Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Сравнительный анализ ИТТ-компетентности и медиакомпетентности педагога: подходы к их формированию и оценке *
С.М. Авдеева,
кандидат технических наук, вед. научный сотрудник, Федеральный институт развития образования ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, Москва, 125319
О.А. Ильченко,
кандидат педагогических наук, вед. научный сотрудник, Федеральный институт развития образования ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, Москва, 125319 [email protected]. т
Н.В. Никуличева,
кандидат педагогических наук, вед. научный сотрудник, Федеральный институт развития образования ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, Москва, 125319
nikulicheva@mail. т
С.С. Хапаева,
кандидат педагогических наук, вед. научный сотрудник, доцент Московского государственного областного университета Федеральный институт развития образования ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, Москва, 125319
hapaeva@mail т
Аннотация. Авторы статьи отмечают особую актуальность проблемы формирования и оценки ИТТ-компетентности и медиакомпетентности (далее ИТТ- и медиакомпетентности) педагога в условиях современного цифрового и медийного общества. Исследовательская работа посвящена сравнению ИТТ- и медиакомпетентностей педагога на основе матрицы его трудовых функций. Определены базовые области пересечения и несовпадения в ИТТ- и медиакомпетентностях. Особое внимание уделено подходам к формированию и оценке ИТТ- и медиакомпетентности педагога. Приведены уникальные примеры систем оценки ИТТ-компетентности основанные на деятельностном подходе, в котором происходит моделирование трудовой деятельности специалиста. Авторы утверждают, что именно в процессе подготовки и выполнения такого рода оценочных заданий педагог может продемонстрировать целый спектр профессиональных компетенций. Авторы приходят к выводу, что ИТТ- и медиакомпетентности педагога должны найти своё место в системе аттестации педагогических кадров и национальной системе учительского роста.
Ключевые слова: ИТТ-компетентность педагога, медиакомпетентность педагога, профессиональный стандарт, трудовые функции, подходы, оценка, национальная система учительского роста, трудовая деятельность, подготовка кадров, формирование.
*Статья подготовлена в рамках работы над государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации № 27.10017.2017/НМ по теме «Разработка подходов к оценке и формированию информационно-коммуникационной компетентности педагога с учётом требований профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и в соответствии с требованиями ФГОС».
Comparative analysis of ITT-competence and media competence of the teacher: approaches to their
formation and evaluation
Dr. C.M. Avdeeva,
Leading Researcher, Federal Institute for Educational Development ul. Chernyakhovsky, 9, building 1, Moscow, 125319
Dr. O.A. Ilchenko,
leading researcher, Federal Institute for Educational Development ul. Chernyakhovsky, 9, building 1, Moscow, 125319 [email protected]. ru
Dr. N. V. Nikulicheva,
leading researcher, Federal Institute for Educational Development ul. Chernyakhovsky, 9, building 1, Moscow, 125319
nikulicheva@mail. ru
Dr. S.S. Khapaeva,
leading researcher,
Associate Professor of Moscow State Regional University Federal Institute for Educational Development ul. Chernyakhovsky, 9, building 1, Moscow, 125319
hapaeva@mail. ru
Annotation. The authors of the article note the particular urgency of the problem of the formation and evaluation of ITT competence and media competence (hereinafter ITT- and media competence) of the teacher in the conditions of the modern digital and media society. The research work is devoted to comparison of ITT and media competence of the teacher on the basis of the matrix of his labor functions. The basic areas of intersection and discrepancy in ITT and media competencies have been identified. Particular attention is paid to approaches to the formation and assessment of ITT and media competence of the teacher. Unique examples of ITT competence assessment systems based on the activity approach are presented, in which the modeling of the specialist's work activity takes place. The authors argue that it is in the process of preparing and executing such kinds of evaluation tasks that the teacher can demonstrate a whole range of professional competencies. The authors come to the conclusion that the ITT and media competence of the teacher should find their place in the system of attestation of pedagogical personnel and the national system of teacher growth.
Keywords: teacher's ITT-competence, media competence of the teacher, professional standard, labor functions, approaches, evaluation, national system of teacher growth, work activity, training, formation.
Введение
Актуальность проблемы анализа подходов к формированию и оценке информационно-телекоммукационной (ИТТ) и медиакомпетентности педагога сегодня не вызывает сомнения. В современном обществе, который характеризуется преобладанием информационных и медийных составляющих, необходимо формировать у педагогического работника цифровые и медийные компетенции, посредством которых он мог бы качественно и эффективно жить, а также взаимодействовать с различными субъектами жизнедеятельности, разбираться в правилах и требованиях глобализирубщегося мира [Авдеева, Уварова, 2016; Авдеева, Тарасова, 2017]. Профессиональный педагог должен владеть и ИТТ- и медиакомпетентностью на высоком уровне. Но что это значит? Нужна ли отдельная подготовка в каждой из областей, или эти области совпадают и всё, что написано на эти темы только игра слов, а сущность работы педагога не меняется?
Материалы и методы исследования
В настоящий момент формируется национальная система учительского роста, утверждена «дорожная карта» - план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста [Модель национальной системы учительского роста, 2017]. В рамках этой работы создаётся новая модель аттестации учителей на основе оценки соответствия их квалификации. Оценочные материалы формируются по четырем модулям: предметным компетенциям, методике преподавания, психолого-педагогическим компетенциям, коммуникативным компетенциям. Такой подход соответствует логике подготовки будущего учителя в вузе, но противоречит деятельностному подходу в оценке компетенций профессионалов. Школьный учитель - не студент педагогического вуза, теоретический материал он переводит в умения и отрабатывает до уровня навыка. Безусловно, знания преподаваемого учителем учебного предмета можно оценить с помощью разнообразных тестовых заданий, но остальные модули можно оценить только на основе анализа профессиональной деятельности педагога. Ведь можно прекрасно знать теоретические основы педагогики, методики, психологии, коммуникации и быть абсолютно не готовым к организации реального педагогического процесса. В перечне модулей отсутствует и ИТТ- и медиакомпетентность педагога. На наш взгляд ошибочен сам подход. При оценке педагогической деятельности нужно взять за основу выполняемые педагогом трудовые функции, при реализации каждой из которых педагог может продемонстрировать свои компетенции, которые существенно шире заявленного списка [Авдеева, Аржанова, Карпов., 2016].
При проведении исследования нами использованы методы сбора и структурирования, информации, а также метод содержательного анализа и обобщения. Исследователи опирались на системный подход при учёте требований профессионального стандарта «Педагог».
Дискуссия
Понятия ИТТ- и медиакомпетентности близки настолько, что ряд исследователей их отождествляет.
Например, в статье «ИКТ/ИТТ-компетентность участников образовательного процесса» [Неботова, 2012], автор, анализируя достаточные условия применения ИТТ на уроках, среди условий выделяет «ИК\ТТ-компетентность или медиакомпетентность участников образовательного процесса», уравнивая данные понятия, мы считаем такой подход ошибочным.
На наш взгляд понятия ИТТ- и медиакомпетентность пересекаются, но не совпадают (см. рис. 1).
Рис. 1. Соотношение объёмов понятий ИТТ-и медиакомпетентности педагога 16
Действительно, в определениях ИТТ и Медиа присутствуют и технические средства, и информация, но понятия эти различны:
«Медиа (media, mass media) - средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена её между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [Федоров, 2010, C. 22].
«Информационно-телекоммуникационная технология - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации» [Информационно-коммуникационные технологии в образовании, 2007].
ИТТ и медиа - мощнейшие ресурсы в работе педагога, но как любые инструменты должны использоваться осознанно и профессионально. Об ИТТ-компетентности педагога написано множество трудов и проведено большое количество исследований, медиакомпетентность педагога - сравнительно новое понятие.
Достаточно близки и понятия ИТТ-компетентность педагога и медиакомпетентность педагога, так как описывают способность и готовность педагога использовать ИТТ и медиа в профессиональной деятельности [Кихтан, 2009]:
«ИТТ-компетентность - это системное проявление знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств педагога, позволяющее успешно применять ИТТ-технологии в профессиональной деятельности» [Вайндорф-Сысоева, Хапаева, 2012, C. 116].
«Медиакомпетентность педагога (educator's media competence) - совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста» [Федоров, 2002; Федоров, 2010, C. 24; Федоров, 2013].
В настоящее время мы всё чаще и чаще должны обращаться к исследованиям зарубежных коллег. Проблематика, описываемая в данной статье, не исключение. Итак, приведём мнения иностранных авторов по вопросам ИТТ- и медиакомпететности педагогов в новом тысячелетии.
С. Крюксэй акцентирует внимание на представлении законов о медиаобразовании, которое является правовой основой для осуществления медиаобразования в Австрии. Закон вписывается в педагогический контекст, основная характеристика которого -эмансипированная, освобождающая концепция образования, обязанная идеям просвещения. Медиаобразование используется в целостном смысле, охватывая как так называемые традиционные СМИ, так и новые медиа, включая Интернет. Здесь важны критическое отражение и творческий потенциал, индивидуальная и социальная ответственность. Конечная цель - пользователь мультимедиа как автономный гражданин. Поскольку медиаобразование - междисциплинарно, для поддержки учителей был разработан широкий выбор материалов как в печатном виде, так и в Интернете. В этой связи, автор представляет разработку веб-сайта медиаобразования www.mediamanual.at, ориентированного на педагогическую общественную с целью формирования ИКТ- и медиакомпетенций у современных учителей. Особое внимание автор уделяет тому, что в современной ситуации необходим комплексный подход при формировании ИТТ- и медиакомпетентности у педагогического корпуса [Krucsay, 2007].
В свою очередь, М. Имеридж отмечает, что «медиаобразовательная компетентность преподавателей социальных и гуманитарных наук представляет собой сложную профессиональную конструкцию, обеспечивающую понимание социокультурных, экономических и политических особенностей функционирования СМИ, отражающих их
желание и способность быть носителями медиастандартов в образовательных средах пространстве, играть и создавать новые элементы медиакультуры в современном обществе». Автор обосновывает модель медиакомпетентности в рамках образовательного процесса, направленного на развитие культуры социальных медиа, подготовку человека к безопасному и эффективному взаимодействию с современными средствами массовой информации, в том числе традиционные (печатные, радио, кино, телевидение) и инновационные (компьютерно-опосредованная связь, Интернет, мобильная телефония) форм с развитием информационных и коммуникационных технологий; понимание типов СМИ и их влияние на людей и общество [Imeridze, 2016].
Испанские коллеги из Университета де-Хаэн отмечают, что в настоящее время необходима методология для содействия развитию компетентности средств массовой информации у будущих учителей, которая должна выполнять требования к обучению и обслуживанию педагогических работников. Наряду с этим, специалисты ставят медиакомпетентность педагогов выше и обобщённее, чем ИТТ-компетентность, что соответствует современным трендам развития средства массовой коммуникации [Ortega-Tudela, Camara-Estrella, Diaz-Pareja, 2015].
Специалисты из Университета Овьедо (Испания) и Технологического института Мексики утвержают, что в современном глобализированном и медиаобществе с беспрецедентным технологическим развитием высшим учебным заведениям необходимо адаптировать свои учебные модели/программы подготовки учителей для решения этих новых задач. Формирование и развитие медиакомпетентности необходимо осуществлять посредством трансверсальной тренировки и моделей экосистемной подготовки будущих педагогов. Иными словами, на взгляд авторов понятия «ИТТ- и медиакомпетентность» тождественны и обозначают формирование позитивной и дружественной атмосферы, формирующей основы медиабезопасности в современном глобализирующемся мире [Alvarez-Arregui, Rodriguez-Martin, Madrigal-Maldonado, Grossi-Sampedro, Arreguit, 2017].
Столкнувшись с обществом, которое ежеминутно использует средства массовой информации, необходимо определить взаимосвязь между пользователями и средствами массовой информации. Иными словами, необходимо понять, как взаимосвязаны ИТТ- и медиакомпетентность. На основании исследования, осуществлённого учёными, взаимосвязь данных понятий неразрывна и применение того или иного понятия связано с контекстом. Однако стоит также сказать, что именно медикомпетентность в настоящее время приобретает более важный тренд развития, нежели чем ИТТ-компетентность [Ramarez-Garcia, Gonzalez-Fernandez, 2016].
Исследовательский коллектив из Китая полагает, что актуальность обращение к вопросам ИТТ- и медиакомпететности педагогов объясняется проблемой информатизации современного общества, необходимостью формирования единого информационного пространства, появлением новых компетенций, которыми должен овладеть современный учитель, повышения требований к квалификации и профессиональной деятельности учителя; необходимость установить стратегическую цель превращения страны в мировое интеллектуальное государство с преобладающим развитием разрозненных интеллектуальных и основанных на знаниях материальных отраслей. Проведённое исследование подтвердило эффективность авторской методологии для формирования ИТТ-компетентности будущих учителей, результаты реализации которой в основном определили достаточный уровень формирования ИТТ-компетентности будущих учителей.
Таким образом, исследователи считают, что ИТТ-компетентность - это знания, умения и навыки в области планомерного и результативного использования средств и технологий массовой коммуникации для решения того или иного вопроса [Chen, Gorbunova, Masalimova, Birova, 2017].
Должен ли педагог заниматься медиаобразовательной деятельностью? Каждый ли педагог занимается медиаобразовательной деятельностью, или эта специфика есть только в преподавании отдельных гуманитарных дисциплин?
Результаты исследования
Для проведения сравнения ИТТ- и медиакомпетентности педагога за основу мы взяли трудовые функции, которые выполняет каждый педагог любого уровня образования, более детально описали их через этапы выполнения каждой трудовой функции и каждому этапу поставили в соответствие ИТТ-компетентность и медиакомпетентность, и сделали акцент на области совпадения ИТТ- и медиакомпетентности педагога.
Таблица 1. Сравнительный анализ ИТТ- и медиакомпетентности педагога
№ Трудовые Этапы реализации ИТТ- Область Медиакомпетен
функции трудовых функций компетентность совпадения ИТТ и тность
п медиакомпетентно
/ п сти
1 Участие в 1.1. Анализ и Проведение Анализ
управлени определение исследований с печатных
и (выявление) использование ИТТ источников
общеобраз существующих и медиа, например, информации:
овательно проблем и перспектив в социальных сетях газеты, журналы
й развития и др. и др.
организац образовательной Критический
ией организации, участников образовательного процесса анализ информации.
1.2. Участие в
разработке программы
развития
образовательной
организации.
1.3. Участие в
реализации программы
развития
образовательной
организации.
1.4. Участие в анализе Коммуникация Подготовка и Подготовка и
и оценке результатов между проектной размещение на публикация
развития группой на основе сайте организации информации об
образовательной ИТТ, например, публичного отчёта о образовательной
организации работа в общем документе в сети Интернет. Фиксация текущих результатов с применением средств ИТТ, например, в информационной образовательной среде организации и проделанной работе. организации в традиционных медиа - газетах, журналах, на стендах в школе и микрорайоне.
др.
2 Организац 2.1. Анализ и Проведение Проведение
ия и определение комплексной комплексной
осуществл стартового уровня диагностики диагностики
ение знаний, умений, обучающихся, в том обучающихся, на
учебно- навыков, интересов, числе с ИТТ основе информации
воспитате потребностей о них, например, в
льного перспектив развития социальных сетях.
процесса обучающихся.
2.2. Планирование Фиксация плана с Корректировка Подготовка
учебно- применением ИТТ. учебных планов на материалов к
воспитательного Подготовка основе изучения занятиям с
процесса электронных медиа. использованием
материалов к традиционных
занятиям. Создание печатных медиа
информационно- ресурсов.
образовательного
медиа-продукта,
например, МООК
2.3. Реализация учебно- Формирование Организация Формирование
воспитательного ИТТ- познавательной, медиакомпетент
процесса компетентности проектной, ности
обучающихся. творческой обучающихся.
деятельности
Реализация обучающихся в
современных, в том интернет.
числе
интерактивных, Визуализация
форм и методов содержания
работы, используя образования.
их как на занятии,
так и во внеурочной Формирование у
деятельности обучающихся
Фиксация текущих культуры ссылок на
результатов с источники
применением опубликования,
средств ИТТ, цитирования,
например, в сопоставления,
электронном диалога с автором,
журнале и др. недопущения
нарушения
авторских прав.
2.4. Диагностика Организация, Организация Организация
обучающихся и осуществление публикации публикации
контроль результатов контроля и оценки результатов творческих и
учебно- учебных творческих и проектных работ
воспитательного достижений, проектных работ обучающихся в
процесса текущих и итоговых обучающихся в сети традиционных
результатов интернет. медиа - газетах,
освоения основной журналах, на
образовательной стендах школы.
программы
обучающимися с
применением
средств ИТТ.
3 Непрерыв ное профессио нальное развитие педагога 3.1. Анализ и определение стартового уровня собственных знаний, умений, навыков, компетентностных дефицитов. Диагностика/самоди агностика с применением ИТТ. Сравнения собственного уровня преподавания с работой коллег (просмотр видео открытых занятий). Анализ печатных источников информации: газеты, журналы и др.
3.2. Планирование вариантов повышения квалификации/самообр азования. Составление плана повышения квалификации/само образования в электронном виде. Проведение исследований с использованием ИТТ и медиа, вариантов повышения квалификации, изучение программ и отзывов.
3.3. Повышение квалификации/самообр азование. Повышение квалификации с применением ИТТ или дистанционных образовательных технологий. Обучение на массовых открытых образовательных курсах Самообразовани е: чтение, анализ традиционных печатных медиа.
3.4. Самодиагностика обучающихся и самоконтроль/ Внешний контроль -аттестация Диагностика/самоди агностика с применением ИТТ. Подготовка и размещение презентационных материалов о себе в сети Интернет. Подготовка и размещение презентационны х материалов о себе на стендах школы.
Как мы видим, ИТТ- и медиакомпетентность необходима педагогу в реализации любой трудовой функции, но педагог может осуществлять профессиональную деятельность различными способами, в зависимости от целей работы, интересов обучающихся, доступных ему инструментов и технологий, в одном случае демонстрируя ИТТ-компетентность, в другом случае медиакомпетентность, или сразу целый спектр профессиональных компетентностей. В современном мире ИТТ- и медиакомпетентность педагога всё более и более сближаются и взаимно проникают, но с одной стороны есть большое количество задач у педагога, которые он решает с помощью ИТТ, но они никак не связаны с медиа, а с другой стороны в школе останутся такие средства массовой информации, как стенная газета, объявления, информационные плакаты и стенды, которые будут выполняться без использования ИТТ, так сам процесс создания реализует воспитательную и образовательную функцию и педагог осознанно отказывается от использования ИТТ для решения профессиональных задач.
Вопрос о формировании и оценке компетенции тоже очень сложный. Существует огромное количество подходов как формированию, так и к оценке компетенций педагога [Федоров, Челышева, 2004; Федоров, 2005].
При описании процесса формирования компетенций, специалисты, как правило описывают содержание обучения, его основные принципы и методы.
Так, например, в труде, посвящённом медиаобразованию [Челышева, 2009], описывается содержание образования («Сущность и основные понятия медиаобразования»), достаточно подробно раскрыто обучение («Методика и технология
медиаобразования на современном этапе»), описываюся формы организации учебного процесса («Организация медиаобразовательных занятий в школьной и студенческой аудитории»), условия эффективности данного процесса («Учёт возрастных особенностей и медиапредпочтений школьников и студентов в процессе медиаобразования»).
Как правило, авторы описывают результаты обучения в терминах «знать», «уметь», «владеть», так результаты описываются в большинстве образовательных программ, соответственным образом выстраивается и оценка результатов - знания проверяются тестами или устными опросами, а умения - практическими заданиями. В этом случае обычно проверяются отдельные умения, соответствующие конкретной теме.
Аналогичный подход применяется при описании формирования и оценки ИТТ-компетентности, хотя, на наш взгляд, при оценке компетенций учителя должен использоваться иной подход, ориентиры которого задаются профессиональным стандартом. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности (ст. 195 Трудового кодекса РФ). В настоящий момент принят и дорабатывается профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Профессиональный стандарт содержит описание обобщённых трудовых функций. Так, как при оценке компетентции необходимо выявить и измерить способность профессионала выполнять трудовую деятельность, то при разработке подходов к оценке компетенции нужно исходить из реалий этой трудовой деятельности, соответственно и при определении компетенции нужно опираться на трудовые функции, описываемые профессиональным стандартом.
В качестве ИТТ-компетентности педагога мы имеем в виду «способность и готовность педагога применять ИТТ при реализации трудовых функций» [Авдеева, 2016, С. 40-49]. В этом случае задания будут не тестового, а деятельностного характера на выполнение трудовой функции в определённо заданных условиях. В процессе подготовки и выполнения задания педагог сможет продемонстрировать целый спектр профессиональных компетенций. Такой подход был реализован во многих системах профессиональной подготовки и переподготовки, но задача создания таких контрольно-измерительных материалов в электронном виде, чтобы контроль и оценку можно было проходить в автоматическом режиме, ещё не решена. Решение такой задачи интересно тем, что в автоматическом режиме есть прозрачность, четкое понимание критериев и параметров оценки, прозрачность в выставлении баллов.
Разработка теста в рамках этого подхода носит «слоевую» структуру, которая начинается с набора очень общих идей (определений ИТТ-компетентности педагога и ее составляющих) и заканчивается спецификацией теста (конкретными правилами разработки тестовых заданий). Вначале уточняется определение измеряемого конструкта (ИТТ-компетентность педагога), затем определяются составляющие ИТТ-компетентности педагога, в нашем случае, прописываются определения трех возможных уровней каждой из составляющих и их связь с уровнями общего конструкта. На следующих этапах определяется теоретическая рамка теста через поиск в деятельности педагогов таких наборов действий, которые могли бы свидетельствовать о том или ином уровне каждой из пяти отдельных компетенций - в соответствии с их определениями. И только на последнем этапе формируются сами тестовые задания, когда на готовую структуру свидетельств накладывается контекст, содержание и конкретный сценарий. Главное достоинство такого подхода - его систематичность, ясность и обратимость логики, - мы всегда понимаем, как конкретное свидетельство связано с измеряемым конструктом. Последнее само по себе - источник высокой конструктной валидности будущего
инструмента оценивания. Кроме того, эта логика соответствует общей логике психометрического измерения - связи латентных переменных (ИТТ-компетентности педагога и ее составляющих) с их наблюдаемыми индикаторами (свидетельствами). Единица измерения, таким образом, не тестовое задание, а свидетельство (наблюдаемая переменная), которых может быть разное количество в разных заданиях.
Приведём пример задания, выявляющего способность педагога к отбору информации.
Тема: Поиск информации. Размещение информации. Длительность прохождения тестового задания: 4 минуты. Контекст: планирование учебно-воспитательного процесса. Инструмент: поисковая система.
Сценарий: Вы учитель истории и хотите актуализировать прошлогоднюю рабочую образовательную программу по истории средних веков (6 класс) - в этом году к вам придет класс с высоким уровнем подготовки и программу нужно дополнить ресурсами для групповых обсуждений и индивидуальных эссе. Вы планируете найти и включить в программу материалы, размещенные на персональном сайте по истории средних веков доктора исторических наук профессора И.П. Иванова, где, как вы помните, отдельной страничкой были представлены возможные темы эссе и обсуждений для школьников.
Сформулируйте поисковый запрос, выбрав и перетащив мышкой в поисковую строку браузера ключевые слова из предлагаемого списка. Добавьте найденную страницу с источниками в «Избранные» закладки браузера.
Данное задание позволяет оценить:
Целесообразность выбранного ресурса в процессе определения проблемы (Являются ли выбранные ресурсы релевантными и насколько вероятно, что они содержат необходимую информацию для решения педагогической задачи?).
Степень, в которой вопрос запрашивает специфичную информацию или информацию определенной глубины/ширины (Недвусмысленные вопросы, ясно определяющие степень детализации информации, детали заданы в попытке прояснить проблему или получить необходимую информацию?).
Эффективность извлечения данных (Является ли извлечение непосредственным, без приложения напрасных усилий?).
Качество результата поиска (Было ли в результате поиске получено достаточно релевантной информации? Тестируемому предлагается выбрать один или несколько источников информации из разных предложенных).
Полнота извлеченных данных (Принес ли поиск достаточно данных в удобном виде? В данном случае речь не идет о том, насколько тестируемый правильно оценил качество данных. Тестируемому предлагается выбрать один или несколько источников информации из разных предложенных).
Качество результатов поиска и выбора по ряду заданий (Было ли в результате поиска и выбора получено достаточно релевантной информации?).
Качество поискового запроса (Правильность составления поискового запроса для использования в «онлайн» поисковых системах или баз данных и затрагивает ли он полностью тему? В случае с базами данных, используются ли соответствующие ограничители или расширители?).
Качество используемых понятий при составлении изначального поискового запроса или при работе с результатами поиска при выборе наиболее достоверной информации (Затрагивают слова в поисковом запросе все аспекты темы?).
В автоматическом режиме могут оцениваться все действия педагога и затраченное на выполнение задания время.
Аналогичным образом могут быть разработаны задания, соответствующие трудовым функциям педагога, таким образом, чтобы все трудовые функции нашли отражение в тестовых материалах.
Выводы
В настоящее время в сфере образования происходит постоянное совершенствование подходов и инструментов оценки компетентности педагога. За основу в оценивании педагога необходимо взять трудовые функции педагога, а не содержание учебных предметов в вузе, поэтому мы считаем, что к доработке профессионального стандарта «Педагог» нужно отнестись исключительно ответственно, он должен задать основную систему координат в оценке квалификации педагога. Безусловно, в ряду компетенций педагога должны звучать ИКТ- и медиакомпетенции. В настоящее время они важнейшие и во многом определяют и успешность педагогов, и их учеников, и образовательных организаций в целом. Содержание понятий ИТТ- и медиакомпетенций близко, но они не совпадают. Данные компетенции должны найти своё место в системе аттестации педагогических кадров и национальной системе учительского роста.
Литература
Авдеева С.М., Заичкина О.И., Никуличева Н.В., Хапаева С.С. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учётом требований профессионального стандарта «Педагог» // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. С. 40-49.
Авдеева С.М., Уваров А.Ю. О разработке квалификационных требований к икт-компетенциям педагогов // Наука и школа. 2016. № 6. С. 146-159.
Авдеева С.М., Тарасова К.В. Оценка информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения // Качество образования в Евразии. 2017. № 5. С. 3-18.
Авдеева С.М., Аржанова И.В., Карпов А.В. Разработка правовых механизмов функционирования перспективных программных инструментов, направленных на реализацию государственной политики в сфере образования. М., 2016. 386 с.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Независимая сертификация ИКТ-компетентности педагога // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 74-78. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. Национальный стандарт Российской Федерации. URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/52/52050/. Дата обращения: 18.09.2017. Кихтан В.В. Информационно-образовательный медиа-продукт в системе современных научных знаний // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4. С. 29-32.
Модель национальной системы учительского роста. (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог» URL:
http://www.apkpro.ru/doc/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA.pdf. Дата
обращения: 18.09.2017.
Неботова Л.О. ИКТ-компетентность участников образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12838. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М., 2013. 233 с.
Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134-138.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог. 2010. 64 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 34-39.
Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог, 2009. 320 с. Alvarez-Arregui, E., Rodriguez-Martin, A., Madrigal-Maldonado, R., Grossi-Sampedro, B.A., Arreguit, X. (2017). Ecosystems of Media Training and Competence: International Assessment of its Implementation in Higher Education // Comunicar. № 51, pp. 105-114.
Chen, F., Gorbunova, N.V., Masalimova, A.R., Birova, J. (2017). Formation of ICT-Competence of Future University School Teachers // Eurasia journal of mathematics science and technology education. N. 8. Vol. 13, pp. 4765-4777.
Imeridze, M. (2016). Implementation of the experimental model of future teachers' media education competence formation // Science and education. № 1, pp. 102-106.
Krucsay, S. (2007). Media education in Austria: competence, communication, autonomy // Comunicar. № 28,pp. 111-120.
Ortega-Tudela, J.M., Camara-Estrella, A.M., Diaz-Pareja, E.M. (2015). Service learning as a tool to enhance future teachers' media competence // Culturay educacion. N. 2. Vol. 27, pp. 440-455.
Ramarez-Garcia, A., Gonzalez-Fernandez, N. (2016). Media Competence of Teachers and Students of Compulsory Education in Spain // Comunicar. № 49, pp. 49-57.
References
Alvarez-Arregui, E., Rodriguez-Martin, A., Madrigal-Maldonado, R., Grossi-Sampedro, B.A., Arreguit, X. (2017). Ecosystems of Media Training and Competence: International Assessment of its Implementation in Higher Education. Comunicar. № 51, pp. 105-114.
Avdeeva, S.M., Arzhanova, I.V., Karpov, A.V. (2016). Development of legal mechanisms for the functioning of promising software tools aimed at implementing state policy in the field of education. Moscow. 386 p. Avdeeva, S.M., Uvarov, A.Y. (2016). On the development of qualification requirements for teachers' ICT competencies. Science and School. № 6. pp. 146-159.
Avdeeva, S.M., Tarasova, K.V. (2017). Evaluation of information and communication competence of students in conditions of implementation of educational standards of a new generation. The quality of education in Eurasia. № 5. pp. 3-18.
Avdeeva, S.M., Zaichkina, O.I., Nikulicheva, N.V., Khapaeva, S.S. (2016). On approaches to assess the ICT competence of the teacher, taking into account the requirements of the professional standard «Teacher». Psychological Science and Education. Moscow. Vol. 21. pp. 40-49.
Chelysheva, I.V. (2009) Method and technology of media education in school and university. Taganrog, 320 p. Chen, F., Gorbunova, N.V., Masalimova, A.R., Birova, J. (2017). Formation of ICT-Competence of Future University School Teachers. Eurasia journal of mathematics science and technology education. N. 8. Vol. 13, pp. 4765-4777.
Fedorov, A.V. (2005). Media Education, Media Literacy, Media Criticism and Media Culture // Higher Education in Russia. № 6. pp. 134-138.
Fedorov, A.V. (2010). Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence. Taganrog. 64 p.
Fedorov, A.V. (2013). Media education: yesterday and today. Moscow. 233 p.
Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V. (2002). Media education in Russia: a brief history of development. Taganrog. Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V. (2004). Media education in modern Russia: basic models // Higher education in Russia. № 8. pp. 34-39.
Imeridze, M. (2016). Implementation of the experimental model of future teachers' media education competence formation. Science and education. № 1, pp. 102-106.
Information and communication technologies in education. Terms and Definitions. National standard of the Russian
Federation (2017). URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/52/52050/. Date of circulation: 18.09.2017.
Kikhtan, V.V. (2009). Informational and educational media product in the system of modern scientific knowledge.
Scientific thought of the Caucasus. № 4. pp. 29-32.
Krucsay, S. (2007). Media education in Austria: competence, communication, autonomy. Comunicar. № 28, pp. 111-120.
Nebotova, L.O. (2012). ICT competence of participants in the educational process. Modern scientific research and innovations. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12838
Ortega-Tudela, J.M., Camara-Estrella, A.M., Diaz-Pareja, E.M. (2015). Service learning as a tool to enhance future teachers' media competence. Culturay educacion. N. 2. Vol. 27, pp. 440-455.
Ramarez-Garcia, A., Gonzalez-Fernandez, N. (2016). Media Competence of Teachers and Students of Compulsory Education in Spain. Comunicar. № 49, pp. 49-57.
The model of the national system of teacher growth. (NSSD project) and improvement of the professional standard «Educator» (2017) URL: http://ww.apkpro.ru/doc/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F% D0% BA.pdf. Date of circulation: 18.09.2017.
Vaindorf-Sysoeva, M.E., Khapaeva, S.S. (2012). Independent certification of ICT competence of the teacher.
Bulletin of the Moscow State Regional University. № 4. pp. 74-78.