Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога'

Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / UNIVERSITY INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / MEDIA COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER / МОДЕЛЬ / EXAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

Представлены результаты исследования, посвященного проблеме информационно-образовательного пространства вуза как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога. Автором проанализировано и обобщено существующие в научном знании представление о понятии «медиакомпетентность будущего педагога», определена его сущность, разработана структура, этапы формирования, показатели и уровни сформированности; уточнена сущность понятия «информационно-образовательное пространство вуза» как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога; определено содержание структурно-функциональной модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога и экспериментально проверить его эффективность; разработано и экспериментально проверено учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University informational and educational environment as a factor of FUTURE TEACHER's media competence formation

The results of the research on the problem of university informational and educational environment as a factor of formation of future teacher's media competence are presented. A deeper understanding of the existing in the current scientific knowledge area concept «future teacher's media competence» is given. The author reveals the concept's essence, works out its structure, rates, formation stages, makes specific the concept "university informational and educational environment" as a factor of formation of future teacher's media competence, determines the content of a structure functional example of university informational and educational environment. Methodological support of the formation of future teacher's media competence in university informational and educational environment has been experimentally tested.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 37.075.8 ББК 74 Г834

И. В. Григорьева Иркутск, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Представлены результаты исследования, посвященного проблеме информационно-образовательного пространства вуза как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога. Автором проанализировано и обобщено существующие в научном знании представление о понятии «медиакомпетентность будущего педагога», определена его сущность, разработана структура, этапы формирования, показатели и уровни сформированности; уточнена сущность понятия «информационно-образовательное пространство вуза» как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога; определено содержание структурно-функциональной модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога и экспериментально проверить его эффективность; разработано и экспериментально проверено учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство вуза, формирование, медиаобразование, медиакомпетентность будущего педагога, модель

© Григорьева И. В., 2014

I. V. Grigoreva Irkutsk, Russia UNIVERSITY INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF FUTURE TEACHER'S MEDIA

COMPETENCE FORMATION

The results of the research on the problem of university informational and educational environment as a factor of formation of future teacher's media competence are presented. A deeper understanding of the existing in the current scientific knowledge area concept «future teacher's media competence» is given. The author reveals the concept's essence, works out its structure, rates, formation stages, makes specific the concept "university informational and educational environment" as a factor of formation of future teacher's media competence, determines the content of a structure functional example of university informational and educational environment. Methodological support of the formation of future teacher's media competence in university informational and educational environment has been experimentally tested.

Key words: university informational and educational environment, formation, media education, media competence of a future teacher, example

Возрастающий в педагогике интерес к информационному пространству и разработке эффективных моделей образовательных пространств вузов, взаимодействующих с ним, определяется следующими обстоятельствами: во-первых, образовательное пространство современного вуза больше не может быть закрытым; во-вторых, единство информационного и образовательного пространств представлено в контексте более широких трансформаций и процессов: социокультурных, личностных характеристик выпускника вуза, процессов медиатизированного общения. Педагогизация информационного пространства позволит превратить его в глобальный источник знаний, пространство для профессионального взаимодействия, становления и развития;

в-третьих, организация обучения в информационном пространстве, неконтролируемом педагогическим сообществом, создает риски информационной безопасности личности студента.

В силу указанных обстоятельств общепедагогической задачей образовательной системы становится освоение информационного пространства и коадаптация его с образовательным пространством вуза. В этих условиях особо значимым становится формирование медиакомпетентности будущего педагога, характеристики, позволяющей решать профессиональные педагогические задачи средствами медиа и медиатехнологий, медиаинформации.

Несмотря на достаточную глубину исследований, отдельно проблем медиакомпетентности личности (Л. А. Иванова, О. П. Кутькина, А. А. Новикова, Н. П. Рыжих, А. В. Фёдоров, Н. Ю. Хлызова, И. В. Челышева, А. В. Шариков) и информационно-образовательных сред (В. В. Гура, И. Г. Захарова, Е. В. Лобанова, С. С. Новикова, С. Л. Мякшева, В. В. Михаэлис, Т. Г. Шмис), и пространств (Н. Н. Гладчинкова, Т. А. Година, В. А. Новикова) современная педагогическая наука ждет решения вопроса: как должно быть организовано информационно-образовательное пространство вуза, чтобы выступать фактором формирования медиакомпетентности будущего педагога.

Итак, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью создания модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблематики.

Объектом настоящего исследования является процесс формирования медиакомпетентности будущего педагога в вузе, а предметом исследования -информационно-образовательное пространство вуза, направленное на формирование медиакомпетентности будущего педагога.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке структурно-функциональной модели информационно-образовательного

пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога.

Сформулированные цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать и обобщить существующие в научном знании представления о понятии «медиакомпетентность будущего педагога», определить его сущность, разработать структуру, этапы формирования, показатели и уровни сформированности, проверить их опытным путем.

2. Уточнить сущность понятия «информационно-образовательное пространство вуза» как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога.

3. Определить содержание структурно-функциональной модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога и экспериментально проверить его эффективность.

4. Разработать и экспериментально проверить учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- впервые решена актуальная общепедагогическая задача освоения информационного пространства и коадаптации его с образовательным пространством вуза с целью формирования медиакомпетентности будущего педагога;

- впервые предложена новая, до сих пор не практиковавшаяся структурно -функциональная модель информационно-образовательного пространства вуза, обеспечивающая формирование медиакомпетентности будущего педагога;

- впервые исследованы дидактические возможности информационно -образовательного пространства вуза с целью формирования профессионально-значимой характеристики будущего педагога - медиакомпетентности, которая

является необходимым условием успешной профессиональной педагогической деятельности в условиях информационного общества;

- впервые найден алгоритм формирования медиакомпетентности будущего педагога через погружение в информационно-образовательное пространство вуза;

- впервые определены компоненты (когнитивный, деятельностно-операционный, мотивационный), критерии (ценностное отношение к медиа, медиазнания, медиаумения) и показатели медиакомпетентности будущего педагога, формирование которых является необходимым условием повышения качества подготовки педагогических кадров.

Теоретическая значимость исследования. В результате исследования: изложены теоретические подходы к анализу сущности «информационно-образовательного пространства вуза» как философско-педагогического понятия; теоретически доказано положение о том, что информационно-образовательное пространство вуза характеризуется особенностями, позволяющими рассматривать его в качестве движущей силы процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога; теоретически обоснована структурно-функциональная модель информационно-образовательного пространства вуза, направленная на формирование медиакомпетентности будущего педагога, базирующаяся на принципах открытости, целостности, целенаправленности, межпредметности, интерактивности, динамичности, вариативности, включающая в себя компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, ресурсно-технологический, диагностика - аналитический, результативный.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработано и экспериментально проверено учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза, включающее рабочие программы по дисциплинам: «Педагогика», «Медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в образовании»;

диагностический инструментарий для определения уровня сформированности медиакомпетентности будущего педагога; учебно-методические рекомендации по формированию его медиакомпетентности посредством технологии web-портфолио; электронные ресурсы комплекса дисциплин; образовательную сеть «Web-портфолио будущих педагогов ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» на базе корпоративной образовательной платформы для e-learning «BELCA» (http://belca.islu.ru); сеть виртуальных методических кабинетов - диссертанта и

1 9

коллег кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

(www. mediateacherXXI .ucoz. ru, http : //www.edu-career. ucoz.ru, http : //www.idea-pedagogika.ucoz.ru); образовательные сайты, разработанные студентами под руководством диссертанта: сообщество молодых репетиторов иностранных языков «Всех научим» (http://www.vsehnauchim.ru), авторский сайт «Учись с YouTube» (http://samara-rayan.jimdo.com), web-проект «Mediaeducation» (http://mediaeducationspace.jimdo.com/) и др., образовательные wеb-квесты; web-проект «Сайт для ДОУ» ОАО РЖД «НДОУ» № 223 (http://ndoy223.jimdo.com).

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается применением комплексной методики исследования, сочетанием комплекса методов, адекватных задачам каждого этапа; статистической обработкой экспериментальных данных, их качественным и количественным анализом; апробацией материалов диссертации и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, результаты которой подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы.

Методологической основой настоящего исследования явились: информационный подход (А. Н. Кочергин, А. И. Ракитов, У Рейтман, И. В. Роберт, Э. П. Семенюк); коадаптационный подход (О. В. Амосова, А. Е. Белобородова, Т. А. Стефановская [Стефановская, 2000; Стефановская, 2008] и др.); системно-деятельностный подход (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Кондаков, А. Н. Леонтьев, А. В. Хуторской и др.);

1 с 23.09.2013г. - кафедра педагогики и управления образовательными системами.

2 до июля 2011г. - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» (ГОУ ВПО «ИГЛУ»).

компетентностный подход к результатам образования (В. А. Болотов,

A. А. Вербицкий, Н. Н. Нечаев, Д. И. Фельдштейн, А. В. Хуторской,

B. Д. Шадриков и др.); теория медиаобразования и медиакомпетентности (Л. С. Зазнобина, Л. А. Иванова, А. А. Новикова, Л. Мастерман, С. Н. Пензин, Н. П. Рыжих, Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров, А. В. Шариков, D. Buckingham и др.; теория проектирования информационно-образовательных сред и пространств (А. Г. Абросимов, Н. Н. Гладчинкова, И. Г. Захарова, С. В. Зенкина, Г. П. Максимова, В. А. Усов, В. А. Новиковой, С.С. Новикова, С. Л. Мякшевой, В. В. Михаэлис, Т. Г. Шмис, В. А. Ясвина и др.).

Для решения поставленных задач в диссертации использовался комплекс научно-исследовательских методов:

- теоретические (изучение и анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, диссертационных исследований, программных документов; анализ, сравнение, обобщение; метод экстраполяции; моделирование, проектирование и конструирование информационно-образовательного пространства вуза);

- эмпирические (беседа с преподавателями и студентами, опрос, анкетирование открытого и закрытого типов, интервьюирование; организация опытно-экспериментальной работы; наблюдение как метод качественного анализа работы студентов с медиа, процесса ориентирования студентов в информационно-образовательном пространстве вуза; опытно-экспериментальная работа; анализ продуктов деятельности студентов; изучение и обобщение педагогического опыта по разработке информационно-образовательных сред и пространств; метод экспертных оценок; методы математической и статистической обработки данных.

База исследования: ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»). Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 300 студентов. В ходе исследования также было проведено анкетирование 15 преподавателей кафедр гуманитарно -педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ».

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», на международных научно-практических конференциях (г. Будва (Черногория), 2008 г. ; г. Казань, 2008, 2009, 2012 гг.; г. Челябинск, 2008 г.; г. Невинномысск, 2009, 2010 гг.; г. Москва, 2009, 2010, 2011 гг.; г. Пшемысль (Польша), 2012 г., г. София (Болгария), 2012 г.; г. Одесса (Украина), 2012 г. ), на всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва 2009, 2011 гг.; г. Санкт-Петербург, 2009 г.; г. Красноярск, 2008 г.; г. Томск, 2008, 2009 гг. и др.), на региональных научно-практических конференциях (г. Северодвинск, 2009 г.; г. Екатеринбург, 2009 г. ; г. Иркутск, 2007 - 2012 гг.) и др. Результаты диссертационного исследования используются в организации занятий, в научно-исследовательской работе студентов на кафедре педагогики и управления образовательными системами ФБГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет».

По теме диссертации опубликовано 53 работы, в том числе 5 в изданиях, определенных ВАК РФ. Прочие достижения: выигран индивидуальный грант для обучения во Всероссийской научной школе «Медиаобразование и медиакомпетентность» (рук. д.п.н., профессор - А.В. Федоров), г. Таганрог,

2009 г.; Золотой крест «Национальное Достояние России» - высшая награда Национальной системы «Интеграция» для педагогов-наставников за подготовку победителей VII Всероссийского конкурса НИР молодёжи «ЮНЕКО», г. Москва, 2009 г.; диплом победителя областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» в номинации человек «Открытие года», г. Иркутск,

2010 г.; стипендия международного молодежного инновационного форума «Interra», г. Новосибирск, 2011 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Медиакомпетентность будущего педагога» определяется как способность личности к осуществлению культуросообразных видов деятельности на материале СМК. А также к ведению профессионально-культурного диалога и решению профессиональных педагогических задач в условиях информационного общества, то есть умению интегрировать

медиаобразование в условия преподаваемого предмета; использовать медиаобразовательные технологии на уроке; овладевать опытом в реализации социально-значимых медиаобразовательных проектов; приобретать навыки организации информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и урока. Структура её состоит из компонентов: когнитивный, деятельностно-операционный, мотивационный. Процесс формирования предполагает следующие этапы: мотивационно - диагностирующий, аналитико-синтетический, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, профессионально-ситуативный. Критерии и показатели сформированности.

2. Информационно-образовательное пространство вуза (ИОПВ) - это специально организованное пространство вуза открытой архитектуры, базирующееся на фундаменте медиа, информатизации и компьютеризации, направленное на формирование медиакомпетентности будущего педагога. Информационно-образовательное пространство вуза отличают следующие особенности: оно расширяет представления будущих педагогов о СМК, о медиаобразовании, как средствах организации процесса обучения; способствует дальнейшему самостоятельному освоению актуальных знаний в течение всей жизни; готовит к осуществлению профессионально-культурного диалога в медиатизированном обществе.

3. Структурно-функциональная модель информационно-образовательного пространства вуза, направленная на формирование медиакомпетентности будущего педагога строится на принципах открытости, целостности, целенаправленности, межпредметности, интерактивности, динамичности, вариативности. Ее содержание включает целевой, содержательный, процессуальный, ресурсно-технологический, диагностика - аналитический, результативный компоненты, ориентированные на инновационные формы организации образовательного процесса, обеспечивающие самостоятельность, творческий характер учебной деятельности, возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий.

4. Учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза включает рабочие программы комплекса дисциплин медиаобразовательной направленности: «Педагогика», «Медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в образовании»; диагностический инструментарий для определения уровня сформированности медиакомпетентности будущего педагога; учебно-методические рекомендации по формированию медиакомпетентности будущего педагога посредством технологии web-портфолио; электронные ресурсы комплекса дисциплин и образовательную сеть «Web-портфолио будущих педагогов ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» (http://belca.islu.ru); сеть виртуальных методических кабинетов - диссертанта и коллег кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» (www.mediateacherXXI.ucoz.ru, http://www.edu-career.ucoz.ru, http://www.idea-pedagogika.ucoz.ru); образовательные сайты, разработанные студентами под руководством диссертанта: (http://www.vsehnauchim.ru), (http://samara-rayan.jimdo.com), (http://mediaeducationspace.jimdo.com/) и др., образовательные wеb-квесты, web- проект «Сайт для ДОУ» ОАО РЖД «НДОУ» № 223 (http://ndoy223.jimdo.com).

Содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность, определяются цель, объект, предмет, задачи, основа исследования, выдвигается научная гипотеза, раскрываются методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также положения о новизне, теоретической и практической значимости работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе исследования, «Теоретическое обоснование информационно-образовательного пространства вуза как фактора формирования медиакомпетентности будущего педагога» состоящей из трёх параграфов, на основе анализа состояния проблемы формирования

медиакомпетентности будущего педагога дано определение понятию «медиакомпетентность будущего педагога», разработана структура медиакомпетентности будущего педагога, а также этапы ее формирования, показатели и уровни сформированности; проанализированы подходы к определению сущностного содержания понятий «пространство», «среда», «образовательное пространство», «образовательная среда»,

«медиапространство», «информационно-образовательная среда»,

«информационно-образовательное пространство»; уточнена сущность понятия «информационно-образовательное пространство вуза» (ИОПВ) в понятийном аппарате педагогической науки; определено содержание структурно-функциональной модели ИОПВ, направленной на процесс формирования медиакомпетентности будущего педагога.

В первом параграфе, «Сущность и состояние проблемы формирования медиакомпетентности будущего педагога в современной науке и практике», проведен анализ состояния проблемы формирования медиакомпетентности будущего педагога (И. В. Жилавская, Л. С. Зазнобина, Н. В. Змановская, Л. А. Иванова, Н. Б. Кириллова, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров, И. А. Челышева, А. В. Шариков, W. Kubey, L. Masterman, J. Potter, К. Tyner, P. Worsnop и др.), который позволил установить отсутствие единого концептуального подхода к пониманию самой категории «медиаобразование». Опираясь на определения, вышеназванных авторов, мы приходим к пониманию «медиаобразования» как направления в педагогике, представляющего собой процесс образования, развития, формирования личности на материале медиа и через медиа. Такое понимание ляжет в основу дальнейшего исследования. Факт отсутствия единой медиаобразовательной концепции вызывает различия относительно ведущей цели медиаобразования (Д. Бакке, Н. И. Гендина, Е. П. Белан, А. Г. Дал, Л. С. Зазнобина, Н. В. Змановская, Л. А. Иванова [Иванова, 2012], Н. Б. Кириллова, Н. А .Коновалова, В. В. Кюршунова, Л. Мастерман, А. А. Новикова, Л. М. Семали, Е. А. Столбникова, С. В. Тришина, Ю. Н. Усов, А. В. Фёдоров,

Н. В. Чичерина, А. В. Шариков), что отражает различные подходы к нему в мире: медиаграмотность, медиакультура, медиакомпетентность, информационная культура, информационная грамотность, критическое мышление.

В условиях реализации Болонских реформ механизмом, выдвигающим новые требования к образовательному результату и тем самым определяющим стратегию модернизации российского образовательного пространства, становится компетентностный подход. В силу этих обстоятельств появился широкий пласт отечественных (Л. А. Иванова [Иванова, 2012], Н. А. Коновалова, М. В. Кузьмина, О. П. Кутькина, Рыжих Н. П., А. В. Фёдоров, Н. Ю. Хлызова, И. В. Челышева) и зарубежных (D. Baake, S. Blumeke, R. Kubey, L. Masterman, J. Potter, I. Pottinger, G. Tulodzieckii) исследований, в которых в качестве цели медиаобразования рассматриваются понятия «медиакомпетентность личности» и «профессиональная медиакомпетентность педагога».

На основании всех положений, позиций, мнений мы формулируем собственное понимание «медиакомпетентности будущего педагога», которое определяем - как способность личности осуществлять культуросообразные виды деятельности на материале СМК (средства массовой коммуникации) (поиск, отбор, использование, критический анализ, оценку информации, создание и передачу медиатекстов). А также вести профессионально-культурный диалог и решать профессиональные педагогические задачи в условиях информационного общества: интегрировать медиаобразование в условия преподаваемого предмета; использовать медиаобразовательные технологии на уроке; владеть опытом в реализации социально-значимых медиаобразовательных проектов; владеть навыками организации медиаобразовательного пространства образовательного учреждения и урока.

Контрастивно-сопоставительный анализ исследований, посвященных классификации показателей медиакомпетентности личности показал, что в исследованиях отечественных медиапедагогов (Н. В. Змановская,

Л. А. Иванова [Verbitskaya, Ivanova, 2011; Иванова, 2012], Т. В. Ковшарова, О. П. Кутькина, Н. П. Рыжих, А. В. Фёдоров, Н. Ю. Хлызова и др.) разработаны и описаны системы показателей оценки сформированности различных целей медиаобразования, в том числе профессиональной медиакомпетентности педагога. Вышеуказанные подходы и требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», позволяют представить формирование медиакомпетентности будущего педагога в ИОПВ как целенаправленный и целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетается формирование его отдельных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятелъностно-операционного). В свою очередь для каждого компонента мы выделяем критерии: ценностное отношение к медиа, медиазнания, медиаумения. Объединение критериев и компонентов искомой характеристики, показывает их зависимость между собой и позволяет определить структуру медиакомпетентности будущего педагога в ИОПВ (табл. 1).

Каждый из показателей медиакомпетентности будущего педагога может находиться на высоком, среднем или низком уровнях. Вышеописанные показатели и компоненты искомой характеристики, мы решаемся включить в структуру медиакомпетентности будущего педагога (табл. 1). Уровни и показатели сформированности медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза представлены в таблице 2.

Таблица 1

Структура медиакомпетентности будущего педагога

К-ты Критерии Уровень

| | л 9 Ценностное отношение к медиа: избирательное отношение к содержанию различных видов медиа, а также сознательное регулирование частоты контакта с ними; осознание необходимости в анализе и оценке медиатекстов, медиаобразовательных ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности; рефлексия собственных и чужих результатов медиаобразования; профессиональная потребность в самосовершенствовании в области медиаобразования и осуществления самоконтроля при работе с медиа высокий

средний

низкий

1 ^ Медиазнания: знание терминологии медиаобразования; знание теории медиаобразования; знание истории медиаобразования, медиакультуры, процесса массовой коммуникации; представление о природе, закономерностях, механизмах СМИ и СМК; знание основных принципов анализа и интерпретации медиатекстов; знание о возможностях и функциях СМИ и СМК; знание о конструктивном и деструктивном воздействии на процесс формирования личности и психику медиа сообщений; представление о медиа как источнике знаний, средстве решения образовательных, самообразовательных, профессиональных задач и объекте для анализа. высокий

средний

низкий

л Медиаумения: умения самостоятельно осуществлять поиск, выбор, производство, распространение, хранение медиа различных видов и жанров; умение решать творчески профессиональные задачи, посредством процессов медиаобразования и самообразования на материале СМИ и СМК; умение использовать медиаобразовательные средства, формы, методы и технологии для организации педагогического процесса; умение создать информационно-образовательное пространство вокруг ученика, разрабатывать медиаобразовательные ресурсы. высокий

средний

низкий

Таблица 2

Уровни и показатели сформированности медиакомпетентности будущего педагога в информационно-образовательном пространстве вуза (ИОПВ)

К-ты Показатель по уровню

Низкий Средний Высокий

Мотивационный Низкий уровень частоты контакта с медиатекстами3 различного вида и жанра Средний уровень частоты контакта с МТ различного вида и жанра Высокий уровень частоты контакта с МТ различного вида и жанра

Не избирательность в потреблении МТ, часто пренебрежительное отношение к медиа Целесообразность в использовании МТ, толерантное отношение к медиа Осознанное использование и ценностное отношение к МТ, несущим в себе образовательный и педагогический смысл

3 Медиатекст (МТ)

Разрозненные мотивы: к работе в ИОП с МТ (образовательного и профессионального характера); к ведению медиатизированного образовательного и профессионального диалога в сети Осознанные мотивы: к работе в ИОП с МТ (образовательного и профессионального характера); к ведению медиатизированного образовательного и профессионального диалога в сети Осознанная потребность к работе в ИОП с МТ (образовательного и профессионального характера); к ведению медиатизированного образовательного и профессионального диалога в сети

Отсутствие потребности в анализе и оценке МТ, медиаобразовательных результатов, ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности Осознание необходимости в анализе и оценке МТ, медиаобразовательных результатов, ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности Осознанная потребность в профессиональном анализе и оценке МТ, медиаобразовательных результатов, ресурсов, сред, продуктов медиадеятельности

Отсутствие профессиональной педагогической потребности в самосовершенствовании в области медиаобразования и осуществления самоконтроля при работе с медиа Наличие средней профессиональной педагогической потребности в самосовершенствовании в области медиаоб-ния и осуществления самоконтроля при работе с медиа Наличие высокой профессиональной педагогической потребности в самосовершенствовании в области медиаобразования и осуществления самоконтроля при работе с медиа

Знание основных исторических фактов и понятий, связанных с медиаобразованием, медиакультурой, массовой коммуникацией, полученных при изучении различных педагогических дисциплин, оперирование ими Знание жанровых структур МТ, закономерностей восприятия и понимания медиасообщений Знание основных законов языка спектра медиакультуры, принципов анализа и интерпретации МТ

Когнитивный Предположение о конструктивном и деструктивном воздействии СМИ и СМК на процесс формирования личности и медиасообщений, а также поверхностное представление о СМИ и СМК как о средствах решения образовательных, самообразовательных и профессиональных задач Знание механизмов конструктивного и деструктивного воздействия СМИ и СМК на процесс формирования личности и медиасообщений, а также достаточное представление о СМИ и СМК как о средствах решения образовательных, самообразовательных и профессиональных задач Знание механизмов: противостояния деструктивному воздействию СМИ и СМК на процесс формирования личности и медиасообщений; использования потенциала конструктивного воздействия СМИ и СМК на процесс формирования личности, в решении образовательных, самообразовательных и профессиональных задач

Представление о способах конструирования и разработки медиаобразовательные ресурсов, медиаобразовательных сред и контрольно-измерительных материалов (web-сайтов, web-квестов, онлайн тестов, web-портфолио) Ориентирование, знание одного или двух современных способов конструирования и разработки медиаобразовательных ресурсов, медиаобразовательных сред и контрольно-измерительных материалов (web-сайтов, web-квестов, онлайн тестов, web-портфолио) Знание разнообразных способов конструирования и разработки медиаобразовательных ресурсов, медиаобразовательных сред и контрольно-измерительных материалов (web-сайтов, web-квестов, онлайн тестов, web-портфолио)

Знание медиаобразовательных средств, форм, методов, технологий организации педагогического процесса Знание педагогических принципов использования медиаобразовательных средств, форм, методов и технологий для организации педагогического процесса Знание методических принципов использования медиаобразовательных средств, форм, методов и технологий для организации педагогического процесса

Знание основных средств осуществления образовательного и профессионального медиатизированного диалога в сети (e-mail, ISQ, Skype) Знание расширенного спектра средств осуществления образовательного и профессионального медиатизированного диалога в сети (e-mail, ISQ, Mail.ru-Агент, Skype, Google voice, Yahoo Messenger, QIP) Знание спектра средств и технологий конференцсвязи (webinar.ru, COMDI и др.) для организации видеоконференций, online-консультаций, вебинаров, видео-подкастов для осуществления образовательного и профессионального медиатизированного диалога в сети

Деятельностный Умение осуществлять частичную навигацию, поиск, хранение, выбор медиа, обработку и передачу МТ (работа в поисковых системах, каталогах, информационных базах данных) для решения образовательных и профессиональных задач Умение осуществлять четкую и скоординированную навигацию, а также поиск, хранение, выбор медиа, обработку и передачу МТ (работа в поисковых системах, каталогах, информационных базах данных) для решения образовательных и профессиональных задач Умение на высоком уровне осуществлять четкую и скоординированную навигацию, а также поиск, хранение, выбор медиа, обработку и передачу МТ (работа в поисковых системах, каталогах, информационных базах данных) для решения образовательных и профессиональных задач

Низкий уровень владения интеллектуальными операциями (анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей) по отношению к МТ. Умение распознавать некоторые жанры МТ, интерпретировать авторскую позицию художественного МТ Средний уровень владения интеллектуальными операциями (анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей) по отношению к МТ. Умение критически анализировать МТ, интерпретировать, давать оценку авторской идеи МТ; анализировать художественные образы персонажей, давать описание их психологических портретов; понимать латентный смысл МТ Высокий уровень владения интеллектуальными операциями (анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей) по отношению к МТ. Умение оценивать МТ различных жанров; противостоять деструктивному влиянию медиа, самостоятельно производить независимое мнение по отношению к МТ, на основе критического мышления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умение с чьей- либо помощью осуществлять медиатизированный диалога в образовательных и профессиональных сетевых сообществах, адекватный культуре педагогического общения по средствам: е-mail, ISQ, Бкуре, Mail.ru Агент) Умение самостоятельно осуществлять медиатизированный диалог в образовательных и профессиональных сетевых сообществах, адекватный культуре педагогического общения по средствам: e-mail, ISQ, Mail.ru-Атент, Skype, Google voice, Yahoo Messenger, QIP и др.) Умение самостоятельно организовывать медиатизированный диалог (видеоконференции, онлайн-консультации, вебинары, видеоподкасты) в образовательных и профессиональных сетевых сообществах посредствам технологий конференцсвязи.

Умение с чьей-либо помощью использовать основные медиаобразовательные средства, формы, методы и технологии в организации педагогического процесса Умение самостоятельно использовать основные медиаобразовательные средства, формы, методы и технологии в организации педагогического процесса Умение уверенно использовать основные медиаобразовательные средства, формы, методы и технологии в организации педагогического процесса

Умение с помощью извне разрабатывать медиаобразовательные ресурсы и контрольно-измерительные материалы (^еЬ-сайты, опЦпе-тесты, ^еЬ-квесты, ^еЪ-гортфолио) Умение самостоятельно разрабатывать медиаобразовательные ресурсы и контрольно-измерительные материалы (web-сайты, online-тесты, web-квесты, web-портфолио) Умение уверенно и креативно подходить к разработке медиаобразовательных ресурсов и контрольно-измерительных материалов (^еЬ-сайты, опНпе-тесты, ^еЬ-квесты, портфолио)

На основании определенной структуры искомой характеристики, а также анализа научных трудов, посвященных теории деятельности (П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.), теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.М. Новиков, Д.Б. Эльконин и др.) можно выделить этапы формирования медиакомпетентности будущего педагога в ИОПВ (табл. 3), во время реализации которых, компоненты

медиакомпетентности будущего педагога являются одинаково востребованными, а значит равноценными.

Таблица 3

Этапы формирования медиакомпетентности будущего педагога в ИОПВ

Этап Характеристика этапа Компоненты

I- этап Мотивационно-диагностируюши й Диагностика, направленная на выявление уровня сформированности медиакомпетентности будущего педагога. Беседа, включающая: анализ полученных результатов, постановку целей и задач, направленных на формирование медиакомпетентности будущего педагога, предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению в рамках медиаобразовательной деятельности, определение мотива выбранной деятельности. Событие, направленное на выбор направления деятельности в ИОПВ, составление индивидуального маршрута будущей деятельности Мотивационный Когнитивный Деятельностный

II- этап Аналитико- синтетический Первый этап взаимодействия с медиа в ИОПВ: освоение теории медиаобразования, механизмами функционирования медиа; знакомство с методикой анализа медиатекста, методиками организации медиаобразовательных занятий, медиаобразовательными технологиями, технологиями разработки медиаобразовательных продуктов (ресурсы, среды контрольно-измерительные материалы), т.е. сознательное, но неумелое выполнение действий по отношению к медиа Мотивационный Когнитивный Деятельностный

Ш- этап Операционно -деятельнсстный Применение полученных знаний в области медиаобразования на практике: организация педагогического процесса с использованием медиаобразовательных технологий; участие в групповой проектной медиаобразовательной деятельности, разработка, реализация и апробация медиаобразовательного проекта/ продукта. Мотивационный Когнитивный Деятельностный

IV - этап Оценочно- рефлексивный Выполнение контрольных заданий, тестов, решение педагогических задач, с использованием медиаобразовательных технологий, поиск ответов на проблемные вопросы, ведение web-портфолио, анализ собственной деятельности, анализ результатов деятельности друг друга Мотивационный Когнитивный Деятельностный

V- этап Профессиональн оситуативный Активный поиск возможностей тиражирования, полученного медиаобразовательного опыта. Взаимодействие с субъектами образовательного процесса, образовательными учреждениями по передаче, обмену и освоению нового медиаобразовательного опыта, реализации социально-значимых медиаобразовательных проектов по инициативе других организаций Мотивационный Когнитивный Деятельностный

Во втором параграфе, «Информационно-образовательное пространство вуза как философско-педагогическое понятие», проведен анализ различных подходов к трактовкам философских понятий «пространство», «среда» (Я.Ф. Аскин, Г.Е. Зборовский, Г.Р. Исламшина, С.Т. Мелюхин, А.М. Мостепаненко, П.А. Флоренский), «информационное пространство» (А.А. Бодрова, Р.И. Вылков, М.В. Каткова, В.Н. Костюк, Е. Таратутаа, М. Хейм, А.В. Чистяков), «медиапространство» (Е.Н. Юдина), а также педагогических: «образовательное пространство», «образовательная среда», (М.Н. Ахметова, М.Я. Виленский, В.И. Гинецинский, Е.В. Мещеряков, В.И. Слободчиков,

A.В. Хуторской, В.А. Ясвин); «информационно-образовательная среда», «информационно-образовательное пространство» (И.Г. Захарова,

B.В. Михаэлис, В.С. Новикова, С.С. Новикова, Т.Г. Шмис и др.); медиаобразовательное пространство вуза (Л.А. Иванова [Иванова, Григорьева, 2009; Григорьева, Иванова, 2013]). В результате сделаны выводы о том, что: построение образовательного пространства ведёт к трансформации процессов, связанных с личностью, в которых «давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности», в нём субъект сам задаёт параметры для формирования и развития; информационное пространство может вступать в гармоничное взаимодействие с образовательным пространством вуза средствами медиа и глобальной сетью Интернет, оказывая влияние на его конфигурацию, создавая новое социально-значимое ИОПВ.

На основании всех приведенных выше положений, позиций, мнений, сопоставлений, творчески осмысленных аналогий мы формулируем собственное понимание «информационно-образовательного пространства вуза», а именно - специально организованное пространство вуза, открытой архитектуры, базирующееся на фундаменте медиа, информатизации и компьютеризации, направленное на формирование медиакомпетентности будущего педагога. ИОПВ отличают следующие особенности: оно расширяет представления будущих педагогов о СМК, о медиаобразовании, как средствах

организации процесса обучения; способствует дальнейшему самостоятельному освоению актуальных знаний в течение всей жизни; готовит к осуществлению профессионально - культурного диалога в медиатизированном обществе.

В третьем параграфе, «Модель информационно-образовательного пространства вуза, направленная на формирование медиакомпетентности будущего педагога», определена методологическая основа модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога. Исходя из ведущих положений о коадаптационном (О.В. Амосова, А.Е Белобородова, Т. А. Стефановская [Стефановская, 2000; Стефановская, 2008] и др.), информационном (И.В. Роберт, У Рейтман, А.Н. Кочергин, А.И. Ракитов, Э.П. Семенюк) подходах, считаем уместным использовать как инструменты педагогических действий по переустройству образовательной реальности, в момент коадаптации информационного и образовательного пространств; а положения о системно-деятелъностном (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Кондаков, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской, и др.), компетентностном (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Н.Н. Нечаев, Д.И. Фельдштейн, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) подходах, лягут в основу педагогических действий по формированию медиакомпетентности будущего педагога внутри ИОПВ.

В соответствии с целью исследования определен тип модели -структурно-функциональный. Нами разработана структурно-функциональная модель ИОПВ, которая представлена целевым, содержательным, процессуальным, ресурсно-технологическим, диагностико-аналитическим, результативным, компонентами (рис. 1).

Л ОВАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРНЕТ^

Х

0PUUHI0HH0^)BPA30BUE.IbH0E

X

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНС

X

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАН

ЦЕЛЕВОЙ KOMIIOHET:

формирование медиакомпетентностн Руля щего педагога

Теоретические подходы

►информационный. коадапташюннын. системно • доггельностный. компс

Принципы:

открытость, целостность. целенаправленность: ыакпредметиость интерактнвность динамичность, вариагавносгь

Субъекты:

студенты! субъектно субъектное взаимодействие» преподаватели

ГЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

Комикс дисциплин. медиаооразоватеаьной направленность: -Пеаа погни:

- Методика пснходого-педагогнчеанх исследований:

- Медиаооразованиев процессе обучея ни иностранным ¡пыхам

-Информационные технологии в образования Электронные и трашшисвные учебно-методические комплексы дисциплин. Рабочие программы, предусматривающие наполнение занятий по днсинплинам содержанием медиаобразовательного характера.

Учебно-методические рекомендшиидля стулеятов и преподавателей по дисциплинам учебвого плана.

. Планы работы НИРС в студенческого научного

ПРОЦЕС СУАЛЬН ЫЙ КОМПОНЕНТ: Этапа формирования мелнакомпетентлостн буду щего

1-этап Мотнвапнонно - диагностический Ii-этап Аналнтнко-синтетический Ш- этап Операпнонно-деятельностный VI-этап Оценочно -рефлексивный V- этап Профессионально ' -ситуативный

\ \ * челиакочпетенгн ^ мотивашюнный: компоненты / ости буду щего педагога/ когшшгвныЛ: деятель ностный

Медиаобразовательные среды к ресурсы:

Электронные ресурсы лиспиплнн:

РЕСУРСНО ТЕХНОЛОП1ЧЕСКШ1

КОМПОНЕНТ:

-Педагогии

- Методика пснхолого-педагогическвх исследований.

- Меднаобразование в процессе обучения иностранным языкам

-Информационные технологии в образования кружа, Восточно- Сибирского научно-нсслело^ ^a50eaienbHÚU Порше ФГБОу ВПО 'ИГЛУ

Педагогические технологии:

- интерактивные образовательные

технология:

- технология сотрудничества,

- проектные технологии.

- технологии медиаобраэования.

- web-портфопиои др

тельсксго центра по проблемам медиаобразова иия в школьной и вузовской педагогике с замани рованными ctv денческими мероприятиями предусматривающие формирование опыта работы с мешшекстами. создания и рвспро-странения продуктов мучно-исследавательской саооть! и мелзатЕоочесш

ДИАГНОСТИКО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

КОМПОНЕНТ:

Анкеты опросники, тесты в традиционных

и ои-лайн форматах, контрольные и проверочныерабош. аемы анализа медиатекстов. web-лаборатории web-портфсдно студента: критерии для анализе медиатекстов. материалы тля диагностики ИОг

BELCA (BaikaJe learning campus).

Сеть виртуальных методических кабинетов преподавателей.

образовательная сеть web-порт фссш о студентов педагогических

специальностей ФГБОУ ВПО 'ИГЛУ

Электронный научно-педагогический журнал Востотаой Сибири

'Magister Dixit" • wwwjnd.idu.ra.

Ресурсы созданные студентами (web-квесты. web-сайты),

мультимедийные, телекоммуникационные и технические средства.

Технологии и сервисы web 2.0._

• мотивапионный

• когнитивный,

- деятельнсстнын.

- ценностное отношение к медиа.

- мелназнания.

- медияумеяия

- высокий: -средний, • низкий

Рис. 1 Структурно-функциональная модель ИОПВ

Вместе с тем изучение принципов построения информационного, медиа, и образовательного пространств позволяют нам выделить принципы построения модели ИОПВ: открытость, целостность, целенаправленность, межпредметность, интерактивность, динамичность, вариативность.

Вторая глава исследования, «Опытно-экспериментальная работа по реализации модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога», состоит из трех параграфов, посвященных организации опытно -экспериментальной работы: констатирующего, формирующего и контрольных этапов эксперимента.

Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы, положения которой проверялись в опытно -поисковом режиме со студентами педагогических специальностей ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие: 300 студентов (150-экспериментальная и 150-контрольная группы); аспиранты и преподаватели ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», а также сотрудники «Центра открытого обучения ИГЛУ». На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика. В соответствии с критериями и показателями сформированности медиакомпетентности будущего педагога были подобраны методы диагностики: беседа, тестирование, наблюдение, опрос, дискуссия, анализ медиапродуктов, самоанализ медиаобразовательного опыта, метод экспертных оценок.

Разработаны, апробированы и применены материалы, разработанные диссертантом: опросник уровня сформированности медиакомпетентности будущего педагога по показателям, для констатирующего замера общего студентов с 1 -5 курсов, анкета выявления потребности студентов в медиаобразовании и организации ИОПВ, анкета выявления состояния проблемы применения средств медиа в образовательном процессе вуза, анкета

выявления понимания и оценки организации информационно-образовательного пространства вуза преподавателями. Использована анкета для выявления уровня медиакомпетентности будущего педагога на материале анализа аудиовизуального медиатекста (автор - А.В. Федоров).

Диагностика проходила в традиционной и опосредованной формах, в том числе через ресурсы дисциплин, размещенных на образовательном портале ИГЛУ «BELCA» (http://www.belca.islu.ru). Для получения наиболее объективного результата большинство диагностических процедур были проведены в ходе включения обучающихся в активную медиадеятельность, стимулирующую проявление ими искомой характеристики. Оценка результатов данного исследования проводилась на основе разработанных показателей и критериев.

В первом параграфе, «Диагностика исходного состояния медиакомпетентности будущего педагога», представлен констатирующий эксперимент, на основе полученных результатов сделаны выводы (табл. 4), что:

1. Наблюдается тенденция несистематического использования медиа в образовательном пространстве вуза.

2. Не используется в полной мере медиаобразовательный потенциал образовательного пространства вуза.

3. Отсутствует комплекс дисциплин, факультативов, спецкурсов, кружков, медиаобразовательной направленности.

4. Рабочие программы, дисциплин психолого-педагогического блока не содержат медиаобразовательной составляющей, кроме факультатива «Медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам».

5. Отсутствует система студенческих мероприятий, предусматривающих формирование опыта работы с медиатекстами, создания и распространения продуктов научно-исследовательской и медиаобразовательной деятельности.

6. Отсутствуют системообразующие мотиваторы формирования медиакомпетентности будущего.

7. Отсутствует комплекс диагностических средств по отслеживанию динамики формирования медиакомпетентности будущего педагога внутри модели ИОПВ.

Таблица 4

Результаты диагностики исходного состояния медиакомпетентности

будущего педагога в ЭГ и КГ по разработанным показателям

Группа Уровни сформированности медиакомпетентности будущего педагога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий средний высокий

Кол-ство чел. % Кол-ство чел. % Кол-ство чел. %

ЭГ 79 52,6 66 44 5 3,3

КГ 82 54,6 62 41, 3 6 4

Во втором параграфе исследования, «Реализация модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога», представлен формирующий этап эксперимента по реализации модели ИОПВ, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога, для этого мы использовали, разработанное учебно-методическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога в ИОПВ. Задача данного этапа исследования состояла в проверке общей гипотезы исследования, а именно в подтверждении того, что информационно-образовательное пространство вуза, способно выступить значимым фактором формирования медиакомпетентности будущего педагога. Оценив возможности каждой из форм обучения с точки зрения внедрения результатов исследования, мы пришли к выводу о наибольшей эффективности дисциплин: «Педагогика», «Медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в образовании» для студентов. В ходе формирующего эксперимента, занятия в ЭГ были организованы в соответствии с разработанной моделью ИОПВ, в КГ занятия осуществлялись традиционно.

С целью реализации содержательного компонента модели ИОПВ, в содержание рабочих программ мы вводили медиаобразовательный компонент, предусматривая регулярное и педагогически обоснованное применение

широкого спектра медиа в процессе медиаобразования и обучения профессиональным дисциплинам. Далее в содержательный компонент модели ИОПВ были включены компоненты: Восточно - Сибирский исследовательский Центр проблем медиаобразования», организованный на базе кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»; студенческое научное общество (СНО) по проблемам медиаобразования в школьной и вузовской педагогике ИГЛУ; одноименная секция, организованная в рамках ежегодной научно-практической конференции для студентов и аспирантов «Неделя науки ИГЛУ». Данные компоненты позволили осуществлять и координировать процесс учебно-научно-исследовательской работы студентов в области медиаобразования внутри ИОПВ. Занятия в СНО отличало разнообразие форм обучения: просмотр, анализ и рецензирование фильмов, видеороликов, рекламы, научных и научно-популярных статей, электронных и печатных СМИ, радиопередач, музыкальных произведений; поисковая и аналитическая работа в сети Интернет; разработка индивидуальных сайтов, медиаобразовательных ресурсов; осуществление научно-исследовательской работы в области медиаобразования; публикация результатов научных исследований в журналах, сборниках материалов по итогам конференций.

В основу реализации процессуального компонента модели ИОПВ был заложен системно - деятельностный подход. Процесс формирования медиакомпетености будущих педагогов протекал согласно следующему алгоритму: мотивационно-диагностирующий, аналитико-синтетический, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, профессионально-ситуативный. На мотивационно - диагностическом этапе процессуального компонента ИОПВ были организованы действия, направленные на выявление исходного уровня сформированности способности. Также была организована диагностика выявления состояния проблемы применения коллегами средств медиа в образовательном процессе вуза, результаты которой определили необходимость организовать и провести межкафедральные и внутрикафедральные лекции, семинары, мастер-классы, в рамках

медиаобразовательной тематики.

На аналитико-синтетическом этапе процессуального компонента модели ИОПВ - происходило освоение теории медиаобразования, механизмов функционирования медиа; знакомство с методикой анализа медиатекстов, знакомство с методиками организации медиаобразовательных занятий, медиаобразовательными технологиями, технологиями разработки медиаобразовательных продуктов через: лекции и семинары, проектную НИРС; самостоятельное изучение и осмысление теоретических вопросов медиаобразования, освоение первичного опыта по самоорганизации медиаобразовательной деятельности, самоконтролю за процессом формирования медиакомпетентности.

Операционно-деятельностный этап процессуального компонента модели ИОПВ предполагал применение студентами полученных знаний в области медиаобразования на практике. Разработанные нами задания носили индивидуальный, групповой, самостоятельный, творческий характер. Комплекс заданий состоял из цикла литературно-имитационных, театрально-ролевых, изобразительно-имитационных, литературно-аналитически творческих заданий (автор- А.В. Федоров).

На занятиях перед студентами ставились такие задачи: написать рецензию, отзыв, анализ на предложенные медиатексты (различные жанры и форматы: печатные, цифровые, аудиовизуальные). Если материалом для анализа служили медиатексты телевизионных жанров, то студенты учились распознавать медийные стереотипы, диктуемые телевидением, пересказывать сюжеты, прогнозировать события дальнейший поворот событий. Во время таких занятий студенты знакомились с рекламными приемами и механизмами воздействия на детей разного возраста, работали над социально-значимыми проектами по разработке собственных медиатекстов, писали сценарии видеоклипов, которые носили конструктивный характер, поднимали важные социально-педагогические проблемы. Студентам предлагалось включаться в проблемные дискуссии, по окончанию разрабатывались видеоролики, в которых

актуализировалась обсуждаемая проблема и определялись пути решения.

Студентам предлагалось принять участие в просмотре и анализе проблемных медиатекстов различных жанров, для этого они применяли методики структурного, сюжетного, эстетического анализа медиатекстов, анализа персонажей (автор А.В. Федоров). Далее были организованы театрализованные этюды, во время которых студенты выступали в роли кинокритиков, анализируя отдельные элементы фильма. Также этот этап работы предполагал задания для студентов по разработке и анализу медиаобразовательных продуктов (ресурсов).

Оценочно-рефлексивный этап процессуального компонента модели ИОПВ использовал ресурсы диагностико - аналитического компонента, предполагал разработку и выполнение контрольных заданий, тестов, решение педагогических задач, поиск ответов на проблемные вопросы, заполнение анкет, анализ, самоанализ, самооценку. Контроль за образовательными результатами проходил с помощью онлайн тестов, размещенных в электронных ресурсах дисциплин внутри образовательного портала «BELCA». В качестве аутентичного средства оценивания результатов обучения и формирования компонентов медиакомпетентности будущего педагога нами была выбрана технология web-портфолио [Иванова, 2011].

Профессионально-ситуативный этап процессуального компонента структурно-функциональной модели ИОПВ предполагал активный поиск возможностей тиражирования студентами полученного медиаобразовательного опыта. Для это студенты получали возможность участия: в совместных научно-исследовательских проектах, волонтерских программах по медиаобразовательной деятельности для образовательных учреждений Иркутской области, а также в коллективном оформлении заявок на гранты и конкурсы, в написании научных публикаций, участия в конференциях разного уровня, в разработке медиапродуктов, организации мастер-классов, методических семинаров (кафедральных, межкафедральных, на базе ДОУ и СОШ).

Обеспечение ресурсно-технологического компонента ИОПВ основывались на технологиях и продуктах web 2.0., а именно: электронные ресурсы комплекса дисциплин на образовательном портале ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» «BELCA» (wwwbelcaishiru); электронные ресурсы; сеть виртуальных методических кабинетов (идея названия Т.А. Жданко) кафедры педагогики; электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit» (wwwmcLislum). Для обеспечения полной реализации процессуального компонента модели ИОПВ нами использовались: интерактивные образовательные технологии, технологии сотрудничества, технология проектной деятельности, технологии медиаобразования.

В третьем параграфе исследования «Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке модели информационно-образовательного пространства вуза, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога», описана проверка модели ИОПВ.

Проверка эффективности модели ИОПВ проводилась нами в течение трех лет: констатирующий эксперимент был проведен в 2009-2010 учебном г., формирующий эксперимент был организован в 2010-2011 и 2011-2012 учебном гг. По мере прохождения студентов ЭГ и КГ программ комплекса дисциплин, нами проводились диагностические срезы, позволяющие отслеживать процесс реализации модели ИОПВ, его влияние на процесс формирования искомой характеристики и динамику изменений. Для оценки статистической значимости полученных результатов мы выбрали методику математического подсчета результатов: (Х)-критерий Пирсона, для выявления различий в уровне сформированности экспериментальной и контрольной групп, t - критерий Стьюдента для оценки достоверности сдвига в значениях, полученных в ходе исследования уровней сформированности искомой характеристики. Достоверность полученных коэффициентов проверялась по стандартным статистическим таблицам, были выбраны три уровня значимости (p <0,05; p <0,01; p<0,001).

Анализ и конкретизация полученных данных позволили сделать вывод, что

реализация структурно-функциональной модели ИОПВ, направленной на формирование медиакомпетентности будущего педагога приводит к положительной динамике формирования исследуемой характеристики. Для студентов ЭГ характерны более высокие показатели медикомпетентности будущего педагога.

Незначительное количество обучающихся с низким уровнем сформированности медиакомпетентности будущего педагога, возросшее число с высоким уровнем доказывает эффективность разработанной структурно-функциональной модели ИОПВ (см. таблицу 5).

Таблица 5

Результаты итогового диагностирования уровня сформированности медиакомпетентности будущего педагога

Группа Уровень сформированности медиакомпетентности будущего педагога (%)

низкий средний высокий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

ЭГ 7 4,6 34 22 108 72

КГ 34 22 75 50 42 28

Отметим значительные изменения, произошедшие в области отношения студентов. В целом в ЭГ динамика отношений, составляющих мотивационный компонент медиакомпетентности будущего педагога, была значительно более показательной, чем в КГ: достоверность различий по 1-критерию Стьюдента между первым и третьим срезами в ЭГ составила 11 (<0,001), в КГ - 10,05 (<0,001).

Низкие результаты у участников эксперимента КГ получены по когнитивному показателю. Большие затруднения вызвали вопросы по теории медиаобразования. В целом для КГ характерно низкий уровень знаний о медиа, медиа технологий, закономерностей функционирования СМИ: достоверность различий по 1-критерию Стьюдента между первым и третьим срезами в ЭГ выражена более значительно 7,94 (<0,001), чем в КГ 5,1 (<0,001).

Низким остался уровень действенно-операционного показателя в КГ. Данный результат объясняется невысокой степенью вовлечения студентов в активную медиа деятельность. У студентов КГ вызывает сложность оценка

художественных образов персонажей, разработка медиапродуктов, поиск решений учебных задач посредством медиаобразования: достоверность различий по t-критерию Стьюдента между первым и третьим срезами в ЭГ составила 30,5<(0,001), в КГ 9,7 (<0,001).

В то же время средний результат их знаний в области медиаобразования увеличился. В этом отношении необходимо отметить устойчивость положительной динамики по всем показателям как в ЭГ, так и в КГ. Таким образом, опытное обучение подтвердило выдвинутую гипотезу о способности ИОПВ выступать фактором процесса формирования медиакомпетентности будущего педагога, при наличии структурно-функциональной модели ИОПВ, соблюдении принципов построения и реализации её структурных компонентов.

В заключении диссертации изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования и сформулированы выводы.

Проведенное исследование отражает лишь авторский взгляд и определённый подход к анализу и решению проблемы, не освещая всех ее аспектов. Вместе с тем данная проблема требует дальнейшего комплексного изучения следующих направлений: изучение возможностей реализации предложенной модели ИОПВ в процессе формирования других профессионально значимых характеристик, при изучении отдельных дисциплин; разработка модели информационно-образовательного пространства школы, дошкольной образовательной организации и др.

Библиографический список

1. Verbitskaya O.M. Media Competence as an Integral Quality of a New Teacher for a New School / O.M. Verbitskaya, L.A. Ivanova // European researcher. 2011. Т. 12. С. 1652-1655.

2. Григорьева И.В. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «медиаобразовательное пространство») И.В. Григорьева, Л.А. Иванова // Вестник Том. гос. ун-та

РФ. 2013. № 369. С. 141-146.

3. Иванова Л.А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства) / Л.А. Иванова, И.В. Григорьева // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2 (14). С. 158-165.

4. Иванова Л. А. Аутентичное оценивание с помощью WEB-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения курса / Л.А. Иванова // В мире научных открытий (Сер. Проблемы науки и образования). Красноярск: НИЦ. 2011. № 5.1. С. 399-410.

5. Иванова Л.А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века / Л.А. Иванова // Вестник ИрГТУ 2012. № 5. С. 299-306.

6. Стефановская Т.А. Подготовка учителя XXI в. (Основания к созданию целостной концепции базового педагогического образования) / Т.А. Стефановская // Вопросы педагогического образования: межвузовский сборник сб. статей. Иркутск: ИГЛУ, 2000. С. 7-11.

7. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика» / Т.А. Стефановская. М.: Академия, 2008. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.