ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО КОМПОНЕНТА ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)» Пирлик Н.Ю. Email: Pirlik17134@scientifictext.ru
Пирлик Никита Юрьевич - студент магистратуры, кафедра права,
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье был проведён сравнительный анализ правового компонента Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с 2010 года по настоящее время. Рассмотрена актуальность данного компонента педагогического образования. Отмечена значимость Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» и Профессионального стандарта педагога как основополагающих документов для организации правового образования будущих учителей.
Ключевые слова: педагогическое образование, Федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, правовое образование.
THE EVOLUTION OF THE LEGAL COMPONENT OF THE FSES OF HE IN THE DIRECTION OF PREPARATION 44.03.05 "PEDAGOGICAL EDUCATION (WITH TWO TRAINING PROFIELES)" Pirlik N.Yu.
Pirlik Nikita Yuryevich - Master Student, LAW DEPARTMENT, MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: in this article there is comparative analysis the legal component of the Federal State educational standards of Higher Education from 2010 to the present. The relevance of this component of teacher education is considered. The importance of the Federal Law dated 29.12.2012 No. 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation", Federal State Educational Standards in the areas of training 44.03.01 "Pedagogical Education", 44.03.05 "Pedagogical Education (with two training profiles)" was noted and the Professional Standard of the teacher as the basic documents for the organization of legal education of future teachers.
Keywords: pedagogical education, Federal State Educational standard, higher education, legal education.
УДК 3 7.014.15 DOI: 10.20861/2304-2338-2019-134-007
Современное общество является очень динамичным, постоянно подвержено изменениям во всех сферах, в особенности, в правовой. В связи с этим современному человеку необходимо постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве, иметь, прежде всего, психологическую готовность. Для педагогов это качество является особенно актуальным, так как поведение учителя является примером для обучающихся и должно соответствовать действующим правовым нормам. В связи с этим особую актуальность приобретает правовой компонент педагогического образования.
Обязательные требования по правовой подготовке педагога содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Статья 48 Закона об образовании устанавливает обязанность педагогических работников «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики» [1].
Профессиональный стандарт педагога, принятый в 2013 году и вступивший в силу с 1 января 2017 года, в свою очередь, устанавливает необходимость наличия у педагога знания следующих правовых источников в сфере образования:
1) законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;
2) нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
3) Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
4) основы законодательства о правах ребенка и трудового законодательства [2].
Статья 11 закона об образовании гласит, что требования к реализации основных
образовательных программ высшего образования (в том числе, педагогического) устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами. В связи с этим, считаем интересным проследить направление развития требований, предъявляемых государством к уровню правовой грамотности и компетентности выпускников педагогических вузов за последние 10 лет.
В 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации был принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)», относившийся к государственным образовательным стандартам 2 поколения (ГОС-2). Он ставил перед высшими учебными заведениями задачи по формированию следующей правовой компетенции у студентов педагогических вузов - способность и готовность «использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)» [3]. В следующем, 2011 году был принят вариант данного Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, устанавливающий возможность 5-летнего срока обучения для некоторых профилей данного направления подготовки. Здесь правовая компетенция была сохранена без изменений [4].
В 2015 - 2016 годах в правовом обеспечении стандартов педагогического образования произошло знаменательное событие. В этот промежуток времени Министерство образования и науки Российской Федерации разработало новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+). По нашему мнению, главным нововведением и особенностью данной реформы стало разделение направлений подготовки в области педагогического образования. Появилось два отдельных государственных стандарта педагогического образования уровня бакалавриата. Сначала, в декабре 2015 года, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Затем, в феврале 2016, появился Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень бакалавриата)». Также изменилось название данной ступени образования - вместо «высшего профессионального образования» появилось «высшее образование».
Вышеупомянутые стандарты ввели новые требования, предъявляемые к правовой подготовке студентов педагогических вузов и направлений подготовки. Согласно ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень бакалавриата)», «выпускник, освоивший программу бакалавриата» должен обладать следующими правовыми компетенциями -«способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7)», «готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4)» и «готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)». [5] Требования к правовой подготовке учащихся, содержащиеся в ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) были полностью аналогичны требованиям стандарта по направлению подготовки 44.03.05 [6]. Приём студентов на обучение в соответствии с вышеуказанными образовательными стандартами, был прекращён в 2018 календарном году.
В феврале 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации приняло новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) поколения 3++, которые действуют на сегодняшний день. Среди прочих, были утверждены новые стандарты высшего педагогического образования уровня бакалавриата - по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В данных стандартах среди прочих общепрофессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника педагогического вуза, указаны правовые и этические основы профессиональной деятельности (ОПК-1). Результатом формирования данной компетенции должна стать способность человека «осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики» [7].
Теперь давайте сравним правовой компонент всех вышеупомянутых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для достижения наибольшей наглядности сделаем это в форме таблицы (Табл. 1).
Таким образом, как видно из данной таблицы, правовой компонент педагогического образования претерпел одно существенное изменение. Если в 2011 году основной целью правового образования будущих педагогов было формирование у них способности использовать правовые документы в своей деятельности, то теперь, педагогические вузы обязаны выстраивать правовое образование обучающихся с учётом норм профессиональной этики. При этом действующий Федеральный государственный образовательный стандарт педагогического образования ещё раз подтверждает актуальность обучения студентов действующим нормам образовательного законодательства.
Таблица 1. Правовой компонент Федеральных государственных образовательных стандартов
(2010 - наст. вр.)
Название и поколение Федерального государственного образовательного стандарта. Период действия Правовой компонент
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ГОС 2). Нормативный срок освоения основной образовательной программы - 5 лет. 27.05.2010 -13.01.2016 Формируемая правовая компетенция - способность и готовность выпускника «использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3+) по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень бакалавриата)» 14.01.2016 -26.03.2018 Формируемые правовые компетенции: - способность «использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7)»; - готовность «к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4)»; - готовность «реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)».
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» с 27.03.2018 по настоящее время Формируемые правовые компетенции: Правовые и этические основы профессиональной деятельности (ОПК-1) - способность выпускника «осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики»
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 23.01.2019).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)». Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf/ (дата обращения: 23.01.2019).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» - Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf/ (дата обращения: 23.01.2019).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 г. №1426 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) // Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р5://минобрнауки.рф/документы/7995/файл/7225/Рпкаг_|_1426^ _04.12.2015.pdf/ (дата обращения: 24.01.2019).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 г. № 91 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf/ (дата обращения: 23.01.2019).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOSVO3++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf/ (дата обращения: 24.01.2019).