Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., Заплатина Н.Ю.

В работе анализируются факторы, влияющие на эффективность прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре в вузе. Рассматривается эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе обучения студентов в вузе. Анализируются показатели, обусловливающие успешность применения тех или иных средств физической культуры. Целью исследования является определение факторов, влияющих на эффективность прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту студентами вуза. В работе использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, результаты собственных многолетних исследований. Анализ использования различных средств физической культуры в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности студентов. Отмечаем, что определяющими факторами, при этом выступает величина и направленность упражнений, а также соответствие величины нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., Заплатина Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

УДК 796.011.3

Кортава Ж.Г.

канд. пед. наук, доцент СГУ, Федякина Л.К. канд. пед. наук, доцент СГУ, Заплатина Н.Ю.

старший преподаватель СГУ г. Сочи, РФ

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Аннотация

В работе анализируются факторы, влияющие на эффективность прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре в вузе. Рассматривается эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе обучения студентов в вузе. Анализируются показатели, обусловливающие успешность применения тех или иных средств физической культуры. Целью исследования является определение факторов, влияющих на эффективность прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту студентами вуза. В работе использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, результаты собственных многолетних исследований. Анализ использования различных средств физической культуры в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности студентов. Отмечаем, что определяющими факторами, при этом выступает величина и направленность упражнений, а также соответствие величины нагрузки.

Ключевые слова:

физическая подготовленность, студенты, средства физической культуры.

Введение. Во многих научных работах авторами [1 - 5, 9 и др.] отмечается снижение уровня физической подготовленности абитуриентов, а так же снижение уровня физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе. Поэтому, несмотря на значительное количество научных работ [13, 5, 6 и др.] в которых рассматриваются вопросам повышения физической подготовленности и увеличения двигательной активности студентов в процессе прохождения курса «элективных дисциплин по физической культуре и спорту», обращение к данной проблеме остается актуальным и в наше время.

В некоторых работах рассматривается эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе прохождения курса «элективных дисциплин по физической культуре и спорту» со студентами вуза [1, 3, 10 и др.]. Отмечается [5], что в отдельных работах не приводятся показатели, характеризующие объем, интенсивность и направленность нагрузки. Исходный уровень физической и функциональной подготовленности студентов также влияет на эффективность регламентированного занятия физической культурой в вузе [6].

Целью настоящего исследования является определение факторов, влияющих на эффективность использования средств физической культуры в процессе прохождения курса «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Это позволит повысить эффективность академических занятий физической культурой в вузе. В качестве основных факторов, которые влияют на эффективность занятий физической культурой, выделяем показатели, характеризующие объем, интенсивность и направленность нагрузки. Рассмотрим более подробно эти факторы:

- показатели, характеризующие объем нагрузки. Количество занятий и их длительность изменить мы не можем. Поэтому, в рамках регламентированных занятий, при использовании отдельных средств физической культуры, возможно изменять количество повторений каждого упражнения, изменять время выполнения двигательных заданий (степ, медленный бег и т.п.). Показатели, характеризующие объем нагрузки возможно использовать в качестве зачетных требований. Например, сумарное время выполнения медленного бега и т.д.;

- показатели, характеризующие интенсивность нагрузки. Основными показателями интенсивности нагрузки являются скорость (темп) выполнения двигательного задания и величина используемого отягощения. В рамках учебного занятия возможно изменить интенсивность, проводя выполнение двигательных заданий в виде соревнований, увеличивая сопротивление и т.д.;

- показатели, характеризующие направленность нагрузки: на развитие силовых способностей, на развитие выносливости, гибкости и т.д. Отмечаем, что последовательность выполнения упражнений различной направленности, является существенным фактором, влияющим на эффективность занятий физической культурой [8];

- исходный уровень физической и функциональной подготовленности студентов. Отмечаем определенные сложности построения занятий со студентами учебной группы, которые обусловлены различным уровнем физической и функциональной подготовленности занимающихся. Выполнение одних и тех же двигательных заданий студентами с высоким и низким уровнем физической подготовленности оказывает различный тренировочный эффект [6]. Поэтому в начале первого семестра необходимо определить уровень функциональной и физической подготовленности каждого студента. Для этого следует использовать пробы со стандартной дозированной нагрузкой (сит-тест, степ-тест, «финский» тест и т.п.). Например, рекомендуется определять силу мышц, формирующих «мышечный корсет» [7]. К числу важных факторов, влияющих на эффективность занятий физической культурой следует отнести характер отдыха (активный или пассивный) и длительность отдыха между выполнением двигательных заданий [2, 5, 6, 8]. Длительность отдыха между подходами должна составлять не менее 1,5-2 минут.

Заключение. Можно констатировать, что рассмотренные выше факторы, оказывают существенное влияние на эффективность регламентированных занятий физической культурой со студентами вуза. При планировании (в рабочих программах) необходимо, по возможности, учитывать показатели, характеризующие объем нагрузки. Наиболее универсальным показателем, на наш взгляд, является время выполнения конкретного двигательного задания. Это позволит постепенно изменять величину нагрузки, увеличивая постепенно длительность выполнения задания. Отмечаем, что интенсивность выполнения двигательных заданий (аэробных, циклических) подбирается в соответствии с индивидуальным уровнем физической подготовленности каждого студента. При выполнении локальных силовых упражнений на основные мышечные группы основным фактором, оказывающим влияние на эффективность занятия, является интенсивность выполнения двигательных заданий. Наиболее рациональным методом проведения занятия является круговой метод. Длительность выполнения двигательных заданий и пауз отдыха для всех студентов, при этом, одинакова и задается преподавателем. Интенсивность выполнения двигательных заданий подбирается каждым студентом индивидуально, в соответствии с уровнем своей физической подготовленности.

Список использованной литературы:

1. Аленуров, Э. А. Влияние занятий флорболом на уровень физической подготовленности студентов / Э. А. Аленуров, Н. Г. Пучкова, К. В. Троянов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 9 (187). - С. 11-17.

2. Федякин, А. А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.

3. Малыгина, Л.В. Ходьба по лестнице: особенности оздоровительно-тренировочного воздействия на организм человека / Л. В. Малыгина, А. А. Федякин, Ю. А. Тумасян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 134-137.

4. Михонин, А. А. Некоторые проблемы в преподавании дисциплины «Физическое воспитание» в техническом вузе / А. А. Михонин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С.112-114

5. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж. Г. Кортава, А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

6. Федякин, А. А. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. - С. 170-175.

7. Федякин, А. А. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой / А. А. Федякин, Ж. Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 3 (31). - С. 267-269.

8. Федякина, Л. К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л. К. Федякина, А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

9. Fedyakin, А. А. Analysis of dissertation research on physical education of students / A. А. Fedyakin, E. V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 17-23.

10. Fedyakin, А.А., Kortava, Zh.G. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body // European Researcher. - 2012. - № 11-2 (34). - С. 1941-1946.

© Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., Заплатина Н.Ю., 2022

УДК 372.881.111.1

Макарова Е.Л.

старший преподаватель кафедры английского языка ФГБОУ ВО "Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева" Россия, г. Орел

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли тематического содержания курса в повышении эффективности процесса обучения английскому языку и формировании коммуникативной компетенции студентов. В рамках статьи представлены разработки речевых ситуаций проблемного-ролевого характера, иллюстрирующих мысль автора.

Ключевые слова

Ключевые слова: повышение мотивации, оптимизация, актуальные темы, порождение речи, коммуникативные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.