Научная статья на тему 'Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели'

Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕР / МЕДИА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндеева С. В.

В настоящее время имеется заказ общества на инженера, который владеет знаниями и умениями в области медиа, что влечет за собой такое значимое качество как медиакомпетентность. Интеграция образовательного и информационного пространства ставит задачу медиакомпетентности будущего инженера актуальной, что обуславливает необходимость определения основных условий ее достижения. Наиболее значимо из них выявление компонентного состава исследуемой области. В статье представлен анализ научно-педагогической литературы, посвященной педагогической проблеме медиакомпетентности личности. Для выявления сущностного содержания понятия «медиакомпетентность будущего инженера» автором рассмотрены его составляющие «медиа» и «компетенция/компетентность». Так как медиакомпетентность будущего инженера сложное педагогическое понятие, то для полноты картины выявлен и обоснован компонентный состав феномена «медиакомпетентность будущего инженера», определены медийные знания, умения, отношения, которые входят в структуру феномена. Не менее важным оказывается и взаимосвязь между компонентами. «Медиакомпетентность будущего инженера» определена как интегративное профессионально важное качество личности, определяющее ее способность и готовность действовать в системе «инженер медиа общество», способствующее продуктивно осуществлять инженерную деятельность. Структура феномена включает в себя: положительное отношение к медиа, медийные знания, мения, представляющие совокупность компонентов медиакомпетентности (мотивационный, содержательный, деятельностный). Определение и компонентный состав определен автором в результате анализа теоретико-методологических положений медиаобразования, компетентностного, системно-деятельностного и личностно-центрированного подходов к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели»

показатели

С.В. Миндеева,

старший преподаватель, Иркутский государственный университет путей сообщения, Чернышевского 15, Иркутск, 664074 pasha15032007@yandex. ru

Аннотация. В настоящее время имеется заказ общества на инженера, который владеет знаниями и умениями в области медиа, что влечет за собой такое значимое качество как медиакомпетентность. Интеграция образовательного и информационного пространства ставит задачу медиакомпетентности будущего инженера актуальной, что обуславливает необходимость определения основных условий ее достижения. Наиболее значимо из них выявление компонентного состава исследуемой области. В статье представлен анализ научно-педагогической литературы, посвященной педагогической проблеме медиакомпетентности личности. Для выявления сущностного содержания понятия «медиакомпетентность будущего инженера» автором рассмотрены его составляющие «медиа» и «компетенция/компетентность». Так как медиакомпетентность будущего инженера — сложное педагогическое понятие, то для полноты картины выявлен и обоснован компонентный состав феномена «медиакомпетентность будущего инженера», определены медийные знания, умения, отношения, которые входят в структуру феномена. Не менее важным оказывается и взаимосвязь между компонентами. «Медиакомпетентность будущего инженера» определена как интегративное профессионально важное качество личности, определяющее ее способность и готовность действовать в системе «инженер -медиа - общество», способствующее продуктивно осуществлять инженерную деятельность. Структура феномена включает в себя: положительное отношение к медиа, медийные знания, мения, представляющие совокупность компонентов медиакомпетентности (мотивационный, содержательный, деятельностный). Определение и компонентный состав определен автором в результате анализа теоретико-методологических положений медиаобразования, компетентностного, системно-деятельностного и личностно-центрированного подходов к образованию.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; инженер; медиа; компетентностный подход; системно-деятельностный подход, вуз.

Media competence of the future engineer: component composition, criteria and indicators

S. V. Mindeeva,

Senior lecturer, department of Mathenatics Irkutsk State University of Railroads 15, Chernyshevskiy St., Irkutsk, 664074

Abstract. The social order of the engineer dictates the requirements for knowledge and skills in the field of media, and therefore media competence. Co-evolution of the information and educational space makes the actual task of formation of media competence of future engineers' which causes the need to identify the main conditions of its achievement. The most important of them is the determination of the competent composition of the investigating phenomenon. The article presents the analys of scientific and pedagogic literature devoted to the problem of media competence of personality for the identification the essential content of the concept "media competence of the future engineer", the components of "media" and "competence". Because the media competence is a complex personal education, it is necessary to identify its component composition to determine what knowledge, skills, relations constitute their substantial essence, to establish interrelations between components and to consider them in integrity of the existence, functioning and development. In our study, media competence of the future engineer is defined as an

45

integrative professionally significant quality of the individual that determines her or his ability and willingness to act in the "engineer - media - society" contributing productively to carry out engineering activities. The structure of the phenomenon includes: a positive attitude towards media, media knowledge, media skills, representing the totality of the components of media competence (motivational, substantial, activity). The definition and component composition is defined by us as a result of the analysis of theoretical-methodological principles of media education and competency-based system-active and learner-centered approaches to education.

Keywords: media education; media competence; engineer; media; system and activity approach; person-centred approach, university.

Введение

В современном мире профессиональная деятельность инженера очень многогранна. Для качественной работы на производстве инженеру необходимо отслеживать инновации в профессиональной области, быть проинформированным в других областях, так как темп технического прогресса растет в геометрической прогрессии. Бесспорно, что в информационном обществе ни одну достаточно серьезную техническую, экономическую задачу невозможно успешно решить без переработки значительного объема информации. От профессионализма инженера зависит деятельность повседневной жизни транспорта, возможна ситуация возникновения риска от непроверенной информации или информации с неточностями. Высококвалифицированный специалист должен демонстрировать свои знания достойно и соответствовать предъявляемым к его профессии требованиям, для этого нужно обладать высоким уровнем компетентности при контактах с медиаинформацией. Работа с информацией различного уровня становится главным содержанием профессиональной деятельности инженера, вследствие чего стратегия и тактика обучения студентов работе с информационными и сетевыми технологиями представляет собой актуальную педагогическую задачу.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости и своевременном становлении медиакомпетентности у будущего инженера. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования отражает потребность современной ситуации в сложившемся постиндустриальном обществе на становление медиакомпетентности будущего инженера, а это влечет за собой целенаправленную работу в данном направлении. Процесс становления медиакомпетентности будущих инженеров в условиях технического вуза ориентирован на реализацию их личностного потенциала, развитие критического, творческого мышления, становление готовности к активной профессиональной деятельности, которая осуществляется при поддержки медиа. Вследствие чего, уже на первом курсе в процессе обучения у студентов должна быть возможность пользоваться медийной информацией, ее отбирать, использовать в собственных целях и интересах, а также должна вестись целенаправленная работа на развитие понимания работы медиа и влияния ее на психику.

Материалы и методы исследования

Постановка проблемы исследования определяется следующими противоречиями:

- между потребностью общества и производства в инженерах с високим уровнем медиакомпетентности и недостаточно разработанными способами ее становления в условиях технического вуза;

- между опытом, который имеется в настоящее время по проблеме медиакомпетентности личности и отсутствием теоретических основ становления медиакомпетентности будущих инженеров в российской теории и практике.

Решение данных противоречий позволит ответить на вопрос: Для чего будущему инженеру необходимо обладать медиакомпетентностью? Как интерпретируется феномен «медиакомпетентность будущего инженера» и какова его структура?

В качестве методологической основы решения задачи исследования использованы: компетентностный подход; системно-деятельностный подход; личностно-центрированный подход. Системно-деятельностный подход представляет собой методологический фундамент исследования, то есть выступает в качестве общенаучного метода познания к изучению педагогических явлений и позволяет системно организовать процесс становления медиакомпетентности будущего инженера, а также использовать полученный медиаобразовательный опыт в своей инженерной деятельности. Применительно к нашему исследованию значение системно-деятельностного подхода также состоит в определении особенностей деятельности субъектов по становлению медиакомпетентности.

Сам процесс становления медиакомпетентности будущего инженера мы относим к педагогической деятельности, выполняемой преподавателями и направленный на возникновение ее у студента. Для получения нужного результата мы считаем необходимым воспользоваться потенциалом компетентностного подхода, который позволит использовать совокупность общих принципов для отбора содержания, организации и оценки результатов процесса становления медиакомпетентности будущего инженера и обеспечит нам желаемый результат - становление медиакомпетентности. Согласно личностно-центрированному подходу, личность стоит в центре своего развития, подключающим движущие силы роста и источники, способность выбирать индивидуальный путь саморазвития (конструирование своей личной траектории) и управлять своим становлением в целом. Реализация подхода предполагает внесение определённых изменений в профессиональную подготовку будущих инженеров, касающихся становления их медиакомпетентности для осуществления в дальнейшем инженерной деятельности. Философское обоснование личностно-центрированного подхода - положения экзистенциализма, синергетики и феноменологии [Подлиняев, 1999], которые обеспечивают подход философским основанием для безусловного признания человека субъектом собственного саморазвития. Отметим, что личностно-центрированный подход и теория самоактуализации являются составляющими гуманистического подхода / мировоззрения.

Дискуссия

Термин «медиакомпетентность» вошел в педагогическую науку еще в 90-хх годах XX века и как педагогический феномен находится в фазе становления. Ученые-исследователи расходятся во мнениях по поводу содержания данного феномена, об его месте в педагогической науке, об его функциях, о практико-ориентированных технологиях становления медиакомпетентности в процессе обучения. Так же нужно получить ответ на вопрос, какие знания, умения будущего инженера соответсвуют тому или иному уровню медиакомпетентности. Для того чтобы разобраться в данном вопросе прибегнем к рассмотрению данного термина «медиакомпетентность» и его составляющим: «медиа» и «компетентность». Обратимся к первой составляющей - «медиа».

Существует множество трактовок сущности понятия термина «медиа», определение А.В. Федорова, на наш взгляд, отражает реальность современного мира телекоммуникаций (медиакоммуникаций) на железнодорожном транспорте. Определение звучит следующим образом: «Медиа (media, mass media) - средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [Федоров, 2014, с.24]. Из определения следует, что медиа и СМК равнозначны. В этом вопросе мы поддерживаем точку зрения Л.А. Ивановой, которая пишет, что «в качестве синонима СМК мы предлагаем употреблять термин «медиа», общепринятый в западных странах (от лат. media - средства)» [Иванова, 1999, с. 23].

Влияние медиа на разные области жизнедеятельности человека набирает обороты. Медиаобразование уже не является чем-то непонятным в образовательной системе

студенческой аудитории, оно ставит личность обучающегося в центр, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт в области (массовых) коммуникаций. Медиаобразование не пытается оградить аудиторию от влияния медиа, наоборот, дает возможность научиться жить в этом пространтсве и принимать доказательные решения относительно своей защиты. Вследствие чего перед образовательной системой ставятся новые задачи, которые предъявляют высокие требования к человеку, которому необходим высокий уровень развития критического мышления, опыт самостоятельной работы, связанный с поиском необходимой информации, ее обработкой и презентацией.

Определим сущность понятия второй составляющей исследуемого нами термина. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования обозначен перечень общих (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональный компетенций (ПК), которыми должен обладать будущий инженер. Сегодня термины «компетенция/компетентность» продолжают быть актуальными в образовании. Проанализировав источники, убеждаемся в том, что определения терминов «компетенция/компетентность» рассматриваются как для описания конечного результата, так и для описания различных свойств личности. Общее в определении «компетенция», на наш взгляд, - способность личности справляться с разными задачами, которые необходимы для выполнения конкретной работы.

Мы рассматриваем данные термины в условиях высшей школы и считаем, что компетенции проявляются в умениях, поэтому педагогический процесс должен быть направлен на формирование знаний и умений, вне которых невозможно сформировать компетенции. По этой причине мы придерживаемся определения, которое дано в ФГОС ВПО 3-го поколения: «компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [Федеральный государственный, 2009]. Данное определение, на наш взгляд, наиболее полно и сопоставимо с результатом образования.

Далее перейдем к рассмотрению термина «медиакомпетентность» с позиции медиаобразования. Мы понимаем, что определение понятия медиакомпетентности представляет собой сложное педагогическое явление, в связи с этим рассмотрим, какое значение вкладывают современные ученые в данное понятие.

Вопросу медиакомпетентности личности, различным аспектам становления и развития посвящено множество исследований как отечественных (Е.А. Бондаренко, И.В. Григорьева, Л.А. Иванова, О.П. Кутькина, Т.И. Мясникова, И.А. Фатеева, А.В. Федоров, Н.Ю. Хлызова и др.), так и зарубежных (Д. Бакке, В. Вебер, А. Вихерт, Р. Кьюби, Д. Поттер, М. Штайгер и др.) учёных. Однако, несмотря на столь активные научные разработки, мы не можем говорить о существовании единого подхода к разрешению поставленной проблемы.

Приведем примеры определения понятия «медиакомпетентность», рассмотрим содержательную сущность и компонентный состав.

А.В. Федоров в словаре терминов по медиаобразованию приводит следующую формулировку: «Медиакомпетентность личности (media competence of personality) -совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2014, с. 26]. Исходя из этого, А.В. Федоров разработал следующую классификацию показателей медиакомпетентности: «мотивационный; контактный информационный; перцептивный; деятельностный; креативный» [Федоров, 2007, с. 100].

О.П. Кутькина рассматривает процесс развития медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов и дает следующее определение: «Медиакомпетентность - сложное личностное образование, включающее в себя совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения, опыт

использования медиа в различных сферах деятельности, включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом, качеством личности, характеризующее человека, такие как: познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, а так же положительная мотивация и ценностно-смысловые представления (отношения) о деятельности по использованию медиа» [Кутькина, 2006, с. 42]. Автором разработаны критерии и показатели сформированности: «положительная мотивация и ценностно-смысловые представления (отношения) об использовании медиа и создании медиапродукции, сформированность знаний и умений в области медиа, развитие качеств личности (познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность и рефлексия)» и приобретение опыта использования медиа в различных видах деятельности [Кутькина, 2006, с. 10].

У Н. Ю. Хлызовой свое видение: «медиакомпетентность - результат целенаправленного медиаобразования и опреляем как значимое стратегическое качество личности, состоящее из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности полноценно функционировать в медиатизированном обществе, использовать весь спектр медиа в повседневной и профессиональной деятельности» [Хлызова, 2011, с. 57], в которую входят: «когнитивный, деятельностно-операционный, мотивационный, в основе которых лежат критерии: готовность и способность, включающие знание, умение, отношение» [Хлызова, 2011, с. 13].

И.В. Григорьева формулирует собственное понимание медиакомпетентности, которое рассматривает «способность личности осуществлять культуросообразные виды деятельности на материале СМК. А также вести профессионально-культурный диалог и решать профессиональные педагогические задачи в условиях информационного общества: интегрировать медиаобразование в условия преподаваемого предмета; использовать медиаобразовательные технологии на уроке; владеть опытом в реализации социально значимых медиаобразовательных проектов; владеть навыками организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и урока. Структура её состоит из компонентов: когнитивный, деятельностно-операционный, мотивационный» [Григорьева, 2013, с. 15].

Рассматривая вопрос о развитии медиакомпетентности в вузе, Т.И. Мясникова использовала опыт Германии и определила медиакомпетентность как «результат личностно-субъективных обретений студента в вопросе формального и неформального обучения» [Мясникова, 2011, с. 9]. Компонентный состав: знание о медиа, медиапотребление, медиакритика, медиаконструирование; критерии - когнитивный, эмотивно-ценностный, деятельностный [Мясникова, 2011, с. 58]

В русле нашего исследования важным является компонентный состав медиакомпетентности, разработанный В. Дж. Поттером: «Первый компонент - опыт. Чем больше у нас опыта контактов с медиа и с реальным миром, тем больше наш потенциал для развития более высокого уровня. Второй компонент - активное приложение умений в сфере медиа. Третий - готовность к самообразованию» [Potter, 2001, p. 18]. Здесь идет акцент на деятельность, на способность к практической реализации медиакомпетентности, что важно для инженера в профессии.

Результаты исследования

Учитывая все вышеприведенные положения в отношении исследуемого понятия, а также опыт исследователей центра медиаобразования Восточной Сибири [Григорьева, Мурашкина, Никитина, 2016], мы представим авторское определение и собственное видение компонентного состава медиакомпетентности применительно к профессии будущего инженера. При этом в основу положена идея, что «личность характеризуется совокупностью трех компонентов: сознания, чувств, поведения» [Стефановская, 1998, с. 133].

Следовательно, при формулировке определения медиакомпетентности будущего инженера, учитывая особенности объекта исследования, для нас приоритетны отношенческий, когнитивный и деятельностный факторы. Для более подробного изучения медиакомпетентности будущего инженера с целью собственного понимания данного явления рассмотрим ряд важных положений.

Принимая во внимание все вышепредставленные положения и термины, мы выделяем ряд основополагающих позиций, на которые мы будем опираться при формулировке авторского понимания медиакомпетентности будущего инженера.

Итак, медиакомпетентность будущего инженера предполагает: 1) способность и готовность к применению медиаобразовательных технологий в инженерной деятельности; 2) специальные знания, умения и отношения в области медиа, позволяющие осуществлять инженерную деятельность; 3) взаимосвязь с профессиональной деятельностью, которая отличается своей практической направленностью и имеет определенную специфику.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем медиакомпетентность будущего инженера как интегративное профессионально важное качество личности, определяющее ее способность и готовность действовать в системе «инженер - медиа - общество», способствующее продуктивно осуществлять инженерную деятельность.

Определение мы сформулировали исходя из теоретического анализа положений и концепций медиаобразования, системно-деятельностного и компетентностного подхода к образованию; в центр медиаобразования ставится личность учащегося, что отвечает принципам личностно-центрированного подхода.

Таким образом, мы считаем, что становление медиакомпетентности будущего инженера - это целенаправленно организованный, систематически осуществляемый и контролируемый процесс овладения медиакомпетентностью. Определенные таким образом понятия «медиакомпетентность будущего инженера» и «становление медиакомпетентности будущего инженера» позволит нам ввести в рассмотрение медиаобразовательный аспект.

Проведенный нами анализ научных работ в области медиапедагогики [Федоров, 2013; Федоров, 2014; Миндеева, 2012; Челышева, 2006]; изучение требований к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата инженерных специальностей: 08.03.01 Строительство, 15.03.06 Мехатроника и Робототехника, 27.03.02 Управление качеством [Приказ Минобрнауки РФ, 2015] учитываются в сформулированном нами определении, которое положено в основу исследования. Нами используется также идея о трех основных компонентах личности: сознание, чувства и поведение.

В соответствии с нашей позицией в отношении медиакомпетентности будущего инженера мы выделяем следующие её компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Для каждого компонента нами выявлены критерии и показатели. В свою очередь каждый из показателей медиакомпетентности будущего инженера может находиться на разном уровне: низком, среднем, высоком.

Поскольку научных подходов к определению «медиакомпетентность», рассмотренных нами ранее, очень много, то вопрос о критериях становления медиакомпетентности является сложным и дискуссионным. В научных исследованиях понятие «критерий» понимается как признак, при помощи которого выполняется оценка, классификация чего-либо; мерило суждения, оценки [Большая сов. энциклопедия, 1972, с. 123].

В.М. Полонский разработал требования, предъявляемые к критериям: «1) Критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является. Следовательно, в критерии должны четко отражаться природа измеряемого явления и динамика измерения, выражаемого критерием свойства; 2) Критерий должен выражаться дефиницией, то есть одни и те же фактические значения разных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые качественные значения; 3) Критерий должен быть простым, то есть

допускать простейшие способы измерения с использованием недорогих и несложных методик, опросников, тестов» [Полонский, 1988, с.325].

Ранее нами был представлен компонентный состав медиакомпетентности будущего инженера [Миндеева, 2015], но мы углубились в изучаемую проблему подробнее. Поэтому считаем необходимым более полно раскрыть каждый компонент через критерии и показатели, характеризующие его.

Критерием мотивационного компонента выступает положительное отношение к медиаобразованию. При этом мы учитываем «потребность учащегося в саморазвитии в области медиаобразовании; интерес к манипуляциям с текстовой и графической информацией; потребность в получении новой профессионально значимой информации, а так же потребность в ее информационном обогащении средствами медиа; избирательное отношение к содержанию медиа и частота контакта с ними; ориентация личности на активное использование медиатехнологий в инженерной деятельности» [Миндеева, 2015, с. 433].

Мотивационный компонент заключается в отношении, мотивации к осуществлению той или иной деятельности, поэтому характеризуется положительным отношением к медиа. По мнению многих ученых отношенческий компонент является основным в изучении структуры сознания и поведения личности. Б.Г. Ананьев утверждает, что «ядро личности -это индивидуальная система себъективно-оценочных, сознательно избирательных отношений человека к действительности - в особенностях этих отношений личности проявляется, и через эти отношения она формируется. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания» [Ананьев, 2001, с. 263]. Поэтому «отношение» неотъемлемо связано со структурой личности и ее компонентами.

Критерием когнитивного компонента выступают медийные знания, он охарактеризован следующими показателями: «знание терминологического аппарата медиаобразования; знания о медиа, их значимость в инженерной деятельности; знания об оценке достоверности информации, полезности, истинности, значимости получаемой медиаинформации; знание всех возможностей, которые предоставляются информационным обеспечением в инженерной деятельности; знания об обеспечении информационной безопасности (в дальнейшем на предприятии)» [Миндеева, 2015, с. 434]. Когнитивный компонент лежит в основе формирования знания изучаемого материала, необходимых инженеру в будущей профессиональной деятельности.

Критерием деятельностного компонента выступают медийные умения.

Деятельностный компонент может быть описан слудующими показателями: «способность самостоятельного поиска профессионально значимой информации, ее анализ и обработка; умение выделять профессиональную проблему в медиатексте; умение вести процесс коммуникации по профессиональным каналам масс-медиа как на локальном и на глобальном уровнях; умение оперировать максимальным совершенствованием подачи информации в ходе переговоров, селекторных совещаний в режиме видеоконференций, онлайн-трансляций, а также в оперативном режиме реального времени» [Миндеева, 2015, с. 435]. Личность развивается в деятельности, поэтому так важен в структуре медиакомпетентности будущего инженера именно деятельностный компонент. Медийные знания лежат в основе выбора медийных умений с целью их практической реализации.

Выделенные нами компоненты применительно к педагогическому феномену «медиакомпетентность будущего инженера» не могут быть постоянными, они изменяются, взаимодействуют между собой. Таким образом, с достаточной уверенностью можно сказать, что в результате этого процесса формируются медийные знания и умения, а так же способность и готовность к медиадеятельности, которые обеспечивают становление медиакомпетентности будущего инженера. Медийные знания и умения, входящие в структуру медиакомпетентности, позволяют студенту эффективно применять медиа в

самообразовании и непрерывном образовании, таким образом повышать свой уровень медиакомпетентности, а в дальнейшем и свой профессиональный статус, вследствие чего вносить существенный вклад в развитие общества.

Выводы

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что медиакомпетентность представляет собой достаточно сложное педагогическое образование. В науке не существует единого мнения по поводу структуры в отношении феномена «медиакомпетентность личности». Ученые-исследователи выделяют компоненты исследуемого феномена, опираясь на детальный анализ исследуемого понятия. Нами не обнаружено определение медиакомпетентности применительно к инженерной профессии, поэтому мы попытались выявить компоненты, критерии, показатели медиакомпетентности будущего инженера с учетом его специфики профессиональной деятельности. Безусловно определенные компоненты медиакомпетентности будущего инженера могут пополняться и изменяться, таким образом, в инженерной профессии будет происходить непрерывнный медиаобразовательный процесс.

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб : Питер, 2001. 288 с. Большая советская энциклопедия: в 30 т., т. 13. М.: Сов. энциклопедия, 1972. 608 с.

Григорьева И.В. Информационно-образовательное пространство вуза как тор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дисс... канд. пед. наук. М., 2013. 240 с.

Григорьева И.В., Мурашкина Н.А., Никитина Е.А. Теоретическое осмысление эволюции и практики

медиаобразования Восточной Сибири (вторая половина XX века) // Crede Experto: транспорт, общество,

образование, язык. 2016. № 1. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-1 (дата обращения 11.07.2017).

Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами

видео (на материале уроков французского языка): дисс.... канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 204 с.

Кутькина О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-

информационной специальности: дисс... канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 225 с.

Миндеева С.В. Взгляд на феномен «Медиаобразование» через призму понятийного аппарата педагогики // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 181-186. Миндеева С.В. Компонентный состав медиакомпетентности будущего инженера // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Сб. статей XII Междунар. научно-практ. конференции, 15 -17 октября 2015 г. Казань: Казан. ун-т, 2015. 490 с. http://kpfu.ru/portal/docs/F766540947/Informpole_2015.pdf (дата обращения 22.07.2017)

Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2011. 200 с.

Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): дисс. ... д-ра. пед. наук. Иркутск, 1999. 390 с.

Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований: дисс... д-ра пед. наук. Москва, 1988. 325 с.

Приказ Минобрнауки РФ от 12.03.2015, № 206, http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/150306.pdf (дата обращения 15.07.2017)

Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство // Курс лекций. М.: Совершенство, 1998. 368 с. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 09.11.2009г. № 542). http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (дата обращения 02.06.2017). Федоров А. В. Медиакомпетентность молодежи: стихия или. // «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2014. № 1 (06). http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292 (дата обращения 17.07.2017). Федоров А.В. Медиа, медиактивность и медиаобразование // Медиаобразование. 2013. № 3. С.111-116. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 с.

Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007. 616 c.

Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: дисс. .канд. пед. наук. Москва, 2011. 210 с.

Челышева И.В. Медиаобразование продолжается //Медиаобразование. 2006. № 1. С. 97-102.

Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001. 423 p.

Referenses

Ananiev, B.G. Man as an object of knowledge. St. Peteraburg: Piter, 2001. 288 p. Chelysheva, I. V. Continuing media education. Media education. 2006. No. 1, 97-102.

Federal state educational standards of higher professional education (09.11.2009, No. 542).

http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (Access date: 02.06.2017)

Fedorov A.V. Media, media culture and media education. Media education. 2013. No.3, 111-116.

Fedorov, A.V. Development of media competence and critical thinking of students ofpedagogical University. Moscow:

Information for all, 2010. 616 p.

Fedorov, A.V. Media competence of personality: from the terminology to the performance. Innovations in education. 2007. No. 10, 75-108.

Fedorov, A.V. Media competence of young people: nature or... Crede Experto: transport, society, education, language. 2014. №1 (06). http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292 (accessed 17.07.2017).

Fedorov, A.V. Media Education Dictionary: Media Education, Media Literacy, Media Studies, Media Competence. Moscow: ICO «Information for All», 2014, 64 p.

Great Soviet encyclopedia: in 30 volumes, Vol. 13. Moscow: Soviet encyclopedia, 1972. 608 p.

Grigorieva, I.V. Information-educational space of the University as tor the formation of media competence of a future teacher: Ph.D. dis. Moscow, 2013. 240 p.

Grigorieva, I.V., Murashkina, N.A., Nikitina, E.A. Theoretical understanding of the evolution and practice of media education in Eastern Siberia (second half of XX century). Crede Experto: transport, society, education, language" 2016. No. 1. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-1 (Access date: 11.07.2017).

Ivanova, L.A. The Formation of mediacommunication education of adolescent students by means of video / lessons French language: Ph.D. dis. Irkutsk, 1999. 204 p.

Khlyzova, N.Y. Pedagogical conditions offormation of media competence of the secondary language of personality: Ph.D. dis.. Moscow, 2011. 210 p.

Kutkina, O.P. Pedagogical conditions of formation of media competence of students of library and information profession: Ph.D. dis. Barnaul, 2006. 225 p.

Mindeeva, S.V. Component composition of media competence of the future engineer. Informational field of modern Russia: practice and effects. Kazan: Kazan University, 2015. 490 p.

Mindeeva, S.V. Look at the phenomenon of "media education" through the prism of the conceptual apparatus of

pedagogics. The Bulletin of Irkutsk state technical University. 2012. No. 6 (65), 181-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Myasnikova, T.I. Development of media competence of University students: Ph.D. dis. Orenburg, 2011. 200 p.

Podlivaev, O.L. Theory and practice of formation of the humanistic world Outlook of teachers based on learner-

centered approach (in the system of higher and postgraduate education): Ph.D. dis. Irkutsk, 1999. 390 p.

Polonsky, V.M. Criteria and methods of assessing the quality of scientific and educational research: Ph.D. dis.

Moscow, 1988. 325 p.

Potter, W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001. 423 p.

Stefanovskaya, T.A. Pedagogy: science and art. The Course of lectures. Moscow: Perfection, 1998. 368 p.

The Ministry of education of the Russian Federation from 12.03.2015, No. 206,

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/150306.pdf (Access date: 15.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.