объемом нагрузки, то спортсмены этих команд выступают в международных соревнованиях достаточно хорошо [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для успешного выступления наших биатлонистов в следующем сезоне необходимо пересмотреть методику планирования годичного макроцикла и использовать в качестве ее основы концепцию блоковой периодизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин - Москва : Советский спорт, 2010. - 284 с.
2. Сергеев Г.А. О некоторых факторах, лимитирующих результат в лыжной гонке квалифицированных биатлонистов России / Г.А. Сергеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 220-224.
REFERENCES
1. Issurin V.B. (2010), Blockperiodization of sports training, Soviet sport, Moscow.
2. Sergeev, G.A. (2018), "On some factors limiting the result in the ski race of qualified biath-letes of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), - C. 220-224.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2021
УДК 796.012.1:004
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Владимир Владимирович Симаков, доцент, Денис Владимирович Симаков, старший преподаватель, Московский государственный областной университет; Ксения Александровна Бидординова, преподаватель, Валерий Альбертович Рокотянский, преподаватель, Валентин Михайлович Сушко, преподаватель, Руслан Мусавирович Ярхамов,
преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Аннотация
Введение - в связи с дистанционным обучением в учебный процесс по физической культуре были внесены значительные изменения, что повлияло на развитие физических способностей у студентов. Методика - был проведен анализ результатов контрольных нормативов в вузах с целью выявления последствий дистанционного обучения на развитие физических способностей. Результаты и их обсуждение - в ходе исследования выявилось, что в подготовке студентов поменялось соотношение средств и методов, направленных на развитие физических способностей. Выводы - выявилась необходимость, после дистанционного обучения, уделить больше внимания развитию выносливости и укреплению здоровья студентов.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p408-411
CHANGES IN THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING Vladimir Vladimirovich Simakov, the senior lecturer, Denis Vladimirovich Simakov, the senior teacher, Moscow State Regional University; Kseniya Alexandrovna Bidordinova, the teacher, Valery Albertovich Rokotyansky, the teacher, Valentin Mikhailovich Sushko, the teacher, Ruslan Musavirovich Yarkhamov, the teacher, Bauman Moscow State Technical Uni-
versity
Abstract
Introduction-in connection with distance learning, significant changes were made to the educational process in physical culture, which affected the development of physical abilities in students. Methodol-ogy-an analysis of the results of control standards in higher education institutions was carried out in order to identify the effects of distance learning on the development of physical abilities. Results and discussion - in the course of the study, it was revealed that the ratio of means and methods aimed at developing physical abilities has changed in the preparation of students. Conclusions-there is a need, after distance learning, to pay more attention to the development of endurance and strengthening the health of students.
Keywords: physical culture, sports, students, education.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с пандемией в вузах страны остро стоял вопрос об организации учебного процесса, в частности по физической культуре. В вузах страны было решено проводить занятия по физической культуре в дистанционной форме, используя различные средства. Основным таким средством стала программа ZOOM, позволяющая проводить занятия в онлайн режиме и контролировать студентов, выполняющих те или иные задания преподавателя.
До дистанционного обучения на занятиях по физической культуре, для развития физических способностей, использовались разнообразные средства и методы, а так же не было ограничений в местах занятий. Занятия проходили в бассейнах, в легкоатлетических манежах, на улице. В зимнее время активно использовалась лыжная подготовка. Занятия по физической культуре на лыжах способствует развитию, у студентов, физических способностей и укреплению здоровья [1, 2].
Так же активно использовались спортивные игры (футбол, баскетбол, фризби и т.д.). Составляя систему работы по физической культуре в ВУЗе на основе педагогического взаимодействия процесс обучения и воспитания, организован таким образом, что теоретический курс совмещен с практическим разделом. Выбор игры не случаен. Игра - одна из активных средств, с помощью которого претворяются в жизнь задачи оздоровления, повышения работоспособности, продуктивность общения. Они оказывают общее воздействие, заставляют работать все органы системы, укрепляя сердечно-сосудистую систему, тем самым улучшая возможности органов дыхания. В зависимости от тренирующего воздействия, игры предназначены для развития физических способностей [3].
При введении дистанционного обучения, сложилась сложная ситуация с местами для занятий. Студенты были вынуждены проводить занятия в относительно маленьких помещениях, где нет возможности полноценно проводить занятие и развивать все физические способности. Это стало и проблемой для преподавателей. Необходимо было организовывать занятия, по физической культуре, с учетом условий, в которых занимались студенты. Необходимо было объяснять студентам, как правильно подготовиться к занятию, какие подручные средства будут необходимы для учебного процесса. [4, 5].
МЕТОДИКА
В данной статье представлены результаты анализа развития физических способностей у студентов МГОУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана до дистанционного обучения и после. Рассматривается вопрос о динамике изменения основных физических способностей (быстрота, сила, выносливость, координация и гибкость). Исследование проводилось на базе Московского государственного областного университета и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. В исследовании принимали по 30 юношей из каждого ВУЗа. Студенты сдавали следующие контрольные нормативы:
- бег 100 метров (секунды);
- подтягивания на высокой перекладине (кол-во раз);
- бег 3000 метров (секунды);
- отжимания из положения упора лежа (кол-во раз);
- приседания за 30 секунд (кол-во раз);
- прыжок в длину с места (сантиметры);
- наклон вперед из положения стоя (сантиметры).
Данные нормативы являются стандартными, в двух вузах, и принимаются каждый семестр. Студенты так же постоянно посещают занятия. Исходные данные были получены непосредственно перед началом дистанционного обучения, итоговые данные были получены после окончания дистанционного обучения. В вузах, во время дистанционного обучения, использовались одинаковые средства и методы на занятиях по физической культуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования студенты сдавали 2 раза контрольные нормативы до и после дистанционного обучения. Результаты контрольных нормативов были зафиксированы и обработаны с помощью методов математической статистики. Были подсчитаны средние значения по каждому нормативу сданному студентами МГОУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Данные, полученные в начале и в конце исследования, представлены в таблицах 1 и 2. Так же в таблицах представлен прирост результатов по всем нормативам, которые отражают развитие основных физических способностей.
Таблица 1 - Результаты контрольных нормативов в МГОУ
Нормативы До дистанционного обучения После дистанционного обучения Прирост (%)
Бег 100м (сек.) 15,9 15,8 0.6%
Подтягивания (кол-во раз) 14 16 15%
Бег 3000м (мин./сек.) 13:37 14:23 - 5.5%
Отжимания (кол-во раз) 35 43 18%
Приседания за 30сек (кол-во раз) 26 29 11%
Прыжок в длину с места (см) 224 232 3.5%
Наклон вперед (см) 7 12 42%
В таблице 1 представлены результаты контрольных нормативов студентов МГОУ. Из данных представленных в таблице видно, что есть значительный прирост в подтягиваниях (15%), отжиманиях (18%) и наклоне вперед (42%). Эти нормативы отражают развитие таких физических способностей как: силовая выносливость и гибкость. Это обусловлено тем, что в ограниченных помещениях делался упор на силовые упражнения и упражнения на гибкость. А в беге на 3000 метров наблюдается отрицательная динамика (5.5%). Такой результат связан с тем, что во время занятий по физической культуре не было возможности развивать выносливость и быстроту. В беге на 100 метров прирост результатов минимальный (0,6%).
Таблица 2 - Результаты контрольных нормативов в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Нормативы До дистанционного обучения После дистанционного обучения Прирост (%)
Бег 100м (сек.) 15,8 15,6 0,9%
Подтягивания (кол-во раз) 12 15 20%
Бег 3000м (мин./сек.) 13:23 14:35 - 9%
Отжимания (кол-во раз) 32 44 27%
Приседания за 30сек (кол-во раз) 24 30 20%
Прыжок в длину с места (см) 220 235 6%
Наклон вперед (см) 8 11 27%
В таблице 2 представлены результаты контрольных нормативов, которые сдавали студенты МГТУ им Н.Э. Баумана. Здесь наблюдается аналогичная картина. Большой прирост в нормативах отражающих такие физические способности, как гибкость и силовая выносливость (отжимания - 27%, подтягивания - 20%, наклон вперед - 27%) и так же
наблюдается отрицательная динамика в развитии выносливости у студентов (бег на 3000 метров - 9%).
ВЫВОДЫ
1. В ходе сложившейся ситуации с дистанционным обучением был выявлен провал в развитии выносливости у студентов МГОУ и МГТУ им Н.Э. Баумана, в связи с ограничениями.
2. После выхода с дистанционного обучения преподавателям необходимо уделить много внимания развитию выносливости у студентов и укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Но не стоит забывать и про развитие остальных физических способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов С.В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой - важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С.В. Антонов, Л.Ф. Грошева, Л. А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.
2. Кинематические показатели передвижения попеременным двухшажным классическим ходом у студентов МГОУ/ Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, А.И. Колдашов, М.Э. Чибрикова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 5258.
3. Подготовка студентов Московского государственного областного университета с помощью игрового метода на занятиях физической культурой / С.А. Якушин, Э.А. Чибриков, А.И. Колдашов, М.Э. Чибрикова, В. Д. Бакланов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. -№ 11 (189). - С. 607-611.
4. Кривенцов А. Л. Проектирование целевых программ мезоциклов в спортивной деятельности биатлонистов / А.Л. Кривенцов, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 221-225.
5. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд. стер. - Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с. - (бакалавриат).
REFERENCES
1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.
2. Chibrikov, E.A. Yakushin, S.A., Koldashov, A.I. and Chibrikova M.E. (2020), "Kinematic indicators of movement by alternating two-step classical stroke", Chibrikov E.A., Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport, No. 1, pp. 52-58.
3. Yakushin, S.A. Chibrikov, E.A., Koldashov, A.I., Chibrikova, M.E. and, Baklanov, V.D. (2020), "Preparation of students of the Moscow State Regional University with the help of the game method at physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 607-611.
4. Kriventsov A. L. and Koldashov, A.I. (2020), "Designing targeted mesocycle programs in biathlon sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 221-225.
5. Vilensky, M.Ya. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2021
УДК 796.015.11
ВРАБАТЫВАЕМОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
Сергей Александрович Синенко, преподаватель, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Мурино; Игорь Николаевич Де-