Научная статья на тему 'Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «Математика»'

Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАТЕМАТИКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНЖЕНЕР / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлиняев О.Л., Миндеева С.В

Требования к подготовке инженеров год от года возрастают. Появляются новые специальности, новые дисциплины, но неизменным остается одно фундаментальная математическая подготовка студентов технического вуза, которую следует направлять в русло становления медиакомпетентности будущего инженера. Авторы статьи видят решение данной проблемы в интегрированном медиаобразовании с учебной дисциплиной «Математика» в условиях технического вуза. В статье приведен сравнительный анализ, позволяющий сделать вывод о том, что задачи медиаобразования и математического образования совпадают, не только текстуально, но и по смыслу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «Математика»»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «Математика»

О.Л. Подлиняев доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет,

С.В. Миндеева старший преподаватель, Иркутский государственный университет путей сообщения

pasha15032007@yandex.ru

Аннотация. Требования к подготовке инженеров год от года возрастают. Появляются новые специальности, новые дисциплины, но неизменным остается одно -фундаментальная математическая подготовка студентов технического вуза, которую следует направлять в русло становления медиакомпетентности будущего инженера. Авторы статьи видят решение данной проблемы в интегрированном медиаобразовании с учебной дисциплиной «Математика» в условиях технического вуза. В статье приведен сравнительный анализ, позволяющий сделать вывод о том, что задачи медиаобразования и математического образования совпадают, не только текстуально, но и по смыслу. Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, математика,

фундаментальное образование, интеграция, инженер, технический вуз, студент.

Integrated media education as a condition of formation of media competence on the

example of "Mathematics" discipline

O.L. Podlinyaev Irkutsk State University, S. V. Mindeeva Irkutsk State University of Railroads pasha15032007@yandex. ru

Abstract. Requirements for the training of engineers year-on-year increase. New specialties, new disciplines, but one thing remains unchanged - it is a fundamental mathematical training of students of technical University, which should be sent to the direction of formation of media competence of the future engineer. The authors see the solution of this problem in media education is integrated with academic discipline "Mathematics" in the conditions of a technical

University. The article considers the comparative analysis that allows to conclude that the tasks of media education and mathematics education are the same, not only textually, but also in meaning.

Keywords: media education, media competence, mathematics, fundamental education, integration, engineer, technical university, student.

«Во всем мире в настоящее время развивается инновационное инженерное образование, направленное на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции» [Агранович, 2004, с.11]. Вследствие чего, требования к подготовке инженеров год от года возрастают. Появляются новые специальности, новые дисциплины, но неизменным остается одно - фундаментальная математическая подготовка студентов технического вуза.

Проведя анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования некоторых инженерных специальностей, мы выявили, что серьезные требования предъявляются к логическому, пространственному и критическому мышлению будущих инженеров. Этот же момент прослеживается в Доктрине высшего инженерного образования России: «Основой образования должны стать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера» [Национальная доктрина инженерного образования, с. 13].

Следовательно, математическую подготовку в техническом вузе следует направлять в русло становления медиакомпетентности будущего инженера, а условия для её становления обеспечит дисциплина «математика», т.к. в стандартах нет ни одной дисциплины, которая имела бы прямое отношение к медиаобразованию. Математика, безусловно, нужна инженеру, в инженерном образовании ей отводится значимое место. И для того, чтобы она эффективно выполняла свои обязанности, необходимо, чтобы ее содержание удовлетворяло определенным требованиям, соответствующим инженерной деятельности. Математика обладает обширным педагогическим потенциалом, необходимым для становления медиакомпетентности будущего инженера, и задача преподавания в том, чтобы этот потенциал был реализован в достаточной мере.

Считаем, что медиакомпетентность будущего инженера необходимо формировать на начальном этапе обучения в вузе в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам. Особая роль здесь принадлежит математике, которая является универсальным языком для описания предметного мира, развивает творческое, критическое и логическое

мышление, влияет на умственное развитие, стимулирует целенаправленную деятельность и социальное взаимодействие.

На основании всех рассматриваемых нами положений и мнений [Иванова, 2005; Федоров, 2014; Ямушева, 2016], мы формулируем собственное понимание медиакомпетентности будущего инженера, которое определяем следующим образом: «Медиакомпетентность будущего инженера - это интегративное профессионально важное качество личности, определяющее ее способность и готовность действовать в системе «инженер - медиа - общество», способствующей продуктивно осуществлять инженерную деятельность».

Следует сказать, что уже достаточно продолжительное время имеется неоднозначное мнение по поводу термина «медиакомпетентность» со стороны ученых-исследователей: от оптимистического до скептически-отрицательного. Многие ученые занимаются вопросом формирования и развития медиакомпетентности, мы также считаем, что термин «медиакомпетентность» - это интересный и перспективный объект для научного исследования.

Отметим, что само понятие «медиакомпетентность» не нашло своего отражения применительно к обучению студентов в техническом вузе при математической подготовке. Проведённый нами анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что медиакомпетентность предполагает не только умение работать с информацией (поиск, обработка, анализ, обобщение), а также умение передавать научно-техническую информацию, превращая ее в новый тип знаний, в том числе часто меняющуюся информацию в методических и нормативных документах (постановления, распоряжения, приказы и т.д.), которую инженеры получают из различных СМК. Потребность развития вышеуказанных умений также предполагает переосмысление преподавания фундаментальных дисциплин, в том числе и математики в технических вузах.

Традиционные технологии обучения, построенные на представлении материалов дисциплины на лекции и последующем закреплении их в процессе практических занятий, в настоящее время преобладающая и общепринятая форма преподавания. В то же время, такие технологии обучения не обеспечивают как адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине, так и формирование у будущих специалистов навыков, отвечающих требованиям современной профессиональной деятельности. Тем более, традиционный метод изложения материала не может дать нужный уровень медиакомпетентности будущим инженерам. Однообразие методов, форм и приемов преподавания

фундаментальных предметов вызывает падение интереса к самому предмету и будущей профессии.

Важным компонентом, обеспечивающим более высокую математическую подготовку с целевой установкой на становление медиакомпетентности будущего инженера, на наш взгляд, является интеграция элементов медиаобразования в учебный процесс математического образования.

Традиционно математическая подготовка студентов технического вуза, в частности бакалавров, состоит из общего (базового) курса математики (1 курс) и специального (профилирующего) (2 курс). Специальный курс математики формируется на основании учебного плана. Общий курс математики становится «фундаментом» для специального курса и общеинженерных дисциплин, где происходит расширение и углубление сферы применения общих математических знаний. Рассмотрим цели изучения математики с точки зрения медиаобразования более подробно, далее объединив в таблицу.

Изучение математики должно быть направлено на формирование умений находить, передавать, воспринимать и принимать информацию, критически ее оценивать. Данное требование практически дословно совпадает с задачами медиаобразования. Общие учебные умения работы с информацией, такие как: умение работать с текстом, графиком, рисунком, понимание языка функций и формул, поиск требуемой информации и ее использование, имеются как в медиаобразовании, так и применительно к математической информации.

На занятии студент воспринимает лекцию преподавателя, старается ее запомнить и понять, записать основную информацию, как правило, в виде математических символов, а далее - выполнить предлагаемые задания, при этом доказывать правильность суждения. Важными для медиаобразования здесь становятся задачи, направленные на умения выделить главное в медийном сообщении, аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения, высказывать обоснованные аргументы за и против них.

Если на занятии используются аудиовизуальные средства (например, видеофильмы), то в них студенты ищут необходимую информацию, относящуюся к изучаемому материалу, благодаря наглядности образно воспринимают ее и используют в дальнейшей работе.

Таким образом, формирование умений работать с информацией пронизывает весь процесс обучения математике, что сопутствует задачам медиаобразования. Умения, традиционно формируемые у студентов в процессе изучения математики, - лишь часть умений работы с информацией,

которые необходимы будущему инженеру. Такие задания, как подбор информации из медийных источников и сопоставление ее с учебным материалом, определение направленности и цели коммуникации, оставались вне поля зрения математиков-педагогов. Эта часть умений представляет собой автономный по отношению к изучаемому курсу элемент. Именно поэтому и может идти речь об интегрированном медиаобразовании с дисциплиной «Математика». Интегрированное медиаобразование делает связи учебной дисциплины и внешних информационных потоков более выразительными.

Логика рассуждений приводит нас к тому, что задачи медиаобразования и математического образования совпадают, не только текстуально, но и по смыслу. Более наглядно перечень задач представлен в табличной форме.

Таблица 1. Сопоставление задач медиаобразования и математического

образования

Задачи медиаобразования Задачи математического образования в техническом вузе

подготовка нового поколения к жизни в информационных условиях подготовка будущих инженеров к профессиональной деятельности

подготовка к восприятию и интерпретации различной информации; понимать и осознавать последствия воздействия ее на психику формирование умений находить, передавать, воспринимать и принимать, использовать информацию, критически ее оценивать.

видоизменять форму информации, переводить из одной знаковой системы в другую умение работать с текстом, графиком, рисунком, понимание языка функций и формул, аналитическое описание

овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью современных информационных технологий подбор информации из медийных источников и сопоставление ее с учебным материалом, определение направленности и цели коммуникации; умение оперировать максимальным совершенствованием подачи информации

понимать содержание медиатекста, отфильтровывать «шум»; выделять главное в медийном сообщении запомнить, понять, записать основную информацию и далее выполнить предлагаемые задания

уметь аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения, высказывать обоснованные аргументы за и против них знание о полезности, истинности, значимости получаемой информации, об оценке ее достоверности; критическое отношение к существующим способам решения

Проведенное сопоставление дает возможность выделить те основные задачи медиаобразования, которые органично вписываются в дисциплину

и

«Математика». Реализуя задачи математического образования, автоматически будет происходить реализация задач медиаобразования, вследствие чего могут быть перенесены в профессиональную деятельность будущего инженера.

Интеграция медиаобразования с учебной дисциплиной «Математика» имеет несколько особенностей. Во-первых, содержание медиаобразования включает в себя знания о законах и процессах поиска, распространения, передачи, тиражирования и преобразования информации, перевода из одной знаковой системы в другую (некоторые вопросы, касающиеся технического инструментария сферы массовой коммуникации, изучаются в математике). Во-вторых, это стремительный рост информационных сообщений, содержащих негативное влияние на психику. В-третьих, некоторые разделы математики недостаточно обеспечены средствами наглядности, и в этом могут помочь сообщения СМИ, которые могут выступать дополнительными средствами наглядности при изучении тем.

Известный математик А.Я. Хинчин писал, что «первой характерной чертой математического стиля мышления является доминирование логической схемы рассуждения; второй характерной чертой является лаконизм, т.е. кратчайший путь к цели; следующей характерной чертой является точная расчлененность процесса рассуждения и соблюдение точности математической символики» [Хинчин, 1963]. Вследствие чего А.Б. Ольнева совершенно справедливо замечает: «со стороны потребителей системы образования ожидания её результатов различны. Так, студент качественным будет считать такое образование, которое в большей мере способствует развитию его личностных качеств и окажет благоприятное воздействие на его профессиональную карьеру» [Ольнева, 2007, с.36].

Математика - одно из средств формирования модели специалиста-профессионала, в ней заложены резервы развития профессионального творческого, логического, критического мышления, пространственного воображения. В учебной деятельности при изучении математики формируются необходимые предпосылки развития личности, осознание важности профессии, положительная мотивация, познавательные процессы.

Роль математики в формировании личности уникальна, её образовательный, воспитательный и развивающий потенциал не имеет границ, в связи с этим математике должно быть уделено должное внимание. Значительная функция математического образования - это всесторонне развитая личность будущего специалиста. Е.Ю. Скоробогатых раскрывает потенциал математики следующим образом: «в процессе изучения математики осуществляется интеллектуальное развитие личности, происходит ее обогащение методами отбора и анализа информации,

навыками ясного логического мышления, оперирующего четко определенными понятиями. Кроме того, изучение математики способствует формированию личностных качеств, оно несет в себе черты волевой деятельности, стремление к эстетическому совершенствованию. Знакомство с математикой учит отличать правильное суждение о неправильного, что важно в любой сфере человеческой деятельности, в том числе профессиональной» [Скоробогатых, 2001, с.8].

Все вышесказанное свидетельствует о том, что средствами математики как учебной дисциплины с включением медиаобразовательного компонента, мы можем добиться становления такого, на наш взгляд, значимого качества будущего инженера как медиакомпетентность, которое окажет благоприятное влияние на дальнейшую инженерную деятельность выпускника.

Анализ содержания математического образования с точки зрения возможности интеграции с целями медиаобразования показал, что умение работать с информацией можно развивать на материале почти любой темы. Например, в разделах «векторная алгебра», «аналитическая геометрия», «теория вероятностей» важное место занимает решение задач. Следует отметить, что элементом медиаобразования может быть самостоятельное составление задач. Особый интерес в рамках медиаобразования представляют задачи с использованием чертежей, схем, графиков, рисунков, поскольку при этом формируется умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую [Соколова, 2004, с.43].

Для математики важно понимание языка формул, функций с последующим их использованием. При недостающей учебной информации студенты обращаются к учебнику или энциклопедии, где находят ответы на поставленные вопросы. Во время демонстрации учебного фильма у студента развивается умение находить информацию, относящуюся к изучаемому материалу, а благодаря наглядности легко воспринимать информацию и использовать сформированный образ в дальнейшей учебной деятельности. Таким образом, формируется умение работать с информацией, которое пронизывает весь процесс обучения математики. Умения, традиционно формируемые у студентов в процессе изучения математики, лишь часть тех умений работать с информацией, которые необходимы будущему инженеру в инженерной деятельности.

Конечно, само по себе знание математики в чистом виде не гарантирует успешного становления медиакомпетентности будущего инженера, тем более, что знания как единственная цель учебного процесса утратили свою значимость, а вот целенаправленное включение медиаобразовательной компоненты в процесс обучения математики будет

способствовать ее становлению. Это верно подмечает О.И. Шевчук: «интеграция медиа в организованный процесс обучения - залог повышения качества обучения и формирования медиакомпетентной личности, способной оценивать влияние СМК на общество» [Шевчук, 2013, с.40].

Однако интеграция медиаобразования с дисциплиной «Математика» должна соответствовать методической теме данной дисциплины, при этом цели учебного предмета не уходят на задний план. Не вызывает сомнения, что учебный предмет выиграет, благодаря нововведению.

Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта напрямую связано с уяснением методологических принципов современного высшего инженерного образования. Это важно, так как эти принципы определяют место учебной дисциплины в общей подготовке квалифицированного специалиста. Рассуждая на эту тему в отношении учебной дисциплины «математика», считаем, что накоплен богатый педагогический потенциал, который может быть эффективно использован для становления медиакомпетентности будущего инженера.

Ставя перед собой соответствующие этой задаче цели, мы направили дисциплину «Математика» в русло современных педагогических инноваций. Считаем, что при таком подходе достигается понимание математики, как учебного предмета, ее прикладного, культурного значения, обогащается мотивационная сфера, создаются условия для интеграции математики и медиаобразования.

Литература

Агранович Б.Л., Соловьев М.А., Чучалин А.И. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2004. № 1. С. 11-14.

Иванова Л.А. Медиаобразование как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С.70-79.

Национальная доктрина инженерного образования.

aeer. cctpu. edu.ru>winn/ doctrine/doctrine.doc

Ольнева А.Б. Вариативный подход к математическому образованию в техническом вузе: Дис. ... докт. пед. наук. Астрахань, 2007. 362 с.

Скоробогатых Е.Ю. Педагогические условия повышения качества обучения математике в техническом вузе (на примере экономических дисциплин): Дис. .канд. пед. наук. Калининград, 2001. 152 с.

Соколова Н.Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики: Дис. .канд. пед. наук. М., 2004.189 с.

Федоров А. В. Медиакомпетентность молодежи: стихия или. // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал. 2014. № 1. http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292 Хинчин А.Я. Педагогические статьи. М., 1963. 204 с.

Шевчук О.И. Медиаобразование в техническом высшем учебном заведении (на примере Национального технического университета Украины) // Медиаобразование. 2013. № 1. С.40-43.

Ямушева (Григорьева) И.В., Мурашкина Н.А., Никитина Е.А. Теоретическое осмысление эволюции и практики медиаобразования Восточной Сибири (вторая половина XX века) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал. 2016. № 1. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-1

Reference

Agranovich, B.L., Soloviev, M.A., Chuchalin, A.I. The Innovative engineering education // Engineering education. 2004. No. 1. Pp. 11-14.

Amusia (Grigorieva), I.V., Murashkina, N.A., Nikitina, E.A. Theoretical understanding of the evolution and practice of media education in Eastern Siberia (second half of XX century) // Crede Experto: transport, society, education, language" — an international information and analytical journal. 2016. No. 1. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-1

Fedorov, A.V. Media competence of young people: the power or... // Crede Experto: transport, society, education, language" — an international information and analytical journal. 2014. No. 1 http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292

Ivanova, L.A. Media education as a pedagogical phenomenon // Siberian pedagogical magazine. 2005. No. 1. Pp. 70-79.

Khinchin, A.Y. Pedagogical articles. Moscow, 1963. 204 p.

National doctrine of engineering education. aeer.cctpu.edu.ru>winn/doctrine/doctrine.doc Olneva, A.B. Variational approach to mathematical education in a technical College. Ph.D. dis. Astrakhan, 2007. 362 p.

Shevchuk, O.I. Media education in technical higher educational institution (on the example of the National technical University of Ukraine) // Media Education. 2013. No. 1. P. 40-43. Skarabahaty, E.Y. Pedagogical conditions of enhancing the quality of teaching mathematics in technical universities (on the example of economic disciplines). Ph.D. dis. Kaliningrad, 2001. 152 p.

Sokolova, N.Y. The use of components of media education in the study of quantum physics. Ph.D. dis. Moscow, 2004. 189 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.