Научная статья на тему 'Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI века)'

Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАПЕДАГОГ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / MEDIA EDUCATION THE REGIONAL ASPECT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / TEACHING EXPERIENCE OF MEDIA EDUCATION / MEDIA TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурашкина Наталья Анатольевна, Григорьева Ирина Валерьевна

В статье представлены результаты анализа научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI в.), а также описан медиаобразовательный опыт педагогов-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурашкина Наталья Анатольевна, Григорьева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC AND PUBLICATION ACTIVITIES OF EASTERN SIBERIA EDUCATORS IN THE FIELD OF MEDIA EDUCATION (THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

The article presents the results of the analysis of educators' scientific and publication activities in Eastern Siberia in the field of media education (at the beginning of the XXI century). The educator's and researcher's media education experience is described.

Текст научной работы на тему «Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI века)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.075.8 ББК 74 Г834

Н. А. Мурашкина Иркутск, Россия И. В. Григорьева Иркутск, Россия

АНАЛИЗ НАУЧНО-ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ОБЛАСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НАЧАЛО XXI ВЕКА)

В статье представлены результаты анализа научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI в.), а также описан медиаобразовательный опыт педагогов-исследователей.

Ключевые слова: медиаобразование; медиапедагог; медиаобразование -региональный аспект; педагогический опыт медиаобразования.

N. A. Murashkina Irkutsk, Russia I. V. Grigoreva Irkutsk, Russia

ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC AND PUBLICATION ACTIVITIES OF EASTERN SIBERIA EDUCATORS IN THE FIELD OF MEDIA EDUCATION (THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

The article presents the results of the analysis of educators' scientific and publication activities in Eastern Siberia in the field of media education (at the beginning of

the XXI century). The educator's and researcher's media education experience is described.

Key words: media education; media teacher; media education - the regional aspect; teaching experience of media education

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения и в первую очередь связана с тем, что становление информационного общества, развитие ме-диаобразования, направленного на формирование у подрастающего поколения качеств личности, позволяющих жить и работать в новых социокультурных условиях, заставляет медиапедагогов-исследователей анализировать и обобщать накопившийся положительный педагогический опыт в этом направлении для определения будущих исследовательских векторов, решения проблем ме-диаобразования и развития медиапедагогики в целом. Особенно интересным в этом смысле остается богатый, часто специфичный, со своими традициями региональный опыт. Не изученным и малообобщенным в этом смысле является медиаобразовательный опыт Сибирского региона, особенно Восточной Сибири.

Возрастающий в педагогике интерес к исследованию и обобщению ме-диаобразовательного опыта педагогов-исследователей Восточной Сибири, глубоко увлеченных своим делом, определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор в медиаобразовании уделялось достаточное внимание сравнению, обобщению педагогических идей, концепций и опыта зарубежных ученых-медиапедагогов, однако положительный опыт регионов России, уже накопивший серьезную теоретическую и практическую базу, изучен фрагментарно. Во-вторых, изучение опыта в области медиаобразования регионов способно играть большую роль в повышении медиакультуры педагогических кадров регионов, способствует вооружению педагогическим мастерством в области медиаобразования и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности. В-третьих, исследования регионального аспекта медиаобразования позволяют определить современные традиции, проследить преемственность педагогического опыта, увидеть тенденции развития отечественной педагогиче-

ской мысли и опыта, определить круг исследовательских интересов медиапеда-гогов России, а также увидеть лакуны внутри отечественного научно-образовательного пространства и конструктивно искать педагогические решения новых проблем медиаобразования на всех уровнях образования.

Анализ практического опыта внедрения медиаобразования в учебную и внеучебную деятельность медиапедагогов Восточной Сибири, описанные в наших предыдущих работах (Мурашкина, 2013; Мурашкина, 2014), позволил заключить, что все первоначальные исследования медиапедагогов Восточной Сибири ранее сводились к изучению теоретического осмысления понятия «ме-диаобразование», его сути, определения ключевых категорий медиаобразования как педагогического явления. Данные выводы вызвали интерес и привели нас к необходимости провести анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI в.).

Итак, развитие науки в целом представляет собой эволюционный процесс. По словам Л.А. Ивановой, «в педагогике, как и в других сферах человеческой деятельности, наметился определенный разрыв между научным знанием и его использованием, преодоление которого предполагает качественные изменения в педагогическом процессе на основе целенаправленного применения выводов и рекомендаций педагогической науки, передового и новаторского опыта, выявления и устранения препятствий, мешающих продвижению их в практику. Чем выше уровень развития науки и познавательной активности практиков, деятельности сообщества исследователей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием» [Иванова, 2012].

В начале XXI в. в Восточной Сибири научно-исследовательская работа в области проблем медиаобразования продолжалась. Ею занимается канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, научный сотрудник Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования (г. Иркутск), учитель высшей квалификационной категории Л. А. Иванова. Автор рассматривает медиаобразование с теоретической точки зрения. В статье «Ме-

диа-образование как педагогический феномен» (2005) Л. А. Иванова анализирует различные определения понятия «медиаобразование». Она трактует его как «управляемый учителем процесс развития, образования и формирования личности на базе использования СМК» [Иванова, 2005]. Далее Л. А. Иванова рассматривает такие понятия, как «средства массовой информации», «массовая коммуникация», «средства массовой коммуникации», «критическое мышление» и др.

В итоге, автор на страницах своих статей приходит к заключению о том, что «основной развиваемой личностной характеристикой, результатом медиаобра-зования должна стать медиакоммуникативная образованность, включающая в свою структуру три взаимосвязанных компонента: операционный, интеллектуально-содержательный, мотивационный» [Там же]. Л. А. Иванова имеет ряд публикаций по данному направлению: «Особенности восприятия учащимися аутентичных видеодокументов» (2002), «Проблемы медиаобразования в психолого-педагогической литературе» (2004), «Формирование медиаобразованности будущего учителя (к постановке проблемы)» (2005) и др.

Анализ научных публикаций по проблеме начала двухтысячных позволяет определить новый круг интересов медиапедагогов Восточной Сибири. Так, ме-диапедагог Н.В. Змановская в 2004 г. исследовала проблемы медиакоммуника-тивной образованности учителя, формирования медиаобразованности студентов вуза - будущих учителей, медиаобразовательных возможностей гипертекста и т.д. Результатом работы в 2004 г. стала защита кандидатской диссертации по теме «Формирование медиаобразованности будущих учителей» (руководитель Т.А. Стефановская). Это очень важный период для развития медиаобразования края, поскольку появляются идеи и разработки, направленные на подготовку будущих педагогических кадров региона, готовых к реализации профессиональной деятельности в новых условиях информационного общества.

В этот же период (2004-2006 гг.) активно проявляет себя медиапедагог и ученый Т. В. Ковшарова, канд. пед. наук, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Автор затрагивает проблему формирования ме-

диаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока. Анализ её трудов (2001-2006 гг.) показал, что Т. В. Ковшарова разработала образовательную программу для школы «Экология и мультимедиа», ввела мультимедийную мастерскую в качестве ведущей формы организации процесса обучения и др. По результатам исследования автор в 2006 г. защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока» под руководством д.п.н., профессора, академика Российской Академии Естествознания, академика МАНПО Т. А. Стефановской [Ковшарова, 2006].

В ходе своего глубокого исследования Т. В. Ковшарова приходит к выводу, что «эффективность усвоения медиаобразовательных знаний, умений и устойчиво-положительного отношения к медиаобразованию измерялась исходя из трёх уровней сформированности: высокого, среднего и низкого. Как свидетельствуют данные, в результате проделанной работы к концу третьего года обучения была выявлена положительная динамика развития медиаобразованности по всем критериям (медиаобразовательные знания, медиаобразовательные умения, устойчиво-положительное отношение к медиаобразованию)» [Ковшарова, 2006].

Итак, проанализировав научный труд медиапедагогов (Н. В. Змановская, Л. А. Иванова, Т. В. Ковшарова) в период 2000-2006 гг., мы можем сделать вывод, что исследования в области медиаобразования велись в разных направлениях. Изучение проблем, связанных с развитием медиаобразования в рамках школы, стало приоритетным направлением в Восточной Сибири, потому что использование элементов медиаобразования на уроках способствуют развитию интеллектуальных, общеучебных умений школьников, выполнению познавательной функции. Они также служат источником получения новых знаний, используются для закрепления ранее усвоенных знаний, создают условия для проблемной ситуации и т.д. На следующем, условно выделенном этапе (20072011 гг.), у педагогов-исследователей определились новые направления ме-

диаобразования. Так, например, 2007 г. стал дебютным для старшего преподавателя кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Н. Ю. Хлызовой, которая начинает свою публикационную деятельность по проблемам медиаобразо-вания с публикации статьи «Медиаобразование как педагогическое понятие в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях».

В период с 2008-2011 гг. автором публикуется ряд статей, посвященных мультимедиа как средству обучения студентов английскому языку, анализу научно-исследовательской работы кафедры педагогики ИГЛУ по проблемам медиаобразования, медиакомпетентности вторичной языковой личности студента. В своем исследовании по проблеме медиакомпетентности вторичной языковой личности студента Н.Ю. Хлызова опирается на работы И.И. Халеевой и развивает ее концепцию вторичной языковой личности до медиакомпетент-ности вторичной языковой личности, «то есть личности, которая будет готова не только к осуществлению межъязыковой, межкультурной коммуникации, но и медиатизированной между странами и народами» [Хлызова, 2011]. В результате в 2011 г. Н.Ю. Хлызова защитила кандидатскую диссертацию в г. Москва по теме: «Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности» под руководством Л.А. Ивановой).

Кроме того, весомый вклад в развитие медиаобразования Восточной Сибири внесла Т.П. Кадубец, директор МОУ СОШ № 6 г. Саянска, которая занималась исследованием педагогических условий формирования личности школьника в педагогической среде виртуальной реальности. Анализ её научных публикаций показывает существующие противоречия между включенностью школьников в виртуальную реальность и недостаточностью ценностного педагогического сопровождения этого процесса. Т.П. Кадубец приходит к выводу, «что если школа как учреждение, которое профессионально организует образовательный процесс, является местом, где происходит процесс формирования личности, то организация педагогической среды виртуальной реальности в ней в соответствии с выбранными методологическими подходами должна стать ее ведущим воспитывающим компонентом» [Кадубец, 2008].

Заслуживает внимания опыт ещё одного медиапедагога-исследователя по проблемам медиаобразования Восточной Сибири. Н.Г. Хитцова в своих публикациях делает акцент на проблемы медиаобразования на уроках музыки в начальной школе. В копилке ее трудов находятся такие работы, как «К вопросу об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе» (2007), «Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе» (2008). В данных работах автор ставит перед собой цель «разработать педагогические основы развития медиаграмотности младших школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)». В рамках исследования автор разработал авторскую образовательную программу «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста, целью которой является место и роль интеграции современной компьютерной техники в уроки музыки как средства музыкально-творческой познавательной деятельности ребенка. Результатом исследований в период с 2007 до 2011 гг. явилось большое количество статей, описывающих и анализирующих различные подходы к изучению проблем медиаобразования, интеграцию в учебные дисциплины, разработку авторских программ. Авторы (Т.П. Кадубец, Н.Г. Хитцова, Н.Ю. Хлызова) уделяли большое внимание развитию данной области, как в школьной, так и в вузовской педагогике. В течение этого времени в медиаобра-зовании Восточной Сибири наблюдалось очень активное развитие. Это обусловлено высокой публикационной активностью медиапедагогов, а также внедрением научно-методических разработок и проектов. Среди медиапедагогов Восточной Сибири появляются новые исследователи и интересные направления медиаобразования.

Анализируя современный этап развития медиаобразования (2011 г. - настоящее время), мы наблюдаем нарастающий интерес к вопросу о медиаобразова-нии. На данном этапе нами проанализированы работы как медиапедагогов, имеющих серьезный опыт работы с медиатехнологиями (И.В. Григорьева, Л.А. Иванова, Н.Ю. Хлызова), так и молодых исследователей (А.В. Бадарацкий, Е.А.

Коюшева, Н.А. Крыжановская, С.В. Миндеева, Молчанова Т.В., Е.А. Новикова, И.С. Петухова, Н.С. Петухова, Е.А. Пьянникова, В.Б. Хасьянов).

Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования показал, что исследования проводились по разным направлениям, рассматривались различные точки зрения на трактовку понятий «медиаобразование», «медиакомпетентность», «медиакомпетентность вторичной языковой личности», «медиаобразовательное пространство вуза» (Григорьева, 2013); затрагивались вопросы об инновационных формах взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через web-сайт (Иванова, 2012), о роли сетевых медиа в семейном медиаобразовании детей дошкольного возраста (Григорьева, Пьянникова, 2013), о формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности школьника старших классов средствами Google Apps на уроке иностранного языка» (Бадарацкий, 2013), об опыте организации и проведения конкурса веб-страниц среди студентов - будущих педагогов в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» (Григорьева, 2012) и др.

Стоит отметить совместный научно-исследовательский публикационный проект молодых ученых И.В. Григорьевой и Е.А. Новиковой «Информационный ресурс научно-образовательного центра медиаобразования Восточной Сибири в контексте реализации проекта «Карта российской науки», в которой рассматривается актуальность создания информационного ресурса научно-образовательного центра медиаобразования Восточной Сибири в контексте реализации федерального проекта «Карта российской науки».

Создание информационного ресурса позволит анализировать и прогнозировать развитие научного потенциала медиаобразования не только коллектива научно-образовательного центра Восточной Сибири по проблемам медиаобра-зования, но и всего региона. По словам авторов, данный ресурс предоставляет возможность удаленного доступа для научных работников и коллективов к справочной информации по проблемам медиаобразования на разных уровнях обучения, текстам работ, результатам проектов, реализуемых на территории Восточной Сибири». «Предлагаемый ресурс позволит оставаться в курсе всех

научно-образовательных событий, как Восточной Сибири, так и России; даст возможность сотрудничать и обмениваться опытом с зарубежными деятелями; позволит в он-лайн режиме не только обсуждать проблемы медиаобразования, но и притворять в жизнь новые образовательные проекты» [Григорьева, 2013].

Молодые исследователи восточно-сибирской школы медиаобразования понимают, что «введение данного ресурса расширит границы доступа к информационным научным ресурсам всей России, привлечет к занятию научной деятельностью не только профессионалов своего дела - ученых, но и учителей образовательных школ, педагогов средних, специальных, профессиональных, высших учебных заведений, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов» [Григорьева, 2013].

Стоит отметить результаты исследований старшего преподавателя кафедры математики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений» С.В. Миндеевой, которая начинает публикационную деятельность с анализа различных подходов к трактовке понятия «медиаобразование». Проанализировав основные исследования автора, мы определили, что С.В. Миндее-ва уделяет внимание медиаобразованию в техническом вузе при изучении дисциплины «Высшая математика». Автор видит решение данного вопроса в интеграции элементов медиаобразования в курс высшей математики технического вуза. В ходе исследования С.В. Миндеева приходит к выводу, что «интеграция элементов медиаобразования с курсом математики может быть достигнута органичным способом достижения поставленных целей. Следует находить как можно больше пересечений математики и внепредметных информационных потоков. Затем ставить и решать именно те задачи, которые предусматривает математика» [Миндеева, 2014].

Анализ научных трудов Н.Ю. Хлызовой показал, что научные интересы автора связаны с изучением понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности и модели ее формирования на основе анализа медиаобразовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами. В ре-

зультате Н. Ю. Хлызова представила разработанную модель формирования ме-диакомпетентности вторичной языковой личности.

Подводя итог сказанному, следует заключить, что сегодня развитию медиа-педагогики на территории Восточной Сибири способствует научно-образовательный центр медиаобразования, организованный Л.А. Ивановой, который стал опытно-экспериментальной площадкой для синтеза инновационных медиаобразовательных идей, реализации научных исследований в области ме-диаобразования и платформой для содействия развитию медиаобразования в вузе и регионе. В работе центра совместно с сотрудниками ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», педагогами из других образовательных учреждений региона, активно принимали участие аспиранты, магистранты, студенты, будущие педагоги. С 2009 г. центр является единицей в содержательном компоненте модели медио-абразовательного пространства вуза, выполняет тематическое планирование и определение научно-исследовательских приоритетов, поддерживает научные коллективы, осуществляет контроль над научными исследованиями медиакуль-туры и медиаобразования, занимается реализацией инновационных проектов, организацией научных мероприятий.

Таким образом, анализ публикационной активности исследователей Восточной Сибири позволяет заключить, что вопросы развития медиаобразования в нашем регионе рассматриваются с разных позиций и по разным передовым направлениям. Круг интересов медиапедагогов, принимающих активное участие в публикационной деятельности, чрезвычайно широк и разнообразен. Их исследования имеют общий объект изучения, и все они стали своеобразным теоретическим фундаментом медиаобразования в Восточной Сибири. Это свидетельствует о том, что исследовательское пространство имеет все предпосылки для планомерного научного развития; наблюдается постоянное пополнение новыми научными идеями и исследовательскими ресурсами.

Библиографический список

1. Бадарацкий А. В. Формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности школьника старших классов средствами Google Apps на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2013. Режим доступа: http : //www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedago gy-psychology-and-sociology-413/interactive-learning-technologies-and-innovations-in-education-413/20333-413-0853 .

2. Григорьева И. В., Новикова Е. А. Информационный ресурс научно-образовательного центра медиаобразования Восточной Сибири в контексте реализации проекта «Карта российской науки» [Электронный ресурс] // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2013. № 2. Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/novikova grigoreva md no 2 2013.pdf.

3. Григорьева И. В. Формирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза. Из опыта организации «Конкурса веб-страниц педагогических специальностей в ИГЛУ» // Молодежный поиск: личность в изменяющихся социальных условиях: мат. I Всеросс-кой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под ред. Е.В. Гордиенко. - Красноярск : Красноярск. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева, 2008. Т. 2. С. 122-128.

4. Иванова Л. А., Григорьева И. В.Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «медиаобразовательное пространство») // Вестник Том. гос. ун-та РФ. Томск : ТГУ, 2013. № 369. С. 141-146.

5. Змановская Н. В. Формирование медиаобразованности будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.В. Змановская. Красноярск, 2004. 152с.

6. Иванова Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века / Л.А. Иванова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №5. С. 299306.

7. Иванова Л. А. Медиа-образование как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретический журнал). Новосибирск, 2005. № 1. С. 70-80.

8. Иванова Л. А. Персональный web-сайт педагога дошкольного учреждения как форма взаимодействия с родителями // Детский сад: теория и практика. 2011. № 11. С. 82-91.

9. Иванова Л. А. Особенности восприятия учащимися аутентичных видеодокументов // Вопросы педагогического образования: межвузовский сборник статей. Иркутск : ИИПКРО, 2002. № 13. С. 201-209.

10. Иванова Л. А. Проблемы медиа-образования в психолого-педагогической литературе // Вопросы педагогического образования: межвузовский сборник статей. Иркутск: ИПКРО, 2004. № 15. С. 73-82.

11. Иванова Л. А. Формирование медиаобразованности будущего учителя (к постановке проблемы) // Проблемы современного образования: Вестник ИГЛУ. Сер. педагогика и психология / под ред. О.А. Лапиной, Л.А. Ивановой. Иркутск : ИГЛУ, 2005. С.18-26.

12. Кадубец Т. П. Педагогические условия формирования личности школьника в виртуальной реальности // Медиаобразование. М. 2008. № 3. С. 2330.

13. Ковшарова Т. В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Чита, 2006. 186 с.

14. Ковшарова Т. В. Экология и мультимедиа // Авторская программа курса. Иркутск, 2005. 44 с.

15. Миндеева С. В. Некоторые аспекты применения мультимедийной презентации на занятиях по математике в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 381.

16. Миндеева С. В. Интеграция медиаобразования и учебной дисциплины «Математика» в образовательном процессе технического вуза // Современные

проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы конференции молодых ученых. Иркутск: ИГЛУ, 2014.

17. Мурашкина Н. А., Григорьева И. В. Медиаобразование в Восточной Сибири: становление и развитие (вторая половина XX - начало XXI в.в.) // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2013. Т. 19. № 1. С. 42-45.

18. Мурашкина Н. А. По следам исследований медиапедагогов Восточной Сибири: проблемы медиаобразования в школе (вторая половина XX - начало XXI вв.) // Сборник Международной научно-практической конференции: «Ме-диакультура в современном мегаполисе». 2013. (31 октября 2013).

19. Мурашкина Н. А. Теоретические предпосылки развития медиаобразо-вания в отечественной педагогической мысли (вторая половина XX века) [Электронный ресурс] // Modern directions of theoretical and applied researches '2014: сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции (18-30 марта). Украина: Sworld. 2014. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/pedagogy-psychology-and-sociology-

114/interactive-learning-technologies-and-innovations-in-education-114/21776-114-635?lang=ru.

20. Пьянникова Е. А., Григорьева И.В. Роль сетевых медиа в семейном ме-диаобразовании детей дошкольного возраста // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2013.Т. 19. № 1. С. 72-74.

21. Хитцова Н. Г. К вопросу об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2007. № 7. С. 1185.

22. Хитцова Н. Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной школе // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / отв. ред. О.А. Лапина, Л.А. Иванова. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. лингв. унта, 2008. С. 168-173.

23. Хлызова Н. Ю. Формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности средствами информационных технологий // Интеграция вузов в мировое образовательное пространство: на пути к новому качеству образования. Воскресенск: ВФ РосНОУ, 2011. С. 130-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.