Это только несколько примеров из программы курса ОБЖ для основной школы, которые наглядно доказывают учащимся как с помощью знаний краеведческого характера можно использовать полученные на уроках ОБЖ знания и практические умения в повседневной жизни, и значимость данного предмета в школьной программе. Таким образом, краеведческий подход применим ко всем разделам курса ОБЖ.
Использование краеведческого материала на уроках ОБЖ в нашей школе формирует у учащихся позитивное отношение к предмету, свидетельством которого являются возросший интерес школьников к изучению ОБЖ, хорошие результаты в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, соревнованиях юных инспекторов движения, в которых учащиеся неоднократно становились призерами и победителями.
Список использованной литературы:
1. С.В. Абрамов, Е.Н. Бояров. Уроки ОБЖ с краеведческим компонентом // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. №12. С. 11-17.
2. Виноградова, Н. Ф. В49 Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: рабочая программа / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, А. Б. Таранин. - М.: Просвещение, 2021
3. С.А Фортуна, г. Москва. Роль краеведения в школьном образовании. https://cyberleшnka.ru/artide/n/rol-kraevedeшya-v-shkolnom-obrazovaшi/viewer
4. https://ria.ru/20210301/shkola-1599370423.html
© Козлов А.В., 2021
УДК 796.015.52
Кортава Ж.Г.
канд. пед. наук, доцент СГУ, Федякина Л.К. канд. пед. наук, доцент СГУ, Заплатина Н.Ю. старший преподаватель СГУ, г. Сочи, РФ
СРЕДСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Аннотация
В статье анализируются результаты исследований, посвященных вопросам использования отдельных средств физической культуры в процессе обучения студентов в вузе. Цель исследования. Определить факторы, влияющие на эффективность использования различных средств физической культуры в курсе элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Организация и методы. Анализ научно-методической литературы и результатов собственных исследований. Результаты. Использование различных средств физической культуры в курсе элективных дисциплин по физической культуре и спорту повышает уровень физической подготовленности студентов. Следует отметить, что определяющим фактором при этом выступает направленность упражнений и соответствие величины нагрузки уровню подготовленности студента.
Ключевые слова
физическая подготовленность, студенты, средства физической культуры Введение. Актуальность работ, обуславливающих повышение двигательной активности студентов,
улучшения их физической подготовленности в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту отмечается во многих научных работах [1, 5, 6, 11, 19 и др.]. Рассматриваются вопросы повышения эффективности использования отдельных средств физической культуры в процессе физического воспитания студентов [14]. Отмечается положительное воздействие занятий с использованием традиционных средств физической культуры на уровень физической подготовленности студентов:
- спортивных и подвижных игр (футбол, флорбол, керлинг и др.) [1, 3, 4, 8, 14 и др.];
- аэробики и аэробных упражнений (бег, ходьба по лестнице, терренкур и туризм, скандинавской ходьбы и др.) [2, 6, 7, 10, 15 и др.];
- силовых упражнений и отдельных видов единоборств [17, 18 и др.];
- факторы природной среды и закаливания [9, 12 и др.] и т.д.
При этом следует отметить, что во многих работах практически отсутствует описание того, как применялись рассматриваемые средства физической культуры в процессе регламентированных заданий, как правило, не приводятся показатели объема и интенсивности нагрузки, не отмечены другие факторы, влияющие на эффективность занятий, поэтому, многие аспекты данной проблемы требуют уточнения и дополнения.
В качестве цели настоящего исследования выбрано: определение факторов, влияющих на эффективность использования различных средств физической культуры в курсе «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту».
Отмечаем, организационно - методические сложности построения занятий со студентами одной учебной группы, которые обусловлены различным уровнем физической и функциональной подготовленности занимающихся, различным по половому признаку составом группы и т.д. Установлено [11], что исходный уровень физической и функциональной подготовленности студентов влияет на эффективность регламентированного занятия в вузе. Выполнение учебной группой одинаковых двигательных заданий для студентов с высоким и низким уровнем физической подготовленности, оказывает различный тренировочный эффект. Время учебного занятия является постоянным для всех студентов (в соответствии с расписанием), поэтому одним из возможных путей оптимизирования величины нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности каждого занимающегося, это управление величиной интенсивности нагрузки.
Следует отметить, что на эффективность применения тех или иных средств физической культуры оказывает влияние последовательность выполнения упражнений различной направленности, и прежде всего, выполнение аэробных циклических и силовых упражнений [16].
Величина (длительность) отдыха и интенсивность выполнения циклических упражнений, являются важными факторами, определяющими эффект их использования [5, 6, 11].
Режим выполнения силовых упражнений оказывает существенное влияние на тренировочный эффект их использования [11, 14, 16].
Выбор того или иного средства физической культуры, той или иной оздоровительной системы, методики должны определяться, целью, для достижения которой планируется использовать это средство физической культуры. Представляется, что использование одного «чудо» средства физической культуры, не позволяет достигнуть цели физического воспитания в вузе.
Заключение. Таким образом, можно рекомендовать следующий алгоритм использования того или иного средства физической культуры в процессе регламентированных занятий со студентами вуза:
- перед началом проведения регламентированных занятий по физической культуре необходимо определить уровень функциональной и физической подготовленности каждого студента. Это возможно, путем выполнения стандартной дозированной нагрузки, что позволяет подобрать адекватную функциональной подготовленности интенсивность нагрузки за счет изменения ее интенсивности. Выполнение педагогических тестов и определение функционального состояния «мышечного корсета» позволит оценить различные стороны физической подготовленности каждого студента [13];
- анализ полученной информации, позволяет наметить и сформулировать реальную цель;
- в соответствии с полученной информацией определяются средства физической культуры и последовательность их использования, а также, методы и методические приемы. Рекомендуется комплексное использование различных по направленности средств физической культуры. Начинать занятие необходимо с выполнения аэробных циклических упражнений, а заканчивать выполнением силовых упражнений.
Список использованной литературы:
1. Аленуров Э.А. Влияние занятий флорболом на уровень физической подготовленности студентов / Аленуров Э.А., Пучкова Н.Г., Троянов К.В., Краснов Р.Б. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. №9(187). С. 11-17.
2. Богданова Т.В. Технология реализации программы по аэробике для студенток высших учебных заведений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Богданова Татьяна Владимировна. - СПб., 2012. - 26 с.
3. Грошев В.А. Проектирование оздоровительно-спортивной технологии занятий студентов керлингом в физическом воспитании в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Грошев Василий Алексеевич. -Тула, 2014. - 24 с.
4. Дорошенко В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов математических специальностей с преимущественным использованием средств футбола: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Дорошенко Виталий Викторович. - Краснодар, 2013. - 24 с.
5. Кортава Ж.Г. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Кортава Ж.Г., Федякин А.А., Васильковская Ю.А., Заплатина Н.Ю. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. №1(155). С. 126-129.
6. Малыгина Л.В. Ходьба по лестнице: особенности оздоровительно-тренировочного воздействия на организм человека / Малыгина Л.В., Федякин А.А., Тумасян Ю.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №11(153). С. 134-137.
7. Мартыненко В.С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Мартыненко Владислав Сергеевич. -Волгоград, 2009. - 25 с.
8. Мельников Ю.А. Использование подвижных игр народов России в физическом воспитании студенческой молодежи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Мельников Юрий Александрович. -Волгоград, 2011. - 23 с.
9. Осадчий А.И. Технология физического воспитания студентов гуманитарного вуза на основе учета факторов природной среды: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Осадчий Александр Иванович. -Волгоград, 2014. - 25 с.
10. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студенток вуза на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Трофимова Ольга Витальевна. -Чебоксары, 2010. - 24 с.
11. Федякин А.А. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / Федякин А.А., Кувалдина Е.В. // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2015. С. 170-175.
12. Федякин А.А. Использование средств закаливания в физическом воспитании студентов вузов / Федякин А.А., Шагуч А.А. // В книге: Актуальные проблемы современного олимпийского движения - взгляд в XXI век. Материалы ежегодной конференции. 1996. С. 68-69
13. Федякин А.А. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой / Федякин А.А., Кортава Ж.Г. // Известия Сочинского государственного университета. 2014. №3(31). С. 267-269.
14. Федякин А.А. Средства физической культуры, используемые в физическом воспитании студентов / Федякин А.А., Кувалдина Е.В. // В сборнике: Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор:
Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 101-106.
15. Федякин А.А. Тренировочное воздействие от прохождения маршрута терренкура на организм человека / Федякин А.А., Кортава Ж.Г., Васильковская Ю.А., Федякина Л.К. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. Т. 6. №3. С. 140-146.
16. Федякина Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов /Федякина Л.К., Федякин А.А., Кувалдина Е.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №2(120). С. 186-189.
17.Хорькова А.С. Модульная технология развития силовых способностей у студенток в процессе физического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Хорькова Александра Станиславовна. -М., 2009. - 21 с.
18.Яновский И.Ю. Особенности влияния средств атлетической гимнастики на физическое состояние мужчин разного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Игорь Юрьевич Яновский. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 22 с.
19. Fedyakin А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / A.A. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. 2015. Т. 7. № 1. С. 17-23.
© Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., Заплатина Н.Ю., 2021
УДК 37
Лукина Н. В.
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 217»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА НА ПРОГУЛКЕ, И КАК НЕОБХОДИМО ГУЛЯТЬ С ДЕТЬМИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ?
Аннотация
Развитию экологическому воспитанию детей в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство - это период, когда происходят многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека, личности. Опыт моей работы показывает, что развитие экологической деятельности в воспитания детей, приобщения детей к живой природе, к животным, дает им любовь, интерес ко всему живому на земле. Каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира.
Ключевые слова:
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.
Перед педагогами дошкольного образования учреждений стоит непростая задача построить свою работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность, у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Любовь к природе зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно интересуется природой. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои