Научная статья на тему 'Сравнительная оценка влияния видов фитнеса на физическое состояние студенток'

Сравнительная оценка влияния видов фитнеса на физическое состояние студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3891
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ВИДЫ ФИТНЕСА / СТУДЕНТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / FITNESS / TYPES OF fiTNESS / FEMALE STUDENTS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / PHYSICAL CONDITION / ANTHROPOMETRIC MEASUREMENTS / FUNCTIONAL TESTS / PHYSICAL FITNESS TESTING / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронцов Николай Дмитриевич, Володин Александр Васильевич, Соломахина Татьяна Романовна

В статье отмечается необходимость поиска эффективных средств физического воспитания студенческой молодежи, в качестве одного из них рассматривается фитнес, который представляет собой совокупность современных форм оздоровительной двигательной активности. В работе также раскрывается содержание педагогического эксперимента, направленного на определение влияния занятий различными видами фитнеса на физическое состояние девушек-студенток. Представлены данные оценки физического состояния студенток на основе проведения антропометрических измерений, функциональных проб, тестирования физической подготовленности. По результатам констатирующего педагогического эксперимента дается сравнительный анализ влияния видов фитнеса: Пилатеса, программы ABL-фитнеса, программы Сайклинга на физическое состояние девушек 18-20 лет. Выделяются для каждого из видов фитнеса специфические особенности влияния занятий на параметры физического состояния студенток. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями учреждений высшего образования в процессе физического воспитания студентов, а также инструкторами в фитнес-клубах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцов Николай Дмитриевич, Володин Александр Васильевич, Соломахина Татьяна Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE EVALUATION OF THE EFFECT OF TYPES OF FITNESS ON PHYSICAL CONDITION OF FEMALE STUDENTS

The article notes the need to find effective means of physical education of students, as one of them is considered fitness, which is a set of modern forms of health motor activity. The paper also reveals the content of the pedagogical experiment aimed at determining the impact of different types of fitness classes on the physical condition of female students. The data of assessment of physical condition of female students on the basis of anthropometric measurements, functional tests, physical fitness testing are presented in this article. By results of ascertaining pedagogical experiment the comparative analysis of influence of types of fitness: Pilates, the ABL-fitness program, the program of a cycling on a physical condition of girls of 18-20 years old is given. Specific features of influence of occupations on parameters of a physical condition of female students are allocated for each of types of fitness. Materials of the article can be used by teachers of higher education institutions in the process of physical education of female students, as well as instructors in fitness clubs.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка влияния видов фитнеса на физическое состояние студенток»

педагогические науки

Воронцов Николай Дмитриевич, Володин Александр Васильевич, Соломахина Татьяна Романовна СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВИДОВ ФИТНЕСА ...

УДК 378.147:796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВИДОВ ФИТНЕСА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК

© 2018

Воронцов Николай Дмитриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Володин Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Соломахина Татьяна Романовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, д. 3, e-mail: lady-solomakhina2011@yandex.ru)

Аннотация. В статье отмечается необходимость поиска эффективных средств физического воспитания студенческой молодежи, в качестве одного из них рассматривается фитнес, который представляет собой совокупность современных форм оздоровительной двигательной активности. В работе также раскрывается содержание педагогического эксперимента, направленного на определение влияния занятий различными видами фитнеса на физическое состояние девушек-студенток. Представлены данные оценки физического состояния студенток на основе проведения антропометрических измерений, функциональных проб, тестирования физической подготовленности. По результатам констатирующего педагогического эксперимента дается сравнительный анализ влияния видов фитнеса: Пилатеса, программы ABL-фитнеса, программы Сайклинга на физическое состояние девушек 18-20 лет. Выделяются для каждого из видов фитнеса специфические особенности влияния занятий на параметры физического состояния студенток. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями учреждений высшего образования в процессе физического воспитания студентов, а также инструкторами в фитнес-клубах.

Ключевые слова: фитнес, виды фитнеса, студентки, педагогический эксперимент, физическое состояние, антропометрические измерения, функциональные пробы, тестирование физической подготовленности, сравнительный анализ.

COMPARATIVE EVALUATION OF THE EFFECT OF TYPES OF FITNESS ON PHYSICAL CONDITION OF FEMALE STUDENTS

© 2018

Vorontsov Nikolay Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, head of the Department of theory and methods of physical culture Volodin Alexander Vasilievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of theory and methods of physical culture Solomakhina Tatiana Romanova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx street, 3, e-mail: lady-solomakhina2011@yandex.ru)

Abstract. The article notes the need to find effective means of physical education of students, as one of them is considered fitness, which is a set of modern forms of health motor activity. The paper also reveals the content of the pedagogical experiment aimed at determining the impact of different types of fitness classes on the physical condition of female students. The data of assessment of physical condition of female students on the basis of anthropometric measurements, functional tests, physical fitness testing are presented in this article. By results of ascertaining pedagogical experiment the comparative analysis of influence of types of fitness: Pilates, the ABL-fitness program, the program of a cycling on a physical condition of girls of 18-20 years old is given. Specific features of influence of occupations on parameters of a physical condition of female students are allocated for each of types of fitness. Materials of the article can be used by teachers of higher education institutions in the process of physical education of female students, as well as instructors in fitness clubs.

Keywords: fitness, types of fitness, female students, pedagogical experiment, physical condition, anthropometric measurements, functional tests, physical fitness testing, comparative analysis.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема поиска эффективных средств физического воспитания студенческой молодежи к настоящему времени остается по-прежнему актуальной. Это находит свое подтверждение в ряде исследований, результаты которых свидетельствуют о сохраняющейся тенденции снижения уровня физической подготовленности, здоровья и физического состояния студентов [1; 2; 3].

Одним из привлекательных видов занятий физическими упражнениями для девушек и широко распространенным явлением общества является фитнес. Фитнес рассматривается специалистами физической культуры как совокупность современных форм оздоровительной двигательной активности, позволяющий позитивно воздействовать на физическое и психическое состояние человека [4; 5; 6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. В последние два десятилетия исследованиям в области фитнеса отводится большое внимание ученых. В качестве наиболее значимых можно выделить работы Е.Г. Сайкиной [7] и Ж.Г. Аникиенко [8], рассматривающих использование средств фитнеса в системе образования.

Отдельные данные о влиянии средств фитнеса на женский организм представлены в работах Ж.Г. Аникиенко [9]; О.И. Вотяковой [10]; А.И. Суханова [11]; О.В. Бурковой [12]; H.A. Казаковой [13]; Т.В. Серовой [14]; В.И. Бочаровой [15]; Ю.В. Публичук [16]; Г.Г. Антоновой, М.Ю. Ростовцевой [17] и других [18-20].

Вместе с тем, в исследованиях недостаточно отражается сравнительный анализ влияния видов фитнеса на физическое состояние студенток.

Формирование целей статьи. Цель исследования заключается в выявлении особенностей влияния занятий различными видами фитнеса на физическое состояние девушек-студенток.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Реализация цели потребовало проведения педагогического эксперимента продолжительностью шесть месяцев, в ходе которого осуществлялись занятия по фитне-су с девушками в возрасте 18-20 лет, а также исходного итогового тестирование их физического состояния.

В эксперименте приняли участие 54 студентки, из которых были сформированы три группы - «А», «В» и «С», численностью по 18 человек в каждой. Фитнес-занятия в группе «А» основывались на системе Пилатес,

Vorontsov Nikolay Dmitrievich, Volodin Alexander Vasilievich, Solomakhina Tatiana Romanova COMPARATIVE EVALUATION OF THE EFFECT OF TYPES ...

pedagogical sciences

на занятиях в группе «В» использовалась программа ABL-фитнес, девушки из группы «С» занимались по программе Сайклинг.

В начале и в конце опытной работы проводилось тестирование, позволившее получить данные о динамике физического состояния девушек, участвующих в эксперименте. Оценка физического состояния студенток осуществлялась при помощи следующих методов и показателей:

- антропометрических измерений, которые включали определение длины тела, массы тела, силы кисти руки. На основе данных антропометрии вычислялся весоро-стовой и силовой индексы;

- функциональных проб: Штанге, Руффье, Гарвардский степ-тест;

- тестирование физической подготовленности: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; поднимание туловища из положения лежа на спине; прыжок в длину с места; наклон туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамейке.

По результатам антропометрических измерений установлено, что у девушек всех групп произошли статистически значимые положительные изменения по большинству изучаемых параметров. Масса тела у девушек группы «А» (Пилатес) снизилась на 6%, группы «В» (ABL) - на 4,8%, группы «С» (Сайклинг) - на 8,7%. Весоростовой индекс снизился в группе «А» на 6,0%, в группе «В» - на 5,0% и в группе «С» - на 8,8%. Наибольшие положительные изменения в динамометрии кисти зафиксированы у девушек группы «В» (ABL) - 20,4%, сила кисти в группе «А» (Пилатес) увеличилась на 10,2%, в группе «С» (Сайклинг) - на 4,0%. В несколько меньшей степени произошло увеличение в группе «В» силового индекса кисти (10,8%), что можно объяснить менее выраженным снижением у девушек этой группы массы тела, в то же время величина силового индекса в группе «А» возросла на 7,1%, а в группе «С» - на 5,8%.

Сравнительная оценка динамики средних результатов в функциональных пробах у испытуемых показала, что наибольшее положительное влияние на функциональное состояние девушек оказывают занятия сайклин-гом. За время проведения эксперимента у девушек этой группы данные в пробе Штанге выросли на 21,7%, в индексе Руффье - на 29,4%, в Гарвардском степ-тесте - на 13,9% (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика средних данных функционального состояния девушек в ходе эксперимента

Показатели Группы Данные Р Прирост. %

исходные (Xtra) (Xüm)

Проба Штанге, сек «А» 4<5,8±2,4 54,3 ±2,6 <0,05 16,0

«В» 47,6 ±2,2 53,1±2,4 <0,05 11,6

«С» 47,4±2=5 57,7±2,5 <0,01 21,7

Индекс Руффье, ус. ед «А» 10,3±0,5 8,5±0,3 <0,05 17,5

«В» 10,5±0,4 8,8±0,5 <0,05 16,2

«С» 10,2±0,б 7Д±0,3 <0,01 29,4

Гарвардский степ-тест (коэффициент) «А» 64,7±3,2 70=4±3,1 <0,05 8,8

«В» 65,1 ±3,3 70,2 ±3,1 <0,05 7,8

«С» б 5,5 ±3,1 74,б±3,0 <0,01 13,9

стоя.

В процентном выражении наибольший прирост составил в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у девушек группы «В» (ABL) - 71,4%, в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» также в группе «В» (ABL) - 36,2%, в тесте «Прыжок в длину с места» в группе «С» (Сайклинг) - 6,8% и в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя» в группе «А» Пилатес - 76,7%

Таким образом, по результатам педагогического эксперимента были установлены специфические для каждого из видов фитнеса особенности влияния занятий на физическое состояние девушек 18-20 лет, которые схематично представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Особенности влияния видов фитнеса на физическое состояние девушек 18-20 лет

Показатели Виды фнтнеса

Пилатес ABL Сайклинг

Вес, кг + + ++

Весоростовой индекс, г/см + + ++

Динамометрия кисти, кг + ++ 0

Силовойиндекс кисти, % + ++ +

Проба Штанге, сек + + ++

Индекс Руффье, ус. Ед + + ++

Гарвардский степ-тест (коэффициент) + + ++

Сгибание н разгибаннерук в упоре лежа + ++ +

Поднимание туловища лежа на спине (кол-во раз) + + +

Прыжок в длину с места (см) 0 + ++

Наклон туловища вперед из положения стоя (см) + + 0

В группах «А» и «В» хотя и произошли достоверно значимые положительные изменения в функциональном состоянии девушек, но это выражено в значительно меньшей степени.

Сравнительный анализ исходных и конечных показателей физической подготовленности девушек, которые занимались различными видами фитнеса, позволил установить, что под воздействием средств пилатеса достоверно повышается уровень развития силовой выносливости мышц верхних конечностей, брюшного пресса, гибкости, недостоверные изменения произошли в результатах прыжка в длину с места.

В группе «В» (ABL) во всех тестах зафиксированы достоверные положительные изменения, в группе «С» (Сайклинг) результаты достоверно улучшились в трёх из четырёх тестах, кроме наклона вперёд из положения

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. Фитнес, как форма оздоровительной двигательной активности, включает большое количество видов и средств, которые имеют свою специфику по направленности и содержанию и, следовательно, различное влияние на организм занимающихся. Для оценки физического состояния девушек предлагается большое количество методов, функциональных проб и тестов, однако отсутствует их систематизация.

2. В результате констатирующего эксперимента выявлена положительная динамика в большинстве изучаемых параметров физического состояния девушек, исключение составили показатели в прыжке в длину с места при занятиях Пилатесом, в динамометрии кисти, наклоне туловища вперед при занятиях Сайклингом.

3. Данные полученные в ходе исследования позволяют заключить, что занятия ABL-фитнесом в большей степени по сравнению с Пилатесом и Сайклингом, способствуют развитию у девушек силовых качеств, а занятия Сайклингом оказывают более эффективное воздействие на их функциональные возможности и уменьшение массы тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2016. 271 с.

2. Кочнев А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения: автореф. дис. ... канд. биолог. наук. Архангельск, 2007. 22 с.

3. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья»: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

4. Кудра Т.А. Фитнесс. Американская концепция достижения здоровья: монография. Владивосток, 2002. 222 с.

5. Стрекачева О. Всё о фитнесе. М.: Столица принт, 2003. 75 с.

6. Турчинский В., Турчинская И. Фитнес для женщин. СПб: Астрель, 2010. 192 с.

7. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009. 46 с.

8. Аникиенко Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фит-

76

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Воронцов Николай Дмитриевич, Володин Александр Васильевич, Соломахина Татьяна Романовна СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВИДОВ ФИТНЕСА ...

неса на основе учета индивидуального профиля развития физических качеств: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 185 с.

9. Аникиенко Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. №10 (92). С. 10-16.

10. Вотякова О.И. Обоснование эффективности занятий шейпингом и восстановительного психотренинга в системе тренировок женщин 20-35 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: УГАФК, 1995. 23 с.

11. Суханов А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 46 с.

12. Буркова О.В. Влияние системы Пилатеса на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 217 с.

13. Казакова H.A. Повышение физической подготовленности девушек в возрасте 17-19 лет на основе средств аквааэробики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.

14. Серова Т.В. Анализ результатов применения фит-нес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8 (90). С. 79-83.

15. Бочарова В.И. Интеграция средств пилатаса и степ-аэробики для обеспечения работоспособности студентов: автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2013. 25 с.

16. Публичук Ю.В. Влияние занятий системой упражнений оздоровительной направленности B. E. S. T. Fit на состояние здоровья девушек старших классов // Молодой ученый. 2014. №18. С. 98-100.

17. Антонова Г.Г., Ростовцева М.Ю. Особенности динамики физического состояния студенток нефизкультурного вуза в результате занятий комплексными видами оздоровительного фитнеса // Фитнес-аэробика-2015: материалы Всероссийской научно-практич. интернет-конф. / под ред. М.Ю. Ростовцевой. М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 24-29

18. Мартышенко Н.С., Мамадшоев Ф.М. Формирование мотивации потребления фитнес-услуг в молодежной среде // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.

19. Бобровский Е.А. Анализ структуры численного состава и уровня образования работников физической культуры и спорта // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 319-322.

20. Серпер С.А. Педагогический фактор в фитнесе: перспективы развития // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 62-66.

Статья поступила в редакцию 23.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.