Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 СТУДЕНТОВ НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 СТУДЕНТОВ НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Михайлова Светлана Николаевна, Ефимова Елена Васильевна, Демченко Дарья Львовна

Переход вузов в период пандемии на дистанционные формы обучения, в течение длительного периода времени, заставляет преподавателей менять способы взаимодействия со студентами. В результате изменения привычных очных занятий в спортивном зале на дистанционную форму обучения по такому учебному модулю как «Физическая культура и спорт», у студентов возрастает уровень теоретической подготовки. Цель исследования - оценить степень влияния дистанционной формы обучения на уровень физической подготовленности. В нашем исследовании приняли участие 300 студентов первого и второго курса Новгородского государственного университета. В результате проведенного исследования было установлено, что применение дистанционной формы обучения при проведении занятий по физической культуре, приводит к снижению уровня физической подготовленности у юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Михайлова Светлана Николаевна, Ефимова Елена Васильевна, Демченко Дарья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICATORS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC OF STUDENTS OF YAROSLAV THE WISE NOVGOROD STATE UNIVERSITY

The transition of universities to distance learning during the pandemic, for a long period of time, forces teachers to change the ways of interacting with students. As a result of the change of the usual face-to-face classes in the gym to a distance learning form in such an educational module as "Physical Culture and Sports", students' level of theoretical training increases. The purpose of the study is to assess the degree of influence of distance learning on the level of physical fitness. 300 first- and second-year students of Novgorod State University took part in our study. As a result of the study, it was found that the use of distance learning during physical education classes leads to a decrease in the level of physical fitness in boys and girls.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 СТУДЕНТОВ НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 263-269.

5. Krutikov, A.K. (2021) "Cascade structure of a forecasting system based on various models of artificial neural networks", South Siberian Scientific Bulletin, No. 1 (35), pp. 46-52.

6. Krutikov, A.K., Meltsov, V.Yu. and Podkovyrin, V.D. (2019), "Development and modification of the modular structure of the system for predicting sports results", Modern science-intensive technologies, Vol. 11-1, pp. 72-76.

7. Yushkin, V.N. (2020), "The Ranking System", Modern Science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, No. 1, pp. 122-126.

8. Yushkin, V.N. (2021), "Information model of rating evaluation", Science prospects, No. 5 (140), pp. 243-245.

9. Yushkin, V.N., Marchenko, S.S., Strizhakova, E.A., Zayats, O.A., Nazarova, Yu.N. and Shu-makova, R.I. (2021), "Modeling the results of the performance of teams based on the rating score in team sports, taking into account the influence factor of home field", Modern high technologies, No. 6-1, pp. 221-225.

10. Yushkin, V.N. (2020), "Evaluation of the results of the performance of teams using a mathematical model", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 601-607.

11. Yushkin, V.N. (2021), "Issues in sports forecasting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 473-478.

Контактная информация: aup-volgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.12.2021

УДК 378.14.015.62

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 СТУДЕНТОВ НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна Михайлова, старший преподаватель, Елена Васильевна Ефимова, старший преподаватель, Дарья Львовна Демченко, старший преподаватель, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Великий Новгород

Аннотация

Переход вузов в период пандемии на дистанционные формы обучения, в течение длительного периода времени, заставляет преподавателей менять способы взаимодействия со студентами. В результате изменения привычных очных занятий в спортивном зале на дистанционную форму обучения по такому учебному модулю как «Физическая культура и спорт», у студентов возрастает уровень теоретической подготовки. Цель исследования - оценить степень влияния дистанционной формы обучения на уровень физической подготовленности. В нашем исследовании приняли участие 300 студентов первого и второго курса Новгородского государственного университета. В результате проведенного исследования было установлено, что применение дистанционной формы обучения при проведении занятий по физической культуре, приводит к снижению уровня физической подготовленности у юношей и девушек.

Ключевые слова: уровень физической подготовленности, физические качества человека, дистанционное обучение, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p444-449

ANALYSIS OF INDICATORS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC OF STUDENTS OF YAROSLAV THE WISE NOVGOROD STATE UNIVERSITY

Dmitriy Vladimirovich Yakovenko, the candidate of pedagogics, professor, Svetlana Niko-laevna Mihilova, the senior teacher, Elena Vasilyevna Efimova, senior teacher, Daria Lvovna Demchenko, the senior teacher, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod

Abstract

The transition of universities to distance learning during the pandemic, for a long period of time, forces teachers to change the ways of interacting with students. As a result of the change of the usual face-to-face classes in the gym to a distance learning form in such an educational module as "Physical Culture and Sports", students' level of theoretical training increases. The purpose of the study is to assess the degree of influence of distance learning on the level of physical fitness. 300 first- and second-year students of Novgorod State University took part in our study. As a result of the study, it was found that the use of distance learning during physical education classes leads to a decrease in the level of physical fitness in boys and girls.

Keywords: level of physical fitness, physical qualities of a person, distance learning, physical culture and sports.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся, в связи с распространением смертельного вируса Covid-19, ситуация в мире, изменила сложившейся уклад жизни всего мирового сообщества и Российской Федерации в частности. В период пандемии, многие учебные заведения и Вузы в частности переходят на длительный срок на дистанционную форму обучения. В сфере высшего образования, учебный процесс такого практико-ориентированного предмета как физическая культура, за последние два года изменился не в лучшую сторону. Замена практических занятий в спортивном зале на дистанционные занятия в аудиториях или дома, сидя перед компьютером, приводят к снижению двигательной активности [5].

Применение дистанционных форм обучения вполне обоснованно, особенно в период распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федераций и позволяет не только бесконтактно проводить занятия, повышать свой теоретический уровень подготовки, осуществлять контроль пройденного теоретического материала, но и сделать процесс обучения более интересным [4].

Для командных видов спорта таких как: волейбол, баскетбол и футбол, необходимо командное взаимодействие. Данное взаимодействие возможно реализовать только в спортивном зале, в результате регулярных командных тренировок и только при непосредственном участие самих спортсменов. Кроме этого, в отсутствии постоянных тренировок в спортивном зале у спортсменов ухудшается самочувствие и снижается мотивация к тренировкам.[2,3].

В действующем федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования поколения 3++ дисциплина физическая культура и спорт представлена только в очном формате [1]. Замена очных занятий в спортивном зале по такому предмету как «Физическая культура и спорт» на дистанционное взаимодействие (обучение) в течение длительного времени приводит не только к снижение физической активности, но и к снижению уровня физической подготовленности, что приводит к оказанию услуг не соответствующих требованиям ФГОС ВО [6]. Цель исследования - оценить степень влияния дистанционной формы обучения на уровень физической подготовленности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Института сельского хозяйства и природных ресурсов, Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого. При организации исследования использовались методы: анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 300 студентов первого и второго курса. 150 девушек и 150 юношей. Первый этап исследования был проведен в феврале 2020 года, вторая часть данного исследования была проведена в октябре 2020 года, после окончания режима дистанционного обучения в Университете. При проведении анкетировании была соблюдена анонимность. В анкетировании студентам было предложено ответить на три вопроса:

1. В отсутствие очных занятий в спортивном зале (один раз в неделю - 2 академи-

ческих часа), занимались ли Вы дома самостоятельно?

2. Занимались ли Вы дополнительно (сколько раз в неделю и на развитие каких качеств была направлена ваша тренировка).

3. Если Вы занимались дополнительно, то из каких источников брали информацию о методике занятий и где в основном было место ваших занятий.

В анкетировании необходимо было указать свой пол.

Для анализа показателей уровня физической подготовленности в период пандемии Соу1^19 студентов Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого были определены три качества:

1. Гибкость - наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

2. Быстрота - бег 100м (секунды)

3. Уровень развития мышц брюшного пресса - подъем туловища из и.п. лежа на спине за 1 минуту у девушек и подтягивание из виса на высокой перекладине у юношей.

Среднеарифметический показатель по каждому виду тестирования рассчитывался отдельно для юношей и девушек. Анализируя данные анкетирования по первому вопросу, установили, что 85% процентов респондентов юношей и 92% девушек, в отсутствии очных занятий в спортивном зале, занимались дома самостоятельно. Данные по второму и третьему вопросу распределились следующим образом: девушки в количестве 138 человек, что составляет 92% от общего количества опрошенных девушек, ответили, что 3-4 раза в неделю дополнительно, в течение 45-50 минут занимались в домашних условиях самостоятельно. Тренировка была направлена на развитие гибкости, силы мышц брюшного пресса и ног.

Информацию брали из дистанционных курсов преподавателей - так поступали 81.4% процентов опрошенных девушек, что составляет 122 студентки. Однако, данная категория студенток разделилась на две подгруппы: первая подгруппа - 73.3% данной группы студенток, что составляет 110 девушек от общего количества отпрошенных девушек, выполняли теоретические задания и практические задания направленные на развитие физических качеств. Оставшиеся 12 студенток, что составляет 8% от общего количе -ства опрошенных девушек, мы отнесли ко второй подгруппе, они занимались физической культурой, но в основном занятия были теоретические, выполняли выставленные преподавателем задания на сайте.

Получали информацию из интернет ресурсов, в основном из «Ютюба» - 18.7% опрошенных девушек, что составило 28 человек. Данные по источнику информации для дополнительных занятий представлены на рисунке 1.

120 100 80 60 40 20 0

12

Дистанционные задания преподавателей - 1 подгруппа (выполнялись практические и теоретические задания)

Интернет ресурсы

Дистанционные задания преподавателей - 2 подгруппа (выполнялись теоретические задания)

Рисунок 1 - Источник информации для дополнительных занятий по физической культуре (девушки)

В результате анализа ответов проведенного анкетирования у юношей, были получены следующие результаты: 127 юношей, что составляет 84.6 % от общего количества юношей принявших участие в исследовании, занимались в домашних условиях в назна-

ченное преподавателем время (занятия проходили в «2оош» или студент самостоятельно заходил в удобное для него время и выполнял предложенные задания) либо задания были теоретическими.

Из опрошенных юношей, только 15.4% опрошенных, что составляет 23 студента, занимались дома дополнительно 2 раза в неделю по 25-30 минут каждое занятие, информацию получали из «Ютюба». Занятие были направлены на развитие грудных мышц (выполнялись «отжимание» из различных исходных положений) и упражнения направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Данные об источниках информации для дополнительных занятий по физической культуре представлены на рисунке 2. Необходимо отметить, что данные приведенные на рисунке 2 о количестве студентов выполнявших дистанционные задания преподавателя, занимались физической культурой только один раз в неделю.

Рисунок 2 - Источник информации для дополнительных занятий по физической культуре (юноши)

Проводя анализ первого и второго этапа исследования в таком виде как наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, можно сделать заключение: у юношей до пандемии среднее значение в данном виде было высоким и составляло 15,8 см, на втором этапе исследования оно уменьшилось до 7,4 см, до начала пандемии у девушек уровень гибкости составлял 14,2 см, что является достаточно высоким значением, а на втором этапе исследования среднее значение возросло до 15,3 см. Полученные данные говорят об отрицательном влиянии дистанционного обучения на уровень развития такого качества как гибкость у юношей, данный показатель уменьшился более чем в два раза. У девушек, благодаря регулярным самостоятельным занятиям, направленным на развитие данного качества, произошло улучшение данного показателя. Исходя из полученных и данных, по юношам и девушкам, можно сказать, что возможно применения данного формата обучения при воспитании гибкости. Для девушек в 78% случаях, на втором этапе исследования, результат в данном виде испытания значительно улучшился. У юношей результат ухудшился в 56% случаях.

Сравнивая показатели в беге на 100 метров до начала пандемии (режим дистанционного обучения) и после его окончания, можно сказать, что у юношей на первом этапе среднее значение в данном виде составляло 13,78 сек, что соответствует серебренному знаку ГТО и является хорошим показателем. На втором этапе исследования данный показатель в среднем значении вырос до 14,87 секунды и уже данного результата не хватает даже на бронзовый знак ГТО. При поведении повторного этапа исследования, снижение результата в этом виде произошло у 87% испытуемых юношей. У девушек также произошло ухудшения данного показателя в среднем его значении с 17,4 секунды до 19, 59 секунды и также данного результата не достаточно для знака ГТО. В 92% случаях в этом виде испытания у девушек произошло ухудшения результата. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что использование дистанционного обучения при прохожде-

нии раздела легкой атлетики отрицательно сказывается на таком физическом качестве как быстрота.

Уровень развития мышц брюшного пресса - испытание - подъем туловища из и.п. лежа на спине за 1 минуту - также изменился за время проведения дистанционного обучения. На первом этапе у девушек средний показатель в данном виде составил 43,59 раз, что является хорошим результатам и соответствует золотому знаку ГТО. Через 6 месяцев дистанционного обучения средний показатель в этом виде составил 43,36 раза, что несколько ниже среднего результата на первом этапе исследования. Однако не смотря на некоторое снижения показателя, он (данный показатель) все равно остается хорошим и соответствует золотому знаку ГТО. У 23% девушек произошло незначительное снижение результата на втором этапе исследования. У 46% девушек произошло незначительное увеличение результата.

У юношей в третьем виде испытания - подтягивание из виса на высокой перекладине - средний результат до дистанционного обучения составил 8,93 раза, при повторном исследовании данного вида, средний результат составил 7,3 раза. На втором этапе исследования, ухудшился результат в данном виде испытания в 86% случаях. У двух юношей произошло увеличение результата на 3 раза. И при первом этапе исследования и после окончания дистанционного обучения, средний показатель в подтягивании из виса на высокой перекладине, у юношей остается низким, что говорит о снижение уровня физической подготовленности в силовом виде.

Данные по уровню физической подготовленности в период до введения дистанционного обучения и после него представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности студентов НовГУ им. Ярослава Мудрого____

^чВиды испытаний Испытуемые Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) Подъем туловища за 1 минуты (раз Бег 100м

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап 1 этап 2 этап 1 этап 2 этап

Юноши 15.8 7.4 8.93 7.3 - - 13.78 14.87

Девушки 14.2 15.3 - - 43.59 43.36 17.4 19.59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя анализ полученных результатов в уровне физической подготовленности в период пандемии Соу1^19 студентов Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого, мы пришли к заключению, что дистанционное обучение отрицательно сказывается на таком физическом качестве как быстрота и в случае его использования необходимо найти возможность пересмотреть порядок преподнесения материала и форму дистанционной работы при прохождении раздела легкой атлетики в частности спринтерского бега.

У юношей в трех видах испытаний, после введения дистанционной формы обучения, произошло значительное снижение уровня физической подготовленности, что говорит об отрицательном воздействии данной формы взаимодействия студента и преподавателя на уровень развития физических качеств человека.

У девушек в одном виде качества, таком как гибкость, произошло значительное увеличение как среднего результата по виду, так и у большинства испытуемых в 78% случаях произошел рост данного показателя. В двух других видах испытаний произошло уменьшение среднего показателя по виду. Из чего можно сделать вывод о не приемлемости применения дистанционной формы обучения по такому предмету как «Физическая культура и спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. О соотношении требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ к дисциплине «Физическая культура» действительного порядка ее реализации на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -

2020. - № 1 (179). - С. 3-9.

2. Влияние ограничительных коронавирусных мер на физическое и психическое здоровье профессиональных спортсменов / М.Д. Ахметов, С.В. Воронцов, К.Г. Петухов, Л.А. Петухова, А.Ю. Осипов, А.И. Кравчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). -С. 23-28.

3. Воробьева Н.А. Некоторые аспекты реализации дисциплин «физическая культура», «элективные курсы по физической культуре» в вузах при дистанционном обучении / Н.А. Воробьева, Т.В. Никольская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). -С. 71-75.

4. Корчевский, А.М. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту / А.М. Корчевский, Е.В. Токарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 220-224.

5. Могильников Ю. В. Исследование влияния дистанционного обучения на физические качества студентов Уральского государственного университета путей сообщения / Ю.В. Могильников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 231-236.

6. Яковенко Д.В. Реализация элективного курса «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения / Д.В. Яковенко, Е.Г. Чистякова // Казанский педагогический журнал. -

2021. - № 3. - С. 121-126.

REFERENCES:

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko, M.V. and Puchkova, M.V. (2020), "On the ratio of requirements of the Federal state educational standard of higher education generation 3++ to the discipline "Physical culture" of the actual order of its implementation at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 3-9.

2. Akhmetov, M.D., Vorontsov, S. V., Petukhov, K. G., Petukhova, L. A., Osipov A.Yu. and A.I. Kravchuk (2021), "The impact of restrictive coronavirus measures on the physical and mental health of professional athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.10 (200), pp. 23-28.

3. Vorobyova, N.A. and Nikolskaya, T.V. (2021), "Some aspects of the implementation of the disciplines "physical culture", "elective courses in physical culture" in universities with distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.10 (200), pp. 71-75.

4. Korchevsky, A.M. and Tokar, E.V. (2021), "Electronic training of university students in disciplines of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 220-224.

5. Mogilnikov, Yu.V. (2021), "Study of the influence of distance learning on the physical qualities of students Ural State University of Railway", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.10 (200), pp. 231-236.

6. Yakovenko, D.V. and Chistyakova, E.G. (2021), "The realization of the elective course "Physical education and sport" in the form of distance learning", Kazan Pedagogical Journal. No. 3, pp. 121126.

Контактная информация: ydv2004@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.