Научная статья на тему 'К вопросу выбора средств физической культуры в процессе физического воспитания студентов'

К вопросу выбора средств физической культуры в процессе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кортава Жанна Георгиевна, Скорик Нина Васильевна, Заплатина Наталья Юрьевна

В статье средства физической культуры рассматривается в качестве основного фактора, оказывающего существенное влияние на эффективность регламентированных занятий физической культурой в вузе. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на эффект от использования средств физической культуры. Обращено внимание на основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе того или иного средства физической культуры в процессе физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кортава Жанна Георгиевна, Скорик Нина Васильевна, Заплатина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу выбора средств физической культуры в процессе физического воспитания студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 796.015

Кортава Жанна Георгиевна

канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ E-mail: [email protected] Скорик Нина Васильевна канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ Заплатина Наталья Юрьевна ст. преподаватель, СГУ, г. Сочи, РФ

К ВОПРОСУ ВЫБОРА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье средства физической культуры рассматривается в качестве основного фактора, оказывающего существенное влияние на эффективность регламентированных занятий физической культурой в вузе. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на эффект от использования средств физической культуры. Обращено внимание на основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе того или иного средства физической культуры в процессе физического воспитания студентов.

Ключевые слова

Физическое воспитание, студенты, физические упражнения, методика, физическое воспитание.

Эффективность физического воспитания в вузе в значительной мере обусловлена использованием тех или иных средств и методов физической, определяющих направленность воздействия (развитие отдельных двигательных способностей, тренировка сердца и т.д.) и величину нагрузки [8, с. 194; 9, с. 115]. Поэтому, при выборе тех или иных средств и методов физической культуры необходимо учитывать:

- с одной стороны, требования ФГОС для каждого направления подготовки, рекомендации, содержащиеся в примерной программе по физической культуре [1], а так же, условия проведения практических занятий в каждом конкретном вузе;

- с другой стороны, особенности воздействии тех или иных средств и методов физической культуры на организм студентов, что предполагает, наличие контроля за величиной тренировочной нагрузки [2, 3, 7 и др.].

Регламентированные занятия физической культурой в вузе должны способствовать повышению, восстановлению и поддержанию функциональных возможностей студентов, улучшению физической и функциональной подготовленности, увеличению адаптационного резерва основных систем организма. Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливает недостаток внимания к собственно содержательным и методическим аспектам выбора и методики использования различных по направленности средств физической культуры в процессе занятий физической культурой в вузе.

Материалы и методы, представленные в статье, содержат результаты анализа научно-методической литературы, результаты собственных многолетних исследований авторов, обосновывающих эффективность занятий тем или иным видом двигательной активности в процессе физического воспитания студентов.

Результаты и обсуждение. Анализ диссертационных исследований, посвященных проблемам физического воспитания студентов, выполненный А.А. Федякиным, Е.В. Кувалдиной [11], позволил выделить работы, тематика которых связана с преимущественным использованием на занятиях по физической культуре, того или иного средства физической культуры (спортивных и подвижных игр, силовых упражнений, восточных единоборств и т.д.). При этом, авторы [11, с. 18-21] отмечают отдельные недостатки, которые встречаются в рассматриваемых работах. В частности, то обстоятельство, что сравнивая воздействие различных средств физической культуры на организм студентов, не всегда корректно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

описывается, как авторская, так и традиционная, общепринятая методика. Поэтому, следует отметить, что говорить о преимуществе одного средства физической культуры перед другим без учета основных параметров, оказывающие существенное влияние на эффективность регламентированных занятий (объема и интенсивности нагрузки; величины и характера отдыха между упражнениями, занятиями; режима выполнения упражнения; методов и методических приемов, используемых на занятиях и т.д.) не совсем корректно. Сравнение эффективности различных средств физической культуры возможно только имея полную информацию об парциальных объемах нагрузки, об уровне физической и функциональной подготовленности лиц, которые выполняют данную нагрузку и ее соответствию их уровню.

Выбор того или иного средства физической культуры должен определяться, прежде всего, целью, которую собирается достичь педагог, а также, знаниями об их физиологическом, биомеханическом воздействии на организм занимающихся студентов. Следует отметить, что последовательность применения различных средств физической культуры и режимы, методы выполнения упражнения и т.д., оказывают существенное влияние на эффект воздействия упражнений на организм занимающихся [10].

Эффективность тех или иных средств физической культуры, используемых в рамках регламентированных занятий физической культурой со студентами вуза, возможно, определить на основе: -анализа основных параметров, оказывающих влияние на эффект от использования того или иного средства физической культуры (объем и интенсивность нагрузки, величина и характер отдыха между упражнениями и занятиями, режим выполнения упражнения, методы и методические приемы, используемые на занятиях и т.д.); - использования обоснованных критериев контроля (тесты, функциональные пробы и т.д.), на основе результатов которых осуществляется сравнение и делается вывод об эффективности использования того или иного средства физической культуры; - корректного использования методов математической статистики для сравнения результатов и т.д.

В качестве примера рассмотрим возможности использования пляжного волейбола в процессе физического воспитания студентов. Это обусловлено теми обстоятельствами, что: - в большинстве ФГОС отмечается необходимость до 70% времени в процессе физического воспитания студентов отводить на занятия спортивными и подвижными играми; - интересом самих студентов к новым средствам физической культуры, используемым для увеличения двигательной активности; - региональными особенностями расположения вуза, в котором работают авторы статьи.

Включение нового средства физической культуры в процесс физического воспитания студентов, предполагает:

- что имеются знания об особенностях воздействии данного средства на организм человека. Установлено [4, с. 292], что игра в пляжный волейбол оказывает в более выраженное воздействие на сердечно-сосудистую систему занимающихся. Авторами [4, с. 292], отмечается более выраженная положительная динамика уровня физической и функциональной подготовленности лиц, использующих пляжный волейбол в качестве средства оздоровления по сравнению с лицами, играющими на песке в классический волейбол;

- что имеются знания об особенностях биомеханических параметров выполнения основных технических элементов, при занятиях данным видом двигательной активности [5, 6], заключающихся в особенностях кинематических и динамических характеристик выполнения основных приемов пляжного волейбола. Из этого следует, что прежде чем использовать пляжный волейбол на занятиях по физической культуре со студентами вуза необходимо:

- подготовить опорно-двигательный аппарат к предстоящим двигательным действиям, что обусловлено особенностями кинематических и динамических характеристик выполнения основных приемов пляжного волейбола. Для решения этой задачи предлагается использовать локальные силовые упражнения для мышц разгибателей ноги и прежде всего голени, выполняемые по методу круговой тренировки в статодинамическом режиме;

- улучшить функциональную подготовленность и научить студентов правильно выполнять основные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

технические приемы пляжного волейбола на сыпучем грунте. Для решения этой задачи предлагается начинать дозированно играть в волейбол на песке постепенно уменьшая количество игроков на площадке.

Заключение. Таким образом, анализ научной литературы и собственный практический опыт авторов позволяют сделать заключение о том, что выбор того или иного средства физической культуры для студентов вуза, должен определяться, прежде всего, целью, для достижения которой планируется использовать это средство физической культуры и особенностями его воздействия на организм занимающихся. В соответствии с поставленной целью, подбираются средства и методы физического воспитания, а так же тестовые задания для контроля за эффективностью занятий. Представляется, что более рациональным является комплексное использование различных по направленности средств физической культуры. Это позволит повысить эффективность физического воспитания студентов.

Список использованной литературы:

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, рекомендуется для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки квалификации выпускника «бакалавр» // В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко. - http://fgosvo.ru/ppd/11/11 (дата обращения: 19.10.2016)

2. Кортава Ж.Г. Технология применения силовых упражнений и закаливания в оздоровлении женщин первого зрелого возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кортава Жанна Георгиевна. - М., 2000. - 121 с.

3. Кортава Ж.Г., Е.В. Кувалдина Срочный тренировочный эффект от выполнения силовых упражнений в различных режимах / Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.2 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2015. -С. 91-94.

4. Кортава Ж.Г., Ярыш И.Н., Л.К. Федякина Оздоровительная эффективность занятий пляжным волейболом // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 1 (34) . - С. 291-293

5. Федякин А.А, Ашибоков М.Д., Комнатный М.М. Биомеханические особенности выполнения волейболистами прыжковых упражнений на опорах с различными упругими свойствами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 7 (29). - С. 90-94.

6. Федякин А.А, Баскаева Ф.Г., Кортава Ж.Г. Биомеханические особенности выполнения основных технических приемов волейболистками на сыпучем грунте // Труды кафедры биомеханики университета им. П.Ф. Лесгафта. - - СПб., изд - во «Копи Р Групп», 2011. - выпуск 5. - С. 80-90. - ISSN 2225-8094

7. Федякин А.А, Кортава Ж.Г. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой // Sochi Journal of Economy. 2014. №3(31). С. 269271.

8. Федякин А.А, Кувалдина Е.В Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196

9. Федякин А.А, Кувалдина Е.В Средства физической культуры, используемые в физическом воспитании студентов // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2015. - С. 101106

10. Федякина Л.К., Федякин А.А, Кувалдина Е.В. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

11. Fedyakin A.A., Kuvaldina E.V. Analysis of dissertation research on physical education of students // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - Vol.(7), No 1. - p.17-23

© Кортава Ж.Г., Скорик Н.В., Заплатина Н.Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.