Научная статья на тему 'Оценка эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тела студентов'

Оценка эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тела студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДИКА РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕНСИВНОСТИ И ОБЪЕМА НАГРУЗКИ / PHYSICAL FITNESS / STUDENTS / METHODS OF REGULATED CLASSES AT THE UNIVERSITY / INDICATORS OF INTENSITY AND VOLUME OF LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федякин Александр Александрович, Кортава Жанна Георгиевна, Федякина Лидия Константиновна, Заплатина Наталья Юрьевна

Представлен метод оценки эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тел студентов. Рассматриваются особенности, построения занятий по физической культуре, обусловленные использованием различных средств физического воспитания, которые оказывают существенное влияние на эффективность занятий. Показано, что особенности планирования (учебный план), оказывают существенное влияние на эффект регламентированных занятий. Рассматривая динамику компонентного состава тел студентов в качестве основных показателей, влияющих на эффективность занятий, следует отметить, что существенное влияние оказывает объем двигательной активности. Поэтому необходимо учитывать показатели объема и интенсивности нагрузки во время регламентированных занятий. Акцентируя внимание на особенностях планирования, авторы отмечают необходимость централизованного управления процессом построения регламентированных занятий по физической культуре, который должен найти свое отражение в содержательной части ФГОС последующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федякин Александр Александрович, Кортава Жанна Георгиевна, Федякина Лидия Константиновна, Заплатина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of physical activity by indicators of dynamics of body composition component of the students

The method of evaluating the effectiveness of physical training by the indicators of the dynamics of the component composition of the students ' bodies is presented. The article considers the features caused by the use of various means of physical culture, which have a significant impact on the effectiveness of classes. It is shown that the features of planning (curriculum) have a significant impact on the effect of regulated classes. Considering the dynamics of the component composition of students’ bodies as the main indicators that affect the effectiveness of classes, it should be noted that the volume of motor activity has a significant impact. Therefore, it is necessary to take into account the indicators of the volume and intensity of the load during the regulated classes. Focusing on the features of the planning, the authors note the need for centralized management in the process of building up the regulated classes in physical culture, which should be reflected in the content of the state educational standard of the subsequent generations.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тела студентов»

Исходя из проведенного анализа протоколов I и П фестивалей студентов России по многоборью ГТО в 2018, 2019 гг., можно разработать ряд рекомендаций, направленных на повышение спортивного уровня студенческих команд вузов. Проводить соревнования в период (с 15 октября по 15 ноября) в южных городах (Сочи, Туапсе, Ялта). Разделить вузы по группам: до 5000 обучающихся; от 5000 до 10000 обучающихся; свыше 10000 обучающихся. Сделать спортивную классификацию по многоборью ГТО (мастер спорта России, кандидат в мастера спорта, I, II, III спортивный разряд). Разработать раздельный команд -ный зачёт среди женских и мужских команд. Проводить фестивали ГТО и чемпионаты России среди студентов высших учебных заведений ежегодно. Проводить отборочные соревнования, фестивали и чемпионаты среди министерств с последующими допусками: Министерство высшего образования - 15 команд; Министерство сельского хозяйства - 10 команд; Министерство здравоохранения - 10 команд. К участию в финальных соревнованиях допускать всего 35 команд. Упростить документальный допуск на соревнования для студентов дневных отделений, ординаторов, аспирантов (16-28 лет). В перечень документов рекомендуется включить: зачетную книжку студента; студенческий билет; паспорт; удостоверение аспиранта (ординатора); допуск врача к соревнованиям (заявка); медицинский полис; страховку на соревнования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне». -URL : http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fïzkulturno-sportivnom-kompleks-gto/ (дата обращения: 18.02.2019).

REFERENCES

1. All-Russian sports complex "Ready for work and defense" (2014), available at: www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/

Контактная информация: lassie1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО

ПОКАЗАТЕЛЯМ ДИНАМИКИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА

СТУДЕНТОВ

Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Георгиевна Кортава, кандидат педагогических наук, доцент, Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Заплатина, старший преподаватель, Сочинский государственный университет

Аннотация

Представлен метод оценки эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тел студентов. Рассматриваются особенности, построения занятий по физической культуре, обусловленные использованием различных средств физического воспитания, которые оказывают существенное влияние на эффективность занятий. Показано, что особенности планирования (учебный план), оказывают существенное влияние на эффект регламентированных занятий. Рассматривая динамику компонентного состава тел студентов в качестве основных показателей, влияющих на эффективность занятий, следует отметить, что существенное влияние оказывает объем двигательной активности. Поэтому необходимо учитывать показатели объема и интенсивности нагрузки во время регламентированных занятий. Акцентируя внимание на особенностях планирования, авторы отмечают необходимость централизованного управления процессом построения регламентированных занятий по физической культуре, который должен найти свое отражение в содержательной части ФГОС последующих поколений.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, методика регламентированных занятий в вузе, показатели интенсивности и объема нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p437-440

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL ACTIVITY BY INDICATORS OF DYNAMICS OF BODY COMPOSITION COMPONENT OF THE

STUDENTS

Alexander Alexandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Zhanna Georgievna Kortava, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lidia Konstanti-novna Fedyakina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yuryevna Zaplatina, the senior teacher, Sochi State University

Abstract

The method of evaluating the effectiveness of physical training by the indicators of the dynamics of the component composition of the students ' bodies is presented. The article considers the features caused by the use of various means of physical culture, which have a significant impact on the effectiveness of classes. It is shown that the features of planning (curriculum) have a significant impact on the effect of regulated classes. Considering the dynamics of the component composition of students' bodies as the main indicators that affect the effectiveness of classes, it should be noted that the volume of motor activity has a significant impact. Therefore, it is necessary to take into account the indicators of the volume and intensity of the load during the regulated classes. Focusing on the features of the planning, the authors note the need for centralized management in the process of building up the regulated classes in physical culture, which should be reflected in the content of the state educational standard of the subsequent generations.

Keywords: physical fitness, students, methods of regulated classes at the University, indicators of intensity and volume of load.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе используются различные по направленности средства физической культуры: спортивные и подвижные игры, кроссовый бег и скандинавская ходьба, атлетическая гимнастика и мн. др. Представляется, что использование того или иного средства в процессе занятий, может оказывать различный тренировочный и оздоровительный эффект. Рассматривая возможность оценки эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тела студентов, авторы прекрасно понимают многоас-пектность рассматриваемой проблемы, т.к. на изменение состава тела могут оказывать влияние и другие факторы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, биоимпедансный анализ состава тела студентов (весы TANITA BC 601). Биоимпедансный анализ состава тела рассматривается Э.Г. Мартиросовым с соавт. [1] как неинвазивный и достаточно надёжный метод исследования. В настоящем исследовании приняли участие студенты двух учебных групп I курса (n=47), занимающиеся физической культурой два раза в неделю по 2 часа. В процессе занятий одна группа (Э1) преимущественно использовала игру в волейбол, другая группа (Э2) занималась в тренажерном зале. Подготовительная часть занятий была одинаковой для обеих групп и включала шесть минут степа, 12 минут медленного бега общеразвивающие и специальные беговые упражнения. Анализ состава тела осуществлялся в начале осеннего семестра (сентябрь) и в конце семестра (декабрь) в соответствии с рекомендациями по использованию весов TANITA BC 601.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Использование волейбола при прохождении элективных дисциплин по физической культуре и спорту приводит (рисунок) к увеличению процентного содержания жира в организме на 6,8%, висцерального жира на 18,4%. Мышечная масса увеличилась незначительно на 0,6%. На 3.8% уменьшилось процентное содержание воды в организме. По-видимому, это обусловлено тем, что значительная часть студентов только учатся играть в волейбол. Значительна часть времени отводится изучению технических приемов волейбола, а во время игры, успешность игры зависит от выполненной или не выполненной подачи. При этом двигательная активность студентов снижается, а это влияет на изменение компонентного состава тела [2].

Использование занятий в тренажерном зале в курсе элективных дисциплин по физической культуре и спорту приводит (рисунок) увеличению мышечной массы на 2,7%. Отмечаем, что процентное содержание жира, веса тела, висцерального жира и процентного содержание воды в организме изменилось незначительно. Занятия в тренажерном зале проводились по методу круговой тренировки, интенсивность нагрузки подбиралась с учетом уровня физической подготовленности каждого студента.

_18,4

% 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0 -5,0

6,8

2,7

0,3

0,4

0,9

2,7

0,6

-1,2

-3,8

□ Ряд1 аРяд2

Рисунок. Изменение компонентного состава тела студентов в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре (ряд 1 - волейбол, ряд - 2 занятия в тренажерном зале; 1- процентное содержание жира, 2 - вес тела, 3 - процентное содержание воды, 4 - висцеральный жир, 5 - мышечная масса)

Разумно предположить, что индивидуально подобранная величина нагрузки с учетом уровня физической подготовленности студентов [3] оказывает выраженное положительное воздействие на компонентный состав тела студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявленные особенности динамики компонентного состава тела студентов в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре с использованием волейбола и занятий в тренажерном зале, показывают возможность использования биоимпедансного анализа состава тела студентов, как одного из методов контроля эффективности использования различных по направленности средств физического воспитания в рамках регламентированных занятий в вузе. Следует отметить, что при этом необходимо учитывать цель и задачи, которые решаются в процессе прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре и спорту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Марти-росов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. - Москва : Наука, 2006. - 248 с. - ISBN 5-02-035624-7.

2. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Н.Ю. Заплатила // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

3. Федякин, А. А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.

REFERENCES

1. Martirosov E.G., Nikolaev D.V. and Rudnev, S.G. (2006), Technologies and methods of human body composition assessment, Nauka, Moscow.

2. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Yu. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.

3. Fedyakin A.A. and Kuvaldina, E.V. "Construction of official physical education lessons using student's fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 194-196.

Контактная информация: afkfed@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, Анатолий Васильевич

Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Людмила Николаевна Шелкова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Владимировна Цыганкова, магистрант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе с целью повышения ее эффективности на основе изучения мотивов, потребностей и интересов обучающихся педагогического вуза. Решены задачи изучения побуждающих мотивов к занятиям физической культурой и спортом, подбора средств физической культуры, повышающих интерес к занятиям и стимулирующих двигательную активность студентов. Проведено анкетирование обучающихся на 1, 2 и 3-х курсах университета им. А.И. Герцена с целью изучения основных мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Разработаны новые формы и методики совершенствования системы физкультурно-образовательной деятельности в вузе, стимулирующие обучающихся на индивидуально-ориентированное отношение к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: обучающиеся, мотивация, потребности, физическая культура и спорт, физ-культурно-спортивная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p440-445

EFFICIENCY OF MOTIVATIONAL APPROACH TO REALIZATION OF DISCIPLINE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AMONG THE TRAINED AT THE

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Alexander Mikhailovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, Anatoly Vasilievich

Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Nikolaevna Shelkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vladimirovna Tsygankova, the master student, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Abstract

The article discusses the organization of the pedagogical process in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university in order to increase its effectiveness on the basis of studying the motives, needs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.