чение английскому языку средствами массмедиа становится невозможным без медианавыков и медиаумений учащихся.
Итак, на наш взгляд, роль массмедиа в решении задачи формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности очень весома. Осмысление возможностей массмедиа убедительно показало, что использование потенциала массмедиа в образовательном процессе способствуют переходу на новые педагогические стандарты в соответствии с новыми требованиями и заказом общества на личность, способную грамотно оперировать с иноязычной медиатизированной информацией.
Библиографический список
1. Иванова, Л. А. Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». No3(4). Октябрь 2009 — URL : www.grani.vspu.ru (дата обращения 23.07.2012).
2. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс] // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири No1 (03). Март 2011 — URL : http: //md. islu.ru/(дата обращения 03.05.2012).
3. Мурюкина, Е. В. Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами [Текст] / Е. В. Мурюкина // МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. - 2009. - № 1. - С. 26-34.
4. Новикова, А. А. Медиаобразовательные квесты [Текст] /А. А. Новикова, А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 71-79.
5. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова.
- М. : Академия, 2006. - 176 с.
6. Челышева, И. В. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2009. - С. 60-68.
7. Чичерина, Н. В. концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] : автореф ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Чичерина - СПб., 2008. - 50 с.
Григорьева Ирина Валерьевна
Старший преподаватель кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия
УДК 37.075.8 ББК 74
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА» В УСЛОВИЯ ФГОС-3
В статье представлен альтернативный взгляд на вопрос формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в условиях ФГОС-3. На основе анализа трудов ведущих медиапедагогов России и стран запада, сформулировано авторское понимание, представлены компоненты и этапы формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в медиаобра-зовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: медиаобразование; цель медиаобразования; медиакомпетентность; высшая школа; медиаобразовательное пространство вуза; федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
ALTERNATIVE VIEW ON NATURE AND CONTENT OF “FUTURE TEACHER’S MEDIA COMPETENCE” CONCEPT IN FSES-3
This article presents an alternative view to develop media competence of future teacher’s personality in the condition of the federal state education standard for high professional education. It analyzes scientific publications of the Russian and foreign media education specialists and gives the author’s understanding, components and formation stages of media competence of future teacher’s personality.
Key words: media education; media education purpose; media competence; high school; high school media education space; federal state education standard for high professional education.
В условиях ситуации сближения и гармонизации систем образования России и стран Европы, формирования единого образовательного пространства актуальным становится вопрос подготовки современных педагогических кадров, сочетающих в себе высокий уровень медиакультуры и профессиональной компетентности. Таким образом, в образовательном пространстве актуальным становиться направление в педагогической науке - медиаобразование. Сегодня об этом свидетельствует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где определены не последние позиции роль медиаобразованию [Концепция модернизации, 2002, с. 263]. Подобные обстоятельства заставляют думать, что актуальность медиаобразования осознается на государственном уровне и становится государственной задачей.
Благодаря переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, высшее образование в России, уже не следует рассматривать как исключительно профессиональное, оно превращается в механизм формирования общей культуры» личности выпускника. Всё это резко увеличивает возможности для развития медиаобразования в стране. Так, согласно мнению А.В. Федорова, «все университеты, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров по направлению 050100 «Педагогическое образование» (см. [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf]) , в рамках учебных циклов, имеющих в свою очередь базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части смогут самостоятельно принять решения о введении медиаобразования как вариа-
тивной (профильной) части обучения практически по всем педагогическим направлениям» [Федоров, 2012]. Таким образом, ФГОС можно рассматривать сегодня как уникальную возможность, с одной стороны, для медиаобразования студентов - будущих педагогов, а с другой - как средство удовлетворения социальных потребностей «Новой школы» в дипломированных учителях-предметниках, готовых к интеграции медиаобразования в образовательное пространство урока.
Следует отметить, что для эффективности организации медиаобразования личности, важным моментом остаются проблемы целеполагания. «Цель медиаобразования - это планируемый результат, воплощенный в некоторую предметную форму, которую медиапедагоги определяют в своих исследованиях по-разному», как пишет Н.Ю. Хлызова [Хлызова, 2011, с. 70]. Изучение опыта российских ученых [Воробьева, 2005; Гендина, 2008; Зазнобина, 1998; Змановская, 2004; Иванова, 1999; Ivanova, 2011; Кириллова, 2005; Ковшаро-ва, 2006; Коновалова, 2004; Кузьмина, 2008; Культикина, 2006; Рыжих, 2007; Столбникова, 2006; Усов, 1975; Фёдоров, 2012; Федоров, 2007; Федоров, 2012; Хлызова, 2009; Чичерина, 2008; Шариков, http://www.medialiteracy.boom.ru) и западных медиапедагогов [Baake, 1996; Blumeke, 2000; Pottinger, 1997; Kubey, 1997 др.), позволяет говорить о своеобразии медиаобразовательного опыта.
Анализ работ позволяет заключить, отсутствие единого понимания сущности медиаобразования, единой концепции, что вызывает различия в целепо-лагании. Существуют многочисленные точки зрения относительно ведущей цели медиаобразования, что отражает различные подходы к нему в мире: медиаграмотность, медиакультура, медиакомпетентность, информационная культура, информационная грамотность, критическое мышление. На наш взгляд, эти цели медиаобразования не тождественны.
В условиях реализации Болонских реформ механизмом, выдвигающим новые требования к образовательному результату и тем самым определяющим стратегию модернизации Российского образовательного пространства, становится компетентностный подход.
Как пишет О.Е. Лебедев, с позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности для высшего профессионального образования становится формирование профессиональных компетенций [Лебедев, 2004]. Таким образом, в различных педагогических направлениях происходит смена образовательных целей, в силу этих обстоятельств в медиаобразовании появился широкий пласт исследований, в которых в качестве результата рассматривается информационная компетентность, медиакомпетентность личности.
С.В. Тришина определят цель медиаобразования как «информационную компетентность», она рассматривает её как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах дея-
тельности» [Тришина, 2005]. Данная трактовка может выступать в качестве определения категории «информационную компетентность», однако в нем нет направленности на СМК.
Известно, что зарубежные педагоги D. Baake, S. Blumeke, I. Pottinger в начале XXI века стали видеть целью медиаобразования - медиакомпетентность. Далее, мы встречаем взгляд Р. Кьюби на сущность рассматриваемого явления, в котором понятие медиакомпетентность выступает синонимом медиаграмотности. Таким образом, определение выглядит так: медиакомпетентность/медиаграмотность есть «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, 1997, p. 2].
Представленный выше подходы в понимании целеполагания медиаобразования, дают нам основание думать, что процесс формирования медиакомпетентности личности происходит в творческом взаимодействии и осмыслении медиа.
Произведенный в монографии обстоятельный терминологический анализ позволил А.В. Федорову прийти к выводу, что «именно термин «медиакомпетентность» более точно определяет суть имеющихся у индивида знаний и умений, позволяющих использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 96]. В данном определении предполагается активная позиция личности, которая способна анализировать, структурировать и оценивать медиаинформацию, которая обладает критическим и творческим мышлением. Всё чаще ученые и педагоги во всем мире отмечают потребность в овладении современным учителем приведенных выше способностей, поэтому сегодня понятие «медиакомпетентность» так тесно коррелирует с вопросами профессиональной подготовкой педагогов.
Так, Е.П. Белан среди универсальных (ключевых) компетенций будущего учителя выделяет медиакомпетентность, при этом формирование вышеназванной компетентности, по его словам, имеет два аспекта: «общеобразовательный и профессиональный. Общеобразовательный аспект связан с готовностью использовать медиатехнологии в различных видах деятельности» [Белан, 2011]. Профессиональный аспект медиакомпетентности Е.П. Белан связывает с готовностью применения этих технологий в учебном процессе. Профессиональный аспект подготовки имеет в свою очередь две грани: методическую («овладение знаниями о содержании, формах, методах и средствах медиаобразования) и технологическую (формирование умений и навыков практической реализации методологических, теоретических и методических знаний в области медиаобразовательной деятельности)») [Белан, 2001].
А.В. Фёдоров так определяет профессиональную медиакомпетентность личности педагога: «.это совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный и креативный), способствующих медиаобразова-тельной деятельности в аудитории различного возраста» [Федоров, 2005].
Из приведенных выше подходов понимания цели медиаобразования как «медиакомпетентность личности педагога», становится очевидным, что она сформирована в соответствии с социальным заказом и не противоречит тенденциям социокультурной действительности. Так, проектируемое сегодня вузами на компетентностной основе содержание образования, регламентированное ФГОС-ОЗ (высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (степень «бакалавр»). Внутри ФГОС-ОЗ в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 перечислены общекультурные и профессиональные компетенции, составляющие такую цель медиаобразования как «медиакомпетентность личности». Например, «...владение культурой мышления, способность к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение работать с компьютером как средством управления информацией; способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности» [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-
1.pdf]. Подобных косвенных рассуждений о рациональности цели медиаобразования как «медиакомпетентность личности» на современном этапе предостаточно.
Предложенное А.В. Фёдоровым в монографии итоговое определение понятия «медиакомпетентность» позволяет четко понимать суть данного явления: «Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2003, с. 40]. На наш взгляд, данное определение является комплексным, точно отражающим суть изучаемого понятия. Автор акцентирует на деятельности личности, во время которой личность анализирует, синтезирует и интерпретирует и оценивает полученную информацию, демонстрирует уровень овладения критическим и творческим мышлением.
Вопросу медиакомпетентности личности (школьника, студента) и различным аспектам её формирования посвящено в последние десять лет довольно большое число научных как отечественных [Иванова, 1999; Ivanova, 2011; Коновалова, 2004; Кузьмина, 2008; Культикина, 2006; Рыжих, 2007; Фёдоров, 2012; Фёдоров, 2007; Фёдоров, 2012; Хлызова, 2009], так и западных [Бакке, 1996; Кьюби, 1997; Поттингер, 1997] исследований.
Исходя из результатов контент - анализа трудов, принимая во внимание весомые позиции отечественных и западных медиапедагогов-исследователей, следует определить ряд позиций, из которых мы будем исходить при формулировке собственного понимания категории «медиакомпетентность личности будущего педагога», а именно:
- медиакомпетентность личности будущего педагога, связанна с осуществлением культуросообразных видов деятельности, обеспечивающих гармоничное существование личности в медиапространстве (общеобразовательный аспект) и включает в себя совокупность знаний, умений, отношений (понимание, восприятие, критический анализ, оценка информации, поиск, отбор, использование, создание и передача медиатекстов и др.);
- медиакомпетентность личности будущего педагога, взаимосвязана с профессиональной деятельностью (профессиональный аспект), отличающейся определенной спецификой, (методической культурой и педагогическим проектированием в области медиаобразовательной деятельности), готовностью к применению медиаобразовательных технологий в учебном процессе;
- мы сосредоточиваем свое исследовательское внимание на медиаобразовании как процессе, способствующем развитию личности будущего педагога, его самообразованию (на материале СМИ и СМК). При этом мы учитывали рефлексии образовательно-профессиональных результатов (рефлексивный аспект), стимулирующих профессиональную потребность в самосовершенствовании в области медиаобразования.
На основании всех положений, позиций, мнений мы формулируем собственное понимание медиакомпетентности личности будущего педагога, которое рассматриваем как способность личности осуществлять культуросообразные виды деятельности (поиск, отбор, использование, критический анализ, оценка интерпретация информации, создание и передача медиатекстов), вести профессионально-культурный диалог и решать профессиональные педагогические задачи в условиях информационного общества (интегрировать медиаобразование в условия преподаваемого предмета, использовать медиаобразовательные технологии на уроке, владеть опытом в реализации социально- значимых медиаобразовательных проектов, навыками проектирования медиаобразовательного пространства для своих учащихся).
Очевидно, что сегодня и школьный учитель и преподаватель вуза должен обладать высоким уровнем медиакомпетентности. Поэтому далее мы рассмотрим вопрос разработки авторских классификации показателей профессиональной медиакомпетентности педагога.
Анализ исследований в области классификации показателей медиакомпетентности личности показал, что на сегодняшний день в исследованиях отечественных медиапедагогов России разработаны и описаны системы показателей оценки сформированости «медиаобразованности старшеклассников» (Т.В. Ковшарова), «медиакоммуникативной образованности школьников» (Л.А. Иванова), «медиакомпетентности будущих библиотечноинформационных специалистов» (О.П. Кутькина), «медиаобразованности личности будущего учителя» (Н.В. Змановская), профессиональной медиакомпетентность педагога (А.В. Фёдоров), медиакомпетентности студентов педагогического вуза (Н.П. Рыжих), медиакомпетентности вторичной языковой личности (Н.Ю. Хлызова). Вышеназванные авторы глубоко изучили эти
вопросы, разработав классификации уровней показателей выше названных качеств, способной и свойств аудитории.
Так, А.В. Фёдоровым на основании подходов Р. Кьюби, Дж. Поттера и
В.Вебера разработана классификация показателей профессиональной медиакомпетентности педагога: «мотивационный (мотивы контакта с медиа и медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические и др.); контактный (частота общения/контакта с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами); информационный (знания терминологии, теории и истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации); перцептивный (способности к восприятию медиатекстов); интерпретационный (оценочный) (умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления); практико-операционный (деятельностный) (умения выбирать те или иные медиа и медиатексты, создавать/распространять собственные медиатексты, умения самообразования в медийной сфере); креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа)» [Федоров, 2007, с. 100].
На основании представленных А.В. Фёдоровым уровней показателей медиакомпетентности аудитории, работая в рамках одной научной школы в своей монографии Н.П. Рыжих предлагает классификацию показателей медиакомпетентности аудитории: «мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, операционный/практический, креативный» [Рыжих, 2007, с. 45].
Каждый из показателей может находиться на высоком, среднем, низком уровнях. О.П. Кутькина, занимаясь вопросом формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов, выделяет следующие его компоненты: «мотивация, ценностно-смысловые представления (отношения), знания в области медиа, умения в области медиа. Качества личности: познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, опыт использования медиа в различных сферах деятельности» [Кутькина, 2006, с. 16].
Анализ исследований, выполненных медиапедагогами в рамках одной научной школы, научно-образовательного центра медиаобразования Восточной Сибири: Н.В. Змановской, Л.А. Ивановой, Т.В. Ковшаровой, Н.Ю. Хлызовой позволят нам представить собственное видение критериев и показателей медиакомпетентности личности будущего педагога.
Исследуя вопрос формирования «медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео», Л.А. Иванова выделяет следующие структурные компоненты: операционный, интеллектуально-
содержательный, мотивационный. В качестве критерия автор определяет: медиакоммуникативные знания, медиакоммуникативные умения, избирательное отношение к «потреблению видеопродукции» [Иванова, 1999, с. 30].
Н.В. Змановская, исследуя проблему формирования медиаобразованности будущего учителя, выдвигает следующие критерии: медиазнания, медиаумения, ценностное отношение студентов к медиаобразованию в целом [Зманов-ская, 2004].
Т.П. Ковшарова в своем исследовании формирования медиакомпетентности старшеклассников в эколого-педагогическом пространстве урока определяет основные критерии по показателям медиаобразованности: медиаобразо-вательные знания, медиаобразовательные умения, устойчиво-положительное отношение к медиаобразованию [Ковшарова, 2006, с. 54].
Однако в ситуации активного развития единого информационного пространства, медиаиндустрии и социокультурных потребностей общества происходит эволюционирование научного знания. Появляются новые исследования, происходят изменения в медиаобразовательных результатах и взглядах на их критерии и показатели. Поэтому интересным для нашего исследования является классификация показателей феномена медиакомпетентности вторичной языковой личности Н.Ю. Хлызовой, в которую входят: когнитивный, операционный, мотивационный компоненты. Критериями медиакомпетентности вторичной языковой личности выступают: знание, умение, отношение. Каждый из показателей также может находиться на высоком, среднем или низком уровнях [Хлызова, 2011, с. 59].
Проанализировав вышеуказанные подходы и «требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, указанные в ФГОС-03 (по направлению Педагогическое образование от 17.01. 2011 года)» [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm4б-1.pdf], творчески осмыслив их, мы сочли необходимым представить формирование медиакомпетентности личности будущего педагога как целенаправленный и целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетается формирование его отдельных компонентов: мотивационный, интеллектуальносодержательный, операционный.
В свою очередь для каждого компонента мы выделяем свои критерии: медиазнания, эмоционально-оценочное отношение к медиа, медиаумения.
Так, под эмоционально-оценочным отношением к медиа мы пониманием: избирательное отношение к содержанию различных видов медиа, а также сознательное регулирование частоты контакта с ними; осознание необходимости в анализе и оценке медиатекстов, медиаобразовательных ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности; рефлексия собственных и чужих результатов медиаобразования; профессиональная потребность в самосовершенствовании в области медиаобразования.
Под медиазнаниями мы понимаем представления о природе, закономерностях, механизмах СМИ и СМК; знание об их возможностях, функциях, конструктивном и деструктивном воздействии на процесс формирования личности и психику медиасообщений; представление о медиа как о источнике знаний, средстве обучения и объекте для анализа.
Под медиаумениями мы понимаем: умения самостоятельно осуществлять поиск, выбор, производство, распространение, хранение медиа различных
видов и жанров; умение решать профессиональные задачи, посредством процессов медиаобразования и самообразования на материале СМИ и СМК; умение создать медиаобразовательное пространство вокруг ученика. Каждый из показателей медиакомпетентности личности будущего педагога может находиться на высоком, среднем или низком уровнях. Зависимость показателей и компонентов медиакомпетентности личности будущего педагога между собой мы демонстрируем в обобщенном виде таблицы 1.
Таблица 1
Компоненты медиакомпетентности личности
^ ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ^
Компонен- ты Критерии Уровни
Мотива- ционный компонент (эмоционально-ценностное отношение к медиа): - избирательное отношение к содержанию различных видов медиа, а также сознательное регулирование частоты контакта с ними; - осознание необходимости в анализе и оценке медиатекстов, медиаобразовательных ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности; - рефлексия собственных и чужих результатов медиаобразования; - профессиональная потребность в самосовершенствовании в области медиаобразованияи осуществления самоконтроля при работе с медиа. высокий
средний
низкий
Интеллек- туально- содержа- тельный компонент (медиа-знания): - знание терминологии медиаобразования; - знание теории медиаобразования; - знание истории медиаобразования, медиакультуры, процесса массовой коммуникации; - представление о природе, закономерностях, механизмах СМИ и СМК; - знание основных принципов анализа и интерпретации ме-диатекстов; - знание о возможностях и функциях СМИ и СМК; - знание о конструктивном и деструктивном воздействии на процесс формирования личности и психику медиа-сообщений; - представление о медиа как источнике знаний, средстве решения образовательных, самообразовательных, профессиональных задач и объекте для анализа. высокий
средний
низкий
Операци- онный компонент (медиа-умения): - умения самостоятельно осуществлять поиск, выбор, производство, распространение, хранение медиа различных видов и жанров; высокий
средний
низкий
- умение решать творчески профессиональные задачи,
МЕД ТИАКОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГ вания на материале СМИ и СМК; "А
- умение использовать медиаобразовательные средства, формы, методы и технологии для организации педагогического процесса;
- умение создать медиаобразовательное пространство вокруг ученика, разрабатывать медиаобразовательные ре-
На основании определенных нами компонентов структуры медиакомпетентности личности будущего педагога можно выделить пять этапов формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в медиаобразо-вательном пространстве вуза. Имеющаяся информация сведена в табличный формат (см. таблицу 2).
Таблица 2
Этапа формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в медиаобразовательном пространстве вуза________________________
Этап Характеристика этапа Компоненты МЛБП
I- этап Мотивационно - ори-ентировоч-ный Беседа и анкетирование, направленные на выявление степени готовности студента к медиаобразовательной деятельности; предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению в рамках медиаобра-зовательного процесса; определение мотива выбранной деятельности. Событие, направленное на выбор направления деятельности в медиаобразовательном пространстве вуза, составление индивидуального маршрута будущей деятельности. Мотивацион- ный Интеллекту- ально- содержатель- ный Операционный
II- этап Формирующий (аналитический) Первый опыт работы в медиаобразова-тельном пространстве: освоение теории медиаобразования, анализ медиатекста; конструирование и разработка медиаобра-зовательных продуктов (ресурсы, среды контрольно измерительные материалы). Т.е. сознательное, но неумелое выполнение действий с медиа. Мотивацион- ный Интеллекту- ально- содержатель- ный Операционный
III- этап Деятельностный Применение полученных знаний в области медиаобразования на практике: организация педагогического процесса с использованием медиаобразовательных техноло- Мотивацион- ный Интеллекту- ально-
гий; участие в групповой проектной ме-диаобразовательной деятельности, разработка, реализация и апробация медиаобра-зовательного проекта/ продукта. содержатель- ный Операционный
ГУ-этап Контроль- но- диагности- ческий Выполнение контрольных заданий, тестов, решение педагогических задач, с использованием медиаобразовательных технологий, поиск ответов на проблемные вопросы, ведение web-портфолио, заполнение анкет, анализ, самоанализ, самооценка. Мотивацион- ный Интеллекту- ально- содержатель- ный Операционный
V - этап Варьирую- щийся Активный поиск возможностей тиражирования полученного медиаобразовательно-го опыта. Взаимодействие с субъектами образовательного процесса, образовательными учреждениями по передаче, обмену и освоению нового медиаобразова-тельного опыта, реализации социальнозначимых медиаобразовательных проектов по инициативе других организаций. Мотивацион- ный Интеллекту- ально- содержатель- ный Операционный
Очевидно из таблицы 2, компоненты медиакомпетентности личности будущего педагога проявляют себя на всех этапах медиаобразовательного процесса, являются одинаково востребованными, а значит равноценными внутри медиаобразовательного пространства вуза. На основании сказанного мы заключаем, что ступени реализации медиаобразовательного процесса определяются действием компонентов медиакомпетентности личности будущего педагога и включает пять этапов. В результате далее уместно вести речь о процессе формирования компонентов медиакомпетентности личности будущего педагога, разделяя их на уровни: высокий, средний, низкий, которые представлены в таблице 1.
Выше мы выявили компоненты, критерии и их содержание, а также показатели медиакомпетентности личности будущего педагога, продемонстрировали возможность наполнения данного медиаобразовательного результата спецификой профессиональной деятельности учителя. Очевидно, что развитие научно-технического прогресса, разработка передовых технологий и новых направлений деятельности, непременно отразятся на содержании деятельности специалиста в области образования. В силу этих обстоятельств выше указанные компоненты медиакомпетентности личности будущего педагога после окончания вуза могут наполняться новым содержанием и трансформироваться. Следовательно, мы можем наблюдать непрерывность медиаобразовательного процесса внутри педагогической профессии. Таким же образом, медиаобразовательный результат - медиакомпетентность личности будущего педагога может быть конкретизирована применительно к другому направлению профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Белан, Е. П. Формирование медиакомпетентности студентов педагоги-
ческих вузов [Электронный ресурс] / Е. П. Белан // Ключевые проблемы современной науки. - 2011. - URL :
http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm (дата обращения: 20.08.2012).
2. Воробьева (Кюршунова), В. В. Структура информационной компетентности учителя начальных классов [Электронный ресурс] / В. В. Воробьева (Кюршунова) // Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». -2005. - ART 974. - URL : http://www.1.emissia.peterhost.ru/offline/2005/974 (дата обращения: 03.08.2012).
3. Гендина, Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина // Информационный ресурс. - 2008. - № 5. - С. 78-83.
4. Зазнобина, Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л. С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - №3. - C. 26-34.
5. Змановская, Н. В. Формирование медиаобразованности будущих учителей [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Змановская. - Иркутск: Иркут. гос. лингв. ун-т., 2004. - 152 с.
6. Иванова, Л. А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка) [Текст] : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Иванова. - Иркутск, 1999. - 246 с.
7. Кириллова, Н. Б. От медиаобразования - к медиакультуре [Текст] / Н. Б. Кириллова // Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С.40-44.
8. Ковшарова, Т. В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Ковшарова. - Чита, 2006. - 186 с.
9. Коновалова, Н. А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / Н. А. Коновалова. -Вологда, 2004. - 205 с.
10. Кузьмина, М. В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакомпетентности учащегося [Электронный ресурс]/ М.В. Кузьмина// ИТО-Марий Эл. - 2008. - URL : http://www.ito.edu.ru/2008/MariyEl/V/V-0-15.html (дата обращения: 20.08.2012).
11. Кутькина, О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. П. Кутькина. - Барнаул, 2006. -38 с.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М. : Изд-во ВШЭ, 2002. - С. 263-282.
13. Лебедева, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедева // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.
14. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» от 17 января 2011 г. N 46 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.edu.ru/db-
mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 03.08.2012).
15. Рыжих, Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств [Текст] / Н. П. Рыжих. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. - 188 с.
16. Столбникова, Е. А.Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) [Текст] / Е. А. Столбникова. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
17. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая
категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Интернет-журнал Эйдос.
- 2005. - URL : http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обраще-
ния: 20.08.2012).
18. Усов, Ю. Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности. Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия [Текст] / Ю. Н. Усов. - М. : Центральный совет Педагогического общества, 1975. - 241 с.
19. Федоров, А. В. Новые стандарты - реальная возможность для развития медиапедагогики [Текст] / А. В. Федоров // Alma mater - Вестник высшей школы. - 2012. - № 3.
20. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
21. Федоров, А. В. Научно-образовательный центр медиаобразования и медиакомпетентность» [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, В. Л. Колесническо, Г. В. Михалева, Р. В. Сердюков. -М. : МОО «Информация для всех». - 2012. - 614 с.
22. Хлызова, Н. Ю. Цель медиаобразования в лингвистическом вузе на современном этапе развития общества [Текст] / Н. Ю. Хлызова // Вестник Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. - Якутск : ЯГУ, 2009. - Т.6. - №2. - С. 69-73.
23. Чичерина, Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] : дис. ... д-р. пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Чичерина. - СПб., 2008. - 472 с.
24. Шариков, А. В. Цели медиаобразования: мнения экспертов [Электронный ресурс] / А. В. Шариков. — URL : http://www.medialiteracy.boom.ru (дата обращения: 04.01.2012).
25. Baacke, D. MedienKompetenz als Netzwerk [Текст] / D. Baacke // Medien practisch. - 1996. - №2. - P. 4-10.
26. Blumeke, S. Mediaenpadagogiche Kompetenzf^^^ / S. Blumeke
//Munchen: KoPad-Verlag. - 2000. - 400 p.
27. Verbitskaya, O. M. Media Competence as an Integral Quality of a New
Teacher for a New School / O. M. Verbitskaya, L.A. Ivanova // European researcher. - 2011. № 12 (15). - Р. 1652 - 1655. - URL :
http://erjournal.ru/journals_n/1324196487.pdf (дата обращения: 03.08.2012).
28. Kubey, R. Media Literacy in the Information Age [Текст] / R. Kubey. -New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 1997. - 484 p.
29. Pottinger, I. Lernziel Mediaenkompetenz [Текст] / I. Pottinger // Munchen: KoPad-Verlag. - 1997. - 272 p.
Миндеева Светлана Вильсуровна
Ассистент кафедры «Математика» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений», г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.202
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ С КУРСОМ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Существует разрыв между слабым знанием школьного курса математики и высокими требованиями по высшей математике в вузе. В связи с этим, у студентов пропадает интерес в изучении математики, следовательно, уровень математического мышления студентов снижается, вследствие чего падает и интерес к будущей профессии. По этой причине перед кафедрой высшей математики технических вузов остро стоит проблема повышения студенческой заинтересованности в изучении математики. Автор видит решение проблемы повышения качества фундаментальной подготовки студентов технического вуза в интеграции элементов медиаобразования в учебный процесс и приводит различные доводы, подкрепляя их цитатами выдающихся педагогов.
Ключевые слова: медиаобразование; элементы медиаобразования; медиакомпетентность; математика; фундаментальное образование; интеграция; инженер; технический вуз; студент.
NECESSITY FOR INTEGRATION OF MEDIA EDUCATION AND MATHEMATICS IN TECHNICAL UNIVERSITY
The article deals with a pressing problem to increase student's interest in mathematics studying. The purpose is to give the solution of the problem - to improve the quality of fundamental preparation of technical university students through integration of media education into educational process. The author gives various arguments based on the quotes of outstanding teachers.
Key words: media education; media education elements; media competence; mathematics; fundamental education; integration; engineer; technical university; student.