Научная статья на тему 'Педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований'

Педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / РУКОВОДИТЕЛИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИН / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TRAINING GAMES / LEADER OF VOLUNTARY FIRE TEAMS / AGRICULTURAL MUNICIPAL UNIONS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретинская Юлия Александровна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований. Автором установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности данной категории специалистов и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии их профессиональной подготовки с применением обучающих игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретинская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of the application of training games in the course of vocational training of leaders of voluntary fire teams of agricultural municipal unions

The work presents the results of conducted research on working out the pedagogical technology for application of training games in the course of vocational training of leaders of voluntary fire teams of agricultural municipal unions. The author established the rank structure of factors defining the high efficiency of professional work of the given professional category and psychology-pedagogical conditions necessary for effective realization of the developed technology for their vocational training with application of training games.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований»

87-90.

Контактная информация: fitboll@yandex.ru УДК 796.07

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИН СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Юлия Александровна Ретинская, соискатель,

Орловский государственный аграрный университет, г. Орел

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований. Автором установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности данной категории специалистов и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии их профессиональной подготовки с применением обучающих игр.

Ключевые слова: педагогическая технология, обучающие игры, руководители добровольных пожарных дружин, сельскохозяйственные муниципальные образования, профессиональная подготовка.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE APPLICATION OF TRAINING GAMES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF LEADERS OF VOLUNTARY FIRE TEAMS OF AGRICULTURAL MUNICIPAL UNIONS Julia Aleksandrovna Retinskaya, the competitor,

The Oryol state Agrarian University

Annotation

The work presents the results of conducted research on working out the pedagogical technology for application of training games in the course of vocational training of leaders of voluntary fire teams of agricultural municipal unions. The author established the rank structure of factors defining the high efficiency of professional work of the given professional category and psychology-pedagogical conditions necessary for effective realization of the developed technology for their vocational training with application of training games.

Keywords: pedagogical technology, training games, leader of voluntary fire teams, agricultural municipal unions, vocational training.

Исследования, проведенные в последние годы в [1,5-7] и другими авторами, свидетельствуют о недостаточном уровне профессиональной подготовленности руководителей добровольных пожарных дружин (ДПД) сельскохозяйственных муниципальных образований.

Как показал анализ литературы, одним из путей повышения профессионального мастерства руководителей ДПД является использование обучающих игр. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет, проведенные [2-4], свидетельствуют о высокой эффективности применения обучающих игр в профессиональной подготовке разных специалистов. Проведенные исследования показали, что уровень профессиональной компетентности руководителей ДПД для действий в чрезвычайных ситуациях находится в прямой зависимости от их способности эффективно использовать в своей практической деятельности полученные специальные знания, навыки и умения.

Классификация обучающих игр, в зависимости от решаемых задач в процессе

профессиональной подготовки руководителей ДПД сельскохозяйственных муниципальных образований, представлена на рисунке 1.

Игры

Цель обучения

Нормативные

Приобретение знаний основ законодательства РФ в области пожарной безопасности; формирование умений планировать действия в чрезвычайных ситуациях

Целевые и ролевые

Формирование навыков правильного принятия решений проведения аварийно-спасательных работ на объектах, оказания помощи пострадавшим

Ситуационные

Формирование умений и навыков по осуществлению взаимодействия при организации тушения пожаров на сельскохозяйственных объектах

Коммуникативные и позиционные

Эвристические

Совершенствование умений по выявлению причин и условий, способствующих нарушению правил пожарной безопасности; по координации действий при тушении пожара

Формирование навыков расчета сил и средств для тушения пожара

Рис. 1. Классификация обучающих игр в зависимости от решаемых задач в процессе профессиональной подготовки руководителей ДПД сельскохозяйственных муниципальных образований

С целью определения факторов, определяющих высокую эффективность формирования профессиональных навыков и умений у руководителей ДПД с использованием обучающих игр, проводился специальный опрос опытных специалистов. В опросе принимали участие 87 человек. Респондентам предлагалось проранжировать факторы по степени значимости для повышения эффективности формирования профессиональных навыков и умений у руководителей ДПД для действий в чрезвычайных ситуациях. Результаты опроса представлены в таблице 1.

В ходе дальнейшего исследования разрабатывалась педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей ДПД сельскохозяйственных муниципальных образований, а затем экспериментально проверялась ее эффективность.

При разработке педагогической технологии применения обучающих игр использовались два основополагающих принципа: перехода от простых игр к более сложным и принцип комплексирования различных видов игр, исходя из решаемых задач профессиональной подготовки для действий в чрезвычайных ситуациях.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей ДПД сель-

скохозяйственных муниципальных образований (п=87)

Значимость (ранговое место) Основные факторы Ранговый показатель, %

1 Высокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игр 19,5

2 Соответствие вида обучающих игр решаемым профессиональным задачам 17,9

3 Наличие научно обоснованной педагогической технологии применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей ДПД 14,3

4 Рациональное распределение различных видов обучающих игр на всех этапах профессиональной подготовки руководителей ДПД 12,8

5 Наличие предварительно подготовленного сценария и плана обучающей игры 12,2

6 Нацеленность обучающих игр на развитие организаторских и управленческих навыков у руководителей ДПД 10,7

7 Предварительная подготовка помощников, обеспечивающих качественное проведение обучающих игр 7,1

8 Умение преподавателей поддерживать высокий уровень мотивации у руководителей ДПД к изучаемым вопросам 5,5

При этом игры использовались в двух различных аспектах: для обучения и тренинга. Эти аспекты в конкретной игре сочетались друг с другом или, в соответствии с определенными целями игры, акцент делался на каком-то одном аспекте. Педагогическая технология применения обучающих игр представлена на рисунке 2. Сравнительный анализ успешности овладения навыками профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях испытуемых экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии (табл. 2).

Таблица 2

Средние результаты освоения тематики программы профессиональной подготовки испытуемыми экспериментальной и контрольной групп по окончании педагогиче-

ского эксперимента

№ п/п Показатели тематики профессиональной подготовки Результаты успешности обучения, в баллах (х±т) Р

КГ (п=17) ЭГ (п=18)

1. Оценка обстановки 4,0±0,22 4,3±0,18 -

2. Проведение разведки во время пожара на сельскохозяйственном объекте 3,8±0,21 4,2±0,29 -

3. Расчет необходимых сил и средств пожаротушения 3,6±0,12 4,3±0,09 0,05

4. Определение решающего направления тушения пожара 3,3±0,17 4,4±0,21 0,05

5. Выявление границ предупреждения распространения огня и основных участков борьбы с пожаром 3,9±0,18 4,3±0,19 -

6. Правильная расстановка сил и средств пожаротушения 3,3±0,17 4,1±0,15 0,05

7. Организация взаимодействия при тушении пожара на сельскохозяйственном объекте 3,2±0,23 4,2±0,11 0,05

Кроме того, число лиц с высоким уровнем овладения навыками профессиональной деятельности в ЭГ составило 37,2%, а в КГ - лишь 12,7% и, наоборот, с низким уровнем в ЭГ - 9,3%, а в КГ - 28,5%.

Этот факт дает основание утверждать о положительном влиянии разработанной технологии применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руко-

водителей ДПД сельскохозяйственных муниципальных образований для действий в чрезвычайных ситуациях.

Расчет необходимых сил и средств для тушения пожара

и-

и-

и-

Цель:

Формирование навыков планирования действий при тушении пожара.

Отработка вопросов:

- разработки плана тушения пожара;

- последовательности действий по ликвидации пожара;

- корректировки плана действий в зависимости от обстановки.

Постановка задач силам, участвующим в тушении пожара

Цель:

Формирование навыков руководства пожарными расчетами.

Отработка вопросов:

- защиты путей эвакуации людей;

- предупреждения взрывов;

- подачи воды или других огнегасительных средств с места наиболее интенсивного горения;

- защита соседних зданий и помещений от огня.

Организация управления, взаимодействия и меры безопасности при ликвидации пожара

Цель:

Формирование навыков управления

взаимодействием лиц, участвующих в

ликвидации пожара.

Отработка вопросов:

- координации действий при тушении пожара на сельскохозяйственных объектах с учетом их особенностей;

- взаимодействия с использованием электромегафона, звукоусилительной установки и других средств связи.

Эвристические,

нормативные

Ролевые

Коммуникатив-

ные,

ситуационные

Рис. 2. Педагогическая технология применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей ДПД сельскохозяйственных муниципальных образований

ВЫВОД

В ходе проведенных исследований было установлено, что применение обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований позволяет в значительной степени повысить уровень подготовленности данной категории лиц к действиям при ликвидации пожаров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Болотин, А.Э. Теория и практика применения обучающих игр для обучения специалистов по физической подготовке и спорту : монография / А.Э. Болотин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2001. - 127с.

3. Капустина, Е.Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 60-64.

4. Кирсанов, В.Е. Обоснование различных видов обучающих игр в процессе профессиональной подготовки специалистов // Педагогические проблемы профессионального совершенствования специалистов. - СПб., 2006. - С. 66-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для обеспечения высокой эффективности управления физической подготовкой личного состава подразделений ГПС // Физическая культура и спорт в системе образования и воспитания учащейся молодежи : сб. науч. работ/ под ред. Л.М.Волковой. - СПб., 2005. - С. 13-15.

6. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 85-89.

7. Шульженко, В.Н. Профессиональная подготовка членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований : метод. пособие / В.Н. Шульженко ; Белгородский гос. техн. ун-т им. Шухова. - Белгород : [б.и.], 2006. - 187 с.

Контактная информация: retinskaya@mail.ru

УДК 37.034

СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЛИЦ ЗАНЯТЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ

ТРУДОМ

Юлия Кимовна Родыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)

Аннотация

Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы. Выявлено, что профессиональная деятельность вызывает ухудшение в функционировании психических процессов лиц занятых экстремальным трудом. Определена специфика нарушений психической сферы в зависимости от профессиональной группы.

Ключевые слова: экстремальная профессиональная деятельность, функционирование когнитивных процессов.

SPECIFICITY OF THE COGNITIVE FUNCTIONS DEPENDING ON THE PROFESSIONAL GROUPS OF THE PERSONS OCCUPIED WITH THE EXTREME

LABOR ACTIVITIES

Yulia Kimovna Rodygina, the candidate of medical sciences, senior lecture,

I.P. Pavlov St.-Petersburg State Medical University of Russia

Annotation

The condition of workers' cognitive processes that have been divided into different professional groups in extreme service activities has been analyzed. There has been revealed that profession activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.