образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная химикофармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2017. С. 529-532.
3. Приказ № 0767-0 от 30.04.2020. Об утверждении Порядка проведения экзаменов у лиц, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.
© Александров Д.Н., Степкина Е.К., 2020
УДК 796.015.52
Н.Ю. Заплатина
ст. преподаватель СГУ, г. Сочи, РФ
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА И ТЕРРЕНКУР В КУРСЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения уровня функциональной подготовленности студентов во время обучения в вузе. Цель исследования. Обосновать эффективность использования скандинавской ходьбы и терренкура в курсе элективных дисциплин по физической культуре и спорту со студентами вуза. Организация и методы. В исследованиях приняли участие студенты первого и второго курсов Сочинского государственного университета (n=67). Во время выполнения скандинавской ходьбы и терренкура, в период отдыха регистрировалась частота сердечных сокращений при помощи спорт-тестеров POLAR RS-400. Данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики. Результаты. Выполнение скандинавской ходьбы и терренкура и общеразвивающих упражнений на основные мышечные группы в аэробном режиме улучшает функциональные способности студентов. Улучшились показатели аэробной выносливости студентов.
Ключевые слова скандинавская ходьба, терренкур, студенты, аэробная выносливость.
Введение. В Федеральных государственных образовательных стандартах ВО 3++ на курс «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» отводится 328 часов. Содержание курса предусматривает использование доступных средств физического воспитания, к которым относятся терренкур и скандинавская ходьба (Nordic walking). В работе Ж.Г. Кортавы с соавт. [1, с. 127], отмечается актуальность совершенствования курса «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Улучшение функциональной подготовленности, расширение адаптационных резервов организма студента представляется важной проблемой, так как во многих научных работах отмечается снижение подготовленности студентов вуза [8]. В научной литературе отмечается положительное воздействие скандинавской ходьбы (Nordic walking) [2 - 4, 7, 9] и терренкура [5] на организм человека. Потенциальные возможности использования этих средств в ходе физического воспитания студентов изучены недостаточно, что подчеркивает актуальность исследования.
Целью настоящего исследования явилось научное обоснование организации и рационального использования скандинавской ходьбы (Nordic walking) и терренкура для оздоровления студентов в рамках прохождения курса «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту».
Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы исследования: 1.
~ 59 ~
Анализ литературы и обобщение передового практического опыта использованием скандинавской ходьбы и терренкура с целью оздоровления. 2. Регистрация частоты сердечных сокращений при помощи спорт-тестеров POLAR RS-400. 3. Методы математической статистики. В исследованиях принимали участие студенты Сочинского государственного университета (n=67). В ходе исследования изучалось влияние скандинавской ходьбы и терренкура на организм студентов. Уточнялась и совершенствовалась методика проведения занятий с использованием скандинавской ходьбы и терренкура.
Результаты и выводы. Влияние скандинавской ходьбы (Nordic walking) и терренкура на организм студентов изучалось по динамике частоты сердечных сокращений во время регламентированного занятия. Установлено, что исходный уровень функциональной подготовленности влияет на эффект занятия. Организация и проведение занятий с использованием скандинавской ходьбы и терренкура, на основе учета уровня подготовленности студентов, оказывает положительное воздействие на организм, что проявляется в достоверном улучшении показателей, характеризующих уровень аэробной выносливости. Следует отметить, что средняя частота сердечных сокращений при выполнении двигательных заданий (скандинавской ходьбы и терренкура) составляла 137 уд/мин., что соответствует уровню аэробного порога [6]. При этом зафиксированы максимальные значения частоты сердечных сокращений в диапазоне 156 уд/мин. и 167 уд/мин. По-видимому, это объясняется низкими функциональными способностями отдельных студентов.
Представляется, что одним из возможных путей внедрения скандинавской ходьбы и терренкура в физическое воспитание студентов может быть включение этих средств в курс «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Занятия с использованием терренкура и ходьбы с палками (Nordic walking) должна учитывать индивидуальный уровень физической подготовленности и особенности рельефа местности. Групповые академические занятия, которые проводятся под руководством преподавателя. Преподаватель определяет и контролирует величину нагрузки, подбирает эффективные методы использования терренкура и ходьбы с палками (Nordic Walking) и определяет объем и интенсивность выполнения этих упражнений. Построение занятий должно предусматривать предварительную разминку. В зависимости от физической подготовленности студенты делятся на отделения и для каждого отделения определяется интенсивность, выполнения, что оказывает влияние на тренировочный эффект. В рамках регламентированных занятий целесообразно использовать терренкур и ходьбу с палками (Nordic Walking) в комплексе с другими фитнес технологиями (силовыми видами фитнеса, «шейпингом», «изотоном» и т.д.). При этом достигается наиболее выраженный оздоровительный эффект
Список использованной литературы:
1. Кортава Ж.Г. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. №1(155). С. 126-129.
2. Подосёнков А.Л. Перспективы использования скандинавской ходьбы в комплексе средств физического воспитания студентов СМГ / А.Л. Подосёнков, С.Е. Шивринская // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции, 19 мая, 2014 г. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 76-79.
3. Федякин А.А. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (Nordic walking) на организм человека / А.А. Федякин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2012. № 2. С. 231.
4. Федякин А.А. Методика применения ходьбы с палками (NORDIC WALKING) в процессе оздоровительных занятий / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава, Н.В. Скорик, Л.К. Федякина, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 371 - 373.
5. Федякин А.А. Тренировочное воздействие от прохождения маршрута терренкура на организм человека / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава, Ю.А. Васильковская, Л.К. Федякина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. Т. 6. №3. С. 140-146.
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -
3-е изд. стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
7. Fedyakin A.A. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body / A.A. Fedyakin, Zh.G. Kortava // European Researcher. - 2012. - № 11-2 (34). P. 1941-1946.
8. Fedyakin A.A. Analysis of dissertation research on physical education of students / A.A. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. 2015. Т. 7. № 1. С. 17-23.
9. Walter, C. Nordic Walking: The Complete Guide to Health, Fitness, and Fun. - Hatherleigh Press, 2009. - 208 p.
© Заплатина Н.Ю., 2020
УДК37
Ю.Н. Кайдалова
учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области
Е.В. Емелина учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области
И.Л. Григорова учитель начальных классов, МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака» Белгородского района, Белгородской области
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению обучающимися новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. Основными условиями применения метода проектов служат следующие:
1. Проблема, требующая решения путем исследовательского поиска;
2. Значимость предполагаемых результатов;
3. Применение исследовательских методов при проектировании;
4. Структурирование этапов выполнения проекта;
5. Самостоятельная деятельность обучающихся в процессе выполнения проекта. Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
1. Возможностью осуществления силами данного обучающегося или коллектива;
2. Наличие в проекте новых проблем, которые могут стать основой для других проектов;
3. Навыками, которые развиваются у обучающегося в процессе работы над проектом.
С целью обучения детей такому виду деятельности как проектная, был разработан специальный цикл уроков. Специфической особенностью этих занятий является их направленность на обучение детей основным приемам сотрудничества в процессе разработки проекта. Уроки цикла для первого класса составлены с учетом возрастания уровня самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Цели творческих проектов:
1. Развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся;
2. Формировать навыки сотрудничества;