2. Григорьев, В.И. Кейс-технологии в атлетической подготовке студентов / В.И. Григорьев, А.Б. Маховиков, С.А. Сидоренко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3.- С. 17-20.
3. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
4. Дементьев, К.Н. Проектные возможности физической культуры студентов в новых условиях / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, О.В. Пристав, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 10-12.
5. Малинина, С.В. Методическое обеспечение стандартов дисциплины «Физическая культура и спорт» / С.В. Малинина, В.И. Григорьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 202-205.
6. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол №10 от 3 сентября 2018 г.) // URL : http:// www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/ (дата обращения: 14.09.2019).
REFERENCES
1. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation till 2020, available at: https://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/.
2. Grigoriev, V.I., Mahovikov, A.B. and Sidorenko, S.A. (2019), '^ase technologies in athletic training of the student", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 3, 2019, pp. 17-20.
3. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I., Chistyakov, V.A. and Kim Djon Kil. (2011), "Competence approach to the students individual educational trajectories design", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 1 (71), pp. 35, pp. 35-41/
4. Dementiev, K.N, Mironova, O.V, Pristav, O.V. and Grigoriev, V.I. (2015), "Project possibilities of the students physical culture in new conditions", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 10, pp. 10-12.
5. Malinina, S.V. and Grigoriev, V.I. (2018), "Methodological support of the standards for discipline "Physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 201-205.
6. Passport of the national project "Education". Approved by the strategic development and national projects presidium of the advisory council under the President of the RF (2018), available at: http: // www. econom22 .ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2019
УДК 796.011:004
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ЭЛЕКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
Интернет-ресурсы рассмотрены в статье с науковедческих позиций как социокультурный инструмент кодификации смыслов, формирующих систему координат и движущих сил развития элективной физической культуры (ЭФК). По итогам фрактального анализа выделены главные факторы, обеспечивающие попадание представленных в интернете технологий в систему жизненных приоритетов студентов. Проанализированы связи стимулирующих и демотивирующих факторов, определяющие глубину погружения студентов в предмет, готовность к овладению компетенциями ФГОС ВО 3++. Показано, что конструктивно-преобразующие функции интернета оказывают влияние на выбор
управленческих решений по организации учебного процесса. Формируют инновационную среду, мотивируют студентов к овладению компетенциями по физической культуре и спорту. Реализация этих функций происходит за счет внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс - создание информационно-образовательной среды вуза. Решение задачи отвечает современным вызовам и диктует необходимость пересмотра управленческих функций в системе: «ценности ЭФК - качество жизни - стимулы соматического развития».
Ключевые слова: генерация, интернет-ресурсы, мотивы, репликация, стимулы, форсинг, электронные образовательные технологии, дистанционное обучение.
ROLE OF INTERNET RESOURCES IN BUILDING UP ELECTIVE PHYSICAL
CULTURE
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Economic University; Vladimir Anatolievich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.
Petersburg; Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Space Academy named after A.F. Mozhaysky, St. Petersburg
Annotation
Internet resources have been considered in the article from the scientific standpoint as a sociocultural tool for codifying the meanings, forming the coordinate system and driving forces for development of the elective physical culture (EPC). Following the results of the fractal analysis, the main factors, ensuring the entry of the technologies, being presented in the Internet into the system of students' life priorities, have been identified. The correlation of the stimulating and demotivating factors, determining the depth of the students' immersion in the subject, readiness to master the competencies of the Federal State Educational Standard 3+, have been analyzed. It has been shown that the constructively transforming functions of the Internet influence on the choice of the managerial decisions covering the organization of the educational process. They form the innovative environment, motivating the students to master the competencies in physical education and sports. Implementation of these functions is due to the introduction of remote educational technologies in the educational process - the creation of the information and educational environment of the university. The solution to this problem meets modern challenges and necessitates the review of the managerial functions in the system: "values - EPC - quality of life - incentives for somatic development".
Keywords: generation, Internet resources, motives, replication, incentives, forcing, e-educational technologies, e-learning.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура постулирована в Сети как экосистема, фундаментальная модель человеческой природы, стремящейся к гармонии развития и здоровью. Её развитие -очередная ступень в эволюции данного культурного сегмента. Это самостоятельная индустрия услуг, вовлекающая студентов в симбиотический процесс обмена информацией, идеями, энергией и ресурсами. Ресурсная база экосистемы сосредоточена на регуляцию по-требностно-мотивационной сферы молодой аудитории, на овладение необходимыми в XXI веке компетенциями и навыками. Ежедневно на функционирование экосистемы затрачивается 2 млрд. гигабайт интернет-трафика, 4,2 млн. поисковых запросов в «Google», 8,8 млрд. видео просмотров на «Youtube». Агрегация запросов позволяет оценить реальный спрос студентов на оздоровительные модели, проекты и стартапы двигательной активности.
Парадоксально, но предлагаемые в Сети технологические решения, обеспечивающие рост эффективности элективной физической культуры, на кафедрах оказались мало востребованными. Причины инертности очевидны - это избыточная апокрифичность интернет-публикаций, формирование у студентов завышенных ожиданий, а также зашорен-ность преподавательского корпуса и трудностями в аналитике большого массива данных в режиме реального времени [1].
Сегодня необходимо проанализировать возможности интернет-ресурсов (далее, ИР) и риски их использования в построении элективной дисциплины «Физическая культура и
спорт». Актуальность исследования проблемы продиктована «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и императивами ФГОС ВО 3++ [2]. Логично полагать, что репликация аффилированных потребностям и интересам средств ЭФК, обеспечит переход на более высокий качественный уровень построения учебного процесса. Последовательно принимая эту гипотезу, выделим задачи исследования вероятностных процессов, определяющих навигацию студенческих предпочтений в структуре ИР.
Исследовательская платформа решения задачи опирается на методологию конструирования мемов (В. Беньямин, Г. Маркузе), выбора траекторий интернет-коммуникаций (М. Кастельс, Э. Гидденс) и интернет-трафика (Н. Ходс, К. Лерман, М. Гладуэлл, И. Расторгуев). Решение проблемы вовлеченности студентов в занятия ЭФК, обеспеченный ИР, мотивирован паспортом Национального проекта «Образование» [3]. Дистанционное обучение, как технология передачи информации с использованием новейших информационных технологий, представляет собой естественную попытку перейти от классно-урочной формы обучения Я.А. Коменского к новым, современным способам передачи и приема информации с использованием средств Internet (Г. К. Селевко).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является преодоление ортодоксальности построения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе за счет управлении синергетически связанными структурами ИР.
МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Информационную базу исследования составили анализ интернет-сайтов с опорой на методологию мемов, чувствительную к изменению настроений студентов на занятиях ЭФК [4]. Проведен фрактальный анализ 1,5 тыс. твитов (от 300 пользователей), несущих оценки соответствия содержания занятий ЭФК брендам, предлагаемым в сети. По совокупности выделенных признаков эмулированы предиктивные графы, показывающие топологию связей интернет-мемов с ключевыми мотивами.
В построенной фрактальной модели выделены два полярных полюса притяжения -стимулирующий (SP) и демотивирующий (DP). В оценках «супер, cool» полюса SP проявляется гедонистический абсолютизм, мотивированный ожиданием неординарности и креативности занятий, новаторских идей (0,801). Мода на мировые бренды Discorobics, Dance Latino, Funky Jazz - следствие увеличения плотности и интенсивности информационных потоков, постулирующих новые возможности нарративных практик. Пароксизм оценок порождается эмоциональной избыточностью, воздействием на чувственные параметры моторики, достижением модельных параметров тела и кондиций (0,615) [5].
Глубинные модальности связей интернет-мемов SP характеризуют оценки модельных параметров физического развития - как преконструкт роста телесных возможностей и расширения двигательных пределов в мужской группе. Ключевые атрибуты брендов Barbell Workout, LB + Stretch, «Body & Mind» характеризуют культ тела, ожидание студентов быстрого развития мускулатуры и достижения устойчивых метаболических сдвигов (гиперплазии мышц) (0,602). Вместе с тем, постулирование в Сети ускорение телесного развития не сопровождается дискурсом о возможных издержках, рисках, закономерных дискомфортных ощущений (стресса), вызываемых адаптацией к нагрузкам.
Повышенный интерес студентов к боксу, каратэ, Tai-Chi порождается сэмплингом соединения несоединимого. Например, ассоциативных ожиданий быстрого роста духовности при развитии телесных кондиций. Наиболее востребованы методы action learning, сосредоточенные на росте телесных кондиций, энергетических ресурсов и резервных возможностей (0,577). Широкий спектр сервильных программ, предложенных Сетью, формирует ожидание высокого качества занятий ЭФК. В группу рисков попадает заппинг
(по S. Hemphill) - потребность в непрерывной смене вида занятий, преодолеваемая дифференциации управленческой сегментации ИР [6].
В структуре DP выражена интенция мемов, отражающих феномен «обманутого ожидания» - англ. defeated expectancy (по Т. Роббинсону). Она порождает конфликт между культовым брендингом, созданным в Сети, и стрессом, возникающем при реальной адаптации к нагрузке. В столкновении завышенных ожиданий и недостаточной рефлексии студентов создается новая реальность ЭФК. Критериальная фильтрация негативных мемов позволяет выделить точки бифуркации методической навигации учебного процесса, без своевременного решения которых перспективы развития ЭФК выглядят туманно. Негативизм отражает утрату сакральности физической культуры, утрату технологической ясности подготовки, неопределенность решаемых операционных задач (-0,861).
В полюсе DP выражена негативная оценка секвестирования позиционированного ОПОП объёма с 328 академических час. (при 2-х разовых занятиях), - до 216 час. (при одноразовых занятиях) (-0,745). Другой фактор, препятствующий инклюзии студентов -противоречие между «обязательностью» и «элективностью» занятий, ошибочно трактуемого студентами как «факультативность» (-0,601).
Феноменологичность негативных мемов диктуется аберрацией взаимодействия в системе «преподаватель - студент». Она порождается нереализованными ожиданиями «гибкости» в преодолении унылого однообразия используемых в реальных занятиях средств. В полюсе транслирована структура ослабленных связей: от пассивно-положительной, индифферентной, пассивной - до отрицательной, порождаемая силлогизмами фразеологии, используемым на занятиях тезаурусом и авторитарностью педагога (-0,563). Очевидно, что усилия кафедры в устранении противоречий носят паллиативный характер, требуют повышения инициативности в реализации функционала ИР в границах требований ФГОС ВО 3++.
Анализ мемов «скука», «отстой», «пустая трата времени» смещают угол зрения в сторону конфликта между ожидаемой и реальной эффективностью элективов. Наводят на размышление об утрате личностного смысла занятий и сомнений в достижимости кондиций ФГОС ВО 3++. ЭФК для этих студентов становится интровертной в своих возможностях и экстравертной в своей бесполезности [7]. Проявляется потребность в созерцании и рекреационной направленности занятий. Пороговый уровень мотивации диктуется получением минимального рейтинга БРК и «зачета» (-0,502).
Связи мемов показывают, что оценка ресурсной базы кафедры находится в одном ряду с оценкой эффективности обучающих технологий и педагогических компетенций. В них выражена аутентичность связей ожидания комфортных условий занятий и предлагаемой кафедрами изношенной материальной базы, отсутствия рекреационных зон (-0,500). Герметичность и законченность негативных мемов, сосредоточенных в полюсе DP плохо поддаются коррекции.
Очевидно, что интернет, как инструмент онлайн-образования, обретает фатальные размеры, выступая в качестве навигатора диверсификации ЭФК. Формируя представления студентов о ценностях физической культуры и жизненных стандартах, функционал ИР может быть использован в диагностике энтропии ЭФК. Использование интернет-ресурсов в вузах физической культуры началось еще в начале 21 века [11, 12]. В начале 21 века эксперты пророчили российскому рынку дистанционного обучения (ДО) бурный рост. Но уже в 2003 году говорили, что он не оправдал ожиданий, но, тем не менее, верили в его большой потенциал. На этот период приходился взрыв законотворчества по различным направлениям использования дистанционных образовательных технологий [8, c. 208].
Однако процесс реализации электронных образовательных ресурсов в образовательной среде вузов на протяжении последних 15 лет, происходит крайне медленно, хотя государство постоянно вводит в действие нормативно-правовые акты, направленные на создание электронной информационно-образовательной среды вузов [10]. Однако, известно, что
администрирование сверху дает положительный эффект, только при условии соответствия тренду, происходящих снизу социально-экономических процессов.
«Камнем преткновения стремительного роста рынка дистанционного обучения в России называют отсутствие качественного контента. Проблема качественного учебного контента существовала всегда, и будет существовать, - уверена Татьяна Котова, - и нужно заметить, что суть этой проблемы не связана непосредственно с дистанционным обучением. Академическое образование, к примеру, всегда сталкивалось с трудностью выбора грамотно написанных учебников». (http://www.trainings.ru/library/articles/?id=8611). С этим, можно согласиться, лишь частично, так как мы считаем, что это следствие, а не причина. До последнего времени считалось, что электронные учебники, электронные лекции, курсы - результат преобразования бумажного контента в электронный вид. Тем самым осуществлялся перенос общепринятой классно-урочный формы обучения в дистанционную форму. Современный студент, воспитанный на гаджетах, постоянно «сидящий» в социальных сетях или блуждающий по просторам интернета не заинтересован в самостоятельном изучении учебной дисциплины, пусть даже в ее электронном представлении, так как это требует определенных мыслительных усилий, поэтому процесс обучения ориентирован на применение «метода кнута, а не пряника».
Успешность западных систем дистанционного обучения во многом связана с полноценным использованием тьюторов дистанционного обучения. На Западе тьюторство имеет многовековую историю, может быть, поэтому переход на дистанционные образовательные технологии там прошел безболезненно. Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь ученику получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения. Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Опыт работы тьютора на примере подготовки заочников к сдаче экзаменов при поступлении в адъюнктуру военного вуза дал положительный эффект [10].
Элективный курс физической культуры представляет самостоятельную дидактическую единицу, удобную для создания на ее основе электронного образовательного ресурса. Таким образом перед преподавательским составом кафедры ставится ясная и понятная задача. Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. Таким образом, для успешной деятельности преподавателя дистанционных образовательных курсов его нужно готовить в качестве тьютора, например, пользуясь разработками [13], т.е. реализовать системный подход в обучении. Отметим, что до последнего времени на ФПК проводили переподготовку преподавателя в качестве пользователя системой moodle (почувствуйте разницу).
ВЫВОДЫ
Результаты исследования показывают, что интернет принадлежит имманентной культуре, где создается новая общественная модель физической культуры. В ней раскрываются константы человеческой природы, стремящейся к красоте, здоровью и социальным достижениям. Интернет-ресурсы придают ЭФК западную нормативность и становится организующим началом в выработке новых смысловых ориентиров. Анализ информационного массива является креатурой, транслирующий новые императивы, нормы и тезаурус дисциплины. Может быть использован для инклюзии студентов в занятия ЭФК, в росте комплементарности практических занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, Г.П. Информационное обеспечение физической культуры студентов / Г.П. Виноградов, В.И. Григорьев, И.Г. Виноградов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 46-50.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года // URL : https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 26.09.2019).
3. Паспорт национального проекта «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 10 от 3 сентября 2018 г.) // URL : http: // www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/ (дата обращения: 14.09.2019).
4. Marsden, P. Brand positioning: Meme's the Word // Marketing Intelligence and Planning. -2003. - Vol. 20. - Issue 5. - P. 307-312.
5. Аникина, Т.В. Интернет-мем в условиях современной коммуникации // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 8. - С. 54-58.
6. Student and school factors associated with school suspension: A multilevel analysis of students in Victoria, Australia and Washington State, United States / S.A. Hemphill, S.M. Plenty, T.I. Herrenkohl, J.W. Toumbourou, R.F. Catalano // Children and Youth Services Review. - 2014. - No. 3. - P. 187-194.
7. Григорьев, В.И. Влияние интернета на развитие элективной физической культуры в вузе / В.И. Григорьев // Физическое развитие студентов в современном мире : материалы международной научно-практической конференции. С.-Петербург, 11 апреля 2019 г - СПб., 2019. - С. 13-17.
8. Таймазов, В.А. инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
9. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
10. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
11. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 130 с.
12. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
13. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М. :Тверь : «СФК-офис», 2012 - 246 с.
REFERENCES
1. Vinogradov, G.P. (2017), "Informational support of the students' physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (146), pp. 46-50.
2. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation till 2020, available at: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (accessed 26 September 2019).
3. Passport of the national project «Education». Approved by the strategic development and national projects presidium of the advisory council under the President of the RF (Minutes №10, September 3 2018), available at: http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekt-programmy/ (accessed 14 September 2019).
4. Marsden, P. (2003), "Brand positioning: Meme's the Word", Marketing Intelligence and Planning, Vol. 20, Issue 5, pp. 307-312.
5. Anikina, T.V. (2016), "Internet meme in modern communication", New science: experience, tradition, innovations, No. 8, pp. 54-58.
6. Hemphill, S.A., Plenty, S.M., Herrenkohl, T.I., Toumbourou, J.W. and Catalano, R.F. (2014), "Student and school factors associated with school suspension: A multilevel analysis of students in Victoria, Australia and Washington State, United States", Children and Youth Services Review, No. 3, pp. 187-194.
7. Grigoriev, V.I. (2019), "The influence of the Internet on development of the elective physical education at the university", The physical development of students in the modern world: Proceedings of the International scientific and practical conference, April 11, 2019, Saint-Petersburg, pp. 13-17.
8. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at Lesgaft University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
9. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
10. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
11. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
12. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
13. Kovaleva, T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
УДК 376.24
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ
Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт
Аннотация
Нейроциркуляторная дистония - синдром нарушений сердечно-сосудистой системы и её функций. В исходном состоянии при нейроциркуляторной дистонии характерны признаки общей астении, гипотонии и брадикардии, что резко ослабляет адаптационные возможности организма. В результате проведенного курса традиционной физической реабилитации у девушек с нейроциркуля-торной дистонией удалось достичь небольшого увеличения резервных возможностей сердечной и дыхательной систем при некотором ослаблении проявлений гипотонии и брадикардии. Эффективность авторского варианта физической реабилитации показало возможность развития более выраженных позитивных изменений в организме за счет мощной активации на их фоне резервных возможностей основных систем жизнеобеспечения. Применение авторского варианта реабилитации доказало его преимущества и высокий оздоровительный потенциал.
Ключевые слова: реабилитация, гипотония, нейроциркуляторная дистония, йога, физическая активность.
PHYSICAL REHABILITATION OF ADOLESCENTS WITH NEUROCIRCULATORY
DYSTONIA
Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Yury Borisovich Kashenkov, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Natalia Grigoryevna Puchkova, senior lecturer, department chairman, Moscow Architectural Institute
Annotation
Neurocirculatory dystonia is a syndrome of disorders of the cardiovascular system and its functions. In the initial state, neurocirculatory dystonia is characterized by signs of general asthenia, hypotension and