Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокунова С. Ф., Косихин В. П., Корнишин И. И., Фроловин С. А.

Цель исследования - развитие физических качеств студентов в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию в вузе. Методика и организация исследования. В условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, направленными на проведение необходимых профилактических мероприятий, кафедрами физического воспитания МСХА им. К. А. Тимирязева и МГЛУ совместно была разработана стратегия физической подготовки обучающихся в 2020-2021 учебном году. В рамках стратегии проведение занятий по физической культуре (ФК) предусматривалось на открытом стадионе с учетом погодных условий. Для определения эффективности разработанных мероприятий было проведено педагогическое тестирование в течение 2020-2021 учебного года, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов МГЛУ и МСХА. В ходе работы выявлялся уровень развития физических качеств занимающихся. Результаты исследования и выводы. На сегодняшний день у большинства студентов очень низкий уровень физической подготовленности. В связи с дистанционным обучением разработаны новые методические подходы проведения занятий по физической культуре, где большое значение уделяется методикам самоконтроля занимающихся под управлением преподавателя. Особенно важную роль играет ориентация занятий на развитие выносливости, способствующая умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокунова С. Ф., Косихин В. П., Корнишин И. И., Фроловин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS IN "NEW NORMAL" CONDITIONS

Objective of the study was to develop university students’ physical qualities in terms of distance learning under the physical education discipline. Methods and structure of the study. In the context of the spread of the coronavirus disease (COVID-19), guided by the normative legal acts and methodological recommendations on the necessary preventive measures, the Departments of Physical Education of the Moscow Timiryazev Agricultural Academy and Moscow State Linguistic University jointly developed a physical education strategy for the 2020/2021 academic year. As part of the strategy, the training sessions were conducted in an open stadium, depending on the weather conditions. The effectiveness of the developed preventive measures, pedagogical testing was conducted during the 2020/2021 academic year. Subject to the tests were the 1st-3rd-year students of the Moscow State Linguistic University and Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The tests were designed to assess the level of development of the subjects’ physical qualities. The testing program included: 2,000 m run test for the girls and 3,000 m run test for the boys - to evaluate aerobic endurance; standing long jump test - to determine the level of development of speed-strength qualities; sit-ups for 1 min - to evaluate glycolitic endurance; push-ups - to assess strength endurance. Results and conclusions. Today, the majority of students have a very low physical fitness level. Distance learning necessitated the development of new methodological approaches to the physical training of students, where great importance is attached to the self-control techniques, under the supervision of a teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»»

развитие физических качеств студентов в условиях «новой нормальности»

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 19.06.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор С.Ф. Сокунова1 Доктор педагогических наук, доцент В.П. Косихин2 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Корнишин2 С.А. Фроловин2

1 Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ), Москва

2 Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS IN "NEw NORMAL" CONDITIONS

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences S.F. Sokunova1 Associate Professor of Pedagogical Sciences V. P. Kosikhin2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.I. Kornishin2 S.A. Frolovin2

1 Federal State Educational Institution of Moscow State Linguistic University (Moscow State University), Moscow

2 Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev (RGAU-MSHA), Moscow

Аннотация

Цель исследования - развитие физических качеств студентов в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию в вузе. Методика и организация исследования. В условиях распространения коро-навирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, направленными на проведение необходимых профилактических мероприятий, кафедрами физического воспитания МСХА им. К. А. Тимирязева и МГЛУ совместно была разработана стратегия физической подготовки обучающихся в 2020-2021 учебном году. В рамках стратегии проведение занятий по физической культуре (ФК) предусматривалось на открытом стадионе с учетом погодных условий. Для определения эффективности разработанных мероприятий было проведено педагогическое тестирование в течение 2020-2021 учебного года, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов МГЛУ и МСХА. В ходе работы выявлялся уровень развития физических качеств занимающихся. Результаты исследования и выводы. На сегодняшний день у большинства студентов очень низкий уровень физической подготовленности. В связи с дистанционным обучением разработаны новые методические подходы проведения занятий по физической культуре, где большое значение уделяется методикам самоконтроля занимающихся под управлением преподавателя. Особенно важную роль играет ориентация занятий на развитие выносливости, способствующая умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: студенты, физические качества, дистанционное обучение, вынужденная изоляция.

Abstract

Objective of the study was to develop university students' physical qualities in terms of distance learning under the physical education discipline. Methods and structure of the study. In the context of the spread of the coronavirus disease (COVID-19), guided by the normative legal acts and methodological recommendations on the necessary preventive measures, the Departments of Physical Education of the Moscow Timiryazev Agricultural Academy and Moscow State Linguistic University jointly developed a physical education strategy for the 2020/2021 academic year. As part of the strategy, the training sessions were conducted in an open stadium, depending on the weather conditions. The effectiveness of the developed preventive measures, pedagogical testing was conducted during the 2020/2021 academic year. Subject to the tests were the 1st-3rd-year students of the Moscow State Linguistic University and Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The tests were designed to assess the level of development of the subjects' physical qualities. The testing program included: 2,000 m run test for the girls and 3,000 m run test for the boys - to evaluate aerobic endurance; standing long jump test - to determine the level of development of speed-strength qualities; sit-ups for 1 min - to evaluate glycolitic endurance; push-ups - to assess strength endurance. Results and conclusions. Today, the majority of students have a very low physical fitness level. Distance learning necessitated the development of new methodological approaches to the physical training of students, where great importance is attached to the self-control techniques, under the supervision of a teacher.

Keywords: students, physical qualities, distance learning, forced isolation.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В связи с переходом на дистанционное обучение, из-за угрозы пандемии COVID-19, с декабря 2019 по май 2020 г, а также с ноября 2020 по февраль 2021 г произошли изменения в системе физической подготовки студентов, которые сопровождались большим интеллектуальным и психологическим напряжением, наличием стрессовых ситуаций и прогрессирующей гипокинезией у студентов. В связи с этим предполагалось, что недостаточная двигательная активность за время пандемии повлияла на уровень развития физических качеств студентов.

Цель исследования - развитие физических качеств студентов в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию в вузе.

Методика и организация исследования. В условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями [3], направленными на проведение необходимых профилактических мероприятий, кафедрами физического воспитания МСХА имени К. А. Тимирязева и МГЛУ совместно была разработана стратегия физической подготовки обучающихся в 2020-2021 учебном году. В рам-

72

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

Средние показатели физической подготовленности студентов, 2020-2021 учебный год (Х+m)

ВУЗ МГЛУ МСХА

Участники Юноши (n=25) Юноши (n=25)

Период/тесты Сентябрь-октябрь Апрель-май Сентябрь-октябрь Апрель-май

Бег на 3000 м, мин 932,84±24,30 876,68±18,56 928,74±24,30 854,68±17,47

Прыжок в длину, см 225,6±4,5 227,5±5,09 227,65±4,5 230,5±5,18

Пресс,кол-во раз 43,23±1,67 46,4±1,17 42,76±1,77 45,4±1,19

Отжимание, кол-во раз 33,72±1,27 35,44±1,47 32,61±1,44 34,46±1,57

Участники Девушки (n=25) Девушки (n=25)

Бег 2000 м, мин 832,28±17,19 829,4±17,14 833,24±17,17 830,2±17,12

Прыжок в длину, см 166,8±3,71 170,6±3,77 165,5±3,41 169,8±3,74

Пресс, кол-во раз 35,96±1,11 40,12±1,18* 34,44±1,1 42,22±1,18*

Отжимание, кол-во раз 13,32±1,81 14,56±1,83 12,32±1,8 13,56±1,82

Примечание* Достоверность различий при (t-критерий Стьюдента) при р<0,05.

ках стратегии проведение занятий по физической культуре (ФК) предусматривалось на открытом стадионе с учетом погодных условий. Данные занятия обеспечивают обучающимся определенную социальную дистанцию.

Для определения эффективности разработанных мероприятий проводилась оценка уровня развития физических качеств занимающихся в течение 2020-2021 учебного года, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов МГЛУ и МСХА. Из 300 студентов было выбрано по 25 студентов юношей и девушек из каждого вуза. Контрольные испытания проводились в сентябре-октябре 2020 г и в апреле-мае 2021 г

Программа тестирования включала в себя: для оценки аэробной выносливости бег - на 2000 м девушки, на 3000 м юноши; для оценки скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места; для оценки гликолитической выносливости - пресс - поднимание туловища из положения лежа на спине за одну минуту; для оценки силовой выносливости отжимание - сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Результаты исследования и их обсуждение. Средние показатели физической подготовленности студентов обоих вузов показаны в таблице.

Как можно видеть из представленных данных, на начало года у студентов средние показатели физической подготовленности значительно ниже, чем в конце года. Что может быть связано как с каникулярным периодом, так и с пандемией, когда обучающиеся не посещали практические занятия по физической культуре практически целый семестр с марта по июнь 2020 г

В то же время к концу года произошли достоверные изменения в тесте на «пресс» у девушек, у юношей наблюдалась тенденция к улучшению критерия Стьюдента 1,24. Аналогичная картина в беге на 3000 м у юношей ^ - 1,83, у девушек в беге на 2000 м результаты практически не изменились. В прыжках в длину и отжиманиях произошли незначительные улучшения результатов тестирования как у юношей, так и девушек.

Как показали результаты исследования, у обучающихся в обоих вузах результаты практически совпадают, что связано с одинаковыми условиями занятий по физической культуре, как в зале, так и на стадионе (МГСХА) и парке (МГЛУ), то есть на свежем воздухе, что обеспечивает необходимую дистанцию между студентами во время занятий.

Можно отметить, что после вынужденной изоляции показатели тестов силовой направленности, как то пресс, отжимание, прыжок в длину, имеют тенденцию к улучшению. Это может говорить о том, что студенты и во время карантина (некоторые группы уходили на карантин, ввиду выявленным заболевшим или имеющим контакт с людьми, заболевшими ковидом) занимались дома дистанционно с преподавателями или самостоятельно по индивидуальным программам. Вследствие чего результаты данных испытаний согласуются с ранее проведенными исследованиями [1, 2, 4].

Вывод. Результаты испытаний на длинные дистанции показали, что вынужденная изоляция отрицательно влияет на выносливость, что может сказываться на работоспособности студентов. Результаты как у юношей, так и девушек имеют очень низкий уровень в обоих вузах. Оно и понятно, данное качество дольше тренируется, поэтому необходимы регулярные занятия на выносливость.

Литература

1.

2.

3.

Бальсевич В. К. Методологические предпосылки повышения оздоровительной эффективности физического воспитания студентов/В. К. Бальсевич//Инновационные процессы в высшей школе: материалы науч.прак. конф. - Краснодар: КУБГТУ, 1999. -С. 87-88.

Васильев Ф. Е. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и некоторые подходы к их решению/Ф. Е. Васильев,

B. А. Абих//Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Матер. науч. конференции. - Омск: СибГАФК, 1997. - С. 110-112. Методические рекомендации МР 3.1/2.0183-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах)», утв. Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека 22.05.2020.

4. Сокунова С. Ф. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения физической и умственной работоспособности в процессе обучения/С. Ф. Сокунова, В. П. Косихин, С. В. Лобанов//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). -

C. 264-267.

References

1. Balsevich V.K. Metodologicheskie predposylki povysheniya ozdorovi-telnoy effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Methodological prerequisites for improving health-improving effectiveness of physical education of students]. Innovatsionnye protsessy v vysshey shkole [Innovative processes in higher education]. Proceedings research-practical conference. Krasnodar: KUBSTU publ., 1999. pp. 87-88.

2. Vasilyev F.E., Abikh V.A. Problemy fizicheskogo vospitaniya stu-dencheskoy molodezhi i nekotorye podkhody k ikh resheniyu [Problems of physical education of students and some approaches to their solution]. Sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya fizicheskoy kultury v sisteme obrazovaniya [State and prospects of improving physical education in educational system]. Proceedings scientific conference. Omsk: SibSAPC publ., 1997. pp. 110-112. Metodicheskie rekomendatsii MR 3.1/2.0183-20 «Rekomendatsii po profilaktike novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19) v uchrezhdeni-yakh fizicheskoy kultury i sporta (otkryitykh i zakryitykh sportivnykh sooruzheniyakh, fizkulturno-ozdorovitelnykh kompleksakh, plavatel-nykh basseynakh i fitnes-klubakh)», utv. Federalnoy sluzhboy po nad-zoru v sfere prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka 22.05.2020 [Methodical recommendations MR 3.1 / 2.0183-20 "Recommendations for prevention of new coronavirus infection (COVID-19) at sports facilities (indoor and outdoor sports facilities, fitness centers, swimming pools and fitness clubs)", approved by Federal Service for Supervision of Consumer Rights and Human Wellbeing 05/22/2020]. Sokunova S.F., Kosikhin V.P., Lobanov S.V. Ballno-reytingovaya sistema kak faktor povyisheniya fizicheskoy i umstvennoy rabotospo-sobnosti v protsesse obucheniya [Score-rating system as a factor in increasing physical and mental performance in learning process]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 8 (186). pp. 264-267.

3.

4.

№9 • 2021 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.