5. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Т.К. Сахарнова, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
6. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
7. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.04.2016
УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ ЗДОРОВЬЯ
Эльвира Геннадьевна Лактионова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Михайловна Нефедова, кандидат педагогических наук, доцент, Гузель Равильевна Мукминова, преподаватель, Сочинский государственный университет (СГУ), Сочи
Аннотация
Рассматриваются особенности и методика занятий с использованием терренкура, ходьбы с палками (Nordic Walking), локальных силовых упражнений и стретчинга. Предложены методические приемы, позволяющие оптимизировать индивидуальную величину тренировочной нагрузки в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. Рассмотрены подходы, связанные с рациональной организацией оздоровительного занятия. Эффективность комплексного применения этих средств подтверждена экспериментально.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, средства физической культуры, терренкур, ходьба с палками, локальные силовые упражнения, стретчинг.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p143-146
EFFICIENCY OF COMPLEX USE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE DURING
THE HEALTH GROUPS LESSONS
Elvira Gennadievna Laktionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Mikhailovna Nefedova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Guzel Ravilievna Mukminova, the teacher, Sochi State University, Sochi
Annotation
The peculiarities and methodology of the training with using the health path, Nordic walking, local power exercises and stretching are examined. The methodical techniques to optimize the value of the individual training load, depending on the level of physical condition, have been offered. Approaches related to the rational organization of the health-improving training activity have been considered. The efficiency of the complex usage of all these means is being experimentally proved.
Keywords: health, physical education, means of physical culture, health path, stretching, Nordic walking, local power exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В ходе занятий оздоровительной физической культурой используется широкий арсенал упражнений, которые существенно отличается по направленности воздействия на различные системы организма человека. Поэтому для достижения оздоровительного эффекта, необходимо использовать различные по направленности средства физической культуры. Установлено, что занятия с использованием терренкура и ходьбы с палками (Nordic Walking) оказывают положительное воздействие, прежде всего, на сердечнососудистую и дыхательную систему [1, 3, 4, 5]. Оздоровительные занятия с использованием локальных силовых упражнений, выполняемых в квазиизотоническом режиме, активизирует эндокринную систему человека, улучшают процессы, связанные с повышением обмена веществ в организме [2, 3]. Занятия стретчингом, восстанавливают и улучшают подвижность [2]. В отдельных работах [3], отмечается, что последовательность выполнения упражнений различной направленности, оказывает существенное влияние на эффект оздоровительного занятия. Предполагается, что для достижения выраженного оздоровительного эффекта необходимо комплексное использование в процессе занятий терренкура, ходьбы с палками (Nordic Walking), локальных силовых упражнений и стретчинга.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент был организован и проведен для экспериментальной проверки высказанной выше гипотезы. В экспериментальных исследованиях принимали участие женщины в возрасте 55-74 года (n=44), занимающиеся в группах здоровья не менее одного года. В соответствии с программой эксперимента, в его начале и конце проводилось педагогическое тестирование. Была использована батарея тестов, которая включала: ИГСТ (упрощенный вариант), клиностатическая и ортостатические пробы, теппинг-тест, тесты характеризующие подвижность в различных суставах. Участницы экспериментальных исследований были разделены на две группы - контрольную (n=20) и экспериментальную (n=21), которые перед началом эксперимента не имели статистически значимых отличий (р>0,05) ни по одному изучаемому показателю. Количество занятий и суммарное время занятий, не имели значимых отличий в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа занималась в условиях спортивного зала по обычной программе, основу которой составляли аэробные гимнастические упражнения. Экспериментальная группа занималась на основе комплексного использования терренкура, ходьбы с палками, локальных силовых упражнений и стретчинга. Продолжительность
эксперимента составила шесть месяцев.
За время педагогического эксперимента уровень физической подготовленности женщин контрольной группы имеет тенденцию к положительным изменениям большинства изучаемых показателей. Таким образом, воздействие оздоровительных занятий с использованием аэробных гимнастических упражнений в группе здоровья можно охарактеризовать, как положительное направление, способствующие улучшению в пожилом возрасте физических кондиций.
В экспериментальной группе женщин за время педагогического эксперимента, отмечаются достоверные положительные изменения уровня физической подготовленности по большинству изучаемых показателей. Исключение составляют результаты клиноста-тической и ортостатической проб, в которых не отмечено достоверного улучшения значений этих проб. Можно предположить, что это обусловлено возрастными особенностями и состоянием здоровья женщин.
Оценить эффективность комплексного использования терренкура, ходьбы с палками, локальных силовых упражнений и стретчинга по отношению к использованию аэробных гимнастических упражнений, можно на основе сравнения результатов тестов женщин контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента (таблица). Средние результаты тестов женщин экспериментальной группы по большинству показателей значительно выше, чем средние результаты тестов у женщин контрольной группы.
Таблица
Сравнение уровень физической подготовленности женщин пожилого возраста после
педагогического эксперимента
Тесты Группы Р*
К (n=20) Э (n=21)
ИГСТ, (у.е.) 62,5±4,3 67,7±4,1 р<0,05
Процент увеличения ЧСС на выполнение стандартной нагрузки, (%) 67,0±4,5 62,2±4,3 р<0,05
Клиностатическая проба, (уд/мин) 11±4,6 11±4,0 р>0,05
Ортостатическая проба, (уд/мин) 10±4,1 10±4,6 р>0,05
Теппинг-тест, (кол-во точек за 30 с) 155±19,1 168±18,2 р<0,05
Величина наклона из положения сидя, (см) -8,9±5,3 -6,3±4,1 р<0,05
Величина наклона в право, (см) 16,5±4,3 19,7±4,1 р<0,05
Величина наклона в лево, (см) 16,7±4,4 19,9±4,1 р<0,05
Величина сгибания туловища, (см) 5,2±2,2 7,8±2,3 р<0,05
Величина прогибания туловища назад, (см) 6,6±3,3 10,5±3,5 р<0,05
* - сравнение показателей на основе непараметрического Х-критерия Ван-дер-Вардена
Выявленные различия в уровне физической подготовленности женщин пожилого возраста экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента, свидетельствуют о выраженном положительном эффекте, который достигается при комплексном использовании различных по направленности средств физической культуры. Таким образом, оказывая тренировочное воздействие на основные системы организма человека можно достигнуть более выраженного оздоровительного эффекта в ходе занятий в группах здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 139 с.
2. Кортава, Ж.Г. Технология применения силовых упражнений и закаливания в оздоровлении женщин первого зрелого возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кортава Жанна Георгиевна. - М., 2000. - 121 с.
3. Селуянов, В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма / В.Н. Селуянов, А.А. Федякин. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 123 с. - ISBN 5-8134-0029-2.
4. Федякин, А. А. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (Nordic Walking) на организм человека / Федякин А.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 2 (97). - С. 231-236.
5. Fedyakin, Alexander А. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body / Alexander А. Fedyakin, Zhanna G. Kortava // European Researcher. - 2012. - № 34. - Vol. 11-2. - С. 1941-1946.
REFERENCES
1. Vasilkovskaya, Yu.A. (2009), Physical education students universities use of Health path and tourism, dissertation, Krasnodar.
2. Kortava, Zh.G. (2000), The technology of using strength training and conditioning to the cold in health improving of first mature aged women, dissertation, Moscow.
3. Seluyanov, V.N. and Fedyakin A.A. (2000), Biological base of health-improving tourism, SportAcademPress, Moscow, ISBN 5-8134-0029-2.
4. Fedyakin, A.A. (2012), "Features of improving and training impact of walking with sticks (Nordic Walking) on a human body", Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 2 (97), pp. 231-236.
5. Fedyakin, Alexander А. and Kortava, Zhanna G. (2012), "Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body", European Researcher, No. 34, Vol. 11-2, pp. 1941-1946.
Контактная информация: afkfed@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.04.2016
УДК 796.912
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В
ФИГУРНОМ КАТАНИИ
Наталия Александровна Ланцева, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Алексей Николаевич Николаев, доктор психологических наук, профессор, Псковский государственный университет (ПсковГУ)
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования по выявлению эффективности использования идеомоторной тренировки, во-первых, от вида представлений элементов фигурного катания на коньках, а во-вторых, от направленности этих представлений. Здесь рассматривается значение представления движения «изнутри» и «снаружи», а по направленности, то есть, на какую из функций идеомоторной тренировки, тренер ориентируется - на программирующую или регулирующую. В исследовании получены результаты выполнения элементов фигурного катания испытуемыми экспериментальной и контрольной групп при представлениях «изнутри», при представлениях себя со стороны и при представлении движений другого спортсмена. Полученные результаты помогут тренерам сделать выбор формы представлений, а также определиться, в решении каких задач целесообразнее применять программирующую или регулирующую идеомоторную тренировку.
Ключевые слова: идеомоторная тренировка, регулирующая функция, программирующая функция, обучение технике, совершенствование техники, формы представлений, успешность обучения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p146-152
SPECIAL FEATURES OF THE APPLICATION OF IDEOMOTOR TRAINING IN
FIGURE SKATING
Natalia Aleksandrovna Lantseva, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexey Nikolaevich Nikolaev, the doctor of psychological sciences, professor, Pskov State University
Annotation
The article reflected the results of the empirical study revealing the effectiveness of the ideomotor training application, depending, firstly, on the form of the ideas of elements of figure skating, and, second-