3. Малыгина, Л.В. Ходьба по лестнице: особенности оздоровительно-тренировочного воздействия на организм человека / Л. В. Малыгина, А. А. Федякин, Ю. А. Тумасян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 134-137.
4. Михонин, А. А. Некоторые проблемы в преподавании дисциплины «Физическое воспитание» в техническом вузе / А. А. Михонин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С.112-114
5. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж. Г. Кортава, А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.
6. Федякин, А. А. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. - С. 170-175.
7. Федякин, А. А. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой / А. А. Федякин, Ж. Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 3 (31). - С. 267-269.
8. Федякина, Л. К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л. К. Федякина, А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.
9. Fedyakin, А. А. Analysis of dissertation research on physical education of students / A. А. Fedyakin, E. V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 17-23.
10. Fedyakin, А.А., Kortava, Zh.G. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body // European Researcher. - 2012. - № 11-2 (34). - С. 1941-1946.
© Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., Заплатина Н.Ю., 2022
УДК 372.881.111.1
Макарова Е.Л.
старший преподаватель кафедры английского языка ФГБОУ ВО "Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева" Россия, г. Орел
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли тематического содержания курса в повышении эффективности процесса обучения английскому языку и формировании коммуникативной компетенции студентов. В рамках статьи представлены разработки речевых ситуаций проблемного-ролевого характера, иллюстрирующих мысль автора.
Ключевые слова
Ключевые слова: повышение мотивации, оптимизация, актуальные темы, порождение речи, коммуникативные умения.
Преподаватели ВУЗов, как в прочем и учителя школ, понимают необходимость организации такого процесса обучения, который бы открывал наибольшие перспективы для его оптимизации. Обучение языку уже давно не сводится к знанию отдельных лексических единиц, речевых образцов и звуков. Следуя стратегии коммуникативной направленности, преподаватели ВУЗов ставят своей целью дальнейшее совершенствование речевых умений в монологической и диалогической речи. Нельзя не признать, что оптимизация обучения - это постоянный и, по сути, бесконечный процесс. Преподаватели находятся в непрерывном поиске наиболее оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению поставленных целей. Одной из основных задач теории и методики профессионального образования является непрекращающийся поиск новых путей оптимизации обучения» [3, с. 26]. В данной статье мне хотелось бы подробнее рассмотреть такой значимый фактор обучения как содержание учебного материала. Система способов оптимизации основных компонентов педагогического процесса в практической деятельности преподавателей состоит в первую очередь в выборе наиболее оптимального содержания обучения.
Тематическое наполнение многих программ по дисциплине «Практический курс английского языка» часто сводится к темам бесспорно нужным, но не в полной мере работающих на решение таких задач как повышение мотивации студентов, становление их личностного роста. Конечно же без таких тем как " My Working Day", "Meals", "Weather" и ряда других действительно не обойтись и они требуют освоения как в рамках школьной так и ВУЗовской программе.
Мы попытались расширить тематику, представленную для изучения на 1 курсе. В рамках программы первого семестра первого курса мы предложили к освоению такие темы как "What Makes Me Me ", "Values", " In what Way Are You Unique", " The Major Principles of Dealing With Others ", "My Idea of Happiness", "What helps a person to Succeed In Life'^ ряд других. Данные темы нашли свое отражение в учебно- методическом пособии для студентов 1 курса" Вводно- коррективный курс английского языка "Учитывая, что мы занимаемся более 10 лет, можно сделать ряд выводов о том, как подобное изменение повлияло на процесс обучения в целом.
Подобная тематика настолько точно отвечает интересам данной возрастной группы, что это значительно повышает вовлеченность студентов в процесс изучения темы. Помимо того, что изучение подобных актуальных тем происходит на высоком мотивационно - побудительном уровне, работа в рамках подобных тем это прекрасная школа коммуникации. Студент, в процессе обмена мнениями, учится не только раскрывать свое "я", но и учится слушать партнера. Поэтапно студент приобретает навыки ведения правильной дискуссии, старается избегать коммуникативной агрессии, учится прислушиваться к чужой точке зрения. И это происходит наряду с освоением мыслительных умений.
Необходимо отметить и положительные изменения в качестве речепорождения. Следует отметить, что значительно минимизируется объем репродукции в говорении. Целью обучения говорению является развитие у студентов способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Значимость данных тем для подростков служит важнейшим мотивационно - побудительном фактором речевой активности. При этом заметно меняется характер говорения. Таким образом удается избежать "псевдоговорения", при котором речь алгоритмизирована и по большей части репродуктивна. К плюсам можно отнести и тот факт, что при обсуждении подобных тем речь студента настолько личностно окрашена и значима для подростка, что это приводит к острому желанию высказаться и быть понятым в группе, что находит свое отражение в высокой речевой активности студентов.
Важно и то, что изучение подобных высоко актуальных тем вызывает неподдельный познавательный интерес и тем самым стимулирует самостоятельную работу студентов, которые
становятся более инициативными в поисках дополнительных материалов по теме. Студент не только интенсивно овладевает тематической лексикой, данной в пособии, но и обогащает свой вокабуляр самостоятельно. При этом овладение тематическим словарем перестает быть неприятной рутиной. Повышение эффективности изучения темы происходит и за счет более широкого применения возможностей дифференцированного обучения. В рамках данных тем можно использовать широчайший ранг как репродуктивных упражнений, так и упражнений, ориентированных на продукции речи. Студент уходит от ситуации неуспеха и при этом чувствует возможность роста. Это действительно оптимизирует процесс обучения ведь именно чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе [1, с. 56].
Изучение данных тем несет в себе большой воспитательный потенциал. Многие педагоги и психологи отмечают утрату нравственных ориентиров у молодежи, их отчуждение от культуры, нежелание глубоко мыслить. Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация. [2, с. 117].
Далее представлены фрагменты работы над двумя темами." In what way are you unique? "
TRUTH FROM HEAD TO TOE (by Shad Beach)
I am not an average punk from the street. I am one and only unique Shad Beach. Some of my uniqueness comes from these areas as athletic events that I participate in, the dancing I do, and the clothes I wear.
I think of myself as a dedicated person. One way I am dedicated is to my grades and sports. I must be dedicated if I want to get better and if I don't I will never be the best and never fulfill my dream. I participate in such sports as basketball, wrestling, baseball. These are the things that I do to keep my body in shape.
Dancing is also a major part of my life. Dancing is a way out to let out some of my emotions. It is something I can do and feel confident about.
The clothing I wear sets me apart from others affects the way I feel. I basically wear comfortable clothes that enable me to be myself.
On the outside I look like an average person but I am totally different on the inside. So never judge the book by its cover or me by my looks.
Task 1 "My Answer to Shad Beach"
The students are asked to write a letter to Shad Beach starting it either with "Shad, do you really claim to be unique? Don't make me laugh..." (if they consider the guy to average or " Shad, you are so special! I'd like to be like you ... " (if they consider him to be unique)
Task 2 Read the following about uniqueness. Say what each of them implies.
1) We are all born unique but we die as copies
2) Standing out from the crowd won't happen if you think with the crowd
3) Young people strive for uniqueness. The middle-aged want safety
Task 3 Interview your group-mates which qualities they possess that enable them to claim to be unique.
Список использованной литературы:
1.Апиш Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации-М,: МГОУ,2003 -180с.
2.Кодекс П.Б. Влияние образовательной среды на формирование жизненных стратегий старшеклассников / тезисы 3-1 Российской конференции по психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.) - М., 2003. - С. 121124
3.Попов И.М. Оптимизация обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки студентов: На материале обучения говорению: М., 2001. - С. 21 - 24.
© Макарова Е.Л., 2022