Научная статья на тему 'Показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики'

Показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
483
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОДЕЛЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКРИТИКА / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левицкая А. А., Федоров А. В.

В данной статье обосновываются показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики, то есть показатели развития медиакомпетентности аудитории будущих и/или действующих педагогов, показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности. Уровни данных показателей проверяются путем тестирования и выполнения творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики»

А

Практика медиаобразования

Показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики *

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Аннотация: В данной статье обосновываются показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики, то есть показатели развития медиакомпетентности аудитории будущих и/или действующих педагогов, показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности. Уровни данных показателей проверяются путем тестирования и выполнения творческих заданий. Ключевые слова: показатели эффективности, модель, медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика, медиакомпетентность, аналитическое мышления, студенты, учителя, педагоги, школьники.

Indicators and methods for estimating the effectiveness of implementation model synthesizing

objectives of media education and media criticism

Abstract: This article describes the performance and effectiveness of the implementation methods of estimating model synthesizing the goals of media education and media criticism, that is,

А.А. Левицкая,

кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт экономики и управления,

А. В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,

mediashkola@rambler.ru

Dr. Anastasia Levitskaya, Taganrog Institute of Economic and Management,

Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, Anton Chekhov Taganrog Institute, mediashkola@rambler.ru

indicators of development of media competence audience future and / or current teachers, indicators of development of professional knowledge and skills needed by teachers for media education. Levels of these parameters are checked by testing and executing creative tasks. Keywords: levels of effectiveness, model, media education, media literacy, media criticism, media competence, analytical thinking, students, teachers, educators.

В процессе исследования нами была разработана теоретическая модель, синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников (рис. 1) и учитывает современные тенденции в сфере информационной и медийной грамотности [Медийная и информационная грамотность, 2012; Московская декларации о медиа- и информационной грамотности, 2012].

Понятно, что для полноценной реализации данной модели, конечно, необходимы показатели развития медиакомпетентности аудитории будущих и/или действующих педагогов, показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности.

1) контактный (частота общения/контакта с медийной сферой и медиатекстами);

2) мотивационный (мотивы контакта с медийной сферой, медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.; мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);

3) информационный (знания терминологии, теории и истории медиакультуры (включая медиакритику), процесса массовой коммуникации, медиаобразования);

4) оценочный (умения интерпретировать, анализировать взаимоотношения социума и медиа, медиатексты на основе определенного уровня медиавосприятия);

5) практико-операционный, деятельностный (умения создавать и распространять собственные медиатексты; качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов);

6) творческий/креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - аналитической, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа; уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности);

7) методический/технологический (методические/технологические умения в области медиаобразования);

Чтобы выявить уровни развития (высокий, средний и низкий) аудитории по каждому из этих показателей, нами была разработана специальная батарея тестов.

Рис 1. Модель, синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников

Л

У

При составлении блоков вопросов и заданий была намеренно избрана закрытая форма анкетирования/тестирования (где после конкретного вопроса следовали несколько вариантов ответов, из которых нужно было выбрать один или несколько). Это было связано с тем, что большинство студентов, как правило, не способно компактно и быстро изложить свою точку зрения относительно своих медийных предпочтений, следовательно, для четкой

Теоретическая составляющая

О

Формирующий компонент

О

Практическая составляющая

Результативный компонент: повышение уровней медиакомпетентности аудитории, в том числе - на материале анализа взаимоотношений медиа и социума и анализа медиатекстов разных видов и жанров

формулировки ответов нужно дать группу наиболее вероятных вариантов. Кроме того, в силу своей структурированности анкеты закрытого типа требуют значительно меньшего времени на заполнение, чем аналоги открытого типа, и легче поддаются итоговой обработке.

Констатация уровней медиакомпетентности аудитории основывается на разработанной нами классификация показателей медиакомпетентности (развития аудитории в области медиакультуры). В соответствие с ней аудитории предлагается 7 основных блоков вопросов и заданий:

1) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровня контактного показателя медиакомпетентности аудитории (частоты контактов с медийной сферой в целом и произведениями медиапедагогов и медиакритиков, в частности);

2) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (мотивы контакта с медийной сферой, медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.; мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);

3) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровня информационного показателя медиакомпетентности аудитории (знания терминологии, теории и истории медиакультуры (включая медиаобразование, медиакритику), процесса массовой коммуникации, медиаобразования);

4) блок аналитических заданий для выявления уровня оценочного показателя медиакомпетентности аудитории (умения интерпретировать, анализировать взаимоотношения социума и медиа, медиатексты, в том числе тексты медиакритиков, медиапедагогов на основе определенного уровня медиавосприятия);

5) блок заданий для выявления уровня практико-операционного, деятельностного показателя медиакомпетентности аудитории (умения создавать и распространять собственные медиатексты; качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов);

6) блок творческих заданий для выявления уровня творческого/креативного показателя медиакомпетентности аудитории (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - аналитической, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа; уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности);

7) блок творческих заданий для выявления уровня методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические/технологические умения в области медиаобразования).

Структура блоков вопросов и заданий была выбрана, исходя из следующего:

Блок № 1. Выявление уровня контактного показателя медиакомпетентности аудитории (частоты контактов с медийной сферой в целом и произведениями медиакритиков, в частности).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 1: выявить частоту контактов аудитории с произведениями медиасферы (и в частности, с произведениями медиапедагогов и медиакритиков); полученные результаты во многом показывают степень приобщенности респондентов к медиатекстам разных видов и жанров и произведениям медиакритики.

Практическая реализация. Каждому респонденту предлагается выбрать характерный для него вариант частоты контактов с медиа и медиатекстами из нескольких вариантов. Понятно, что на содержание такого рода контактов будут оказывать влияние уровни мотивационного показателя медиакомпетентности. Однако, согласно нашей гипотезе, это влияние не является прямым: то есть наличие широкого спектра мотивов для контакта с медиатекстами вовсе не означает, что эти контакты будут слишком частыми и наоборот.

Блок № 2. Выявление уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (мотивы контакта с медийной сферой, медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.; мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 2: выявить наиболее популярные у аудитории мотивы (жанровые, психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие, эстетические и др.) контактов с произведениями медиасферы и текстами медиапедагогов и медиакритиков, совершенствования своих знаний в области медиаобразования; полученные данные помогают учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание на конкретные жанры, мотивы, которые пользуются успехом у данной аудитории, а, следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д. Полученные результаты нужны для сопоставления их с материалами письменных, творческих работ, устных бесед в фокус-группе, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинную подоплеку, выявленную в результате всего исследования.

Практическая реализация. Аудитории предлагается список жанров, функций медиатекстов, включая произведений медиакритиков, медиапедагогов (в прессе, интернете, на радио, телевидении), из которых нужно выбрать предпочитаемое. Респондентам предлагается также список психологических, терапевтических, эмоциональных, гносеологических, моральных, интеллектуальных, творческих и эстетических мотивов контактов с медиатекстами. Из данного списка нужно также выбрать предпочитаемые конкретным респондентом мотивы.

Зная медийную жанровую и функциональную направленность, выбранную респондентом, с большой долей вероятности можно предположить тип наиболее важных для него иных мотивов контактов с медиасферой и произведениями медиакритиков, медиапедагогов. К примеру, если человек предпочитает развлекательные функции медиа, то, скорее всего, в качестве основных мотивов его контакта с медиатекстами, будут названы стремление к развлечению, к рекреации и т.п.

Блик № 3. Выявление уровня информационного показателя медииксмпетентнссти аудитории (знания терминологии, теории и истории медиакультуры (включая медиакритику, медиапедагогику), процесса массовой коммуникации, медииибризивиния).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 3: выявить знания аудиторией терминологии, истории и теории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики. Результаты данного блока, с одной стороны, будут свидетельствовать о существенных пробелах в области терминологии, теории и истории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики у многих респондентов в контрольной группе опрошенных, а с другой стороны — об эффективности проведенных занятий медиаобразовательного цикла в экспериментальной группе.

Практическая реализация. Особенность этой части тестирования в том, что респонденту предлагается ответить на вопросы трех разделов блока, которые рассчитаны на выявление знаний терминологии, истории и теории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики.

За правильный ответ на каждый из вопросов респондент получает 1 балл. При этом мы условились считать, что высоким уровнем информационного показателя медиакомпетентности обладают респонденты, правильно ответившие на 80% - 100% вопросов. В таком случае, респондентов, верно ответивших на 50% - 79% вопросов, можно квалифицировать как обладающих средним уровнем информационного показателя медиакомпетентности. А на получивших менее 50% верных ответов - низким.

Конечно, между уровнями контактного, мотивационного и информационного показателей медиакомпетентности существует определенная связь. Понятно, что человек, не имея медийных контактов и мотивов, не может обладать информацией о медиакультуре, медиаобразовании и медиакритике. Однако, согласно нашей гипотезе, высокий уровень контактного и мотивационного показателей медиакомпетентности вполне может совмещаться в человеке с низким/средним уровнем информационного показателя и наоборот.

Вполне понятно, что тестирование, основанное на выборе одного правильного варианта из нескольких предложенных, всегда сопровождается элементом случайного/интуитивного правильного ответа, не основанного на подлинных знаниях. Кроме того, не исключена ситуация «помощи соседа по парте». Однако результаты такого рода тестирования можно всегда проверить/дополнить циклом индивидуальных аналитических, творческих заданий, собеседований в фокус-группе.

Блок № 4. Выявление уровня оценочного показателя

медиакомпетентности аудитории (умения интерпретировать, анализировать взаимоотношения социума и медиа, медиатексты, в том числе тексты медиапедагогов и медиакритиков, на основе определенного уровня медиавосприятия).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 4: выявить уровни оценочного показателя медиакомпетентности аудитории по отношению к письменным и аудиовизуальным медиатекстам, включая произведения медиакритиков и медиапедагогов (высокий уровень: анализ медиатекста на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации» (отождествления с автором медиатекста), понимание, интерпретация (трактовка) и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.); средний уровень: умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей, фигурирующим в медиатексте, на основе фрагментарных знаний, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование); низкий уровень - «безграмотность», то есть незнание языка медиа, неустойчивость, путаность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции автора медиатекста).

Практическая реализация. Аудитории предлагается на выбор три темы письменных работ:

a. медиатекст, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

b. медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим

c. анализ одного эпизода/фрагмента из запомнившегося медиатекста.

Респондентам нужно выбрать только одну тему и написать письменную

работу объемом 3-4 страницы.

Согласно мнению Ю.Н.Усова [Усов, 1989], уже сам выбор одной из указанных выше тем будет косвенно свидетельствовать об уровне интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности конкретного респондента: вариант «с», как правило, выбирают респонденты с более высоким уровнем оценочного показателя медиакомпетентности. Итоговая классификация респондентов по уровням данного показателя выстраивается согласно разработанной нами классификации. При этом логично будет предположить, что уровень мотивационного показателя медиакомпетентности в значительной степени связан с уровнем оценочного показателя медиакомпетентности. То есть чем разнообразнее мотивы контакты респондента с произведениями медиакультуры (включая интеллектуальную и эстетическую составляющие), тем выше будет его уровень интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности.

Блок № 5. Выявление уровня приктики-иперициинниги, деятельностного показателя медиакомпетентности аудитории (умения создавать и

распространять собственные медиатексты; качество

медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов).

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни практико-операционного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень: практические умения самостоятельного создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов различных видов и жанров; средний уровень: практические умения создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов с помощью консультаций педагогов/специалистов; низкий уровень: отсутствие практических умений создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов, или нежелание их создания).

Практическая реализация. Аудитории предлагается выполнить ряд занятий практического характера, рассчитанных на создание письменных и/или аудиовизуальных медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов.

Эти задания рассчитаны на выявление уровней практико-операционного показателя (практического/технологического умения создавать медиатексты различных видов и жанров) медиакомпетентности аудитории, которые можно будет соотнести с уровнями других показателей, прежде всего — с уровнями креативного, оценочного показателя медиакомпетентности.

При этом мы предполагаем, что наличие высокого уровня практико-операционного показателя медиакомпетентности может сочетаться с низким/средним уровнем креативного, оценочного показателей и наоборот.

Блок № 6. Выявление уровня творческого/креативного показателя медиакомпетентности аудитории (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - аналитической, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа; уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 6: выявить уровни креативного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень — ярко выраженное творческое начало человека в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской,

преподавательской и др.), связанной с медиакритикой, медиаобразованием и медиакультурой; средний уровень — творческие способности человека проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиаобразованием, медиакритикой и медиакультурой, при этом они не носят ярко выраженного характера; низкий уровень — творческие способности человека выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще).

Практическая реализация. Аудитории предлагается выполнить ряд творческих заданий на медийном материале, связанном с тематикой медиаобразования, медиакритики и медиакультуры. Эти задания рассчитаны на выявление уровней креативного показателя медиакомпетентности аудитории,

которые можно будет соотнести с уровнями других показателей, прежде всего — с уровнями оценочного показателя медиакомпетентности.

При этом мы предполагаем, что наличие высокого уровня креативного показателя медиакомпетентности может сочетаться с низким/средним уровнем /оценочного показателя и наоборот.

Блок № 7. Выявление уровня методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические / технологические умения в области медиаобразования).

Цель констатирующего эксперимента по блоку № 7: выявить уровни методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень — ярко выраженные технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися; средний уровень — технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиакритикой и медиакультурой, при этом они не носят ярко выраженного характера; низкий уровень — технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще).

Практическая реализация. Аудитории предлагается выполнить ряд творческих заданий на медийном материале, связанном с организацией и проведением медиаобразовательных занятий с учащимися. Эти задания рассчитаны на выявление уровней методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические / технологические умения в области медиаобразования).

Блоки вопросов и заданий для студентов по теме «Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения»

Перед тем, как преступить к ответам на вопросы, отметьте, пожалуйста, Ваш

пол:

a. женский

b. мужской

1. Блок вопросов для выявления уровня частоты контактов аудитории с

медиасферой, медиатекстами и творчеством медиакритиков

1.1. Частота контактов с письменными и аудиовизуальными медиатекстами (в прессе, интернете, по радио и телевидению): Как часто вы контактируете с письменными и аудиовизуальными медиатекстами (в прессе, интернете, по радио и телевидению)? (нужно выбрать один вариант ответа)

a. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц ё. редко

е. никогда

1.2. Частота контактов с письменными и аудиовизуальными текстами медиакритиков (в прессе, интернете, по радио и телевидению): Как часто вы контактируете с письменными и аудиовизуальными текстами медиакритиков (в прессе, интернете, по радио и телевидению)?

(нужно выбрать один вариант ответа)

a. ежедневно

b. несколько раз в неделю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

c. несколько раз в месяц ё. редко

е. никогда

1.3. Частота контактов с медиатекстами по тематике медиаибразивания (в прессе, интернете, по радио и телевидению): Как часто вы контактируете с медиатекстами по тематике медиаобразования (в прессе, интернете, по радио и телевидению)?

(нужно выбрать один вариант ответа)

a. ежедневно

b. несколько раз в неделю

c. несколько раз в месяц ё. редко

е. никогда

2. Блок вопросов для выявления уровня мотивационного показателя контактов аудитории с медиасферой и творчеством медиакритиков

2.1. Мотивы, по которым осуществляется Ваши контакты с письменными и аудиовизуальными медиатекстами и произведениями медиакритиков

2.1.1. Жанровые мотивы Ваших контактов: какие жанры привлекают вас в письменных и аудиовизуальных медиатекстах (в интернете, по радио и телевидению, в кино, в литературе, драматургии, в компьютерных играх)? (нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

№ Жанровые мотивы Ваших контактов с медиатекстами Можно отметить несколько жанров

1 вестерн (в фильмах, телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, интернете и пр.)

2 водевиль (в фильмах, радио/телепередачах, книгах, журналах, интернете и пр.)

3 детектив (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

4 драма (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

5 игра (в радио/телепередачах, компьютерных играх, журналах, газетах, интернете и пр.)

6 информационно-аналитическая передача, статья (в радио/телепередачах, газетах, журналах, интернете и пр.)

7 комедия (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх,

книгах, журналах, интернете и пр.)

8 концерт, номер классической музыки (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

9 концерт, песня, клип джазовой музыки (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

10 концерт, песня, клип поп-музыки (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

11 концерт, песня, клип фольклорной музыки (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

12 конкурс (в радио/телепередачах, журналах, газетах, интернете и пр.)

13 мелодрама (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

14 миф (в фильмах, радио/телепередачах, книгах, журналах, интернете и пр.)

15 мюзикл (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

16 новости (в радио/телепередачах, журналах, газетах, интернете и пр.)

17 опера (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

18 оперетта (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

19 повесть (в радиопередачах, книгах, журналах, интернете и пр.)

20 притча (в фильмах, радио/телепередачах, книгах, журналах, интернете и пр.)

21 развлекательные шоу, сочетающие в себе ряд жанров

22 рассказ/новелла (в радиопередачах, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

23 реалити-шоу (в радио/телепередачах, интернете и пр.)

24 реклама (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

25 роман (в радиопередачах, книгах, журналах, интернете и пр.)

26 сатира (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

27 синтез жанров (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

28 сказка (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, газетах, интернете и пр.)

29 стихотворение (в радио/телепередачах, книгах, журналах, газетах, сайтах и пр.)

30 ток-шоу (в фильмах, радио/телепередачах, интернете и пр.)

31 трагедия (в фильмах, радио/телепередачах, книгах, сайтах и пр.)

32 триллер (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, интернете и пр.)

33 фантастика (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, интернете и пр.)

34 медиатекст катастроф (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, интернете и пр.)

35 медиатекст ужасов (в фильмах, радио/телепередачах, компьютерных играх, книгах, журналах, интернете и пр.)

36 никакие

37 затрудняюсь ответить

2.1.2. Жанровые мотивы Ваших контактов: какие жанры привлекают вас в письменных и аудиовизуальных текстах медиакритиков (в прессе, интернете, по радио и телевидению)?

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

№ Жанровые мотивы Ваших контактов с Можно

произведениями медиакритики отметить несколько жанров

1 аналитическая книга, статья о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере

2 заметка, комментарий на медийную тему

3 интервью, беседа, дискуссия с персонами медийной сферы

4 кино/теле/радиообозрение

5 мемуары на медийную тему

6 открытое письмо на медийную тему

7 очерк о медийном событии

8 пародия на медийную тему

9 репортаж о медийном событии

10 рецензия на медиатекст

11 творческий портрет представителя медийной сферы

12 фельетон, памфлет, связанные с темой медиа

13 эссе на медийную тему

14 другой жанр (напишите, какой именно?)

15 затрудняюсь ответить

2.1.3. Жанровые мотивы Ваших контактов: какие жанры привлекают вас в письменных и аудиовизуальных текстах по тематике медиаобразования (в прессе, интернете, по радио и телевидению)? (нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

№ Жанровые мотивы Ваших контактов с произведениями по теме медиаобразования Можно отметить несколько жанров

1 аналитическая книга, учебное пособие, статья о процессах, событи (прошлого и настоящего) в сфере медиаобразования

2 заметка, комментарий на медиаобразовательную тему

3 интервью, беседа, дискуссия с деятелями медиаобразования

4 обозрение медиаобразовательных событий

5 мемуары на медиаобразовательную тему

6 открытое письмо на медиаобразовательную тему

7 очерк о медиаобразовательном событии

8 пародия на медиаобразовательную тему

9 репортаж о медиаобразовательном событии

10 рецензия на книгу, учебное пособие по медиаобразованию

11 творческий портрет деятеля медиаобразования

12 фельетон, памфлет, связанные с темой медиаобразования

13 эссе на медиаобразовательную тему

14 другой жанр (напишите, какой именно?)

15 затрудняюсь ответить

2.1.4. Функциональные мотивы Ваших контактов: какие функции привлекают вас в письменных и аудиовизуальных медиатекстах, произведениях медиакритиков, в медиаобразовательной литературе (в прессе, интернете, по радио и телевидению)? (нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

№ Привлекающие Вас функции медиакритики, медиаобразовани Можно отметить несколько функций

1 аналитическая

2 идеологическая, политическая

3 информационно-коммуникативная

4 просветительская, (медиа)образовательная, воспитательная

5 развлекательная, рекреативная

6 регулятивно-корпоративная

7 рекламно-коммерческая

8 эстетическая, художественная

9 этическая

10 другая функция (напишите, какая именно?)

11 затрудняюсь ответить

2.1.4. Психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы Ваших контактов с медиасферой, сферой медиаобразования и медиакритикой: каковы основные психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы ваших контактов с письменными и аудиовизуальными медиатекстами, произведениями медиакритиков (в прессе, интернете, по радио и телевидению)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)

1 стремление к развлечению, рекреации 10 Стремление к совершенствованию своих умений в области медиаобразования

2 стремление к идентификации (к сопереживанию, к отождествлению себя с персонажем или автором медиатекста) 11 стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов

3 стремление получить новую информацию 12 стремление просто занять свободное время

4 стремление к компенсации (к виртуальному получению чего-либо, недостающего в реальной жизни) 13 поиск материалов для учебных, научных, исследовательских целей

5 стремлению к извлечению нравственных уроков из медиатекста 14 стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры

6 стремление к эстетическим, художественным впечатлениям 15 стремление прочесть/увидеть/ услышать произведение любимого автора медиатекста

7 стремление к психологическому 16 стремление к философскому/

«лечению» (к терапевтическому избавлению от психологического дискомфорта в процессе контакта с медиатекстом) интеллектуальному спору/ диалогу с создателем(ми) медиатекста

8 стремление к «разоблачению», критике содержания медиатекста, позиции его автора (ов) 17 нет никаких мотивов для контактов с медиасферой, сферой медиаобразования медиакритикой

9 Стремление к совершенствованию своих знаний в области медиаобразования 18 иные мотивы контактов с медиатекстами. Какие именно?

3. Блок вопросов для выявления уровня информационного показателя

медиакомпетентности аудитории по отношению к письменной и аудиовизуальной медиасфере, медиаобразованию и медиакритике

3.1. Знания терминологии, связанной с темой медиакультуры, медиаобразования и медиакритики

Выберете верное окончание следующих фраз:

3.1.1. Медиакритика — это...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. критика недостатков современных медиа — газет, журналов, кинофильмов, интернет-сайтов и пр.;

b. критическое осмысление современной жизни с помощью медиа;

c. область современной журналистики, осуществляющая критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации. Познавая и оценивая медиатексты, медиакритика оказывает влияние на восприятие медийного содержания его потребителями. Медиакритика изучает и оценивает подвижный комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом;

ё. выступление критически настроенной личности по радио и телевидению.

3.1.2. Медиакультура — это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. способность человека культурно вести себя в медиатеке.

b. способность культурного человека к медитации.

c. культура продажи медиатехники различных форм и видов.

ё. совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

3.1.3. Медиаобразование — это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. образование с помощью технических, медийных средств обучения;

b. процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных

78

способностей, аналитического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. критическое осмысление современной жизни с помощью медиа;

с. образование союза медиакорпораций в сфере кинематографа, телевидения, радио, интернета;

ё. образование новых медийных учреждений (медиатеки, медиацентра и пр.).

3.1.4. Медиавосприятие — это...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. выявление технического качества медиатехники.

b. восприятие объектов окружающей действительности в процессе медитации.

c. восприятие медиатекстов любых видов и жанров.

ё. усвоение медицинских терминов различной степени сложности.

3.1.5. Язык медиа — это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. дизайн медийной аппаратуры различных видов.

b. разговор во время медитации.

c. комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

ё. параметры медианы.

3.1.6. Медиакомпетентность — это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. способность человека к восприятию («чтению»), интерпретации, оценке, созданию и передаче медиатекстов различных видов и жанров.

b. способность человека разбираться в технических параметрах медийной аппаратуры различного уровня сложности.

c. способность человека к грамотной медитации в пространстве виртуального мира. ё. способность человека к бережному обращению с медиатехникой разных видов.

3.1.7. Медиатекст - это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. субтитры.

b. конкретный результат медиапродукции - сообщение в любом виде и жанре медиа.

c. текст, нанесенный на поверхности корпусов медиатехники в виде знаков и символов. ё. текст, содержащийся в инструкциях по использованию медиатехники.

3.1.8. Фабула медиатекста — это.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. пересказ сюжета медиатекста вслух

b. часть медиатекста без пролога и эпилога

c. цепь событий в сюжете медиатексте, сюжетная схема медиатекста ё. стилистика, изобразительный ряд медиатекста

3.1.9. Медиакритик, как правило, работает в .

(нужно выбрать только один вариант ответа)

79

a. медиатеке

b. сфере продажи медиатехники

c. прессе, на телевидении, радио или интернет-портале ё. в сфере критической оценки медийной техники.

3.1.10. Медиапедагог, как правило, работает в ...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. сфере медиаиндустрии;

b. сфере продажи медиатехники

c. в сфере экспертизы медийной техники. ё. в учебном заведении

3.2. Знания истории и теории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики

3.2.1. Какой термин из приведенных ниже НЕ имеет отношения к медиакультуре, медиаобразованию и медиакритике?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. репрезентация

b. аудитория

c. категория ё. медиана

3.2.2. Какой из данных ученых впервые обосновал теоретическую концепцию «глобальной деревни» по отношению к медиа?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Дж.Гербнер

b. М. Маклюен

c. Г.Лассуэл ё. У.Эко

3.2.3. Какая из приведенных ниже функций НЕ имеет отношения к медиакультуре, медиаобразованию и медиакритике?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. аналитическая

b. вегетативная

c. информационная ё. развлекательная

3.2.4. Какие из приведенных ниже умений НЕ имеют отношения к медиакультуре, медиаобразованию и медиакритике?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. перцептивные

b. селективные

c. кинологические ё. аналитические

3.2.5. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. теория «потребления и удовлетворения» в области медиакультуры и медиаобразования предполагает, что аудитория активно отбирает для себя медиатексты, которые удовлетворяют тем или иным ее запросам.

b. критическая автономия в области медиакультуры — абсолютная независимость критических суждений о медиатексте, ни в чем не совпадающая с суждениями других людей.

c. медиа — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

ё. экранные искусства — аудиовизуальные искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2.6. Какая из нижеследующих теорий медиакультуры, медиаобразования основана на предположении о сильном и прямом воздействии любого медиатекста на аудиторию, вызывающем немедленную ответную реакцию?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. культурологическая

b. инъекционная

c. социокультурная ё.эстетическая

3.2.7. Продолжите фразу: Манипулятивное воздействие произведений медиакультуры — это ...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. система способов и приемов аудиовизуального монтажа.

b. система манипуляций при создании медиатехники.

c. система способов и приемов воздействия на сознание аудитории с целью навязывания каких-либо идей и/или введения в заблуждение.

ё. система медитационных движений при контакте с произведениями медиакультуры.

3.2.8. В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. аудиовизуальное мышление — творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

b. кинорецензия — жанр журналистики и критики, тематическая разновидность жанра рецензии, кинорецензия — анализ произведения киноискусства.

c. агентство медиа — совокупность технических средств, людей, создающих и распространяющих медиатексты.

ё. все средства массовой коммуникации всегда отражают точку зрения государственной власти на социокультурные процессы.

3.2.9. Какая из нижеследующих теорий медиакультуры, медиаобразования основана на изучении знаковых систем?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

а. эстетическая

b. протекционистская

c. семиотическая ё. идеологическая

3.2.10. Кто из перечисленных ниже кино/медиакритиков активно работал в 60-х годах XX века?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Д.Горелов

b. С.Кудрявцев

c. В.Демин

ё. А.Короченский

3.2.11. Кто из перечисленных ниже медиакритиков регулярно пишет статьи о телевидении?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. А.Плахов

b. Е.Марголит

c. И.Петровская ё. С.Кудрявцев

3.2.12. Какое из следующих ниже утверждений верно?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. медиакритики в России до 1950-х годов не было.

b. «эпоха оттепели» началась с полной отмены цензуры во всех видах медиа и медиакритике.

c. Ю.Богомолов - один из самых известных российских медиакритиков старшего поколения в XXI веке.

ё. Д.Горелов был лучшим российским медиакритиком 1970-х.

3.2.13. Продолжите фразу: Андрей Плахов был президентом...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Союза журналистов России

b. ФИПРЕССИ

c. Союза кинематографистов России ё. Союза медиакритиков России

3.2.14. Кто из этих медиакритиков занимает пост главного редактора журнала «Искусство кино»?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. Д. Быков

b. А. Короченский

c. Р. Баканов

ё. Д.Дондурей

3.2.15. Кто из перечисленных ниже авторов многочисленных работ на тему медиа не преподает медийные дисциплины в вузе?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. С.Корконосенко

b. Е.Вартанова

c. В.Кичин

ё. К.Разлогов

3.2.16. Расположите приведенные ниже виды фазы создания аудиовизуального или письменного произведения медиакритика в порядке логической последовательности этапов.

a. создание медиакритиком своего медиатекста

b. публикация (выход в эфир) медиатекста, созданного медиакритиком.

c. редактирование медиакритиком своего медиатекста ё. замысел медиакритиком своего медиатекста.

4. Блок аналитических заданий для выявления уровня оценочного показателя медиакомпетентности аудитории по отношению к медиасфере и письменным и аудиовизуальным текстам медиакритиков, медиапедагогов

4.1. Перед Вами три темы письменных работ. Вам нужно выбрать только одну тему и написать письменную работу объемом 3-4 страницы.

a. медиатекст, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

b. медиатекст, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим

c. анализ одного эпизода из запомнившегося мне медиатекста.

5. Блок заданий для выявления уровней практико-операционного, деятельностного показателя медиакомпетентности аудитории в медиасфере, в области медиакритики и медиаобразовательной деятельности.

5.1. опишите кадр из аудиовизуального медиатекста, который выражает образное обобщение, оставшееся у вас после просмотра.

5.2. предложите свой визуальный вариант образного обобщения авторской концепции аудиовизуального медиатекста в виде плаката или коллажа.

5.3. передайте образное обобщение авторской концепции аудиовизуального медиатекста строчками из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает с ней) с темой данного медиатекста.

5.4. составьте рассказ от имени персонажа медиатекста (с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п.).

5.5. составьте монолог или письмо от имени одного из представителей дифференцированной (с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, с различными уровнями медиавосприятия) аудитории.

5.6. написание аналитической статьи на тему, связанную с медиасферой, медиакультурой, медиаобразованием.

5.7. написание рецензии на произведение медиакультуры, книгу или статью медиакритика, медиапедагога.

5.8. составление макета интернет-страницы медиакритика или медиапедагога;

5.9. видеосъемка своего «выступления по телевидению в роли медиакритика или медиапедагога»;

5.10. аудиозапись своего «выступления по радио в роли медиакритика или медиапедагога».

6. Блок творческих заданий для выявления уровня креативного показателя медиакомпетентности и творческого начала в медиаобразовательной деятельности аудитории по отношению к медиасфере, письменным и аудиовизуальным текстам медиакритиков

6.1. предложите свой визуальный вариант образного обобщения авторской концепции рецензии медиакритика А. в виде плаката или коллажа.

6.2. передайте образное обобщение авторской концепции статьи медиакритика А. или медиапедагога Б. строчками из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает) с темой данного медиатекста.

6.3. составьте рассказ от имени медиакритика А. или медиапедагога Б. (по возможности, с сохранением особенностей их лексики и т.п.).

6.4. составьте монолог или письмо от имени одного из представителей дифференцированной (с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, с различными уровнями медиавосприятия) аудитории по поводу какого-либо произведения медиакритика А. или медиапедагога Б.

7. Блок творческих заданий, связанных с выявлением уровня методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические / технологические умения в области медиаобразования).

7.1. составьте годовой тематический план проведения медиафакультатива (включающий тематику медиакритики) для старшеклассников (из расчета 72 часа в год).

7.2. составьте план медиаобразовательного занятия (включающего тематику медиакритики) со школьниками, рассчитанного на 45 минут.

7.3. проведите медиаобразовательное занятие с учащимися по составленному вами в п.7.2. плану.

7.4. составьте план медиаобразовательной игры со школьниками.

7.5. проведите со школьниками медиаобразовательную игру по составленному вами в п.7.4. плану.

Литература

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 200 с.

Московская декларации о медиа- и информационной грамотности. М., 2012. http: //www. ifapcom.ru/news/ 1347/?returnto=0&n= 1

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 362 с.

References

Media and Information Literacy: Teachers Training Program. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2012. 200 p.

The Moscow Declaration on Media and Information Literacy. Moscow, 2012. Http : //www. ifapcom.ru/news/1347/?returnto=0&n= 1

Usov, Y. N. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of the pupils: Ph.D. Dis. Moscow, 1989. 362 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.