УДК: 378.147;378.6
Александров Д.Н.
Студент 1 курса Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова.
г. Санкт-Петербург, РФ Степкина Е.К.
Студент 1 курса Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова.
г. Санкт-Петербург, РФ
ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
В связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) организация обучения многих образовательных учреждений перешла на дистанционный формат, ранее практиковавшийся исключительно в виде дополнения к очной форме освоения материала. Наибольший интерес вызывает реализация такого подхода в медицинских вузах, которые не предусматривают возможность заочного обучения. В статье рассматриваются вопросы удовлетворенности студентов процессом получения знаний и компетентность систем дистанционного обучения.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, система дистанционного обучения, образовательный процесс, медицинские вузы, студенты, формы обучения.
Цель: Проанализировать эффективность дистанционного обучения в медицинском вузе в период коронавирусной инфекции. Оценить подготовленность медицинского университета к резкой смене модели обучения.
Материал и методы исследования:
Исследование проводилось на студентах 1-3 курса Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова. В опросе участвовали 215 человек. Использовались такие методы как анкетирование, опрос, анализ статистических данных и метод экспертных оценок.
Для достижения цели исследования было проведено анкетирование , в ходе которого выяснилось:
1) Подача и качество материалов были на приемлемом, но не высоком уровне. В основном студенты самостоятельно изучали материал и выполняли задания к нему, которые проверял преподаватель (69,8 %), но также было интерактивное взаимодействие с преподавателем через чат (19,8 %) и платформу с поддержкой видеосвязи (9,3 %). Снижение показателей связано с неподготовленностью и недостатком оборудования для качественного ведения видеотрансляций на должном уровне.
2) Опрошенные студенты сдавали сессию преимущественно в тестовом виде (77,9 %) или же с использованием тестирования и видеосвязи (22,1 %). Такой подход объясняется легкостью в технической реализации. Был также опубликован Приказ № 0767-От 30.04.2020. Об утверждении Порядка проведения экзаменов у лиц, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им.И.И. Мечникова Минздрава России [3], согласно которому регулировалось проведение экзаменационного тестирования с учетом возможных технических сбоев.
3) Нельзя не отметить, что проведение сессии в тестовом виде дает возможность недобросовестным студентам прибегать к различным махинациям: обману и списыванию. Поэтому неудивительно, что 27,8 % опрошенных оценивают дистанционное экзаменирование как очень легкое, а 27,6 % признали наличие полностью готовых ответов в момент сдачи экзамена, в то время как у 36,1 % опрошенных на руках имелись лишь частичные ответы к сессии. Однако, средней по сложности сессию признали 67,1%
студентов, 36,1% респондентов отмечают серьезность прошедших экзаменов и только 5,1% опрошенных посчитали экзаминирование действительно трудным.
4) Видно, что качество предоставляемого материала большинство студентов оценивают как среднее или даже чуть выше среднего. Приятным фактом явилось то, что ни один из респондентов не отметил качество материала как совсем ужасное(см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка студентами качества дистанционного обучения
Критерии оценивания Балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Качество материала, % - 1,1 2,3 4,5 12,5 12,5 28,4 13,6 14,8 10,2
Удобство в использовании СДО, % 3,5 - 1,2 7 12,8 11,6 23,3 15,1 10,5 15,1
Качество подачи материала, % - 2,3 5,8 9,3 14 18,6 24,4 12,8 3,5 9,3
Говоря о технических проблемах, возникающих в период дистанционного обучения, нельзя сделать однозначных выводов. Результаты распределились относительно равномерно. С частотой раз в сутки сбои возникали у 26,7% опрошенных, раз в два дня у 41,9%, а раз в 3-5 дней у 31,4 % респондентов. Так или иначе, проблемы были отнюдь не редкостью, что еще раз говорит о неподготовленности площадок.
Исходя из опроса, становится очевидным преимущество дистанционного обучения в плане комфорта: высокие баллы (от 7 до 10) поставило 64% опрошенных, в то время как низкие баллы (от 1 до 4) выставило 11,7% . Качество подачи материала также держится на среднем уровне, однако, уже с куда большим отклонением к более низким показателям(см. табл. 1).
Ухудшение в подаче материала отчасти компенсировалось увеличением объема необходимой к выполнению работы, 50,2% респондентов отметили рост количества заданий на период дистанционного обучения. Однако, 13,5% опрошенных утверждали об обратном. Остальные 36,3% не отметили изменения в нагрузке.
Одним из главных вопросов, рассматриваемых в этой статье, является качество усвоения материала в период дистанционного обучения. 66,3% опрошенных отметили ухудшение в восприятии учебной программы, 32,6% признает, что уровень обучаемости не изменился. И только 1,2% улучшили качество усвоения материала. Подобных результатов следовало ожидать, ведь организовать подобающую систему обучения в экстренные сроки в реалиях эпидемии было практически невозможно.
Выводы: Исследования показали низкую степень готовности медицинских вузов к дистанционному формату обучения. Промежуточный анализ результатов освоения образовательной программы в период электронного обучения говорит о его недостаточной результативности. Это касается только теоретических знаний так, как практические навыки не отрабатывались в принципе.
Тот опыт, который университет получил за время второго семестра облегчит и улучшит дальнейшую работу с электронной средой. Эти сложности помогли сделать качественный скачок в формировании информационной компетенции студентов и преподавателей.
Улучшилось качество подготовки и предоставления учебного материала на электронном ресурсе. Одной из проблем была необходимость замены живого общения, аналогом которого может являться видеоматериал (лекции , семинары , лабораторной работы и др.). Однако создание видеоконтента требует определённого качества и ответственности, из-за чего реализация была лишь частичной.
Подводя итоги, можно сказать, что данный опыт дистанционного формата обучения хоть и оказался не очень удачным, но послужит улучшению качества образования в электронной среде.
Список использованной литературы:
1. Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. №9 (115). С. 172- 177.
2. Рубцова Л.Н., Сорокин В.В. Средства обучения в процессе преподавания ПАХТ // Инновации в здоровье нации: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 8-9 ноября 2017 г.). СПб.: Издательство государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная химикофармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2017. С. 529-532.
3. Приказ № 0767-О от 30.04.2020. Об утверждении Порядка проведения экзаменов у лиц, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.
© Александров Д.Н., Степкина Е.К., 2020
УДК 796.015.52
Н.Ю. Заплатина
ст. преподаватель СГУ, г. Сочи, РФ
СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА И ТЕРРЕНКУР В КУРСЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения уровня функциональной подготовленности студентов во время обучения в вузе. Цель исследования. Обосновать эффективность использования скандинавской ходьбы и терренкура в курсе элективных дисциплин по физической культуре и спорту со студентами вуза. Организация и методы. В исследованиях приняли участие студенты первого и второго курсов Сочинского государственного университета (n=67). Во время выполнения скандинавской ходьбы и терренкура, в период отдыха регистрировалась частота сердечных сокращений при помощи спорт-тестеров POLAR RS-400. Данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались методами математической статистики. Результаты. Выполнение скандинавской ходьбы и терренкура и общеразвивающих упражнений на основные мышечные группы в аэробном режиме улучшает функциональные способности студентов. Улучшились показатели аэробной выносливости студентов.
Ключевые слова скандинавская ходьба, терренкур, студенты, аэробная выносливость.
Введение. В Федеральных государственных образовательных стандартах ВО 3++ на курс «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» отводится 328 часов. Содержание курса предусматривает использование доступных средств физического воспитания, к которым относятся терренкур и скандинавская ходьба (Nordic walking). В работе Ж.Г. Кортавы с соавт. [1, с. 127], отмечается актуальность совершенствования курса «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Улучшение функциональной подготовленности, расширение адаптационных резервов организма студента представляется важной проблемой, так как во многих научных работах отмечается снижение подготовленности студентов вуза [8]. В научной литературе отмечается положительное воздействие скандинавской ходьбы (Nordic walking) [2 - 4, 7, 9] и терренкура [5] на организм человека. Потенциальные возможности использования этих средств в ходе физического воспитания студентов изучены недостаточно, что подчеркивает актуальность исследования.
Целью настоящего исследования явилось научное обоснование организации и рационального использования скандинавской ходьбы (Nordic walking) и терренкура для оздоровления студентов в рамках прохождения курса «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту».
Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы исследования: 1.
~ 59 ~