Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Медиакомпетентность преподавателей высшей школы: оценка навыков и
технологий развития
Е.В. Фролова
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления Российский государственный социальный университет,
В.Пика, д.4., стр.1, Москва e-mail: [email protected]
Т.М. Рябова
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российский государственный социальный университет,
В.Пика, д.4., стр.1, Москва e-mail: [email protected]
О.В. Рогач
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российский государственный социальный университет,
В.Пика, д.4., стр.1, Москва e-mail: [email protected]
Аннотация. В рамках реформирования системы высшего образования и вступление вузов России в «рейтинговую гонку» особую актуальность приобретает формирование и оценка медиакомпетентности преподавателей в университетах, их навыков работы в современной медиасреде. Целью исследования стало изучение и оценка медиакомпетентности преподавателей российских вузов. Исследование проводилось в 2017 году и опиралось на серии фокус-групповых опросов, в которых приняло участие 52 преподавателя высшей школы различных специальностей в возрасте от 22 до 70 лет. В исследовательской работе сделан акцент на определение ограничений и возможностей развития медиаобразовательной деятельности и навыков работы преподавателей в аудитории. В качестве основной гипотезы выступило утверждение о том, что эффективность медиаобразовательной деятельности преподавателей высшей школы определяется внутренними установками педагога, системой стимулирования и мотивации, а также уровнем развития материально-технической базы. В ходе исследования было выявлено, что большинство преподавателей высшей школы рассматривают медиакомпетентность как значимый компонент их профессиональной деятельности. Доминирующий фактор развития медиакомпетентности - личностная позиция педагога, признание им значимости и роли медиакультуры и медиаобразования в современном обществе. Исследование показало, что современные преподаватели преимущественно обладают комплексными умениями и навыками, способствующими медиаобразовательной деятельности в аудитории, однако реализация их на практике ограничена отсутствием времени, пробелами в стимулирующей политике вуза. В качестве перспективных технологий развития медиакомпетентности у студентов преподаватели отметили: проведение вебинаров, использование видеокейсов, проведение семинаров с применением форсайт технологий, кейс-стади и т.п.
Ключевые слова: высшая школа, медиакомпетентность, медиобразование, профессорско-преподавательский состав.
Media competence of teachers in higher education: assessment of skill and technology development
Prof. Dr. Elena Frolova
professor of the Department of Management and Administration.
Russian State Social University, Wilhelm Pieck street, 4, build. 1, Moscow e-mail: [email protected]
Dr. Tatyana Ryabova
assistant professor at the Department of Management and Administration.
Russian State Social University, Wilhelm Pieck street, 4, build. 1, Moscow e-mail: [email protected]
Dr. Olga Rogach
assistant professor at the Department of Management and Administration.
Russian State Social University, Wilhelm Pieck street, 4, build. 1, Moscow e-mail: [email protected]
Abstract. In the framework of the reform of the higher education system and the entry of Russian universities in the "ratings race" is of particular relevance to the formation and assessment of media competence of teachers in universities, their skills in the modern media environment. The aim of the study was the examination and assessment of media competence of teachers of Russian universities. The study was conducted in 2017 and relied on a series of focus group interviews, which were attended by 52 teachers of the higher schools of various specialties in age from 22 to 70 years. Much of the research focuses on the identification of constraints and opportunities for the development of media education activities and skills of teachers in the classroom. As the main hypothesis made the assertion that the effectiveness of the media educational activities of higher school teachers is determined by the internal attitudes of the teacher, the system of incentives and motivation, and the level of development of materialtechnical base. The study revealed that most teachers in higher education consider a media competence as an important component of their professional activities. The dominant factor in the development of media competence is the personal position of the teacher, the recognition of the importance and role of media culture and media education in modern society. The study showed that modern teachers mostly possess complex skills that contribute to media education in the classroom, but their implementation is in practice limited by the lack of time gaps in the stimulating policy of the University. As a promising technology for the development of media competence of students teachers noted: conduct webinars, use of videocases, seminars with the use of foresight technology, case study, etc.
Keywords: high school, media competence, mediaobrazovanie, faculty.
Введение
Актуальные тренды и вызовы современной реальности инициируют смену концептуальных представлений о роли, целях и содержании образования в современном мире [Frolova, Rogach, 2017]. Динамичное развитие информационного пространства, глобализация, формирование новых «технологий и привычек использования средств массовой информации» [Förster, Rohn, 2015] являются в современных условиях значимыми факторами переосмысления вектора, содержания и направлений развития высшего образования. Данные тенденции, новые социокультурные риски актуализируют значимость медиаобразования, которое предполагает развитие медиакомпетентной личности, способной к творческому взаимодействию с произведениями медиакультуры, к их самостоятельному анализу и оценке, к использованию в полной мере образовательных и развивающих потенций медиа в различных сферах своей жизнедеятельности [Челышева, 2016].
Материалы и методы исследования
Медиакомпетентность педагога определяется как «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей педагога, способствующих медиаобразовательной деятельности в
аудитории различного возраста» [Федоров, 2010]. Выделяются следующие навыки в структуре медиакомпетентности преподавателя: ориентироваться в медиапространстве в условиях недостатка/избытка информации; применять различные алгоритмы и технологии поиска медиатекстов, осуществлять их отбор в соответствии с целями профессиональной деятельности; навыки обнаружения логики, доказательности или их отсутствия в медиатекстах; оценки степени заимствований, плагиата; извлечения личностных смыслов информации, представленной в медиатекстах; определения истинности и ложности высказываний; обоснования значимости медиаобразования и медиапедагогики в современных условиях; постановки и реализации медиаобразовательных задач в преподаваемых дисциплинах; соотнесения содержания медийной информации с педагогическими целями и задачами [Тюнников и др., 2016].
Развитие личностных качеств, умений, навыков студентов, необходимых для эффективного восприятия и оценки информации, предполагает личное активное участие преподавателя в педагогическом процессе, реализацию творческого подхода [Vraga, Ти11у, 2015]. Использование медиа для решения педагогических задач будет более эффективно, если преподаватель будет овладевать новыми медиа, новыми способами их использования в решении профессиональных и личных задач совместно с обучающимися как субъектами информационного и педагогического взаимодействия [Тюнников и др., 2017]. Деятельность, направленная на формирование медиакультуры студента, должна базироваться на становлении и развитии собственной медиакомпетентности преподавателя.
Целью исследования стало изучение и оценка медиакомпетентности преподавателей российских вузов. В исследовательской работе сделан акцент на определение ограничений и возможностей развития медиаобразовательной деятельности и навыков работы преподавателей в аудитории. Авторским коллективом выдвигается гипотеза: эффективность медиаобразовательной деятельности преподавателей высшей школы определяется внутренними установками педагога, системой стимулирования и мотивации, а также уровнем развития материально-технической базы.
Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2017 году в российских высших учебных заведениях. Авторским коллективом была проведена серия фокус-групповых опросов, в которых приняло участие 52 преподавателя высшей школы различных специальностей в возрасте от 22 до 70 лет. Из них: без степени - 7 человек, кандидатов наук - 32 человека, докторов наук - 13 человек.
Тематика сценария фокус-группы включала в себя следующие ключевые блоки: > самодиагностика навыков работы в медиасреде; ^ эффективность медиаобразовательной деятельности в аудитории;
^ оценка организационных и социально-психологических условий развития
медиакомпетентности педагогического состава.
В целях валидизации представленного инструментария и систематизации данных по ключевым аспектам поднимаемой проблематики данные фокус-группового исследования дополнены данными экспресс опроса преподавателей высшей школы. Вопросник включал в себя три ключевых блока, раскрывающих оценку навыков медиакомпетентности преподавателей, содержание факторов, лимитирующих формирование медиакомпетентности педагогов, а также условий, обеспечивающих их развитие в современной образовательной среде вуза.
Авторским коллективом также были комплексно использованы общенаучные методы исследования; исследовательские мероприятия, применялись с опорой на методы сопоставления, компаративного и системного анализа.
Дискуссия
Медиакомпетентность в современных условиях является актуальным направлением научных исследований [Buckingham, 2003; Chu et al, 2014; Fedorov, Levitskaya, 2016; Potter, Thai, 2016; Silverblatt, 2016]. В условиях наращивания объемов информации особое внимание уделяется способностям, связанным с адекватным восприятием, критической оценкой, поиском и передачей данных, противостоянием манипулятивному воздействию средств массовой информации. Медиакомпетентность как основная цель медиаобразования - средство познания окружающего мира, инструментом получения знаний, способом самовыражения, реализации творческого потенциала [Хлызова, 2011].
А.В. Федоров выделяет следующие критерии оценки уровня медиакомпетентности:
• информационный (уровень знаний);
• мотивационный (характеризует причины контактов с медиа);
• перцептивный (адекватность восприятия медиатекста);
• контактный (частота взаимодействия с медиа);
• интерпретационный (способность к анализу, оценке и критике медиатекстов и медийных воздействий);
• практико-операционный (практические умения самостоятельного создания медиатекстов различных видов и жанров)
• креативность (уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанных с медиа) [Федоров, 2007].
Специфика деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях определяется рядом факторов. С одной стороны, нарастание рейтинговой гонки университетов [Mautner, 2005; Salmi, 2013; Altbach et al., 2011], трансформация показателей оценки деятельности профессорско-преподавательского состава [Vinkler, 2008; Reitz, 2017] инициирует необходимость формирования компетенций, обеспечивающих высокую публикационную активность, интеграцию в международное научное пространство [Rogach et al, 2017]. С другой стороны, функции преподавателя не ограничиваются научно-исследовательской работой, основа его деятельности -педагогическая активность, обучение студентов в целях генерирования новых специалистов [Hammersley, 1993]. В связи с чем, актуальный фактор, определяющий специфику деятельности преподавателя - трансформация потребностей обучающихся, ориентированных на использование информационных технологий в процессе образования, новые требования к качеству подготовки специалистов.
Повышение роли медиа в современном обществе, формирование единого информационного пространства, наращивание объемов дистанционного образования существенно трансформируют направления учебно-методической работы преподавателя. К задачам современного педагога относится развитие критического мышления студента, анализ и отбор личностно значимой информации, структурирование, обобщение, использование медиатекстов, формирование медиакультуры будущих специалистов [Кузьмина, 2008]. Современная молодежь достаточно остро ощущает потребность в медиаобразовании, востребованы общие знания о средствах массовой информации, навыки критической оценки медиатекстов, анализа влияния средств массовой [Küter Luks, Heuvelman & Peters, 2011], распознавания и исследования политического и экономического контекста СМИ [Vraga, Tully, 2015].
Результаты исследования
Полученные в ходе исследования данные иллюстрируют высокий уровень дифференциации в определении ключевых смыслов категории «медиакомпетентность» педагога высшей школы.
Анна К., 63 года, доктор наук: «Медиакомпетентность сегодня модное слово. Но, по сути, наш функционал со временем не поменялся: как мы раньше должны были научить студентов аналитически мыслить, работать с информацией, так и сегодня делаем это».
Валерий Б., 52 года, кандидат наук: «Современные студенты могут получить всю информацию в интернете. В понятие медиакомпетентности преподавателя входят умения и навыки обучения студентов по работе с ней: систематизировать, анализировать и пр.».
Часть опрошенных связывают смысловое содержание категории «медиакомпетентность» с навыками работы с техническими средствами и умениями работать в электронной образовательной среде. Большое значение ими придается качеству презентаций учебного материала и методам работы на практических занятиях. Было высказано мнение, что медиакомпетентность преподавателя базируется на его собственных способностях поиска, адекватного восприятия, критической оценки информации.
Ольга Д., 32 года, кандидат наук «Сегодня перед преподавателем стоят несколько задач: научно-исследовательская и педагогическая работа. Соответственно становится крайне востребованы навыки работы с медиатекстами, в том числе на иностранном языке».
Многие преподаватели подчеркнули, что обладая высокими навыками обобщения и анализа информации, работы с аудиторией столкнулись с трудностями использования медиа для решений педагогических задач. У современных студентов сформированы высокие ожидания и требования к качеству преподавания и использования технических средств в учебном процессе [Rogach е1 а1, 2016; Vinichenko е1 а1, 2016].
В ходе дискуссии была сформирована позиция, что «медиакомпетентность» -комплексное понятие, включающее в себя как внутренние навыки работы с медиатекстами и ориентацией в медиапространстве, так и умения их транслировать во внешней среде.
В целом результаты фокус-группового исследования иллюстрируют высокий уровень самооценки преподавателями навыков и умений, отражающих медиакомпетентность. Однако в ходе уточняющих вопросов по конктретным критериям были выявлены следующие несоответствия.
Ряд преподавателей сталкиваются с трудностями выявления плагиата и оценки степени заимствований в тексте. В условиях дефицита времени преподаватели не в состоянии провести все необходимые мероприятия по форматированию текста перед его проверкой программой «антиплагиат», проводить комплексный анализ текстов студенческих работ на предмет обнаружения логики, доказательности или их отсутствия.
Мария П., 41 год, кандидат наук: «У меня колоссальная нагрузка: я веду 7 дисциплин, перед сессией получаю на проверку огромное количество рефератов, курсовых работ. Я успеваю прочитать их только по диагонали. Я могу отличить хорошую работу от плохой, но в сложившихся условиях времени на это просто не хватает».
Татьяна Р., 32 года, кандидат наук: «Мне не оплачивают проверку всех работ на антиплагиат, не вижу смысла заниматься этим. Лучше я потрачу свое время на повышение своих наукометрических показателей, по которым проводятся доплаты».
Современные преподаватели обладают комплексными знаниями, умениями и способностями, способствующим медиаобразовательной деятельности в аудитории, однако реализация их на практике ограничена отсутствием времени, пробелами в стимулирующей политике вуза.
Диаграмма 1. Комплексная оценка навыков и умений преподавателей, отражающих степень сформированности медиакомпетентности профессорско-педагогических кадров
10 9 8 бальнная оценка 7 владения 6 навыками в 5 медиасреде 4 3 2 1
0 5 10 15 20 25 30 35 40 человек
Особо высоко преподавателями оценен навык разработки презентационного сопровождения лекционного занятия. При этом опрошенными преподавателями отмечается редкое использование в подготовленных презентациях видеороликов и звукового сопровождения, лишь незначительная часть опрошенных использует в своей аудиторной работе обучающие фильмы с целью повышения наглядности материала. В качестве основных причин указывались: «мало времени для подготовки к занятиям», «большой массив текущих поручений от руководства», «перекос в сторону научной деятельности: подготовка публикаций, заявок на гранты и т.п.». В качестве перспективных технологий развития медиакомпетентности респондентами отмечались: проведение вебинаров, использование видеокейсов, проведение семинаров с применением форсайт технологий, кейс-стади и т.п.
Александр К., 39 лет, кандидат наук: «Использование технических средств обучения не является обязательным условием развития медиакомпетентости, но без их наличия в современных условиях медиобразование невозможно».
Преподаватели отмечали важность в рамках читаемых ими дисциплин преподносить материал и давать практические задания студентам, нацеленные на формирование у них понимания процессов массовой коммуникации. С этой целью в ходе обсуждения были отмечены лучшие практики и наработки опрашиваемых преподавателей по формированию медиакомпетентности учащихся:
- проведение игры «дебаты», предполагающей подбор аргументов и фактов, любой статистики, подтверждающих точку зрения (позицию) одной команды и являющейся диаметрально противоположной позиции другой команды;
- использование метода контент-анализа медиатекстов;
- осуществление подборки прессы и телевизионных интервью по изучаемой теме и дальнейшая работа со студентами по анализу представленных материалов, предложение обобщить и на одном листе А2 отобразить суть проблемы и транслируемые позиции по ней;
- самостоятельное написание пресс-релизов, подготовка презентаций и конференций, работа со СМИ с позиции будущего PR- агента в рамках деловых игр.
Из числа преподавателей, принявших участие в фокус-групповом исследовании, у девяти были отмечены наиболее четкие, конкретные наработки по проведению занятий со
студентами в рамках формирования понимания массовой коммуникации, причем 4 преподавателя читали/читают дисциплину «Связь с общественностью», что и выделило их в части владения навыками работы медиа.
В ходе проведенного фокус-группового исследования преподавателями были сформулированы показатели оценки эффективности медиаобразовательной деятельности в аудитории: интерес и степень восприятия студентов преподносимого материала, насыщенность обратной связи (эмоциональная активность студентов по поводу медиатекстов, качество работ студентов с использованием медиатехнологий и пр.), частота взаимодействия студентов с медиатекстами в ходе подготовки к занятиям, умение самостоятельно подготавливать медиатексты.
В ходе фокус-группового рассуждения выявлено расхождение мнений преподавателей по вопросам оценки значимости медиаобразования в современных условиях. Ряд преподавателей склонны полагать, медиакомпетентность естественным результатом расширения информационно-коммуникационного пространства, чертой развития современных обществ. Некоторые преподаватели не видят медиаобразовательных задач в преподаваемых ими дисциплинах. Особенно актуально данное утверждение для преподавателей технических и естественнонаучных дисциплин.
Екатерина Б., 45 лет, кандидат наук: «Современный человек в информационном обществе априори владеет навыком поиска и передачи данных».
Борис Ш., 65 лет, доктор наук: «Я преподаю математику и в рамках своей дисциплины не вижу возможностей формирования медиакомпетентности студентов».
Большинство преподавателей признают высокую роль медиобразвания, необходимость использования образовательных и развивающих потенций медиа в педагогической деятельности. В современных условиях особое внимание преподавателей высшей школы должно уделяться совершенствованию своих профессиональных медианавыков, умению адекватно воспринимать медиатексты, обрабатывать информацию из разных, в том числе иностранных источников, совершенствовать технические навыки работы с информационным массивом.
В ходе проведанных фокус-групп было выявлено отсутствие разногласий в оценке преподавателями организационных и социально-психологических условий развития медиакомпетентности педагогического состава. В частности, для опрошенных свойственно преобладание негативных характеристик. Особенно отмечается слабость информационной и материально-технической базы вузов, что в условиях расширения медиапространства создает ограничения в работе с медиатекстами.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Укажите ключевые факторы, ограничивающие развитие медиакомпетентности педагогов высшей школы» (возможны
несколько вариантов ответа)
Вариант ответа %
Отсутствие времени на целенаправленную работу по развитию навыков поиска, обработки и анализа медиатекстов 76.9
Низкий уровень востребованности медиатехнологий в современной работе преподавателя 5.8
Отсутствие доступа к полнотекстовым базам данных 42.3
Слабость материально-технической базы вуза 53.8
Недостатки мотивационной политики руководства вуза 17.3
Другое 19.2
По мнению большей части преподавателей, принявших участие в фокус-групповом исследовании, извлечение личностны смыслов информации, представленной в медиатекстах, обоснование значимости доказательности данных, отобранных в целях
профессиональной деятельности требует соответствующей инфраструктурной поддержки. Поиск и систематизация актуальных источников литературы невозможны без доступа к библиографическим и реферативным базам данных.
Анна П., 25 лет, преподаватель: «Яхочу в своих лекционных материалах опираться на результаты не только отечественных, но и зарубежных исследований. Однако в нашем вузе даже для преподавателей нет доступа к полнотекстовым ресурсам базы данных Scopus и Web of Sience».
Екатерина Ч., 47 лет, кандидат наук: «В нашем вузе мало мультимедийных аудиторий, за которые ведется постоянная борьба. Как в таких условиях можно говорить о медиакомпетентности вообще».
Выводы
Медиакомпетентность рассматривается преподавателями высшей школы как значимый компонент их профессиональной деятельности. В современных условиях динамичного развития информационного пространства, доминирования тенденций глобализации и интеграции научно-исследовательских процессов особое значение приобретают такие компетенции преподавателя высшей школы как: адекватность восприятия медиатекстов, способность к их анализу и оценке, ориентация в медиапространстве, навыки поиска и отбора информационных ресурсов. Оценивая весьма высоко личностные навыки и умения, формирующие основу медиакомпетентности преподавателя, респонденты, принявшие участие в фокус-групповом исследовании, расходятся в определении ключевых смыслов данной категории. Указанное обстоятельство инициирует расхождение в подходах преподавателей к формированию и развитию медиакомпетентности педагогических кадров. Результаты исследования показали, что большинство преподавателей на практике столкнулись с временными и ресурсными ограничениями.
В ходе проведенного фокус-группового исследования медиакомпетентности преподавателей российских вузов были определены ограничения и возможности развития медиаобразовательной деятельности педагогов. В число факторов, ограничивающих формирование и развитие соответствующих навыков были названы следующие: слабая материально-техническая база, отсутствие доступа к полнотекстовым информационным ресурсам, временные и иные ограничения. Доминирующим фактором развития медиакомпетентности является личностная позиция педагога, признание им значимости и роли медиакультуры и медиаобразования в современном обществе, стимулирует деятельность по овладению новыми медийными технологиями, способами их использования в решении профессиональных задач.
В ходе проведенного исследования авторским коллективом подтверждена гипотеза об отсутствии единого смыслового восприятия педагогами категории «медиакомпетентность». Указанное обстоятельство влечет за собой фрагментарность попыток ее развития со стороны педагогического состава. Увеличение учебной нагрузки, необходимость совмещения аудиторной работы с наращиванием темпов научно-исследовательской деятельности смещает фокус внимания с качественных показателей (развитие навыков медиакомпетентности, подготовка к лекционным занятиям, требующей анализа медиатекстов) в сторону количественной результативности.
В условиях усиления потребности студентов в медиаобразовании политика современных вузов должна быть направлена на актуализацию медиаобразовательной деятельности преподавателя высшей школы, на развитие медиакомпетентности педагога соответствующей материально-технической и информационной поддержкой.
Литература
Кузьмина М.В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакультуры учащегося //
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 11. С. 331-334.
Тюнников Ю.С., Афанасьева Т.П., Казаков И.С., Мазниченко М.А. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды // Медиаобразование. 2017. № 1. С.58-79
Тюнников Ю.С., Казаков И.С., Мазниченко М.А., Мамадалиев А.М. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Медиаобразование. 2016. № 4. С.29-46 Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010.
Хлызова Н.Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №342. С.188-191
Челышева И.В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации //
Медиаобразование. 2016. №1. С.71-77
Челышева, И.В. Современные стратегии развития отечественной медиапрактики: создание проектов на материале медиакультуры // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 2. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-2 (дата обращения 12.09.2016)
Altbach, P.G. and Salmi, J. (2011). The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. World Bank Publications, No.64668
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Chu, S. K.W., Lau, W.W.F., Chu, D. S.C., Lee, C. W.Y., Chan, L. L.H. (2014). Media awareness among Hong Kong primary students. Journal of Librarianship and Information Science, vol. 48, 1, pp. 90-104. Fedorov, A., Levitskaya, A. (2016). Modern Media Criticism and Media Literacy Education: The Opinions of Russian University Students. European Journal of Contemporary Education, 2016, Vol. (16), Is. 2, pp. 205-216. Förster, K., Rohn, U. (2015). Media Management Education. Key Themes, Pedagogies, and Challenges. Journalism & Mass Communication Educator, vol. 70, 4, pp. 367-381
Frolova, E.V., Rogach, O.V. (2017). Municipal-private partnership in education: infrastructural aspect. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 145-160. DOI: 10.15838/esc/2017.1.49.8 Hammersley, M. (1993). On the Teacher as Researcher. Educational Action Research, 1:3, pp. 425-445, DOI: 10.1080/0965079930010308
Küter Luks, T., Heuvelman, A. & Peters, O. (2011). Making Dutch pupils media conscious: preadolescents' self-assessment of possible media risks and the need for media education. Learning, Media and Technology. Vol. 36. Issue 3, pp. 295-313.
Mautner, G. (2005). The Entrepreneurial University: A Discursive Profile of a Higher Education Buzzword.
Critical Discourse Studies, 2 (2), pp. 95-120.
Potter, W.J., Thai, C. (2016). Conceptual Challenges in Designing Measures for Media Literacy Studies.
International Journal of Media and Information Literacy, Vol. (1), Is. 1, pp. 27-42.
Reitz, T. (2017). Academic hierarchies in neo-feudal capitalism: how status competition processes trust and facilitates the appropriation of knowledge. Higher Education, DOI: 10.1007/s10734-017-0115-3 Rogach, O.V., Frolova, E.V., Ryabova, T.M. (2017). Academic Competition: Rating Race. European Journal of Contemporary Education, 2017, 6 (2), pp.297-307.
Rogach, O.V., Frolova, E.V., Kirillov, A.V., Bondaletov, V.V. & Vinichenko, M.V. (2016). Development of
Favourable Learning Environment and Labor Protection in the Context of Harmonization of Social Interaction of
Educational System Objects. IEJME - Mathematics Education. Vol. 11, No. 7,2547-2558
Salmi, J. (2013). The race for excellence - A marathon not a sprint. University World News, No: 254.
Silverblatt, A. (2016). Reflections on Information Literacy..International Journal of Media and Information
Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 54-71.
Vinkler, P. (2008). Correlation between the structure of scientific research, scientometric indicators and GDP in EU and non-EU countries. Scientometrics, 74 (2), pp. 237-254.
Vinichenko, M.V., Frolova, E.V., Maloletko, A.N., Bondaletov, V.V. Rogach, O.V. (2016). Main Directions of Creating a Favorable Learning Environment and Labor Protection in the Interest of Enhancing health of the Personnel and Students in Education Foundation. IEJME - Mathematics Education. Vol. 11, No. 5, 1163-1174. Vraga, E.K., Tully, M. (2015). Effectiveness of a Non-Classroom News Media Literacy Intervention Among Different Undergraduate Populations. Journalism & Mass Communication Educator, Vol. 71, 4, pp. 440-452.
References
Altbach, P.G. and Salmi, J. (2011). The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. World Bank Publications, No.64668.
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Chelysheva, I.V. (2016). Strategy of development of Russian media education: traditions and innovations. Media Education. No. 1, pp. 71-77.
Chelysheva, I.V. (2016). Modern development strategies of Russian media practice: creating projects on the material of media culture. Crede Experto. No. 2. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-2
Chu, S. K.W., Lau, W.W.F., Chu, D. S.C., Lee, C. W.Y., Chan, L. L.H. (2014). Media awareness among Hong Kong primary students. Journal of Librarianship and Information Science, vol. 48, 1, pp. 90-104. Fedorov, A.V. (2007). Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical University. Moscow: ICO UNESCO "Information for all", 616 p.
Fedorov, A.V. (2010). Glossary of media education, media education, media literacy, media competence. Taganrog: Taganrog State pedagogical Institute.
Fedorov, A., Levitskaya, A. (2016). Modern Media Criticism and Media Literacy Education: The Opinions of Russian University Students. European Journal of Contemporary Education, Vol. (16), Is. 2, pp. 205-216. Förster, K., Rohn, U. (2015). Media Management Education. Key Themes, Pedagogies, and Challenges. Journalism & Mass Communication Educator, vol. 70, 4, pp. 367-381
Frolova, E.V., Rogach, O.V. (2017). Municipal-private partnership in education: infrastructural aspect. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 145-160. DOI: 10.15838/esc/2017.1.49.8 Hammersley, M. (1993). On the Teacher as Researcher. Educational Action Research, 1:3, pp. 425-445, DOI: 10.1080/0965079930010308
Khlyzova, N.Y. (2011) Media education and media competence in the information age. Herald of Tomsk State University, No. 342 , pp. 188-191.
Küter Luks, T., Heuvelman, A. & Peters, O. (2011). Making Dutch pupils media conscious: preadolescents' self-assessment of possible media risks and the need for media education. Learning, Media and Technology. Vol. 36. Issue 3, pp. 295-313.
Kuzmina, M.V. (2008). Media competence of the teacher as the factor of formation of media culture of the student.
Bulletin of Moscow city pedagogical University. Series: computer science and Informatization of education. No. 11, pp. 331-334.
Mautner, G. (2005). The Entrepreneurial University: A Discursive Profile of a Higher Education Buzzword. Critical Discourse Studies, 2 (2), pp. 95-120.
Potter, W.J., Thai, C. (2016). Conceptual Challenges in Designing Measures for Media Literacy Studies.
International Journal of Media and Information Literacy, Vol. (1), Is. 1, pp. 27-42.
Reitz, T. (2017). Academic hierarchies in neo-feudal capitalism: how status competition processes trust and facilitates the appropriation of knowledge. Higher Education, DOI: 10.1007/s10734-017-0115-3 Rogach, O.V., Frolova, E.V., Kirillov, A.V., Bondaletov, V.V. & Vinichenko, M.V. (2016). Development of Favourable Learning Environment and Labor Protection in the Context of Harmonization of Social Interaction of Educational System Objects. IEJME - Mathematics Education. Vol. 11, No. 7,2547-2558
Rogach, O.V., Frolova, E.V., Ryabova, T.M. (2017). Academic Competition: Rating Race. European Journal of Contemporary Education, 6 (2), pp.297-307.
Salmi, J. (2013). The race for excellence - A marathon not a sprint. University World News, No: 254.
Silverblatt, A. (2016). Reflections on Information Literacy..International Journal of Media and Information
Literacy, 2016, Vol. (1), Is. 1, pp. 54-71.
Tynnikov, J.S., Afanas'eva, T.P., Kazakov I.S., Maznichenko, M.A. (2017). Continuous formation of media competence of the teacher in a constantly changing information and educational environment. Media education. No. 1, pp. 58-79.
Tynnikov, J. S., Kazakov, I.S., Maznichenko, M.A., Mamadaliev, A.M. (2016). Media competence of the teacher: an innovative approach to sameprocedure. Media education. No. 4, pp. 29-46.
Vinichenko, M.V., Frolova, E.V., Maloletko, A.N., Bondaletov, V.V. Rogach, O.V. (2016). Main Directions of Creating a Favorable Learning Environment and Labor Protection in the Interest of Enhancing health of the Personnel and Students in Education Foundation. IEJME - Mathematics Education. Vol. 11, No. 5, 1163-1174. Vinkler, P. (2008). Correlation between the structure of scientific research, scientometric indicators and GDP in EU and non-EU countries. Scientometrics, 74 (2), pp. 237-254.
Vraga, E.K., Tully, M. (2015). Effectiveness of a Non-Classroom News Media Literacy Intervention Among Different Undergraduate Populations. Journalism & Mass Communication Educator, Vol. 71, 4, pp. 440-452.