Научная статья на тему 'О физической подготовке студентов — будущих врачей хирургического профиля'

О физической подготовке студентов — будущих врачей хирургического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка студентов / будущие врачи хирургического профиля / physical training of students / future doctors of a surgical profile

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Владимир Дмитриевич Прошляков, Галина Владимировна Пономарева, Игорь Викторович Сухинин, Михаил Сергеевич Лушников, Александр Талматович Пайгильдин

Статья посвящена поиску профессиональной направленности физического воспитания студентов, желающих после окончания вуза работать оперирующими врачами (хирургия, травматология, онкология и др.). Уровень физической подготовленности студентов первого курса крайне низок, что требует специальной программы для коррекции их отстающих физических качеств за годы обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Владимир Дмитриевич Прошляков, Галина Владимировна Пономарева, Игорь Викторович Сухинин, Михаил Сергеевич Лушников, Александр Талматович Пайгильдин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Physical Preparation of Students Future Doctors of a Surgical Profile

The article is devoted to the search for the professional orientation of the physical education of students who want to work as operating doctors after graduation (surgery, traumatology, oncology, etc.). The level of physical fitness of first-year students is extremely low, which requires a special program to correct their lagging physical qualities over the years of study at the university.

Текст научной работы на тему «О физической подготовке студентов — будущих врачей хирургического профиля»

УДК 613.955 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10269

О физической подготовке студентов — будущих врачей хирургического профиля

On the Physical Preparation of Students - Future Doctors

of a Surgical Profile

Владимир Дмитриевич ПРОШЛЯКОВ,

заслуженный работник высшей школы РФ,

профессор кафедры физического воспитания и здоровья

Рязанского государственного медицинского университета

Галина Владимировна ПОНОМАРЕВА,

заведующая кафедрой физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: galinatulpan@mаil.ru

Игорь Викторович СУХИНИН,

преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: 0470674@mail.ru

Михаил Сергеевич ЛУШНИКОВ,

преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: misha060287@yandex.ru

Александр Талматович ПАЙГИЛЬДИН,

преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: Fizruksanya1@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена поиску профессиональной направленности физического воспитания студентов, желающих после окончания вуза работать оперирующими врачами (хирургия, травматология, онкология и др.). Уровень физической подготовленности студентов первого курса крайне низок, что требует специальной программы для коррекции их отстающих физических качеств за годы обучения в вузе.

Ключевые слова: физическая подготовка студентов; будущие врачи хирургического профиля.

Abstract. The article is devoted to the search for the professional orientation of the physical education of students who want to work as operating doctors after graduation (surgery, traumatology, oncology, etc.). The level of physical fitness of first-year students is extremely low, which requires a special program to correct their lagging physical qualities over the years of study at the university.

Keywords: physical training of students; future doctors of a surgical profile.

Ц

ИЗ ЧИСЛ;

ель исследования. Определение уровня физической подготовленности студентов-первокурсников, формирование группы 'а студентов, желающих стать врачами

хирургического профиля, и разработка методики их физической подготовки.

Методы исследования. Уровень физической подготовленности студентов определялся тради-

ционным методом (тестирование) в естественных условиях (на стадионе и в спортивном зале). Контрольные испытания проводились в начале и в конце первого, второго и третьего курсов: бег на 100 м и 3000 м; подтягивание на перекладине; отжимание в упоре на брусьях; прыжок в длину с места. Были сформированы мужские экспериментальные группы из 31 человека, в которые были зачислены студенты-первокурсники, желающие после окончания вуза посвятить себя хирургии. Для этих групп составили программу физической подготовки с подбором упражнений из видов спорта и использованием их в процентном отношении от общей нагрузки на разных этапах обучения с учетом рекомендаций, полученных ранее на кафедре физического воспитания и здоровья РязГМУ [2; 1].

Полученные результаты. Эффективность труда работников здравоохранения зависит не только от объема знаний, приобретенных в стенах вуза и при дальнейшем повышении квалификации, но и от их здоровья. Работа в условиях постоянного контакта с больными людьми требует наличие определенных личностных качеств и черт характера, таких как терпение, решительность, воля, тактичность, отзывчивость, доброта, сердечность и др.

Профессия врача пользуется большой популярностью у российских школьников, но большинство из учеников, как отмечает министр просвещения РФ С. Кравцов, имеют очень смутное представление о реальном мире этой профессии [5].

Разные медицинские специальности предъявляют определенные требования к организму врача. Деятельность специалистов хирургического профиля (хирургов, акушер-гинекологов, травматологов и др.) сопряжена с высокой степенью ответственности, необходимостью рисковать здоровьем и жизнью других людей, самостоятельным приемом срочных решений, обусловленных дефицитом времени. Одновременно с этим специфика работы врача-хирурга требует от него физической силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции и связана со значительной нагрузкой на нервную, сердечно-сосудистую системы, на зрительный и другие анализаторы, на опорно-двигательный аппарат.

Уровень физической подготовленности студентов медицинского университета в последние годы является крайне низким. На первый курс в РязГМУ поступают выпускники школ, среди которых только 10—15% выполняют нормативы вузовской учебной программы на оценку «удовлетворительно». Кроме того, около 30%

первокурсников имеют серьезные хронические заболевания, занимаются в специальной медицинской группе и освобождены от сдачи беговых и других нормативов. Ежегодно около 90% юношей и 88% девушек не выполняют норматив в беге на выносливость на 3 балла, а выносливость является главным показателем здоровья. Большинство студентов не помнят свои результаты физической подготовленности [3; 4].

Как показывает многолетняя практика работы со студентами, многие выпускники лечебного факультета не решаются выбрать для себя медицинскую специальность, связанную с хирургической деятельностью только потому, что не имеют хорошего здоровья и необходимого для такой работы уровня физической подготовленности.

При составлении программы физической подготовки для студентов сформированных групп были использованы два основных положения:

(1) основой дисциплины «Физическая культура и спорт» в медицинских вузах должна быть профессиональная физическая культура врача, в процессе освоения которой у студентов изначально должен формироваться профессиональный навык находить полезный приспособительный результат от занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья через создание индивидуальной системы тренировки;

(2) студенты медицинского вуза должны учить-

ся оценивать состояние основных функций организма и создавать условия для лучшего взаимодействия всех систем при выполнении определенной нагрузки [1].

Свои положения A.B. Иванов сформулировал, обратившись к работам академика-физиолога П.К. Анохина, к его «Теории функциональных систем», согласно которой в структуре системной организации поведенческих актов главенствующая роль принадлежит доминирующей мотивации — поиску полезного результата любой деятельности.

Распределение средств физической подготовки студентов сформированных групп и процентное соотношение по семестрам производились с учетом их крайне низкого уровня физической подготовленности. Основной задачей первого этапа подготовки явилась адаптация организма студентов к физическим нагрузкам, использовались кроссовая и общая физическая подготовка. Параллельно проводилось обучение основам техники выполнения упражнений в разных видах спорта: борьба (самбо), легкая атлетика (спринт),

2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

321

спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис) [2].

Тренировка выносливости является необходимым условием успешного развития скорост-но-силовых и силовых качеств, обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата и всех функциональных систем к интенсивным нагруз-

Итоги эксперимента показали, что занятия с переменной поэтапной направленностью средств подготовки не вызывают быстрого роста показателей физической подготовленности, но обеспечивают его отдаленный результат. Почти по всем показателям физического состояния студенты третьего курса в экспериментальных группах достигли таких результатов, которые значительно превышали достижения студентов, занимавшихся по обычной учебной программе. При этом в данных группах отмечалась более высокая активность на занятиях по физической культуре, наблюдалась лучшая переносимость нагрузок различного характера, все студенты, с их слов, регулярно использовали любые возможности для занятий физическими упражнениями во внеучеб-ное время.

Выводы

1. Профессиональный отбор студентов, желающих после окончания вуза выбрать специальность врача-хирурга, необходимо начинать с первого курса.

2. Профессия врача-хирурга требует высокого уровня развития физических качеств, которого можно достичь при целенаправленной физической подготовке в период обучения в вузе.

3. Формирование на первом курсе групп студентов, желающих посвятить себя врачебной деятельности, связанной с выполнением оперативных вмешательств, помогает повысить у них мо-

кам. Исходя из того, что каждый вид спорта обладает специфическим тренирующим действием на те или иные функциональные системы или физические качества человека, для развития ловкости и быстроты реакции использовались сочетания различных видов спорта в определенном их количественном соотношении (табл. 1).

тивацию к регулярным занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Иванов А.В. Показатели функционального состояния студентов медицинского вуза в условиях использования системного подхода к обучению физической культуре: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Рязань, 1999.

2. Лешко B.H. Динамика физического состояния студенток в зависимости от направленности средств подготовки для развития физических качеств: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Рязань, 1993.

3. Прошляков В.Д., Иванов A.B., Котова Г.В., Белов A.A., Кушнер Л.М. Здоровье студенческой молодежи: состояние и перспективы //Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения: сб. науч. тр. Рязань: РИО РязГМУ, 2010. Вып. 14. С. 302—303.

4. Прошляков В Д., Пономарева Г.В., Котова Г.В., Девяткин В.Д., Фалеева Е.И. О подготовке студентов первых курсов к сдаче нормативов комплекса ГТО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России //Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 199—202.

5. Смирнова Г. Профориентацию на новый уровень // Панорама города. 2020. 19 февраля. № 8 (1238). С. 18.

Таблица 1. Процентное соотношение некоторых видов спорта на разных этапах обучения студентов — будущих врачей хирургического профиля

Вид спорта 1-й курс 2-й курс 3-й курс

1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем.

Кроссовая подготовка 35 45 30 30 15 10

Общая физическая подготовка 20 — 10 — 15 10

Борьба (самбо) 30 30 30 15 20 15

Легкая атлетика (спринт) 10 15 15 35 20 35

Спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис) 5 10 15 20 30 30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.