Список литературы
1. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] /
B.И. Звонников, М.Б. Челышкова. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. пособие / под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 300.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Университетская книга: Логос, 2009. С. 40.
4. Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам обрзования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. № 4 (91).
C. 24.
5. Поддубная Т.Н., Куракова Г.В. Паспорт общих компетенций обучающегося как системообразующий элемент учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС третьего поколения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. № 4 (91). С. 10.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ Полякова Н.М.
Полякова Надежда Михайловна — магистрант, кафедра английской филологии, Орловский государственный университет им. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье изучается правовое регулирование системы высшего образования в контексте медиаобразования, выявляются главные проблемы его интеграции в отечественную образовательную систему, рассматриваются особенности Федеральных государственных образовательных стандартов для внедрения медиаобразования в процесс обучения.
Ключевые слова: медиаобразование, условия развития медиобразования в России, проблемы внедрения медиобразования, ФГОС.
В последние годы все активнее обсуждаются проблемы внедрения медиаобразовательных технологий в процесс обучения школьников и студентов с целью формирования медиаграмотности у подрастающего поколения.
Правительством России 17 ноября 2008 года утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с данной Концепцией федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. Важнейшее место в Концепции занимает «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования» [1].
Помимо всего прочего, была создана научная школа «Медиаобразование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте им. А.П.Чехова, которая получила государственную поддержку своих исследований в области медиаобразования. На сегодняшний день самыми главными условиями дальнейшего развития медиаобразования в России выделяют:
- ориентированность на всестороннее развитие человека (формирование навыков разумного мышления и анализа, рост творческих возможностей и т.д.);
- учет различных интересов, которые проявляют обучающиеся, имея в виду определенные поведенческие особенности;
- создание критериев формирования и роста медиавосприятия к пониманию истинных задач медиа;
- разработку и улучшение моделей, методических рекомендаций и различных форм ведения учебных занятий с применением медиа материалов (учитывая, конечно, опыт зарубежных коллег);
- обеспечение всем необходимым с технической стороны для проведения занятий;
- интеграцию в процесс обучения школьников и студентов занятий по изучению медиакультуры [5, с. 5].
Несмотря на все достижения в данной сфере, существуют и некоторые негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России. Так, полученные результаты опытов и исследований не применяются в полной мере, поскольку они не становятся настолько известны, насколько это необходимо. Это обусловлено тем, что ученые, занимающиеся вопросами медиаобразования в России, до сих пор не перешли от теории и экспериментов к широкому применению медиаобразовательных технологий на практике. Помимо этого, функционирующие центры и разнообразные научные площадки в области медиаобразования не ведут свою деятельность в плотном контакте с заинтересованными лицами, а возможности учителей и научных деятелей учебных заведений применяются недостаточно полно.
По нашему мнению, главные сложности, ограничивающие полноценную интеграцию медиаобразования в занятия в вузах и школах, заключаются в следующем:
- нехватка квалифицированных педагогов, имеющих достаточные навыки и знания в сфере медиапедагогики;
- нежелание руководителей учебных заведений внедрять новые разработки;
- ориентация Министерства образования и науки России на опыт прошлого, где большее внимание в рамках образовательных занятий уделяется курсам информатики и информационных технологий, нежели важным и существенным вопросам медиаграмотности / медиакомпетентности.
С появлением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных Министерством образования и науки РФ в 2009-2011 годах появились дополнительные возможности для развития медиаобразования в России.
До их введения использовали точное и полное описание специальностей, однако с появлением новых стандартов стали применяться краткие списки базовых направлений подготовки бакалавров и магистров по образованию и педагогике, социальным наукам, культуре и искусству и др.
Вместе с тем, в Федеральных государственных образовательных стандартах как по подготовке бакалавров, так и магистров в учебных планах появились базовая и вариативная части, первая из которых - обязательная для исполнения, а вторая -профильная. Они устанавливаются непосредственно вузом. Даже с учетом эволюции стандартов и всевозможных преобразований, происходящих с ними, такое разделение до сих пор сохранилось. Рассмотрим, что говорится по этому поводу в каждом из документов, и для примера возьмем Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки Педагогическое образование (срок обучения 5 лет / с двумя профилями подготовки) - бакалавриат:
1. «Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков,
определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре [2].
2. «Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата и практик, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО» [3].
3. «В рамках программы бакалавриата выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений» [4].
Следует отметить, что в последнем ФГОС (3++), разработанном в 2018 году, практически не говорится о вариативной части, а ее объем по этому стандарту составляет не более 30% общего объема программы бакалавриата, тогда как в предыдущих стандартах 2011 г. и 2016 г. ей отводилось более 60-70% всей программы.
Таким образом, несмотря на произошедшие изменения, руководство различных вузов России в лице Ученых советов все еще может и должно своими силами находить возможности по внедрению медиаобразования в качестве вариативной части для практически любых направлений бакалавриата и магистратуры, в том числе и для педагогических профилей. Это могло бы быть очень важным шагом на пути к реализации поддержки медиаобразования «Концепцией долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.04.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf/ (дата обращения: 13.04.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). [Электронный ресурс]. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf/ (дата обращения: 13.04.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа:http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_1603201 8.pdf/ (дата обращения: 13.04.2018).
5. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.