Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федякин Александр Александрович

В статье рассматриваются проблемные аспекты организации и построения занятий по физической культуре в вузе. Анализируется содержательное понятие компетенций, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Показано, что разделение одной дисциплины «физическая культура» на две имеет негативные последствия и привело к снижению объема двигательной активности студентов в рамках академических занятий. Акцентируя внимание на проблемных аспектах физического воспитания студентов, предлагаются пути оптимизации построения регламентированных занятий по физической культуре в вузе, которые должны найти свое отражение в содержательной части ФГОС ВО последующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федякин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS: SOME PROBLEMATIC ASPECTS

The article discusses the problematic aspects of the organization and construction of physical education classes at the university. The substantial concept of competencies conditioned by the requirements of federal state educational standards of higher education is analyzed. It is shown that the division of one discipline "physical culture" into two has negative consequences and has led to a decrease in the volume of motor activity of students in the framework of academic classes. Focusing on the problematic aspects of physical education of students, the ways of optimizing the construction of regulated physical education classes at the university are proposed, which should be reflected in the content of the FGOS of subsequent generations.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ»

Lesgafta, No. 6 (184), pp. 147-151.

2. Sorokin, V.P., Fedyuk, N. S., Kozikov, Ya. S. and Petrova P. S. (2019), "Inverted lesson" in physical training of undergraduates ", Promising areas of scientific research in the field ofphysical culture and sports (theory and practice): A collection of articles of the Final scientific and practical conference for 2018, dedicated to the 65th anniversary of the establishment of the Research Center (for physical training and military-applied sports in the Armed Forces of the Russian Federation. In 2 parts, St. Petersburg, February 26-27, St. Petersburg: Military Institute of Physical Training, pp. 159-163.

3. Sorokin, VP., Androsov, A.M., Fedyuk, N.S. and Pavlov, A.G (2017), "The value of theoretical knowledge of physical training for students of military academies of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 223-227.

4. Sorokin, VP., Fedyuk, N.S., Ivashchenko, D. E. and Petrova, P. S. (2019), "Inverted lesson in physical training of undergraduates of the Military Academy of Communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 330-333.

5. Sorokin, VP., Fedyuk, N.S., Petrova, P. S., Fadeev A.S. and Kozikov, Ya.S. (2021), "Testing of knowledge on physical training of undergraduates of military academies", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia. No. 1(29), pp. 59-63.

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 796.015.58

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ

АСПЕКТЫ

Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Сочинский

государственный университет, Сочи

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные аспекты организации и построения занятий по физической культуре в вузе. Анализируется содержательное понятие компетенций, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Показано, что разделение одной дисциплины «физическая культура» на две имеет негативные последствия и привело к снижению объема двигательной активности студентов в рамках академических занятий. Акцентируя внимание на проблемных аспектах физического воспитания студентов, предлагаются пути оптимизации построения регламентированных занятий по физической культуре в вузе, которые должны найти свое отражение в содержательной части ФГОС ВО последующих поколений.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, федеральные государственных образовательные стандарты, компетенции по физической культуре.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p445-448

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS: SOME PROBLEMATIC ASPECTS

Alexander Alexandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sochi State

University

Abstract

The article discusses the problematic aspects of the organization and construction of physical education classes at the university. The substantial concept of competencies conditioned by the requirements of federal state educational standards of higher education is analyzed. It is shown that the division of one discipline "physical culture" into two has negative consequences and has led to a decrease in the volume of motor activity of students in the framework of academic classes. Focusing on the problematic aspects of physical education of students, the ways of optimizing the construction of regulated physical education classes at the university are proposed, which should be reflected in the content of the FGOS of subsequent generations.

Keywords: students, physical education, federal state educational standards, competencies in physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время физическое воспитание в вузе в рамках всех направлений и профилей подготовки, осуществляется в ходе освоения двух учебных дисциплин (ФГОС ВО): «физическая культура», объемом 72 час., и курса «элективных дисциплин по физической культуре и спорту» объемом 328 час. Анализ изменений, вносимых каждым стандартом высшего образования в содержательные аспекты преподавания дисциплин, представлен во многих работах [5, 8, 9 и др.]. С.Е. Гонсалес [1] предпринята попытка проанализировать современные проблемы физического воспитания студентов вузов. Следует отметить, что автором не рассматриваются эти проблемы в связи с содержанием дисциплин «физическая культура» и «элективных дисциплин по физической культуре и спорту» в ФГОС ВО. Федеральный образовательный стандарт, следует рассматривать, как основной нормативный документ при разработке учебных планов и программ дисциплин. Предпринимаются попытки анализа изменений формулировок компетенций в ФГОС ВО и оценки степени сформированное™ компетенций в рамках прохождения дисциплин «физическая культура» и «элективных дисциплин по физической культуре и спорту» [2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 и др.]. Однако, некоторые аспекты, касающееся содержания и места этих дисциплин в ФГОС ВО, авторы [1, 3, 4, 5, 8, 10], осветили на наш взгляд недостаточно, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является выявление проблемных аспектов физического воспитания в вузе и путей преодоления выявленных проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Авторский взгляд на проблемные аспекты физического воспитания в вузе несколько отличается от большинства описанных в научной литературе. Постараемся это представить более развернуто:

- во-первых, разделение одной дисциплины «физическая культура» на две «физическая культура» и «элективные дисциплины по физической культуре и спорту» привело к тому, что 72 часа, отводимые на занятия по «физической культуре», во многих вузах были разделены на лекционные (16 час) и методико-практические занятия (8 час), общим объемом 36 час, и «...самостоятельную работу студентов по подготовке к занятиям 36 -час» [3 c. 10]. Тем самым студенты лишились 36 час двигательной активности в рамках академических занятий физической культурой с преподавателем, что, несомненно, способствует снижению уровня физической подготовленности студентов. А.А. Михонин [6 c. 113] отмечает, « что контингент, поступающий в вузы, с каждым годом становится все менее подготовленным в физическом плане. Положение стало катастрофическим после 2010-2015 гг.». Это подчёркивается и в работах многих других авторов [7]. Следовательно, нельзя уменьшать количество академических занятий физической культурой со студентами вуза;

- во-вторых, нет никакой логики в том, что учебные часы, представленные в ФГОС ВО, затем переводятся в кредиты. Это было бы логично, если бы была необходимость, величины, измеряемые в различных единицах, перевести в относительные единицы (кредиты) для их сравнения, а в нашем случае единицы одни - часы. Какой смысл их переводить в кредиты? Поэтому, следует согласиться с тем, что «... все лучшее в образовании, в том числе и по физической культуре, это хорошо забытое старое» [8 c. 113]. Авторы [8], совершенно справедливо отмечают недостатки современного физического воспитания в вузах;

- в-третьих, так называемый компетентностный подход по дисциплине «Физическая культура и спорт» требует серьезных изменений в содержательном компоненте обра-

зования [10 с. 329]. А.В. Козлов, А.А. Бударников, О.В. Шиманский делают вывод о « ... слабой нормативной и понятийной разработанности компетентностного подхода» [4 с. 126]. Изменение формулировок компетенций, которые представлены в ФГОС ВО различных лет, свидетельствует негативных тенденциях. В настоящее время во многих ФГОС ВО универсальная компетенция сформулирована: «способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Эта формулировка вызывает определенные вопросы, а именно: как определить «способен поддерживать» или не способен? Что значит «должный уровень физической подготовленности»? Это предполагает, что должный уровень физической подготовленности должен быть обозначен должными нормами педагогических тестов, оценивающих различные стороны физической подготовленности студента, а этого нет.

Попытки анализа сформированное™ компетенций на основе SWOT-АНАЛИЗА компетенций наряду с достоинствами обладают рядом существенных недостатков, как и многие другие подходы, что отмечается авторами [2 с. 109].

ВЫВОДЫ

Таким образом, разделение одной дисциплины «физическая культура» на две «физическая культура» и «элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в ФГОС ВО следует считать нецелесообразным и в будущих ФГОС ВО следует представить, как одну дисциплину (408 или больше академических час). Считаем нецелесообразным учебные часы, представленные в ФГОС ВО, затем переводить в кредиты.

Формулировка реальной цели физического воспитания студентов вузов и отказ от компетентностного подхода (или их разумная и понятная формулировка) позволит повысить эффективность физического воспитания. Практика показывает, что интеграция образовательной системы высшего образования России в Болонский процесс потерпела фиаско и способствовала значительному снижению качества, к чему и стремился запад. В свете последних изменений в Мире, становится понятно, что бы Россия не делала в рамках высшего образования, это не будет способствовать ее интеграции в образовательный процесс Европы, поэтому необходимо взять все лучшее из советской системы высшего образования, критически переосмыслить и представит в ФГОС ВО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонсалес С.Е. Современные проблемы физического воспитания студентов вузов (краткий обзор) / С.Е. Гонсалес // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). С. 33-37.

2. Изотова Л.Е. Особенности SWOT-АНАЛИЗА компетенций и личностно-профессиональных качеств / Л.Е. Изотова, Е.С. Киселёва, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №5(135). - С. 105-110.

3. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-14.

4. Козлов А.В. Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий / А.В. Козлов, А.А. Бударников, О.В. Шиманский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 122-127.

5. Мальцева С.Г. Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма / С.Г. Мальцева, М.В. Теодорович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 124-128.

6. Михонин А.А. Некоторые проблемы в преподавании дисциплины «Физическое воспитание» в техническом вузе / А.А. Михонин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 9 (139). - С.112-114.

7. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская,

Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

8. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.Ф. Лебедева, М.Б. Перельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 1 (167). - С. 11-17.

9. Перспективы «оптимизации» дисциплины «физическая культура» вузах /А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 2 (204). - С. 9-14

10. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях высшего образования / Е.Н. Чернышева, Е.Н. Карасева, Д.К. Василевский, А.Е. Эрастов, Е.В. Карташова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 324-329.

REFERENCES

1. Gonsales, S.E. (2016), "Modern problems of physical training of students of higher education institutions (short review)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp.33-37.

2. Izotova, L.E., E.S. Kiseleva, D.A. and Romanov, D.A. (2016), "Competencies and personally-professional abilities SWOT-analysis peculiarities", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 105-110

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competence-based orientation of the implementation of two disciplines in physical culture and sports within the framework of new federal state educational standards of higher education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.2 (144), pp. 9-14.

4. Kozlov, A.V., Budarnikov, A.A. and Shimanskiy, O.V. (2016), "General cultural competencies in physical training in the educational standards for modern qualifications", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 122-127.

5. Maltseva, S.G., and Teodorovich, M.V (2014), "Comparative study of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp. 124-128.

6. Mikhonin, A.A. (2016), "Some problems in teaching the discipline "Physical training" in technical University", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.9 (139), pp. 112-114.

7. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya, YA. and Zaplatina,N.Y. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft, No. 1 (155), pp.126-129.

8. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Lebedeva, L.F. and Pe-relman, M.B. (2019), "The procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in the context of the analysis of changes in the Federal State Educational Standards of Higher Education at the present stage", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 11-17.

9. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.B. (2022), Prospects for "optimization" of the discipline "Physical Education" in universities, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.2 (204), pp.9-14.

10. Chernysheva, E.N., Karaseva, E.N., Vasilevskiy, D.K., Erastov, A.E. and Kartashova, E.V (2020) Implementation of the competence approach in the process of teaching the discipline "Physical culture and sport" under the higher education conditions, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp.324-329.

Контактная информация: afkfed@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2022

УДК 372.8:794

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ» Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.