Научная статья на тему 'Медиакомпетентность будущего инженера'

Медиакомпетентность будущего инженера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНЖЕНЕР / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миндеева С. В.

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования медиакомпетентности студентов технического вуза, которая обусловлена общей тенденцией к компьютеризации и информатизации общества, что неизбежно влияет на высшее техническое образование. Автор приводит свое видение сущности понятия «медиакомпетентность будущего инженера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Миндеева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакомпетентность будущего инженера»

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

С. В. Миндеева, ст. преподаватель,

Иркутский государственный университет путей сообщений

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы формирования медиакомпетентности студентов технического вуза, которая обусловлена общей тенденцией к компьютеризации и информатизации общества, что неизбежно влияет на высшее техническое образование. Автор приводит свое видение сущности понятия «медиакомпетентность будущего инженера».

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, медиа, технический вуз, инженер, инженерная деятельность, система, общество.

Media competence of the future engineer

Svetlana Mindeeva, senior lecturer, Irkutsk State Transport University

Abstract. The article discusses the urgency of the problem of the formation of the media competence of students of a technical university, which is due to the general trend towards computerization and informatization of the society, which inevitably affects the higher technical education. The author gives his vision of the essence of the concept of «media competence of the future engineer».

Keywords: media education, media competence, media, technical college (university), engineer, engineering activities, system, society.

Н.Ю. Соколова справедливо отмечает, что «цели обучения не являются постоянной величиной, раз и навсегда заданной. Они формируются на основе социального запроса, а потому по мере развития общества претерпевают изменения» [Соколова, 2004, с.55]. Это высказывание также относится и к целям медиаобразования. Прослеживание эволюции цели медиаобразования [Миндеева, 2012] нам дает более четкое видение того, что цели медиаобразования могут меняться в зависимости от возраста аудитории, от концепции, от собственных убеждений и ценностей, столкновение с противопо-

ложной точкой зрения порождает новую концепцию, а это влечет за собой новую цель. В результате анализа мы выявили для себя наиболее реальную и достижимую цель в условиях технического вуза - это формирование медиакомпетентности будущего инженера. Данная цель, на наш взгляд, органично вписывается в курс математики, а сам процесс формирования медиакомпетентности студентов технического вуза весьма сложен и требует систематической и длительной работы.

Будущие инженеры, так же как и студенты других вузов, имеют доступ практически к любой продукции

средств массовой коммуникации, это может быть пресса, радио, телевидение, реклама, интернет. По этой причине каждый из них находится в информационном пространстве, создавая для себя благоприятную обстановку Но, так или иначе, работать на производстве им придется с автоматизированными системами управления, средствами автоматики, сигнализации и связи, которые совершенствуются с каждым годом. Например, для наблюдения за состоянием локомотивного и вагонного парков на станциях и сортировочных горках применяются телевизионные установки, включающие в себя телекамеры и телеприемники. При этом управление телекамерами осуществляется операторами дистанционно [Кондратьева, 2003].

Современное общество нуждается в высококвалифицированных инженерных кадрах, которые способны решать поставленные задачи на абсолютно новом техническом уровне. Профессионализм в современном мире предполагает владение на высоком уровне информационными и компьютерными технологиями и особенно это актуально, когда речь идет о техническом вузе, о подготовке инженеров различного профиля, так как на современных предприятиях, как правило, компьютеры становятся основным средством, постепенно вытесняя ручной труд там, где это возможно. Например, процесс оформления проездных документов изменился до неузнаваемости благодаря разработке принципиально новой технологической системы автоматизации билетно-кас-

совых операций и учета мест на поезда дальнего следования. Или, например, внедрение оборудованием переездов шлагбаумами с автоматической сигнализацией. То есть при помощи медиа практически вся информация переводится в цифровую форму, совместимую с компьютерным языком.

Современный инженер - это, прежде всего специалист нового уровня, свободно ориентирующийся в мировом информационном пространстве, который способен добывать, классифицировать, интегрировать, обрабатывать профессионально значимую информацию из различных источников и на ее основании принимать результативные решения. Собирать технические данные, показатели и проводить необходимые расчеты, так же составлять необходимую документацию, передавать её при помощи современных информационных технологий, компьютерных коммуникаций и системы, осуществлять её экспертизу, а так же надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования.

Важное обстоятельство, подтверждающее актуальность нашего исследования, - появление новых инженерных специальностей. По этой причине, только специалист, имеющий подобающий уровень медиакомпетентности, способен компенсировать данную нишу владением информацией. Быстро увеличивающийся рост объема информации диктует особые требования к профессиональной подготовке. Профессиональное образование сегодня должно дать будущим специалистам навыки рабо-

ты с информацией, умение самостоятельно и быстро ориентироваться в информационных потоках, критически ее оценивать.

Следует подчеркнуть немаловажный компонент присущий железнодорожному транспорту - территориальный. Инженерная деятельность - процесс эффективного оперирования информацией, и осуществляется, как правило, на удаленных территориях. Вследствие чего сотрудники транспорта должны осуществлять коммуникацию и передачу информации на высшем уровне. Не исключены ситуации, когда даже опытный специалист может допустить ошибку при передаче данных в быстротечном потоке информации, а ведь от его мастерства зависит деятельность повседневной жизни транспорта, возможна ситуация возникновения риска от непроверенной информации или информации с неточностями и ошибками. Высококвалифицированный специалист должен предлагать и критиковать предложенные пути решения проблем глобального характера, демонстрировать свои подлинные знания на высшем уровне и соответствовать требованиям завтрашнего дня.

Инженер, который опирается только на свои знания и опыт, во многом уступает подлинно современному инженеру, который использует в профессиональной деятельности доступные для всех источники информации сети Интернет, также и доступные только сотрудникам внутри предприятия мощности локальных информационных сетей. Так же следует отметить, что особое значение имеет способность дать

появившемуся источнику информации объективную оценку.

Все вышесказанное предполагает наличие у будущего инженера такого качества личности, как медиакомпетентность. Она необходима для профессиональной субкультуры выпускников всех инженерных направлений и ее формирование - это одна из актуальных проблем педагогики. Медиакомпе-тентность мы рассматриваем как ключевую компетентность в высшем техническом образовании, необходимую составляющую инженерно-технического специалиста [Миндеева, 2012].

Таким образом, мы вплотную подходим к необходимости внедрения медиаобразования в учебный процесс подготовки будущих инженеров. В настоящее время ученые-исследователи разделяют медиа-образование на профессиональное (подготовка профессионалов в области медиа) и массовое (образование грамотных медиаполь-зователей). В условиях технического вуза такой вариант организации, как профессиональное медиаоб-разование неприемлем в силу специфики вуза, поскольку «цели медиаобразования легче достигать не в виде самостоятельного курса, а при изучении тех или иных учебных дисциплин, то есть, интегрируя медиаобразование с базовым» [Зазнобина, 1998].

Наше исследование проводится в рамках массового медиаобра-зования, которое в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования

культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка массового медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002, Париже, 2007 и др.) [Федоров, 2012].

В современной науке накоплен определенный опыт гуманитарных знаний для анализа и решения проблемы формирования медиакомпетентности студентов технического вуза.

Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросами медиаобразования заинтересовались давно. В России проблемам медиаобразования посвящены труды ученых О. А. Баранова, Е.А. Бондаренко, А.А. Журина, Л.С. Заз-нобиной, Л.А. Ивановой, С.Н. Пен-зина, Ю.М. Рабиновича, А.В. Спич-кина, Ю.Н. Усова, И.А. Фатеевой, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др., которые осмысливали понятие медиаобразования и другие понятия, входящие в российскую терминологию медиаобразования.

Особенно пристальное внимание со стороны ученых исследователей в области медиаобразования уделяется будущим учителям, педагогам, т. к. от них зависит будущее состояние образованности граждан Российской Федерации. Этому вопросу посвящены труды А. Р. Айдагу-

ловой, Н.В. Змановской, Н.А. Коноваловой, Н.П. Рыжих, Е.А. Столбни-ковой, А.В. Федорова, И.М. Хижняк и др.

Основы интегрированного ме-диаобразования были разработаны Л.С. Зазнобиной и получили дальнейшее свое развитие применительно к частным методикам. На материале средней школы в работах Л.С. Зазнобиной Л.С. (химия, биология), Л.А. Ивановой (французский язык), Т.В. Ковшаро-вой (экология), Н.Ю. Соколовой (квантовая физика), А.А. Журина (химия, др. естественные науки), О.П. Кутькиной (информатика).

На уровне вуза гуманитарного профиля в работах И.С. Власенко (русский язык и культура речи), Н.В. Клемешовой, Н.П. Рыжих, Н.Ю. Хлызовой (английский язык), Н.А. Леготиной (спецкурс «Медиаобра-зование школьников»), Т.И. Мясни-ковой (спецкурс «Роль СМИ и проблема медиакомпетентности в сравнительном аспекте России и Германии»).

Труды российских ученых, где базой исследования стали военно-силовые ведомства: Е.В. Калач (отечественная история), А.И. Сев-вантиди (информатика).

Труды украинский ученых, в которых говорится об использовании медиаобразовательных технологий при подготовке специалистов технического профиля: диссертация И.Ю. Гуриненко (спецкурс «Ме-диакультура и массово-разъяснительная работа»); Н.М. Духаниной (спецкурс «Основы медиакульту-ры»); И.А. Сахневич (авторский спецкурс по изучению основ медиакомпетентности).

При несомненной научной важности отмеченных исследований степень разработанности проблемы формирования медиаком-петентности студентов технического вуза мы считаем недостаточной. Ученые, где базой исследования избран технический вуз, как правило, занимаются вопросами реализации интегрированного меди-аобразования на базе спецкурсов, а не базовых дисциплин. Вопрос в данном направлении пока остается открытым.

Прежде чем определить сущность понятия «медиакомпетент-ность будущего инженера» нами изучены труды ученых разных научных областей, которыми изучаются понятия «компетенция/компетентность»: В.Н. Введенский, Н.Л. Гончарова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской; понятия «медиакомпетентность», «медиакомпетентность будущего педагога», «медиакомпетентность педагога», «медиакомпетентность учителя»: Л.А. Иванова, Б.А. Искаков, О.П. Кутькина, Т.И. Мясникова, А.В. Федоров, И.В. Че-лышева, Н.Ю. Хлызова. Но, несмотря на очевидный интерес ученых к проблеме определения сущности понятия термина «медиакомпе-тентность» с разных ракурсов, не разработанным продолжает оставаться термин «медиакомпетентность» в рамках технического вуза.

На основании всех рассмотренных положений, мнений по вопросам медиакомпетентности личности, мы даем теоретическое обоснование понятия «медиакомпе-тентность будущего инженера», которое понимаем как интегративное качество личности, определяющее 80

её способность действовать в системе «инженер - медиа - общество» в соответствии с усвоенными медийными знаниями и умениями, положительным отношением к медиаобразованию вообще, способствующих продуктивно осуществлять инженерную деятельность.

Данное определение сформулировано в рамках научной школы центра медиаобразования Восточной Сибири. Мы целенаправленно обобщаем данное понятие до «интегративного качества личности», а не сужаем до профессионально-значимого личностного качества, объясняя это тем, что данным качеством будущий инженер должен обладать и как личность, и как специалист

Мы считаем вполне логично рассматривать связку «инженер -медиа - общество» как систему Приведем некоторые аргументы. Само по себе понятие «система» широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Толковый словарь Ушакова формулирует понятие следующим образом: «Система, системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей] - порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи» [Ушаков]. Элементы системы «инженер», «медиа», «общество» находятся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность. В философии категория «целостность» определяется «обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой» [Новая философская энциклопе-

дия]. «В целостной системе связь между компонентами настолько тесна, что изменение одного из них вызывает изменение другого, а нередко и системы в целом» [Гершун-ский, 1993, с.33]. Очевидно, что в процессе развития происходят изменения во всех звеньях системы. «Каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если её отделить от системы. Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия её частей, а не из действий, взятых в отдельности. По данной причине система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа» [Акофф, 1985].

Инженер (инженер-разработчик, инженер-конструктор) - это профессия высококвалифицированного физического труда, от его способностей зависит рациональность использования человеческих ресурсов и оборудования, эффективность производства и многое другое, является создателем материальных ценностей для общества, которое пользуется результатами их деятельности.

Философия техники, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, рассматривает эволюцию техники как сферу человеческой деятельности, начиная с табулятора и заканчивая компьютерами, при этом нигде не просматривается термин «медиа». «Большинство современных исследователей, работающих с феноменами информационного общества, доминантой которого является информация, предпочитают использовать термин «медиа», как обозначающий те технологии, сутью работы которых является запись, хране-

ние и воспроизведение информации» [Горюнова, 2001]. Мы к медиа относим: компьютер, системы видео наблюдения (видео), системы компьютерной и сотовой связи (дорожная и поездная диспетчерская связь, телефонная связь, многоканальные системы передачи), факсы, ксерокс и др., т.е. все средства тиражирования и распространения информации в том или ином виде. Про внедрение медиа в жизнь человечества академик В.Г.Костомаров пишет: «Ксерокс, телевизор, компьютер ворвались в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью, вызывая меньше радости и возмущения, нежели до них являвшиеся постепенно и медленнее, не без опаски входившие в обиход телеграф и телефон, гектограф, фотография, граммофон, патефон и электрофон, радио, кино, магнитофон, пишущая машинка, линотип» [Костомаров, 2008, с.5].

Существует множество трактовок сущности понятия термина «медиа». Определение А.В. Федорова, на наш взгляд, отражает реальность современного мира телекоммуникаций на железнодорожном транспорте. Определение звучит следующим образом: «медиа (от лат. media - средства) - средства (массовой) коммуникации -технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором ме-диатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [Федоров, 2010]. Из определения следует, что медиа -это СМК, т.е. они равнозначны, и подтверждается это Л.А.Ивановой в статье «Эволюция взглядов на

медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века», где в качестве синонима СМК автор предлагает употреблять термин «медиа», общепринятый в западных странах (от лат. media - средства) [Иванова, 2012]. В нашем исследовании мы будем придерживаться определения А.В.Федорова.

По мнению О. Горюновой, медиа условно делят на пять типов: ранние (письменность), печатные (печать, литография, фотография), электрические (телеграф, телефон, звукозапись), масс-медиа (кинематограф, телевидение), цифровые (компьютер, Интернет) [Горюнова, 2001, с.3]. Отметим, что отличительной характеристикой современных медиа является их более высокая пропускная способность, хотя тот же самое можно сказать и про технику В свете современного состояния техники и медиа, можно проследить их пересечение, которое заключается в том, что в обоих случаях это предмет или средство для удовлетворения потребностей общества. Например, И.В. Челышева, осуществляя анализ медийных стереотипов, опирается на ключевые понятия медиаобразования, среди которых мы находим следующее: «Технология медиа - 1) аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства ме-диатекстов; 2) способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.) [Челышева, 2013, с.67]. В свою очередь, техника в переводе на немецкий язык: «техника - technik, tiefbau, gerate, zahnmedizin - технология, аппаратура». Получается следую-82

щее: то, что в обычной жизни мы относим к медиа, то в условиях инженерной деятельности относят к технике. Например, телефон: в повседневной жизни его можно отнести к медиа, а на железной дороге

- это телефонные аппараты или коммутаторы - к технике. Без техники инженер не может осуществлять свою деятельность, в свою очередь техника - результат деятельности инженера. Продуктом деятельности инженера пользуется общество, полноправным членом которого так же является инженер, но уже как субъект общества. С другой стороны инженер выполняет социальный заказ общества, которому небезразлично, какой продукт они получают. Следовательно, повышаются требования к инженерам. Получается замкнутый круг, где между элементами системы постоянно происходят изменения. Об этом пишет В .М. Ро-зин: «Возникает порочный круг, техника и технология порождают потребности человека и общества, которые удовлетворяются техническим же путем; в свою очередь новая техника делает активными новые потребности и так далее» [Розин, 2001, с.223]. Представляя элементы «инженер», «медиа», «общество» как систему «инженер

- медиа - общество» мы учли их взаимосвязь и целостность.

По мнению А.А. Кирсанова и В.В. Кондратьева, «инженерная деятельность - это динамическая система взаимодействия инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания, умения,

навыки и инженерные способности. В инженерной деятельности инженер, с одной стороны, взаимодействует с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой, - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем» [Кирсанов, Кондратьев, 2010, с.20]. В связи с этим, инженер со своей деятельностью - проводник науки в производство. Новая философская энциклопедия определяет инженерную деятельность как «основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации (получившей название техногенной) до последнего времени создавалась техника». Далее: «Становление инженерной деятельности и научно-инженерной картины мира не было бы столь успешным, если бы инженерная деятельность не оказалась эффективной. Ее эффективность проявилась как при создании отдельных инженерных изделий, так и более сложных технических систем» [там же]. То есть в рамках инженерной деятельности производятся и инженерные исследования, которые отличаются от научных исследований в вузе.

На наш взгляд, продуктивность инженерной деятельности определяется его личностными качествами, в состав которых обязательно входит медиакомпетентность будущего инженера. В работе А.Е. Седова рассмотрен социально-философский анализ становления, развития и формирования инженерной деятельности в процессе исторического развития общества [Седов, 2004].

А.Е. Седов считает, что инженерная деятельность - разновидность технической деятельности, характерная черта которой - изготовление и употребление технических средств, благодаря которым осуществляется опосредованное отношение людей к природе. Автором выделено три этапа становления и развития инженерной деятельности: доиндуст-риальный, индустриальный, постиндустриальный. В доиндустри-альном обществе преобладающим был присваивающий характер хозяйства, в индустриальном - производящий характер хозяйства. Постиндустриальное общество - обрабатывающее, для него характерен обмен информацией и знаниями при помощи телекоммуникаций и компьютеров [Седов, 2004].

По мнению И.А. Негодаева, «цель инженерной деятельности заключена в создании техники, технологии и эффективного их использования в системе общественного производства. Вне этого инженер лишен предмета своей деятельности. Можно считать совершенно неоправданным расширительное понятие инженерной деятельности, которое все чаще встречается в быту Инженер-экономист, инженер по охране труда и подобные им «инженеры» являются просто недоразумением, вытекающем из непонимания самой сущности инженерной деятельности как обособленное целеполага-ние в сфере создания техники. В процессе своей деятельности инженер активно включается во взаимодействие с процессами развития и функционирования техники» [Негодаев, 1997]. Специфику инже-

нерной деятельности ученые видят в том, что с одной стороны, она предметно-практическая, а с другой - носит социальный характер [Лягунова, 2001]. Таким образом, с достаточной уверенностью можно сделать вывод, что инженерная деятельность - это деятельность в сфере материального производства, направленная на удовлетворение потребностей общества, внимание к которой не случайно, т.к. она выступает в роли источника технического прогресса.

Подведем итоги. На наш взгляд, медиакомпетентность -интересный и перспективный объект для научного исследования. Многие ученые занимаются вопросом формирования и развития медиакомпетентности. Так Л.А. Иванова пишет: «Одной из привлекательных в плане исследования перспектив ее развития является научная область, связанная с формированием медиакомпетентнос-ти личности. Речь идет о теории медиаобразования, находящейся сегодня на пике своего развития и одновременно подвергающейся интенсивному переосмыслению в аспекте концептуализации ее позиций, пересмотра ее методологических оснований, придания ей характера, сообразного современным тенденциям» [Иванова, 2011], что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Литература

Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с.

Гершунский Б.С. Философско-ме-тодологические основания стратегии развития образования в России. М., Педагогика, 1993. 63 с.

Горюнова О. Медиа: история экспансии. http://www.dxlab.org/ru/ lectures/index.htm

Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ. 1998. http://www.mediaeducation.ru

Иванова Л.А. Медиаобразование: взгляд в будущее // Magister Dixit. 2011. № 2. http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/ rar/statya_ivanovoyy_l.a._18.05.11_0.pdf.

Иванова Л.А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 64. № 5. С. 299-306.

Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С.18-21.

Кондратьева Л.А., Ромашкова О.Н. Системы регулирования движения на железнодорожном транспорте. М.: Маршрут. 2003. 432 с.

Костомаров В.Г. Рассуждение о формах текста в общении. М.: ГИРЯ, 2008.

Лягунова М.В. Графическая культура инженера (основы теории)/ Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. 251 с.

Миндеева С. В. Значимость меди-акомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода // Magister Dixit. 2012. №2. http:/ /md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ statya_5_mindeeva.pdf

Миндеева С. В. Размышления над целью медиаобразования в условиях технического вуза / Информационное поле современной России: практики и эффекты. / под.ред. Р.П.Баканова: в 2-х т. Т.2. Казань: Казан. ун-т, 2012. С.240-245.

Негодаев И. А. Философия техники. http://sbiblio.com/biblio/archive/ negodaev_filosofija/01 .aspx

Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. http:// iph.ras.ru/enc.htm

Розин В.М. Философия техники, М., 2001. С.223

Седов А.Е. Инженерная деятельность в контексте эволюции общества: Социально-философский анализ: дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11. Ростов на Дону 2004. 129 с.

Словарь терминов по медиаобра-зованию, медиапедагогике, медиагра-мотности, медиакомпетентности/ Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 63 с.

Соколова Н.Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2004.189 с.

Толковый словарь Ушакова. http:/ /ushakovdictionary.ru/

Федоров А.В. Новые стандарты — реальная возможность для медиапе-дагогики // Alma Mater - Вестник высшей школы. 2012. № 3. С.55-58.

Челышева И.В. Развитие показателей медиакомпетентности в работе с учителями школ и преподавателями вузов // Медиаобразование. 2013. №1. С.44-88.

References

АкоГ(\ R. Planning the future of the Corporation. Moscow, 1985, p.327.

Chelysheva, I.V. Development of indicators of media competence in working with school teachers and University professors // Media Education. 2013. № 1. p.44-88.

Dictionary of terms for media education, media literacy, media competence, Ed. Fedorov A.V. Taganrog: Publishing house of Taganrog. 2010, p.63.

Explanatory dictionary Ushakov // http://ushakovdictionary.ru/

Fedorov, A.V. New standards - a real opportunity for media pedagogy // Alma Mater, the journal of higher education. 2012. № 3. p.55-58.

Gerschunskij, B.S. Philosophical and methodological foundations of the strategy of development of education in Russia. Moscow, 1993, p.63.

Goryunova, O. Media: history expansion // http://www.dxlab.org/ru/lectures/ index.htm

Ivanova, L.A. Evolution of views on the media education of psychological and pedagogical literature of the second half of the twentieth century // Vestnik of the Irkutsk state technical University. 2012. T. 64. № 5. p. 299-306.

Ivanova, L.A. Media education: a look into the future // Magister Dixit. 2011. № 2 // http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/ rar/statya_ivanovoyy_l.a._18.05.11_0.pdf.

Kirsanov, A.A., Kondratev, V.V. Engineering activities and professional competence of the specialist // Vestnik Ka-zanskogo tekhnologicheskogo universite-ta. 2010. №12, p.18-21.

Kondrateva, L.A., Romashkova, O.N. Traffic control system on the railway transport. Moscow. 2003, p.432.

Kostomarov, V.G. Reasoning about the forms of text in communication. Moscow: MASS, 2008.

Ljaqunova, M.V. Graphics culture engineer (fundamentals of the theory). N.Novgorod: 2001, p.251.

Мindeevа, S.V. Century the Importance of media competence for engineer-bachelor in terms of the competence-based approach // Magister Dixit. 2012. №2 // http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/ files/rar/ statya_5_mindeeva.pdf

Negodaev, I.A. Engineering Philosophy. http://sbiblio.com/biblio/archive/ negodaev_filosofija/01 .aspx

New encyclopedia of philosophy. Institute of philosophy of the Russian Academy of science // http://iph.ras.ru/enc.htm Rozin, V. M. engineering Philosophy, Moscow, 2001, p.223

Sedov, A.U. Engineering activities in the context of the evolution of society: Social-philosophical analysis: PhD dis. Rostov-on-don 2004, p.129.

Sokolova, N. Use of components of media education in the study of quantum physics. PhD dis. Moscow, 2004, p. 189.

Zaznobina, L.S. Media education in school: How to survive in the world media http://www.mediaeducation.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.