Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнова Е.А., Воробьев О.И., Севбянова Л.И.

В данной статье изучаются проблемы физического воспитания студентов на занятиях физической культурой, проводящихся в форме дистанционного обучения. Рассматриваются возможности воспитания выносливости у студентов, получающих образования в такой форме обучения. Исследуются возможности применения методов функциональных тренировок в воспитании выносливости студентов, которые проходят обучение удаленно. Анализируются результаты исследования, которое было проведено в трех вузах с целью выявления оптимальных методов воспитания выносливости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войнова Е.А., Воробьев О.И., Севбянова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF EDUCATION OF STUDENTS 'ENDURANCE IN THE CLASSES OFPHYSICAL EDUCATION WITH THE USE OF DISTANCE LEARNING

This article examines the problems of physical education of students in physical education classes conducted in the form of distance learning. The possibilities of developing endurance in students receiving education in this form of education are considered. The possibilities of using the methods of functional training in the education of endurance of students who are trained remotely are investigated. The article analyzes the results of a study that was conducted in three universities in order to identify the optimal methods of training students' endurance.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

ВЫВОДЫ

1. На чемпионате мира по самбо 2020 года спортсменки чаще всего использовали метод подавления (41%), реже методы маневрирования (33%) и маскировки (26%).

2. Защитная манера ведения поединка спортсменками на чемпионате мира 2020 года незначительно превосходила над атакующей (54 против 46 %).

3. Спортсменки на чемпионате мира по самбо в подавляющем большинстве схваток предпочитали атаковать в положении стоя (93%).

4. Определение состава тактических действий спортсменок на чемпионате мира по самбо 2020 года и их анализ позволили определить существующие тенденции в технико-тактической подготовке атлетов, обеспечили необходимой информацией для корректировки системы подготовки сборной команды России по самбо на будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самбо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - Москва : Советский спорт, 2005. - 236 с.

2. Чумаков, Е.М. Моделирование спортивной деятельности борца : метод. разработка / Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1986. - 26 с.

3. Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО. / Под редакцией С.Е. Табакова.- Изд.6-е, испр. и доп. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 448 с.

REFERENCES

1. Tabakov, S.E, Eliseev, S.V. and Konakov, A.V. (2008), An exemplary program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sports, Moscow.

2. Chumakov, E.M., and Shashurin, I.V. (1986), Modeling the sports activity of a wrestler: method. development for students, State Central Institute of Physical Culture, Moscow.

3. Chumakov, E.M. (2005J, One hundred SAMBO lessons, FAIR-PRESS, Moscow.

Контактная информация: varichanna1998@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.05.2021

УДК 796.012.12:004

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ

ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Екатерина Владимировна Войнова, преподаватель, Российский университет транспорта, Москва; Олег Июльевич Воробьев, преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана; Луиза Ильясовна Севбянова, преподаватель, Академия социального управления, Московская область, Мытищи

Аннотация

В данной статье изучаются проблемы физического воспитания студентов на занятиях физической культурой, проводящихся в форме дистанционного обучения. Рассматриваются возможности воспитания выносливости у студентов, получающих образования в такой форме обучения. Исследуются возможности применения методов функциональных тренировок в воспитании выносливости студентов, которые проходят обучение удаленно. Анализируются результаты исследования, которое было проведено в трех вузах с целью выявления оптимальных методов воспитания выносливости студентов.

Ключевые слова: воспитание выносливости, дистанционная форма обучения студентов, методы функциональной тренировки, физическое воспитание студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p68-72

TO THE QUESTION OF EDUCATION OF STUDENTS 'ENDURANCE IN THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION WITH THE USE OF DISTANCE LEARNING

Ekaterina Vladimirovna Voynova, the teacher, Russian University of Transport, Moscow;

Oleg Iyulevich Vorobyov, the teacher, Bauman Moscow State Technical University; Luiza Ilyasovna Sevbyanova, the teacher, Academy of Social Management, Moscow Region, Mytishchi

Abstract

This article examines the problems of physical education of students in physical education classes conducted in the form of distance learning. The possibilities of developing endurance in students receiving education in this form of education are considered. The possibilities of using the methods of functional training in the education of endurance of students who are trained remotely are investigated. The article analyzes the results of a study that was conducted in three universities in order to identify the optimal methods of training students' endurance.

Keywords: education of endurance, distance learning of students, methods of functional training, physical education of students.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость осуществлять учебную работу со студентами, используя не только очную, но и дистанционную форму обучения, затронуло и практические занятия по физической культуре. Многие вузы в период 2020 и 2021 годов смогли организовать дистанционную работу таким образом, чтобы студенты получили знания в полном объеме. Вузами были использованы некоторые популярные бизнес платформы (например, Microsoft Teams, Zoom) для командной работы, которые позволяли устраивать учебные занятия удаленно. Возможности использования видео связи позволили преподавателям физической культуры организовать и проводить полноценные практические занятия.

Перед преподавателями на дистанционных занятиях встала задача - сохранить полноценным процесс воспитания личности физической культуры с учетом ограниченности рабочего пространства студентов в домашних условиях. Также возникла целесообразность обозначить то физическое качество, воспитание которого имеет особую актуальность в условиях обучения на дому. Многие ученые, изучающие проблемы здорового образа жизни и рекреации студентов доказали, что дистанционное обучение сопровождается значительным сокращением двигательной активности, длительным пребыванием за компьютером, стрессовым состоянием обучающихся, повышенной тревожностью, снижением иммунитета и формированием предрасположенности к заболеваниям сердечнососудистой и дыхательной систем. Также научно доказано, что целенаправленный процесс воспитания выносливости, препятствует появлению и развитию подобных негативных состояний. [1; 2; 3].

Проблема воспитания выносливости студентов в условиях ограниченного рабочего пространства малоизучена. Гипотеза авторов статьи состоит в том, что при воспитании выносливости, кроссовую подготовку необходимо дополнять средствами общей физической подготовки на дистанционных занятиях. Кроссовую подготовку студенты осуществляют самостоятельно по программе «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Преподаватели рекомендуют студентам заниматься с соблюдением правил доступности, систематичности, с адекватным подходом к нагрузкам и их постепенного повышения [3].

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Для более эффективного воспитания выносливости на дистанционных практических занятиях преподавателями были изучены влияние на воспитание выносливости ис-

пользование методов функциональной тренировки в качестве дополнительного средства к кроссовой подготовке на занятиях общефизической подготовкой (ОФП). Эта методика была выбрана в первую очередь, потому что не требует большого рабочего пространства, что идеально подходит для дистанционной формы обучения. Функциональная тренировка изначально была разработана, как вид физической активности, предназначенный для неподготовленных занимающимся разного возраста, с низким уровнем физического развития. Комплексы упражнений состояли из привычных функциональных (бытовых) движений таких как ходьба, бег, приседания (например, на стул), наклоны (за упавшим предметом) и т.д. Простые движения постоянно чередуются, многократно повторяются, отдых между повторениями минимальный. В работу поочередно включаются различные мышечные группы. Принцип построения тренировки - круговой. [2;4].

Данные исследований использования методов функциональной тренировки, опубликованные в статье Е.В. Войновой, а также в статье С.Ю. Махова и Р.В. Еремина, дали основание для предположения, что методы функциональной тренировки могут быть использованы в воспитании выносливости не только во время очного обучения, но и в дистанционной форме [2; 4].

Объектом данного исследования был выбран процесс воспитания выносливости у студентов.

Предмет исследования - занятия физической культурой как в очной, так и дистанционной форме.

Цель исследования - определение эффективных методов воспитания выносливости.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился в течение 2020-2021 учебного года среди студентов трех вузов - Российского университета транспорта, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Академии Социального Управления, имеющих основную медицинскую группу здоровья, посещающих занятия по физической культуре два раза в неделю. Такие студенты с относительно равным уровнем физической подготовки были разделены на две группы по 30 юношей и 30 девушек, экспериментальную и контрольную. Оценивался уровень выносливости студентов обеих групп в начале учебного года, до начала эксперимента, и в конце учебного года, после его завершения, на основании результатов забега юношей на три километра и девушек на два километра. Студенты экспериментальной группы на занятиях физической культурой (занятия в течение года проводились как очно, так и дистанционно) помимо беговой подготовки выполняли предложенный комплекс упражнений с использованием методов функциональной тренировки. Количество занятий у студентов в экспериментальной и контрольной группах было одинаковым.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные педагогического эксперимента по оценке результативности методов функциональной тренировки для воспитания выносливости студентов приведены в таблице 1. Достоверность различий оценивалась по ^критерию Стьюдента. Сравнивались исходные и заключительные показатели внутри групп. Изучались процентные соотношения показателей обоих тестов экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 1

Испытания Группы Результаты в начале учебного года Результаты в конце учебного года отклонения Квадраты отклонений

3000 м юноши ЭГ (п=30) 143.19 121.2 21.99 53.43

КГ (п=30) 142.27 138.87 3.4 1.64

2000 м девушки ЭГ (п=30) 127.65 100.75 26.9 88.18

КГ (п=30) 127.14 124.45 2.69 0.89

При сравнении исходных результатов, взятых в начале учебного года, бега на 3000 метров юношей обеих групп (экспериментальной и контрольной) результат 1-эмпирического (эмп) равен 0.1 при р<0.05=2.1 и р<0.01=2.88, что является незначимым отклонением. Это доказывает, что на момент начала эксперимента, испытуемые имели приблизительно равное физическое развитие. Далее сравнивались результаты экспериментальной и контрольной групп в беге на 3000 метров в конце учебного года. Каждая из групп улучшила показатели: контрольная группа показала достоверный результат 1-эмп=4.9 при р<0.05=2.26 и р<0.01=3.25, что составляет 3%, то есть стандартная кроссовая подготовка, которая была использована при развитии выносливости у студентов контрольной группы повышает показатели. Также достоверные изменения были выявлены у студентов экспериментальной группы, которые помимо кроссовой подготовки на учебных дистанционных занятиях обще физической подготовкой выполняли комплекс упражнений с использованием методов функциональной тренировки: 1-эмп является значимым и равен 9.6 при р<0.05=2.26 и р<0.01=3.25, что составляет 15%. Сравнивая конечные результаты обеих групп, были выявлены достоверные различия: 1-эмп=3.1 и находится в зоне значимости при р<0.05=2.1 и р<0.01=2.88, то есть 13%. Этот показатель доказывает, что методы функциональной тренировки в сочетании со стандартными методами кроссовой подготовки наиболее эффективно позволяет воспитывать выносливость у юношей-студентов. При сравнении первичных результатов бега на 2000 метров девушек обеих групп, показатель 1-эмп равен 0.1 при критических значениях р<0.05=2.1 и р<0.01=2.88, что находится в зоне незначимости и доказывает идентичность физического развития девушек в обеих группах (экспериментальной и контрольной). Положительная динамика в развитии выносливости по обычной и экспериментальной методике видна при анализе конечных результатов эксперимента. Результат сравнения исходных и конечных показателей скорости бега на 2000 метров контрольной группы девушек находится в зоне значимости и составляет 1-эмп=6.7 при критических значениях р<0.05=2.26 и р<0=3.25 и составляет 3%. Также при сравнении исходных и конечных результатов бега экспериментальной группы находятся в зоне значимости: 1-эмп=6.6 при критических значениях р<005=2.26 и р<0.01=3.25 что составляет 21%.. Вместе с тем, при сравнении результатов бега на 2000 метров экспериментальной и контрольной групп девушек-студенток, выясняется, что результаты девушек экспериментальной группы на 19% выше результатов бега девушек контрольной группы. Результат находится в зоне значимости 1-эмп=3.2 при критических значениях р<0.05=2.1 и р<0.01=2.88. То есть, студентки, которые занимались на дистанционных занятиях по экспериментальной методике с использованием методов функциональной тренировки, существенно повысили уровень своей выносливости по сравнению с девушками, занимающиеся по стандартным методикам.

ВЫВОДЫ

Данное исследование доказало возможность проведения квалифицированных дистанционных практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», направленных на воспитание выносливости, которая является необходимым физическим качеством студента для осуществления удаленного учебного процесса. При использовании на дистанционных занятиях методов функциональной тренировки в качестве средства общефизической подготовки, в сочетании с кроссовой подготовкой, показало явную положительную динамику в воспитании выносливости. Подобные методики универсальны. Применять их на учебных занятиях со студентами возможно как дистанционно, так и в спортивных залах вузов, легкоатлетических манежах и на открытых стадионах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постол О. Л. Комплексное использование восточных оздоровительных гимнастик в целях повышения стрессоустойчивости будущих специалистов транспортной отрасли / О. Л. Постол, В.С. Бабина // Транспортное право и безопасность. - 2020. - №1 (33). - С. 182-188.

2. Войнова Е.В. Актуальные проблемы воспитания выносливости студентов РУТ (МИИТ) в профессионально-прикладной физической подготовке будущих специалистов транспортной отрасли / Е.В. Войнова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - №1 (35). - С. 27-36.

3. Гибадуллин И.Г. Определение параметров оптимальной физической нагрузки при переменном методе развития общей выносливости юношей студентов посредством легкоатлетического бега / И.Г. Гибадуллин, Л.Н. Кузнецова // Материалы II Международно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - Казань, 2014. - С. 380-381.

4. Махов С.Ю. Совершенствование физической подготовки рукопашников методом функциональной тренировки / С.Ю Махов, Р.В. Еремин // Автономия личности. - 2020. - № 1 (21). - С. 166-177.

REFERENCES

1. Postol, O.L. and Babina,, V.S. (2020), "Complex use of eastern health-improving gymnastics in order to increase stress resistance of future transport industry specialists", Transport Law and Security, No. 1 (33), рр. 182-188.

2. Voinova, E.V. (2021), "Actual problems of endurance education of students of RUT (MIIT) in the professionally applied physical training of future specialists of the transport industry", Physical education and sports training, No. 1 (35), рр. 27-36.

3. Gibadullin, I.G., and Kuznetsova, L.N. (2014), "Determination of the parameters of the optimal physical load with a variable method of developing the general endurance of young men students by means of athletics running", Materials of the II International Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 380-381.

4. Makhov, S.Yu. and Eremin, R.V. (2020), "Improvement of physical training of hand-to-hand fighters by the method of functional training", Personality autonomy, No. 1 (21), рр. 166-177.

Контактная информация: voynova.1974@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

УДК 796.07

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ АВИАВУЗА

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Отношение человека к своему здоровью образует ядро здоровой личности. Формирование здоровья, осуществляемое в условиях образования, является сложным динамическим процессом. В работе исследуется степень адекватности отношения к здоровью студентов летных специальностей гражданской авиации. Практическая значимость исследования в том, что выявлены основные факторы в элементах укрепления здоровья данной категории студентов, позволяющие реализовать компетентностный подход, сформировать осознанную личную ответственность в сохранении здоровья.

Ключевые слова: отношение к здоровью, студент, факторы здоровья. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p72-75

ATTITUDE TO THE HEALTH OF STUDENTS OF THE AVIATION UNIVERSITY

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

A person's attitude to the health forms the core of a healthy personality. The formation of health, carried out in the context of education, is a complex dynamic process. The article exam-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.