УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Александра Владимировна Шаронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-
Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических
наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; Юрий Иванович Шульгов, преподаватель, Вологодский институт права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России)
Аннотация
В статье представлен опыт использования системы дистанционного обучения «LMS Moodle» (Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда) в образовательном процессе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета на примере работы кафедр физического воспитания. Авторы раскрывают структуру и содержание одного из созданных курсов. Количество записанных на курсы и их активность при освоении дисциплины позволяют судить о высокой эффективности использования дистанционной и традиционной форм обучения в сочетании. Авторами раскрыты некоторые основные педагогические особенности использования форм дистанционного обучения при освоении дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, Moodle, профессиональное образование, организация дистанционного обучения.
USE OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING IN THE PROCESS OF MASTERING THE DISCIPLINE "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE
AND SPORT"
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Alexandra Vladimirovna Sharonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical
sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Igor Sergeevich Moskalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; Yury Ivanovich Shulgov, the teacher, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of Russia
Annotation
The article presents the experience of using the distance learning system "LMS Moodle" (Modular Object-Oriented Distance Learning Environment) in the educational process of the Russian Herzen State Pedagogical University and St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering on the example of the department of physical education. The authors reveal the structure and contents of one of the set up courses. The number of the enrolled into the courses and their activity in mastering the discipline makes it possible to judge upon the high efficiency of using the distance and traditional forms of training in combination. The authors revealed some basic pedagogical features of the use of forms of distance learning in the development of the discipline "Elective courses in physical culture and sport".
Keywords: distance learning, distance technologies, Moodle, professional education, organization of distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
Компьютерные технологии достаточно прочно и глубоко внедрились в жизнь современного человека, их использование в работе со студентами способствует выработке умения быстрого и результативного поиска и повышению знаний. Дистанционные формы обучения становятся все более популярными, так в 2002 г. данные технологии использовались всего в 20 вузах и порядка 200 тыс. студентов имели возможность обучаться с их помощью, на сегодняшний момент эти показатели увеличились в разы. Использование дистанционного обучения регламентировано приказом Министерства образования и науки РФ № 137 от 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
На наш взгляд, наиболее удобной формой дистанционного обучения являются интернет-технологии, сегодня существует несколько систем для создания образовательного ресурса ATutor, Ellucian, OIBS, LAMS, LMS Moodle, OpenACS, Sakai, Blackboard, Acrodis и другие.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет в своей педагогической деятельности активно используют интернет-технологии в дистанционном обучении, так преподаватели создают курсы на базе платформы LMS Moodle [1, с. 19]. Moodle был разработан австралийским педагогом Мартином Доужиамас в 2002 г. [2, с. 219]. LMS Moodle позволяет сформировать особую учебную среду, применение которой не останавливается только на цепочке «преподаватель ^ студент», а способствует поддержанию очной формы обучения, используется для организации и проведения занятий со студентами факультета безотрывных форм обучения, а также для обычных дистанционных курсов.
Данные технологии используются не только в освоении специальных и гуманитарных дисциплин, но и в физическом воспитании студенческой молодежи, позволяя повысить интерес к занятиям и достигнуть должного уровня развития физических способностей. Эффективность работы кафедры физического воспитания в первую очередь зависит от того, как организованы академические занятия, начиная с первого года обучения. В настоящее время процесс формирования физической культуры личности студента вуза уходит от традиционных задач, направленных на развитие физических качеств к инновационным, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций в области физической культуры и спорта. С учетом того, что практически половина дисциплины изучается студентами самостоятельно, мы предлагаем использовать технологии интерактивного и дистанционного обучения с дифференцированным подходом к каждому студенту.
МЕТОДИКА
Кафедра физического воспитания не стала исключением, разработав и внедрив в процесс освоения преподаваемых дисциплин 7 курсов с общим количеством записанных студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения равным 3494 человека (https://moodle.spbgasu.ru/course/index.php?categoryid=60).
На рисунке 1 представлена модель организации процесса освоения дисциплины с использованием дистанционных форм обучения на примере занятий со студентами специальной медицинской группы.
В разных вузах каждый курс кафедр основан на четком, поэтапном планировании самостоятельной работы студентов и их мотивации к такой форме занятий, наличии и доступности необходимой учебно-методической литературы и другого справочного контента, консультативной помощи преподавателя и систематическом контроле качества выполняемой самостоятельной работы и устранением пробелов в освоении дисциплины [4, с. 10; 5, с. 25; 5, с. 13; 5, с. 85]. Ресурсы «Moodle» позволяют реализовать все перечисленные условия [3, с. 259].
ТЕОРЕТИЧЕС КИЙ БЛОК
*
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
к * т
Внлео рол т. оо организации занятий физической культурой н спортом в вузе
Основные положения
■Элективные курсы по физической культуре а спорт.' (презентант)
Основы для начала работы
в Моо<Ме е рамках дисциплины ■Элективные
курсы по физической культу ре н спорту» (внлео)
ОС НОВНОН БЛОК
КОПТ АК ТНАЯ РАБОТА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основы здорового обра» жизни Физическая культура в обеспечении двлгателънон я Ёопеллектуальнон деятельности студента (Ьпр; I тооШе 5рЬротлд соцгж \теп\рЬр?и1=9б5)
Теоретнчесыш материал лекшш. видео, ясста и и.
Практические чшпч в рамках курса Семинар в малых группах (по нозологии) Контрольные тестовые задания
2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
-1 Использование разноуровневого материала в
-1 нозологии > личных предпочтений уровня физической подготовки
Азрооика в стротельньк вузах СЬКр;: шосхЦе 5рЬ?аш. га соиге меи.рЬрТкМО?)
Теоретический материал
Видео материал
Контрольные тестовые задания
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
Рисунок 1 - Модель организации занятий в 2017/2018 учебном году со студентами специального отделения
СПбГАСУ
Существенным преимуществом платформы МооШе является возможность подстроить созданный курс под особенности конкретного образовательного проекта, удалив ненужные или добавив недостающие элементы.
За 2017/2018 учебный год на курс «Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении двигательной и интеллектуальной деятельности студента»
записались 1039 студентов СПбГАСУ из них 236 человек обучающихся на очной форме обучения и относящихся по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам, а на курс «Аэробика в строительных вузах» - 786 и 213 соответственно. У студентов, осваивающих дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на основе разработанной преподавателями кафедры модели с использованием дистанционных форм обучения, увеличился процент посещения академических занятий, как следствие, возросли показатели физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» может обеспечить не только достижение цели дисциплины, оптимальное решение поставленных задач и сформировать необходимые компетенции, но и возможность применения индивидуального подхода, а также выбор удобного времени и места для обучения, как для преподавателей, так и для студентов. Внедрение разработанной модели позволило увеличить показатели физической подготовленности и, что не менее важно, улучшить отношение к академическим занятиям, так 86,4% обучающихся в начале 2018/2019 учебного года при выборе места занятий решили остаться у тех же преподавателей и посещать занятия на базе вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахова, Л.И. Особенности организации дистанционного бучения в среде Moodle / Л.И. Астахова, В. В. Михаськина, Т. Д. Даутов // Педагогические параллели : материалы V Международной научно-практической конференции (14-20 мая 2018 года). - СПб., 2018. - С. 19-22.
2. Зазуля, В.С. Электронные образовательные ресурсы в отечественной и зарубежной системе образования / В.С. Зазуля, Д.В. Черетович // Педагогические параллели : материалы V Международной научно-практической конференции (14-20 мая 2018 года). - СПб., 2018. - С. 218-223.
3. Кирк, Я.Г. Использование образовательных платформ при организации самостоятельной работы студентов / Я.Г. Кирк, Е.В. Кулинская // Педагогические параллели : материалы V Международной научно-практической конференции (14-20 мая 2018 года). - СПб., 2018. - С. 256-260.
4. Коваль, Т.Е. Информационно-коммуникационные технологии в реализации оздоровительных программ в вузе / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, С.М. Лукина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 9-11.
5. Токарева, А. В. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.В. Токарева, А.Э. Болотин, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.
6. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 12-15.
7. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова, В.Н. Коваленко, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.
REFERENCES
1. Astakhova, L.I., Mikhaskin, V.V., and Dautova, T.D. (2018), "Features of distance learning in the Moodle environment", Pedagogical Parallels: Proceedings of the V International Scientific Practical Conference, St. Petersburg, pp. 20-24.
2. Zazulya, V. S., and Cheretovich, D.V. (2018), "Electronic educational resources in domestic and foreign education system", Pedagogical Parallels: Proceedings of the V International Scientific Practical Conference, St. Petersburg, pp. 218-223.
3. Kirk Y. G., and Kulinskaya, E. V. (2018), "Use of educational platforms in the organization of independent work of students", Pedagogical Parallels: Proceedings of the V International Scientific Practical Conference, St. Petersburg, pp. 258-262.
4. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V., Lukina, S.M. (2016), "Information and communication technologies in implementation of health programs in university", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 9-11.
5. Tokareva, A.V. Bolotin, A.E., and Pauls, A.A. (2013), "Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
6. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Yarchikovskaya, L.V and Bolotin, A.E. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 12-15.
7. Yarchikovskaya, L.V., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Kovalenko V.N., Ustinova O.N. (2018), "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 85-87.
Контактная информация: sasha-vgafk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.12.2018
УДК 796.89
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО
БОЯ
Денис Васильевич Лукичев, соискатель, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Алексей Витальевич Кондыков, кандидат педагогических наук, Орловский государственный аграрный университет; Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина
Аннотация
В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного развития скоростно-силовых качеств у бойцов рукопашного боя. К ним относятся: использование многофункциональной тренировки в процессе подготовки бойцов рукопашного боя; разработка технологии использования многофункциональной тренировки для бойцов рукопашного боя; использование методических приемов в ходе тренировки для эффективного развития скоростно-силовых качеств у бойцов рукопашного боя; создание соревновательной среды на занятиях с бойцами рукопашного боя для волевой обеспеченности многофункциональной тренировки. Важны также целенаправленное применение средств многофункциональной тренировки для бойцов рукопашного боя, а также создание обстановки на занятиях для проявления спортсменами значительных физических усилий.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; эффективность процесса подготовки; бойцы рукопашного боя; скоростно-силовые качества.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES AT FIGHTERS OF
HAND-TO-HAND FIGHT
Denis Vasilyevich Lukichev, the competitor, Mikhaylovsky military and artillery academy, St. Petersburg; Alexey Vitalievich Kondykov, the candidate of pedagogical sciences, the Oryol state agricultural university; Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Belgorod Legal Institute named after I.D. Putilin
Annotation
In the article, the psychology and pedagogical conditions necessary for the effective development of high-speed and power qualities at fighters of hand-to-hand fight are proved. Among them: the application of the multipurpose training in the course of training of fighters of hand-to-hand fight; the development of technology of use of the multipurpose training for fighters of hand-to-hand fight; the use of methodical tools