м.в. НИКОЛАЕВА (Волгоград)
подготовка педагога к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника
Освещается проблема управления индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника. Описываются образовательные технологии формирования основ профессиональной готовности учителя начальных классов к овладению младшими школьниками учебно-познавательной деятельностью с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей взаимодействия с участниками образовательных отношений (учителем, родителями).
Ключевые слова: управление индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника, управленческая профессиональная компетентность, образовательные технологии подготовки учителя начальных классов.
Ситуация в начальном общем образовании в России характеризуется рядом глобальных изменений. Это связано с обновлением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждением профессионального стандарта педагога, апробацией национальной системы учительского роста, актуализирующих в массовой педагогической практике идеи педагогики развития: создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей. Основные требования к учителю начальных классов сегодня - это наличие способностей:
1) осознавать многообразие учащихся и ресурсы учебного процесса и соотносить первое со вторым;
2) реагировать на различные потребности учащихся;
3) осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
4) создавать среду обучения, учитывая социальные, культурные и национальные особенности контингента;
КИЕ науки -
5) быть свободным в выборе образовательных технологий и нести ответственность за качество профессиональной деятельности.
Результаты исследования, проведенного в 2017-2018 гг. в рамках деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ), показали, что учителя начальных классов испытывают затруднения, реализуя оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные задания для учеников, учитывая индивидуальные особенности школьников в процессе обучения, проектируя индивидуальные образовательные маршруты достижения образовательных результатов младшими школьниками. И в этом плане определение направлений подготовки будущего учителя начальных классов как участника и организатора личностно-развивающего взаимодействия в социально-образовательной среде к управлению индивидуальной учебной деятельностью младшего школьника имеет особый смысл, порождая много проблем и вопросов [4].
Под управлением индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника мы понимаем деятельность педагога по осознанному выбору и реализации наиболее эффективных форм, методов, технологий обучения с целью овладения учеником компонентами учебной деятельности (мотивы учения, учебные действия, действия контроля и самооценки), достижения метапредметных и предметных образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей развития личности младшего школьника, его образовательных потребностей и направлений взаимодействия с участниками образовательных отношений (специалистов, участвующих в обучении и воспитании ученика, родителей).
о том, что учителя сложно готовить к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью ученика, свидетельствует факт разноречивости, а порой противоречивости решения проблемы индивидуализации, дифференциации обучения, достижения предметных и метапредметных образовательных результатов в психологических и педагогических исследованиях.
Ряд исследований посвящен апробации педагогических технологий, направленных на
О Николаева М.В., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
формирование индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьника, выявления и коррекции затруднений учеников в обучении (М.М. Безруких, Н.Л. Галеева). Одна из современных точек зрения на управление индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника связана с обоснованием и созданием дидактических условий, дидактического материала по предметам в соответствии со способностями ученика (A.A. Вахрушев, Л.Г. Петерсон). Группа исследований посвящена разработке материалов, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся в обучении, наблюдать за процессом развития ученика, отслеживать динамику этого процесса. Такое отслеживание результатов учебного процесса представляет законченную, целостную систему мониторинга качества обучения, позволяющую не только оценить работу учителя и ученика, но и целенаправленно планировать деятельность всех участников образовательных отношений (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова).
Важно отметить, что на современном этапе развития педагогики начального общего образования, на наш взгляд, существует недостаточно научных работ, интегрирующих научные знания по развитию личности младшего школьника, индивидуализации, дифференциации обучения, по педагогической диагностике образовательных результатов, проектированию индивидуального образовательного маршрута школьника, которые позволили бы конкретизировать общие методологические положения педагогики развития в педагогические технологии. Анализ процесса и результатов реализации данных технологий в педагогической практике позволил бы разработать систему психолого-педагогических, дидактических условий по формированию основ профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника.
Формирование управленческой компетентности учителя начальных классов как одной из составляющих профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника в ВГСПУ в рамках деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» осуществляется це-
ленаправленно в течение 2016-2019 гг. Потребность в подготовке такого учителя начальных классов возникла в связи с апробацией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», которые ориентированы на приоритетное овладение будущими педагогами профессиональными компетенциями, отражающими трудовые функции учителя, согласно профессиональному стандарту «Педагог» [3]. Реализация ряда важных управленческих профессиональных действий учителем начальных классов предполагает, что педагог знает, зачем он использует тот или иной способ обучения, может корректировать педагогические цели в зависимости от условий, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, способен выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов готов создать собственные педагогические технологии, может управлять образовательными отношениями в ситуации неопределенности.
Нами разрабатываются и апробируются образовательные технологии подготовки студентов к управлению индивидуальной учебно-профессиональной деятельностью младшего школьника.
1. Технология стимулирования ценностно-смысловой сферы студентов в учебном процессе способствует формированию педагогических ценностей (ценностей-целей, ценностей-средств), стремлению к выявлению и преодолению профессиональных затруднений. Важным аспектом обучения студентов является осознание ими основных принципов педагогического взаимодействия в начальной школе с целью успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью: представить ученикам цель и мотив выполнения определенного действия, предусмотреть трудности и обсудить их заранее, предоставить ученику право на ошибку без последствий для него, позволить ребенку быть самим собой.
2. Технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме направлена на овладение будущими педагогами опытом разработки индивидуальных и дифференцированных заданий по предметным областям в начальной школе, проектирования индивидуального образовательного маршрута, разработки программы педагогической поддержки
с учетом индивидуальных затруднений младшего школьника в обучении (связанных с процессом адаптации к школе и психологической неготовностью к школьному обучению, с не-сформированностью познавательных процессов младших школьников, с несформирован-ностью процессов самоконтроля и саморегуляции у младших школьников, с несформиро-ванностью психомоторной сферы младшего школьника, со школьными факторами: стрессовая тактика воздействия педагога, неадекватность методик обучения).
3. Технология стимулирования творческой активности педагога, направленная на формирование умений осуществлять осознанный выбор образовательных программ, способов и видов обучения в условиях вариативности в начальной школе. При межвузовской научно-исследовательской лаборатории «личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» создан образовательный кластер, в который входят Центр дополнительного образования детей «Подснежник», базовые школы Волгограда, региональные инновационные площадки [5].
В рамках деятельности Центра дополнительного образования детей «Подснежник» будущие педагоги могут апробировать педагогические технологии, техники и приемы, взаимодействуя с детьми, родителями, и определить личностные и профессиональные затруднения, наметить пути их преодоления и профилактики.
В условиях педагогической практики, совместной проектно-исследовательской деятельности с педагогами базовых школ, школ -региональных инновационных площадок, студенты изучают передовой педагогический опыт по изучению и описанию индивидуальных особенностей учащихся, требующих специального учета на уроках, по формированию мотивации учебной деятельности, диагностике и учету особенностей познавательной сферы младшего школьника, выделения разных групп причин, обусловивших индивидуальные особенности школьника, связанных со спецификой организации учебной деятельности, личностными особенностями школьника, особенностями преподавания, с ситуацией семейного воспитания.
4. Коммуникативно-личностные технологии - это овладение студентами методикой самонаблюдения и техниками управления своими психическими состояниями с целью развития позитивного самоотношения будущего пе-
КИЕ нАУКИ -
дагога в профессиональной деятельности (задания, игры, упражнения на самопознание, самооценку, развитие социально-перцептивных и коммуникативных способностей личности, на анализ ошибок в межличностном взаимодействии, на программирование саморазвития).
В современной профессиональной подготовке учителя сохраняет актуальность аспект практико-ориентированного образования. При этом целью создания системы практико-ори-ентированного образования в системе высшего образования является разработка педагогических условий, обеспечивающих его включение в логику процесса профессионального становления учителя.
С целью формирования у будущих учителей начальных классов основ профессиональной готовности к управлению индивидуальной учебной деятельностью младших школьников студенты привлекаются к решению задач диагностики, мониторинга образовательных результатов младших школьников, а также к апробации и внедрению современных технологий обучения и воспитания школьников в рамках деятельности инновационных площадок [6].
Как показала практика, основным результатом использования образовательных технологий, применяемых при подготовке будущих учителей начальных классов, являются:
• повышение мотивации к изучению особенностей обучения в начальной школе;
• адекватный отбор и использование инновационных технологий обучения младших школьников;
• формирование управленческой компетентности учителя;
• формирование у студентов субъектной профессиональной позиции;
• овладение опытом проектирования лич-ностно-развивающего обучения школьников.
Важно отметить, что обеспечение процесса подготовки будущего педагога к управлению индивидуальной учебно-познавательной деятельностью младшего школьника предусматривает моделирование целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррекционно-развивающих практических разработок; создание системы учебных курсов по теоретическим и прикладным вопросам начального общего образования, а также по основам профессионального саморазвития учителя на различных уровнях его профессионального становления.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
Цель профессиональной подготовки современного учителя начальных классов - формирование у будущих педагогов компетенций по проектированию и моделированию деятельности учителя на основе современного научного знания о поликультурной образовательной среде, разных образовательных потребностях и индивидуальных особенностях детей.
Список литературы
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
2. Галеева Н.Л. Современный учитель начальной школы в «зеркале» нового педагогического стандарта // Нач. школа. 2016. № 2. С. 4-7.
3. Марголис A.A. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. № 5. С. 45-64.
4. Николаева М.В., Казачкова С.П. Оценка достижения образовательных результатов как условие управления качеством начального общего образования // Мониторинг качества деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО: сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. 21 нояб. 2018 г. / отв. ред. А.П. Мишина. Ульяновск: УлГПУ, 2018.
5. Образовательные стратегии и технологии личностно-профессионального развития учителя начальных классов в инновационном пространстве модернизации непрерывного педагогического образования: кол. моногр. / под общ. ред. М.В. Николаевой. Волгоград: Перемена, 2014.
6. Николаева М.В. Школьно-университетское партнерство в подготовке педагогов начальной школы при реализации основной профессиональной образовательной программы по уровню магистратуры // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 2. С. 26-29.
7. универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016.
8. Функциональная грамотность младшего школьника: кн. для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Рос. учебник: Вентана-Граф, 2018.
1. Bezrukih M.M. Trudnosti obucheniya v na-chal'noj shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaya pomoshch'. M.: Eksmo, 2009.
2. Galeeva N.L. Sovremennyj uchitel' nachal'noj shkoly v «zerkale» novogo pedagogicheskogo standar-ta // Nach. shkola. 2016. № 2. S. 4-7.
3. Margolis A.A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkah programm prikladnogo bakalavriata i peda-gogicheskoj magistratury // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. № 5. S. 45-64.
4. Nikolaeva M.V., Kazachkova S.P. Ocenka do-stizheniya obrazovatel'nyh rezul'tatov kak uslovie upravleniya kachestvom nachal'nogo obshchego obra-zovaniya // Monitoring kachestva deyatel'nosti obra-zovatel'noj organizacii v usloviyah realizacii FGOS DO i FGOS NOO: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. 21 noyab. 2018 g. / otv. red. A.P. Mishina. Ul'yanovsk: UlGPU, 2018.
5. Obrazovatel'nye strategii i tekhnologii lich-nostno-professional'nogo razvitiya uchitelya nachal'nyh klassov v innovacionnom prostranstve modernizacii ne-preryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kol. mo-nogr. / pod obshch. red. M.V. Nikolaevoj. Volgograd: Peremena, 2014.
6. Nikolaeva M.V. Shkol'no-universitetskoe part-nerstvo v podgotovke pedagogov nachal'noj shkoly pri realizacii osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy po urovnyu magistratury // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 2. S. 26-29.
7. Universal'nye uchebnye dejstviya kak rezul'tat obucheniya v nachal'noj shkole: soderzhanie i metodi-ka formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshego shkol'nika / pod red. N.F. Vinogradovoj. M.: In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016.
8. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kn. dlya uchitelya / pod red. N.F. Vinogradovoj. M.: Ros. uchebnik: Ventana-Graf, 2018.
Training teachers to manage individual learning skills and cognitive activity in younger students
The article deals with the problem of managing the individual learning and cognitive activity of younger students. The author describes educational technologies aimed at the the formation of the foundations of the professional readiness of a primary school teacher in teaching younger students to master learning and cognitive activity taking into account their individual characteristics and interaction with the participants involved in the educational process (teacher, parents).
Key words: management of the individual, individual learning skills, educational and cognitive activity of younger students, managerial professional competence, educational technologies for training primary school teachers.
Статья поступила в редакцию 26.03.2019)