УДК 796.078 АХТЕМЗЯНОВА Н.М.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Сургутский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 796.078
AHTEMZYANOVA N.M.
Candidate of pedagogic sciences, assistant professor of Physical Education academic department, Surgut State
University E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ
OPTIMIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE USE OF MODERN FITNESS TECHNOLOGY
В настоящее время активно ведется поиск новых форм, методов и средств организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту в вузе. Выявлено, что студенческая молодежь все больше отдает предпочтение новым видам двигательной активности, среди которых на одно их первых мест выходят занятия, в которых используются разнообразные фитнес-технологии. В трудах авторов Л.А. Волобаевой, С.Р. Гилазиевой, В.И. Григорьева, А.В. Козлова, Т.В. Василистовой, Ж.Г. Аникиенко представлены результаты исследований, посвященных поиску эффективных форм организации и проведения занятий с применением фитнес технологий.
В данной статье описаны результаты эксперимента, который был проведен на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в 2015-2017 годах. Контрольную и экспериментальную группы составили девушки второго курса (100 человек), обучающиеся на неспортивных направлениях бакалавриата и специалитета в рамках учебной дисциплины «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту», выбравшие спортивные специализации: в первом случае - группа оздоровительной аэробики, во втором - фитнес тренинг.
Цель опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности разнообразных форм организации занятий по физической культуре и спорту с применением современных фитнес технологий.
В процессе проведенного исследования было выявлено, что у девушек экспериментальной группы, которые занимались фитнес тренингом (в основном использовались разнонаправленные силовые упражнения) результаты физической подготовленности несколько выше, в частности в тесте «сгибание, разгибание рук в упоре лежа», чем у студенток контрольной группы, в которой среди используемых средств преобладали элементы танцевальной направленности.
Ключевые слова: фитнес, фитнес-технологии, студенческая молодежь, элективный курс.
Nowadays, new forms, methods and means are being actively sought for the organization and conduct of training sessions on Physical Education and Sports in the university. It is revealed that the young students give preference to new types of motor activity among which, one of the most popular, are classes which include a variety of fitness technologies. In the writings of the authors LA. Volobayeva, S.R. Gilaziyeva, V.I. Grigorieva, A.V. Kozlova, Т.У. Vasilistova, Zh.G. Anikienko there are presented the results of studies on the search for effective forms of organizing and conducting exercises using fitness technology.
This article describes the results of an experiment that was conducted at the Department of Physical Education of Surgut State University in 2015-2017. The control group and the experimental group consists of second-year girls students (100 people) which are studying in non-sports special fields of the bachelor's and specialist's degrees within the educational discipline "Elective discipline in Physical Education and Sports". They were offered two sports specializations to choose from: "a group of health aerobics" and "fitness training".
The purpose of the experimental work is to identify the effectiveness of various forms of organizing classes in Physical Education and Sports using modern fitness technologies.
In the course of the study, it was found that the girls of the experimental group who are involved in fitness training (mainly used multidirectional strength exercises), the results of physical fitness are somewhat higher, in particular in the test "flexion, extension of the arms in the front plank" than in the students of the control group, in which among the means used predominant elements of the dance.
Keywords: fitness, fitness technology, college kids, elective course.
© Ахтемзянова Н.М. © Ahtemzyanova N.M.
В настоящее время активно ведется поиск новых форм, методов и средств организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту в вузе. Следует отметить, что студенческая молодежь все больше отдает предпочтение новым видам двигательной активности, среди которых на одно их первых мест выходят занятия, в которых используются разнообразные фитнес-технологии.
Важно, в работах различных авторов [1, 2, 3, 4, 5, 9] в рамках проведенных исследований подтверждено, что занятия фитнесом способствуют сохранению и укреплению здоровья занимающихся, повышению их физических кондиций, нормализации эмоционального состояния.
Так в статье авторов Л.А. Волобаевой и С.Р. Гилазиевой описаны результаты эксперимента, свидетельствующие о повышении эффективности системы физического воспитания студентов средствами фитнес-технологий, среди которых включение комплексов упражнений фитнес-тренинга (степ, гантели, вутБапф [4]. В.И. Григорьев обозначил пути формирования фитнес-культуры студенческой молодежи [5]. Автор считает, что фитнес культура в вузе это образовательная деятельность, направленная на развитие личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности реализовывать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.
Также в трудах ученых широко представлена тема моделирования процесса физического воспитания студентов с применением фитнес технологий. А.В. Козлов в своей работе описывает разработанную структурно-содержательную модель процесса физкультурного образования студентов, обеспечивающего формирование готовности к использованию фитнес технологий [6]. Эффективность применения современных фитнес-технологий так же подтверждается результатами исследования, проведенного Т.В. Василистовой, которая представила модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток, на основе адаптированной системы физических упражнений [3], а Ж.Г. Аникиенко, разработала модель процесса физической подготовки студенток с преимущественным использованием программ фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств [1].
Цель исследования состояла в выявлении эффективности разнообразных форм организации занятий по физической культуре и спорту с применением современных фитнес технологий.
Организация и методика исследования. Исследовательская работа проводилась на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в сентябре-мае, 2015-2016 гг. - контрольная группа (КГ) и сентябре-мае, 2016-2017 гг. - экспериментальная группа (ЭГ). КГ и ЭГ составили девушки второго курса, обучающиеся на неспортивных направлениях бакалавриата и специалитета в рамках учебной дисци-
плины «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту», выбравшие спортивные специализации, в первом случае - группа оздоровительной аэробики (ОА), во втором - фитнес-тренинг (ФТ). Всего исследованием было охвачено 100 девушек.
Следует отметить, что данные виды двигательной активности пользуются в Сургутском государственном университете особой популярностью, так в 2016 году 58,0% девушек второго курса занимались в группах фитнес тренинга [7].
Учебно-тренировочный процесс осуществлялся два раза в неделю (в рамках учебных занятий, продолжительность 90 минут), как в контрольной, так и экспериментальной группах. Содержание занятий по оздоровительной аэробике на 70% состояло из видов танцевальной аэробики (джаз-модер, hip-hop, латиноамериканские танцы, river dance, танго, strip, rock'n'roll и т.д.), 30% от занятия составили силовые модули, включающие упражнения с использованием собственного веса и различного оборудования (фитбол, степ, бодибар, амортизатор, медицинбол, гантели). Занимающиеся выполняли приседания, выпады, прыжки, упражнения для мышц рук, спины и мышц живота.
Занятия по фитнес тренингу в экспериментальной группе носили преимущественно силовую направленность (90%), цикл тренировок состоял из 4-х частей: первое - работа с собственным весом, второе - степ-платформе, третье - с использованием оборудования (фитбол, степ, бодибар, амортизатор, медицинбол, гантели, скакалка) и четвертое - стретчингового характера (пилатес, йога, стретчинг).
В первых трех занятиях в партерной части использовался метод «табата», т.е. система коротких интервальных тренировок с высокой интенсивностью нагрузки, для проработки конкретной мышечной группы (20 секунд работы и 10 секунд отдыха, выполнение от 4 до 8 повторений).
Вводно-подготовительная часть проводилась с элементами оздоровительной аэробики (10% отведенного времени). В силовом модуле выполнялись приседания, выпады из различных исходных положений (с усложнением, по мере освоения техники выполнения), упражнения для мышц рук, спины и мышц живота.
Обсуждение результатов исследовательской работы. В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа динамики среднегрупповых показателей физической подготовленности студенток.
На основании представленных данных можно констатировать, что достоверные различия (при р<0,01 и р<0,05) в результатах у девушек как занимающихся фитнес тренингом, так и оздоровительной аэробикой, по окончании учебного года выявлены в тестах «сгибание, разгибание рук в упоре лежа», «поднимание и опускание туловища из и.п. лежа», «наклон вперед из и.п. стоя на скамье», в тесте «прыжок в длину с места» только в группе ЭГ.
Следует обратить внимание, что прирост показателей в тесте «прыжок в длину с места» невысокий, как в
экспериментальной, так и в контрольной группах.
Прирост показателей произошел по всем тестам как у девушек занимающихся фитнес тренингом так и оздоровительной аэробикой, но достоверные различия (при р<0,01) были выявлены только в тесте «сгибание, разгибание рук в упоре лежа», причем в экспериментальной группе этот показатель выше (91,5%), чем в контрольной (63,9%).
Заключение. В целом можно отметить, достаточную эффективность разнообразных форм организации занятий по физической культуре и спорту с применением фитнес технологий. Однако, у девушек, которые занимались фитнес тренингом результаты несколько выше, чем у студенток, в группе которых среди используемых средств преобладали элементы танцевальной направленности.
Таблица 1.
Динамика среднегрупповых показателей физической подготовленности студенток, X±SD
Группа Этап эксперимента Поднимание и опускание туловища из и.п. лежа (кол-во раз за 1 мин) Прыжок в длину с места (см) Наклон вперед из и.п. стоя на скамье (см) Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
ЭГ ФТ (n=50) До 32,9±7,3 168,7±12,2 16,1±5,5 7,5±5,1
После 41,9±6,3 174,4±11,3 18,7±5,2 14,4±3,5
р <0,01 <0,05 <0,05 <0,01
прирост 9,0±4,5 5,6±4,2 2,7±1,7 6,9±3,0
прирост % 27,4 3,3 16,7 91,5
КГ ОА (n=50) До 32,2±8,8 164,1±23,5 15,6±5,9 8,4±5,6
После 40,0±9,1 169,7±23,2 18,2±5,6 13,7±5,7
р <0,01 >0,05 <0,05 <0,01
прирост 7,9±2,3 5,6±3,9 2,5±1,8 5,4±2,2*
прирост % 24,4 3,4 16,2 63,9
Примечание: * - достоверность различий при р<0,05 между несвязанными выборками.
Библиографический список
1. Аникиенко Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств: дис. .. .канд. пед. паук [13.00.04]. Краснодар, 2013. 185 с.
2. Булгакова О.В. Влияние фитнес - технологий на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток вуза / О.В. Булгакова, Д.А. Шубин, В.В. Пономарев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2015. № 4. С. 48-49.
3. Василистова Т.В. Проектирование фитнес - технологий в физическом воспитании студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов: дис. ... канд. пед. наук [13.00.04] / Т.В. Василистова. Тула, 2011. 198 с.
4. Волобаева Л.А. Фитнес-тренинг в системе физического воспитания студентов / Л.А. Волобаева, С.Р. Гилазиева // Теория и практика физической культуры. 2013. № 7. С. 16-19.
5. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. СПб.: Изд-во СПб ГУ-ЭФ, 2010. 228 с.
6. Козлов А.В. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов / А.В. Козлов, Л.Н. Молорошвило // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36-39.
7. Пешкова Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №4. С. 21-24.
8. ПономаревВ.В. Физическое развитие и функциональная подготовленность студенток, занимающихся фитнесом. // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 27-28.
9. Швец С.В. Фитнес - вызов нового времени / С.В. Швец // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 1. С. 77-79.
References
1. AnikienkoZh.G. Physical training of students with the primary use of fitness tools based on the individual profile of the development of physical qualities: dis. ... cand. ped. spider [13.00.04]. Krasnodar, 2013. 185 p.
2. Bulgakova O.V. Influence of fitness technologies on physical development and functional readiness of students of the university / O.V. Bulgakova, D.A. Shubin, V.V. Ponomarev // Physical culture: education, upbringing, training. 2015. N 4. Pp. 48-49.
3. Vasilistova, TV Designing of fitness technologies in physical education of students of the university, living in the conditions of northern regions: dis. ... cand. ped. Sciences [13.00.04]. Tula, 2011. 198 p.
4. Volobaeva L.A. Fitness training in the system of physical education of students / L.A. Volobaeva, S.R. Gilazieva // Theory and technology of physical culture. 2013. N 7. Pp. 16-19.
5. Grigoriev V.I. Fitness student culture: theory and practice: a tutorial / V.I. Grigoryev, D.N. Davidenko, S.V. Malinina. SPb .: Publishing house SPb GU-EF, 2010. 228 p.
6. KozlovA.V. Fitness technologies as a component of physical education of university students / A.V. Kozlov, L.N. Moloroshvilo //
Theory and practice of physical culture. 2012. № 2. Pp. 36-39.
7. Peshkova N.V. Sport orientation of students in the process ofrealization of sports physical education in the university / N.V. Peshkova // Physical culture: education, education, training. 2016. № 4. Pp. 21-24.
8. Ponomarev V.V. Physical development and functional readiness of female students engaged in fitness / V.V. Ponomarev // Theory and practice of physical culture. 2015. N 9. Pp. 27-28.
9. Shvets S.V. Fitness - a challenge of the new time / S.V. Shvets // Physical Culture: Education, Education, Training. 2013. N 1. Pp. 77-79.