методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 16.06.2016 г.
Аспирант Д.А. Кокорев1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Выприков1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Везеницин1 И.М. Бодров1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
COMBINED FITNESS (CROSSFIT) METHOD IN STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION PROCESS
Postgraduate D.A. Kokorev1 Associate Professor, PhD D.V. Vyprikov1 Associate Professor, PhD O.V. Vezenitsyn1 I.M. Bodrov1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Информация для связи с автором [email protected]
Аннотация Annotation
Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики применения функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов вуза.
Физическое воспитание студентов основной группы здоровья на основе кроссфита преобразовано на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»: в 2015/2016 учебном году проведены двухразовые урочные занятия по 90 мин с адаптированной методикой кроссфита для юношей и девушек. В педагогическом эксперименте приняли участие 70 юношей и 70 девушек 1-го курса.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую эффективность авторской методики кроссфита в процессе совершенствования физической подготовленности студентов, функционального состояния их организма и формирования общекультурных компетенций.
Ключевые слова: кроссфит, физическая культура, методика обучения, студенты, функциональное многоборье.
Objective of the study was to develop and test an adapted version of the combined fitness (CrossFit) method in the university students' physical education process. The base-health-group university students' physical education curriculum with the adapted version of the combined fitness CrossFit method was implemented at the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow) in the academic year of 2015-16, with the method being piloted at two lessons of 90 minutes. Subject to the tests were 70 male and 70 female first-year students. The academic progress tests confirmed the adapted Grossfit version being highly beneficial for the students' physical performance and functionality improvement and for the general cultural competences formation process.
Keywords: CrossFit, physical culture, education method, university students, combined fitness sports.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
ra
^
O (U .c I—
Введение. На современном этапе физического воспитания студентов необходимы новые виды, средства и методы обучения, способные улучшать функциональное состояние и физическую подготовленность молодежи и как следствие укреплять состояние здоровья. Так, востребованы технологии здоровьесбережения, фитнес-технологии, ориентированные на личностно-центрированный характер образования [1-4].
К таким технологиям следует отнести функциональное многоборье - кроссфит, отличающееся высокоинтенсивными короткими тренировками, включающими в себя кардио-и кардио- с силовой нагрузки (В. А. Глубокий, 2014) [3]. При этом сложность внедрения кроссфита в физическое воспитание заключается в том, что увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности, что требует адаптации тренировочных программ, дифференциации методики обучения для девушек и юношей. Обучение по методике кроссфит осуществля-
ется в аффилированных клубах, прошедших сертификацию в CrossFit HQ, однако учебных программ, диссертационных исследований по методике занятий в урочной форме, по подготовке к ГТО недостаточно.
Центральную часть тренировок в кроссфите составляют высокоинтенсивные кардиокомплексы либо смешанные тренировки кардио- и силовая [5], с максимальной мощностью [7]. Основа тренировки - это выполнение указанного объема работы за наименьший отрезок времени, или выполнение физической нагрузки в течение 30-60 с (до 2 мин), или круговая тренировка (В. В. Волков, В. Н. Селуянов, 2014).
Базовые упражнения функционального многоборья кроссфита таковы: первая группа - упражнения с весом собственного тела, такие как приседания, разгибание спины, запрыгивания, «бёрпи» (базовое упражнение кроссфита с «отжиманиями и выпрыгиваниями), отжимания из положения вниз головой, скакалка, выпады, «планка» (статическое упражнение в упоре лежа с опорой на предплечья и стопы,
16
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
Таблица 1. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в годичном цикле для юношей (90 мин)
Содержание Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь-март Апрель-июнь
Упражнения аэробной направленности 10 мин: бег скакалка, челночный бег, беговая дорожка. гребной тренажер 10 мин: бег с отягощением, ускорения на беговой дорожке, сайкл 5 мин: бег, челночный бег, гребной тренажер, кросс 5 мин: сайкл, бег с отягощ., ускорения, кросс, гребной тренажер
Гимнастические упражнения, ОФП, упражнения с весом собственного тела, гимнастические на снарядах 15-18 мин: выпрыгивания 15 раз отжимания 15 раз, ОРУ, приседания 15 раз, подтягивания 10 раз, выпады, «бёрпи» 10 раз, «планка» 30-45 с, отжимания на брусьях 8-15 раз 15 мин: отжимания из положения вниз головой 20 раз выпрыгивания 25 раз, приседания 25 раз, ОРУ, «бёрпи» 15раз, подтягивания 15 раз, отжимания на брусьях 15 раз 15 мин: отжимания 30 раз, выпрыгивания 35-40 раз, приседания 35 раз, ОРУ, подтягивания, «планка» 90-120 с, скакалка 15 мин: отжимания из положения вниз головой 30 раз, выпады в прыжке, «бёрпи» 30 раз, «планка»120-150 с, упраж. на кольцах
Упражнения с отягощением (атлетическая гимнастика) 25 мин: жим штанги 15 кг, приседания со штангой, становая тяга, техника выполнения, страховка, упражнения на тренажерах 15 мин: совершенствование техники базовых упражнений, фазы движений 10 мин: закрепление техники движений, соревновательная форма 10 мин: элементы пауэрлифтинга расширение арсенала упражнений
Гиревой спорт 5-10 мин: гиря 8-12 кг 10-15 мин: гиря 12-16 кг 10 мин: гиря 16-24 кг 5 мин: гиря 16-24 кг
Непосредственное выполнение комплекса 5-7 мин: контроль ЧСС, АД, самочувствия 10 мин: контроль ЧСС, АД, соревноват. форма 15-25 мин: контроль ЧСС, АД, соревнования 25-35 мин: соревнования
Стретчинг 10 мин 5 мин 5 мин 5 мин
Активный отдых 10 мин 10мин 10 мин 15 мин
Таблица 2. Методика применения функционального многоборья (кроссфита) в годичном цикле для девушек (90 мин)
Содержание Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь-март Апрель-июнь
Упражнения аэробной направленности 10 мин: аэробика, бег, скакалка, бег на «bosu», беговая дорожка, 6-мин. бег, челночный бег 10 мин: бег, сайкл, гребной тренажер, степ-аэробика, прыжки на «bosu» 5-10 мин: бег, челночный бег, кросс, беговая дорожка, гребной тренаж 10 мин: сайкл, бег с отягощ., ускорения, кросс, гребной тренажер
Гимнастические упражнения, ОФП, упражнения с весом собственного тела, гимнастические на снарядах 20 мин: ОРУ, гантельная гимнастика, упраж. с бодибаром весом 5 кг, выпады, «бёрпи» 6 раз, приседания 8-16 раз,«планка» 30 с, базовые упраж. на^Х-петлях» 15 мин: приседания 20 раз, ОРУ, «бёрпи» 10 раз, упражнения с бодибаром весом 5-7 кг, комплексные упраж. на «bosu», на «^Х-петлях» 10 мин: отжимания 20 раз, ОРУ с медболами, «планка» 90 с, скакалка, «бёрпи» 15 раз, запрыгивания на платформу 10 мин: отжимания вниз головой 20 раз, выпады в прыжке, «бёрпи» 20 раз, «планка» 120-150 с, упраж. с бодибаром весом 10 кг
Упражнения с отягощением (атлетическая гимнастика) 15 мин: упражнения на тренажерах, с бодибарами, спец. медболами, гантелями 20 мин: совершенствование техники базовых упражнений 15 мин: закрепление техники, соревновательная форма 10 мин: расширение арсенала упражнений
Гиревой спорт 5-10 мин: гиря 4-8 кг 10 мин: гиря 8-10 кг 10 мин: гиря 10 кг 5 мин: гиря 10-16 кг
Непосредственное выполнение комплекса 5 мин: спец. комплекс для девушек, контроль ЧСС, АД, дыхания 10 мин: контроль ЧСС, АД, соревноват. форма 15-20 мин: контроль ЧСС, АД, соревнования 20-25 мин: спец. комплекс, соревнования
Стретчинг 10-15 мин 15 мин 10 мин 10 мин
Активный отдых 15 мин 10 мин 15 мин 20 мин
фиксирование данного положения от 20 с до 4 мин); вторая группа представляет собой упражнения с гимнастическими снарядами, такие как подтягивания на кольцах, сгибания и разгибания рук на брусьях, «уголок» на кольцах, подтягивания на перекладине, упражнения на гимнастическом канате, упражнения на «^Х-петлях» (производные от гимнастических колец); третья группа - аэробной направленности с выполнением разновидностей бега, челночного бега, работы на «гребном» тренажере (имитация академической гребли), кросса, плавания, бега на беговой дорожке; четвертая группа представляет собой выполнение упражнений с отягощения-
ми в виде становой тяги, «толчка» и «рывка» гири, приседаний со штангой, жима штанги лежа, упражнения с набивными мячами и медболами, а также нестандартными отягощениями [2, 3].
Следует отметить, что функциональное многоборье поступательно развивает ловкость, силу, выносливость, координацию движений и готовит организм к многосуставным сложным движениям. В тренировку включаются самые различные сочетания движений, которые и нагружают мышцы и в необходимой пропорции растягивают сухожилия, укрепляя суставной аппарат. Силовые упражнения воздействуют
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
http://www.teoriya.ru
Таблица 3. Результаты физической подготовленности юношей и девушек, х± о
Контрольные упражнения Пол До После
1. Упражнение «планка» (с), комплексное статическое упражнение - упор на предплечья и стопы юн. 56±9,7 137±10,6*
дев. 35,2±9,4 75±10,2*
2. Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (раз, юн.) /«обратные отжимания» от скамьи (раз, дев.) юн. 16,0±5,3 24,3±5,5*
дев. 10,3±3,8 20,5±3,0*
3. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, раз юн. 30,0±5,6 50,0±3,3*
дев. 13,8±2,9 26,1±3,9*
4. Челночный бег 4x10 м, с юн. 11,1±0,7 10,0±0,8*
дев. 12,7±1,0 11,6±0,6
5. Подъем штанги над головой на время (юн., раз за 1 мин / подъем бодибаравесом 3 кг на время (дев.) юн. 21±8,2 46±5,6*
дев. 30,6±6,2 40,1±4,8*
6. Выпрыгивания из положения приседа за 1 мин, раз юн. 31,9±4,1 53,2±3,9*
дев. 17,1±2,8 28,3±5,1*
Примечание. х - среднее арифметическое значение, а - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р<0,05).
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
на все органы и системы организма, вызывая в них положительные морфологические и функциональные изменения.
Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики применения функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов вуза.
Методика и организация исследования. Преобразование физического воспитания студентов основной группы здоровья на базе кроссфита реализовано в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова. Так, в 2015/2016 учебном году проведены двухразовые урочные занятия по 90 мин с адаптированной методикой кроссфита для юношей и девушек (табл. 1-2). В педагогическом эксперименте приняли участие 70 юношей и 70 девушек 1 -го курса.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что кроссфит-занятия эффективно повлияли на физическую подготовленность (табл. 3): так, практически результаты во всех контрольных упражнениях достоверно различаются (р<0,05), особенно в упражнении на статическую выносливость мышц - «планка» с акцентом на мышцах брюшного пресса, в сгибаниях и разгибаниях рук на брусьях - показатель силы, в скоростно-силовом упражнении -выпрыгивания из положения приседа. Следует отметить, что в группе девушек результаты достоверно различаются только в челночном беге, в остальных упражнениях они значимо различаются в течение одного года (табл. 3).
Вывод. Разработанная методика применения функционального многоборья (кроссфита) доказала свою эффективность, о чем свидетельствуют результаты физической подготовленности девушек и юношей. Помимо этого достигнуты достоверные различия в функциональном состоянии студентов и в уровне компетенций по физической культуре, а также в ценностном отношении к ФК.
Литература
1. Аверясова Ю.О. Компетентностная модель формирования физической культуры студентов / Ю.О. Аверясова, Л.Б. Ан-дрющенко / Доклады ТСХА. Сб. ст. 285. Ч. II.. - М.: Изд-во «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», 2014. - С. 336-339.
2. Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи: монография / Л.Б. Андрющенко. - Волгоград: Изд.-во «Нива», 2006. - 176 с.
3. Глубокий В.А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России. «Инновации и перспективы ФКиС в современном обществе / В.А. Глубокий //
Матер. III студ. заочн. междунар. науч. конф. - Иркутск: НИ Ир ГТУ, 2014. - Т. 1 - С. 40-45.
4. Курмаева Е.В. Фитнесс-программы как средство формирования физической культуры личности студентов / Е.М. Курмаева // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 37-39.
5. Хахилева Ю.А. Воздействие высокоинтенсивной тренировки различных групп мышц на физическое развитие женщин. «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов» / Ю.А. Хахилева, Н.О. Лабутина // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Казань: Изд-во: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. - С. 487-488.
6. Шутова Т.Н. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницин, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. - Тула, 2015. - С. 70-77.
References
1. Averyasova J.O. Kompetentnostnaya model formirovaniya fizicheskoy kulturyi studentov (Competency-based model of formation of students' physical culture) / J.O. Averyasova, L.B. Andryushchenko / TAA reports. Col. papers 285. P. II. - Moscow: Timiryazev RSAU-MSAA (RGAU-MSKhA im. K.A. Timiryazeva) pub. h-se, 2014. - P. 336-339.
2. Andryushchenko L.B. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya fizicheskoy kulturyi studencheskoy molodezhi: monografiya (Pedagogical system of formation of students' physical culture: monograph) / L.B. Andryushchenko. - Volgograd: Niva, 2006. - 176 p.
3. Glubokiy V.A. Krossfit v fizicheskoy podgotovke studentov, kursantov, sotrudnikov SIBYuI FSKN Rossii. «Innovatsii i perspektivyi FKiS v sovremennom obschestve (CrossFit in physical training of students, cadets, employees of SLI RFDCS. "Innovations and perspectives of physical culture and sport in modern society) / V.A. Glubokiy // Mater. III stud. zaochn. mezhdunar. nauch. konf. (Proc. III stud. distance intern. scientific. conf). - Irkutsk: NI IrSTU, 2014. - V. 1 - P. 40-45.
4. Kurmaeva E.V. Fitness-programmyi kak sredstvo formirovaniya fizicheskoy kulturyi lichnosti studentov (Fitness programs to form students' personal physical culture) / E.M. Kurmaeva // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2013. - № 1. - P. 37-39.
5. Khakhileva J.A. Vozdeystvie vyisokointensivnoy trenirovki razlichnyih grupp myishts na fizicheskoe razvitie zhenshchin. «Fizicheskoe vospitanie i studencheskiy sport glazami studentov» (The impact of high-intensity training of different muscle groups on physical development of women. "Physical education and university sport through students' eyes') / J.A. Khakhileva, N.O. Labutina // Proc. of res.-practical conf. with int. participation. - Kazan: Publishing house of Kazan State Technological University, 2015. - P. 487-488.
6. Shutova T.N. Soderzhanie atleticheskoy gimnastiki i fitnesa v fizicheskom vospitanii studentov spetsialnyih meditsinskih grupp (Essence of athletic gymnastics and fitness in physical education of special health group students) / T.N. Shutova, O.V. Vezenitsyn, D.V. Vyprikov, I.M. Bodrov // Izvestiya Tulskogo gos. un-ta. Fizicheskaya kultura. Sport. Is. 4. - Tula, 2015. - P. 70-77.
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September