Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / GENERAL ENDURANCE / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / TECHNIQUE / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов В. В., Стеблецов Е. А., Бугаков Н. И.

Введение. Низкий уровень физического развития абитуриентов, поступивших в вуз, является ключевым моментом, актуализирующим потребность в повышении уровня физической подготовленности студентов. В этой связи показатель развития общей выносливости является одним из наиболее важных, поскольку уровень развития выносливости связан с профессиональной работоспособностью человека. Целью исследования являлось изучение динамики формирования выносливости студентов с учетом уровня их физической подготовленности. Методика и организация исследования. В исследовании применялся метод сравнительного анализа показателей исследований динамики развития выносливости студентов, а также применяемых средств и методов формирования данной способности. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают системное снижение уровня выносливости студентов. Применяемые методики формирования выносливости студентов имеют определенные различия, свидетельствующие о существующей проблеме и поиске ее решения. Выводы. Уровень выносливости является одним из жизненно важных показателей физической подготовленности. Анализ результатов исследований указывает на эффективность комплексного подхода в разработке методик формирования выносливости у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов В. В., Стеблецов Е. А., Бугаков Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ENDURANCE AS BASIC INDICATOR OF PHYSICALFITNESS OF STUDENTS

Introduction. The low level of physical development of applicants who entered the university is a key point that actualizes the need to increase the level of physical fitness of students. In this regard, the indicator of development of general endurance is one of the most important, since the level of development of endurance is associated with the professional performance of a person. The purpose of the research was to study the dynamics of endurance formation of students taking into account the level of their physical fitness. The methodology and organization of the study. The study used the method of comparative analysis of indicators of research on the dynamics of endurance development of students, as well as the tools and methods used to form this ability. Research results and discussion. The results of the study confirm a systemic decrease in the level of endurance of students. The applied methods of student endurance formation have certain differences, indicating the existing problem and the search for its solution. Conclusions. The level of endurance is one of the vital indicators of physical fitness. Analysis of research results indicates the effectiveness of an integrated approach in the development of endurance formation techniques in students.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Москва : Академия, 2013. - 239 с.

9. Новокрещенов В.В. Взаимодействие в управлении сферой физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Новокрещенов Владимир Васильевич. - Волгоград, 2006. - 45 с.

10. Свищев, Д.А. Роль студенческой спортивной лиги в развитии кёрлинга в Российской Федерации / Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 11(153). - С. 223-227.

11. Свищев, Д.А. Развитие кёрлинга в России в современных условиях / Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 295-299.

REFERENCES

1. Alekseev, V.N. (2009), Management System for the development of Russian football in modern conditions, dissertation, Maykop.

2. Aliyev, E.G. (2010), Content and direction of management of the sports Federation (on the example of the Association of mini-football of Russia), Publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

3. Bryusov, G.P. (2012), Model of activity of the sports Federation for the development of the sport in modern socio-economic conditions (on the example of the Russian wrestling Federation), dissertation, St. Petersburg.

4. Vinogradov, V.V. (2013), "Interaction of state and public organizations in the management of physical culture and sports activities of disabled people with musculoskeletal disorders", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (104), pp. 40-44

5. Zholdak, V.I. and Seiranov, S.G. (2006), Management: monograph, Physical Culture and sport, Moscow.

6. Zadvornov, K.Yu. and Yegorkina, E.V. (1998), Structure and content of the Russian Curling Federation: lecture, St. Petersburg.

7. Meeting of the Presidential Council for the development of physical culture and sports of 27 March 2019, available at: http://kremlin.ru/events/president/news/60152 (accessed 24.07.2020).

8. Mudrik A.V. (2013), Social pedagogy, Academy, Moscow.

9. Novokreschenov, V.V. (2006), Interaction in the management of physical culture and sports in the subject of the Russian Federation, dissertation, Volgograd.

10. Svishchev, D.A. and Shuliko, Yu.V. (2017), "Role of the student sports League in the development of Curling in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 223-227.

11. Svishchev, D.A. and Shuliko, Yu.V. (2019), "Development of Curling in Russia in modern conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 295-299.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.09.2020

УДК 796.011.3

ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I; Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Николай Иванович Бугаков, председатель спортивного клуба, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

Введение. Низкий уровень физического развития абитуриентов, поступивших в вуз, является ключевым моментом, актуализирующим потребность в повышении уровня физической подготовленности студентов. В этой связи показатель развития общей выносливости является одним из наиболее важных, поскольку уровень развития выносливости связан с профессиональной работо-

способностью человека. Целью исследования являлось изучение динамики формирования выносливости студентов с учетом уровня их физической подготовленности. Методика и организация исследования. В исследовании применялся метод сравнительного анализа показателей исследований динамики развития выносливости студентов, а также применяемых средств и методов формирования данной способности. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают системное снижение уровня выносливости студентов. Применяемые методики формирования выносливости студентов имеют определенные различия, свидетельствующие о существующей проблеме и поиске ее решения. Выводы. Уровень выносливости является одним из жизненно важных показателей физической подготовленности. Анализ результатов исследований указывает на эффективность комплексного подхода в разработке методик формирования выносливости у студентов.

Ключевые слова: общая выносливость, студенты, физическая подготовка, методика, физическая нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p335-341

GENERAL ENDURANCE AS BASIC INDICATOR OF PHYSICAL FITNESS OF

STUDENTS

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great; Evgeniy An-dreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nikolay Ivanovich

Bugakov, the chairman of the sports club, Voronezh State Pedagogical University

Abstract

Introduction. The low level of physical development of applicants who entered the university is a key point that actualizes the need to increase the level of physical fitness of students. In this regard, the indicator of development of general endurance is one of the most important, since the level of development of endurance is associated with the professional performance of a person. The purpose of the research was to study the dynamics of endurance formation of students taking into account the level of their physical fitness. The methodology and organization of the study. The study used the method of comparative analysis of indicators of research on the dynamics of endurance development of students, as well as the tools and methods used to form this ability. Research results and discussion. The results of the study confirm a systemic decrease in the level of endurance of students. The applied methods of student endurance formation have certain differences, indicating the existing problem and the search for its solution. Conclusions. The level of endurance is one of the vital indicators of physical fitness. Analysis of research results indicates the effectiveness of an integrated approach in the development of endurance formation techniques in students.

Keywords: general endurance, students, physical training, technique, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно проекту стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, одной из приоритетных задач является: «Обеспечение дальнейшего развития учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего профессионального и высшего образования с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, раздел V, статья 1.2» [9, C. 19].

Ключевым моментом, актуализирующим потребность в повышении уровня физической подготовленности студентов, является низкий уровень физического развития абитуриентов, поступивших в вуз.

Многими исследованиями доказано, что: «Общая физическая подготовка служит необходимой базой для профессионально прикладной физической подготовки» [1, 3, 4. 6]. В частности, показатель развития общей выносливости является одним из наиболее важных - определяющих уровень здоровья человека и эффективность функционирования его кардиореспираторной системы [4. 6, 7]. Таким образом, можно заключить, что общая выносливость имеет большое прикладное значение, поскольку уровень ее развития на пря-

мую связан с профессиональной работоспособностью человека.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения динамики формирования выносливости в процессе физического воспитания студентов с учетом уровня их физической подготовленности в исследовании применялся метод сравнительного анализа показателей исследований динамики развития выносливости студентов, а также используемых средств и методов для формирования данной способности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая динамику развития выносливости студентов, мы провели анализ многолетних результатов тестирования студентов первого курса ВГАУ им. императора Петра I на основе данных, полученных Л.Н. Лексиной [5]. Для оценки ОФП студентов использовались такие контрольные испытания, как: бег на 100 м, прыжок в длину с места, бег на 2000 м для девушек и 3000 м для юношей, подтягивание на перекладине для юношей, поднимание туловища из положения лёжа для девушек (таблицы 1-2).

Таблица 1 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности студентов первого курса ВГАУ имени императора Петра I за период с 1978 по 2019 годы (по Л.Н. Лексиной)_

Год тестирования Тестовые испытания (средние значения)

Бег на 100 м, с Прыжок в длину с места, см Бег 3000 м, мин Подтягивание, кол. раз

1978 14,3 209 - 8

1997 14,4 221 13,25 11

2001 14,7 220 14,09 11

2003 14,4 219 14,00 11

2004 14,3 220 14,01 11

2005 13,9 226 14,14 11

2006 14,3 217 14,26 11

2007 14,5 212 14,08 10

2008 14,2 218 14,21 10

2009 14,2 217 14,31 10

2010 14,2 220 14,09 12

2011 13,9 222 14,11 11

2012 13,7 229 14,11 13

2013 14,5 223 15,32 10

2014 14,0 223 15,23 12

2015 14,2 220 14,57 10

2016 14,3 212 14,47 11

2017 14,1 225 15,22 11

2018 14,1 232 14,50 12

2019 14,2 232 15,36 10

Таблица 2 - Результаты тестирования уровня физической подготовленности студенток первого курса ВГАУ имени императора Петра I за период с 1978 по 2019 годы (по Л.Н. Лексиной)_

Год тестирования Тестовые испытания (средние значения)

Бег на 100 м, с Прыжок в длину с места, см Бег 2000 м, мин Поднимание туловища, кол. раз

1978 17,6 155 - -

1997 18,4 160 11,57 38

2000 18,5 164 12,41 45

2001 18,2 164 12,41 45

2003 18,5 164 12,22 59

2004 18,1 161 12,20 52

2005 17,9 160 11,52 62

2006 17,6 160 11,52 57

Год тестирования Тестовые испытания (средние значения)

Бег на 100 м, с Прыжок в длину с места, см Бег 2000 м, мин Поднимание туловища, кол. раз

2007 18,1 158 11,58 49

2008 18,1 157 12,08 40

2009 17,9 161 12,28 40

2010 18,3 158 11,53 42

2011 18,0 160 12,03 52

2012 18,2 158 12,39 52

2013 17,4 161 12,08 52

2014 17,8 164 13,07 52

2015 17,9 163 12,30 47

2016 18,3 159 13,36 54

2017 18,1 175 12,46 48

2018 18,2 174 12,59 42

2019 17,7 175 13,06 42

Анализ результатов с 1997 по 2019 годы показал, что уровень физической подготовленности юношей существенно снизился по всем показателям, а результаты девушек имеют вариативный характер. При этом обращает на себя внимание системное снижение показателей, характеризующих выносливость, как у юношей, так и у девушек.

Полученные данные сопоставимы с результатами сравнительного анализа первичного тестирования студентов, проведенного А.В. Холоповым, В.В. Суминой на базе Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, согласно кото -рым так же прослеживается тенденция снижения показателей выносливости студентов, приступивших к обучению. Материалом для сравнительного анализа послужили результаты тестирования студентов в 1985, 2000 и 2011 годах. Согласно полученным данным, средний результат по выборке юношей в беге на 3000 м в 1985 году равнялся 12.40, в 2000 году - 14.20, в 2011 - 14.35. Показатели в упражнении на силовую выносливость (поднимание ног в висе): 1985 год - 10,2 раза; 2000 год - 5,8 раза; 2011 год - 6,4 раза. Средний результат девушек в беге на 2000 м составлял: в 1985 году - 11.20; в 2000 году -12.20; в 2011 году - 12.40. Показатели в упражнении на силовую выносливость (поднимание туловища): 1985 год - 31,7 раза; 2000 год - 22,4 раза; 2011 год - 23,3 раза [8].

Подтверждая проблему системного снижения уровня развития выносливости молодежи, приведем данные исследования динамики физической подготовленности призывников, проведенного К.В. Бученковым [1], согласно которому с 2013 года наблюдается ухудшение средних показателей, характеризующих выносливость, так в беге на 3000 м количество неудовлетворительных оценок составляет у новобранцев воинских частей 81%.

Вопрос формирования общей выносливости студентов постоянно рассматривается при планировании, организации и проведении академических занятий по дисциплине физическая культура и секционных занятий спортом. Исследования, проведенные В.И. Григорьевым позволяют утверждать: «О необходимости учета типа конституции студентов при решении задач физического воспитания. В подтверждение можно привести данные, свидетельствующие о статистически достоверном более лучшем результате в беге на 3000 м занимающихся лиц мускульного, мускульно-грудного, грудно-мускульного и грудного типов и значительного отставания в результатах оценки данного показателя у лиц брюшного и брюшно-мускульного соматотипов» [2].

Параметры физической нагрузки наряду с другими факторами оказывают влияние на эффективность формирования физических способностей. В этой связи представляют интерес исследования динамики нагрузки в процессе физического воспитания студентов, проведенные Н.В. Даниловой, которые показывают, что: «В процессе академических занятий комплексной направленности, занятий фитнессом оздоровительной направленности и учебных занятий игровыми видами спорта интенсивность применяемых физиче-

ских нагрузок находится в зонах умеренной мощности или в зонах низкой интенсивности» [3].

В соответствии с имеющимися закономерностями развития физических способностей формирование выносливости имеет свои специфические особенности, связанные с уровнем физической подготовленности занимающихся, программным материалом, методическим обеспечением дисциплины и многим другим, что требует разработку соответствующих педагогических методик. С целью решения данного вопроса нами проведен анализ работ, посвященных воспитанию общей выносливости студентов высших учебных заведений.

Методика воспитания общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега, разработанная В.С. Мартыненко (2009), заключалась в том, что: «При уменьшении скорости бега, еженедельно увеличивалась длина пробегаемой на занятиях дистанции исключительно в аэробном режиме» [6]. При этом автором методики был выбран интервальный метод выполнения упражнения. Основываясь на показателе частоты сердечных сокращений в период отдыха после пробегания различных по длине отрезков, было эмпирически определено их оптимальное количество на одном занятии. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся определялись параметры беговой нагрузки для шести групп занимающихся: юношей и девушек 17-20 лет низкого, среднего и высокого уровней физической подготовленности.

В результате проведенного экспериментального исследования В.С. Мартыненко определил величины оптимальной тренировочной нагрузки, направленной на формирование общей выносливости для каждого занятия с юношами и девушками различной функциональной подготовленности.

Рассматривая идею реализации комплексного подхода при разработке методик формирования общей выносливости студентов, обращает на себя внимание авторская методика Л.Н. Кузнецовой (2013) [4], которая предусматривала применение легкоатлетического бега и бега на лыжах в качестве основных средств в годичном цикле учебного процесса. При этом основными были выбраны равномерный и переменный методы тренировки. Методика включала дыхательные упражнения, направленные на: повышение жизненной емкости легких, эластичности и подвижности грудной клетки, увеличение силы и выносливости дыхательных мышц, повышение вентиляционных возможностей легких. Тема применения дыхательных упражнений в процессе формирования выносливости студентов находит свое продолжение в работе С.А. Пауесова (2019) [7]. Исходя из проведенных исследований, свидетельствующих о недостаточном уровне физической подготовленности курсантов военного вуза, не позволяющем в полной мере выполнять требуемую физическую нагрузку для формирования профессионально-важных способностей, автором была предложена методика развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений. Методика апробировалась в условиях военного вуза в рамках дисциплины «Физическая подготовка» и включала: «Выполнение на каждом занятии упражнений на развитие выносливости, повышение функциональных возможностей организма, а также дыхательные упражнения» [7]. В содержание предложенной методики входили тренировочные комплексы аэробной, анаэробной и смешанной направленности, которые применялись в основной части занятия на основе метода круговой тренировки. Сама круговая тренировка реализовывалась в формы непрерывно-поточного проведения. Интенсивность и время выполнения были стандартизированы, увеличение нагрузки производилось за счет количества повторений всего комплекса упражнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно заключить, что уровень выносливости студентов является одним из жизненно важных показателей физи-

ческой подготовленности. При этом необходимо отметить, что при разработке методик формирования выносливости возникают объективные сложности в подборе средств. Вместе с тем, анализ результатов исследований по данному вопросу указывает на эффективность комплексного подхода в решении данной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бученков, К.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов медицинских вузов к военной службе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бученков Кирилл Владимирович. - Санкт-Петербург, 2019. - 24 с.

2. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В.И. Григорьев, В.Г. Кривощеков, А.М. Фофанов, О.В. Миронова, А.В. Шаронова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 107-110.

3. Данилова, Н.В. Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данилова Наталия Васильевна. - Москва, 2010. - 22 с.

4. Кузнецова, Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов развития общей выносливости : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кузнецова Любовь Николаевна. - Волгоград, 2013. - 25 с.

5. Лексина, Л.Н. Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов первого курса набора 2013 года и предыдущих лет обучения / Л.Н. Лексина // Теория и практика инновационных технологий в АПК : материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I, Воронеж, 2014. - С. 189-191.

6. Мартыненко, В.С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мартыненко Владислав Сергеевич. - Волгоград, 2009. - 23 с.

7. Пауесов, С.А. Развитие выносливости курсантов военного вуза на основе комплексного применения дыхательных упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пауесов Станислав Александрович. - Санкт-Петербург, 2019. - 23 с.

8. Холопов, А.В. Физическая подготовленность и самостоятельная двигательная активность студентов вуза / А.В. Холопов, В.В. Сумина // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России : материалы Всероссийской научной конференции - Москва, 2014. - С. 114-117.

9. Проект Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года - URL : https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 15.09.2020).

REFERENCES

1. Buchenkov, K.V. (2019), Vocational-applied physical training of medical university students for military service, dissertation, St. Petersburg.

2. Grigorev, V.I., Krivoschekov, V.G., Fofanov, A.M., Mironova, O.V. and Sharonova, A.V. (2019), "Features of the manifestation of physical abilities and physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 107-110.

3. Danilova, N.V. (2010), Rationing of the motor regime in the process of physical education of young people, dissertation, Moscow.

4. Kuznetsova, L.N. (2013), Methodology for improving the physical fitness of students based on the integrated use of means and methods for the development of general endurance, dissertation, Volgograd.

5. Lexina, L.N. (2014), "Comparative characteristic of the physical fitness of first-year students in 2013 and previous years of study", Theory and practice of innovative technologies in the agro-industrial complex: scientific materials. and training methods. conf. the prof. - the teacher. composition of the VGAU named after Emperor Peter I, Voronezh, pp. 189-191.

6. Martynenko, V.S. (2009), Methodology for the development of general endurance among university students by athletics, dissertation, Volgograd.

7. Pauesov, S.A. (2019), Development of endurance of military university cadets based on the integrated application of respiratory exercises, dissertation, St. Petersburg.

8. Kholopov, A.V. and Sumina, V.V. (2014), "Physical fitness and independent motor activity of university students", Current problems and prospects for the development ofphysical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia: materials of the All-Russian scien-

tific conference, Moscow, pp. 114-117.

9. Draft Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030, available at: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (accessed 15 September 2020).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 796.323.2

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК

Майра Аскаровна Сергазинова, аспирант, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе анализируются сложнокоординационные виды ведения мяча, которые активно используются лучшими игроками в современном баскетболе. На основе анализа современной научно-методической отечественной и зарубежной литературы, а также опроса 86 тренеров были вычленены наиболее часто и успешно применяемые в игре сложнокоординационные виды ведения мяча. Апробирована методика обучения этим игровым приемам в процессе педагогического эксперимента, которая оказалась достаточно эффективной.

Ключевые слова: современный баскетбол, методика обучения ведению мяча, сложнокоор-динационные виды ведения мяча.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p341-345

SPECIAL FEATURES OF THE COMPLEX COORDINATION SKILLS TRAINING IN THE PREPARATION OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS

Maira Askarovna Sergazinova the post-graduate student, Lyubov Nikolaevna Minina, the

candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article analyzes the complex coordination types of dribbling that are actively used by the best players in modern basketball. On the basis of the analysis of modern scientific and methodical national and foreign literature, as well as a survey of 86 coaches, the most frequent and successfully used in the game complex coordination types of dribbling were revealed. The method of teaching to these game techniques in the course of a pedagogical experiment has been tested and proved quite effective. Keywords: modern basketball, dribbling training, complex coordination activities.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ выступлений Национальных сборных России по баскетболу выявил, что отечественные игроки уступают зарубежным коллегам в применении навыков обыгрыша защитника с применением ведения мяча. В частности, этим во многом объясняется слабая позиция разыгрывающего защитника в сборных командах. Зарубежные игроки, при этом, обладают большим преимуществом за счет свободного использования ведения любой сложности при плотной опеке защитника на всех игровых позициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.