Полякова Яна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
Балко Елена Васильевна
кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE PROBLEM OF CONTINUITY OF EDUCATIONAL
STANDARDS IN THE SYSTEM OF SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
В статье поднимаются проблемы преемственности в подготовке специалистов в системе среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования при реализации концепции непрерывного образования. Рассматриваются вопросы создания условий для обеспечения всех видов преемственности, в первую очередь - согласованности образовательных стандартов.
Ключевые слова: Непрерывное педагогическое образование, преемственность в подготовке специалистов, среднее, высшее, дополнительное профессиональное образование, образовательные стандарты.
The article raises the problems of continuity in the training of specialists in the system of secondary, higher and additional professional pedagogical education in the implementation of the concept of continuing education. The issues of creating conditions for ensuring all types of continuity, first of all, consistency of educational standards are considered.
Key words: Continuous pedagogical education, continuity in the training of specialists, secondary, higher, additional vocational education, educational standards.
Модернизация профессионального педагогического образования -один из главных вызовов современности, характеризующая данный этап его развития. Последнее время ведётся активное обсуждение этой проблемы со стороны научно-педагогической общественности как на страницах многочисленных периодических изданий, так и на научно-практических форумах разного уровня. Предметом обсуждения является введение многоуровневой (в терминологии В.А. Сластенина - многоступенчатой [8]) системы профессионального образования.
Многоуровневая система образования повышает гибкость профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся социально-экономических потребностей общества, обеспечивает манёвренность в ходе профессионального самоопределения, отвечает требованиям формирования единого образовательного пространства.
Вопросы профессионального и ценностного самоопределения в теории и практике профессионального становления личности в образовательном процессе рассматривают в своих трудах: Е.В. Бондаревская, Е.М. Борисова, С.А. Боровикова, Т.А. Воробьева, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, М.И. Губанова, И.А. Демина, В.И. Журавлев, Ю.Е. Калугин, Ю.Н. Кулюткин, Н.Н. Никитина, О.В. Правдина, Н.С. Пряжников, Г.Б. Скок, С.С. Степанов, Г.С. Сухобская, Дж.Р. Хикс и др.
Один из главных столпов, на которых должен базироваться процесс модернизации, - преемственность. Преемственность - это общепедагогический принцип, требующий постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; поступательно-восходящего развертывания всего учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы.
Теоретико-методологическое обоснование обеспечения
преемственности в профессиональном образовании в новых социально-экономических условиях связано с исследованиями И.М. Агибовой,
A.В. Батаршева, М.А. Вайсбурда, Н.И. Гореликовой, О.И. Зайцевой, Т.В. Кудрявцева, Ю.А. Кустова, К.С. Левитана, М.И. Махмутова,
B.Ю. Микрюкова, Н.В. Немовой, А.А. Просецкого, В.А. Сластенина, Е.И. Савиной и др.
Термин «преемственность в подготовке специалистов» вошел в употребление в конце XX в. и напрямую связан с термином «непрерывность образования», он вобрал в себя аспекты давно известной, но приобретавшей все большую остроту проблемы, которую можно сформулировать как несостоятельность идеи «однократного образования», образования «однажды и на всю жизнь».
Практическая реализация концепции непрерывного образования предполагает создание логически последовательной цепочки взаимосвязанных, но в определенной степени автономных подсистем учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительной профессиональной подготовки, придерживающихся
принципа сонаправленности образовательных векторов и обеспечивающих реализацию преемственности при освоении образовательных программ на любом этапе обучения.
Первоочередными задачами на пути такого иерархического структурирования педагогического образования являются: формирование нормативно-правовой базы перехода к многоуровневой (многоступенчатой) системе; изучение и учет психолого-педагогических особенностей обучения и обучающихся на каждой из ступеней; возрождение отечественных педагогических традиций и использование лучшего зарубежного опыта; научно-методическое обоснование содержания образования и пр.
Принцип преемственности выводится сегодня за пределы изучения отдельных дисциплин, отдельной образовательной подсистемы именно с учетом его взаимосвязи с принципом непрерывности (обратим внимание на использование в отдельных работах единого понятия «принцип непрерывности и преемственности») (Ю.А. Кустов, Е.Л. Осоргин, М.И. Махмутов, В.С. Безрукова и др.). Реализация принципа преемственности в соотнесенности («связанности») с понятием «непрерывное образование» ставит перед исследователями и практиками также проблему научно-практического его обеспечения на всех уровнях функционирования - уровне целей, содержания, методов обучения, деятельности преподавателей и студентов [3, с. 228].
Модернизация профессионального образования привела к появлению такого явления, как сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений, предусмотренное Законом об образовании Донецкой Народной Республики (статья 13) [4]. Сетевое взаимодействие может реализовываться как совместная деятельность профессиональных образовательных учреждений различного уровня и направленности, обеспечивающая обучающимся возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие позволяет разрабатывать и апробировать инновационные модели содержания образования и управления системой образования в соответствии с актуальными требованиями общества; совместно использовать ресурсы профессиональных образовательных организаций.
Интеграция образовательных программ высшего профессионального педагогического образования со средним должна развиваться более интенсивно, поскольку спрос на такой вид деятельности образовательных организаций постепенно возрастает. В условиях постоянно меняющейся
социальной и политической ситуации в стране, высоких требований со стороны работодателей, конкуренции на рынке труда, молодой педагог как среднего, так и высшего звена должен чувствовать себя уверенно. И в этом ему могут помочь учреждения профессионального образования разных уровней, где специалист может получить качественное конкурентоспособное образование и повысить свой профессиональный уровень. Несомненно, что только в непрерывности любых процессов может осуществляться преемственность как залог сохранения традиций и ценностей во всех смыслах [6].
Известно, что в практике средних профессиональных образовательных организаций и учреждений высшего образования имеет место значительная несогласованность как в содержании, так и в методах, и в средствах обучения. Существенно различаются характер и способы познавательной деятельности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования. В этой связи возникает необходимость обратиться к нормативно-правовой базе осуществления образовательной деятельности. Понятие образовательного стандарта, которое за последние два десятилетия неоднократно менялось как на научно-методическом, так и на законодательном уровне (так, в РФ это стандарты, определяющие требования к минимуму содержания; стандарты, определяющие требования к результатам освоения основной образовательной программы), остается одним из ключевых в новой системе, но необходимо его дополнительное научное осмысление.
Анализ различных точек зрения, существующих в мировой практике образования, показывает, что понимание механизмов формирования стандарта варьируется в зависимости от общей направленности образовательной политики государства. С одной стороны, многие страны прибегают к унификации, нормированию деятельности и контролю, а с другой - свободному выбору образовательного вектора участниками образовательного процесса. Соответственно, существуют типы стандартов по регламентации содержания образования (стандарты, созданные по принципу входных результатов), образовательного процесса (процессуальные стандарты), качества результатов обучения (стандарты, ориентированные на принцип результатов в виде получения определенных компетенций). Наибольшее распространение в настоящее время последнего типа стандартов является общемировой тенденцией и связано с объективными причинами: диверсификацией и мобильностью современных профессиональных квалификаций, стремительным развитием производственных и
информационных технологий, при которых содержание образования становится гибким и изменчивым.
В международной практике существует понятие квалификационных стандартов (qualification standards), вмещающее в себя понятия профессионального (occupational) и образовательного (educational) стандарта, а также соответствующих им оценочных средств и процедур (assessment standards), которые представляют собой определенную целостность.
Анализ Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 9 ноября 2009 г. показывает, что важнейшим направлением развития профессиональных учебных заведений РБ является укрепление многофункциональности. Для обеспечения преемственности среднего специального и профессионально-технического образования с высшим и повышения их популярности среди молодежи предполагается создание колледжей, выпускники которых будут иметь право продолжить обучение в вузе соответствующего профиля по сокращенной программе. В целом в Республике Беларусь предполагается дальнейшее развитие интеграции школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, которое будет направлено на объединение учебных заведений разных уровней в систему непрерывного образования, доступную гражданам различных возрастов и социальных групп, повышению оперативности и мобильности профессиональной подготовки и переподготовки [6].
Следует отметить, что во многих развивающихся странах, таких как Мексика, Аргентина, Бразилия, в последние десятилетия принимаются прогрессивные законы о профессиональном образовании. Они первые среди развивающихся стран встали на путь образовательной интеграции, создания эффективных систем образования. В XX веке внимание в этих странах в основном уделялось высшему образованию, но в последнее десятилетие основное внимание сосредоточено на среднем профессиональном образовании, усилено его финансирование. Большое внимание уделяется созданию системы непрерывного преемственного образования. Многие государства приходят к пониманию того, что без развитой системы среднего профессионального образования невозможен экономический рост страны.
Четкое понимание взаимосвязи профессиональных, образовательных стандартов и соответствующей им системы оценивания результатов образования (обучения) и квалификаций обеспечивает более эффективное взаимодействие работодателей, общества и системы профессионального образования в современных условиях.
В современной российской практике образовательный стандарт воспринимается прежде всего как документ, с помощью которого осуществляется функция государственного контроля в сфере образования. Однако постепенно смысловое наполнение этого понятия изменяется: стандарт начинает осознаваться как инструмент управления качеством образования, инструмент развития, позволяющий преодолеть дисбаланс между потребностями экономики и возможностями профессионального образования, создающий условия для формирования эффективных механизмов взаимодействия этих двух сфер.
В Российской Федерации в последние годы наблюдается активная работа в направлении совершенствования образовательных стандартов. На основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС-3) было определено как совокупность требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, введенные в действие с сентября 2011 г., принципиально поменяли предмет стандартизации, заложили основу концептуальных изменений в системе российского профессионального образования, связанных с внедрением компетентностного подхода (learning outcomes), создали условия для выстраивания диалога между сферами труда и образования.
Изменение структуры российской системы профессионального образования, обусловленное введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, дает формальное основание для внесения корректив в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4) сочетает в себе две функции. Это нормативный документ, определяющий государственные требования к результатам соответствующего уровня образования выпускников, и одновременно методический документ, устанавливающий правила формирования структуры и алгоритм разработки содержания основной (профессиональной) образовательной программы и ее
элементов (дисциплин, модулей), а также фондов оценочных средств и требований к оснащению и кадровому составу сопровождения образовательного процесса [1].
В Донецкой Народной Республике, согласно принятому в 2015 г. Закону об образовании, «государственный образовательный стандарт -совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [4]. Применительно к высшему образованию, «образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему профессиональному образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего профессионального образования, определенными настоящим Законом или решением Совета Министров Донецкой Народной Республики» [4]. В соответствии со статьёй 9 Закона об образовании, государственные образовательные стандарты и государственные требования обеспечивают: «1) единство образовательного пространства Донецкой Народной Республики; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» [4].
Преемственность образовательных программ означает, что образовательные стандарты СПО и ВПО должны быть согласованы между собой. Это значит, что студент, получивший определенный уровень профессионального образования, продолжает свое обучение по программам следующего уровня в сокращенные сроки. Среднее профессиональное образование в соответствии с Международной стандартной классификацией образования приравнивается к практико-ориентированному высшему образованию. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам СПО в сравнении с ВПО делают его получение более экономически выгодным и позволяют обеспечивать необходимыми специалистами различного профиля [2].
Выпускники средних профессиональных учебных заведений в большей степени ориентированы на практическую производственную деятельность. Однако многие из них сразу после окончания СПО продолжают своё профессиональное образование, поступая в высшие учебные заведения. Иногда во время обучения в вузе у выпускников среднего профессионального образования за счет недостаточной практикоориентированности, повторения отдельных тем, разделов и целых дисциплин снижается сформированная в колледже профессиональная мотивация. Изучение одного и того же учебного материала в системе СПО и ВПО увеличивает общую продолжительность подготовки высококвалифицированных специалистов. Преемственность
образовательных программ позволяет решить эту остро стоящую проблему.
Из принципов преемственности результатов на разных уровнях образования и целесообразности целей обучения вытекает необходимость формирования учебной нагрузки в зачетных единицах и модульной организации образовательного процесса.
Поскольку зачетные единицы подразумевают достижение определенных результатов обучения и формирование определенных компетенций, они могут оцениваться независимо от места учебы или педагогических технологий. Образовательные программы почти всегда строятся на основе условного учебного времени, и основной целью системы переноса зачетных единиц является развитие системы признания предшествующего обучения и уменьшение времени формального образования. Это особенно важно по отношению к зачетным единицам, общим для разных образовательных программ (базовый компонент учебных планов), в целях сокращения сроков освоения образовательных программ.
Модульная организация образовательного процесса с использованием зачетных единиц позволяет формировать гибкие индивидуальные учебные планы студентов, учитывающие их индивидуальные образовательные траектории, способности и потребности, и упрощает систему перезачета модулей и зачетных единиц. Это повышает мобильность студентов, создает условия для развития системы гарантии качества образования. Каждый модуль может состоять из нескольких зачетных единиц и представлять собой законченную самостоятельную часть программы соответствующего уровня. На этой же основе могут формироваться модули программ подготовительных курсов, что облегчит работу с абитуриентами при подготовке к поступлению в образовательную организацию и работу с более слабыми студентами на первом курсе.
Другая разновидность интеграции на содержательном уровне -подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе образовательных программ среднего профессионального образования. Возможность такой интеграции предусмотрена ст. 23 Закона Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что лица, имеющие среднее профессиональное образование, получают высшее образование по сокращенным ускоренным программам. Согласно нормативно-правовым актам Донецкой Народной Республики, «лица, имеющие среднее профессиональное образование и поступающие на родственные направления подготовки (специальности), могут быть приняты на обучение по программам бакалавриата или специалитета на первый курс с сокращенным сроком обучения (ускоренное обучение) или второй (третий) курс с нормативным сроком обучения» [7].
Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что не разработана нормативно-правовая база, принципы формирования содержания и определения сроков такой ускоренной или сокращенной подготовки, а главное - не разработаны концептуальные подходы к формированию содержания высшего профессионального образования на базе имеющегося среднего профессионального. Основное противоречие состоит в том, что, на первый взгляд, содержание среднего и высшего профессионального образования по родственным специальностям (направлениям подготовки) или в рамках укрупненных групп имеет значительное сходство. Это прослеживается не только по отношению к наименованию учебных дисциплин, но и учебных элементов (дидактических единиц) или модулей. Кроме того, на близкие или одинаковые дисциплины отводится одинаковое учебное время. Или же наоборот, одинаковые дисциплины значительно отличаются по количеству условных зачетных единиц. В этом случае возникает задача обеспечения преемственности содержания изучаемых дисциплин, исключения прямого дублирования ранее изученного материала, методически целесообразного формирования образовательных программ.
Решение указанной задачи начинается с установления различий и сходств в содержании среднего и высшего профессионального образования, разработки согласованных образовательных стандартов и образовательных программ.
Анализ содержания профессиональных образовательных программ СПО и ВПО проводился нами на основе сопоставления содержания учебных элементов дисциплин в профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования, по сравнению с образовательными
программами высшего профессионального образования. Выявлению преемственных учебных элементов и вычленению недостающих учебных элементов должно предшествовать установление взаимосвязи между учебными предметами возможно, в виде структурно-логических схем или матриц) СПО и ВПО. Кроме того, на наш взгляд, необходима согласованность в содержательной части базовых учебных дисциплин, входящих в учебные планы как СПО, так и ВПО, что можно достичь путём дополнения профессиональных стандартов высшего профессионального образования описанием структуры программ подготовки специалистов с указанием основного содержания рабочих программ обязательных учебных курсов.
Для этого при разработке учебных планов педагогических направлений подготовки в Донецком педагогическом институте проведен сравнительный анализ перечня учебных дисциплин основных профессиональных образовательных программ по родственным специальностям СПО и ВПО. Проведенный анализ позволил обеспечить преемственность дисциплин среднего и высшего профессионального образования в дисциплинах СПО и предметах ВПО общепрофессионального, профессионального и специального циклов. Однако возник и ряд разногласий, которые требуют согласования.
Еще одним принципиально важным моментом является необходимость указания профессиональной квалификации в зависимости от наименования профессии (например, педагог дополнительного образования), что может быть конкретизировано через указание вида (области) профессиональной деятельности, к выполнению которого готов выпускник (например, «руководитель кружка»). Это возможно отразить в документе об образовании или отдельном сертификате. Конкретизация производится при выдаче документов об освоении образовательной программы (или ее модуля).
В высшем профессиональном образовании при формулировании наименования образовательной квалификации должна указываться степень в определенной научной области (бакалавр педагогических наук, магистр педагогических наук и т.п.). Профессиональная квалификация, как было сказано выше, призвана отражать наименование вида (видов) профессиональной деятельности, к которым готов выпускник. Например: «магистр педагогических наук», профессиональная квалификация «руководитель образовательной организации».
Как было сказано, базисным основанием теории непрерывного профессионального образования является принцип преемственности, суть
которого выражается в переходе из поколения в поколение системы накопленного человеком социального опыта и дальнейшего обогащения этого опыта, то есть спиралеобразное развитие. Однако в современном динамично развивающемся мире смена новых поколений техники и технологий значительно опережает темпы смены новых поколений работников, в связи с чем человеку приходится учиться на протяжении всей своей жизни. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации должны базироваться на ряде организационно-педагогических принципов: гибкости и динамичности (быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности); параллельности (предполагает одновременное обучение студентов выпускных курсов на курсах переподготовки, расширяющее возможность трудоустройства); преемственности (дополняющий учебный процесс по базовой специальности); межпредметности (исключается возможность дублирования информации); многопрофильности (предполагает наличие широкого спектра программ в соответствии с разнообразными образовательными потребностями студентов); открытости [9].
В этой связи возникает проблема взаимосвязи учреждений высшего профессионального образования и центров профессиональной подготовки, необходимость координации и согласованности их деятельности.
Таким образом, для реализации концепции непрерывного педагогического образования необходимо обеспечить сквозную вертикальную интеграцию образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, расширить возможности для реализации программ дополнительного профессионального образования путём создания условий для обеспечения всех видов преемственности: содержательной, учебно-операциональной, мотивационной, нормативно-правовой и методической.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина // Образование и наука. -2013(7). - С. 18-38. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Р01:10.17853/1994-5639-2013-7-18-38
2. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения / В.И Блинов. - М. : ФИРО, 2007. - С. 2324.
3. Есаулова М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании / М.Б. Есаулова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. -№ 12. - С. 223-240. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-preemstvennosti-v-sovremennom-professionalnom-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 22.03.2018).
4. Закон об образовании. Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №1-233П-НС).
5. Легенчук Д.В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования / Д.В Легенчук // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 7 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/preemstvennost-soderzhaшya-srednego-i-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2018).
6. Лизунов П.В. Преемственность ссуза и вуза как форма интеграции образования / П.В. Лизунов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 106-109. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/preemstvennost-ssuza-i-vuza-kak-forma-integratsii-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2018).
7. Об утверждении методических рекомендаций по организации ускоренного обучения в пределах образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 504 от 04.05.2016 г.
8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.] ; ред. В.А. Сластенин. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
9. Проблемы непрерывного образования Snudent.org / Психология и педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/46989/psihologiya/problemy_nepreryvnogo_obrazovaniya.
Чернышев Дмитрий Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
Шокотко Наталья Александровна
ГОО ВПО «Донецкий институт физической культуры и спорта»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCES IN THE SYSTEM
OF INCLUSIVE EDUCATION
В статье раскрываются особенности формирования поликультурных компетенций в рамках инклюзивного образования, поясняется специфика применения данной формы в современных образовательных организациях и учреждениях. Анализируется опыт работы педагогов с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Авторы разрабатывают новые педагогические подходы,