могла бы быть положена модель выпускника, а также положения, содержащие или учитывающие:
- региональный компонент, составленный на основе учета климатогеографических и экологических особенностей проживания;
- педагогическую технологию формирования устойчивой мотивации к двигательной активности, поддержания и укрепления здоровья, навыки самоконтроля и самооценки достижений как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности;
- многоуровневую программу физкультурного образования, которая позволит педагогу учитывать индивидуальный темп овладения знаниями, умениями и навыками и осуществлять своевременную прямую и обратную связь, коррекцию процесса физического воспитания.
Другой путь подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов видится в адекватном метрологическом обеспечении квали-метрии.
Как известно, основным объектом метрологии являются измерения, средства, виды и методы измерений. При этом одной из главных задач метрологии является обеспечение единства измерений [2].
Измерение показателей физкультурного образования видимо целесообразно проводить такими методами измерений, как инструментальный, экспертный и комбинированный.
Если использование инструментального метода при измерении показателей качества не вызывает больших трудностей у экспериментаторов, например, при измерении антропометрических показателей физического развития человека, его биохимических и энергетико-функциональных параметров при оценке работоспособности, то экспертный и комбинированный методы измерений требуют особого подхода и остаются предметом исследования.
Третьим путем подхода к управлению качеством физкультурного образования в подготовке специалистов в ВПО как раз и должна явиться система обеспечения объективности и точности оценок при использовании всех выше указанных методов измерения качества.
На наш взгляд, разработка проблемы, связанной с управлением качеством физкультурного образования в подготовке специалистов на основе обеспеченной системы квалиметрии, является своевременной и позволит значительно повысить уровень эффективности учебно-воспитательного процесса, коммуникабельности и здоровья занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 24 с.
2. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 232 с..
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Александр Иванович Турков, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий. Автором выявлена ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предпри-
ятий. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: управление; профессиональная подготовка; руководители охранных предприятий.
TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING MANAGEMENT OF HEADS OF THE SECURITY ESTABLISHMENTS Alexander Ivanovich Turkov, competitor,
Military Institute of Physical Education,
Saint-Petersburg
Abstract
In work results of the conducted research on working out of technology of management by professional training of chiefs of the security enterprises are presented. The author reveals structure of the pedagogical conditions necessary for increase of management efficiency by professional training of chiefs of the security enterprises. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.
Key words: management; professional training; chiefs of the security enterprises.
На руководителей и сотрудников служб безопасности коммерческих фирм, банков, охранных агентств возлагается большая ответственность по защите жизни и здоровья граждан (П. Закревский, 2008; И.Б. Линдер, 2008). Однако, как свидетельствуют исследования в данной области, уровень профессиональной подготовленности руководителей охранных предприятий остается недостаточным (С. Аргеткин, 2008; Л. Ве-денов, 2007; В.В. Кабачный, 2007 и др.).
В настоящее время ведется активный поиск путей совершенствования управленческой деятельности руководителей охранных предприятий. Очевидно, что без четко построенной организационной структуры, а также системы управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий качественное решение указанных задач невозможно.
В результате проведенного опроса руководителей охранных предприятий были установлены перспективные рубежи, которые они определяют для себя в процессе профессиональной деятельности. К ним относятся: овладение отдельными элементами управления охранным предприятием на максимально возможном уровне; выявление современных, наиболее эффективных методов управления и овладение ими; освоение специфических навыков управления коллективом; разработка своего неповторимого стиля управления охранным предприятием.
В процессе исследования обосновывались педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий, а также выявлялись факторы, определяющие успешность их профессиональной деятельности. Для этого был проведен опрос специалистов в сфере управления. Всего в опросе приняли участие 87 человек. Результаты опроса представлены в таблице 1.
В ходе дальнейшего исследования представителям организаций был задан вопрос о том, какие отрицательные моменты они могут выделить в работе охранных предприятий. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Для определения структуры управленческих действий руководителей охранных предприятий нами был проведен факторный анализ их профессиональной деятельности (табл. 3).
Проведенный факторный анализ структуры управленческих действий руководителей охранных предприятий позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие успешность их профессиональной деятельности.
В ходе дальнейшего исследования разрабатывалась технология управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий и экспериментально проверялась ее эффективность.
Таблица 1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой ________________руководителей охранных предприятий (п=87)________________
Значимость (ранговое место) Основные педагогические условия, необходимые для повышения эффективности управления профессиональной подготовкой Ранговый показатель, %
1 Наличие эффективной технологии управления охранным предприятием 18,2
2 Профессиональная компетентность преподавательского состава, осуществляющего обучение руководителей охранных предприятий 17,8
3 Учет индивидуальных способностей руководителей при их подборе и расстановке 15,3
4 Наличие необходимой программы для обучения руководителей охранных предприятий 14,7
5 Методическое обеспечение профессиональной деятельности руководителей охранных предприятий 12,8
6 Обеспечение здорового морально-психологического климата в трудовых коллективах охранных предприятий 11,2
7 Разработка комплекса мер по повышению мотивации руководителей к профессиональной деятельности 6,1
8 Создание необходимых условий для постоянного самосовершенствования субъектов управления 3,9
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос о том, какие отрицательные моменты они могут выявить в работе охранных предприятий Санкт-Петербурга
Варианты ответов % опрошенных,
Непрофессиональная работа, низкий профессиональный уровень подготовки 4,8
Долго едут на вызов, медленное реагирование 3,6
Высокая, завышенная стоимость услуг 3,6
Безответственность, несерьезное отношение к объектам охраны 3,6
Сами провоцируют хищения, воровство, близость к криминальным структурам 2,4
Невысокая культура по отношению к тем, кого они охраняют 1,8
Возмещение ущерба длительное время, проблемы со страховкой 1,2
Внешний вид, форма 1,4
Нечеткость формулировки договоров 1,0
Пьянство сотрудников охраны 1,2
Не совпадают интересы по пользованию тревожной кнопкой 0,2
Невыполнение своих обязанностей по ночным дежурствам 0,4
Банкротство охранных предприятий 0,6
Невнимательность 0,1
Уровень оборудования 0,6
Узконаправленные полномочия 1,2
Чрезмерная дотошность 0,1
Если забываю пропуск, то проверяют по списку и паспорту 0,1
Раньше на время посещения забирали у посетителей паспорт, хотя не имеют на это права 0,1
Плохая психологическая подготовка охранников 2,1
Большая «текучесть» кадров 0,6
Низкий уровень обслуживания 0,3
Степень доверия к этим структурам 0,9
Плохой отбор сотрудников 0,6
Опоздания 0,1
Пренебрежение служебными обязанностями 1,1
Никаких отрицательных моментов 31,7
Не сталкивался 13,2
Затрудняюсь ответить 21,0
Таблица 3
Обобщенная факторная структура управленческих действий ___________руководителей охранных предприятий_________________________
№ п/п Факторы Факторные веса
1 2 3 4
1 Умение правильно поставить цель и задачи 0,328 0,271 0,752 0,302
2 Согласованность управленческой деятельности 0,476 0,247 0,442 0,108
3 Результативность совместной деятельности по управлению охранной организацией 0,652 0,749 0,102 0,052
4 Способность к коммуникациям и взаимодействию на разных уровнях 0,803 0,034 0,047 0,118
5 Профессиональная компетентность руководителей охранных предприятий 0,565 0,817 0,542 0,307
6 Владение современными методами психологопедагогического воздействия на процессы и объекты управленческой деятельности 0,718 0,352 0,401 0,111
7 Стратегическое мышление и прогнозирование 0,112 0,211 0,689 0,412
8 Экономическая и юридическая грамотность руководителей охранных организаций 0,228 0,472 0,347 0,728
% в общей дисперсии выборки 21,80 15,68 14,43 7,27
Специальное изучение данного вопроса показало, что управление процессом профессиональной подготовки руководителей охранных предприятий представляет собой специально осуществляемую деятельность, направленную на достижение максимально возможного эффекта в уровне профессиональной подготовленности данной категории лиц.
Сама деятельность по управлению профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий имеет сложную структуру и реализуется поэтапно (рис. 1).
На каждом из них решаются свои специфические задачи.
Разработанная технология была реализована в ходе педагогического эксперимента. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий (табл. 4, 5).
Таблица 4
Средние результаты освоения экспериментальной программы субъектами
управления(п=23)
Основные разделы программы Результаты успешности обучения (в баллах) (х ± т) Р
до эксперимента после эксперимента
Теоретический курс 2,3 ± 0,34 4,1 ± 0,19 <0,05
Методико-практический курс 3,0 ± 0,27 4,5 ± 0,28 <0,05
Реферат на заданную тему - 4,2 ± 0,23 -
Общая экспертная оценка 2,7 ± 0,39 4,3 ± 0,25 <0,05
Самооценка 3,2 ± 0,31 4,6 ± 0,27 <0,05
Удовлетворенность содержанием и методикой проведения занятий - 4,5 ± 0,31 -
Таблица 5
Результаты оценки уровня успешности овладения испытуемыми знаниями, ________________умениями и навыками управления (п=23)____________________
Уровни успешности овладения программой обучения Испытуемые (%)
до эксперимента после эксперимента
«Высокий» 5,8 41,6
«Относительно высокий» 8,6 45,2
«Средний» 59,4 9,9
«Низкий» 26,2 3,3
I этап II этап III этап
«Оценочный» « Деятельностный» «Корректировочный»
111 > ис ->
Решаемые задачи
• Оценка соответствия • Планирование • Сравнение
уровня подготовленности действий, направленных на полученных результатов с
руководителей оптимизацию планируемыми;
требованиям, профессиональной • Выявление причин
предъявляемым подготовленности недостаточно высокой
профессиональной руководителей охранных профессиональной
деятельностью; предприятий; подготовленности
• Оценка процесса • Разработка руководителей охранных
профессиональной программы повышения предприятий;
подготовки руководителей уровня профессиональной • Определение причин
охранных предприятий; подготовленности низкой эффективности
• Оценка руководителей охранных образовательного процесса
индивидуальных предприятий; по повышению уровня
способностей • Проведение профессиональной
руководителей охранных комплекса мероприятий по подготовленности
предприятий; подбору преподавателей руководителей охранных
• Оценка возможностей для проведения занятий предприятий;
по организации процесса руководителями охранных • Внесение корректив
профессиональной предприятий; в план действий по
подготовки руководителей • Создание повышению уровня
охранных предприятий; необходимых профессиональной
• Определение целей педагогических условий подготовленности
профессиональной для эффективной руководителей охранных
подготовки руководителей профессиональной предприятий;
охранных предприятий; подготовки руководителей • Внесение корректив
• Выбор конкретных охранных предприятий; в программу обучения
способов решения • Формирование и руководителей охранных
образовательных задач; развитие предприятий.
• Прогнозирование профессиональной
повышения уровня компетентности у
профессиональной руководителей охранных
подготовленности предприятий в процессе
руководителей охранных использования различных
предприятий. форм обучения;
• Организация
контроля за процессом
профессиональной
подготовки руководителей
охранных предприятий.
Рис. 1. Технология управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий
Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий явились положительные сдвиги в оценке уровня успешности овладения испытуемыми знаниями, умениями и навыками управления охранным предприятием.
Таким образом, в ходе проведенного исследования разработанная технология управления профессиональной подготовкой руководителей охранных предприятий показала высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргеткин, С. Эффективное управление охранным бизнесом / С. Аргеткин // Охранная деятельность. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
2. Веденов, Л. 15 лет частной охранно-сыскной деятельности в России / Л. Ве-денов // Охранная деятельность. - 2007. - № 3 (75). - С. 14-16.
3. Закревский, П. Порядок подготовки и проведения охранного мероприятия: руководство по обеспечению безопасности физических лиц, бизнесменов, представителей деловых кругов / П.Закревский. - М. : ОРГинформ, 2008. - 157 с.
4. Кабачный, В.В. Практическое пособие по работе с кадрами в охранной фирме / В.В. Кабачный. - Донецк : [б.и.], 2007. - 235 с.
5. Линдер, И.Б. Теория и практика контртеррористической подготовки / И.Б. Линдер // Практические аспекты финансового и организационно-кадрового обеспечения работы частных охранных и детективных предприятий : материалы науч.-практ. конф. - М., 2008. - С. 158-164.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ
Венер Фасхетдинович Усманов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Вероника Сергеевна Кругликова, соискатель,
Бирская государственная социально-педагогическая академия
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности будущих специалистов в сфере физической культуры к развитию способностей юных спортсменов.
Представлены результаты исследования по развитию коммуникативных способностей студентов физкультурного профиля как фактора готовности к реализации личностно ориентированного подхода к детям.
Ключевые слова: коммуникативные способности, компонент готовности, контингент.
DEVELOPMENT OF STUDENTS COMMUNICATIVE ABILITIES AS FACTOR OF REALIZATION OF INDIVIDUALLY-ORIENTED APPROACH TO CHILDREN
Vener Faskhetdinovich Usmanov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Veronica Sergeyevna Kruglikova, competitor,
Birsk State Socially-Pedagogical Academy
Abstract
The article deals with a problem of readiness of future physical culture specialists to development of young sportsmen abilities.
The results of the research of development of communicative abilities of physical training profile students as a factor of realization of person-oriented approach to children are presented.
Key words: communicative abilities, readiness component, contingent.
Основной задачей подготовки специалистов в высшем учебном заведении в сфере физической культуры является формирование профессионально важных качеств личности будущего педагога (ПВК). Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного про-