была также выдвинута рабочая гипотеза:

организация электронной системы «Школьная библиотека» может оптимизировать библиотечную работу школы. Структура проекта включала следующие разделы: пояснительная записка с описанием идеи, планируемые результаты, основные мероприятия проекта, обоснование эффекта, заключение.

работа над проектом осуществлялась в группах по заранее составленному календарному плану, включающему вышеописанные этапы проектной деятельности в соответствии с распределенными функциональными обязанностями каждого участника проекта. Преподаватель еженедельно консультировал студентов по возникающим текущим вопросам, осуществлял контроль за реализацией мероприятий проекта.

Выполненные группами проекты были оформлены по заранее определенным требованиям и представлены на защиту.

В процессе работы над проектом участники обосновали выбор технических и программных средств реализации проекта, эффект оптимизации работы школьного библиотекаря с помощью разработанной электронной подсистемы учета книг, абонентов и сотрудников в библиотеке на базе системы «1С: Предприятие 8», продемонстрировали свои умения,

знания и навыки, сформированность компетенций как результата обучения.

Проектная работа студентов показала, что проект имеет полезный обучающий эффект и обладает высокой практической эффективностью. Практический эффект выражен в поиске решений конкретно поставленных задач (в рассматриваемом случае это автоматизация работы библиотекаря, сокращение затрат времени на обслуживание абонентов и повышение уровня библиотечной деятельности школы). Необходимость развития и совершенствования проектной деятельности студентов с точки зрения повышения качества образования очевидна.

Из всего вышесказанного мы можем заключить, что метод проектов является эффективным инструментом формирования профессиональных компетенций обучающихся, позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста, умеющего на практике применять полученные знания, самостоятельно решать задачи различной сложности. Проектные технологии позволяют преобразовать теоретические знания обучающегося в профессиональный опыт, поскольку метод проектов предполагает создание условий, приближенных к будущей профессиональной сфере деятельности. Данные условия способствуют саморазвитию и самореализации личности, а также развивают творческий потенциал обучающегося.

В ходе проектной деятельности активно идут процессы самоопределения и саморазвития, результатом которых являются сформированные профессиональные компетенции. А главным итогом успешной проектной деятельности обучающегося является высокая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список литературы

1. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карел. науч. журн. 2015. № 1(10). С. 34-35.

2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутано-ва А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

3. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адам-ский С.С., Мокиевская Н.Е. [и др.]. Реализация образовательных дистанционных мультиме-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ

дийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

4. Гущин А.В. Понятие и значение информационно-технологического обеспечения в развитии электронного обучения высшего педагогического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-9. С. 2003-2008.

5. Гущин А.В. Функции и направления применения информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // приволжский научный журнал. 2015. № 1(33). С. 208213.

6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутано-ва А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.

7. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении // новые информационные технологии в образовании. 2015. С. 470-474.

8. Одарич И.Н., Коростелев А.А. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 162-165.

9. Фидарова М.Г. Метод проектов в профессиональной подготовке будущего учителя информатики в контексте компетентностного подхода к образованию // European social science journal. 2012. № 12-1. С. 339-345.

10. Фидарова М.Г. Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики // Теория и практика общественного развития. 2014. №. 9. С. 65-67.

* * *

1. Bogdanova A.V., Glazova V.F. Realizaciya proektnoj tekhnologii v obuchenii studentov guma-nitarnyh napravlenij podgotovki s ispol'zovaniem sovremennyh tekhnologij // Karel. nauch. zhurn. 2015. № 1(10). C. 34-35.

2. Vaganova O.I., Gladkova M.N., Trutano-va A.V. Formirovanie proektnoj kompetencii budu-shchih bakalavrov v vuze // Azimut nauchnyh is-sledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 3(20). S. 51-54.

3. Vostroknutov E.V., Volkov S.N., Adamskij S.S., Mokievskaya N.E. [i dr.]. Realizaciya obrazovatel'-nyh distancionnyh mul'timedijnyh internet-proektov // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus. 2014. № 4 . S. 66-70.

4. Gushchin A.V. Ponyatie i znachenie infor-macionno-tekhnologicheskogo obespecheniya v razvi-tii elektronnogo obucheniya vysshego pedagogiche-

skogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 12-9. S. 2003-2008.

5. Gushchin A.V. Funkcii i napravleniya pri-meneniya informacionno-tekhnologicheskogo obes-pecheniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2015. № 1(33). S. 208213.

6. Koldina M.I., Vaganova O.I., Trutanova A.V. Metody i sredstva formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij obuchayushchihsya vuza // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. T. 6. № 3 (20). S. 175177.

7. Maslennikova O.E., Nazarova O.B. Rol' i mesto proektnoj raboty studentov v ih professional'nom stanovlenii // Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii. 2015. S. 470-474.

8. Odarich I.N., Korostelev A.A. Napravlennost' uchebnogo processa na formirovanie professional'nyh kompetencij bakalavra s cel'yu posleduyushchego vy-polneniya im trudovyh funkcij // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 3(20). S. 162-165.

9. Fidarova M.G. Metod proektov v profes-sional'noj podgotovke budushchego uchitelya infor-matiki v kontekste kompetentnostnogo podhoda k obrazovaniyu // European social science journal. 2012. № 12-1. S. 339-345.

10. Fidarova M.G. Model' sistemy nepreryvnoj podgotovki uchitelya informatiki // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. №. 9. S. 65-67.

Formation of professional competencies of future computer science teachers in the context of project activities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article explores the transformation of the structure and quality of professional training of teachers in the context of rapid development of information technology and general informatization of modern education. The author modifies the professional requirements for future teachers, especially for the computer science teacher. It is concluded that, in the system of training future computer science teachers for teaching activities in an electronic educational environment, the key guideline is the formation of skills, competencies and incentives.

Key words: professional competence, computer science teacher, project activity, e-learning environment.

(Статья поступила в редакцию 20.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.