Научная статья на тему 'Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы'

Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TRAINING COMPLEXES / EXPERTS OF THE AIRFIELD FIRE-PREVENTION SERVICE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзева Ирина Владимировна, Рыжкина Любовь Анатольевна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы. Авторами установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности данной категории специалистов и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзева Ирина Владимировна, Рыжкина Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service

The work presents the results of the conducted research on working out the pedagogical technology for application of training complexes in the course of vocational training of the experts of air field fire-prevention service. Authors established the rank structure of the factors defining the high efficiency of professional work of the given professional category and psychology-pedagogical conditions, necessary for effective realization of the developed technology of their vocational training.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы»

личности в последнем поколении содержат как компонент воспроизведения паттернов, существовавших в прошлых поколениях, так и проявления дифференцированных особенностей, определяющихся актуальными обстоятельствами жизни и постепенно набирающей вес субъектной активностью самого человека. Данные два процесса - воспроизведения и преобразования личностных особенностей каждого последующего поколения - могут быть рассмотрены как факторы наследственной устойчивости и изменчивости применительно к психосоциальным особенностям личности. Однако, для того чтобы не смешивать сферу нашего исследования с областью психогенетики, мы, вместо понятия «наследственность», предлагаем термин «воспреемственность».

Таким образом, жизненный путь личности может рассматриваться как результат влияния трех базовых факторов: родовой воспреемственности, социально-

исторической среды и субъектной активности человека. При этом исключительно последний фактор - способность личности к сознательной, целенаправленной и относительно свободной активности позволяет преодолевать влияние двух первых факторов и способствовать социально-психологической коррекции жизненного пути человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кро-ник. - М. : Смысл, 2008. - 267 с.

2. Гольжак де, В. История в наследство / В. де Гольжак. - М. : Издательство института психотерапии, 2003. - 232 с.

3. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. - СПб. : Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.

4. Кроник, А.А. Каузометрия : методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М. : Смысл,

2003. - 294 с.

5. Осницкий, А.В. Теоретико-методологические основы наследственности психических свойств личности / А.В. Осницкий // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - 2008. - Сер. 12, вып. 1. - С. 187-198.

6. Осницкий, А.В. Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений / А.В. Осницкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 71-75.

7. Шутценбергер, А.А. Синдром предков / А.А. Шутценбергер. - М. : Издательство института психотерапии, 2005. - 256 с.

Контактная информация: science.psy@gmail.com

УДК 796.07

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ

Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук,

Любовь Анатольевна Рыжкина, соискатель,

Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ),

г. Ульяновск

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы. Авторами установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности данной категории специалистов и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии их профессиональной подго-

товки.

Ключевые слова: педагогическая технология; тренировочные комплексы; специалисты противопожарной безопасности аэродромной службы; профессиональная подготовка.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE APPLICATION OF TRAINING COMPLEXES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING FOR EXPERTS OF AIRFIELD FIRE-PREVENTION SERVICE

Irina Vladimirovna Pereverzeva the candidate of pedagogical sciences,

Ljubov Anatolevna Ryzhkina, the competitor,

The Ulyanovsk State Technical University

Annotation

The work presents the results of the conducted research on working out the pedagogical technology for application of training complexes in the course of vocational training of the experts of air field fire-prevention service. Authors established the rank structure of the factors defining the high efficiency of professional work of the given professional category and psychology-pedagogical conditions, necessary for effective realization of the developed technology of their vocational training.

Keywords: pedagogical technology, training complexes, experts of the airfield fire-prevention service, vocational training.

Современная профессиональная деятельность специалиста противопожарной безопасности аэродромной службы требует новых подходов к организации их профессиональной подготовки, создания гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовленности специалистов, так как на данных специалистов возлагается высокая ответственность в процессе их профессиональной деятельности.

В ряде исследований последних лет отмечается, что специалисты противопожарной безопасности аэродромной службы работают с высоким напряжением и сталкиваются с факторами неблагоприятного воздействия: высоким риском для жизни при ликвидации пожара на воздушном судне; особой техникой локализации пожара; воздействием на организм высоких температур; работой в средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Такие условия и характер труда специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы вынуждает рассматривать процесс подготовки специалистов в данной сфере как индивидуальный, предъявляя повышенные требования к уровню их психической и физической готовности к профессиональной деятельности (Е.А.Алдошина, 2010; Н.Н. Северин, 2004; В.И.Ткачев, 2006 и др.).

Все это требует целенаправленного поэтапного профессионального развития личности специалиста противопожарной безопасности аэродромной службы.

Между тем, анализ профессиональной деятельности данной категории специалистов свидетельствует, что многим из них не достает самостоятельности, инициативы, профессионализма в работе, психолого-педагогических знаний, умения работать в коллективе, проводить слаженные и эффективные действия в условиях локализации пожаров во время авиационных аварий, что негативно сказывается на результатах их профессиональной деятельности.

Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о высокой эффективности применения тренировочных комплексов для отработки совместных действий по локализации пожаров в различных условиях (В.И. Ткачев, 2006; Е.А. Алдошина, 2010 и др.).

Между тем, проведенный анализ литературы свидетельствует об отсутствии научно обоснованной технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы. В настоящее время не нашли своего отражения в специальной и научной литературе вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих высокую эффективность применения тренировочных комплексов в системе профессио-

нальной подготовки и обоснованием соответствующей методики для повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы.

В ходе опроса 157 респондентов были установлены факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов противопожарной безопасности аэро-

дромной службы (п=157)

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, %

1 Использование в процессе профессиональной подготовки тренировочных комплексов, моделирующих коллективные практические действия при ликвидации аварий на авиатранспорте 20,6

2 Моделирование разных сторон профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки 19,4

3 Создание условий для саморазвития в процессе профессиональной подготовки 12,9

4 Формирование психофизиологической надежности действий в экстремальных ситуациях 11,4

5 Улучшение показателей физической подготовленности и функционального состояния организма 10,4

6 Увеличение удельного веса практических занятий, требующих проявления смелости, решительности 9,2

7 Повышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятий 8,8

8 Создание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств в процессе профессиональной подготовки 7,3

В ходе проведенного исследования было установлено, что использование в процессе профессиональной подготовки тренировочных комплексов, моделирующих коллективные практические действия при ликвидации аварий на воздушном транспорте, является главным фактором, определяющим высокий уровень профессиональной готовности специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы.

Опираясь на данное положение, была разработана педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки этих специалистов, состоящая из шести взаимосвязанных комплексов (рис.).

Затем выявлялась ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки с использованием тренировочных комплексов. Результаты данного исследования представлены в таблице 2.

На завершающем этапе исследований в ходе педагогического эксперимента проверялась эффективность разработанной педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих психофизиологическую надежность действий, физическую работоспособность и профессиональную подготов-

ленность, включающую уровень развития профессиональных навыков.

Содержание тренировочного комплекса

Комплекс № 1

Тренировка в организации и проведении работы со специальной техникой,

применяемой при ликвидации пожаров на воздушном транспорте и спасении людей

ж.

Комплекс № 2

Ж

Комплекс № 5

у

Комплекс № 6

Тренировка в организации поисково-

спасательных работ. Определение маршрута движения и проведения поиска аварийного воздушного транспорта

Комплекс № 3

Тренировка в провед работ на воздушном пострадавших. Спс пострадавших и оказан ении спасательных транспорте. Поиск )собы эвакуации я помощи

Комплекс № 4

Тренировка в компл снаряжения и дыха Отработка коллектив тушению пожаров на во в учебных центрах ектах специального тельных аппаратах. ных действий по здушном транспорте

Тренировка в решении проблемных задач при локализации пожара на воздушном транспорте во время учений на полигоне

Продолжи-

тельность

тренировки

Развитие профессиональных 2 месяца

навыков работы с пожарными

рукавами, лестницами и

др.средствами.

Формирование навыков подготовки 2 месяца

техники к выдвижению и поисковых

мероприятий. Развитие

выносливости и силы

Формирование навыков переноски пострадавших разными способами, оказание им первой медицинской помощи. Развитие силовой выносливости

2 месяца

Формирование навыков 2 месяца

коллективных действий в

чрезвычайных ситуациях. Развитие

смелости, устойчивости к

воздействию неблагоприятных

Формирование навыков 2 месяца

специальных тактических действий.

Развитие психофизиологической

надежности действий

профессиональную пригодность.

зачета на Оценка степени профессиональной 1 месяц

готовности специалиста

Рис. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы

Так, по окончании педагогического эксперимента только 12,9% испытуемых контрольной группы имели высокий уровень развития профессиональных навыков, а в экспериментальной группе эта величина составила 37,2%. И, наоборот, количество лиц с относительно низким уровнем развития этих навыков в контрольной группе было 27,5%, а в экспериментальной - 9,3%.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы с использо-___________________ванием тренировочных комплексов (п=157)______________________

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действий 22,1

2 Наличие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками, необходимыми при локализации пожаров на воздушном транспорте и спасении людей 19,7

3 Создание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях 17,0

4 Соблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексов 14,2

5 Учёт уровня индивидуальной профессиональной подготовленности специалистов при овладении тренировочными комплексами 10,8

6 Включение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручки 8,3

7 Наличие объективной оценки выполнения профессиональных действий, входящих в содержание тренировочного комплекса 7,9

ВЫВОД

В ходе проведенных исследований было установлено, что применение разработанной педагогической технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов обеспечивает высокий уровень их профессиональной готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А.Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для обеспечения высокой эффективности управления физической подготовкой личного состава подразделений ГПС / Н.Н. Северин // Физическая культура и спорт в системе образования и воспитания учащейся молодежи : сб. науч. работ / под ред. Л.М. Волковой. - СПб.,

2004. - С. 13-15.

3. Ткачев, В.И. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса физической подготовки сотрудников ГПС МЧС России / В.И. Ткачев // Профессионал : научно-методический информационный журнал. - 2006. - Октябрь. - С. 107-109.

4. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета / В.И. Ткачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 85-89.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.