известия вгпу
nology: strategies to promote intercultural competence. In Nicholson, P. and Thompson, J.B. and Ruohonen, M. and Multisilta, J. (Eds), E-Training Practices for Professional Organizations, Kluwer Publications, Boston, MA, 2005. P. 247-254.
7. Gordon M. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. New York: Oxford University Press, 1964.
8. Warner W.L., Srole L. The Social Systems of American Ethnic Groups. New Haven: Yale University Press, 1945.
* * *
м.в. Николаева
(волгоград)
школьно-университетское партнерство в подготовке педагогов начальной школы при реализации основной профессиональной образовательной программы по уровню магистратуры
Представлен опыт организации школьно-университетского партнерства в рамках профессиональной подготовки учителя начальных классов по уровню магистратуры.
1. Borshheva O.V. Organizacija jazykovogo po-likul'turnogo obrazovanija studentov napravlenija podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» na osno-ve sovremennyh internet-tehnologij // Pedagogika i psihologija. 2013. № 2. S. 68-71.
2. Gridin S.V. Zarubezhnyj opyt sozdanija po-likul'turnoj obrazovatel'noj sredy s ispol'zovaniem in-ternet-tehnologij // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2012. № 1. S. 186-194.
3. Dzhamal' G. Assimiljacija kak ideologija? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://flnka.ru/aktualnoe/ 13313-assimilyaciya-kak-ideologiya.html (data obra-shhenija: 26.01.2018).
4. Suprunova L.L. Koncepcija issledovanij po sravnitel'noj pedagogike: regional'nyj aspekt. Pjati-gorsk: PGLU, 2006.
5. Sysoev P.V. Kul'turnoe samoopredelenie lichnosti v kontekste dialoga kul'tur: monogr. Tambov, 2001.
Internet as a means of implementation of polycultural education in foreign language classes at higher schools
The article deals with the issues of polycultural education in foreign language classes by the example of Internet resources. The potential of a number of websites for effective organization of polycultural education is under consideration in the article.
Key words: polycultural education, Internet, culture, student, foreign language.
(Статья поступила в редакцию 09.02.2018)
Ключевые слова: школьно-университетское партнерство, практико-ориентированное образование, система отношений участников школьно-университетского партнерства, учебно-профессиональная деятельность.
Цель профессиональной подготовки современного учителя начальных классов, согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог», федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, высшего образования, -формирование у будущих педагогов компетенций по проектированию и моделированию деятельности учителя на основе современного научного знания о поликультурной образовательной среде, разных образовательных потребностях и индивидуальных особенностях детей. Специфика учебно-профессиональной деятельности будущего педагога обусловлена, во-первых, возрастными особенностями периода студенчества, во-вторых, особенностями деятельности студента, которая является еще не профессиональной, но уже и не учебной. Вместе с тем в современной профессиональной подготовке учителя остается актуальным аспект практико-ориентированного образования.
В настоящее время школьно-университетское партнерство является одним из ресурсов инновационного и практико-ориентирован-ного образования. Школьно-университетское партнерство помогает педагогам и преподавателям получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень практико-ориентированных форм овладения профессиональной деятельностью для студентов. Данное взаимодействие образовательных организаций
О Николаева М.В., 2018
создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех участников. Школьно-университетское партнерство является результатом проектного замысла, поскольку участники должны организовать единое целеполагание, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности. При школьно-университетском взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, идет также процесс диалога между школами и вузом, процесс отражения в них научного поиска и опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.
Для осуществления практико-ориенти-рованного подхода в профессиональной подготовке учителя начальных классов при кафедре педагогики и психологии начального образования волгоградского государственного социально-педагогического университета (вГСПу) создан образовательный кластер, в который входит Межвузовская научно-исследовательская лаборатория «личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов», центр развития личности «Подснежник», базовые школы г. волгограда, педагогический колледж г. Дубовки, региональные инновационные площадки. в рамках научно-исследовательской лаборатории осуществляются исследования по актуальным аспектам начального образования и профессионального становления педагога. в рамках деятельности психолого-педагогического центра «Подснежник» оказывается консультативная, психолого-педагогическая помощь родителям, педагогам по вопросам обучения, воспитания, развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, осуществляются опытно-экспериментальные исследования по актуальным аспектам дошкольного и начального общего образования.
в целях выполнения работ по государственному контракту по проекту «внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования» сотрудниками кафедры педагогики и психологии начального образования вГСПу осуществлялась апробация основной профессиональной образовательной программы высшего образования магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» (професси-
кие науки -
ональная магистратура)) в период с 2016 г. по 2017 г. в апробации участвовали студенты факультета дошкольного и начального общего образования, обучающиеся по магистерской программе «управление качеством начального общего образования».
в рамках апробации магистерской программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» реализовывались следующее модули: «Психолого-педагогические основы современного начального образования», «Профессиональное взаимодействие», «Научно-исследовательская деятельность в образовании». Необходимым условием реализации данных модулей была организация встроенной практики, на которой отрабатывались педагогические техники и технологии, изучаемые в ходе аудиторных занятий. Для осуществления встроенной практики были определены педагоги-учителя начальных классов базовой школы кафедры и создана творческая группа преподавателей на базе центра развития личности «Подснежник».
задания, выполняемые студентами на практике, участие в образовательном процессе базовой школы, активное участие магистрантов в специально организованных видах поиска информации, формах кооперации при создании и обсуждении учебного продукта позволили сформировать у магистрантов необходимые профессиональные компетенции.
Практические занятия в ходе практики включали продуктивные задания, анализ учебно-профессиональных событий. Содержание и формы организации учебно-профессиональной деятельности студентов позволили ввести магистрантов в контекст современных исследований в образовании, соотнести теоретические модели с актуальными задачами модернизации общего и профессионального педагогического образования. включение рефлексивных и самооценочных процедур на разных этапах освоения образовательных модулей позволило обеспечить высокий уровень учебной субъектности и самостоятельности магистрантов.
Магистранты после прохождения встроенной практики высоко оценивали сформи-рованность таких профессиональных умений и навыков, как организация изучения личности младших школьников, осуществление взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для анализа передового педа-
известия вгпу
гогического опыта. Экспертная оценка супервизоров (педагогов базовой школы, преподавателей) подтвердила адекватность таких суждений. встроенная практика, по мнению студентов, создала дополнительную мотивацию для изучения теоретических разделов образовательных модулей.
кафедрой педагогики и психологии начального образования вГСПу апробированы следующие отношения между участниками школьно-университетского взаимодействия.
Педагоги школы - преподаватели университета. Данная межпозиционная связка может решаться через различные формы в решении ряда смысловых задач. Например:
1) участие учителей и других школьных работников в реализации образовательного процесса вуза в условиях школы, что обеспечивает возможность студентам выполнить задания преподавателей по учебным дисциплинам;
2) назначение супервизоров из числа опытных учителей, разрабатывающих содержание практической подготовки студентов совместно с преподавателями вуза и осуществляющих организацию и контроль его реализации;
3) повышение квалификации учителей на базе вуза по проблемам совместной подготовки магистров к педагогической деятельности с целью достижения общего результата;
4) консультирование преподавателями вуза учителей школ по руководству текущими и итоговыми исследовательскими или проектными работами магистров (в ходе изучения дисциплин модулей, а также во время непрерывной практики);
5) целевая разработка преподавателями вуза методических рекомендаций, методик, методических пособий, дидактических материалов для учащихся начальных классов, в том числе для успешного решения задач совместной подготовки педагогических кадров;
6) совместные научно-методические программы педагогов школы и сотрудников вуза в области развития начального образования (как по общим вопросам организации, психолого-педагогического сопровождения и т.п., так и по конкретным предметным областям или по специфическим межпредметным связям);
7) привлечение преподавателей вуза в качестве консультантов, методистов по разработке содержания и методике реализации образовательных программ по предметным дисциплинам начального образования;
8) научное руководство преподавателями вуза экспериментальной деятельностью учи-
телей школы, том числе в рамках обучения по целевому набору, выполнения исследовательской работы в магистратуре;
9) апробация научных исследований преподавателей вуза и внедрение их в педагогическую практику учителей начальной школы;
10) рецензирование и экспертиза преподавателями вуза творческих, исследовательских или проектных работ учителей начальной школы;
11) участие преподавателей вуза в аттестации педагогических работников школы.
Учителя школы - магистранты вуза. Система данных контактов предполагает, что учителя школы:
1) выступают в качестве наставников (супервизоров) в ходе освоения студентами различных дисциплин и овладения трудовыми действиями на практике, а также в качестве руководителей практикой студентов на базе школы;
2) могут привлекать студентов вуза к реализации образовательных программ и организации различных занятий с детьми в образовательном процессе школы (воспитательная работа, внеурочная деятельность, внеклассные формы и т.д.);
3) обеспечивают сопровождение и консультирование научных исследований студентов на базе школы;
4) проводят учебные занятия со студентами в вузе (особенно по практико-ориенти-рованным дисциплинам);
5) могут повышать квалификацию в форме дальнейшего обучения в магистратуре в вузе.
Магистрант - учащиеся начальных классов. Данная система отношений обогащает педагогический опыт магистров, поскольку включает их в непосредственное общение с детьми и способствует их профессиональному росту. она предполагает:
1) привлечение студентов в рамках учебной и производственной практики к реализации образовательных программ предметных дисциплин начального образования;
2) привлечение студентов к реализации проектной деятельности младших школьников;
3) проведение магистрантами просветительских, игровых, творческих программ и мероприятий с детьми (концерты, праздники, досуг, внеурочная деятельность и т.д.);
4) привлечение студентов (в том числе при написании научных работ и выполнении выпускных квалификационных работ) к
решению задач диагностики, мониторинга, психолого-педагогической экспертизы эффективности реализации образовательных программ;
5) привлечение магистров к апробации и внедрению современных технологий обучения и воспитания школьников.
Младшие школьники (и их родители) -преподаватели вуза. Данная межпозиционная связка реализуется в основном в таких формах, как:
1) участие преподавателей вуза в проведении с учащимися и их родителями образовательных мероприятий инновационного характера;
2) участие преподавателей вуза в просветительской работе с родителями учащихся;
3) участие преподавателей вуза в организации отдельных видов деятельности школьников (проектной, исследовательской, творческой и др.);
4) консультирование преподавателями вуза родителей учащихся по проблемам развития, воспитания и обучения детей.
Таким образом, механизм школьно-университетского взаимодействия позволяет каждому его участнику проявить инициативу и самостоятельность, раскрыть и реализовать свой личностный потенциал, обмениваться имеющейся информацией и ресурсными возможностями.
Приоритетными направлениями развития школьно-университетского партнерства являются:
• научно-методическое обеспечение и консультативная помощь в освоении федеральных государственных образовательных стандартов общего, высшего профессионального образования и профессионального стандарта «Педагог», национальной системы личностного роста педагога;
• организационное, научно-методическое и информационное обеспечение инновационной деятельности образовательных учреждений по актуальным проблемам развития образования;
• интеграция ресурсов учреждений-партнеров и университета в научно-методическом, организационно-педагогическом сопровождении личностно-профессионального развития педагога в системе непрерывного педагогического образования;
• опережающая совместная проектная деятельность по стратегическим образовательным направлениям, в контексте инновационных проектов университета;
кие науки -
• совместная деятельность по разработке и апробации механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов.
Целью создания системы школьно-университетского партнерства в системе высшего образования является разработка педагогических условий, обеспечивающих его включение в логику процесса профессионального становления учителя.
список литературы
1. Николаева М.В. Личностно-профессиональ-ное развитие учителя начальных классов в вузе: мо-ногр. Волгоград: Перемена, 2006.
2. Образовательные стратегии и технологии личностно-профессионального развития учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования: кол. моногр. / под общ. ред. проф. М.В. Николаевой; Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. Волгоград:
Перемена, 2014. С. 8-51.
* * *
1. Nikolaeva M.V. Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelja nachal'nyh klassov v vuze: monogr. Volgograd: Peremena, 2006.
2. Obrazovatel'nye strategii i tehnologii lichno-stno-professional'nogo razvitija uchitelja nachal'nyh klassov v innovacionnom prostranstve modernizacii nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: kol. monogr. / pod obshh. red. prof. M.V. Nikolaevoj: Vol-gogr. gos. soc.-ped. un-t. Volgograd: Peremena, 2014. S. 8-51.
School-university partnership in training of primary school teachers in implementation of basic vocational educational programme at master's level
The article deals with the experience of organization of school-university partnership in training of primary school teachers at the master's level.
Key words: school-university partnership, practice-oriented education, system of relations between the participants of school-university partnership, educational and vocational activities.
(Статья поступила в редакцию 15.02.2018)