на основе метода сигмовидных шкал, представленные в виде таблиц и выраженные в пятибалльной системе. Применение данных шкал позволяет дифференцировать психофизиологическое состояние спортсменов, вносить на основе полученной информации коррекцию в тренировочный процесс, выполнять прогноз успешности выступления в соревнованиях, что позволяет повысить эффективность управления системой спортивной подготовки в борьбе хапсагай.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние применения биопродукта из северного сырья «Эпсорин» на психофизиологическое состояние спортсменов в мас-рестлинге / Е.В. Криворученко, И.А. Черкашин, Н.П. Олесов, Е.П. Кудрин, О.В. Шадрина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 98-100.
2. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
3. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.
4. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012. - 240 с.
5. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель, 2006. - 864 с.
6. Psychophysiological states and motivation in elite judokas / G. Korobeynikov, K. Mazmanian, L. Korobeynikova, W. Jagiello // Archives of Budo. - 2010. - No. 6 (3). - Р. 129-136.
REFERENCES
1. Krivoruchenko, E.V., Cherkashin, I.A., Olesov N.P, Kudrin E.P, Shadrina O.V. (2015), "Effect from using bioproduct made of northern raw material "Epsorin" on psychophysiological state of mas-wrestlers", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 98-100.
2. Zatsiorsky, V.M. (1979), Fundamentals of sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.
3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov, P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 51-53.
4. Nachinskaya, S.V. (2012), Sports Metrology, Academy, Moscow.
5. Ozolin N.G. (2006), Handbook coach. The Science of Winning, Astrel, Moscow.
6. Korobeynikov, G., Mazmanian, K., Korobeynikova, L. and Jagiello, W. (2010), "Psychophysiological states and motivation in elite judokas" Archives of Budo, No.6(3), pp. 129-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2018
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП В КОНТЕКСТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Валентиновна Малыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Тумасян, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (СГУ)
Аннотация
Особенности физического воспитания студентов специальных медицинских групп, рассматриваемые настоящей работе, позволяют определить различные варианты построения занятий в контексте прохождения элективных дисциплин по физической культуре. Показано, что многообразие видов отклонений в состоянии здоровья (нозологических групп), может быть
использовано в качестве отдельных элективных дисциплин по физической культуре в специальном учебном отделении вуза. В работе показаны возможные варианты организации занятий по физической культуре, обусловленные различными отклонениями в состоянии здоровья студентов (нозологической группой). Показано, что прохождение курса элективных дисциплин студентами специального отделения в вузе, имеют определенные особенности, обусловленные имеющимися нарушениями в состоянии здоровья.
Ключевые слова: студенты, физической воспитание, специальное отделение, элективные дисциплины по физической культуре.
PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS IN THE CONTEXT OF PASSAGE OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION
Aleksandr Aleksandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Valentinovna Malygina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Alexandrovna Tumasyan, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Sochi State University
Annotation
Features of physical education of the students of the special medical groups, considered in this work, allow us to define various options of builing up the occupations in the context of passing the elective disciplines in physical culture. It is shown that the variety of types of deviations in the state of health (nosological groups) can be used as separate elective disciplines in physical culture in a special educational Department of the University. The article shows the possible options for the organization of physical education classes, due to various deviations in the state of health of students (nosological group). It is shown that the passage of the course of elective disciplines by students of the special department at the University, have certain features due to existing violations in the state of health.
Keywords: students, physical education, special department, elective disciplines on physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ диссертационных работ посвященных физическому воспитанию студентов [8], свидетельствует о значительном количестве исследований, связанных с особенностями проведения занятий по физической культуре в специальном учебном отделении вуза. Введение в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов ВО (3+) предусматривает прохождение курса дисциплины «Физическая культура» и курса дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов всех направлений и форм подготовки, что заставляет пересмотреть содержательные и организационные аспекты прохождения этих дисциплин [4] и указывает на актуальность дальнейших исследований. Следует отметить, что для студентов, имеющих нарушения в состоянии здоровья, должны быть предусмотрены особые условия прохождения курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», что обусловливает получение специфических теоретических знаний и практических умений, взаимосвязанных с имеющимися отклонениями в состоянии здоровья.
Целью исследования является разработка организационно-методических условий прохождения курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» со студентами специального отделения вуза. Предполагалось, что разработка курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» со студентами специального отделения вуза на основе учета нозологии при выборе видов двигательной активности, будет способствовать реабилитации и оздоровлению студентов специальных медицинских групп. Предположение обусловлено тем, что в основе оздоровительного и реабилитационного эффекта любой методики занятий физической культурой лежит четкое представление об особенностях состояния здоровья объекта, на который должно быть направлено воздействие средств и методов физической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе предварительного анализа были выделены три основные нозологические группы, которые охватывают более 85% от общего числа студентов специального учебного отделения вуза. В соответствии с этим разработаны, в рамках курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» три программы (элективные дисциплины):
1) «Аэробика - СМГ» для студентов с нарушениями регуляторных функций и отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы. Основной задачей, которая должна решаться в рамках курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для этих студентов, является увеличение резервных возможностей сердца и сердечно-сосудистой системы, улучшение уровня физической подготовленности [1, 2 3, 5, 6, 7 и др.]. Решение поставленной задачи возможно только в том случае, если будет оказываться тренирующее воздействие, прежде всего, на сердечно-сосудистую систему. Доказано [1, 5, 6, 7 и др.], что циклические упражнения аэробной направленности благотворно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы и должны постоянно применяться на занятиях физической культурой студентами, имеющими отклонения в работе данной системы. Методика выполнения аэробных циклических упражнений в ходе регламентированного занятия со студентами специального учебного отделения, это двигательные задания (ходьба, бег, упражнения на велоэргометре, терренкур, степ-аэробика и т.д.), выполняемые методом «строго регламентированного упражнения». Рекомендуется выполнять аэробные циклические упражнения с ЧСС равной 130-140 уд/мин. Контроль за ЧСС осуществляется самостоятельно самими студентами, пальпаторно, на лучевой артерии или с помощью кардиомониторов;
2) «Атлетизм - СМГ» для студентов с различными отклонениями осанки (сколиоз 1-11 степени, кифоз, болезнь Шейермана-Мау, остеохондроз и др.). Основной задачей, которая должна решаться в ходе занятий, это - тренировка, направленная на укрепление «мышечного корсета», улучшение уровня физической подготовленности. Методика занятий физической культурой со студентами, имеющими нарушения функции опорно-двигательного аппарата, это локальные силовые упражнения на основные мышечные группы, выполняемые с весом собственного тела и на тренажерах методом «строго регламентированного упражнения», в квазиизотоническом режиме без расслабления тренируемых мышц [3, 4, 5]. Силовые упражнения выполняются методом «круговой тренировки». Величина нагрузки регулируется продолжительностью выполнения упражнения и количеством «кругов», которые проходят студенты;
3) «Фитнес - СМГ» для студентов специального учебного отделения, имеющих избыточный вес. Основная задача, которая должна решаться в ходе занятий, это нормализация состава тела. Основным средством физического воспитания, для этих студентов, являются силовые упражнения, выполняемые в квазиизотоническом режиме, выполняемые с большим психическим напряжением и до явного локального утомления мышц, что способствует интенсификации выхода жирных кислот из жировых депо [3, 5]. Занятия должны сочетаться с рационально организованным питанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предложенные организационно-методические условия прохождения курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» со студентами специального отделения вуза позволяют учитывать нозологию и использовать наиболее эффективные средства физической культуры для достижения оздоровительного и реабилитационного эффекта. Результаты практической проверки прохождения курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» со студентами специального отделения вуза будут представлены в последующих публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т.А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.
2. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
3. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике / Е.Б. Мякинченко [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 39-43.
4. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.
5. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.
6. Федякин, А.А. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (NORDIC WALKING) на организм человека / А.А. Федякин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4 : Естественно-математические и технические науки. - 2012. - № 2. - С. 231.
7. Федякин, А.А. Адаптивное физической воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечно-сосудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.
8. Fedyakin, А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / А.А. Fedya-kin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). - С. 17-23.
REFERENCES
1. Viru, A.A., Jurimae, T.A. and Smirnova T.A. (1988), Aerobic exercise, Physical Education and Sport, Moscow.
2. Cooper, K. (1989), The aerobics program for total well-being, Physical Education and Sport, Moscow.
3. Myakinchenko E.B., Ivlyev, M.P., Shestakov, M.P., Maksimova, E.D., Grigoryenko, A. and I. Linn (1997), "Training Loading's Regulation in Sessions on Basic Dance Aerobics Methodology of management of training load in the classroom for basic dance aerobics", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 6-8.
4. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya Y.A. and Zaplatina N.Y. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.
5. Seluyanov V.N. (2001), Technology of health physical culture, SportAkademPress, Moscow.
6. Fedyakin, A. A. (2012), "Features of recreational and training effects of walking with sticks (NORDIC WALKING) on the human body", Bulletin of Adyghe state University, Series 4, Natural-mathematical and technical Sciences, No. 2. pp. 231.
7. Fedyakin, А.А., Tumasyan, YuA. and Kortava Zh.G. (2014), "Adaptive physical education for people with regulatory dysfunction of the cardiovascular system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (110), pp. 187-190.
8. Fedyakin, AA. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal ofPhysical Education and Sport, No. 1 (7), pp. 17-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2018
УДК 796.011.3
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРОССФИТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Юлия Андреевна Фисенко, преподаватель, Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование посвящено внедрению функционального многоборья (кроссфита) в процесс физического воспитания студентов, для этого разработаны правила техники безопасности,