DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-14 УДК 378. 147. 88
Бударина Анна Олеговна
Доктор педагогических наук, профессор, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград, Россия) E-mail: [email protected]
© EygapHHa A. O., CTap0B0ÖT H. B., 2018
Budarina Anna Olegovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia) E-mail: [email protected]
Старовойт Наталья Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград, Россия) E-mail: [email protected]
Starovoit Natalia Vasilievna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia) E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ БФУ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN PROFESSIONAL PREPARATION OF PEDAGOGUES OF INCLUSIVE EDUCATION: EXPERIENCE OF IMMANUEL KANT BALTIC STATE UNIVERSITY (IKBFU)
Аннотация. В статье рассматриваются пути совершенствования профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования через развитие образовательной среды вуза посредством включения студентов в различные социальные практики. Авторы определяют дидактические, воспитательные, развивающие и диагностические возможности социальных практик в подготовке студентов педагогических направлений с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Представляется опыт БФУ им. И. Канта в организации добровольческих акций.
Abstract. The ways of modification of pedagogues' professional preparation for working in conditions of inclusive education by means of development of educational milieu of higher education through students' immersion to different social practices are considered. The authors identify didactic, educational, developmental and diagnostic abilities of social practices in students' preparation adjusted for new federal state educational standards of higher education. The experience of IKBFU in organization of voluntary actions is presented.
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная подготовка, социальные практики, добровольческие акции, опыт педагогической деятельности, профессиональные пробы
Keywords: inclusive education, professional preparation, social practices, voluntary actions, experience of pedagogical activities, professional try-outs
130 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
Введение
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является государственной задачей. На это указывается в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «государство <...> обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность» [8].
Квалификационные требования к педагогам, в том числе и в аспекте работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), сформулированы в Профессиональных стандартах. В 2013-2017 гг. утверждены Профессиональные стандарты для педагогов всех уровней образования: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Вышеназванные документы задают целевые ориентиры в профессиональной подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Требования к результатам освоения программ бакалавриата / магистратуры определяются в соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее - ФГОС ВО).
Какие возможности несут социальные практики в профессионально-педагогической подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Какие компетенции формируются у студентов благодаря этим практикам? Остановимся на рассмотрении этих вопросов.
Основная часть
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в трактовке О. С. Кузьминой - это «целенаправленный и творческий процесс развития профессиональной компетентности педагогов, направленный на достижение гуманистических целей и становление педагогических ценностей, в результате которого у педагогов формируется способность решать профессиональные задачи в области инклюзивного образования. В процессе такой подготовки происходит качественное изменение профессионально-личностных характеристик педагогов, преобразование их профессиональной деятельности, приобретение личностно-педагогических ценностей, служащих показателем профессионально-личностного развития педагогов» [4, с. 73].
Исследователи используют разные термины для обозначения образовательного эффекта подготовки педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ: «инклюзивная компетентность» (И. Н. Хафизуллина), «инклюзивная готовность» (В. В. Хитрюк), «профессионально-личностная готовность педагогов к работе в условиях инклюзи-ии» (Н. М. Назарова, И. М. Яковлева), «готовность к профессионально-педагогической деятельности в условиях построения инклюзивного образовательного пространства» (О. Л. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова, И. А. Букина) и
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
131
др. Несмотря на терминологические различия содержательное наполнение данного вида профессиональной подготовки в трактовках разных авторов близко, что обусловлено кругом профессиональных задач, которые предстоит решать педагогам в инклюзивной образовательной среде:
а) принятие философии, принципов и приоритетов инклюзивного образования;
б) знакомство с нормативной базой, регулирующей процесс инклюзивного образования;
в) знание особых образовательных потребностей обучающихся;
г) организация совместного образования детей возрастной нормы с детьми с ОВЗ;
д) участие в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ;
е) участие в разработке адаптированных образовательных программ, в том числе разработке и проектировании индивидуальных учебных планов;
ж) взаимодействие в междисциплинарной команде педагогов и специалистов образовательной организации;
з) взаимодействие с родителями в процессе создания специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ;
и) взаимодействие со специалистами организаций, реализующих инклюзивное образование [7, с. 98-99].
Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, утверждает Н. М. Назарова, требует решения ряда задач: развития ценностно-смысловой сферы, воспитания собственных профессионально-личностных качеств, усвоения профессиональных компетенций [5, с. 286]. Для этого можно использовать тренинги, подготовку эссе, сочинений-размышлений, презентаций, коллажей, эмблем, плакатов, слоганов, составление профессиограммы педагога инклюзивного образования, проведение самодиагностики и саморефлексии, участие в благотворительных и просветительских акциях, совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей соответствующей тематики, встречи со специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, и др. По нашему мнению, разнообразные социальные практики (добровольческие акции, социальное проектирование, интернет-практики, конкурсы и др.) обладают интегративным характером и позволяют комплексно решать задачи подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзии.
По определению М. Н. Бурмистровой, «социальная практика представляет собой вид практической деятельности обучающегося, направленной на формирование позитивных социальных изменений и приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в социуме» [1, с. 48].
Представим опыт использования социальных (волонтерских) практик в подготовке педагогов в БФУ им. И. Канта.
25 января 2018 г., в День российского студенчества, активисты БФУ им. И. Канта организовали Марафон добрых дел. Общеуниверситетская акция была приурочена к Году Добровольца в России. Программа включала мастер-классы, Уроки Доброты, концерты, товарищеские матчи по футболу, патриотические и экологические проек-
132 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
ты и др. Мероприятия проходили на тринадцати площадках, среди них: Дом ребенка, Дом ветеранов, Детская областная больница, детские сады, школы, гимназии, школы-интернаты.
Студенты Педагогического института провели три мастер-класса для детей с ОВЗ. Воспитанники Школы-интерната на ул. Спортивной (ГБУ КО «Школа-интернат») и Центра реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья на ул. Тургенева (структурное подразделение ГБУ КО ОО «Школа-интернат п. Сосновка») вместе со студентами занимались изготовлением кукол-оберегов. Ребята познакомились с историей оберегов на Руси, посмотрели красочные презентации, а потом под русскую народную музыку включились в творческий процесс - создание своей куклы.
Еще один мастер-класс прошел в Детской областной больнице Калининградской области. С 2016 г. на базе этого медицинского учреждения реализуется Всероссийский проект «Учим&Знаем» для детей, находящихся на длительном стационарном лечении. Вот уже второй год студентка направления «Педагогическое образование» проводит занятия для этих детей по нетрадиционным техникам рисования (авторский проект «Illuminate your day»). В рамках марафона она познакомила ребят с новым приемом рисования (восковые мелки + акварель). Детские работы получились светлыми, радостными.
Идея проведения психолого-педагогического марафона «Твори, выдумывай, пробуй!» принадлежит участникам Студенческого научного общества Института современных образовательных технологий (ИСОТ) (в 2005-2012 гг. в ИСОТ обучались студенты направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»). Студенты предложили провести необычную встречу со старшеклассниками - потенциальными абитуриентами института. Подготовка к встрече со школьниками проходила под «знаменами» Активности, Творчества, Сотрудничества. Студенты составили конкурсные задания, подготовили демонстрационные презентации, бланки для ответов, разработали маршрутные карты для команд, материалы для жюри. Первый марафон состоялся в стенах института. Ребята работали в командах, совместно проходили этапы марафона, готовили творческие задания «Визитка моей команды» и «Студент глазами абитуриента». Искрометный юмор, пантомима, песни, стихи объединили школьников и студентов во имя Знания и Творчества.
С каждым годом интерес к марафону рос, и в 2010 г. мероприятие расширилось до общеуниверситетского. Формат проведения изменился: конкурсы стали индивидуальными, но творческие выступления команд сохранились, поскольку именно в них наиболее полно раскрываются личностные грани каждого участника.
Более подробно модели проведения марафона «для маленькой» (30-40 человек) и «для большой компании» (до 500-600 человек), а также материалы для конкурсов изложены в публикации одного из авторов статьи [7].
В 2015 г. впервые в марафоне принимали участие обучающиеся Школы-интерната. Студенты-организаторы заранее продумали вопросы сопровождения ребят с ОВЗ (это были ребята с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата), модификации бланков для ответов. Специальный инструктаж прошли кураторы групп, в которые вошли ребята с особенностями в развитии. Работа в группах - вто-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
133
рая часть марафона. Сначала студенты-кураторы провели мини-тренинг на знакомство. Это важный этап организации совместной работы, так как в группу входили школьники из разных городских и областных школ. Далее старшеклассники готовили творческое выступление - представление своей команды. Затем каждая команда на главной сцене университета «заявила о себе». Ребята с ОВЗ были включены в содействие и со-творчество.
И все-таки региональный масштаб проведения марафона, когда общее количество участников достигает 400-500 человек, «отпугивает» ребят с ОВЗ. Поэтому в 2016 г. студенты-активисты подготовили специальный сценарий для Школы-интерната. Студенты заранее сходили в школу, выяснили требования к конкурсным заданиям, презентациям, раздаточному материалу, определили временной режим мероприятия. В марафоне приняли участие студенты из команды КВН, чтобы создать благоприятный психологический настрой, помочь старшеклассникам чувствовать себя свободно.
Проведение марафона в Школе-интернате стало доброй традицией. С тех пор здесь он проходит ежегодно. В декабре 2017 г., в день открытия на базе ГБУ КО «Школа-интернат» Ресурсного центра БФУ им. И. Канта по направлению «Педагогическое образование», студенты провели марафон «Профессии прошлого, настоящего, будущего». Это мероприятие носило профориентационный характер. После выполнения конкурсных заданий студенты рассказали школьникам о тех учебных заведениях города и области, где созданы условия для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, о направлениях подготовки в БФУ им. И. Канта, правилах поступления и специальных условиях обучения.
Кроме вышеназванных, в течение 2017-2018 учебного года студенты педагогического института подготовили для младших школьников с ОВЗ (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) такие внеклассные мероприятия, как «Занимательный английский», «Новогодний серпантин», «День смеха», «Урок Доброты», «Знакомство с Японией» (2018 г. - Год Японии в России и Год России в Японии).
Цели, содержание и формы реализации представленных волонтерских практик студенты определяли самостоятельно, исходя из собственных интересов и потребностей, имеющихся ресурсов, возможностей и интересов целевой аудитории. Эта вариативность позволила им организовать совместную познавательную, игровую, творческую деятельность младших школьников, провести профориентационную работу среди старшеклассников.
Проанализируем возможности социальных практик в профессиональной подготовке педагогов инклюзивного образования на примере программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».
В утвержденном в феврале 2018 г. ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» закреплены универсальные и общепрофессиональные компетенции. Перечень профессиональных компетенций формируется на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.
Социальные практики, по нашему мнению, способствуют формированию большинства универсальных и общепрофессиональных компетенций. Укажем наимено-
134 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
вания категорий (групп) компетенций по стандарту: универсальные компетенции (системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие), общепрофессиональные компетенции (правовые и этические основы профессиональной деятельности, разработка основных и дополнительных образовательных программ, совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся, построение воспитывающей образовательной среды, психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, взаимодействие с участниками образовательных отношений, научные основы профессиональной деятельности).
М. Н. Бурмистрова определила дидактические, воспитательные, развивающие и диагностические возможности социальных практик в профессиональной подготовке педагогов [1]. Охарактеризуем их содержательное наполнение в контексте подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Дидактические возможности заключаются в формировании профессиональных знаний и профессиональных компетенций в реальном педагогическом пространстве. Благодаря участию в социальных практиках на базе образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ у студентов формируется представление о современной системе специальных образовательных услуг, о педагогических системах и формах организации инклюзивного образования, о содержании педагогической деятельности в сфере инклюзивного образования; знание и понимание особенностей психического развития детей с нарушениями развития и свойственных им особых образовательных потребностей в данный возрастной период.
Социальные практики обеспечивают формирование компетенций во всех видах деятельности педагога инклюзивного образования (по Н. М. Назаровой):
1) дидактической (готовность определять цели мероприятия; способность учитывать психологические, возрастные, индивидуальные свойства обучаемых, их особые образовательные потребности при отборе содержания и методик; осуществлять целенаправленное руководство совместной и индивидуальной познавательной, игровой, творческой деятельностью обучающихся; освоение основных навыков работы с информационными и коммуникационными технологиями, используемыми в инклюзивном образовании и др.);
2) воспитательной (умение анализировать и давать психолого-педагогические оценки и объяснения поведению, поступкам, реакциям воспитанников в разнообразных ситуациях; правильный выбор и использование способов и приемов воспитания, адекватных возрастным, компенсаторным и психологическим возможностям детей; их приобщение к культуре и др.);
3) коммуникативной (ровное и доброжелательное отношение ко всем детям; умение создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в инклюзивной группе, классе; готовность к продуктивному сотрудничеству со всеми субъектами инклюзивного образования и др.);
4) методической (способность к планированию и осуществлению образовательно-воспитательных программ для детей с проблемами в развитии);
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
135
5) трансформационной (использовать доступные ребенку с особенностями в развитии методы обучения и воспитания; умение модифицировать дидактический материал в соответствии с особыми образовательными потребностям детей).
Воспитательные возможности социальных практик
Участие студентов в разнообразных социальных практиках способствует воспитанию профессионально-личностных качеств (педагогической инициативности, активности, креативности, самостоятельности, ответственности и др.) и самое главное - готовности к оказанию помощи людям с ограниченными возможностями. Это базовое профессионально важное качество включает в себя эмпатию, толерантность, альтруизм, педагогический оптимизм, ответственность за выбранные приоритеты в работе и полученный результат.
Развивающие возможности социальных практик
Развитие ценностно-смысловой сферы рассматривается как первоочередная задача при подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Будущим педагогам, как пишет Н. М. Назарова, «надо овладеть профессиональными ценностями, способствующими взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности, такими как: признание ценности личности независимо от тяжести недуга; направленность на развитие ребенка, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для таких детей; понимание творческой сущности профессии педагогов, требующей больших духовных и энергетических затрат, и многим другим» [5, с. 286].
Более широкий взгляд на развивающий потенциал социальных практик представляет концепция индивидуальности. Автор концепции, О. С. Гребенюк, считает, что индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мо-тивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферой саморегуляции [2].
Интеллектуальная сфера будущего педагога пополняется новым профессиональным видом мышления - инклюзивным педагогическим мышлением, направленным на решение специфических педагогических задач, определяемых условиями и особенностями инклюзивного образовательного пространства.
Новой характеристикой экзистенциальной сферы становится «экзистенциальная позиция личности педагога инклюзивного образования», которая определяет отношение педагога к обучающимся с ОВЗ и их родителям, профессиональное педагогическое общение и деятельность.
Эмоциональная сфера включает чувства, эмоции, переживания, обусловленные педагогической деятельностью в условиях инклюзивного образования; возможность регуляции переживаний, профилактику эмоционального выгорания. Набор формирующихся у педагогов эмоциональных характеристик велик: принятие ребенка с особенностями в развитии, эмпатийность, толерантность, отзывчивость, милосердие, эмоциональная устойчивость, чувство ответственности за процесс и результат работы, уверенность в успехе каждого ребенка, воодушевление, педагогический оптимизм (жизнерадостность). Важным представляется «умение реализовать собственные чувства жалости и сострадания к ребенку с ограниченными возможностями в
136 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
окрашенное позитивными эмоциями оптимистическое и конструктивное межличностное взаимодействие с ним» (Н. М. Назарова).
Составляющими мотивационной сферы являются личностная ценность педагогической деятельности в условиях инклюзии, осознанный выбор и сформированность мотивации педагогической деятельности, направленность на профессиональное саморазвитие.
Достаточно обширный набор качеств, необходимых педагогу, представлен и в других сферах: волевой, предметно-практической, сфере саморегуляции.
Диагностическое возможности социальных практик
Диагностический потенциал социальных практик можно рассматривать с разных субъектных позиций:
— обучающихся: студенты могут оценить свои интересы, способности, возможности, готовность к профессиональной деятельности;
— преподавателей: выявляется качество профессиональной подготовки студентов, определяются «проблемные места» и ресурсы совершенствования подготовки (в организационном, содержательном, технологическом аспектах);
— руководства института (факультета): обеспечивается открытая система оценки качества педагогического образования в отношениях «вуз - работодатель», определяется место и роль вуза в образовательном кластере региона.
Выводы
1. Образовательная деятельность студентов должна выстраиваться в контексте трудовых функций и видов деятельности, в которые включен современный педагог. Этот императив профессиональной подготовки закреплен во ФГОС ВО.
2. Разнообразные социальные практики, содержание и форма которых максимально ориентированы на будущую педагогическую профессию, позволяют в комплексе решать задачи подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: развития ценностно-смысловой сферы, воспитания профессионально-личностных качеств, усвоения профессиональных компетенций.
3. Социальные (волонтерские) практики обладают дидактическими, воспитательными, развивающими и диагностическими возможностями в профессиональной подготовке педагогов «школы для всех».
Литература
1. Бурмистрова М. Н. Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2016. №6. С. 47-53. URL: https: //cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-kak-resurs-professionalnoy-podgotovki-pedagogov
2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с. URL: http://psylib.myword.ru/
3. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №4(46). Ч. 3. Апрель. С. 71-74. URL: https://researchjournal. org/wp-content/uploads/2016/04/4-3-46.pdf
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
137
4. Педагогика инклюзивного образования: учебник / под ред. Н. М. Назаровой М., 2017. 335 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 от 22 февраля 2018 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_160320 18.pdf
6. Самсонова Е. В., Мельникова В. В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. №2. С. 97-112. URL: http://psyjournals. ru/psyclin/2016/n2/Melnikova_ Samsonova.shtml
7. Старовойт Н. В. Твори, выдумывай, пробуй! Материалы для проведения конкурсов по психологии и педагогике. Калининград, 2013. 48 с.
8. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://zakonobobrazovanii.ru/
References
1. Burmistrova M. N. Sotsial'nyye praktiki kak resurs professional'noy podgotovki pedagogov [Social Practices as a Resource of Professional Training of Teachers]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], no. 6, pp. 47-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article /n/sotsialnye-praktiki-kak-resurs-professionalnoy-podgotovki-pedagogov
2. Grebenyuk O. S., Grebenyuk T. B. Osnovy pedagogiki individual'nosti [Fundamentals of pedagogy of individuality]. Kaliningrad, 2005. 572 p. Available at: http://psylib.myword.ru/
3. Kuz'mina O. S. Problemy podgotovki pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy [Problems of preparation of teachers for work in conditions of inclusive education. Review of pedagogical research]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Scientific and Research Journal], 2016, no. 4(46), Part 3, April, pp. 71-74. Available at: https://research-journal. org/wp-content/uploads/2016/04/4-3-46. pdf
4. Pedagogika inklyuzivnogo obrazovaniya [Pedagogy of inclusive education]. Moscow, 2017. 335 p.
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii № 121 ot 22 fevralya 2018 goda "Ob utverezhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 121 of February 22, 2018 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - baccalaureate in the field of preparation 44. 03. 01 Pedagogical Education"]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles /FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
6. Samsonova E. V., Mel'nikova V. V. Gotovnost' pedagogov obshcheobrazovatel'noy organizatsii k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i det'mi s invalidnost'yu kak osnovnoy faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa [The Willingness of Teachers of Educational Organization to Work with Children with Disabilities as a Key Factor of Success of an Inclusive Process]. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia [Clinical Psychology and Special Education], 2016, vol. 5, no. 2, pp. 97-112. Available at: http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n2/Melnikova_ Samsonova.shtml
7. Starovoyt N. V. Tvori, vydumyvay, probuy! Materialy dlya provedeniya konkursov po psikhologi i pedagogike [Create, invent, try! Materials for holding contests on psychology and pedagogy]. Kaliningrad, 2013. 48 p.
138 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
8. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" № 273-FZ ot 29.12.2012 [Federal Law "On Education in the Russian Federation" no. 273-FZ of December 29, 2012]. Available at: http://zakonobobrazovanii.ru/
Для цитирования: Бударина А. О., Старовойт Н. В. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 130-139. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-14
For citation: Budarina A. O., Starovoit N. V. Socio-cultural practices in professional preparation of pedagogues of inclusive education: experience of Immanuel Kant Baltic State University (IKBFU). Bulletin ofthe Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 130-139. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-14
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
139