Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной
среды *
Ю.С. Тюнников, доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
г. Москва, ул. Макаренко, 5/16,105062 [email protected]
Т.П. Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
г. Москва, ул. Макаренко, 5/16,105062 inido-atp@mail. т
И.С. Казаков, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, ул. Советская, 26а, 354000, [email protected]
М.А. Мазниченко, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, ул. Советская, 26а, 354000, maznichenkoma@mail. т
* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Проект № 27.8472.2017/БЧ).
Аннотация. Анализ современного состояния образования в России и за рубежом, стратегических направлений его модернизации, форсайт-сессий показывает, что деятельность учителя все в большей степени включает использование медиа как профессионального инструмента, средства достижения целей образования. В этой связи возникает необходимость формирования медиакомпетентности учителя, на что указывают ряд исследователей (Н.М. Змановская, Б.А. Искаков, Н.А. Коновалова, Н.А. Леготина, Н.П. Рыжих, О.Г. Смолянинова, А.В.Федоров, Е.Я. Шипнягова и др.). Следует также отметить, что образование, в том числе и медиаобразование педагога в современном мире перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни и становится непрерывным процессом, сопровождающим человека в течение всей жизни. В этой связи формирование медиакомпетентности учителя необходимо рассматривать как актуальную задачу его непрерывного образования. Специфическим условием формирования медиакомпетентности учителя выступает динамичность информационной и образовательной среды -постоянное возникновение в них тех или иных изменений, которые требуют от педагога решения новых видов задач и, соответственно, включения в медиакомпетентность новых знаний, умений, навыков. В настоящей статье описаны имеющиеся и спрогнозированы будущие изменения образовательной и информационной среды профессиональной деятельности учителя, влияющие на составляющие
медиакомпетентности учителя, обоснована необходимость включения в структуру медиакомпетентности дополнительной составляющей - готовности учителя к адекватному реагированию на изменения образовательной и информационной среды; раскрыто содержание такой готовности через инварианты медиакомпетентности; выявлены условия формирования такой готовности в контексте решения задач непрерывного образования педагога.
Ключевые слова: медиакомпетентность, учитель, информационная среда, образовательная среда; непрерывное медиаобразование, медиаграмотность, образование.
Continuous formation of media competence of teachers in constant changes in information and educational environment
Prof., Dr. Yurii Tynnikov, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, Moscow, Makarenko street, 5/16,105062, [email protected]
Dr. Tatyana Afanasyeva, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education, Moscow, Makarenko street, 5/16,105062, [email protected]
Prof., Dr. Kazakov Igor, Sochi State University, Sochi, the Soviet St., 26a, 354000, [email protected]
Dr. Marina Maznichenko, Sochi State University, Sochi, the Soviet St., 26a, 354000, [email protected]
Abstract. The analysis of the current state of education in Russia and abroad, the strategic directions of its modernization, foresight sessions show that teachers increasingly involve the use of media as a professional tool, means of achieving the objectives of education. This connection of the necessity of formation media competence by the teacher was indicated by a number of researchers (N.M. Zmanovskaya, B.A. Iskakov, N.A.Konovalova, N.A. Legotina, N.P. Ryzhikh, O.G. Smolyaninova, A.B. Fedorov, E.Y. Shipnyagova E.Y., etc.). It must be noted that education, including media education of teacher in the modern world ceases to be the stage at the beginning of independent life, and becomes a continuous process accompanying the person throughout life. This means that the formation of media competence teachers you need to consider like the current task of continuing education. Specific condition for the formation of media competence of the teacher is the dynamic information and educational environment,the constant occurrence of certain changes that requires the teacher to address new types of problems and therefore, inclusion in media competence new knowledge and skills. This article describes existing and predicted future changes in educational and information environment of professional activity of the teacher, affects the components of media competence of the teacher, the necessity of including the structure of media education as an additional component - the willingness of teachers to respond adequately to the changing educational and information environment; reveals the content of that commitment through the invariants of media education; the conditions of formation of readiness in the context of solving tasks of continuous education of the teacher.
Keywords: media competence, teacher, information, education, environment, continuous media education, media literacy.
Введение
Анализ тенденций развития образования и инфосферы, форсайт-сессий показывает, что реализацияряда стратегических направленийразвития школьного образования тесно связана с использованием медиа: развитие сетевых форм реализации образовательных программ, внедрение дистанционных технологий, электронного обучения, создание условий для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и др. [Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, 2014]. Происходящие и прогнозируемые в будущем изменения образовательной и информационной среды требуют от учителя овладения новыми, не входящими ранее в круг его профессиональных обязанностей, функциями, такими как:
- создание и реализация образовательных траекторий, в т.ч. с использованием компьютерных симуляторов и тренажеров;
- тьюторское сопровождение ученика по образовательной траектории;
- разработка и сопровождение образовательных онлайн-платформ;
- онлайн-модерация;
-организация проектной работы с использованием информационных технологий;
- разработка и реализация обучающих компьютерных игр, игропрактических инструментов и методик, геймификация образовательного пространства;
- разработка виртуальных миров для обучения;
- развитие метакомпетенций (командная работа, системное мышление и др.); обучение продуктивным состояниям сознания;
- мониторинг и информационное сопровождение стартапов и др. [Атлас новых профессий, 2016].
Для выполнения новых профессиональных функций Агентством стратегических инициатив прогнозируется возникновение новых педагогических профессий, таких как координатор образовательной онлайн-платформы, тьютор, игромастер, ментор стартапов, модератор, организатор проектного обучения, разработчик инструментов обучения состояниям сознания, разработчик образовательных траекторий, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу и др. [Атлас новых профессий, 2016]. С учетом возникновения новых профессиональных функций, задач и педагогических профессий необходимо модернизировать и профессиональную подготовку учителя, сосредоточив значимое внимание на формировании его медиакомпетентности.
В современной социальной ситуации высокой динамичности образовательной и информационной среды, реформирования образования, быстрых изменений требований к компетенциям педагога актуальной является реализация концепции «образования через всю жизнь», согласно которой формирование и развитие медиакомпетентности учителя следует рассматривать как непрерывный процесс его медиаобразования в контексте решения задач непрерывной профессиональной подготовки. При этом необходимо обеспечить преемственность различных форм, ступеней и уровней образования: профессиональная подготовка (среднее профессиональное и высшее образование) - наставничество, методическая поддержка начинающего учителя в период профессиональной адаптации -
60
реализация различных форм повышения квалификации учителей -организация методической работы с учителями в школе - самообразование учителя.
Специфическим условием формирования медиакомпетентности учителя выступают динамичность информационной и образовательной среды, их постоянные изменения. Для учителя важно своевременно обнаруживать и идентифицировать такие изменения, прогнозировать их влияние на образовательную практику, с учетом выявленных изменений конструировать свою деятельность и личность, овладевать способами решения новых профессиональных задач, необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками, способностями. В этой связи в структуру медиакомпетентности педагога необходимо включить новый компонент - готовность к адекватному реагированию на изменения образовательной и информационной среды.
Задачами настоящей статьи выступают:
-выявление изменений информационной и образовательной среды, оказывающих значимое влияние на деятельность педагога, использование в ней медиа;
- обоснование включения в структуру медиакомпетентности учителя дополнительного элемента - готовности к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды;
- описание структуры и содержания такой готовности, педагогических условий и инструментария ее формирования в контексте задач непрерывного образования учителя.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ современной информационной и образовательной среды, происходящих в них изменений, их влияния на деятельность педагога, взаимодействие с обучающимися, использование учителем медиа;
- проектирование структуры и содержания готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды как составляющей его медиакомпетентности;
- моделирование процесса формирования такой готовности в системе непрерывного медиаобразования учителя.
Реализация методов осуществлялась с опорой на следующие методологические основания:
- теории медиаобразования педагога и формирования его медиакомпетентности [Змановская, 2004; Искаков, 2013; Коновалова, 2004; Леготина, 2004; Рыжих, 2006; Смолянинова, 2002; Тоискин, 2009; Федоров, 2004 и др.), прежде всего, теории, опирающиеся на развитие критического мышления как важнейшей составляющей медиакомпетентности;
- теоретико-методологические основы использования проектного и педагогического потенциала инвариантов медиакомпетентности как типовых
61
способов действий педагога с медиатекстами [Тюнников, Казаков, Мазниченко, Мамадалиев, 2016]);
- модели готовности учителя к инновационной деятельности [Афанасьева, 2016]; Афанасьева, Елисеева, Лазарев, Тюнников, 2016; Сластенин, Подымова, 2007] и др.;
- теории непрерывного педагогического образования [Матушак, 2006; Сергеев, 1997; A Memorandum on Lifelong Learning, 2000] и др.
Дискуссия
В современном информационном обществе медиаобразование, использование медиа в образовательном процессе, формирование медиакомпетентности педагога являются предметом многочисленных зарубежных [Baake, 1999; Blumeke, 2000; Bowker, 2000; Buckingham, 1991; Buckingham, 2003; Buckingham, Sefton-Green, 1997; Gripsrud, 2003; Hart, 1997; Kubey, 1997; Potter, 2001; Pottinger, 1997; Semali, 2000; Silverblatt, 2001; Tulodziecki, 1997; Worsnop, 1997 и др.] и отечественных [Гулюк, 2010; Гура, 2005; Искаков, 2013; Федоров, 2009; Хлызова, 2010 и др.] исследований. В работах раскрыты сущность медиаобразования, медиакомпетентности, педагогический потенциал и условия использования различных медиа в образовательном процесс (информационных технологий, Интернет, социальных сетей, экранных искусств, чтения, телевидения, рекламы, интерактивных игр, компьютерной анимации и др.), модели и инструментарий формирования готовности педагога к их использованию. Однако в имеющихся исследованиях практически не рассматривается такая необходимая составляющая медиакомпетентности, как готовность учителя адекватно реагировать на постоянно происходящие изменения образовательной и информационной среды, оценивать и прогнозировать такие изменения, совершенствовать в соответствии с ними свои личностные качества, способности, овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, способами решения новых профессиональных задач с использованием медиа.
В то же время в образовательной и информационной среде постоянно происходят изменения, связанные с реформированием образования, развитием информационных технологий, расширением видов и источников информации. Так, проведенный анализ позволил выделить следующие ключевые изменения в информационной среде, оказывающие значимое влияние на составляющие медиакомпетентности учителя:
- увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки;
- распространение программного обеспечения, на которое может влиять обычный пользователь;
- развитие человеко-машинных интерфейсов, технологий искусственного интеллекта, семантических систем, работающих со смыслами естественных языков, нейроинтерфейсов;
- внедрение квантовых и оптических компьютеров и др.[Атлас...., 2016].
62
В ответ на изменения информационной среды меняется и образовательная среда:
- внедряются инновационные инструменты обучения с применением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и др.;
- развиваются сетевые формы реализации образовательных программ;
- активно используются дистанционные технологии, электронное обучение;
- в школьные программы включены уроки робототехники;
- в обучении апробируются различные формы введения обучающихся в продуктивные состояния сознания с помощью информационных технологий (например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала);
- процесс обучения адаптируется к запросам конкретного обучающегося и его личным особенностям: обучающийся может выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или, наоборот, освоить междисциплинарную программу;
- создаются электронные образовательные среды, в т.ч. онлайн-платформы;
- усиливается практикоориентированность образовательных программ, акцент смещается с теоретической подготовки на включение обучающихся в разработку и внедрение реальных проектов;
- развиваются формы освоения образовательных программ, позволяющие сочетать обучение с трудовой деятельностью («дуальное обучение», обучение на рабочем месте).
Возникает вопрос: как должны отражаться перечисленные изменения в структуре медиакомпетентности педагога?
В соответствии с принятым пониманием медиаобразование направлено на овладение знаниями и умениями, позволяющими личности:
1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO, 2001].
Как видим, в этом определении не присутствует такая составляющая, как знания и умения, позволяющие личности оценивать и прогнозировать изменения медиасреды, возникновение новых медиа, использовать их в своей
63
жизнедеятельности, конструировать свою деятельность и личность в соответствии с такими изменениями.
В структуре медиакомпетентности учителя Б.А. Искаков, опираясь на имеющиеся исследования, выделяет следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный и процессуальный [Искаков, 2013]. Анализ их содержания также не обнаружил составляющих, связанных с прогнозированием, оценкой и реагированием на изменения информационной и медиасреды.
А.В. Федоров предлагает использовать для оценки уровня медиакомпетентности следующие критерии:
- мотивационный (характеризует причины контактов с медиа);
- информационный (определяет уровень знаний по теории медиа и медиакультуры);
- перцептивный (констатирует адекватность восприятия медийного воздействия (медиатекста);
- контактный (оценивает частоту взаимодействия с медиа);
- интерпретационный/оценочный (диагностирует способности к анализу, оценке и критике медиатекстов и медийных воздействий);
- практико-операционный (характеризует практические умения самостоятельного создания медиатекстов различных видов и жанров);
- креативность (фиксирует уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанных с медиа) [Федоров, 2007].
В данном подходе готовность к реагированию на изменения информационной среды присутствует в интерпретационном (оценочном) и креативном критериях. Однако мы считаем, что ее необходимо выделить в отдельный компонент (конструктивный) и критерий (прогностический) медиакомпетентности педагога. При этом для определения содержания такой готовности мы считаем необходимым использовать в качестве проектной основы инварианты медиакомпетентности.
Ю.С. Тюнниковым, И.С. Казаковым, М.А. Мазниченко предложена модель построения структуры медиакомпетентности педагога на основе ее инвариантов, отражающихтиповыефункции работы педагога с медиатекстами [Тюнников, Казаков, Мазниченко, Мамадалиев, 2016].
Данная модель, а также структурно-функциональная модель готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности [Афанасьева, Елисеева, Лазарев, Тюнников, 2016] взяты за основу при проектировании содержания готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды как составляющей его медиакомпетентности (см. табл. 1).
Результаты исследования
С учетом проведенного анализа педагогической теории и практики с использованием описанных в разделе 2 методов получены следующие результаты:
- определены структура и содержание готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды как составляющей его медиакомпетентности (см. табл. 1);
- разработана теоретическая модель формирования такой готовности в контексте непрерывного образования учителя.
Таблица 1 - Структура готовности учителя к адекватному реагированию на изменения образовательной и информационной среды
Инвариант ы медиакомпе тентности Составляющие медиакомпетентности, характеризующие готовность учителя к анализу, педагогическому использованию и созданию медиа Составляющие медиакомпетентности, характеризующие готовность учителя к адеватному реагированию на изменения образовательной и информационной среды
Распознавали е Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу адекватно воспринимать, личностно осмысливать, распознавать медиатексты, обнаруживать их педагогический потенциал Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу своевременно обнаруживать изменения, произошедшие в информационной и образовательной среде, появившиеся в этой связи новые задачи и функции профессиональной деятельности; прогнозировать такие изменения на основе анализа современного состояния и тенденций развития информационной и образовательной сферы
Оценивание Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу критически оценивать медиатексты, их влияние на собственную личность и личность обучающихся, на ход и результаты педагогического взаимодействия Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу оценивать педагогический потенциал произошедших и прогнозируемых изменений информационной и образовательной среды, их влияние на ход и результаты педагогической деятельности и педагогического взаимодействия с использованием медиа; дифференцировать конструктивные и деструктивные изменения
Преобразова ние Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу проектировать образовательные программы, средства их реализации, педагогическое взаимодействие с использованием медиа, создавать обучающие медиатексты, игры, программы, технологии с использованием медиа Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу преобразовывать изменения информационной и образовательной сферы в конкретные задачи педагогической деятельности, конструировать субъективную педагогическую реальность, педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и собственную личность (самость) с учетом произошедших и прогнозируемых изменений информационной и образовательной среды, использовать произошедшие изменения как средство достижения педагогических целей
Коррекция Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу выявлять и классифицировать медиаинформационные барьеры, создавать и реализовывать Знания, умения, навыки, способности, позволяющие педагогу выявлять и преодолевать барьеры и трудности, связанные с реагированием на изменения информационной и образовательной среды, обнаруживать, предупреждать и исправлять недостатки и ошибки реагирования, корректировать
программы и алгоритмы личностные качества (преодолевать
профессионального профессиональный консерватизм, ригидность
самопроектированияи мышления, страхи и фобии, связанные с внедрением
саморазвития инноваций и др. )
медиакомпетентности
Концептуальной основой построения модели послужили следующие идеи, которые можно также рассматривать в качестве условий формирования готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды:
1. Профессиональное становление учителя должно проходить в насыщенной медиасреде, побуждающей его активно использовать медиа для решения профессиональных и жизненных задач.
Медиатехнологии должны быть встроены в процесс непрерывного образования и самообразования учителя. Так, в период вузовской подготовки и повышения квалификации это может выражаться в использовании ИТ-инструментов овладения профессиональными компетенциями (компьютерное тестирование, онлайн-тренажеры, компьютерные симуляторы, компьютерные игры и др.), создании онлайн-платформ с учебными курсами, организации ролевых и деловых игр с использованием социальных сетей, информационно-коммуникационных технологий, использовании электронного обучения, дистанционных технологий, электронных библиотечных систем, баз данных, организации тематических сайтов, Интернет-форумов, проведении онлайн-опросов, использовании вучебном процессе, для обработки результатов научных исследований современного программного обеспечения, в т.ч. применяемого в отрасли, организации балльно-рейтинговой системы оценки средствами электронной платформы и др. В период профессиональной деятельности учителя в школе - в особой организации выполнения учителем различных профессиональных функций путем использования медиа (ведение различных баз данных, в т.ч. учета достижений обучающихся, автоматизированное управление различными направлениями деятельности, заполнение тематических планов, планов воспитательной работы и другой документации на электронной платформе, ведение электронных журналов и дневников обучающихся, активное применение в работе интерактивных досок, медиапроекторов, электронных презентаций, учебного программного обеспечения, компьютерных игр, использование социальных сетей для обмена информацией, организация обучающих Интернет-форумов, ведение собственной страницы на сайте школы (авторского сайта) и др. ).
2. Использование медиа для решения педагогических задач будет более эффективно, если учитель будет овладевать новыми медиа, новыми способами их использования в решении профессиональных и личных задач совместно с обучающимися как субъектами информационного и педагогического взаимодействия (здесь можно использовать идеи
вальдорфской педагогики, где один учитель вместе с учениками «с азов» изучает все учебные предметы). Таким образом меняется ролевая позиция учителя с управленца на со-деятеля.
3. Медийные источники должны выступать для учителя только средством достижения целей воспитания и обучения, но ни в коем случае не целью. Медиа - всего лишь средства реализации целей педагога, результативность их педагогического использования зависит в значительной степени от профессионального мастерства учителя.
4. Главными в построении педагогического взаимодействия с использованием медиа и с учетом изменений образовательной и информационной среды должны выступать педагог и обучающиеся, а медиа оставаться средством оптимизации такого взаимодействия. Нельзя допускать, чтобы медиа стали «идолом» для учителя или ученика. Необходимо обнаруживать как конструктивное, развивающее, так и деструктивное влияние медиа на развитие личности.
5. Учителю необходимо предпринимать профилактические, превентивные меры по предупреждению возникновения у себя и обучающихся зависимого поведения в отношении медиа (компьютерная, Интернет-, игровая, телевизионная зависимость и т.д.). Для этого необходимо использовать средства комплексной профилактики социальных зависимостей [Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей в подростковой среде, 2013].
6. Медиане должны подменять живого общения педагога с воспитанником, а лишь обогащать его. Приоритет должен отдаваться живому, а не виртуальному общению субъектов образовательного процесса.
7. Педагог должен понимать суть, стратегию происходящих изменений образовательной и информационной среды, осмысливать их с позиций ключевых духовно-нравственных ценностей и побуждать к такому осмыслению обучающихся. В таком случае формируется способность не только критически оценивать, но и прогнозировать изменения.
8. Педагог должен уметь не только использовать, но и создавать медиа для решения задач обучения и воспитания, т.е. владеть навыками компьютерного программирования, создания обучающих интерфейсов и программ.
9. На первый план в использовании медиа должна выходить не информационная, а мотивационная функция - вызвать у обучающих интерес к социальным, профессиональным и другим личностно значимым проблемам. Соответственно, учителю необходимо овладевать способами мотивирования обучающихся к решению учебных, социальных и других личностно значимых задач с использованием медиа.
10. Учителю необходимо развивать у себя и обучающихся информационный иммунитет к негативным влияниям медиасреды на духовно-нравственный мир личности. В качестве одного из средств можно
67
использовать метод исторических параллелей, предложенный Е.О. Пятаковым, Д.Н. Райко [Пятаков, Райко, 2016].
11. В процессе использования медиа для решения педагогических задач учителю важно сохранить собственную творческую индивидуальность, индивидуальный стиль профессионального мышления и деятельности, педагогического общения. Медиа должны служить обогащению этого стиля, его более оптимальной реализации, но не должны нивелировать этот стиль. Поэтому педагог не должен копировать образцы использования медиа коллегами, а также представленные в методической литературе - необходимо адаптировать их к конкретным условиям и к особенностям собственной личности.
12. В отборе медиаресурсов для использования их в решении педагогических задач учителю необходимо придерживаться принципа отбора средств, соответствующих высокому культурному и интеллектуальному уровню. Например, изучение философии на примере мультсериала «Симпсоны» никоим образом не будет способствовать формированию научного мировоззрения по причине низкого культурного уровня используемого медиа.
13. В процессе формирования у учителя готовности к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды необходимо обеспечивать оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы (индивидуальное консультирование по преодолению барьеров внедрения педагогических инноваций, тьюторское сопровождение проектирования и реализации программ самопроектирования медиакомпетентности, групповые психолого-педагогические тренинги, групповое проектирование, коллективные мастер-классы, вебинары, семинары, круглые столы и т.д.).
14. Необходимо обеспечить непрерывность медиаобразования, формирования у учителя готовности к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды, преемственность содержания и средств на различных этапах и уровнях образования и самообразования.
Теоретическая модель процесса непрерывного формирования готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды раскрывает цели, задачи, функции, этапы, содержание, субъектов, инструментарий данного процесса через систему целе-функциональных, структурно-логических, содержательных, организационно-управленческих, инструментально-технологических характеристик.
Целе-функциональные характеристики модели раскрывают:
Генеральную цель моделируемого процесса - формирование и постоянное развитие готовности учителя к адекватному реагированию на
изменения информационной и образовательной среды как неотъемлемого компонента его медиакомпетентности.
Задачи:
- формирование у учителя способности обнаруживать и прогнозировать изменения образовательной и информационной среды;
- развитие умений оценивать влияние произошедших и прогнозируемых изменений информационной и образовательной среды на педагогическую деятельность и педагогическое взаимодействие;
- подготовка учителя к конструированию педагогической реальности, профессиональной деятельности и собственной личности с учетом произошедших и прогнозируемых изменений образовательной и информационной среды;
- развитие у учителя способности корректировать собственные действия и личностные качества с целью адекватного реагирования на изменения информационной и образовательной среды.
Функции моделируемого процесса:
- развивающая - развитие личности педагога как субъекта инновационной деятельности;
- прогностическая - прогнозирование изменений информационной среды и образовательной системы;
- адаптивная - адаптация деятельности педагога к изменившимся условиям информационной и образовательной среды, адаптация личности педагога к новым профессиональным функциям и задачам, возникшим в связи с произошедшими изменениями информационной и образовательной среды;
- оптимизирующая - регулирование действий педагога с целью оптимального использования им медиа для решения педагогических задач.
Содержательные характеристики модели раскрывают содержание моделируемого процесса, включающее обнаружение изменений информационной и образовательной среды, перевод их в педагогические задачи, анализ и решение этих задач, анализ полученных результатов и коррекция на этой основе своей личности и педагогической деятельности.
Структурно-логические характеристики модели раскрывают логику и этапы моделируемого процесса. Для их построения использована матрица, раскрывающая взаимосвязи инвариантов медиакомпетентности и уровней сформированности готовности к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды (см. табл. 2).
Таблица 2 - Этапы формирования готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и
образовательной среды
Инварианты медиакомпетентн ости Уровни сформированности / содержание этапов формирования готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды
репродуктивный конструктивный (частично-поисковый) творческий
Распознавание Анализ изменений информационной и образовательной среды Распознавание изменений и перевод их в конкретные задачи педагогической деятельности Прогнозирование изменений информационной и образовательной среды
Оценивание Анализ представленных в педагогической науке и практике оценок изменений информационной и образовательной среды Дополнение имеющихся оценок собственным мнением Самостоятельная критическая оценка изменений информационной и образовательной среды, их педагогического потенциала, влияния на педагогическую деятельность и педагогическое взаимодействие
Преобразование Практическое применение имеющихся инструментов и методик педагогического использования медиа, алгоритмов конструирования педагогической деятельности и собственной личности с учетом изменений информационной и образовательной среды Изменение имеющихся инструментов и методик педагогического использования медиа, алгоритмов конструирования педагогической деятельности и собственной личности с учетом изменений информационной и образовательной среды Разработка инновационных инструментов и методик педагогического использования медиа, алгоритмов конструирования педагогической деятельности и собственной личности с учетом изменений информационной и образовательной среды
Коррекция Анализ барьеров и трудностей, связанных с реагированием на изменения информационной и образовательной среды, ошибок и недостатков реагирования. Реализация имеющихся программ и алгоритмов профессиональногосамо проектированияи саморазвития медиакомпетентности Выявление собственных барьеров и трудностей, связанных с реагированием на изменения информационной и образовательной среды, ошибок и недостатков реагирования. Доработка имеющихся программ и алгоритмов профессиональногосамопр оектированияи саморазвития медиакомпетентности с учетом индивидуальных особенностей личности и имеющихся условий Преодоление собственных барьеров и трудностей, связанных с реагированием на изменения информационной и образовательной среды, исправление ошибок и недостатков реагирования. Самостоятельная разработка программ и алгоритмов профессиональногосамопро ектированияи саморазвития медиакомпетентности с учетом индивидуальных особенностей личности и имеющихся условий
Организационно-управленческие характеристики модели раскрывают субъектов моделируемого процесса и формы из взаимодействия.
Субъектами данного процесса выступают: учитель, преподаватели педагогических направлений учреждений среднего профессионального и высшего образования, учителя-наставники, психологи и заместители директора школы по учебно-методической работе, обучающиеся.
Формами взаимодействия данных субъектов выступают: реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, различные формы методической работы (педагогические советы, консультирование, открытые уроки, семинары, круглые столы и др.), различные формы реального и виртуального общения (беседы, Интернет -форумы и блоги и др.).
Инструментально-технологические_характеристики модели
раскрывают педагогический инструментарий моделируемого процесса, включающий следующие формы, методы, технологии:
- лекции, беседы, дискуссии;
- учебное проектирование;
- ролевые и деловые игры;
- проведение мини-исследований информационной и образовательной среды с использованием методов фокус-групп, контент-анализа, опроса, экспертных оценок, педагогического и психологического эксперимента, наблюдения, анализа продуктов информационной и педагогической деятельности и др.;
- кейс-метод, анализ, решение и моделирование проблемных педагогических ситуаций;
- сценирование педагогической деятельности с использованием медиа;
- технология самопроектирования медиакомпетентности и готовности к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- в современных условиях неотъемлемым компонентом медиакомпетентности учителя должна выступать его готовность к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды;
- проектной основой для построения структуры и содержания такой готовности выступают инварианты медиакомпетентности педагога: «Разпознавание», «Оценивание», «Преобразование», «Коррекция»;
- готовность учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды необходимо формировать в контексте решения задач его непрерывного медиаобразования и непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивая преемственность
71
целей, содержания и средств на различных его уровнях: профессиональная подготовка (среднее профессиональное и высшее образование) -наставничество, методическая поддержка начинающего учителя в период профессиональной адаптации - реализация различных форм повышения квалификации учителей - организация методической работы с учителями в школе - самообразование учителя;
- теоретико-методологическим основанием формирования готовности учителя к адекватному реагированию на изменения информационной и образовательной среды выступает теоретическая модель процесса формирования такой готовности, раскрывающая его концептуальные идеи, целе-функциональные, содержательные, структурно-логические,
организационно-управленческие и инструментально-технологические характеристики
Литература
Атлас новых профессий 2,0 / Под ред. П. Лукши. М.: Олимп-бизнес, 2016. 288 с.
АфанасьеваТ.П. Модель готовности учителя к инновационной деятельности // Инновационная деятельность в образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Часть I. Под общей ред. Г.П. Новиковой. Ярославль - Москва: Канцлер, 2016.
Гулюк Л.А. К вопросу о массовой и профессиональной медиакомпетентности личности // Журналистика и медиаобразование-2010 / Под ред. А.П. Короченского, М.Ю. Козак. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2010. С. 302-307.
Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов //Медиаобразование. 2005. № 1. С.77-80.
Змановская Н.М. Формирование медиаобразованности будущих учителей: Дис. ... к.п.н. 13.00.01. Красноярск, 2004.
Искаков Б.А. Развитие медиакомпетентности учителей в условиях ресурсного центра: Дис. ... к.п.н. 13.00.08. Барнаул, 2013.
Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: Дисс. ... к.п.н. 13.00.08. Вологда, 2004.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. Дата обращения 21.02.2017.
Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: Дис. ... к.п.н. Курган, 2004.
Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей в подростковой среде // Воробьева С.В., Мазниченко М.А., Мушкина И.А., Нескоромных Н.И., Черненко Н.В. Сочи: РИЦ СГУ, 2012. 306 с. Матушак А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования :методология, теория, практика: Дис. ... д.п.н. 13.00.08. Челябинск, 2006.
Пятаков Е.О., Райко А.Н. Метод исторических параллелей как способ мышления, позволяющий эффективно противостоять негативному воздействию внешней информационной среды // Вестник практической психологии. 2016. № 4.
Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: Дисс. ... к.п.н. 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2006.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. http://cyberleninka.ru. Дата обращения 21.02.2017.
Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиатехнологий: Дис. ... д.п.н. - СПб, 2002. Тоискин В.С., Красильников В.В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 122 с.
Тюнников Ю.С. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Ю.С. Тюнников, И.С. Казаков, М.А. Мазниченко, А.М. Мамадалиев // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 29-46. Тюнников Ю.С. Профессиональная готовность педагогов к инновационной деятельности как объект педагогического анализа и оценки. Теория и практика обеспечения качественного образовательного
72
процесса в современных условиях: Матер. 5-й межрегион. науч.-практ. конф., г. Сочи, 27-28 сентября 2013 г. / Под общ. ред. В.В. Крыловой. Сочи: СГУ, 2013.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
Хлызова Н.Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. http://cyberleninka.ru. Дата обращения 21.02.2017.
Шипнягова Е.Я. Формирование готовности будущих педагогов к интеграции медиаобразования в образовательный процесс школы: Дис. ... к.п.н. 13.00.01. Оренбург, 2003.
A Memorandum on Lifelong Learning // Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels. 30.10.2000. SEC (2000). 1832.
Afanasyeva T.P. A Study of Differences in the Degree to Which Instructors are Prepared to Manage the Development of the School They Teach at / T.P. Afanasyeva, I.A. Yeliseyeva, V.S. Lazarev, Y.S. Tyunnikov.
European Journal of Contemporary Education, 2016, Vol. (17), Is. 3, p. 272-283.
Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152.
References
A Memorandum on Lifelong Learning (2000). Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels. 30.10.2000. SEC (2000). 1832.
Afanas'eva, T.P. (2016). Model of Teacher Readiness for innovation. Innovation in education. Yaroslavl -Moscow: Kantsler.
Afanasyeva, T.P. (2016). A Study of Differences in the Degree to Which Instructors are Prepared to Manage the Development of the School They Teach at / T.P. Afanasyeva, I.A. Yeliseyeva, V.S. Lazarev, Y.S. Tyunnikov //
European Journal of Contemporary Education, 2016, Vol. (17), Is. 3, p. 272-283. Atlas of new professions 2,0 (2016).Moscow: Olimp-business, 2016.288 p.
Conception of the Federal Target Program of Education Development, 2016-2020 (2014). http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
Fedorov A.V. (2009). Media education: yesterday and today. Moscow: Information for all, 234 p. Fedorov, A.V. (2004). Specific of media education of pedagogical university students // Pedagogika. 2004. № 4, 4351.
Fedorov, A.V. (2007). Development of media competence and critical thinking of pedagogical university students. Moscow: Information for all, 2007. 616 p.
Gulyuk, L.A. (2010). Question of mass and professional media competence of personality // Journalism and media education-2010. Belgorod: Belgorod university, 302-307.
Gura, V.V. (2005). Media competence as target of pedagogical creation of electronic resources of education. Media education. 2005. № 1. S.77-80.
Iskakov, B.A. (2013). Development of media competence of teachers in the resource center. Ph.D. Dis. Barnaul. Khlyzova, N.Y. (2011). Media education and media competence in the epoch of the information society. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 342. http://cyberleninka.ru. Konovalova, N.A. (2004). Development of students media culture. Ph.D. Dis. Vologda.
Legotina, N.A. (2004). Pedagogical conditions of students preparation for realization of media education in schools. Ph.D . Dis. Kurgan.
Matushak, A.F. (2006). Pedagogical prognosis in the system of pedagogical education. Ph.D. Dis. Chelyabinsk. Pyatakov, E.O., Raiko, A.N. (2016). Method of historical parallels as the way of thinking. // Vestnik prakticheskoi psikhologii. № 4.
Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO (1999). Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152
Ryzhikh, N.P. (2006). Media education of students ofpedagogical university on the screen arts material. Ph.D. Dis. Rostov on Don.
Shipiyagova, E.Y. (2003). Development of readiness of future teachers for media education integration in school. Ph.D. Dis. Orenburg.
Slastenin, V.A., Podymova, L.S. (2007). Readiness of teacher for innovations. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2007. № 1. http://cyberleninka.ru. 21.02.2017.
Smolyaninova, O.G. (2002). Methodical system development of formation of information and communicative competence of future teacher on the base of multimedia technologies. Ph.D. Dis. St-Petersburg, 2002. Toiskin, V.S., Krasilnikov, V.V. (2009) Media education in information and education sphere. Stavropol': SGPI. Tyunnikov, Y. S. (2013) Professional readiness of educators for innovation... Theory and practice of education process in the modern conditions. Sochi: SGU, 2013.
Tyunnikov, Y. S., Kazakov, I.S., Maznichenko, M.A., Mamadaliev, A.M. (2016). Media competence of educator: innovation access for self-development. Media education. 2016. № 4, 29-46.
Vorob'eva S.V., Maznichenko M.A., Mushkina I.A., Neskoromnykh N.I., Chernenko N.V. Complex access for social addictiveness in the youth audience (2012). Sochi: SGU, 306 p.
Zmanovskaya, N.M. (2004). Development of media competence of future teachers. Ph.D. Dis. Krasnoyarsk.
Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Медиаобразование как инструмент формирования информационно-правового пространства в системе электронной демократии
Я.В. Антонов кандидат юридических наук, Директор Центра развития механизмов электронной демократии, Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС,
Санкт-Петербург, Россия antonovjv@gmail. com
Аннотация. Исследуются вопросы создания информационно-правового пространства путем повышения правовой, информационной и общедемократической культуры населения для полноценного участия в проектах и практиках электронной демократии. Электронная демократия является новым и вероятно наиболее перспективным направлением демократического развития современных государств. При этом к населению, участвующему в проектах и практиках электронной демократии предъявляются особые требования в части уровня правовой и информационной, как составных частей - общедемократической культуры населения. Медиаобразование может и должно стать наиболее эффективным инструментом формирования знаний посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в рамках системы электронного обучения.
Исследование проводится на научно-методологической базе Центра развития механизмов электронной демократии Северо-Западного института управления РАНХ и ГС (далее ЦРМЭД). В рамках ЦРМЭД активно ведутся разработки концепции электронной демократии и ее законодательного обеспечения. В рамках ЦРМЭД проводились исследования уровня медиакомпетентности студентов в рамках общих и специальных курсов на основе проведения опросов и дискуссий. Работа носит междисциплинарный характер и основывается на методах юридических и политических наук, теории и практики медиа.
В работе анализируется информационно-правовая среда электронной демократии как базовое условие ее реализации. Особое внимание уделяется проблеме создания информационно-правового пространства как образовательной среды и как стержневой системы качественной информации, принципиально необходимой для формирования легитимной и легальной системы электронной демократии. Инструментом создания информационно-правовой среды может выступать электронное обучение на основе методик, разработанных в рамках теории и практики медиаобразования.
Медиаобразование должно способствовать разрешению крайне распространенной вроссийском медиапространстве проблеме злоупотребления свободой массовой информации путем повышения информационно-правовой культуры населения, формирования как информационно-правового сознания, так и критического мышления личности современного россиянина. Именно низкий уровень информационно -правовой культуры является основной причиной многих существующих социальных и политических проблем, в том числе и в первую очередь - неготовностью к жизни в условиях информационных войн. Соединение усилий правоведов, специалистов в области медиаобразования и информационных технологий позволит создать эффективный информационно-правовой фундамент просвещенного демократического развития России.
Ключевые слова. Электронная демократия, информационно-правовое пространство, медиаобразование, информационно-правовая культура, медиакомпетентность.
Media education as an instrument the formation of information and legal space in the system
of e-democracy
Dr. Y. Antonov,
Director of the Center for Development of E-democracy Mechanisms, North-West Institute of Management RANHIGS, Saint-Petersburg, Russia
Annotation. We study the issues of creation of information and legal space by improving the legal, information and general democratic culture among people to fully participate in the projects and practices of e-democracy. E-democracy is new and probably the most perspective direction of development of modern democratic states. At the same time there are special requirements forthe citizens is involved in the projects and practices of e-democracy in terms of the level of legal, informational, as the components of the general democratic culture of the citizens. Media education can and should become the most effective tool for formation of knowledge through the use of modern information and communication technologies in e-learning.
A study conducted on the scientific and methodological basis of the Center of development of mechanisms of e-democracy, the North-West Institute of Management RANHIGS (hereinafter CDMED). As part of CDMED actively conducted the development of the concept of e-democracy and its legislative support. Within the framework of research of CDMED the study conducted of level of media competence of students in the framework of general and special courses on the basis of surveys and discussions. This work is interdisciplinary in nature and is based on methods of legal and political science, theory and practice of media.
The paper analyzes the information and the legal environment of e-democracy as a basic condition for its implementation. Particular attention is paid to the creation of information and legal space as a learning environment and as a core system of quality information, it is fundamentally necessary for the formation of a legitimate and legal system of e-democracy. Tool for creating of information and legal environment can be an e-learning on the basis of techniques developed within the framework of the theory and practice of media education.
Media education should help to resolve the very common problem of the media in the Russian abuse of freedom of mass media by improving informational and legal culture among people and the formation of information and legal consciousness.
The low level of information and legal culture is the root cause of many social and political problems. United action of lawyers, experts in the field of media education and information technology will create an effective information and legal foundation of an enlightened democratic development of Russia.
Keywords. E-democracy, information and legal space, media education, information and legal culture, media competence.
Введение
Необходимость формирования медиакомпетентной личности для полноценного участия в проектах электронной демократии обусловлена практикой развития информационно-телекоммуникационных технологий. Современное информационное общество существенно зависит от развития новых технологий. Одним из новых направлений развития современных информационно-коммуникационных технологий является теория и практика модернизации демократических институтов и процессов в соответствии с требованиями времени. Данное направление получило название электронная демократия. Наиболее устойчивым, концептуально и юридически завершенным представляется определение электронной демократии как осуществление народом своей власти посредством информационно-телекоммуникационных технологий, выработанное в процессе деятельности Центра развития механизмов электронной демократии Северо-Западного института управления РАНХиГС (далее - ЦРМЭД).
Безусловно, полноценное участие населения в проектах и практиках электронной демократии требует совершенно иного уровня
информационной, правовой как составных частей общедемократической культуры населения [Wilhelm, 2000, pp. 1-62]. Более того, как показывает практика современное общество принципиально не готово к созданию. Одной из основных проблем является «цифровой разрыв», характерный как для России, так и для большинства развитых Европейских стран и США [Browning, 2002]. Медиаобразование, особенно посредством Интернета, в этом ключе представляется незаменимым, поскольку даже сама форма процесс образования с применением информационно-телекоммуникационных технологий требует умения использовать электронную почту, браузер, сторонние программы для чтения электронных документов. При этом медиаобразование с использованием Интернета интерактивно, поскольку знания полученные в рамках теории возможно закрепить на практике.
Практически каждый проект электронной демократии в настоящее время имеет подсказки и руководство для пользователя, что также можно рассматривать как элементы медиаобразования. В качестве примера можно привести Интернет-портал электронного правительства [Электронное Правительство, 2016] и электронного правосудия [Электронное Правосудие, 2016], а также сайт Российская общественная инициатива [Российская общественная инициатива, 2016].
Тем не менее, развитие электронной демократии показывает, что большинство населения не принимает участия в проектах и практиках ее развития в силу низкого уровня информационной и правовой культуры и как следствие - недостаточно медиакомпетентности. Указанное
обстоятельство обуславливает необходимость исследования места и роли медиаобразования в системе электронной демократии.
Материалы и методы исследования
Исследование проводится на научно-методологической базе ЦРМЭД. В рамках данной структуры активно ведутся разработки концепции электронной демократии и ее законодательного обеспечения. В результате деятельности ЦРМЭД сформирована значительная научно-исследовательская база (более 60 научных работ по проблематике электронной демократии) и методический материал. Для повышения медиакомпетентности обучающихся и формирования у них новых знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного участия в проектах и практиках электронной демократии разработаны два авторских курса в рамках программы магистерской подготовки «Юрист публичного права» - «Электронная демократия в системе обеспечения прав граждан в современной России» и «Электронная демократия в современном мире (сравнительно-правовой анализ)». В настоящее время ЦРМЭД является разработчиком проекта Рекомендаций «Об основах развития механизмов электронной демократии в государствах-участниках СНГ» в рамках которых особое внимание планируется уделить
разработке концепции единого информационно-правового пространства в странах СНГ и ЕАЭС. Рабочую группу возглавляет директор ЦРМЭД, автор настоящей статьи. В процессе обучения в рамках общих и специальных курсов проводятся исследования уровня медиакомпетентности студентов на основе проведения опросов и дискуссий. Повышение медиакомпетентности осуществляется посредством проведения актуальных научных исследований, в том числе в рамках выпускных квалификационных работ и магистерских диссертацийв студенческой среде по проблематике электронной демократии.
Работа носит междисциплинарный характер и основывается на методах юридических и политических наук, теории и практики медиа.
Параллельно с ЦРМЭД Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС (далее - ЦЭНО), в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив и другими партнерскими организациями оказывает содействие развитию в системе непрерывного образования наряду с формальным образованием также информального, неформального образования и медиаобразования, как новых конкурентоспособных технологий обучения, эффективных и экономически привлекательных инноваций в сфере образования, наиболее предпочтительных для целей развития информационного и гражданского общества, правового государства. ЦЭНО также приступил к формированию механизмов содействия развитию в системе непрерывного образования информационной, правовой и финансово-экономической грамотности/культуры всех участников процесса непрерывного образования, внедрению средств медиации и иных средств и способов разрешения конфликтов в досудебном порядке.
Основные направления деятельности ЦЭНО: разработка и апробация концептуальных положений развития системы непрерывного образования в Российской Федерации; разработка экономических и управленческих механизмов развития системы непрерывного образования в России; подготовка предложений для законопроектов, регламентирующих развитие системы непрерывного образования в нашей стране; разработка механизмов привлечения работодателей к участию в управлении и финансировании профессионального образования; разработка механизма мониторинга системы непрерывного образования в России; проведение научно -исследовательских работ по экономике непрерывного образования и сопряженным вопросам.
Мандат Центра в части содействия созданию национальной системы непрерывного образования заложен в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1654-р Программе развития РАНХиГС на 2012 2020 гг., а также содержится в ряде указов и поручений Президента Российской Федерации, правительственных актах, поручениях ректора Академии.
Сотрудничество ЦРМЭДи ЦЭНО РАНХиГС создаст синергетический эффект и усилит междисциплинарный характер при реализации направления
78
внедряя методики и методологию экономической науки и теории управления в системе непрерывного образования.
Дискуссия
Современные общество и государство практически полностью зависит от информации. На основании полученной информации определяются направления внутренней и внешней политики, принятие конкретных нормативных правовых актов, развитие экономики и социальной сферы. В информационном обществе качественная информация является ключевым элементом в принятии любого государственного решения. В современном мире информация передается и образуется посредством глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет. Данные глобальные информационно-телекоммуникационные сети виртуальны, чем собственно и определяются особенности их правового регулирования. Данные сети, по сути, определяют тенденции развития современной демократии. Не случайно в зарубежной и отечественной юридической науке сформировалось понятие «электронная демократия».
Сообразуясь с международными тенденциями, мы предлагаем рассматривать под понятием электронной демократии совокупность общественных отношений, определяющих развитие демократических процессов и институтов в глобальных информационно-коммуникационных сетях [Антонов, 2015, с. 15-19].
Электронная демократия, как и электронное голосование, также берет свое начало в конституционных идеях народовластия и выборности, в частности, в идее непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти. При этом электронная демократия предназначена для расширения и углубления традиционных форм народовластия (референдум и свободные выборы) как посредством модернизации существующих демократических процедур (например, упрощение порядка организации референдума, организация электронного референдума и электронных выборов), так и путем внедрения принципиально новых демократических процедур (например, «Электронное правительство», «Электронный парламент», «Электронное правосудие», «Электронный гражданин», принятие политических решений путем электронного голосования и пр.). Однако вся политическая реформационная деятельность в данной области должна находится в правовом русле и строго следовать букве и духу конституционных правовых предписаний [Овчинников, Антонов, 2012, с. 45-47].
В соответствии с «Концепцией формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в