Научная статья на тему 'Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба'

Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скандинавская ходьба / методика / студенты / медицинская группа / физическая нагрузка / структура занятия / Nordic walking / methodology / students / medical group / physical load / structure of the lesson

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагейкина С. В.

Современное общество развивается в многообразии и во взаимодействии с материальными, духовными и социальными явлениями в образовании. Современная концепция преобразования в учебных заведениях требует решения реальных аспектов и проблем физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления здоровья студентов. На базе научных достижений осуществляется преобразование программы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи России. Основной целью в преобразовании элективного курса физической культуры и спорта в учебных заведениях является расширение внедрения более популярных и востребованных видов двигательной активности для студенческой молодежи. Методы и материалы исследования. В исследовании использованы методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, статистическая обработка результатов исследования. В исследовании приняли участие 28 студентов 1, 2 курса ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе. Студентам экспериментальной группы предлагались занятия со включением скандинавской ходьбы в рамках элективного курса. Методика реализации скандинавской ходьбы включала оздоровительную направленность. Подготовительная часть занимала 10% от общего времени продолжительности занятия, где проводилась общая и специальная разминка со включением общеразвивающих упражнений локального и общего воздействия на мышцы. В основной части занятия по продолжительности составляли 75% от общего времени, где проводилась специальная подготовка к прохождению дистанции. Основным критерием коррекции тренировочных воздействий физических нагрузок явились показатели пульса. Для обоснования эффективности экспериментальной методики выбраны три упражнения, как: поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в положении лежа, приседание. Оценка результатов проводилась в баллах, разработанная с учетом физической кондиции студентов медицинской группы. Результаты. На основании нормативных показателей по бальной шкале разработана детализированная балльная шкала оценки физических кондиций студентов специальной медицинской группы. Исследуемые показатели физической подготовленности студентов специальной медицинской группы КГ и ЭГ имели тенденцию к улучшению, но в ЭГ результаты значительно достовернее, чем в КГ, т.к. прирост составил 28,71%, а в КГ лишь на 7,9%. Следовательно, систематическое применение специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств с учетом специфики скандинавской ходьбы, приводило улучшению физической подготовленности студентов. Заключение. Необходимо учитывать, что низкие нагрузки не повышают эффективность физиологических возможностей организма и их общей физической работоспособности. Скандинавская ходьба является уникальным видом физкультурно-спортивной деятельности, который позволяет определить уровень физических нагрузок и увеличивать их постоянно без ущерба на организм занимающихся. Систематические занятия скандинавской ходьбой, в частности, оздоровительной направленности, при рациональной их организации в режиме дня позволяют сохранять высокий уровень физической работоспособности, тонизируют нервную систему и регулируют психическое состояние, а также повышают функциональные возможности ССС и функции дыхания. Важным компонентом физической нагрузки скандинавской ходьбы является активизация и регулирование обменных процессов организма. Элективный курс по физической культуре и спорту с реализацией скандинавской ходьбы позволяет успешно реализовать индивидуальный подход и дифференциацию обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагейкина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern forms of teaching at a higher educational establishment by the example of “Physical culture elective courses” discipline in Nordic walking specialization

Modern society develops in diversity and in interaction with material, spiritual and social phenomena in education. Modern concept of transformation at educational establishments demands real physical culture and sport problems solution, as the base of students’ health preservation and strengthening. On the basis of scientific achievements the program of physical culture development transformation is realized and a healthy way of life among students of Russia is formed. The main aim of physical culture and sport elective course transformation at educational establishments is more popular and demanded kinds of motor activity for students introduction. Materials and Research methods. The following research methods were used: Information sources analysis and summarizing, testing, research results statistical handling. 28 students of the 1st and the 2nd courses of Land Management State University, Russia took part in the research. Students from the control group trained according to the traditional program. Students from the experimental group were offered the lessons with Nordic walking inclusion in the elective course. The methodology of Nordic walking realization included health-improving orientation. Preparatory part was 10% of the lesson general duration. General and special warming-up was held including general developing exercises of local and general influence on muscles. The main part of the lesson (75%) included special training for the distance overcoming. The main criterion of physical loads training influences correction were pulse indices. For the effectiveness of the experimental methodology substantiation we chose three exercises: body lifting from dorsal position, arms bending in prone position, squats. The results estimation was in points, created taking into account physical condition of medical group students. Results. On the basis of normative indices according to point scale we created detailed point scale of medical group students’ physical conditions estimation. The examined indices of physical readiness in special group students from CG and EG had the tendency of improvement, but in EG the results were more valid, than in CG, as the increase was 28,71%, in CG only 7,9%. Thus, systematic use of special exercises, directed toward physical qualities development, taking into account the specificity of Nordic walking, led to students’ physical readiness improvement. Conclusion. It should be taken into account that low loads don’t increase the effectiveness of physiological abilities of an organism and their general physical working capacity. Nordic walking is a unique kind of physical-sports activity. It helps to define the level of physical loads and increase them constantly without any harm to an organism. Systematic Nordic walking trainings, in particular of health-improving orientation, in case of their rational organization help to preserve high level of physical working capacity, tone up nervous system and regulate psychic state and increase functional abilities of cardiovascular system and respiratory function. An important component of Nordic walking physical load is metabolic processes of an organism activation and regulation. Physical culture and sport elective course with Nordic walking realization helps to realize individual approach and education differentiation successfully.

Текст научной работы на тему «Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба»

УДК 796:001.895 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-71-78

Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба

Нагейкина С.В. *

Государственный университет по землеустройству

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-7305-9546, [email protected]*

Аннотация: Современное общество развивается в многообразии и во взаимодействии с материальными, духовными и социальными явлениями в образовании. Современная концепция преобразования в учебных заведениях требует решения реальных аспектов и проблем физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления здоровья студентов. На базе научных достижений осуществляется преобразование программы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи России. Основной целью в преобразовании элективного курса физической культуры и спорта в учебных заведениях является расширение внедрения более популярных и востребованных видов двигательной активности для студенческой молодежи. Методы и материалы исследования. В исследовании использованы методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, статистическая обработка результатов исследования. В исследовании приняли участие 28 студентов 1, 2 курса ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе. Студентам экспериментальной группы предлагались занятия со включением скандинавской ходьбы в рамках элективного курса. Методика реализации скандинавской ходьбы включала оздоровительную направленность. Подготовительная часть занимала 10% от общего времени продолжительности занятия, где проводилась общая и специальная разминка со включением общеразвивающих упражнений локального и общего воздействия на мышцы. В основной части занятия по продолжительности составляли 75% от общего времени, где проводилась специальная подготовка к прохождению дистанции. Основным критерием коррекции тренировочных воздействий физических нагрузок явились показатели пульса. Для обоснования эффективности экспериментальной методики выбраны три упражнения, как: поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в положении лежа, приседание. Оценка результатов проводилась в баллах, разработанная с учетом физической кондиции студентов медицинской группы. Результаты. На основании нормативных показателей по бальной шкале разработана детализированная балльная шкала оценки физических кондиций студентов специальной медицинской группы. Исследуемые показатели физической подготовленности студентов специальной медицинской группы КГ и ЭГ имели тенденцию к улучшению, но в ЭГ результаты значительно достовернее, чем в КГ, т.к. прирост составил 28,71%, а в КГ лишь на 7,9%. Следовательно, систематическое применение специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств с учетом специфики скандинавской ходьбы, приводило улучшению физической подготовленности студентов. Заключение. Необходимо учитывать, что низкие нагрузки не повышают эффективность физиологических возможностей организма и их общей физической работоспособности. Скандинавская ходьба является уникальным видом физкультурно-спортивной деятельности, который позволяет определить уровень физических нагрузок и увеличивать их постоянно без ущерба на организм занимающихся. Систематические занятия скандинавской ходьбой, в частности, оздоровительной направленности, при рациональной их организации в режиме дня позволяют сохранять высокий уровень физической работоспособности, тонизируют нервную систему и регулируют психическое состояние, а также повышают функциональные возможности ССС и функции дыхания. Важным компонентом физической нагрузки скандинавской ходьбы является активизация и регулирование обменных процессов организма. Элективный курс по физической культуре и спорту с реализацией скандинавской ходьбы позволяет успешно реализовать индивидуальный подход и дифференциацию обучения.

Ключевые слова: скандинавская ходьба, методика, студенты, медицинская группа, физическая нагрузка, структура занятия.

Для цитирования: Нагейкина С.В.* Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 71-78. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-71-78

Modern forms of teaching at a higher educational establishment by the example of "Physical culture elective courses" discipline in Nordic walking

specialization

Svetlana V. Nageykina*

State University of Land use Planning and Control Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7305-9546, [email protected]*

Abstract: Modern society develops in diversity and in interaction with material, spiritual and social phenomena in education. Modern concept of transformation at educational establishments demands real physical culture and sport problems solution, as the base of students' health preservation and strengthening. On the basis of scientific achievements the program of physical culture development transformation is realized and a healthy way of life among students of Russia is formed. The main aim of physical culture and sport elective course transformation at educational establishments is more popular and demanded kinds of motor activity for students introduction. Materials and Research methods. The following research methods were used: Information sources analysis and summarizing, testing, research results statistical handling. 28 students of the 1st and the 2nd courses of Land Management State University, Russia took part in the research. Students from the control group trained according to the traditional program. Students from the experimental group were offered the lessons with Nordic walking inclusion in the elective course. The methodology of Nordic walking realization included health-improving orientation. Preparatory part was 10% of the lesson general duration. General and special warming-up was held including general developing exercises of local and general influence on muscles. The main part of the lesson (75%) included special training for the distance overcoming. The main criterion of physical loads training influences correction were pulse indices. For the effectiveness of the experimental methodology substantiation we chose three exercises: body lifting from dorsal position, arms bending in prone position, squats. The results estimation was in points, created taking into account physical condition of medical group students. Results. On the basis of normative indices according to point scale we created detailed point scale of medical group students' physical conditions estimation. The examined indices of physical readiness in special group students from CG and EG had the tendency of improvement, but in EG the results were more valid, than in CG, as the increase was 28,71%, in CG only 7,9%. Thus, systematic use of special exercises, directed toward physical qualities development, taking into account the specificity of Nordic walking, led to students' physical readiness improvement. Conclusion. It should be taken into account that low loads don't increase the effectiveness of physiological abilities of an organism and their general physical working capacity. Nordic walking is a unique kind of physical-sports activity. It helps to define the level of physical loads and increase them constantly without any harm to an organism. Systematic Nordic walking trainings, in particular of health-improving orientation, in case of their rational organization help to preserve high level of physical working capacity, tone up nervous system and regulate psychic state and increase functional abilities of cardiovascular system and respiratory function. An important component of Nordic walking physical load is metabolic processes of an organism activation and regulation. Physical culture and sport elective course with Nordic walking realization helps to realize individual approach and education differentiation successfully.

Keywords: Nordic walking, methodology, students, medical group, physical load, structure of the lesson.

For citation: Svetlana V. Nageykina*. Modern forms of teaching at a higher educational establishment by the example of "Physical culture elective courses" discipline in Nordic walking specialization. Russian

Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 71-78. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-71-78

ВВЕДЕНИЕ

Повышение уровня комфортности функционирования организма человека тесно связано с формированием должного уровня двигательной активности в современном технологическом обществе, является актуальной проблемой и рассматривается многими специалистами [1,2,4,5,9].

Специалисты в области физической культуры и спорта широко освещают эффективность реализации инновационных подходов изменения морфофункционального статуса и формирования эффективных источников энергообеспечения мышечной деятельности занимающихся различными видами спорта [5,6,7,8,12,13]. Отмечено внимание специалистов в системе высшего образования к вопросам формирования социальной компетенции у студентов и повышения эффективности адаптирования будущих специалистов к условиям профессиональной деятельности [11,13].

В Федеральном стандарте высшего образования подчеркнуты ключевые моменты формирования необходимого уровня компетентности студентов. В этой связи актуализируется расширение возможностей элективных курсов по физической культуре и спорту, как основы внедрения новых видов физкультурно-спортивной деятельности в повседневную жизнь населения страны.

Элективный курс физической культуры и спорта должен, в первую очередь, способствовать формированию потребности здорового образа жизни студентов. Позволяет расширять навыки и умения, повышать физическую и функциональную подготовленность и устойчивость в экстремальных и стрессовых ситуациях жизни современного человека.

Расширение возможностей элективных курсов связано, в первую очередь, с тенденций увеличения у студентов различных уровней отклонений в состоянии здоровья [11]. Специалистов волнует физическое здоровье будущих специалистов в области физической

культуры и спорта. Они это связывают с уменьшением востребованности занятий физической культурой в связи с повышением умственной работы студентов.

Авторы также выявили связь между двигательной активностью и психическим состоянием студентов, например медицинских вузов. Они отметили, что когнитивные и психомоторные показатели студентов зависят от использования средств физической культуры и спорта [1,2,4,5].

С учетом роли физической культуры и спорта в современном обществе как неотъемлемого компонента социальной жизнедеятельности во всех уровнях жизни студенческой молодежи на передовой план выдвигается формирование физической культурыличности. Вэтойсвязи актуализируется проблема внедрения в практику новых средств, направленных на повышение эффективности самостоятельных занятий. Скандинавская ходьба вошла в студенческую жизнь, как средство доступное, простое в исполнении, не требующее дорогостоящего оборудования.

Скандинавская ходьба характеризуется как один из видов циклических упражнений, выполняемый с использованием специальных палок для включения в работу одновременно всех групп мышц.

Таким образом, актуальность представленной проблемы заключается в разработке экспериментальной методики реализации физического воспитания студентов через занятия скандинавской ходьбой.

Основным преимуществом данного вида двигательной деятельности является простота регулировки физической нагрузки по интенсивности и по продолжительности, при этом потребление кислорода повышается в несколько раз по сравнению с покоем, однако, кислородная задолженность минимальная. Постепенно тренируется сердечнососудистая система и успевает снабжать организм кислородом. Наблюдается включение в работу около 80% мышц при расходе энергии до 700

ккал.

Целью данного исследования явилась разработка и реализация экспериментальной методики комплексной физической подготовки студентов средствами скандинавской ходьбы.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ

В исследовании использованы методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, статистическая обработка результатов исследования. В исследовании приняли участие 28 студентов 1 и 2 курса ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Определилась одна контрольная и одна экспериментальная группа в одинаковом составе по 14 студентов. Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе. Студентам экспериментальной группы предлагались занятия со включением скандинавской ходьбы в рамках элективного курса. Методика реализации скандинавской ходьбы включала лечебную и оздоровительную направленность. Лечебная направленность применения спортивной ходьбы включала планирование объема и интенсивности скандинавской ходьбы с учетом уровня физической подготовленности. Занятия по скандинавской ходьбе проводились по общепринятой системе организации занятий. Занятия имели подготовительную, основную и заключительную часть. Подготовительная часть занимала 10% от общего времени продолжительности занятия, где проводилась общая и специальная разминка со включением общеразвивающих упражнений локального и общего воздействия на мышцы. В основной части занятия скандинавской ходьбой, которая, по продолжительности составляет 75% от общего времени, проводилась специальная подготовка к прохождению запланированной дистанции скандинавской ходьбой с учетом индивидуальных особенностей студентов. Основным критерием коррекции тренировочных воздействий физических нагрузок явились показатели пульса. В основной части занятия по реализации скандинавской ходьбы имели аэробной режим. Например, первый вариант

аэробной тренировки прохождение дистанции от 5-20 мин с активным отдыхом в течение 5 -10 мин при ЧСС до 110 уд/мин. Максимальное повторение на одно занятие составляет до 2-ух раз. Максимальная продолжительность использования первого варианта тренировки составляет 2-3 месяца. В основной части занятия применялись упражнения,

направленного воздействия на части тела студентов с учетом принципов построения упражнений, как: от простого к сложному, сверху вниз и к частям тела и на все туловище. Большое внимание уделялась упражнениям локального воздействия. Исходный

уровень физической подготовленности студентов повлиял на выбор средств для тренировочного комплекса специальных упражнений различной направленности по биомеханическим характеристикам. Для развития качества выносливости применяли прохождение фиксированной дистанции с учетом показателей ЧСС в умеренных и тренировочных зонах интенсивности. Упражнения на развитие силы включались дополнительно в начале и в конце основной части занятия с применением отягощений. Например, развитие силы кисти производилось с помощью небольших отягощений как использование утяжеленной палки. Развития физических качеств осуществлялось с использованием специфических упражнений, сходных по биомеханическим характеристикам скандинавской ходьбы. Для развития качества быстроты студентов использовали упражнения на короткие дистанции от 15 до 30 метров с отдыхом малой интенсивности до одной минуты, с количеством повторений до 10 раз. В заключительной части занятия происходило постепенное снижение физической нагрузки до исходного уровня. Проводились упражнения на расслабление, растяжки.

Для обоснования эффективности экспериментальной методики выбрано три упражнения, как: поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в положении лежа, приседание. Все тестирующие упражнения выполнялись за

одну минуту. Оценку результатов производили В таблице 1 представлена разработанная

в баллах, разработанных с учетом физической шкала оценки результатов в тестовых кондиции студентов медицинской группы. упражнениях студентов до и после эксперимента.

Таблица 1 - Шкала оценки тестирования физической кондиции студентов специальной

медицинской группы

Тестовые упражнения Направленность Шкала оценки (балл)

1 2 3 4 5

Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) Определение силовых возможностей пресса 25 35 40 45 50

Приседание (ко-во раз) Силовые возможности мышц нижних конечностей 20 25 30 35 40

Сгибание и разгибание рук из положения лежа(кол-во раз) Силовые возможности всего тела 5 7 9 12 15

Результаты и обсуждение

Для обоснования эффективности методики занятий скандинавской ходьбой в группах студентов специальной медицинской группы использованы результаты в трех тестовых упражнениях: поднимание туловища из положения лежа на спине; сгибание и разгибание рук в положении лежа; приседание. Все тестирующие упражнения выполнялись за одну минуту, утвержденные как зачётные требования по элективному курсу физической

Таблица 2- Детализированная бальная шкала оценки физических кондиций студентов

специальной медицинской группы

Поднимание туловища Приседание Сгибание и разгибание рук

Кол-во раз Оценка в баллах Кол-во раз Оценка в баллах Кол-во раз Оценка в баллах

25 и менее 1 20 и менее 1 5 и менее 1

26 1,1

27 1,2 21 1,2

28 1,3

29 1,4 22 1,4

30 1,5 6 1,5

31 1,6 23 1,6

32 1,7

33 1,8 24 1,8

культуры и спорта. Для оценки использована бальная шкала, представленная в таблице 1.

На основании нормативных

показателей по бальной шкале разработана детализированная бальная шкала оценки физических кондиций студентов специальной медицинской группы.

Детализированная бальная шкала оценки физической подготовленности студентов представлена в таблице 2.

34 1,9

35 2 25 2 7 2

36 2,2 26 2,2

37 2,4 27 2,4 8 2,5

38 2,6 28 2,6

39 2,8 29 2,8

40 3 30 3 9 3

41 3,2 31 3,2

42 3,4 32 3,4 10 3,33

43 3,6 33 3,6 11 3,66

44 3,8 34 3,8

45 4 35 4 12 4

46 4,2 36 4,2

47 4,4 37 4,4 13 4,33

48 4,6 38 4,6 14 4,66

49 4,8 39 4,8

50 и более 5 40 и более 5 15 и более 5

Исследование физической подготовленности проводили в сентябре и после реализации экспериментальной методики в декабре.

Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования физической подготовленности студентов специальной

медицинской группы до и после эксперимента

Группа исследования Этапы исследования Подъем туловища кол-во/ балл Приседание кол-во/ балл Сгибание и разгибание рук кол-во/ балл Сумма баллов Прирост

КГ сент. 28/1,3 37/4,4 11/3,66 9,36 7,9%

дек. 30/1,5 38/4,6 12/4,0 10,10

ЭГ сент. 30/1,5 38/4,6 10/3,3 10,10 28,71%

дек. 40/3,0 45/5,0 15/5,0 13,0

Исследуемые показатели физической подготовленности студентов специальной медицинской группы КГ и ЭГ имели тенденцию к улучшению, но в ЭГ студентов показатель значимо достоверны, прирост составил 28,71%, напротив, в КГ прирост составил лишь 7,9%.

Следовательно, систематическое

применение специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств с учетом специфики скандинавской ходьбы, приводит улучшению физической кондиции студентов медицинской группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специалисты в области физической культуре и спорта, а также спортивные медики рекомендуют тренировать свой организм в течение всей жизни, независимо от двигательной активности. Необходимо учитывать, что низкие нагрузки не повышают эффективность физиологических возможностей организма и их общей физической работоспособности. Скандинавская ходьба является уникальным видом физкультурно-спортивной деятельности. Она позволяет определять уровень физических нагрузок и увеличивать их постоянно без ущерба для организма занимающихся. Гиподинамии сказывается в первую очередь на показателях ССС и функции дыхания. Систематические занятия скандинавской ходьбой, в частности, оздоровительной направленности при рациональной их организации в режиме дня, позволяют сохранять высокий уровень физической работоспособности, тонизируют нервную систему и регулируют психическое состояние, а также повышают функциональные возможности ССС и функции дыхания. Важным компонентом физической нагрузки скандинавской ходьбой является активизация и регулирование обменных процессов организма. Элективный курс по физической культуре и спорта с реализацией скандинавской ходьбы позволяетуспешнореализоватьиндивидуальный подход и дифференциацию обучения. Особо важно отметить, что скандинавская ходьба мягка, втягивает организм занимающихся к физическим нагрузкам за счет неуклонного роста

выносливости и противостояния утомлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буланова Э.В., Осипова В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А. Влияние различных средств физической культуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 38-42. DOI: 10.14526/2070-47982019-14-2-38-42

2. Бароненко В.А. Двигательная активность - ведущий универсальный фактор оптимизации жизнедеятельности и биопрогресса (сообщение 1). Валеология. 2003;

1: 7-14.

3. Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г. Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности. Физиология человека. 2001; 27(2): 91-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гавронина Г.А., Кузнецова З.М. Динамика физической подготовленности студенток, занимающихся физической культурой по различным образовательным программам. Теория и практика физической культуры. 2008; 11: 83-86.

5. Гавронина Г.А., Горбунов Н.П. Особенности экспериментальной программы по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы. Спортивно-ориентированная система физического воспитания - новая педагогическая технология XXI века. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (5-7 апреля 2007 г., г. Пермь). Пермь. 2007: 56-59.

6. Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А. теоритические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/20704798-2019-59-64

Гизатуллина Ч.А., Мутаева И.Ш. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 3(24): 11-119. ЦКЬ:ЬНр:// kamgifk.ru/magazin/journal.htm

7. Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов-гиревиков. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 58-67. DOI: 10.14526/03_2017_232.

8. Кожевникова Н.Г. Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов. Земский врач. 2011;

6: 13-17.

9. Church T.S., Earnest C.P., Morss G.M. Field testing of physiological responses associated with Nordic walking. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2002; 73: 296-300.

10. Шарифуллина С.Р., Мартынова В.А., Асхамов А.А., Жесткова Ю.К. Дифференцированный подход к организации физического воспитания будущих учителей на основе морфофункциональных показателей. Теория и практика физической культуры.

2017; 8: 18-20.

11. Петров Р.Е., Мутаева И.Ш., Ионов А.А. Определение и оценка аэробного порога и потенциальных возможностей сердечной системы лыжников-гонщиков (юношей) на основе использования ступенчато-возрастающей вело-эргометрической нагрузки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 198-206. DOI:

12. Садыкова Г.С. Гуманизация физического воспитания студентов высших технических учебных заведений. Казанский педагогический журнал. 2008; 5: 97-105.

Статья поступила в редакцию: 13.01.2020

Нагейкина С.В. - преподаватель, доцент, Государственный университет по землеустройству, 105064, Россия, Москва, ул. Казакова, дом 15, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.