//Munchen: KoPad-Verlag. - 2000. - 400 p.
27. Verbitskaya, O. M. Media Competence as an Integral Quality of a New
Teacher for a New School / O. M. Verbitskaya, L.A. Ivanova // European researcher. - 2011. № 12 (15). - Р. 1652 - 1655. - URL :
http://erjoumal.ru/journals_n/1324196487.pdf (дата обращения: 03.08.2012).
28. Kubey, R. Media Literacy in the Information Age [Текст] / R. Kubey. -New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 1997. - 484 p.
29. Pottinger, I. Lernziel Mediaenkompetenz [Текст] / I. Pottinger // Munchen: KoPad-Verlag. - 1997. - 272 p.
Миндеева Светлана Вильсуровна
Ассистент кафедры «Математика» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений», г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.202
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ С КУРСОМ МАТЕМАТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Существует разрыв между слабым знанием школьного курса математики и высокими требованиями по высшей математике в вузе. В связи с этим, у студентов пропадает интерес в изучении математики, следовательно, уровень математического мышления студентов снижается, вследствие чего падает и интерес к будущей профессии. По этой причине перед кафедрой высшей математики технических вузов остро стоит проблема повышения студенческой заинтересованности в изучении математики. Автор видит решение проблемы повышения качества фундаментальной подготовки студентов технического вуза в интеграции элементов медиаобразования в учебный процесс и приводит различные доводы, подкрепляя их цитатами выдающихся педагогов.
Ключевые слова: медиаобразование; элементы медиаобразования; медиакомпетентность; математика; фундаментальное образование; интеграция; инженер; технический вуз; студент.
NECESSITY FOR INTEGRATION OF MEDIA EDUCATION AND MATHEMATICS IN TECHNICAL UNIVERSITY
The article deals with a pressing problem to increase student's interest in mathematics studying. The purpose is to give the solution of the problem - to improve the quality of fundamental preparation of technical university students through integration of media education into educational process. The author gives various arguments based on the quotes of outstanding teachers.
Key words: media education; media education elements; media competence; mathematics; fundamental education; integration; engineer; technical university; student.
Повышение эффективности процесса обучения является одной из важных задач в сфере образования, предпосылками послужил переход на компетент-ностный подход. Те требования, которые предъявляются к современному специалисту, вузы должны обеспечить уже сегодня. Таким образом, с достаточной уверенностью можно сказать, что именно фундаментальная подготовка в стенах высших учебных заведений требует существенного совершенствования. На наш взгляд, особенно остро эта проблема присутствует в технических вузах, т.к. одним из определяющих признаков получения элитного инженерно-технического специалиста является фундаментальное образование. И то, что эта проблема действительно существует, подтверждается словами президента МГТУ им. Н.Э. Баумана, академиком РАН И.Б. Федоровым в интервью с главным редактором журнала «Alma mater» (Вестник высшей школы) Л.Г. Тюриной: «Технические вузы столкнулись с проблемой падения естественнонаучной подготовки школьников, и в первую очередь по математике и физике. Нам, например, приходится в первом семестре вести занятия в объеме средней школы, так называемые обзорные курсы по физике и математике. При том, что в первом семестре - очень жесткий график учебы. Так что проблем у инженерного образования немало. Часто задают вопрос - что делать, чтобы успевать за быстроразвивающимися процессами развития техники и технологий? Отвечу: усиливать фундаментальную подготовку будущих специалистов. Ничто так не стареет быстро, как частные специальные знания. Если будем учить студентов только конкретным вещам, то сразу отстанем от мирового прогресса» [Федоров, 2012. URL: http : //www. almavest.ru/ru/favorite/ 2012/04/26/299/].
Член-корреспондент РАН, профессор, доктор физико-математических наук Л.Д. Кудрявцев в книге «Современная математика и ее преподавание» пишет: «Элементы обучения творческому подходу к решению задач, связанных, конечно, в первую очередь с профилем будущей специальности студента, воспитания вообще творческой инициативы должны занимать, и занимают существенное место в процессе обучения. Таким образом, имеется тенденция усиления прикладной направленности курса математики и, одновременно, повышения уровня фундаментальной математической подготовки» [Кудрявцев, 1985, с.64]. Основные цели, стоящие перед математическим образованием, Л.Д. Кудрявцев характеризует следующим образом: выпускники вузов должны уметь в пределах своей специальности строить математические модели, ставить математические задачи, выбирать подходящий метод и алгоритм для решения задачи, применять для решения задачи численные методы с использованием современных вычислительных машин, применять качественные математические методы исследования, на основе проведенного математического анализа вырабатывать практические выводы [Там же, с. 66]. Достижение этих целей, по мнению Л.Д. Кудрявцева, возможно лишь при хорошо скоординированной деятельности кафедр, при наличии непрерывной математической подготовки.
Из всего вышесказанного следует, что качественное инженерное образование базируется, прежде всего, на математике. Математика в техническом ву-
зе является методологической основой естественнонаучного знания. Пристальное внимание к повышению качества математического образования студентов технического вуза способствовал рост математических методов и математического моделирования, используемых в задачах, относящихся к самым разным сторонам профессиональной деятельности инженера. По этой причине для успешной и эффективной деятельности на производстве необходимо усиление математической подготовки будущих инженеров. Конечно, невозможно изучить все, что может потребоваться специалисту на производстве, но привить культуру мышления преподаватель должен, которая поможет будущему специалисту самообучаться и самореализовываться в современном мире науки и техники.
Проблемы математического образования в педагогических, классических и технических университетах нашли отражение в работах известных математиков, педагогов, психологов, философов и методистов (Ф.С. Авдеев, В.В. Афанасьев, И.И. Баврин, В.Ф. Бутузов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев, Л.Д. Кудрявцев, С.М. Никольский, Н.Ф. Талызина и др.). В исследованиях А.А. Аданникова рассматривается проблема повышения качества математической подготовки выпускников технического вуза [Аданников, 2001, 193с.].
Проблемам медиаобразования посвящены труды российских ученых
О.А. Баранова, А.А. Журин, Л.С. Зазнобиной, С.Н. Пензина, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др., которые осмысливали понятие медиаобразования и другие понятия, входящие в российскую терминологию медиаобразования. Величайшую ценность имеет «Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования» автором которого являлась заведующая лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общих средств обучения Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Л.С. Зазнобина.
По мнению А.В. Федорова, суть стандарта в следующем: «Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки детей к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразователь-ной аспектности при изучении различных учебных дисциплин. Личные интересы школьников в этой образовательной области совпадают с общественными потребностями демократического общества» [Федоров, URL: http: //www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/zazn.htm].
Это утверждение одновременно предполагает, что в высшей школе так же необходимо рассматривать медиаобразование, интегрированное с учебными дисциплинами, как процесс непрерывного образования от школы к вузу.
В нашем исследовании цель медиаобразования обозначена как формирование медиакомпетентности личности, в свою очередь, медиакомпетентность мы рассматриваем как ключевую компетентность в высшем техническом образовании, необходимую составляющую инженерно-технического специалиста [Миндеева, 2012. URL:
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya mindeeva 07.11.11.pdf]. Ме-
диакомпетентность предполагает умение работы с информацией: поиск, обработка, анализ, обобщение, а также умение передавать научно-техническую информацию, превращая ее в новый тип знаний, в том числе часто меняющуюся информацию в методических и нормативных документах (постановления, распоряжения, приказы и т.д.), которую получают из различных СМК. Потребность развития вышеуказанных умений также предполагает переосмысление преподавания фундаментальных дисциплин в технических вузах. Традиционные технологии обучения, построенные на представлении материалов дисциплины на лекции и последующем закреплении их в процессе практических занятий, являются в настоящее время преобладающей и общепринятой формой преподавания. В то же время такие технологии обучения не обеспечивают как адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине, так и формирование у будущих специалистов навыков, отвечающих требованиям современной профессиональной деятельности. И уж точно, что традиционный метод изложения материала не может дать нужный уровень медиакомпетентности будущим инженерам. Однообразие методов, форм и приемов преподавания фундаментальных предметов вызывает падение интереса к самому предмету и будущей профессии.
Эффективным средством формирования медиакомпетентности студентов, на наш взгляд, является интеграция элементов медиаобразования в образовательный процесс. Элементы медиаобразования: медийные презентации, учебные фильмы, работа с разными видами СМИ, широко используются в повседневной жизни, как педагога, так и студентов. Но о медиаобразовании как целостной образовательной концепции, возможно, знают еще не все.
С целью уточнения термина «интеграция» обратимся к большому энциклопедическому словарю, где находим следующее определение: «Интеграция (лат. integratio - восстановление - восполнение, от integer - целый) - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция); 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» [Большой энциклопедический словарь, URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc3p/139698]. То есть, интеграция - это процесс внедрения элементов одной науки в другую, с целью достижения желаемого результата, и с учетом требований прописанных в современных образовательных стандартах.
Смысл интеграции медиаобразования с курсом математики заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации и «внешних» информационных потоков, с которыми сталкивается студент т.е. включать в образовательный процесс внепредметную информацию. Примером может послужить наличие задач, носящих прикладной характер с общетехническими и специальными дисциплинами. Источниками информации могут быть средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы) или электронные средства передачи информации (видео, компьютерные сети, Интернет и т.д.).
На наш взгляд, внепредметную информацию нужно применять, во -первых, с целью расширения кругозора, во-вторых, нужно учитывать межпредметные связи с общетехническими и специальными курсами, так как математика является их основой.
В основе почти всех медиаобразовательных умений лежит умение выделять главное в информационном сообщении. Курс математики направлен на формирование этого умения, что ставит перед преподавателем сложные методические задачи. Необходимо, чтобы студент умел находить, отбирать нужную ему информацию, также умел выделять главное из текста задачи, кратко и четко записывать условие и решение, используя специальные обозначения. Кроме того, используя технологии медиаобразования, привлечение видео или компьютера, можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (преподаватель-студент), с тем, чтобы усовершенствовать учебный процесс, решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи. Логика рассуждений приводит нас к тому, что медиаобразование расширяет диапазон применения форм и методов проведения занятий, а в рамках Федерального государственного образовательного стандарта этот момент наиболее актуален, т.к. одно из требований к условиям реализации основных программ бакалавриата (подготовки специалиста) на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. На наш взгляд, наиболее эффективным будет использование активных и интерактивных форм проведения занятий с внедрением элементов медиаобразования.
В образовании многих стран мира элементы медиаобразования интегрированы в общее образование, в некоторых странах с медиаобразованием связан специальный предмет, ориентированный на изучение закономерностей массовой коммуникации - это Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Великобритания, Г ермания, Ирландия, Испания, Канада, Скандинавия, США, Франция, Швейцария. В России также развивается процесс внедрения элементов медиаобразования в образовательную систему. Например, в статье «Интеграция медиаобразования и учебной дисциплины «иностранный язык» в образовательном процессе через аудиовизуальные СМК» Л.А. Иванова пишет, «... помимо достижения собственных целей предмета иностранный язык, используемые на уроке аудиовизуальные СМК должны быть параллельно направлены и на реализацию целей медиаобразования в целом. Мы считаем, что возможности аудиовизуальных СМК заключаются не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации и т.д., но и в значительной степени в формировании медиакомпетентности. То есть сам процесс медиаобразования органически вписывается в урок» [Иванова, 2008, с. 76]. В заключении автор утверждает, что «только при проецировании целей медиаобразования на цели предмета «Иностранный язык» происходит достижение дальних и ближних целей данной учебной дисциплины и медиаобра-
зования в единстве» [Там же, с. 77]. Ценность данной статьи, на наш взгляд, представляет таблица «Сравнительная характеристика аудиовизуальных СМК как средства обучения иностранному языку и как средства медиаобразования», приведенная автором, т.к. не все начинающие исследователи, делающие первые шаги в науке понимают, а вследствие чего испытывают трудности при разведении понятия «использование СМК как вспомогательных средств» и «изучение СМК». Или в качестве примера, для подтверждения нашего вывода, приведем цитату, автором которой является А.А. Жу-рин: «Анализ состояния и тенденций развития медиаобразования вскрыл важнейшую методологическую проблему — проблему терминологии. Сегодня она стоит особенно остро, поскольку в связи с широким распространением мультимедийной компьютерной техники педагоги-исследователи и учителя-практики стали ставить знак равенства между медиаобразованием и «обучением работе на мультимедийном компьютере» [Журин, 2005, с. 31].
В своей статье «Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы» А.А. Журин пишет: «За рубежом широко распространено медиаобразование, интегрированное с курсами родного и иностранного языков, истории, в то время как медиаобразование на уроках естественнонаучного цикла сводится к простому использованию сообщений СМИ как средств обучения. Аналогичная ситуация сложилась и в отечественной педагогике: вопросы медиаобразования активно разрабатываются лишь в начальной школе и на уроках гуманитарного цикла предметов (Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, Т.Г. Жарковская, К.М. Тихомирова и др.). В сегодняшней практике обучения химии было бы неправомерным игнорировать то огромное влияние (как положительное, так и отрицательное), которое оказывают средства массовой информации на результаты обучения, воспитания и развития школьников» [Там же, с. 29]. Мы со своей стороны хотели бы подтвердить вышесказанное автором, только в отношении курса математики в техническом вузе.
Далее хотелось бы сделать акцент на статью «Современный этап развития школьного медиаобразования в североевропейских странах» О.В. Печинки-ной, в которой рассматривается опыт интеграции медиаобразования с курсом общественных наук в Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии. Автор статьи пишет: «Интеграция медиаобразования осуществляется и с математикой, которая имеет большое значение в становлении личности, так как развивает творческое и логическое мышление ребёнка, помогает определять, формулировать и решать проблемы, влияет на умственное развитие, стимулирует целенаправленную деятельность и социальное взаимодействие. Цели медиаобразования, интегрированного с курсом математики в обязательной школе: 1) применение информационных и коммуникационных технологий для работы с геометрическими фигурами, вычислений, сбора, обработки и презентации информации, 2) критический анализ текстов, содержащих математическую терминологию и информацию, 3) создание, чтение, интерпретация и анализ чертежей, диаграмм, гистограмм, таблиц, графиков с использованием цифровых технологий и без них» [Печинкина, 2009, с. 144]. В связи с
этим, может следует попробовать и перенять опыт североевропейских стран на наш российский технический вуз, учитывая, что «интегрированное медиаобразование не ставит перед собой цель сообщить учащимся специальные знания об общих свойствах и структуре информации, закономерностей и принципах её создания, преобразования, накопления, передачи и использования. Интеграция медиаобразования на уровне предметной составляющей основана на свободе слова и свободе потребления информации и состоит в использовании сообщений масс-медиа в двух качествах: как средства обучения и как объекта изучения» [Журин, 2005, с. 35].
В заключение следует сказать, что интеграция элементов медиаобразования с курсом математики может быть достигнута органичным способом достижения поставленных целей. Следует находить как можно больше пересечений математики и внепредметных информационных потоков. Затем ставить и решать именно те задачи, которые предусматривает математика. Таким образом, мы определили для себя следующий этап научного исследования, в котором и будем продолжать работать.
Библиографический список
1. Аданников, А. А. Фундаментализация физико-математической подготовки в профессиональном образовании студентов технических вузов [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / А. А. Аданников. - Тольятти, 2001. - 193 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc3p/139698 (дата обращения 14.07.2012)
3. Журин, А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы [Текст] / А. А.Журин// Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С. 29-51.
4. Зазнобина, Л. С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального и среднего общего образования [Текст] / Л. С.Зазнобина. - М., 1999. - 40 с.
5. Иванова, Л. А. Интеграция медиаобразования и учебной дисциплины «иностранный язык» в образовательном процессе через аудиовизуальные СМК [Текст] / Л. А.Иванова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 75-77.
6. Кудрявцев, Л. Д. Современная математика и ее преподавание [Текст] / Л. Д.Кудрявцев. - 2-е изд., доп. — М. : Наука, 1985. - 114 с.
7. Миндеева, С. В. Значимость медиакомпетентности для инженера-
бакалавра в условиях компетентностного подхода [Электронный ресурс] / С. В. Миндеева // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №2. - URL:
http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ statya 5 mindeeva.pdf (дата обращения 14.07.2012).
8. Печинкина, О. В. Современный этап развития школьного медиаобразования в североевропейских странах [Текст] / О. В.Печинкина // Медиаобразование и медиакомпетентность : всероссийская научная школа для молодежи. Сб. статей молодых ученых / под ред. А. В.Федорова. - Таганрог : Изд-во Та-
ганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. - 240 с.
9. Федоров, А. В. Интегрированное медиаобразование по Л. С.Зазнобиной
[Электронный ресурс]. - ШЬ :
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/zazn.htm (дата обращения
14.07.2012).
10. Федоров, И. Б. Инженерное образование сегодня: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] / И. Б. Федоров. - ЦЕЬ:
http://www.almavest.ru/ru/favorite/ 2012/04/26/299/] (дата обращения
13.07.2012).
Холкина Лилия Владимировна
Педагог-организатор 1 квалификационной категории, педагог дополнительного образования, руководитель детского творческого объединения «Мастерская юного журналиста», главный редактор школьной газеты «Дилижанс» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани, г. Казань, Республика Татарстан
УДК 37.018.2 ББК 74.200.58
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Создание школьной газеты - интересное и увлекательное занятие, помогающее сплотить коллектив учащихся и организовать познавательный и развивающий досуг для старшеклассников. В данной статье представлен опыт работы педагога с детьми общеобразовательной школы по созданию школьного печатного издания, помогающего юным журналистам стать активными, востребованными и неравнодушными людьми.
Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, классным руководителям и организаторам внеклассной работы в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; дополнительное образование; школьная газета; творческое саморазвитие личности; формирование учебно-познавательных компетенций; самореализация старшеклассников в поликультурной среде; социальная активность выпускников школы.
SCHOOL NEWSPAPER AS FORM OF PUPILS’ CREATIVE SELFDEVELOPMENT
The article deals with school newspaper creation which helps to rally pupils and organize informative and developing leisure for seniors. The purpose is to give the teacher’s experience of school printing edition helping young journalists to become active, called-for and not indifferent people.