REFERENCES
1. Kupavtsev, T.S. (2013), "Competence-based model of training of police officers of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 85-90.
2. Kupavtsev, T.S., Malinovsky, A.V. and Noskov, O.S. (2018), "About development in law-enforcement bodies of the Russian Federation of office and applied sport "Firing from military person-portable small arms"", Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogics and psychology, No. 59 (2), pp. 140-143.
3. Kupavtsev, T.S., Malinovsky, A.V. and Yurkin, D.V. (2017), "Development of professional and pedagogical competence of instructors of fire and physical training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogics and psychology, No. 56 (3), pp. 90-97.
4. Kupavtsev, T.S., Moiseenko, A.A. and Nikiforov, P.V. (2017), "Organization of competitions in firing as means of formation of image and promoting of service in police", Materials of the international scientific and practical conference "The State and the Right during an Era of Global Changes", on June 29, 2017, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul, pp. 321-323.
5. Kupavtsev, T.S. and Rybakov, V.N. (2009), "Patriotic education in higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as a pedagogical problem and the direction of improvement of educational work", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, No. 2, pp. 93102.
6. About police: federal law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12082530/.
7. About the strategy of national security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683, available at: http://base.garant.ru/71296054/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2018
УДК 796.011
БИОИМПЕДАНСНЫЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ТЕЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ СТУДЕНТОВ
Эльвира Геннадьевна Лактионова, кандидат педагогических наук, доцент,
Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Михайловна Нефедова, кандидат педагогических наук, доцент, Гузель Равильевна Мукминова, преподаватель, Сочинский государственный университет (СГУ)
Аннотация
В работе рассматриваются возможности использования биоимпедансного анализа состава отдельных сегментов тела студенток для выявления функциональной асимметрии в физическом развитии. Выявлены отдельные группы студентов с особенностями функциональной асимметрии, которые необходимо учитывать в процессе академических занятий физической культурой. Показано, что использование весов TANITA BC 601 в процессе биоимпедансного анализа состава отдельных сегментов тела студенток, является одним из показателей контроля, позволяющего на ранних стадиях выявлять нарушения осанки. Учет выявленных особенностей состава отдельных сегментов тела студенток позволит оптимизировать направленность физической нагрузки в процессе академических занятий по физической культуре и спорту в вузе.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, асимметрия, биоимпедансный анализ, состав отдельных сегментов тела, физическая нагрузка.
BIOIMPEDANCE ANALYSIS OF BODY COMPOSITION AS A METHOD OF ASSESSING THE FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE STUDENTS Elvira Gennadievna Laktionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lidia Konstantinovna Fedyakina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Nefedova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Guzel Ravilievna Mukminova, the lector, Sochi State University
Annotation
The article discusses the possibility of using bioimpedance analysis of the composition of individual segments of the body of students to identify the functional asymmetry in physical development. Certain groups of the students with features of functional asymmetry, which need to be considered in the course of academic occupations by physical culture, are revealed. It is shown that the use of weights TANITA BC 601 in the process of bioimpedance analysis of the composition of individual segments of the body of students, is one of the indicators of control, allowing early detection of posture disorders. The integration of the identified features of the composition of individual body segments of students allows optimizing the orientation of physical loads in the process of academic classes during physical culture lessons and sports training at the University.
Keywords: physical education of students, asymmetry, bioimpedance analysis, composition of individual body segments, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Показано [1, 2, 3], что контроль состава тела студенток, с использованием биоимпе-дансного анализа (весы TANITA BC 601), является достаточно надежным способом оценки эффективности построения занятий в рамках прохождения курса «Элективных дисциплин по физической культуре» в вузе. Результаты биоимпедансного анализа позволяют не только оценивать эффективность занятий, но и управлять процессом физического воспитания, подбирая наиболее эффективные средства, методы, величину и направленность физической нагрузки. Повышение двигательной активности студентов с учетом уровня физической подготовленности [4, 5] и особенностей физического развития в процессе физического воспитания представляется достаточно важным и актуальным. Поэтому, в качестве рабочей гипотезы предположили, что контроль состава отдельных сегментов тела студенток с использованием биоимпедансного анализа (TANITA BC 601), позволит выявить функциональную асимметрию и оптимизировать направленность физической нагрузки в процессе физического воспитания в вузе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование проводилось на кафедре физической культуры и спорта Сочинского государственного университета. В нем приняли участие студентки II и III курсов (n=132). Средний возраст студенток - 19,5±1,7 лет, длина тела - 1,65±0,07 м, вес тела - 57,2±6,7 кг. Анализ состава отдельных сегментов тела (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога) осуществлялся в соответствии с рекомендациями по использованию весов TANITA BC 601 в начале учебного семестра. Использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, биоимпедансный анализ состава отдельных сегментов тела студенток, общепринятые методы математической статистики. В настоящем исследовании левосторонняя и правосторонняя функциональная асимметрия развития конечностей определялась при отклонении верхней конечности от другой более чем на 0,1 кг, а нижней конечности более чем на 0,2 кг. Биоимпедансный анализ состава отдельных сегментов тела осуществлялся с использованием весов TANITA BC 601, который рассматривается многими специалистами [3] как оперативный, не инвазивный, и достаточно надёжный метод исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Среди студенток, принимавших участие в исследовании, выявлено значимое количество лиц, имеющих функциональную асимметрию развития верхних или нижних конечностей (более 50%). По-видимому, это обусловлено тем, что студентки преимущественно выполняют большинство бытовых двигательных действий одной (ведущей) конечностью. Анализировались результаты студенток, имеющих асимметрию развития верхних или нижних конечностей (п=69). В таблице представлены результаты, характеризующие левостороннюю или правостороннюю функциональную асимметрию развития верхних и нижних конечностей у студенток, участниц эксперимента. Отмечаем статистически достоверные различия мышечной массы и уровня процентного содержания жира в теле по каждому из сегментов у студенток, принимавших участие в экспериментальных исследованиях.
Таблица - Функциональная асимметрия развития верхних и нижних конечностей у студенток, участниц эксперимента (п=69)__
Показатели Значения (X±g)
Правая Левая
Мышечная масса руки, кг 2,30±0,67 2,18±0,67*
Уровень процентного содержание жира руки, % 22,3±7,94 24,2±7,93*
Мышечная масса ноги, кг 7,82±1,54 7,53±1,46*
Уровень процентного содержание жира ноги, % 25,9±8,90 25,0±9,06*
* отмечены статистически достоверные различия, при р=0,05, на основе X-критерия Ван-дер-Вардена (Г.Ф. Ла-кин, 1991)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумно предположить, что функциональная асимметрия развития верхних или нижних конечностей со временем может привести к нарушениям осанки. Поэтому, на занятиях по физической культуре следует уделить повышенное внимание развитию отстающего сегмента. Примерные подходы к организации процесса физического воспитания студентов, с учетом отстающих сторон физической подготовленности, рассматриваются в литературе [4, 5] и могут быть использованы при выявленной асимметрии развития верхних или нижних конечностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биоимпедансный анализ состава тела студенток, как диагностический метод проектирования физкультурно-оздоровительных занятий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Е.Н. Комисаров, Ю.А. Клюс // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 33-35.
2. Динамика состава тела и двигательная активность студенток в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Э.Г. Лактионова, Л.К. Федякина, Ю.А. Тумасян, Г.Р. Мукминова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 191-194.
3. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мар-тиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. - М. : Наука, 2006. - 248 с. - ISBN 5-02-035624-7.
4. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Н.Ю. Заплатила // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.
5. Федякин, А.А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.
REFERENCES
1. Vengerova, N.N., Piskun, O.E., Komissarov, E.N. and Klyus, Yu.A. (2018), "Bioimpedance-based body composition rating tests for academic health physical education service design", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 33-35
2. Laktionova, E.G., Fedyakina, L.K., Tumasyan, J.A. and Mukminova, G.R. (2018), "Body composition dynamics and motor activity of the female students within the elective disciplines in physical
education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 191-194.
3. Martirosov, E.G., Nikolaev, D.V. and Rudnev, S.G. (2006), Technologies and methods of human body composition assessment, Nauka, Moscow, IS5BN 02-035624-7
4. Kortava Z.G., Fedyakin А.А., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Yu. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1 (155), pp. 126-129.
5. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Construction of official physical education lessons using students fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 194-196.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 03.09.2018
УДК 796.853.23
БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ПОДСЕЧКОЙ В КОЛЕНО (HIZA-
GURUMA)
Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий
Александрович Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий
Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Анатольевич Яшкин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный
университет
Аннотация
В статье проводится анализ броска подсечкой в колено (Hiza-Guruma). Целью исследования было установить физическую основу приема. Для анализа использовалась классификация бросков, ранее предложенная авторами. В соответствии с этой классификацией броски были разделены на четыре группы: группу пары сил, рычага, блока и комбинированную группу. Для проведения исследования использовались видеозаписи, расположенные в сети Internet на видеохостинге You Tube. Демонстрация приемов на видеозаписях осуществлялась спортсменами высокой квалификации. Установлено, что бросок подсечкой в колено может выполняться за счет рычага или за счет комбинации рычага и блока. Полученные данные могут быть использованы для построения учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ, спортивных клубах с обучающимися старшего возраста, а также в процессе занятий по физической культуре в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: дзюдо, самбо, подсечка, Hiza-Guruma.
BIOTECHNICAL ANALYSIS OF THROWS BY UNDERCUTS IN THE KNEE (HIZA-
GURUMA)
Alexey Grigorievich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National
State University of Physical Education, Sport and Health, Russia, St. Petersburg; Dmitry Ale-xandrovich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Alexan-drovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Anatol-yevich Yashkin, Senior Lecturer, St. Petersburg State University
Annotation
In the article, the analysis is made for throw by the undercut in the knee (Hiza-Guruma). The aim of the study was to establish the physical basis of the throw. For the analysis, the classification of throws, previously proposed by the authors, was used. According to this classification, the shots were divided into four groups: a pair of forces, a lever, a block and a combined group. For the study, video recordings were used, located on the Internet on the video hosting You Tube. As a result of the work carried out, it was established that the throw Hiza-Guruma can be performed by means of a lever or by a combination of a lever and a block. The data obtained can be used to build the training process in the Youth Sports School, teenagers and youth clubs with older students, and also in the process of physical education at higher