УДК 378 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Михаил Анатольевич Гусаков, декан,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической технологии формирования навыков разработки бизнес-плана, в процессе профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций. Проведенное исследование показало, что для успешного управления спортивными организациями необходимо: совершенствование подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров; всестороннее методическое и материальнотехническое обеспечение профессиональной подготовки; формирование навыков разработки бизнес-планов; создание эффективной технологии профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций.
Исследование показало, что технология формирования навыков разработки бизнес-планов в процессе профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций осуществляется в три относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапа.
Ключевые слова: педагогическая технология; профессиональная подготовка; бизнес-план; руководители спортивных организаций.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p26-30 PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SKILLS IN BUSINESS PLAN DEVELOPMENT IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF HEADS OF
THE SPORTS ORGANIZATIONS
Mikhail Anatolyevich Gusakov, the dean,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of author's researches on justification of pedagogical technology for formation of skills in development of a business plan in the course of vocational training of heads of the sports organizations. The carried-out research showed that for successful management of the sports organizations are necessary: improvement of selection, preparation and arrangement of administrative staff; all-round methodical and material support of vocational training; formation of skills to development of business plans; creation of effective technology for vocational training of heads of the sports organizations.
Research showed that the technology for formation of skills to development of business plans during professional course of preparation of heads of the sports organizations is carried out within three rather independent and interconnected stages.
Keywords: pedagogical technology, vocational training, business plan, heads of sports organizations.
В соответствии с Федеральным РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 от 4 декабря 2007, «физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности». и далее, Ст. 10 «1. Физкультурно -спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации для коммерческих и некоммерческих организаций. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций» [4]. Приведенные формулировки закона, говорят о следующем, не следует рассматривать физкультурно-спортивные организации, как нечто «особенное», для них, как и для любых других организаций, существуют и действуют одни методы управления.
Деятельность, цели, задачи и способы достижения определяются типовым уставом, основные положения типового устава физкультурно-спортивной организации изложены в Ст. 15-19. Федерального Закона [3].
Деятельность физкультурно-спортивной организации имеет конкретную цель, прописанную в Уставе, например, для коммерческих организаций - получение прибыли, и решение конкретных задач, сформулированных в Уставе для достижения своей генеральной цели. В этом контексте деятельность любой организации, в том числе и физкультурно-спортивной, является плановой.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).
В данной статье мы остановимся только на среднесрочном планировании [1].
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления аппарата управления и реализации основных направлений деятельности. В них формируются основные задачи на установленный период, например, стратегия деятельности общественной организации, стратегия реализации основных уставных задач деятельности, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от характера деятельности физкультурно-спортивной организации и размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.
Как не прискорбно, но приходится констатировать, что современные методы управления в физкультурно-спортивных организациях внедряются достаточно медленно. Это связано, в первую очередь, с недостатком соответствующих управленческих знаний у большинства спортивных руководителей, особенно, на низовом уровне.
Однако, следует отметить программную статью Министра спорта В.Л. Мутко, и положительный опыт внедрения методов процессного управления и бизнес-планирования в деятельность федерации мини-футбола [1-3].
Описание бизнес-процессов (рис.1), как наиболее трудоемкая и чреватая многими ошибками задача, нуждается в конкретной методологической платформе.
Рис. 1. Обобщенная бизнес-модель организации (по Алиеву Э.Г. [1])
Основные вопросы теории управления «Что делать и как?» в социальноэкономической сфере, в отличие от технических наук остаются открытыми. На наш
взгляд, это связано с отсутствием необходимой формализации проблемы управления, методов и механизмов, позволяющих достичь оптимального в определенном смысле результата.
В [2] предложена универсальная модель управления спортивной федерацией. Очевидно, что данная модель применима для любой другой физкультурно-спортивной организации (рис.2).
Рис. 2. Универсальная модель организационно-педагогического управления по решению уставных задач физкультурно-спортивной организации (Алиев Э.Г. [2])
Как непосредственно видно из рис.2 ведущую роль в функционировании организации играет лицо, принимающее решение, которое определяется уставом организации.
На сегодняшний день система профессиональной подготовки руководителей спортивно-оздоровительных комплексов находится в стадии реформирования, не учитывает существующие экономические реалии. У многих руководителей отсутствуют навыки разработки бизнес-плана. Это отрицательно сказывается на их профессиональной деятельности. Очевидно, что без четко построенной организационной структуры, а также системы формирования навыков разработки бизнес-плана в процессе профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций, качественное решение указанных задач невозможно.
Для обоснования технологии формирования навыков разработки бизнес-планов, в процессе профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций определялась ранговая структура степени реализации различных видов управленческой деятельности, ее этапность и методические приемы. Исследование показало, что технология профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций осуществляется в три относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапа (рис. 3).
Разработанная педагогическая технология формирования навыков разработки бизнес-планов у руководителей спортивных организаций позволяет более качественно решать задачи по управлению спортивными организациями.
Лицо,
принимающее
решение
(ЛПР)
Разработка комплекса мероприятий
Проект
НЕТ
Проверка выполнимости проекта
(процессное управление) моделирование решений
ДА
Организационная составляющая
Рис. 3. Педагогическая технология формирования навыков разработки бизнес-плана в процессе профессиональной подготовки руководителей спортивных организаций
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) / Э.Г. Алиев. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2009. - 328 с.
2. Алиев, Э.Г. Формальная структура организационно-педагогического управления развитием массового мини-футбола / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 3-5.
3. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
4. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 от 4 декабря 2007 года [электронный ресурс] // URL:
docs.kodeks.ru>document/902075039. - Дата обращения 25.05.2012.
REFERENCES
1. Aliev, E.G. (2009), Content and direction of management of Sports Federation (As-
sociation of mini-football of Russia), publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Aliev E.G. (2009),The Formal structure of organizational-pedagogical management of development of mass footzal, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No.
11, pp. 3-5.
3. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), "The organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.05.2012.
УДК 796.012;, 796.42 УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ОСНОВЕ МИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Евгений Владимирович Гусинец, старший преподаватель,
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Республика Беларусь, Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь
Аннотация
С помощью миометра MYOTON 3 (устройства для измерения эластичности и жёсткости биологических тканей) измерялись биомеханические характеристики ряда скелетных мышц спортсменов. Данные, полученные с помощью миометра, помогают провести количественную и качественную оценку выполняемой работы, сделать оптимизированных подбор средств для специализированных тренировок. При этом сравнительный анализ данных основных амплитудночастотных показателей полученных во время тренировки, с цифровыми значениями оценочной шкалы, дает возможность осуществлять целенаправленное управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции. Кроме того, применение миометрического метода (в комбинации с другими методами) позволяет предотвратить травматизм мышц, несущих основную нагрузку в соревновательном движении, получить дополнительную информацию для того, чтобы определить начало следующих тренировок после травм.
Ключевые слова: упруго-вязкие свойства мышц, миометр, спринтеры, тренировочный процесс, нагрузка, критерии, текущий контроль.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p30-34 MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS OF THE QUALIFIED SPRINT RUNNERS ON THE BASIS OF MIOMETRICAL INDICATORS OF MUSCULAR SYSTEM
Evgeny Vladimirovich Husinets, the senior lecturer,
Gomel State University named after F. Skoriny, Gomel, Belarus,
Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Evgenie Pavlovich Vrublevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Polessky State University, Pinsk, Belarus
Annotation
With the help of miometer MYOTON 3 (device for measurement of elasticity and rigidity of bio-