Научная статья на тему 'Медиакомпетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего инженера'

Медиакомпетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ENGINEER / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / TECHNICAL UNIVERSITY / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндеева Светлана Вильсуровна

Рассматриваются вопросы подхода к определению понятий медиакомпетентность, профессиональная компетентность, медиакомпетентность будущего инженера. Автор считает, что в состав профессиональной компетентности должна быть включена медиакомпетентность как ключевая и способствующая реализации потенциала личностно-профессионального развития инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMPETENCE AS A COMPONENT OF FUTURE ENGINEER PROFESSIONAL COMPETENCE

The article treats the approaches to the definition of the concepts of media competence, professional competence and media competence of a future engineer. The author believes that media competence should be included in professional competence as a key component that contributes to the implementation of the personal and professional development potential of an engineer.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего инженера»

УДК 37.011

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

© С.В. Миндеева1

Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал), 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8. Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматриваются вопросы подхода к определению понятий медиакомпетентность, профессиональная компетентность, медиакомпетентность будущего инженера. Автор считает, что в состав профессиональной компетентности должна быть включена медиакомпетентность как ключевая и способствующая реализации потенциала личностно-профессионального развития инженера.

Ключевые слова: инженер; технический университет; медиакомпетентность; медиаобразование; профессиональная компетентность.

MEDIA COMPETENCE AS A COMPONENT OF FUTURE ENGINEER PROFESSIONAL COMPETENCE S.V. Mindeeva

Moscow State Linguistic University, Eurasian Linguistic Institute (Irkutsk branch), 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats the approaches to the definition of the concepts of media competence, professional competence and media competence of a future engineer. The author believes that media competence should be included in professional competence as a key component that contributes to the implementation of the personal and professional development potential of an engineer.

Keywords: engineer; technical university; media competence; media education; professional competence.

В современном мире профессиональная деятельность инженера железнодорожного транспорта очень многогранна и связана с созданием транспортных средств повышенной комфортности, эксплуатацией железнодорожного транспорта, управлением процессами перевозок, безопасностью перевозок пассажиров и грузов, также это руководители различных уровней и подразделений, то есть специалисты, занятые в различных сферах транспорта и промышленности. Для успешной работы инженеру требуется постоянно следить за инновациями в своей профессиональной сфере, а также быть информированным о нововведениях в смежных областях, ведь темпы технического прогресса растут с каждым днем. Бесспорно, что в информационном обществе ни одну достаточно серьезную техническую, экономическую проблему невозможно успешно решить без переработки значительного объема информации. В наше время информация настолько быстро обновляется, что не исключены ситуации, когда специалист может «заплутать» в стремительно увеличивающемся потоке информации. Тем не менее от его мастерства зависит повседневная работа транспорта: высококвалифицированный специалист должен демонстрировать свои подлинные

знания на высшем уровне и соответствовать требованиям завтрашнего дня, а для этого нужно обладать должным уровнем компетентности при контактах с медиаинформацией. Поэтому среди обширного комплекса компетенций и компетентностей, которыми должен обладать будущий инженер, особое место занимает медиакомпетентность. Вследствие этого мы поставили задачу конкретизировать понятие медиа-компетентность будущего инженера в современных информационных условиях, учитывая, что до настоящего времени исследуемый нами термин в психолого-педагогической литературе не нашел своего отражения.

Современные молодые люди находятся в пространстве медиа, которое является неотъемлемой частью их реальной жизни, дает предпосылки для приоритетных педагогических направлений в образовании. Коэволюция информационного и образовательного пространств делает актуальной задачу становления медиакомпетентности студентов инженерных специальностей. В настоящее время медиакомпетентность - интересный и перспективный объект для научного исследования. Вопросу формирования и развития медиакомпетентности посвящено множество

Миндеева Светлана Вильсуровна, аспирант МГЛУ, старший преподаватель кафедры математики ИрГУПС, тел.: 89027614369, e-mail:pasha15032007@yandex.ru

Mindeeva Svetlana, Postgraduate of the Eurasian Linguistic Institute, Senior Lecturer of the Department of Higher Mathematics of Irkutsk State University of Railway Engineering, tel.: 89027614369, e-mail: pasha15032007@yandex.ru

работ таких авторов, как И.В. Григорьева, Л.А. Иванова, О.П. Кутькина, Т.И. Мясникова, Т.А. Ольховая, А.В. Федоров, Н.Ю. Хлызова, И.В. Челышева и др. Актуальность исследуемого феномена определяется современными условиями общества, что подтверждается словами Л.А. Ивановой: «Одной из привлекательных в плане исследования перспектив ее развития является научная область, связанная с формированием медиакомпетентности личности. Речь идет о теории медиаобразования, находящейся сегодня на пике своего развития и одновременно подвергающейся интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации ее позиций, пересмотра ее методологических оснований, придания ей характера, сообразного современным тенденциям» [1]. Далее автор приводит три весомые причины необходимости изучения медиакомпетентности: во-первых, это связано с относительной молодостью данной области знаний; во-вторых, всплеск интереса вызван появлением на современном этапе развития общества суммы реальных информационных угроз цивилизации; в-третьих, это обусловлено современными социальными, политическими и даже экономическими потребностями государства, диктующими необходимость наличия у россиян определенного уровня готовности и способности к выбору, использованию, критическому анализу, оценке и пр. [1].

В педагогике понятие медиаобразования рассматривается с разных позиций, существуют многочисленные точки зрения относительно его ведущей цели. Как верно отмечает В.А. Возчиков, «цели медиаобразования в силу своей общекультурной направленности не могут быть жестко описаны или заданы в качестве критерия, определяющего уровень достигнутого в области медиаобразования, в частности, рассматривать "массовость использования" приемов переработки получаемой информации» [2, с. 284]. Мы придерживаемся мнения многих ученых и считаем, что медиаком-петентность является одной из основных целей ме-диаобразования, которое выступает связующим звеном образования с миром медиа в информационно-образовательном пространстве [3].

В нашем исследовании мы говорим о подготовке выпускников технического вуза - будущих инженеров железнодорожного транспорта. Инженеры создают лучшие условия жизни для людей, то есть инженер является создателем материальных ценностей и в этом состоит основное отличие инженеров от специалистов-гуманитариев. «Деятельность инженера в отличие от деятельности других слоев интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода. Тем самым инженеры выполняют одну из обособившихся функций совокупного работника» [4]. Вследствие этого подготовка инженерных кадров специфична и существенно отличается от подготовки по гуманитарным специальностям прежде всего своей практической направленностью. Инженерное образование - один

из наиболее трудоемких видов образования в смысле освоения объема различных знаний и дисциплин, включая их взаимодействие в плане междисциплинарных связей, а также сочетание большого объема фундаментальных наук (математики, физики, информатики и т.д.) с практической деятельностью.

Введение новых медиа, информационно-коммуникационных технологий, систем компьютерной и сотовой связи инициирует выделение в структуре профессиональной компетентности умений и способностей их использования во всех сферах профессиональной деятельности. Как пишет в своем диссертационном исследовании А.В. Райцев, «умение использовать мультимедийные технологии, возможности системы Интернет в профессиональной деятельности должно быть отражено в модели современного специалиста любого профиля. Революция Интернета проникла во все отрасли человеческого общества: экономика становится компьютерной, общество - цифровым, индустриальная цивилизация - информационной, средства коммуникации - глобальным информационным суперхайвэем. Интернетизация составляет мегатренд наступившего столетия, и насущная задача высшей школы - приспособиться к новым "правилам игры" информационного века, готовя студентов к успешной работе в этих условиях» [5, с. 120]. Сказанное свидетельствует о необходимости наличия медиакомпетентности как личностно-профессионального качества в связи с внедрением медиа и информационных технологий в учебный процесс и производство и становится важным и значимым для студента технического вуза - будущего инженера.

На основании анализируемых положений, мнений мы определили свое видение сущности медиакомпетентности будущего инженера, под которым понимаем интегративное личностно-профессиональное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «инженер - медиа - общество» в соответствии с усвоенными медиазнаниями, медиаумениями, положительным отношением к медиаобразованию вообще. Все это способствует продуктивному осуществлению инженерной деятельности. Выделяем следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, практический. Критериями выступают меди-знания, медиа-умения, положительное отношение в медиаобразованию.

Медиакомпетентность, процесс ее становления совершается в учебной деятельности, а проявляется как в дальнейшей учебной, так и профессиональной деятельности. В свою очередь профессиональная компетентность проявляется, прежде всего, в профессиональной деятельности. И как подмечает А.А. Вербицкий, «работодателя не интересуют качество образовательного процесса, качество образовательной системы и те критерии, по которым они там оцениваются. Для него важна профессиональная компетентность специалиста, его способность эффективно выполнять производственные функции, практически решать определенные классы задач и проблем» [6, с. 31]. В настоящее время очень важно подготовить

профессионально компетентного специалиста, что и должны сделать вузы в интересах общества, государства.

Работы многих российских ученых посвящены исследованию профессиональной компетентности (В.И. Бондарь, Ю.В. Варданян, Н.В. Кузьмина,

A.К. Маркова, Н.В. Матяш, Л.М. Митина, В.В. Сериков,

B.А. Сластенин, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов и др.). Это связано с переходом отечественной системы образования на компетентностную модель.

В ходе анализа установлено, что современные трактовки термина профессиональная компетентность разнятся, но при этом большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах:

- как цель образования, профессиональной подготовки;

- как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

Исследуя проблему профессиональной компетентности, Н.В. Матяш предлагает следующее определение профессиональной компетентности: «профессиональная компетентность - это качественная характеристика степени овладения специалистом своей профессиональной деятельностью» [7, с. 54]. Качественная характеристика может ограничиваться наличием необходимых компетенций, позволяющих специалисту успешно справляться с кругом своих профессиональных обязанностей. По мнению Э.Ф. Зеера, «профессиональная компетентность - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности» [8, с. 220]. Структуру профессиональной компетентности автор представляет совокупностью ком-петентностей: социально-правовой, специальной, персональной аутокомпетентностью.

А.К. Маркова определяет профессиональную компетентность как сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [9]. Автор включает почти все качества личности, направленные на достижение высокого результата, и выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную. А в качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

М.А. Чошанов трактует определение следующим образом: «профессиональная компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности, синтез таких качеств специалиста, как мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления [10, с. 20]. В данном определении в качестве критериев сформированности профессиональной компетентности автор называет «мобильность знания, гиб-

кость метода и критичность мышления», и здесь, на наш взгляд, прослеживается пересечение с одной из теорий медиаобразования - теория критического мышления, где целью и результатом медиаобразова-ния выступает «формирование критического мышления» обучающихся по отношению к средствам массовой коммуникации. Со своей стороны отметим, что перед образовательной системой ставятся новые задачи, которые требуют от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала и т.д. Это подчеркивает значимость и актуальность определения профессиональной компетентности, представленного М.А. Чошановым.

Ю.В. Варданян под профессиональной компетентностью специалиста с высшим образованием понимает единство теоретической и практической готовности и способности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности и определяет структуру профессиональной компетентности, в которую включает субъектный, объектный и предметный компоненты [11].

Немалую значимость в определении сущности профессиональной компетентности имеют труды педагога А.В. Боярынцева, который пишет, что «формирование профессиональной компетентности - сложный процесс, требующий системного анализа личности как в структурном, так и в динамическом аспектах. Основная цель при этом сводится к выявлению механизмов и закономерностей становления профессиональной субъектности. Для этого необходимо осуществлять анализ личности специалиста - субъекта, ориентирующегося в социуме и выбирающего индивидуальный путь в нем, а не составлять перечень черт и характеристик "типичного представителя профессии"» [12, с. 24]. Мы применительно к профессии инженера железнодорожного транспорта, как и Л.Ю. Кривцов в отношении военного инженера, считаем, что для установления предпосылок успешной деятельности в своей профессиональной сфере инженер должен не только иметь соответствующие интеллектуальные и психологические характеристики, но и представлять собой целостную личностную систему, комплекс подсистем, при взаимодействии которых формируется феномен профессиональной компетентности [13].

Как отмечает Л.М. Митина, «сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной психологии и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста» [14, с. 69]. Резюмируя все вышесказанное, мы полностью согласны с А.В. Райцевым, что профессиональная компетентность - это характеристика типологических особенностей человека, присущих ему как профессионалу и личности и проявляющихся в личностно-гуманном отношении к действительности в смысловых границах существования человека в пространстве профессио-

нального бытия [5, с. 91].

Бесспорно, объективное содержание профессиональной компетентности раскрывается системным подходом к анализу, в основе которого лежит понятие профессиональной деятельности. Совершенствование сферы профессиональной деятельности проявляется в увеличении количества инженерных профессий, а вследствие этого и специальностей, характеризующихся как творческие, многогранные, то есть такие, которые выходят за границу накопленного опыта. Учитывая специфику инженерной деятельности, инженер должен быть способен оперативно действовать в условиях отсутствия готовых алгоритмов в своей знаниевой базе, выходя за рамки освоенных знаний и умений, следствием этого и является профессиональная компетентность. Сам процесс формирования профессиональной компетентности очень длительный, растянутый во времени, куда входит и период обучения в вузе и дальнейшая профессиональная деятельность, требующий постоянного саморазвития, самообразования. Профессиональная компетентность играет ведущую роль в деятельности любого специалиста, и как категория имеет в современном представлении о профессиональной культуре наивысшую смысловую наполняемость, требует пристального внимания исследователей.

Пытаясь разрешить проблему ключевых компе-тентностей и определить объем их составляющих, И.А. Зимней были выделены три основные группы компетентностей [15, с. 23]:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Далее автор очерчивает круг основных компетенций, входящих в каждую из обозначенных ею групп компетентностей. В контексте изучаемой проблемы делаем акцент на компетенции, относящейся к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах - компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией [15, с. 25].

В контексте медиаобразования научная версия И.А. Зимней для нашего исследования представляет наибольший интерес, так как автор обозначила место медиаобразовательного компонента в образовательной программе подготовки студентов.

В требованиях ФГ0С-03 к результатам освоения образовательных программ бакалавриата по направ-

лению подготовки 270800 «Строительство» (от 18.01.2010) перечислены общекультурные и профессиональные компетенции, составляющие такую цель медиаобразования, как «медиакомпетентность будущего инженера»:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6) [16, с. 6-8].

Представленные компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его лич-ностно-профессиональными качествами и, соответственно, они становятся компетентностями, в нашем случае - медиакомпетентностью. Следовательно, на выходе должна получиться конкурентоспособная личность с приличным багажом компетенций, и здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать независимость суждения по отношению к медиатекстам, способность иметь и формулировать собственную точку зрения. Логика рассуждений приводит нас к необходимости подготовки медиакомпе-тентной личности, которая является одной из наиболее значимых, поскольку базируется на информации, создающей материальную основу жизни.

Подводя итог всему вышесказанному, приходим к выводу, что необходимость и значимость для будущего инженера такого качества, как медиакомпетент-ность, сформирована в соответствии с социальным заказом общества, обусловлена потребностями рынка трудовых ресурсов, соответственно не противоречит тенденциям социокультурной действительности [17]. Профессиональная компетентность может быть структурирована и описана с помощью определенных составляющих, учитывающих направленность профессиональной деятельности специалиста. В отношении студентов технического вуза - будущих инженеров -понятие медиакомпетентность как интегративное личностно-профессиональное качество личности, как видовое понятие профессиональной компетентности стремится занять одно из приоритетных мест в социальном заказе общества на высшее образование.

Статья поступила 08.12.2014 г.

Библиографический список

1. Иванова Л.А. Медиаобразование: взгляд в будущее // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanovoyy_l.a._1 8.05.11_0.pdf (10 нояб. 2014).

2. Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.11. СПБ., 2007. 413 с.

3. Миндеева С.В. Медиакомпетентность будущего инженера - новый планируемый результат технического образования

// Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы: науч.-метод. материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С. 401-404.

4. Негодаев И.А. Философия техники // Библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/negodaev_filosofija/01 .aspx

(10 нояб. 2014).

5. Райцев А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.06. СПб., 2004. 309 с.

6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория кон-тексного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

7. Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: дис. ... канд. педагог. наук. Брянск, 1994. 16 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. 2-е изд. М.: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Между-нар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: Изд-во ТГЖИ, 1993. 88 с.

11. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. ... д-ра. педагог. наук: 13.00.02. М., 1999. 38 с.

12. Бояринцева А.В. Я - концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5. С. 24-33.

13. Кривцов Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. М., 1996. 234 с.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: ИЦ «Академия», 2004. 320 с.

15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 18.01.2010 г. № 54) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (10 нояб. 2014).

17. Федоров А.В. Медиакомпетентность молодежи: стихийная или ... // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык (международный информационно-аналитический журнал). 2014. № 1 (06) [Электронный ресурс]. URL: http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292 (10 нояб. 2014).

УДК 336.025

ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Н.М. Полянская1

Бурятский государственный университет,

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Рассмотрена философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения с методологических позиций, уточнено понимание их исключительного общественного предназначения. Обоснована важность более полного и глубокого осмысления самой природы этих явлений и процессов, их общественной роли через призму категорий диалектики. Автор отмечает, что для более полного познания сущности налогов, наряду с категориальным подходом, необходимо также использовать функциональный подход. Ключевые слова: налоги; налогообложение; общество; государство; познание.

PHILOSOPHICAL AND SOCIO-ECONOMIC NATURE OF TAXES AND TAXATION N.M. Polyanskaya

Buryat State University,

24a Smolin St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670000, Russia.

From a methodological point of view, the paper considers philosophical and socio-economic essence of taxes and taxation specifying their exclusive social purpose. It proves the importance of deeper and more complete understanding of both the nature of these phenomena and processes and their social role through the prism of the categories of dialectics. The author notes that deep insights into the essence of taxes requires the use of the functional approach along with the categorical one.

Keywords: taxes; taxation; society; state; cognition.

Современные представления о налогах и налогообложении в известной мере формировались и формируются в общественном сознании исторически под влиянием противоречивого опыта их использования в целях принудительного подчинения интересов пла-

тельщиков интересам монарха, вождя, государства и т.п. для удовлетворения властных потребностей последних. Поэтому издревле налоги воспринимались противоречиво, в основном, как негативное явление, приносящее людям неприятности и лишения. Особен-

1Полянская Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, тел.: 89243900393, e-mail: natali_mz@mail.ru

Polyanskaya Natalia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics, tel.: 89243900393, e-mail: natali_mz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.