Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО'

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СМЕШАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / НОРМАТИВЫ ГТО / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнова Екатерина Владимировна, Корнеев Павел Алексеевич

Периодическая смена форм обучения в технических вузах (очной и дистанционной) снижает результативность работы преподавателей физической культуры в направленном воспитании физических качеств. Подготовить студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО, определяющими уровень выносливости и силовых способностей при дистанционной форме обучения является актуальной проблемой. Авторы статьи разработали методику воспитания силовых способностей и выносливости, применяя методы функциональной тренировки, и апробировали её на занятиях физической культурой студентов Российского университета транспорта и Российского технологического университета МИРЭА. В статье публикуются результаты исследования подтверждающие, что применение данной методики на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» позволяет студентам технических вузов подготовиться к выполнению нормативов комплекса ГТО вне зависимости от формы проведения практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войнова Екатерина Владимировна, Корнеев Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES TO FULFILL THE REQUIREMENTS OF THE GTO COMPLEX

The periodic change of training forms in technical universities (full-time and distance) reduces the performance of physical culture teachers in the direction of education of physical qualities. Prepare students to fulfill the standards of the GTO complex, which determine the level of endurance and power abilities under the distance formation form is an urgent problem. The authors of the article developed the methodology for raising power abilities and endurance, applying the methods of functional training, and tested it in the physical culture of students of the Russian University of Transport and the Russian Technological University MIREA. The article publishes the results of the study confirming that the use of this technique in practical classes in the discipline "Physical Culture and Sport" allows students of technical universities to prepare for the fulfillment of the standards of the GTO complex, regardless of the form of practical training.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО»

методических подходов, сформированных в рамках ее контрольно-прогностического модуля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов И.С. Эффективность экспериментального педагогического проекта процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет с учетом закономерностей динамики и взаимообусловленности физических качеств / И.С. Анцупов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 11 (165). - С. 26-30.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Гужаловский A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры : груды. ученых соц. стран. - Москва : Физическая культура и спорт, 1984. - С. 211-224.

4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

5. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2001. - № 2. - С. 7-14.

6. Пашков Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - СПб. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /. Чернышенко Юрий Константинович. - Краснодар, 1998. - 50 с.

REFERENCES

1. Antsupov, I.S. (2918), "Efficiency of experimental pedagogical project of 7-10 years pupils' physical training process taking into account the regularities of dynamics and interdependence of physical qualities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 26-30.

2. Balsevich, V.K. (2000), Human ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow

3. Guzhalovsky, A.A. (1984), "The problem of "critical" periods of ontogenesis and its meaning for the theory and practice of physical education", Essays on the theory ofphysical culture, works. of scientists of soc. countries, Physical culture and sport, Moscow, pp. 211-224.

4. Lubysheva, L.I. (1997), "Modern value potential of physical culture and sports and ways of its development by society and personality", Theory and practice ofphysical culture, No. 6. pp. 10-15.

5. Lyakh V.I. (2001), "Improvement of specific coordination abilities ", Physical culture at school, No. 2, pp. 7-14.

6. Pashkov G.N. and Chernyshenko. K.Yu. (2015), "Modeling of the formation process for 9-10 years old schoolchildren personal sport culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 156-161.

7. Chernyshenko, Yu.K. (1998). Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool children, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2021

УДК 378.147+796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Екатерина Владимировна Войнова, старший преподаватель, Российский университет транспорта, Москва; Павел Алексеевич Корнеев, старший преподаватель, МИРЭА -Российский технологический университет, Москва

Аннотация

Периодическая смена форм обучения в технических вузах (очной и дистанционной) снижает результативность работы преподавателей физической культуры в направленном воспитании физических качеств. Подготовить студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО, определяющими уровень выносливости и силовых способностей при дистанционной форме обучения является актуальной проблемой. Авторы статьи разработали методику воспитания силовых способностей и выносливости, применяя методы функциональной тренировки, и апробировали её на занятиях физической культурой студентов Российского университета транспорта и Российского технологического университета МИРЭА. В статье публикуются результаты исследования подтверждающие, что применение данной методики на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» позволяет студентам технических вузов подготовиться к выполнению нормативов комплекса ГТО вне зависимости от формы проведения практических занятий.

Ключевые слова: Воспитание выносливости, силовые способности, смешанная форма обучения, нормативы ГТО, функциональная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p77-81

TECHNOLOGY OF TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES TO FULFILL THE REQUIREMENTS OF THE GTO COMPLEX

Ekaterina Vladimirovna Voynova, the senior teacher, Russian University of Transport, Moscow; Pavel Alekseevich Korneev, the senior teacher, MIREA - Russian Technological University, Moscow

Abstract

The periodic change of training forms in technical universities (full-time and distance) reduces the performance of physical culture teachers in the direction of education of physical qualities. Prepare students to fulfill the standards of the GTO complex, which determine the level of endurance and power abilities under the distance formation form is an urgent problem. The authors of the article developed the methodology for raising power abilities and endurance, applying the methods of functional training, and tested it in the physical culture of students of the Russian University of Transport and the Russian Technological University MIREA. The article publishes the results of the study confirming that the use of this technique in practical classes in the discipline "Physical Culture and Sport" allows students of technical universities to prepare for the fulfillment of the standards of the GTO complex, regardless of the form of practical training.

Keywords: endurance education, strength abilities, mixed form of training, GTO standards, functional training.

ВВЕДЕНИЕ

В год 90-летия основания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» особенно ценно поделиться практическим опытом подготовки студентов технических вузов к выполнению требований комплекса ГТО. Со времени возрождения в современной России тестирования уровня физической подготовленности населения (5 октября 2015 года был подписан указ о возрождении Президентом РФ), проблема подготовки к сдаче нормативов была разносторонне изучена специалистами. Однако, с 2020 года процесс обучения студентов многих технических вузов стал проходить с использованием очной и дистанционной формы. Подобные условия работы активизировали преподавательский творческий поиск приемлемых методик в обучении студентов на практических занятиях физической культурой.

Подготовка студентов к выполнению требований нормативов ГТО является одной из задач учебного процесса на Кафедре «Физическая культура и спорт». В 2020-2021 учебном году практические занятия по дисциплине проводились, используя смешанную форме обучения. Для взаимодействия со студентами использовалась платформа Microsoft Teams. Это учебное пространство позволяло проводить практические занятия по физической культуре в форме видео-урока. Преподавателям на дистанционных занятиях физиче-

ской культурой необходимо было учитывать ограниченность рабочего пространства студентов в домашних условиях и при этом найти приемлемые способы направленного воспитания физических качеств, необходимых для успешного прохождения испытаний комплекса ГТО [1].

Изучив статьи, посвященные воспитанию общей выносливости студентов, используя методы функциональной тренировки, была выдвинута гипотеза, что с помощью подобных методик на смешанных занятиях физической культуры (очных и дистанционных) можно подготовить студентов технических вузов к выполнению требований нормативов ГТО, тестирующих силовые способности студентов и их выносливость. Бег на 3000 метров у юношей, прыжок в длину с места и максимальное количество сгибаний-разгибаний туловища из положения лежа за 1 минуту.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Чтобы повысить уровень силовых способностей и выносливости на дистанционных и очных практических занятиях преподавателями были изучены методы функциональной тренировки. Методика была выбрана, потому что для таких занятий не требуется большого рабочего пространства. Функциональная тренировка была разработана для занимающимся с низким уровнем физического развития. Упражнения состояли из привычных функциональных движений таких как ходьба, бег, приседания, наклоны и.т.д. Однако, современные тренировочные комплексы имеют различную сложность, преподаватель может моделировать нагрузку в зависимости от уровня физического развития занимающихся и от учебных задач. Движения выполняются с разной интенсивностью без перерыва. Минутные интервалы отдыха разделяют в комплексе упражнения, направленные на развитие разных групп мышц (ног, рук и верхнего плечевого пояса, мышц брюшного пресса). Принцип построения тренировки - круговой, интервальный. [1, 2, 3].

Цель исследования: разработать методику воспитания силовых способностей и выносливости студентов технических вузов при проведении занятий в очной и дистанционной форме.

Задача исследования: найти приемлемые и эффективные способы направленного воспитания физических качеств, необходимых для успешного прохождения испытаний комплекса ГТО. Экспериментально обосновать эффективность предложенной методики.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью подтверждения предложенной гипотезы был проведен эксперимент на базе Российского университета транспорта (МИИТ) и Российского технологического университета МИРЭА. Исследования проводились в 2020-2021 учебном году. Были изучены силовые способности и выносливость студентов технических вузов имеющих основную медицинскую группу здоровья, без пропусков посещающих занятия по физической культуре. Студенты были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 30 человек в каждой. В качестве оценки уровня выносливости студентов было проведено тестирование студентов в беге на 3000 метров (испытание №1). Динамику в воспитании силовых способностей рассматривали с помощью измерения количества отжиманий (испытание №2) и в определении максимального количества поднятий туловища из положения лежа за минуту (испытание №3). Обе группы тестировались в начале и в конце эксперимента. Выбранные тесты являются испытаниями комплекса ГТО [1;2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице зафиксированы результаты испытаний в беге на 3000 метров, отжиманиях и поднятии туловища из положения лежа (количество повторений за минуту). Достоверность различий оценивалась по ^критерию Стьюдента. Сравнивались показатели тестов экспериментальной и контрольной групп.

Таблица - Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп

Испытания Группы Результаты в начале учебного года Результаты в конце учебного года Отклонения Квадраты отклонений

№1 - 3000 м ЭГ (п=30) 14.6 13.2 23.61 39.57

КГ (п=30) 14.4 13.8 8.3 11.19

№2 - Отжимания ЭГ (п=30) 29.6 39.4 -156 1726

КГ (п=30) 29.4 31.8 -61 433

№3 - Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз за 1 минуту) ЭГ (п=30) 36.5 46.2 -156 1648

КГ (п=30) 36.9 39.6 -43 187

Результаты испытания №1 экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента улучшились. В КГ финальный результат эксперимента повысился (в зоне значимости) 1эмп=3.2 при критических значениях р<0.05=2.13 и р<0.01=2.25 что составляет 4.5%. Конечный результат ЭГ достоверен 1эмп=10.2 при критических значениях р<0.05=2.13 и р<2.95 что составляет 9.6%. Уровень выносливости студентов ЭГ по сравнению с КГ повысился на 5.1%.

Начальные показатели выносливости студентов обеих групп были практически равны и средний показатель у обеих групп был ниже норматива, соответствующего бронзовому знаку ГТО в беге на 3000 метров (КГ=14.4, ЭГ=14.6 при нормативе 14.3). Однако в конце эксперимента средний результат студентов ЭГ стал 13.2 при нормативе на серебряный знак ГТО-13.4. Показатель результатов бега студентов КГ соответствовал требованиям сдачи норматива на бронзовый знак.

Каждая группа улучшила показатели в тестах в конце эксперимента в испытании №2. КГ показала достоверный результат Ьэмп=4.2 в зоне значимости при р<0.05=2.13 и р<0.01=2.95 что составляет 7.5%. Также достоверные изменения были выявлены у студентов ЭГ 1-эмп=10.6 в зоне значимости при р<0.05=2.13 и р<0.01=2.95 что составляет 24.8%. При сравнении результатов двух групп, студенты ЭГ улучшили свои показатели в конце эксперимента на 17.3%. Средний результат студентов ЭГ соответствует результату испытаний ГТО на серебряный знак. Средний результат КГ остался на уровне выполнения норматива на бронзовый знак ГТО.

Испытания №3. Были выявлены достоверные различия результатов КГ 1-эмп=5 при р<0.05=2.13 и р<0.01=2.95 - это 7%. Показатели результатов ЭГ по сравнению с начальными результатами увеличились на 21%, это на 14% больше, чем в КГ. При сравнении результатов тестов обеих групп с требованиями испытаний нормативов ГТО, в начале года средний результат обеих групп соответствовал нормативу бронзового знака. В конце года средние показатели тестирования ЭГ повысились до результата, соответствующего требованиям на золотой знак ГТО. Средний результат КГ соответствует нормативу серебряного знака.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного эксперимента позволили сделать вывод, что при периодической смене форм обучения (очной и дистанционной) на занятиях физической культурой в течение учебного года 2020-2021 уровень выносливости и силовых способностей студентов повысился. Воспитанию данных физических качеств способствовала разработанная методика с использованием функциональной тренировки.

Применение данной методики на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» позволяет студентам технических вузов подготовиться к выполнению требований нормативов комплекса ГТО шестой ступени вне зависимости от формы проведения практических занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войнова Е.В. Актуальные проблемы воспитания выносливости студентов РУТ (МИИТ) в профессионально-прикладной физической подготовке будущих специалистов транспортной отрасли / Е.В. Войнова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - № 1 (35). -С. 27-36.

2. Войнова Е.В. К вопросу о воспитании выносливости студентов на занятиях физической культурой с использованием дистанционных форм обучения / Е.В. Войнова, О.И. Воробьев, Л.И. Севбянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №5 (195). - С. 68-71.

3. Махов С.Ю. Совершенствование физической подготовки рукопашников методом функциональной тренировки / С.Ю Махов, Р.В. Еремин // Автономия личности. - 2020. - № 1 (21). - С. 166-177.

REFERENCES

1. Voinova E.V. (2021), "Actual problems of endurance education of students of RUT (MIIT) in the professionally applied physical training of future specialists of the transport industry", Physical education and sports training, No. 1 (35), рр. 27-36.

2. Voinova. E.V., Vorobiev. O.I. and Sevbyanova. L.I. (2021), "On the issue of upbringing students' endurance at physical culture lessons using distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), рр. 68-71.

3. Makhov S.Y. and Eremin R.V. (2020), "Improvement of physical training of hand-to-hand fighters by the method of functional training", Personality autonomy, No. 1 (21), рр. 166-177.

Контактная информация: voynova.1974@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2021

УДК 796.814

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГОБОРЬЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ-САМБИСТОВ

Исмаил Азимович Гаджиев, преподаватель, капитан внутренней службы, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию функционального многоборья и возможности его применения в тренировочном процессе подготовки борцов-спортсменов. Статья освещает проблему адаптирования и внедрения в программу подготовки борцов-самбистов комплексов функционального многоборья с целью достижения наилучшего спортивного результата. Функциональное многоборье выступает средством повышения физической подготовки спортсменов для различных видов спорта, однако в самбо применение данной методики является наиболее емкостным и эффективным. Поэтому в методику подготовки спортсменов по такому виду спорта, как самбо необходимо включать комплексы функционального многоборья, которые позволят достичь значительного роста уровня подготовки спортсменов с минимальными экономическими затратами на снаряжение, поскольку для функционального многоборья необходим собственный вес спортсмена и минимальный спортивный инвентарь. Специфичность функционального многоборья в вопросе включения в методику подготовки борцов-самбистов и как средства повышения силовой выносливости состоит в том, что необходимо иметь разработанные комплексы тренировок для различных этапов тренировочного процесса. Наибольшим преимуществом функционального многоборья является то, что у него высокий уровень валидности и вариативности составления тренировочных комплексов.

Ключевые слова: физическая подготовленность курсантов, функциональное многоборье, высокоинтенсивная тренировка, методы организации тренировки, практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.