УДК 378
А. И. Богатырёв г. Екатеринбург, Россия
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАЙНОРА «ОСНОВЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция, медиакультура, теоретическая модель, майнор, медиаоб-разование.
АННОТАЦИЯ. Концепция медиакультуры трансформирована автором в теоретическую модель майнора «Основы медиакультуры» для бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» и включающего в себя 4 дисциплины: история медиакультуры, теория медиа и медиаобразования, история медиаобразования, технология медиаобразования в образовательном пространстве.
A. I. Bogatyrev
Yekaterinburg, Russia
THE CONCEPT AND THEORETICAL MODEL OF MINOR «FOUNDATIONS OF MEDIA CULTURE» KEYWORDS: concept, media culture, theoretical model, minor, media education. ABSTRACT. The concept of media culture has been transformed by the author in the theoretical model of minor "Foundations of media culture" for bachelors of the 1st course, which includes 4 courses: the history of media culture, media theory and media education, the history of media education, technology media education in the educational space.
В структуре бакалаврского образования выделяют два профиля: 1) «мейджер» (major)-профессиональный профиль, дисциплины которого формируют профессиональные компетенции студента, 2) «майнор» (minor) - это дополнительный профиль из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки [1].
Модернизация образовательной деятельности в Уральском федеральном университете отражена во многих нормативных документах, к числу которых относится Положение «Разработка и использование в учебном процессе дополнительных модулей (майноров)», где дается инструментальное определение понятия май-нор: «Майнор (дополнительный модуль) -модуль, относящийся к вариативной части образовательной программы или факультативу и обеспечивающий формирование дополнительных по отношению к требованиям федерального государственного об-
разовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС) компетенций, либо обеспечивающий углубленное формирование указанных в ФГОС компетенций» [2].
Майнор «Основы медиакультуры» предназначен для бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Автором разработаны концепция и теоретическая модель майнора, опирающаяся на следующие концептуальные основания:
1) необходимость освоения учащимися, студентами, специалистами информационных технологий, основ дистанционного и интернет-образования в школе, в вузе, в послевузовском образовании как эффективного средства развития творческой и свободной личности в условиях интенсивного увеличения информационного поля;
2) существуют факторы возрастания роли медиакультуры: использование зрелищно-развлекательных жанров, много-
23
функциональность медиатекстов, система эмоциональных регуляторов нервного напряжения человека, стандартизация и серийность информации;
3) образовательные возможности медиакультуры определяются ее воздействием на развитие человеческой индивидуальности в различных видах деятельности;
4) медиакомпетентность личности в условиях информационного общества рассматривается как специальная подготовка, включающая в себя историю медиакуль-туры, теории медиа и медиаобразования, историю медиаобразования, технологию медиаобразования в образовательном пространстве.
5) содержание медиакомпетентно-сти описывается рядом «параметров»/ Социологические параметры: медиапот-ребности личности - стремление получить новую информацию; стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакульту-ры; стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей; стремление научиться создавать самостоятельные медиатексты. Психологические параметры: медиаспособности личности - восприятие, воспроизведение и трансформация медиатекста, взаимодействие с различными видами медиа и медиа-текстов; технологические параметры: ме-диаумения - выбор, создание / распространение медиатекстов, самообразование в медийной сфере. Информационные параметры: медиазнания личности - теория, история развития медиакультуры, понимание процессов массовой коммуникации и медийных воздействий. Оценочные параметры: медиаоценки - анализ процессов функционирования медиа, анализ медиа-текстов, понимание, интерпретация меда-контекстов. Методологические параметры: медиакреативность - уровень творчества в различных видах деятельности, связанных с медиа.
6) психология формирования ме-диакомпетентности включает социологический аспект: мотивация личности в сфе-
ре медиаобразовательной деятельности; психологический аспект: развитие способностей личности в сфере медиобразования; технологический аспект: деятельность личности в области медиаобразования; информационный аспект: информирование личности в области медиаобразования; ценностный аспект: оценки личности в сфере производства и потребления медиа-продуктов; методологический аспект: креативность личности в медиаобразова-тельной деятельности.
7) медиатехнологии дифференцируются как социологические медиатехнологии (контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме - количественный анализ медиатекстов: определение категории медиатекста, систематизация фактов, выводы о типах повествования, символах, языках, формах; структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме - анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры ме-диатекстов); психологические медиатехно-логии (технология развития критического мышления в процессе медиаобразования -активизация познавательной деятельности по отношению к медиа и медиатекстам различных видов и жанров; анализ персонажей медиатекстов, включающий анализ характеров, мотивов поведения, ценностных ориентаций, поступков/действий персонажей медиатекстов); деятельностные медиатехнологии (культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме - анализ содержания медиатек-стов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа; этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиа-текстов - приобщение аудитории к определенной этической модели поведения, адекватной конкретной религии, уровню развития цивилизации, демократии); информационные медиатехнологии (сюжетный/повествовательный анализ медиатек-стов - анализ сюжетов, фабул медиатек-стов; анализ медийных стереотипов - выявление и анализ стереотипного изображе-
24
ния людей, идей, событий, сюжетов, тем в медиатекстах); ценностные медиатехноло-гии (анализ культурной мифологии медиа-текстов - выявление и анализ мифологизации фабул, тем, типов персонажей в медиатекстах; семиотический анализ медиа-текстов - анализ языка знаков и символов в медиатекстах; идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме - анализ идеологических, философских аспектов медийной сферы; эстетический анализ медиатекстов
- анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связанный с эстетической (художественной) теорией медиаобразова-ния); методологические медиатехнологии (автобиографический анализ - сопоставление жизненного опыта личности, событий личной жизни, проявлений характера в различных ситуациях, с жизненным опытом персонажей медиатекстов; иконографический анализ медиатекстов - ассоциативный анализ изображения в медиатексте, связанный с семиотическим анализом; идентификационный анализ медиатекстов
- распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, упрощенных решений сложных проблем, предлагаемых в медиатекстах; герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме - исследование процесса интерпретации медиатек-ста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения автора медиа-текста и на точку зрения аудитории).
Теоретическая модель майнора «Основы медиакультуры» может быть представлена через модульную структуру:
1) информационно-аналитический модуль: обоснование актуальности проблемы на теоретическом и методическом уровнях, разработка системы развития ме-диакомпетентности личности;
2) мотивационно целевой модуль: использование продуктивных форм обучения, развивающих самостоятельность мышления, стимулирующих творческие способности личности через включение в креативную медиадеятельность;
3) планово-прогностический модуль: выявление уровня медиавосприятия и развития личности, способности к анализу ме-диакультуры, формирование восприятия, развитие способности к анализу медиатек-стов;
4) содержательно-операционный модуль: сочетание теоретических и практических занятий, создание медиатекстов, освоение основных медиапрофессиональных умений;
5) контрольно-оценочный модуль: понятия - медиакомпетентность, медиаоб-разование; история развития медиаобразо-вания в России и за рубежом; типология медиавосприятия; основы технологии ме-диаобразования;
6) регулятивно-коррекционный модуль: соотнесение целей и результатов ме-диаобразовательного процесса на разных уровнях (понятийном, мотивационном, оценочном, креативном).
Таким образом, концепция медиакультуры может быть трансформирована в теоретическую модель майнора «Основы медиакультуры» для бакалавров 1 курса, включающего в себя 4 дисциплины: история медиа-культуры, теория медиа и медиаобразования, история медиаобразования, технология медиа-образования в образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Общеуниверситетские курсы по выбору и факультативы. URL: https://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/MN_OI (дата обращения 05.04.2016)
2. Разработка и использование в учебном процессе дополнительных модулей (майноров) URL: http://urfu.ru/ru/education/modernizacija-obrazovatelnoi-dejatelnosti/(дата обращения 05.04.2016)
3. О подготовке майноров. URL: http://igup.urfu.ru/docs/staff/study/Rasp_33.14_05_34_31.03.2016.pdf (дата обращения 05.04.2016)
25
4. Богатырев А.И. Медиаобразование как технология формирования культуры информационного общества // Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning как фактор модернизации социально-экономического пространства региона: материалы Всерос. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 13-14 мая 2010 г. Вып.3 / Под ред. Е.С. Черепановой. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2010. C.25-30.
26